Отбор управляющей организации органами местного самоуправления на открытом конкурсе
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - дом) установлен положениями ч.ч. 4 - 8.1 ст. 161 ЖК РФ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Конкурс по отбору управляющей организации (далее - конкурс) проводится, если:
1) в течение года до дня проведения конкурса собственниками помещений в доме (далее - собственники) не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками не было проведено общее собрание по вопросу выбора способа управления домом или решение о выборе способа управления домом не было принято;
- по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников по вопросу выбора способа управления домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления домом не было принято;
2) принятое собственниками решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников при непосредственном управлении не заключили договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома и договоры предоставления коммунальных услуг;
- собственники не направили в ФНС России документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива;
- собственниками не заключены с управляющей организацией договоры управления домом;
3) до окончания срока действия договора управления домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) выдано разрешение на ввод дома в эксплуатацию. На период до заключения договора управления домом между дольщиками, принявшими от застройщика помещение в этом доме, и управляющей организацией, отобранной по результатам конкурса, домом управляет организация, с которой застройщиком заключен договор управления. Такой договор заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию (ч. 14 ст. 161 ЖК РФ).
Организатором конкурса в муниципальных образованиях выступают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органы государственной власти. Предметом конкурса является право заключения договоров управления домом либо договоров управления несколькими домами. Конкурс проводится в отношении всего дома, проведение конкурса в отношении части (одной секции) дома законодательством не предусмотрено (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 11.09.2015 по делу N 33-12947/2015).
В случае проведения конкурса на право заключения договоров управления несколькими домами общая площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в таких домах не должна превышать 100 тыс. кв. метров и эти дома должны быть расположены на граничащих земельных участках, между которыми могут располагаться земли общего пользования (п.п. 2, 6 Правил N 75).
Конкурс является открытым по составу участников и по форме подачи заявок. Победителем признается участник конкурса, предложивший за указанную в конкурсной документации плату в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в доме, на право управления которым проводится конкурс (п.п. 2, 12 Правил N 75).
Проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации не является закупкой работ и услуг для муниципальных нужд и, следовательно, не регулируется положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), что подтверждается правоприменительной практикой (см., например, постановление Восемнадцатого ААС от 01.10.2015 N 18АП-9393/15, решение УФАС по Кировской области от 06.07.2015 N 76/05-15).
В соответствии с п. 7 Правил N 75 функции по проведению конкурса, включая разработку конкурсной документации, размещение извещения о проведении конкурса и иные, связанные с обеспечением проведения конкурса, на основе договора могут выполнять юридические лица (далее - специализированные организации).
При этом специализированные организации не вправе:
1) участвовать в проводимом ими конкурсе;
2) создавать конкурсную комиссию;
3) определять состав общего имущества в доме, на право управления которым проводится конкурс;
4) устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, определять другие существенные условия договора управления домом (см. ч. 3 ст. 162 ЖК РФ);
5) готовить проект договора управления домом;
6) утверждать конкурсную документацию;
7) определять и изменять условия конкурса.
Специализированная организация выбирается на торгах в соответствии с процедурами, установленными Законом N 44-ФЗ.
Во время проведения конкурса специализированная организация действует от имени организатора конкурса. При этом права и обязанности возникают у организатора конкурса, который несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия), совершенных специализированной организацией в пределах переданных ей полномочий по проведению конкурса.
Участие претендента в конкурсе (юридического лица или индивидуального предпринимателя, представивших заявку на участие в конкурсе) обеспечивается внесением на счет, указанный в конкурсной документации, денежных средств в размере 5% размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, умноженного на общую площадь жилых и нежилых помещений в домах, права на управление которыми объединены в один лот.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения по условиям конкурса составляет 10 руб./кв.м, общая площадь всех жилых и нежилых помещений (без помещений общего пользования) в 2 домах, объединенных в один лот, равна 2400 кв.м.
При этих условиях размер денежного обеспечения составит 1200 руб. (10 х 2400 х 5%).
При проведении конкурса к претендентам устанавливаются следующие требования:
1) претенденты должны соответствовать требованиям, установленным законом к лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги, предусмотренные договором управления домом;
2) в отношении претендента не должна проводиться процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица - процедура ликвидации;
3) деятельность претендента не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
4) у претендента отсутствует задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25% балансовой стоимости его активов по данным бухгалтерской отчетности за указанный отчетный период;
5) у претендента отсутствует кредиторская задолженность за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70% балансовой стоимости его активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
6) претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, внесены средства в обеспечение заявки на участие в конкурсе (п. 15 Правил N 75).
Соответствие претендентов перечисленным требованиям (за исключением п. 1 приведенного перечня) проверяется конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия не вправе требовать от претендента каких-либо подтверждений соответствия данным требованиям. В случае установления фактов несоответствия участника конкурса приведенным требованиям конкурсная комиссия вправе отстранить его от участия в конкурсе на любом этапе проведения конкурса.
Решение конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе претендента либо об отстранении участника конкурса от участия в конкурсе может быть обжаловано в порядке, установленном АПК РФ.
В соответствии с п. 5 Правил N 75, ст. 168, п. 1 ст. 449 ГК РФ нарушение процедуры организации или проведения конкурса является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления домом, заключенных по результатам такого конкурса. Заинтересованными лицами при рассмотрении споров о признании результатов конкурса недействительными выступают управляющие организации, имеющие право на предъявление такого иска в случае надлежащего проведения собственниками общего собрания по выбору этой управляющей организации для управления домом. Иллюстрацией к таким спорам могут служить следующие примеры из судебной практики: постановления АС Западно-Сибирского округа от 14.02.2017 N Ф04-6560/16 и от 13.11.2015 N Ф04-26149/15, определение ВС РФ от 16.11.2015 N 304-ЭС15-14035.
Тема
Выбор управляющей организации для управления МКД
См. также
Конкурсная комиссия по отбору управляющей организации на открытом конкурсе
Извещение о проведении конкурса по отбору управляющей организации
Конкурсная документация по отбору управляющей организации для управления МКД
Подача заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации по управлению МКД
Рассмотрение заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления МКД
Процедура конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД
Заключение договора управления многоквартирным домом по результатам конкурса
Электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
Общее собрания собственников по выбору управляющей организации МКД
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Уведомление об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору управляющей организации
Еще...
Практическая ситуация
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах