Условия договора ресурсоснабжения между УК МКД и РСО
Договоры ресурсоснабжения - между управляющими МКД организациями (далее - УК МКД) и ресурсоснабжающими организациями (РСО) - заключаются по процедуре и с соблюдением Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), см. также ч. 1.2 ст. 157 ЖК РФ.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) не относится к числу РСО, договор между региональным оператором и УК МКД на оказание услуг по обращению с ТКО заключается по процедуре раздела I.1 Правил обращения с ТКО, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Конкретные условия договора ресурсоснабжения должны, разумеется, соответствовать ГК РФ, Правилам N 124 и отраслевым нормативно-правовым актам*(1) в соответствующей сфере ресурсоснабжения (п. 16 Правил N 124); существуют также утвержденные Правительством РФ типовые договоры в области водоснабжения и водоотведения, утв. постановлениями от 29.07.2013 N 643 и 645.
Любой договор, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, считается заключенным, если его стороны достигли соглашения по всем его существенным условиям (то есть таким, которые названы законом или одной из сторон в качестве необходимого условия договора). Для договора ресурсоснабжения между УК и РСО предусмотрены следующие существенные условия (п. 17 Правил N124):
1 |
предмет договора (вид коммунального ресурса) |
- используемые для предоставления потребителям коммунальных услуг: холодная и горячая вода, электроэнергия, теплоэнергия, природный газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо; - потребляемые при содержании общего имущества (далее - СОИ) в МКД вода и электричество. Однако Правила N 354 относят к коммунальным ресурсам, потребляемым при СОИ, также и тепло, и газ, и твердое топливо; - сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе при СОИ. Строго говоря, они не являются ресурсами, но приравниваются к ним (абз. 5 п. 2 Правил N 124, абз. 10 п. 2 Правил N 354) |
2 |
дата начала поставки коммунального ресурса |
ресурс поставляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения. Но эта дата не может быть ранее момента, с которой у самой УК возникла обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям и приобретать коммунальный ресурс для СОИ (п. 19 Правил N 124) |
3 |
показатели качества поставляемого коммунального ресурса |
качество ресурса и его объем должны: - соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) МКД и его сетей к централизованным сетям ИТО, - обеспечивать надлежащее СОИ и предоставление потребителям коммунальной услуги согласно Правилам N 354 (п. 20 Правил N 124), в том числе соблюдение требований по их качеству. См. также Требования к качеству коммунальных услуг |
4 |
порядок определения объема переданного ресурса |
порядок определения объемов ресурса зависит от того, имеется ли в МКД ОДПУ, имеются ли ИПУ, насколько исправно передаются в РСО показания этих приборов и т.п., а также от наличия "прямых договоров" жителей МКД с РСО. Подробно обо всех нюансах сказано в п.п. 21, 21.1, 21.2 Правил N 124 |
5 |
цена договора, а точнее, - порядок ее определения. Внимание! Системное толкование ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и п. 13 Правил N 354 исключает возложение на УК - исполнителя комуслуг в отношениях с РСО обязанностей по оплате ресурсов в большем объеме, чем они подлежали бы оплате в случае их получения гражданами напрямую от РСО, минуя посредничество УК, причем как для внутриквартирного потребления, так и "общедомового" (п. 17 Обзора судебной практики N 3, утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2016) |
- цена договора подсчитывается по тарифам, которые устанавливаются органами власти, либо по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, пп. "а" п. 22 Правил N 124), - стоимость ресурсов для СОИ рассчитывается по тарифам для населения (пп. "б.1" п. 22 Правил N 124), - стоимость ресурса для предоставлений коммунальной услуги в нежилых помещениях рассчитывается по тарифам для населения только тогда, когда собственник нежилого помещения сам является/приравнен к населению (пп. "б" п. 22 Правил N 124). Что, однако, противоречит абз.3, 4, 5 п. 6 Правил N 354, согласно которым поставка воды, света и тепла в нежилое помещение МКД, а также отведение сточных вод осуществляются на основании письменных договоров ресурсоснабжения, заключенных непосредственно с РСО, без таких договоров объем поставленного ресурса определяется как для самовольного пользования, при этом УК обязана "сдать" собственников нежилых в РСО; - если МКД не оборудован ОДПУ (хотя технически это возможно), либо УК не передает его показания, либо дважды не пропускала представителей РСО для проверки состояния ОДПУ, то стоимость ресурса для СОИ определяется по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 (для тепла - 1,1). То же правило применяется по истечении 3 мес после поломки, утраты, истечения срока эксплуатации ОДПУ (пп. "ж" и "е" п. 22 Правил N 124). Исключение - ОДПУ электроэнергии, который обязан установить и ввести гарантирующий поставщик (абз. 3, абз. 8 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике, абз. 6 п. 136, п. 151 Положения N 442) |
6 |
порядок оплаты. Расчетный период принимается равным одному календарному месяцу (пп. "е" п. 17 Правил N 124) |
- плата за ресурс вносится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, либо еще позднее (п. 25 Правил N 124).Отметим, что несколько иначе сформулированы Требования к расчетам за ресурсы, необходимые для осуществления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253: согласно п.п. 6, 7 Требований, УК переводит платежи РСО не позже следующего дня после получения платежей от жителей МКД, но если от жителей "пришло" менее 5 тыс. руб, причитающихся РСО, деньги можно перечислить позже, но не реже раза в неделю и не позднее дня, в котором совокупный размер платежа в пользу РСО превысит 5 тыс. руб. Эти правила действуют, если договор ресурсоснабжения не содержит другой порядок расчетов (п. 3 Требований N 253); - если в регионе плата за отопление вносится равномерно в течение года (даже летом), то оплата тепла производится из среднемесячного потребления по данным предыдущего года с корректировкой один раз в год по фактическому потреблению (если есть ОДПУ тепла; если нет - то по нормативу с применением коэффициента периодичности оплаты) (п. 25.1 Правил N 124). РСО и УК должны составлять акты сверки расчетов между собой ежеквартально (абз. 4 п. 25 Правил N 124) и обмениваться информацией о платежах УК и платежах жителей - в течение двух недель по окончании расчетного периода (п. 8 Требований N 253) |
7 |
иные условия, если они названы существенными в отраслевых НПА*(1), например, в ч.5 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и т.п. |
В договоре ресурсоснабжения разрешаются также следующие вопросы (п. 18 Правил N 124):
Кто и с какого момента отвечает за некачественный ресурс? (пп. "а" п. 18)
Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, РСО отвечает за качество поставляемого ресурса на границе раздела ВДИС - внутридомовых инженерных систем (общее имущество МКД) и централизованных сетей, предназначенных для подачи ресурса к ВДИС (отвода сточных вод из ВДИС). Эта граница раздела фиксируется в двух актах: 1. разграничения балансовой принадлежности сетей и 2. эксплуатационной ответственности сторон (их копии прилагаются к договору ресурсоснабжения). Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации всегда является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"). Если в доме есть ОДПУ, то граница эксплуатационной ответственности проходит в месте соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД. Правда, по соглашению собственников с РСО или УК - исполнителем коммунальной услуги граница ответственности может быть "перенесена" (п. 8 Правил N 491*(2)). УК обязана следить за качеством и непрерывностью подаваемого РСО коммунального ресурса на границе ВДИС и централизованных сетей (см. также пп. "г" п. 31.1 Правил N 354). Внимание! УК отвечает за нарушения жителями МКД п. 35 Правил N 354, если такие нарушения ухудшили показания качества поставленного в МКД ресурса (пп "а" п. 18 Правил N 124). Если УК оказала некачественную коммунальную услугу по вине РСО, то РСО, помимо снижения платы за поставленный некондиционный ресурс, должна понести дополнительные меры ответственности, например, уплатить УК неустойку. Конкретные меры такой ответственности должны быть прописаны в договоре между РСО и УК (п. 24 Правил N 124). Несоблюдение температурного графика (приложения к договору теплоснабжения между РСО и УК) не является основанием для взыскания неосновательного обогащения с РСО (постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.06.2023, оставлено без изменения определением ВС РФ от 11.10.2023 N 308-ЭС22-14625) |
Что делать обеим сторонам, если жители жалуются на качество и объем предоставляемой коммунальной услуги (пп. "б" п. 18), и, в частности, как проверяются показания ОДПУ тепла для выявления параметров качества теплоснабжения (пп. "б.1" п. 18)?
Алгоритм взаимодействия может быть разным, однако - во-первых, именно УК обязана принимать сообщения потребителей о том, что коммунальной услуги "нет" или она плохого качества (см. также пп. "и" п. 31, пп. "в" п. 31.1 Правил N 354, пп. "г" п. 7 Типового "прямого" договора). При рассмотрении таких сообщений УК обязана взаимодействовать с РСО в порядке, установленном Правилами N 354; - во вторых, стороны обязаны выявлять причину предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества и в ненадлежащем объеме; - в-третьих, определить порядок такого выявления (п. 23 Правил N 124). Порядок взаимодействия с потребителями коммунальных услуг в связи с нарушениями в предоставлении этих услуг описан в п.п. 107-109 Правил N 354. УК должна отдельно сообщать водоснабжающей РСО данные приборов учета тепла и теплоносителя по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным, в течение суток, а также сведения о текущих показаниях приборов учета - в течение 2 рабочих дней после получения запроса об этом от теплоснабжающей РСО. УК обязана беспрепятственно пропускать теплоснабжающую РСО к узлам учета и приборам учета теплоэнергии и теплоносителя (п. 24, п. 25 Правил коммерческого учета теплоэнергии, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034) |
Кто обслуживает внутридомовые инженерные системы (общее имущество) и централизованные сети ИТО, подающие ресурс к внутридомовым системам (отводы бытовых стоков из внутридомовых систем) (пп. "в" п. 18)?
Отметим, что согласно п. 1 ст. 543 ГК РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых сетей, приборов и оборудования должен обеспечить абонент; данная норма применяется, согласно ст. 548 ГК РФ, к отношениям по тепло- и водоснабжению. Согласно пп. "в" п. 31, пп. "б" п. 31.1 Правил N 354, за техобслуживание ВДИС - даже при существующих "прямых" договорах между собственниками и РСО - отвечает УК, если только иное не предусмотрено "прямым" договором |
Кто и как информирует другую сторону о выявлении несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам, и что происходит дальше, в том числе перерасчеты (пп. "в" п. 18)? |
Кто оборудует дом ОДПУ и - по соглашению с собственниками - ИПУ, а также - кто будет присматривать за этими счетчиками (пп. "г" п. 18)?
Согласно ч.ч. 5, 5.1, 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении", МКД должны быть оснащены ОДПУ газа, воды, тепла и электричества, а квартиры - ИПУ газа, воды и электричества (подробнее см. в отдельном материале). Если МКД такими счетчиками не оснащен, то РСО обязана предложить УК "оприборить" дом, а затем, собственно, и "оприборить" (ч.ч. 10, 12 ст. 13 упомянутого закона, п. 38.1 Правил N 491, см. также п. 12 Правил N 1034). Установить ОДПУ и ввести его в эксплуатацию может и УК (пп. "е.2" п. 32 Правил 354), и даже обязана это сделать, если такое решение принято на ОСС, причем независимо от наличия "прямых договоров" с РСО (пп. "с" п. 31, пп. "з" п. 31.1 Правил N 354). При этом с 1 июля 2020 года установка, а также ввод в эксплуатацию, замена, поверки, техобслуживание, проверки всех счетчиков электроэнергии в доме - это обязанность гарантирующего поставщика (абз. 3 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике) |
Как снимаются и передаются контрагенту показания ОДПУ и ИПУ, а также иные сведения, необходимые для расчетов, и как РСО и УК проверяют показания ОДПУ и ИПУ (пп. "д", пп. "е" и "е.1" п. 18, п. 18.1, п. 18.2)?
Если в договоре не установлено иное, УК предоставляет РСО информацию о набежавших показаниях приборов учета не позднее 26-го числа расчетного месяца (пп. "д" п. 18 Правил N 124), сами показания снимаются с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносятся в журнал учета показаний ОДПУ (пп. "е" п. 31, пп. "д" п. 31.1 Правил N 354). Исключение - "умные" приборы учета электроэнергии, подключенные к ИСУ ЭЭМ, - их показания снимает гарантирующий поставщик (пп. "ж" и "е" п. 31, пп. "д" п. 31.1 Правил N 354). Кстати, УК обязана передавать показания ИПУ (если жильцы сообщают их ей), ОДПУ и иную необходимую для расчетов информацию, даже если жители находятся на "прямых" договорах с РСО, а вот если ИПУ электроэнергии подключены к интеллектуальной системе учета ресурсов, то показания снимает РСО и делится ими с УК (п.1 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ, пп. "е" п. 31.1, пп. "е" п. 31 Правил N 354). Если эта информация, напротив, попадает только к РСО, то уже она обязана делиться информацией с УК (ч. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, см. также пп. "ж" п. 31 Правил N 354). Что касается проверки состояния ИПУ и ОДПУ, а также достоверности представленных жителями показаний, то в силу п. 82, п. 83, пп. "г" п. 32 Правил N 354 проводить их не реже 1 раза в год (а если они в квартире - не чаще 1 раза в 3 месяца) - обязанность РСО, если у жителей "прямые договора" с ней, в противном случае - обязанность УК (кроме ИПУ электроэнергии, установленных после 01.07.2020, см. пп. "а" п. 82 Правил N 354). Периодичность таких проверок указывается в договоре о предоставлении коммунальной услуги (пп. "и" п. 19 Правил N 354). Если ИПУ не подключен к ИСУЭЭМ, а сам потребитель не передает показания уже более полугода, то УК/РСО (то есть исполнитель коммунальной услуги) обязана провести проверку ИПУ не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока "молчания", если иной срок не установлен решением ОСС или договором о предоставлении коммунальных услуг (п. 84 Правил N 354). В таких проверках вправе участвовать представители РСО (если проверяет УК), и, наоборот, представители УК (если проверяет РСО) (пп. "е" и "е.1" п. 18 Правил N124). УК должна отдельно сообщать водоснабжающей (и водоотводящей) РСО данные приборов учета тепла и теплоносителя по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным, в течение суток, а также беспрепятственно пропускать теплоснабжающую РСО к узлам учета и приборам учета теплоэнергии и теплоносителя (п. 24, п. 25 Правил N 1034). Если теплоснаб установил свой контрольный (параллельный) счетчик тепла/теплоносителя, на своей стороне границы балансовой принадлежности, то он также обязан предоставить УК доступ к этому счетчику в целях контроля за правильностью его установки и эксплуатации (п. 30 Правил N 1034). Помимо именно проверок достоверности показаний ИПУ, УК также обязана просто снимать показания тех ИПУ (не присоединенных к ИСУЭЭ), которые расположены вне жилых помещений, не реже, чем раз в полгода (пп. "е.1" п. 31 Правил N 354) |
Как оформляются акты о показаниях ОДПУ на момент "ухода" УК из МКД (пп. "д.1" п. 18)?
Эти акты должны быть переданы от "ушедшей" из многоквартирного дома УК к новой управляющей компании (или ТСЖ, кооперативу, одному из собственников) (п. 25 Правил N 416) |
Как РСО будет (и будет ли) подключать ОДПУ к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи их показаний (пп. "ж" п. 18, п. 18.1, п. 18.2)?
УК обязана предоставить РСО возможность подключения ОДПУ учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и интеллектуальной системе учета электроэнергии (ИСУЭЭ) и передачи показаний приборов учета (так называемые "умные счетчики", они же АУСКУЭ или - "интеллектуальная система учета ресурса"). Если имеющиеся в доме ИПУ тоже теоретически можно подключить к такой интеллектуальной системе, то УК обязана оказать содействие в согласовании такой возможности. Расходы на подключение к системе несет РСО, если ОСС не решило включить расходы в состав платы за содержание и ремонт жилья (пп. "ж" п. 18 Правил N 124), кроме расходов на "умные счетчики" электричества: они включаются в размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, а с 2022 года запрещен ввод таких ИПУ и ОДПУ электроэнергии, которые не могут быть подключены к ИСУЭЭ (п. 6.3 ст. 23.1, абз. 3, абз. 8 п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", абз. 4 п. 21.2 Правил N 124). Напомним, что при подключении ИПУ и ОДПУ к интеллектуальной системе учета собственники оплачивают весь объем коммунальных ресурсов, использованных на СОИ, даже если он превышает региональный норматив (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Кстати! Если данные, определенные дистанционно, и данные, считанные непосредственно с теплосчетчика, не совпадают, базой для определения суммы оплаты служат данные, считанные непосредственно с теплосчетчика (п. 34 Правил N 1034) |
Что делать, если ОДПУ вышел из строя, и как подсчитывать размер платы в этом случае (пп. "з" п. 18)?
Тут возможны варианты: например, в первые три месяца после поломки ОДПУ рассчитывать количество ресурса по среднемесячному потреблению, а далее - по нормативу (пп. "в.2" п. 21 Правил N 124, постановления АС Северо-Западного округа от 08.04.2019 N Ф07-2108/19, Семнадцатого ААС от 20.06.2017 N 17АП-6709/17, Тринадцатого ААС от 19.08.2015 N 13АП-15132/15, см. также п. 30 Правил N 1034). Или учитывать показания контрольного (параллельного) прибора учета, который ставит РСО на своей границе балансовой принадлежности (п. 28 Правил N 1034) |
Как стороны обмениваются необходимой информацией в случае установления в регионе соцнормы потребления электричества (пп. "з.1" п. 18)? |
Как будут ограничивать/приостанавливать предоставление коммунальной услуги должникам, находящимся на "прямых" договорах с РСО (пп. "з.2" п. 18)?
УК обязана либо предоставлять РСО доступ к общему имуществу в МКД для ограничения/приостановления/возобновления коммунальной услуги "должникам", либо по указанию РСО самой ограничивать/приостанавливать/ возобновлять услугу должникам-потребителям |
О передаче от УК к РСО информации о потребителях в случае "разрыва" отношений между ними (пп. "з.3" п. 18)?
Когда договор между УК и РСО прекратится (по любым основаниям, в том числе частично, из-за отказа РСО в связи с двухмесячным долгом УК), УК будет обязана в течение 5 рабочих дней со дня расторжения договора передать в РСО множество сведений, в том числе: - ФИО, дата и место рождения, реквизиты паспорта, телефон и адрес E-mail каждого собственника жилья в МКД (и данные об организациях-собственниках), данные о мерах соцподдержки по оплате ЖКХ, - адреса квартир, с их площадью, количеством проживающих, а также площадь помещений ОИ МКД и иные сведения, необходимые для расчета платы за комуслуги, а также реквизиты правоустанавливающих документов на право собственности, - сведения обо всех ИПУ в МКД, - сведения о должниках, которым ограничили/приостановили комуслугу, или есть основания для этого, - сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за 1 год. Аналогичные требования к УК предусмотрены п. 6 Правил N 354. Если УК не исполнит эту обязанность, то будет возмещать РСО связанные с этим убытки в виде штрафа за необоснованное увеличение платы потребителю за комуслуги (абз. 16 п. 6 Правил N 354). Сведения представляются одновременно и на бумаге, и в электронном виде, а согласия субъектов персональных данных не нужно (абз. 17, 18 п. 6 Правил N 354). Кроме того, УК обязана снабжать РСО сведениями из реестра собственников МКД, а если в нем сменились данные на кого-то из собственников, УК обязана передавать РСО новые сведения (чтобы идентифицировать собственника) в течение двух недель после такого изменения (п. 6.1 Правил N 354) |
Когда в МКД, жители которого находятся "на прямых договорах" с РСО, приходит у управлять УК, то собственники (на собрании) вправе решить, что платить за услуги они и дальше будут не УК, а в РСО (ч. 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 157.2 , ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ). Если такое решение принято, то УК и РСО вносят в свой договор ресурсоснабжения специальные дополнения п. 27 Правил N 124:
- о том, как и когда РСО передает УК сведения об оплате от потребителей, а также сведения о задолженности - отдельно по платежам потребителей, и отдельно по платежам за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества. Кстати, обязанность РСО передавать УК информацию о показаниях ИПУ закреплена в ч. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, пп. "ж" п. 31 Правил N 354;
- о том, что при сверке расчетов указываются начисления, платежи и долги УК отдельно за услугу, потребленную при использовании общего имущества, и отдельно за услугу, потребленную потребителями (на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом);
- о том, как УК и РСО действуют в случае необходимости приостановить или ограничить предоставления коммунальной услуги потребителям-должникам, и как УК отвечает за саботаж такого приостановления/ограничения, вплоть до возмещения РСО убытков;
- о том, что УК обязана "прописать" в договорах с потребителями порядок внесения ими платы за коммунальную услугу непосредственно на счет РСО.
_______________________________________
*(1) К таковым, в частности, относятся:
- Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644;
- Правил горячего водоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642;
- Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (применяются для условий договоров поставки газа в крышные котельные, посредством которых газ перерабатывается в иной вид коммунального ресурса - тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения, см. постановление АС Поволжского округа от 23.11.2023 N Ф06-9776/23, оставленное без изменения определением Верховного Суда РФ от 09.02.2024 N 306-ЭС24-849);
- Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442;
- Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808;
- Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения и правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 N 787;
- Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утв. постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614;
- Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034
*(2) Правила N 491 - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв.постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах