Порядок и сроки уплаты транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 361.1 НК РФ освобождаются от налогообложения физлица в отношении каждого большегрузного ТС (транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн), зарегистрированного в реестре ТС системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого ТС, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.
Если сумма транспортного налога в отношении большегруза превышает сумму "дорожной" платы, уплаченную в отношении такого ТС в данном налоговом периоде, льгота предоставляется путем уменьшения суммы налога на сумму платы.
Положения ст. 361.1 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, и действуют до 31 декабря 2018 года включительно.
Сообщить о праве на льготу и представить подтверждающие документы можно в любую налоговую инспекцию по выбору налогоплательщика (п. 3 ст. 361.1 НК РФ).
Письмом ФНС России от 09.01.2017 N БС-4-21/65@ направлена рекомендуемая форма отчета о ТС, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, и о внесении платы в систему "Платон". По мнению ФНС России, для подтверждения прав на налоговую льготу и налоговый вычет налогоплательщики могут представлять информацию из Реестра в виде заполненной Формы отчета (на бумажном носителе), подписанной уполномоченным представителем Оператора (системы "Платон") и удостоверенной печатью Оператора (его филиала, уполномоченного подразделения).
Информация из Реестра в виде Формы отчета может выдаваться по запросу налогового органа, в том числе в целях рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении льготы.
На основании п. 3 ст. 363 НК РФ физические лица перечисляют транспортный налог на основании уведомления, направляемого им налоговым органом. Налоговый орган обязан направить такое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа (второй абзац п. 2 ст. 52 НК РФ). В документе должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты. Уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. В случае отправки по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (пункты 3, 4 ст. 52 НК РФ). Направление уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Что делать, если налоговое уведомление не получено в срок?
По общему правилу обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 НК РФ). В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по его уплате возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога его уплата осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в уведомлении, которое должно быть направлено налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока уплаты, указанного в нем.
Таким образом, до дня получения физическим лицом налогового уведомления по транспортному налогу у него не возникает обязанности по уплате этого налога.
С 2016 года физлица, имеющие доступ к "Личному кабинету налогоплательщика", получают уведомления на уплату имущественных налогов, в том числе транспортного, в электронной форме. Налоговые уведомления на бумаге пользователям "Личного кабинета" по почте больше не направляются. Если налогоплательщику все же необходимо получить "бумажное" уведомление, ему надо сообщить об этом в любой налоговый орган по своему выбору (см. информацию ФНС России от 27.05.2016).
В информации от 07.07.2016 налоговая служба напомнила, что пользователям, пожелавшим получать налоговое уведомление на бумажном носителе, необходимо направить заявление об этом в любой налоговый орган, подписав его электронной подписью. Усиленную неквалифицированную электронную подпись можно получить бесплатно, не посещая Удостоверяющий центр, непосредственно из "Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц" в разделе "Профиль" по ссылке "Получение сертификата ключа проверки электронной подписи".
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ. Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть представлено через личный кабинет налогоплательщика. Соответствующие изменения внесены в п. 4 ст. 78 НК РФ. Заявление о возврате налога подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.
Регистрации транспортных средств, принадлежащих физическим лицам - индивидуальным предпринимателям, производится в порядке, предусмотренном для регистрации ТС за физическими лицами. Следовательно, для целей транспортного налога к ИП могут быть применены только те положения, которые имеют отношение к физическим лицам, несмотря на то, что транспортные средства они используют в предпринимательской деятельности. Соответственно, ИП при уплате транспортного налога (в том числе в части применения льгот) должны руководствоваться порядком, установленным для налогоплательщиков - физических лиц, а не для налогоплательщиков-организаций (см. постановление ФАС Уральского округа от 15.12.2008 N Ф09-9419/08-С3).
Льготы и основания их использования по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Если законом субъекта РФ предусмотрены льготы для какой-либо категории физических лиц, налогоплательщики вправе воспользоваться ими, предоставив в налоговый орган по месту государственной регистрации ТС заявление и документы, подтверждающие право на льготу. См. письма ФНС России от 14.06.2012 N БС-3-11/2085@, УФНС России по г. Москве от 21.03.2012 N 24-14/024608@, от 14.10.2011 N 20-14/099945@.
Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ внесены изменения в НК РФ, касающиеся налогообложения имущества и вступающие в силу с 2018 года.
Для физических лиц упрощен порядок использования льгот по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество. С 2018 года налогоплательщики могут не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготу. Налоговая инспекция сама запросит необходимые данные у органов и организаций, в которых хранятся такие сведения.
При этом налоговые инспекции будут использовать типовые (рекомендуемые) формы запроса, согласия налогоплательщика-физлица на обработку и распространение персональных данных для запроса, а также уведомления налоговой инспекции о неполучении сведений по запросу. Все формы прилагаются к письму ФНС России от 17.10.2017 N ГД-4-11/20938@.
Новая форма заявления о льготе по имущественным налогам физлиц утверждена приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@.
Обязанность физических лиц сообщать об объектах налогообложения
С 1 января 2015 года введена обязанность налогоплательщиков - физических лиц сообщать в налоговый орган о наличии у них "неучтенных" транспортных средств. Это необходимо делать в том случае, если налогоплательщик не получал налоговые уведомления и не уплачивал налоги в отношении своего транспорта за период владения им (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Сообщение (с приложением копий документов, подтверждающих регистрацию ТС) подать в налоговый орган надо один раз до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 1 января 2017 года неисполнение этой обязанности будет грозить штрафом в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). До 2017 года налог исчисляется с года подачи такого сообщения, после - не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления уведомления. Сообщение о наличии объекта налогообложения не не надо представлять, если (п. 2.1 ст. 23 НК РФ):
- физическое лицо получало уведомление об уплате налога в отношении этих объектов ТС;
- или не получало в связи с предоставлением налоговой льготы.
См. также информацию ФНС России от 28.05.2014.
Форма и формат сообщения, а также порядок его заполнения и представления утверждены приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-11/598.
В соответствии с п. 1 ст. 362, п. 4 ст. 391 и п. 2 ст. 408 НК РФ суммы транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц исчисляются налоговыми органами не на основании полученных от налогоплательщиков - физических лиц сообщений о наличии у них объектов, признаваемых объектами налогообложения, а на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию ТС, органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Сообщения физлиц, полученные налоговыми органами, используются для истребования у органов, указанных в п. 4 ст. 85 НК РФ, сведений, необходимых для исчисления соответствующих налогов (см. письмо Минфина России от 27.03.2017 N 03-02-07/2/17737).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах