Энциклопедия решений. Торговый сбор с деятельности по организации розничных рынков

Торговый сбор с деятельности по организации розничных рынков

Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ). В целях главы 33 НК РФ к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ). Под ней понимается деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ (далее - Закон N 271-ФЗ).

Розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные (п. 2 ст. 3 Закона N 271-ФЗ).

Управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ (п. 7 ст. 3 Закона N 271-ФЗ).

Порядок организации розничных рынков регулируется главой 2 Закона N 271-ФЗ, положения которой предусматривают, что:

рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта РФ и утвержденным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта РФ и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта РФ в рынках того или иного типа;

рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством РФ порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта РФ.

Юридическое лицо, получившее разрешение на право организации рынка, признается управляющей рынком компанией (п. 4 ст. 8 Закона N 271-ФЗ).

Таким образом, управляющие компании признаются плательщиками торгового сбора в отношении деятельности по организации розничных рынков. В данном случае объектом осуществления торговли является объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность (пп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ). Правда, из этой формулировки не ясно, что именно должно индексироваться - предельный размер ставки или сама ставка, установленная местной властью. Второй вариант не имеет практического смысла, поскольку местные власти и так могут каждый год менять ставку. По нашему мнению, индексироваться все-таки должен предельный размер.

На 2016 год коэффициент-дефлятор в целях главы 33 "Торговый сбор" НК РФ равен 1,154 (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772), на 2017 год - 1,237 (приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698). О размере коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 33 НК РФ "Торговый сбор", см. справку.


С 1 июля 2015 года торговый сбор введен на территории г. Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62). Ставка сбора для организации розничных рынков в Москве установлена в размере 50 руб. за 1 кв. м площади рынка за квартал (п. 4 ст. 2 Закона N 62).

Согласно п. 6.4 постановления Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП площадь розничного рынка определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, как сумма площади земельных участков и площади объектов капитального строительства, с использованием которых осуществляется деятельность по организации розничного рынка.

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся документы на объект, содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), безвозмездного (возмездного) пользования и другие документы).

В п. 3 письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730 рассмотрен вопрос об определении облагаемой сбором площади розничных рынков, в составе которых имеются парковки (либо другие площади, не используемые для торговли). Разъяснено, что в целях исчисления торгового сбора учитывается общая площадь розничного рынка, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, то есть все площади, указанные в этих документах.

Внимание

Деятельность по организации розничных рынков и торговля на рынке - два разных вида предпринимательской деятельности. Торговый сбор в отношении деятельности по организации розничных рынков платят только управляющие компании розничных рынков. Что касается лиц, непосредственно торгующих на розничных рынках, то, например, пп. 3 п. 1 ст. 3 Закона N 62 в Москве для них установлена льгота: торговля через стационарные или нестационарные торговые объекты на розничных рынках не облагается торговым сбором.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.