Энциклопедия решений. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается торговый сбор

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается торговый сбор

Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли) хотя бы один раз в течение квартала для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор (п. 1 ст. 412 НК РФ).

Согласно пунктам ст. 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли. При этом к торговой деятельности относятся:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

5) деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

Примечание

С 1 июля 2015 года торговый сбор введен только на территории г. Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе"). При этом ставка торгового сбора для торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, не определена. Поэтому указанный вид деятельности торговым сбором в Москве не облагается. Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора по этому виду деятельности не требуется (см. письма Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15, от 17.03.2015 N 90-01-01-07-38/15).

В п. 4 ст. 413 НК РФ уточнено, что в целях главы 33 НК РФ:

1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 НК РФ, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;

2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

3) деятельность по организации розничных рынков - деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ.

К сожалению, глава 33 НК РФ была принята в спешном порядке, и используемые в ней понятия определены недостаточно четко. Так, в отличие от главы 26.3 (ЕНВД), в главе 33 НК РФ ничего не сказано о реализации продукции собственного производства. Не оговорена в ней и ситуация с продажей основных средств или излишков материалов, запчастей и пр. Поэтому для понимания того, что же все-таки относится к торговой деятельности, приходится обращаться к другим отраслям законодательства. Так, в письме от 01.04.2015 N 03-11-06/18129 специалисты Минфина России обращаются к ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". В ней под торговой деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. К оптовой торговле относится торговая деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. К розничной торговле относится торговая деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На этом основании полагаем, что определяющим фактором для торговой деятельности является то, что товары не только продаются оптом или в розницу, но и приобретаются продавцом именно с целью перепродажи. Однако к главе 33 НК РФ пока чрезвычайно мало официальных комментариев, поэтому нельзя с уверенностью утверждать, какой именно трактовки будет придерживаться контролирующие органы. Кроме того, большое значение имеют характеристики объектов, через которые осуществляется отпуск товаров.

Примечание

Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором (далее - Порядок). Из п. 1.6 Порядка следует, что ключевым моментом отнесения того или иного объекта торговли к объектам стационарной сети является оснащение данного объекта оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов. Кроме того, в Порядке приведены критерии для отнесения объектов к тем или иным видам объектов торговли.

Имеющиеся официальные разъяснения также не вносят ясности. В письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730 предпринята попытка заполнить пробелы в главе 33 НК РФ. Причем подход для разных видов деятельности отличается принципиально. С одной стороны, утверждается, что если продажа товаров не является самостоятельным видом деятельности (для ломбардов (п. 8 письма), предприятий общепита (п. 2 письма)), то независимо от наличия объектов, подходящих под определение торговых, сбор платить не нужно. С другой стороны, для производственных предприятий этот принцип не работает (п. 1 письма), несмотря на то, что реализация готовой продукции - завершающий этап производственного процесса, а не самостоятельный вид деятельности.


В отношении оказания бытовых услуг, совмещаемых с продажей сопутствующих товаров, Минфин России высказался в письме от 02.02.2016 N 03-11-06/4/4711. В соответствии с ГОСТ 32610-2014 "Услуги бытовые. Классификация организаций", введенном в действие с 1 января 2016 года приказом Ростехрегулирования от 26.03.2014 N 231-ст, реализация организациями сферы бытовых услуг сопутствующих товаров включена в состав номенклатуры показателей деятельности этих организаций. В связи с этим организации и ИП, оказывающие бытовые услуги населению (ритуальные услуги, услуги ателье, парикмахерских, металлоремонта, ремонта обуви и т.п.) и осуществляющие реализацию сопутствующих товаров, не могут быть признаны плательщиками торгового сбора в отношении реализации указанных товаров.

Следует также учесть положения Закона г. Москвы N 62 "О торговом сборе". Согласно п. 3 ст. 3 этого закона организации и ИП освобождаются от уплаты сбора в отношении торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. м, при одновременном соблюдении условий:

1) основной вид деятельности, указанный при их госрегистрации, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей;

2) площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% общей площади объекта, используемого для оказания перечисленных бытовых услуг.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.