Публичные и непубличные общества
Понятие публичных и непубличных обществ появилось в российском законодательстве с 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ (ООО, АО) и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).
Акционерное общество может быть публичным или непубличным, что отражается в его уставе и фирменном наименовании (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО).
Публичным признаётся акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона об АО). Под публичным обращением акций и иных ценных бумаг понимается совершение с ними сделок, влекущих переход прав на такие ценные бумаги, на организованных торгах или путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы (части пятнадцатая, двадцать третья ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", далее - Закон о рынке ценных бумаг).
Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Однако в период до 01.07.2020 АО, чьё наименование и устав содержат указание на то, что оно является публичным, но при этом его акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются, обязано либо начать регистрацию проспекта акций, либо получить статус непубличного общества (ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", далее - Закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ).
Непубличными обществами являются (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество (п. 2 ст. 7 Закона об АО):
2.1. устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
2.2. чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки), публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, и иным образом не предлагаются для приобретения неограниченному кругу лиц.
3. Общество с дополнительной ответственностью (с 01.09.2014 де факто ООО).
С 01.09.2014 такая организационно-правовая форма юридических лиц, как общество с дополнительной ответственностью, упразднена. К обществам, созданным до этой даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью (п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Соответственно, общества с дополнительной ответственностью также можно отнести к непубличным обществам.
Публичное обращение акций непубличного акционерного общества, а также его ценных бумаг, конвертируемых в акции, в том числе их предложение неограниченному кругу лиц (включая использование рекламы), не допускается (п. 2.1 ст. 27.6 Закона о рынке ценных бумаг).
С 01.09.2014 упразднено деление акционерных обществ на закрытые и открытые. Акционерные общества таких типов с 01.09.2014 не могут быть созданы (ч. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Изменились требования к фирменным наименованиям акционерных обществ.
Полное фирменное наименование непубличного АО должно содержать полное наименование общества, указание на его организационно-правовую форму - акционерное общество; его сокращенное наименование должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" либо аббревиатуру "АО" (п. 2 ст. 96, п. 1 ст. 97 ГК РФ, абзац второй п. 1 ст. 4 Закона об АО).
Полное фирменное наименование публичного АО должно содержать полное наименование общества, указание на его организационно-правовую форму - акционерное общество, а также на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование публичного АО должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "публичное акционерное общество" либо аббревиатуру "ПАО" (п. 2 ст. 96, п. 1 ст. 97 ГК РФ, абзац второй п. 1 ст. 4 Закона об АО).
До 01.09.2014 основным классифицирующим признаком для деления акционерных обществ на открытые и закрытые служило количество акционеров (50 и менее - для закрытых; более 50 - для открытых).
С 01.09.2014 главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.
Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом (п. 6 ст. 98 ГК РФ).
Для ООО осталось требование о максимальном количестве участников (не более 50), в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела (п. 1 ст. 88 ГК РФ). Требование о типе АО, в которое должно быть преобразовано ООО, с 01.09.2014 исключено. В подобной ситуации ООО само сможет определить, будет оно публичным или непубличным АО с соблюдением требований о минимальном размере уставного капитала, а также о публичном размещении акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции.
В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше диспозитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.
Непубличное акционерное общество может приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об АО. Публичное акционерное общество также вправе стать непубличным в соответствии со ст. 7.2 Закона об АО.
Темы
Организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц
Изменения корпоративного законодательства с 01.09.2014 (99-ФЗ от 05.05.2014)
См. также
Перерегистрация хозяйственных обществ с 01.09.2014 (99-ФЗ от 05.05.2014)
Публичные и непубличные акционерные общества
Приобретение непубличным акционерным обществом публичного статуса
Прекращение публичного статуса акционерного общества
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы
Внесение изменений в устав ООО. Новая редакция устава
Внесение изменений, дополнений в устав АО
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах