Особенности привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета по ст. 15.33.2 КоАП РФ
Смотрите в этом материале:
- о разграничении ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ;
- особенности привлечения к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ;
- лица, привлекаемые к ответственности;
- срок давности привлечения к административной ответственности;
Применение административной ответственности за нарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета
На основании ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом наряду с закрепленными в ч. ч. 3 и 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ мерами государственного принуждения в отношении страхователей, направленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, в ст. 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность должностных лиц за непредставление в установленный срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда РФ от 04.02.2019 N 8-П, подобное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета в организациях, своевременно представлять необходимую информацию органам ПФР, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.
О разграничении ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ
С 2021 года в ст. 15.33.2 КоАП РФ административная ответственность за нарушение установленных в системе индивидуального (персонифицированного) учета порядка и сроков представления сведений (документов) разграничена в зависимости от представляемых сведений.
В ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ установлена ответственность за несвоевременное представление либо отказ от представления оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, - на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Исключением являются случаи непредставления в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности, предусмотренных п. 2 1 ст. 6 Закона 27-ФЗ. По таким нарушениям установлена ответственность в ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ - в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Кроме того, с 2021 года в ч. 24 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности, предусмотренных п. 2.1 ст. 6 Закона N 27-ФЗ, страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Отметим, что за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, административная ответственность установлена в ст. 5.27 КоАП РФ, которой предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей
Такая ответственность установлена за нарушение законодательства о труде или об охране труда. Вместе с тем, за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности, предусмотренных п. 2.1 ст. 6 Закона N 27-ФЗ, применяется ответственность, установленная в специальной норме ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, - в силу прямого указания этой нормы (см., например, постановление Четвертого КСОЮ от 17.10.2022 по делу N 16-4314/2022).
Особенности привлечения к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ
Порядок привлечения к административной ответственности зависит от выявленного правонарушения.
При обнаружении нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, протокол составит должностное лицо СФР, а суд рассмотрит дело и примет решение о привлечении лица к ответственности (ч. 1 ст. 23.1, п. 4 ч. 5 ст. 28.3, ст. 28.2 КоАП РФ).
Перечень должностных лиц территориальных органов СФР, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях с 15.07.2023, утвержден приказом СФР от 31.05.2023 N 949.
Правом штрафовать по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ наделены государственные инспекции труда (ГИТ) (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 ст. 28.3, ст. 28.8 КоАП РФ).
Перечень должностных лиц Роструда и государственных инспекций труда в субъектах РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Роструда от 08.06.2023 N 127.
Информацию о непредставлении страхователем в установленный срок либо представлении им неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности органы СФР направляют государственным инспекциям труда в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия - в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения (ст. 16 Закона N 27-ФЗ, п. 46 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. приказом Минтруда России от 03.04.2023 N 256н (далее - Инструкция N 256н)).
Вопросы о привлечении к административной ответственности или отказе в привлечении к административной ответственности в этом случае решаются трудовым инспектором самостоятельно на основании исследования всех материалов административного производства (см. ответ Роструда).
Государственная инспекция труда составит протокол об административном правонарушении, а по итогам его рассмотрения может принять решение о привлечении к административной ответственности виновных в допущенных правонарушениях (см. информацию ПФР от от 31.08.2021).
Дополнительно об особенностях привлечения к административной ответственности трудовой инспекцией см. в Энциклопедии решений. Возбуждение трудовой инспекцией дела об административном правонарушении.
Лица, привлекаемые к ответственности
Ответственность по ч. 1 и ч. 2 ст 15.33.2 КоАП РФ установлена в отношении должностных лиц.
С учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ, определяющей должностных лиц,, к административной ответственности, как правило, привлекают руководителя организации, в том числе, и в случае назначения специального должностного лица, ответственного за представление в территориальный орган СФР сведений о работающих застрахованных лицах (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, см. также постановления Первого КСОЮ от 09.11.2023 по делу N 16-7005/2023, Третьего КСОЮ от 29.08.2023 по делу N 16-4629/2023, решение Томского областного суда от 01.03.2023. по делу N 7-67/2023).
Индивидуальные предприниматели привлекаются только к ответственности, предусмотренной Законом 27-ФЗ.
В соответствии с примечанием к ст. 15.33.2 КоАП РФ с 27.12.2019 административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц настоящей статьей, не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. То есть,.
Еще ранее Конституционный Суд РФ в постановлении от 04.02.2019 N 8-П признал неконституционной норму ст. 15.33.2 в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, она позволяет привлекать к административной ответственности в качестве должностных лиц индивидуальных предпринимателей, которые ранее уже привлекались в связи с теми же обстоятельствами к ответственности, установленной Законом 27-ФЗ.
Если во вступившем в законную силу судебном акте действия (бездействие) организации, обусловленные действиями (бездействием) ее должностного лица, не получили квалификацию в качестве правонарушения, правоприменительные органы должны при наличии на то причин специально обосновать возможность применения нормы об административной ответственности в отношении такого должностного лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 20.10.2022 N 45-П, если во вступившем в законную силу судебном акте действия (бездействие) организации-страхователя, обусловленные действиями (бездействием) ее должностного лица, не получили квалификацию в качестве правонарушения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, если опровергнуто наличие оснований для привлечения такой организации к ответственности за ее действия (бездействие), то правоприменительные органы обязаны при наличии на то причин специально обосновать возможность применения этих норм - с учетом указанного обстоятельства - в отношении такого должностного лица.
С учетом правовой позиции КС РФ и обстоятельств дела суд может отменить наказание по ст. 15.33.2 КоАП РФ, если решение о привлечении страхователя к ответственности признано недействительным (см, например, постановление ВС РФ от 20.07.2023 N 44-АД23-10-К7, постановление Восьмого КСОЮ от 07.03.2023 по делу N 16-1211/2023).
По общему правилу, установленному ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ
Срок давности привлечения к административной ответственности по чч. 1 и 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ составляет 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, см. также постановление Третьего КСОЮ от 15.06.2023 по делу N 16-3712/2023).
Это означает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Возможность замены штрафа на предупреждение
Исходя из взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Однако суды чаще отказывают в замене штрафа по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ на предупреждение (см. постановления Четвертого КСОЮ от 01.08.2023 по делу N 16-4032/2023, Восьмого КСОЮ от 18.07.2023 по делу N 16-3955/2023, решение Дзержинского районного суда г. Перми Пермского края от 18.07.2023 по делу N 12-223/2023).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах