Административная ответственность за нарушения кассовой дисциплины
Кассовые операции совершают практически все государственные (муниципальные) учреждения. Соблюдение положений законодательных и нормативных документов, регламентирующих осуществление кассовых операций, является объектом проверок различными органами. В статье рассмотрены нарушения кассовой дисциплины, за которые предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с п. 167 Инструкции N 157н*(1): государственные (муниципальные) учреждения руководствуются Порядком ведения кассовых операций*(2). Кроме того, они обязаны выполнять требования к совершению кассовых операций, установленные следующими нормативными актами:
На основании ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на организацию - от 40 000 до 50 000 руб.
Рассмотрение дел о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и, соответственно, привлечение к ответственности отнесено к компетенции налоговых органов (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).
Меры наказания будут приняты в отношении учреждений, если в ходе налоговой проверки выявятся следующие нарушения:
- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
- накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Кроме того, учреждение будет привлечено к административной ответственности в случаях:
- неприменения в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
- применения контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения;
- отказа выдать по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
При выявлении данных фактов в отношении нарушителя применяется ст. 14.5 КоАП РФ, в соответствии с которой на должностных лиц и организации налагаются штрафы: на руководителя в размере от 3 000 до 4 000 руб., на юридическое лицо - от 30 000 до 40 000 руб.
Поскольку за совершение указанных нарушений учреждение может быть подвергнуто административному наказанию в виде довольно внушительных штрафов, рассмотрим эти нарушения более подробно.
Нарушение 1: накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Согласно п. 2.5 Положения N 14-П в кассах организаций могут храниться наличные денежные средства в пределах лимита, который устанавливает обслуживающий их банк по согласованию с руководителями данных организаций. У организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная ею в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
Государственные (муниципальные) учреждения, обслуживаемые в органах Федерального казначейства (ОФК), для установления лимита остатка кассы обращаются в данный орган по месту своего обслуживания. При этом они представляют расчет по установленной форме (в двух экземплярах). В дальнейшем ОФК, в соответствии с возложенными на него функциями, устанавливает единый лимит остатка кассы по бюджетным и внебюджетным средствам и представляет его в учреждение Банка РФ или кредитную организацию, осуществляющую его расчетно-кассовое обслуживание. После того как лимит будет установлен, оба экземпляра расчета подписываются представителем ОФК. Один экземпляр расчета остается в ОФК, второй (с отметками ОФК) возвращают организации.
Отсутствие указанного расчета в государственном (муниципальном) учреждении означает, что лимит остатка кассы нулевой и не сданная на конец рабочего дня выручка является сверхлимитной.
К сведению. Организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий, но не свыше трех рабочих дней (для учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в банке (п. 9 Порядка ведения кассовых операций).
Обратимся к Постановлению ФАС ПО от 02.06.2010 N А49-2134/2010. Арбитрами было рассмотрено нарушение, выразившееся в несоблюдении организацией рассмотренного выше порядка. Как было установлено по результатам налоговой проверки, лимит кассы организации на 2010 год не устанавливался ввиду несвоевременной подачи заявления на расчет лимита остатка денежных средств в кассе. Вместе с тем в кассе организации ежедневно имелся не сданный в банк остаток денежных средств, который налоговым органом был расценен как сверхлимитный и отражен в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. Организация была привлечена к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. При обращении в суд организация просила отменить административное наказание и признать нарушение малозначительным. Суд в процессе рассмотрения данного дела не установил исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем правонарушения. Более того, материалы дела свидетельствовали о пренебрежительном отношении организации к соблюдению правил и норм, установленных в сфере наличного денежного обращения. Таким образом, арбитры отклонили заявление организации и обязали ее уплатить штраф. Аналогичное решение содержится и в Постановлении ФАС ПО от 21.04.2009 N А57-23412/2008.
Однако арбитры не всегда выносят столь суровые решения. В судебной практике есть случаи, когда нарушение было признано малозначительным и штрафные санкции были отменены. Примером может служить Постановление ФАС СЗО от 23.11.2010 N А56-85285/2009. Суд отменил постановление ИФНС о привлечении учреждения к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в накоплении в кассе наличных денежных средств сверх установленного лимита, придя к выводу о малозначительности совершенного учреждением правонарушения, так как оно не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Аналогичное решение изложено в Постановлении ФАС ВВО от 18.02.2010 N А28-17847/2009.
Таким образом, поскольку судебная практика противоречива, руководителю государственного (муниципального) учреждения следует принять во внимание, что при рассмотрении дела о подобном нарушении арбитры могут вынести решение о привлечении организации к административной ответственности и наложении штрафных санкций.
Нарушение 2: неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности. Пунктом 13 Порядка ведения кассовых операций предусмотрено, что прием наличных денег кассами организаций производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя учреждения. Прием денег подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенной печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Выдача наличных денег из касс организаций производится по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (платежным (расчетно-платежным) ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с проставлением на них штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером учреждения или лицами, на это уполномоченными (п. 14 Порядка ведения кассовых операций).
Обратите внимание! Все поступления и выдача наличных денег учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу вносятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу (п. 22, 24 Порядка ведения кассовых операций).
Как указал ВАС в Постановлении от 28.01.2011 N 5-АД11-1, под неоприходованием денежных средств понимается нарушение не только правил приема, но и выдачи денежных средств.
Арбитры высшей судебной инстанции отметили: если организация занимается торговыми операциями, то ей следует знать, что оформление возврата товара покупателем не в день покупки регламентируется п. 14-16 Порядка ведения кассовых операций. При несоблюдении требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар организация фактически допускает неоприходование части выручки. Следовательно, у контрольного органа имеются основания для привлечения организации к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.
Отметим, что нарушения в виде неоприходования (неполного оприходования) наличных денежных средств в кассу организации довольно часто рассматривается в судебных инстанциях.
Так, в Постановлении ФАС СЗО от 04.10.2010 N А56-15433/2010 отказано в признании незаконным постановления налоговой инспекции о привлечении организации к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. За проверяемый период организацией были получены денежные средства и возвращена подотчетная сумма, которые на момент проверки не были отражены ни в электронной версии кассовой книги, ни на бумажном носителе. Согласно п. 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Таким образом, организацией было совершено правонарушение, ответственность за которое установлена вышеназванной статьей КоАП РФ. Аналогичный вывод был сделан в постановлениях ФАС ВВО от 23.08.2010 N А79-1256/2010, ФАС ПО от 27.12.2010 N А12-12488/2010.
В продолжение разговора о данном нарушении обратимся к Постановлению ФАС ЗСО от 05.04.2010 N А03-13078/2009. Оно интересно тем, что в нем описан метод осуществления контрольных мероприятий ФНС по проверке оприходования денежной наличности в кассу учреждения. В частности, факт неоприходования денежных средств был установлен путем сверки данных, полученных путем выведения фискального отчета с ККТ, и показателей кассовой книги. Превышение суммы составило более 300 000 руб., за что организация была привлечена к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.
Обратите внимание! В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушение 3: несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств. На основании п. 29 Порядка ведения кассовых операций руководители организаций обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей учреждений не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.
Единые требования к технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс организаций (далее - Требования) установлены в приложении 3 к Порядку ведения кассовых операций. В пункте 3 Требований указано, что для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно:
- быть оборудовано средствами охранно-пожарной сигнализации;
- иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;
- закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся вовнутрь;
- быть оборудовано специальным окошком для выдачи денег;
- иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.
При несоблюдении организацией отдельных положений Порядка ведения кассовых операций по технической укрепленности касс арбитражные суды удовлетворяют требования контрольного органа и привлекают организации к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. Так, в Постановлении ФАС СКО от 18.01.2011 N А63-6264/2010 было отмечено: поскольку организация осуществляет экономическую деятельность (расчеты с клиентами, выдача заработной платы, выдача наличных денежных средств в подотчет) в отсутствие надлежащим образом оборудованной кассовой комнаты, привлечение ее к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ правомерно. (Определением ВАС РФ от 29.03.2011 N ВАС-3365/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.)
В Постановлении от 07.02.2011 N А52-2365/2010 ФАС СЗО привлек организацию к ответственности за хранение наличных денежных средств в несгораемом металлическом сейфе, который не был прикреплен к стене или полу кассового помещения. Более того, в нарушение п. 30 Порядка ведения кассовых операций помещение кассы и сейф не были опечатаны печатью кассира по окончании рабочего дня.
В судебной практике в части нарушения правил хранения денежной наличности в кассе учреждения имеются случаи признания его малозначительным. В Постановлении ФАС ВВО от 31.08.2010 N А39-736/2010 арбитры пришли к выводу о том, что правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, поэтому расценили его как малозначительное.
Однако при подаче в суд заявления о признании нарушения малозначительным организации следует учитывать разъяснения, изложенные в п. 18.1 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 N 10. В нем, в частности, указано: возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного возможна только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.
Нарушение 4: расчеты наличными деньгами сверх установленных размеров. В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У (далее - Указания N 1843-У) лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одной сделке составляет 100 000 руб. За превышение этой суммы на должностных лиц учреждения и само юридическое лицо будут наложены штрафы, установленные ст. 15.1 КоАП РФ.
В Официальном разъяснении ЦБ РФ от 28.09.2009 N 34-ОР уточнен порядок применения положений Указания N 1843-У. Запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 000 руб., распространяется на обязательства, вытекающие из одного договора. Исполняются они в период действия договора или по окончании срока его действия, не имеет значения.
Заметим, что суды, принимая меры административной ответственности за названное правонарушение, подходят к вынесению решения со всей строгостью. В Постановлении ФАС ЗСО от 14.04.2010 N А03-18378/2009 указано: осуществление организацией расчетов наличными деньгами сверх установленного размера образует состав административного правонарушения, при этом основания для признания его малозначительным отсутствуют.
Учреждению следует обратить внимание: при расчетах наличными денежными средствами между организациями значение имеет правильность оформления кассовых документов и договоров, в рамках которых осуществляются расчеты. Арбитры ФАС СЗО в Постановлении от 13.10.2010 N А03-1460/2010 встали на сторону организации и не признали сверхлимитными наличные расчеты между контрагентами, общая сумма которых превышала 100 000 руб. Организация представила документы, в том числе соглашения о расторжении договоров, из которых следовало, что расчеты проводились по разным договорам, причем срок действия одного договора не пересекался со сроком действия другого.
Таким образом, правильное оформление договорных отношений позволит избежать нарушений при расчетах между организациями и привлечения к административной ответственности.
Нарушение 5: неприменение ККТ, использование ККТ с нарушением установленного порядка и условий ее регистрации. Согласно п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ организации, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, обязаны применять кассовый аппарат, включенный в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (ККТ).
Не применять ККТ вправе организации, осуществляющие следующие виды деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ):
- обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
- продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах.
Каков перечень выявляемых нарушений? Обратимся к Постановлению ВАС РФ от 31.07.2003 N 16. В соответствии с п. 1 данного документа грубыми нарушениями кассовой дисциплины считаются:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязанность такой регистрации установлена ст. 4 и 5 Закона о применении ККТ);
- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Закона о применении ККТ);
- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (положение определено ст. 4 Закона о применении ККТ);
- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. 4 и 5 Закона о применении ККТ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению);
- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Для того чтобы избежать претензий налогового инспектора, организации нужно еще раз ознакомиться с пакетом документов, которые у нее должны быть в наличии. При налоговой проверке контролер прежде всего проверит документы на приобретение ККТ и ее регистрацию, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию, которые должны храниться в течение пяти лет начиная с даты окончания их использования (п. 14 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470).
Арбитражная практика по данному вопросу очень противоречива. Имеются судебные решения как о привлечении организации к административной ответственности (например, постановления ФАС ВСО от 23.03.2011 N А69-1958/2010, ФАС ПО от 17.03.2011 N А55-13032/2010), так и о признании незаконным и об отмене постановления налогового органа. В Постановлении ФАС СЗО от 16.02.2011 N А56-14772/2010 арбитры указали, что отсутствие на момент проверки вступившего в силу приказа об утверждении нового образца паспорта контрольно-кассовой техники, а также наличие у организации договора на техническую поддержку контрольно-кассовой техники не освобождают ее от публичной обязанности применять ККТ с соблюдением установленных законодательством РФ условий ее применения, но в данном случае правонарушение можно расценить как малозначительное.
Лояльно отнесся к организации-нарушителю ФАС ЗСО (Постановление от 19.11.2010 N А27-10427/2010). В частности, было отмечено, что выдача приходного кассового ордера ввиду неприменения ККТ признается малозначительным административным правонарушением, исключающим ответственность, так как в квитанции, выданной лицу, имелись реквизиты, позволяющие определить организацию, оказавшую услугу, вид и стоимость услуги, лицо, которому она была оказана, дату оказания услуги, а также имеются подписи должностных лиц.
В заключение отметим: арбитры выносят решение исходя из конкретной ситуации, поэтому нельзя однозначно утверждать, что организация выиграет спор, обратившись в арбитражный суд. Нарушение проще предотвратить, чем впоследствии доказывать свою правоту в суде, надеясь на его снисхождение.
С. Валова,
редактор журнала "Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Утвержден Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.
*(3) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(4) Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П, утв. Советом директоров Банка РФ 19.12.1997 N 47.
*(5) Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ, утв. ЦБ РФ 24.04.2008 N 318-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"