Международные стандарты внутреннего аудита
МСВА обеспечивают единое понимание всеми заинтересованными лицами результатов проведенных проверок. Цель этих стандартов: установить основные принципы правильного построения практики внутреннего аудита, определить концептуальную базу, лежащую в основе широкого спектра услуг в области внутреннего аудита, создать основу для оценки деятельности внутреннего аудита и способствовать совершенствованию систем и процессов внутри организации.
Необходимо подчеркнуть, что МСВА являются основой для разработки внутренних стандартов деятельности системы внутреннего аудита (СВА). В данной статье положения МСВА рассматриваются концептуально. Полностью с ними можно ознакомиться на сайте ИВА (www.iia-ru.ru).
МСВА содержит две группы стандартов внутреннего аудита:
- Стандарты качественных характеристик.
- Стандарты деятельности.
В Стандартах качественных характеристик рассматриваются характеристики организаций и лиц, занимающихся внутренним аудитом. Стандарты деятельности описывают сущность внутреннего аудита и дают качественные критерии оценки деятельности внутреннего аудита.
Стандарты качественных характеристик (группа 1000) и Стандарты деятельности (группа 2000) регулируют принципиальные вопросы деятельности СВА.
Стандарты качественных характеристик
Эта группа стандартов указывает, что цели, полномочия и ответственность внутреннего аудита должны быть определены во внутреннем документе организации (Положении о внутреннем аудите), соответствующем определению внутреннего аудита, Кодексу этики и стандартам. Одобрение Положения должно быть оформлено документально в протоколе заседания высшего органа управления организации. В Положении следует:
- определить место и роль внутреннего аудита в организационной структуре;
- закрепить право доступа к документации, сотрудникам и физическим активам при выполнении соответствующих аудиторских заданий;
- определить содержание деятельности внутреннего аудита.
Руководитель внутреннего аудита должен периодически рассматривать вопрос о необходимости внесения изменений в Положение о внутреннем аудите и представлять Положение на одобрение высшему исполнительному руководству и Комитету по аудиту.
В определении сказано, что внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.
Обратимся к словарю терминов МСВА.
Предоставление гарантий - объективный анализ имеющихся аудиторских доказательств в целях представления независимой оценки процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля в организации. В качестве примеров можно привести задания по финансовому аудиту, аудиту эффективности, аудиту на соответствие требованиям, аудиту безопасности систем и всестороннему анализу хозяйственной деятельности.
Консультационные услуги - деятельность по предоставлению клиенту советов, рекомендаций и т.д., характер и содержание которых согласовывается с клиентом. Эта деятельность нацелена на оказание помощи и совершенствование процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления, исключающая принятие внутренними аудиторами управленческих решений. В качестве примера можно привести координацию деятельности, предоставление советов и рекомендаций, обучение персонала.
Следует отметить, что в соответствии с рекомендациями МСВА характер консультационной деятельности должен быть определен Положением. В некоторых случаях может быть целесообразно выполнять задание, включающее одновременно элементы услуг по предоставлению гарантий и консультированию. В других - разделить задание на две составляющие: предоставление гарантий и консультирование.
Аудитор не должен соглашаться выполнять задание по консультированию только для того, чтобы обойти требования или позволить другим обойти требования, стандартно применимые к заданиям по предоставлению гарантий, если указанную услугу более предпочтительно оказывать как задание по предоставлению гарантий.
Стандарты этой группы посвящены требованиям:
- независимости;
- объективности;
- отсутствию конфликта интересов;
- профессионализму и профессиональному отношению к работе;
- осуществлению мониторинга внутреннего аудита.
Независимость и объективность
МСВА дает следующие определения.
Независимость - свобода от обстоятельств, которые угрожают объективности или воспринимаются как угрожающие объективности. Проблемы независимости необходимо решать на уровнях индивидуального аудитора, аудиторского задания, функциональном и организационном уровнях.
Объективность - мысленная установка, которая позволяет внутренним аудиторам беспристрастно выполнять задания таким образом, чтобы они сами испытывали доверие к результатам своей работы и не допускали компромиссов в отношении ее качества. Объективность требует, чтобы внутренний аудитор не подчинял свое мнение по вопросам аудита мнению других лиц.
Положения МСВА в отношении независимости и объективности декларируют ряд правил:
1. Внутренний аудит должен быть организационно независимым, а внутренние аудиторы должны быть объективны при выполнении своих обязанностей.
2. Руководитель внутреннего аудита должен отчитываться органу управления такого уровня, который позволил бы внутренним аудиторам выполнять свои служебные обязанности.
3. Внутренний аудит не должен подвергаться давлению со стороны третьих лиц при определении содержания внутреннего аудита, проведении работы и представлении отчета о результатах.
4. Внутренние аудиторы должны быть беспристрастны и непредвзяты в своей работе и избегать конфликтов интересов. Под конфликтом интересов понимаются любые отношения, которые фактически являются или могут быть восприняты как не отвечающие интересам организации. Конфликт интересов может нанести ущерб способности лица объективно выполнять свои обязанности.
5. Внутренние аудиторы должны воздерживаться от проведения оценки тех областей, за которые они раньше несли ответственность. Считается, что объективность подвергается отрицательному воздействию, если внутренний аудитор предоставляет гарантии в той области, за которую он отвечал в течение предшествующего года.
6. Следить за выполнением аудиторских заданий по предоставлению гарантий в тех областях, за которые отвечает руководитель внутреннего аудита, должна сторона, независимая по отношению к внутреннему аудиту.
7. Внутренние аудиторы могут предоставлять услуги по консультированию в тех областях, за которые они ранее отвечали.
8. Если независимость и объективность внутренних аудиторов подвергается потенциальному отрицательному воздействию, связанному с предлагаемым заданием по консультированию, информацию об этом следует раскрыть заказчику аудиторского задания до принятия задания к исполнению.
9. Делая выводы и предлагая рекомендации руководству, внутренний аудитор должен сохранять объективность. Если отрицательные факторы, воздействующие на независимость и объективность, присутствовали до начала выполнения задания по консультированию или возникли в процессе его исполнения, об этом немедленно стоит сообщить руководству.
10. Независимость и объективность могут подвергаться воздействию отрицательных факторов, если задание по предоставлению гарантий выполняется в течение одного года после завершения формального задания по консультированию. Минимизировать отрицательное воздействие можно, назначив разных аудиторов на выполнение каждой из услуг, установив независимое руководство и контроль, разграничив ответственность за результаты проектов и раскрыв информацию о предполагаемом отрицательном воздействии. Ответственность за принятие и применение рекомендаций должно нести руководство организации.
11. Следует принимать меры предосторожности, особенно в случаях, когда задания по консультированию являются непрерывными и постоянными, чтобы внутренние аудиторы неправильно или неумышленно не взяли на себя управленческие обязанности, не предусмотренные первоначальными целями, объемом и содержанием задания.
Профессионализм и профессиональное отношение к работе
Внутренние аудиторы должны выполнять аудиторские задания на должном профессиональном уровне, а именно:
- обладать знаниями и навыками, необходимыми для выполнения своих персональных обязанностей или получить их в процессе работы;
- обладать достаточными знаниями для того, чтобы установить признаки мошенничества. В то же время не предполагается, что внутренний аудитор обладает компетенцией человека, чья главная функция заключается в выявлении и расследовании фактов мошенничества;
- обладать знаниями о ключевых рисках, процедурах контроля, связанных с информационными технологиями, и аудиторскими процедурами, основанными на применении компьютерных технологий, достаточными для выполнения порученных заданий;
- применять профессиональное отношение, навыки и умения, проявляя должную и разумно ожидаемую осмотрительность и компетентность. Профессиональное отношение к работе не означает, что аудитор не имеет права на ошибку;
- соблюдать принципы, относящиеся к профессии как таковой и практике внутреннего аудита: честность, объективность, конфиденциальность и компетентность;
- соблюдать этические нормы, установленные Кодексом этики;
- быть готовыми к наличию существенных рисков, способных оказать воздействие на цели, деятельность или ресурсы организации. Тем не менее сами по себе процедуры, осуществляемые при предоставлении аудиторских гарантий, даже если они проведены на должном профессиональном уровне, не гарантируют выявления всех существенных рисков;
- повышать квалификацию для поддержания должного уровня профессионализма.
Мониторинг внутреннего аудита
Внутренний аудит должен установить процесс мониторинга и оценки общей эффективности программы повышения качества. Процесс должен включать как внутренние, так и внешние оценки.
Внутренние оценки включают:
- оперативный анализ деятельности внутреннего аудита. При этом применяются процедуры текущей деятельности для управления внутренним аудитом:
- надзор за выполнением аудиторского задания;
- контрольные формы и другие средства, позволяющие гарантировать то, что процессы, принятые внутренним аудитом (например, в руководстве по аудиту), выполняются;
- отзывы клиентов (пользователей результатов) аудита и других заинтересованных сторон;
- бюджеты проектов, системы учета рабочего времени, выполнение аудиторского плана, сокращения издержек;
- анализ других показателей результатов деятельности, например, принятые рекомендации;
- периодический анализ, проводимый сотрудниками внутреннего аудита путем самооценки или другими сотрудниками организации, обладающими знанием практики внутреннего аудита и Стандартов.
Внешние оценки, такие как проверка качества внутреннего аудита, должны проводиться как минимум раз в пять лет квалифицированным и независимым экспертом или группой экспертов, не являющимися сотрудниками организации. Возможная необходимость более частой внешней оценки, а также квалификация и независимость внешнего эксперта или группы экспертов, включая любые возможные конфликты интересов, должна обсуждаться с руководителем внутреннего аудита и Комитетом по аудиту. Такое обсуждение должно также принимать во внимание размеры, сложность и специфику деятельности организации для оценки необходимого опыта экспертов.
Стандарты деятельности
Группа стандартов деятельности регулирует деятельность внутреннего аудита:
- управление внутренним аудитом;
- планирование;
- управление ресурсами;
- внутренние нормативные документы, внедрение политик и процедур;
- отчетность перед высшим исполнительным органом;
- управление рисками;
- контроль эффективности и результативности СВК (СВА);
- планирование аудиторских заданий, объем и содержание аудиторского задания;
- разработка программ выполнения заданий;
- сбор информации;
- документирование информации;
- информирование о результатах;
- мониторинг действий по результатам внутреннего аудита.
Управление внутренним аудитом
Обязанностью руководителя внутреннего аудита является эффективное управление внутренним аудитом, с тем чтобы:
- работа аудиторов отвечала общим целям и обязательствам, описанным в утвержденном Положении;
- деятельность внутреннего аудита соответствует определению внутреннего аудита и Стандартам;
- работа аудиторов соответствовала Кодексу этики и Стандартам.
Планирование
Руководитель внутреннего аудита должен составить риск-ориентированный (основанный на оценке рисков) план, определяющий приоритеты внутреннего аудита в соответствии с целями организации. План работы внутреннего аудита должен составляться на основе оценки рисков, проводимой, по крайней мере, один раз в год.
В запланированных заданиях по консультированию необходимо оценивать потенциальную выгоду задания по улучшению процесса управления рисками и совершенствованию деятельности организации. Планы внутреннего аудита рассматриваются и утверждаются высшим руководством и Комитетом по аудиту.
Управление ресурсами
Руководитель внутреннего аудита должен обеспечивать наличие достаточных ресурсов и их эффективное использование для выполнения утвержденного плана.
Для этого необходимо иметь адекватные планам работы:
- штатное расписание;
- бюджет;
- численность аудиторов, которые имеют необходимые знания, навыки и опыт;
- требования к образованию, а также к проведению исследований и развитию системы качества.
Внутренние нормативные документы, внедрение политик и процедур
Руководитель внутреннего аудита должен разработать внутренние нормативные документы (политики и процедуры) для эффективного управления внутренним аудитом.
Форма и содержание внутренних нормативных документов должны соответствовать размеру и структуре внутреннего аудита, а также сложности выполняемой ею работы. Не всем подразделениям внутреннего аудита могут быть необходимы формальные административные и технические руководства по проведению аудита.
Малочисленным внутренним аудитом можно управлять более неформально. Управлять и контролировать персонал такого подразделения можно осуществляя ежедневный мониторинг его деятельности и подготавливая, при необходимости, соответствующие письменные указания. В крупном подразделении внутреннего аудита необходимы более формальные и детализированные политика и процедуры с целью обеспечения постоянного ее соответствия стандартам деятельности внутреннего аудита.
Отчетность перед высшим исполнительным органом
Руководитель внутреннего аудита должен периодически отчитываться перед Комитетом по аудиту и высшим руководством о целях, полномочиях и обязанностях внутреннего аудита, а также о ходе выполнения плана работы.
Управление рисками
Внутренний аудит должен помогать организации выявлять и оценивать существенные риски, а также способствовать совершенствованию систем управления рисками и контроля.
Внутренний аудит должен оценивать риски, связанные с корпоративным управлением, операционной деятельностью организации и ее информационными системами, в части:
- достоверности и целостности информации о финансово-хозяйственной деятельности;
- эффективности и результативности деятельности;
- сохранности активов;
- соответствия требованиям законов, нормативных актов и договорных обязательств.
Внутренний аудит должен оценивать возможность совершения мошенничества и то, как организация управляет риском мошенничества.
Контроль эффективности и результативности СВК (СВА)
Внутренний аудит должен помогать организации в поддержании эффективной системы внутреннего контроля, оценивая ее эффективность и результативность и содействуя постоянному совершенствованию системы.
Целями проведения оценки адекватности существующих в организации систем управления рисками, контроля и корпоративного управления является предоставление:
- разумных гарантий того, что эти системы функционируют именно так, как должны, и позволят достичь целей, стоящих перед организацией;
- рекомендаций по улучшению деятельности организации с точки зрения как эффективности, так и экономичности.
Результатом экономной деятельности является достижение целей с минимальным использованием ресурсов (например, с минимальными затратами), соразмерно степени подверженности риску. Разумные гарантии предоставляются в случае, если на этапах разработки и внедрения принимаются экономически оправданные меры по снижению степени риска, ограничивающие ожидаемые отклонения до приемлемого уровня.
Планирование аудиторских заданий, объем и содержание аудиторского задания
Внутренние аудиторы должны составлять и документировать план выполнения каждого аудиторского задания, включающий цели, объем задания, его сроки и распределение ресурсов.
В ходе планирования аудиторского задания внутренние аудиторы должны учитывать:
- задачи объекта аудиторского задания, а также средства контроля деятельности этого объекта;
- существенные риски, относящиеся к объекту аудиторского задания, его целям, ресурсам и хозяйственной деятельности, а также методы минимизации рисков;
- адекватность и эффективность контроля объекта аудита и управления рисками;
- возможности значительного совершенствования внутреннего контроля и управления рисками.
Объем и содержание аудиторского задания должны быть достаточными для достижения целей задания.
Разработка программ выполнения заданий
В программах определяются процедуры сбора, анализа, оценки и документирования информации в процессе выполнения задания. Программа должна быть утверждена до начала ее выполнения.
Сбор информации
Внутренние аудиторы должны собрать достаточный объем надежной, уместной и полезной информации для достижения целей задания. Информацию необходимо собирать по всем вопросам, связанным с целями аудиторского задания, объемом и содержанием работы.
Достаточная информация - информация, которая основывается на фактах и убедительна настолько, что здравомыслящий и информированный пользователь на ее основании придет к тем же выводам, что и аудитор.
Надежная информация - это наиболее полная и заслуживающая доверия информация, которую можно получить, применяя надлежащие аудиторские процедуры.
Уместная информация - информация, которая подтверждает наблюдения и рекомендации и соответствует целям задания.
Полезная информация - информация, которая помогает организации достигать своих целей.
Документирование информации
Внутренние аудиторы должны документировать соответствующую информацию в целях обоснования выводов и результатов аудиторского задания.
Документация должна давать обоснование сделанным выводам и рекомендациям. Как правило, рабочая документация:
- документально подтверждает достижение целей задания;
- облегчает процесс контроля выполнения задания;
- дает основания для оценки качества программы внутреннего аудита;
- полезна в таких ситуациях, как подача заявления о страховом случае, расследование фактов мошенничества, судебные разбирательства;
- указывает на соответствие деятельности внутреннего аудита стандартам.
Руководитель внутреннего аудита должен разработать правила хранения документов, относящихся к заданию, независимо от формы носителя информации. Эти правила должны соответствовать внутренним организационно-распорядительным документам организации и нормам законодательства.
Информирование о результатах
Внутренние аудиторы должны сообщать о результатах выполнения задания. Сообщения о результатах должны содержать определение целей, объема и содержания задания, а также соответствующие заключения, рекомендации и планы действий.
Сообщения должны быть точными, объективными, ясными, краткими, конструктивными, полными и своевременными.
Точными являются сообщения, которые не содержат ошибок и искажений и правдиво описывают соответствующие факты.
Объективными являются достоверные и беспристрастные сообщения, которые появляются в результате справедливой и сбалансированной оценки всех относящихся к делу фактов и обстоятельств.
Ясными являются сообщения, которые легко воспринимаемы и логичны, не используют ненужные технические термины и обеспечивают пользователей всей существенной и относящейся к делу информацией.
Краткими являются сообщения, которые относятся к рассматриваемому вопросу и не содержат ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности.
Конструктивными являются сообщения, которые помогают клиенту и организации и предлагают необходимые улучшения, если необходимо.
Полными являются сообщения, которые для целевой аудитории содержат всю важную, существенную и относящуюся к делу информацию и наблюдения, необходимые для обоснования выводов и рекомендаций.
Своевременными являются сообщения, которые сделаны в необходимые сроки в зависимости от важности вопроса, чтобы дать возможность исполнительному руководству принять соответствующие меры по исправлению ситуации.
Мониторинг действий по результатам внутреннего аудита
Руководитель внутреннего аудита должен разработать и поддерживать систему мониторинга действий исполнительного руководства, предпринимаемых по результатам задания.
Должен быть разработан процесс последующего мониторинга, цель которого - убедиться, что предпринятые исполнительным руководством действия были эффективными или что высшее исполнительное руководство приняло риск, решив не предпринимать никаких действий.
Внутренние аудиторы должны обеспечить принятие корректирующих мер для достижения требуемых результатов либо получить согласие высшего руководства или Комитета по аудиту принять на себя соответствующие риски в случае непринятия корректирующих мер по представленным наблюдениям.
Ответственность за проверку результатов должна быть определена в Положении о внутреннем аудите. Характер, сроки и объем проверки результатов должны быть определены руководителем подразделения внутреннего аудита.
Внутренним аудиторам следует удостовериться, что принятые в соответствии с наблюдениями и рекомендациями аудиторского задания меры обеспечивают исправление лежащих в их основе недостатков.
Руководитель внутреннего аудита ответственен за составление графика мероприятий по проверке результатов, являющегося частью разработки плана работ внутреннего аудита. Составление графика проверки результатов должно быть риск-ориентированным, а также основываться на степени сложности и важности соблюдения сроков при реализации корректирующих мер.
Иванова Татьяна Николаевна,
методолог Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Трансформация финансовой отчетности российских предприятий в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Начиная с этого года, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России) приступает к публикации материалов, самостоятельное изучение которых позволит Вам выполнять программу ежегодного повышения квалификации, не отвлекаясь от основной работы. Иными словами Вам предложена альтернатива семинарам.
Учебно-методические материалы включают в себя следующие пособия*:
"Международные стандарты финансовой отчётности. Часть 1 (темы 1 - 10, 12, 27 - 31)
Вспомогательные материалы для подготовки по программе "Внутренний аудит", состоящие из следующих тем:
Тема 1. "Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля":
- Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля (Иванова Т.Н.).
Тема 2. "Нормативное регулирование внутреннего аудита":
- Нормативное регулирование внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);
- Международные стандарты внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);
- Стандарты аудиторской деятельности (Иванова Т.Н.);
- Профессиональная этика внутреннего аудитора (Иванова Т.Н.);
- Закон Сарбейнса-Оксли (Иванова Т.Н.);
- Закон об аудиторской деятельности (Иванова Т.Н.);
- Закон о противодействии коррупции (Иванова Т.Н.).
Тема 3. "Организация службы внутреннего аудита":
- Экономические основы создания службы внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);
- Внутренние стандарты, регулирующие работу СВА и ее специалистов (Иванова Т.Н.);
- Положение о системе внутреннего аудита (СВА) (Иванова Т.Н.);
- Внутренний аудит и ревизия: сходство и различия (Иванова Т.Н.);
- Создание службы внутреннего аудита (Иванова Т.Н.).
Вопросы для самопроверки. Темы N 1-3.
- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.);
- Ответы к тестам для самопроверки (Иванова Т.Н.).
Тема 4. "Порядок проведения внутреннего аудита":
- Порядок проведения внутреннего аудита
- Существенность в бухгалтерском учете и внутреннем аудите
- Документальный контроль и применяемые процедуры
- Применение выборочной проверки во внутреннем аудите
- Консультирование как составная часть внутреннего аудита
- Последующий контроль и хранение документации
- Мониторинг внутреннего аудита
Тема 5. "Оценка хозяйственных рисков внутренним аудитором при осуществлении деятельности организации":
- Понятие риск-менеджмента (Иванова Т.Н.)
- Классификация рисков хозяйственной деятельности (Иванова Т.Н.)
- Внутренний контроль предпринимательских рисков в организации (Иванова Т.Н.)
- Общая стратегия деятельности организации (Иванова Т.Н.)
- Оценка финансовых результатов деятельности организации (Иванова Т.Н.)
- Риски существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности (Иванова Т.Н.)
- Процесс оценки рисков в организации (Иванова Т.Н.)
- Значимые риски (Иванова Т.Н.)
- Оценка рисков системы внутреннего аудита организации (Иванова Т.Н.)
- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.)
Тема 6. "Задачи внутреннего аудита в области бухгалтерского учёта и формирования бухгалтерской (финансовой) отчётности":
Часть первая
- Соответствие учётной политики требованиям законодательства (Иванова Т.Н.);
- Реализация продукции. Дебиторская задолженность (Иванова Т.Н.);
- Основные средства (Иванова Т.Н.);
- Денежные средства (Иванова Т.Н.);
- Система снабжения. Кредиторская задолженность (Иванова Т.Н.);
- Движение товарно-материальных ценностей (Иванова Т.Н.);
- Производство продукции (Иванова Т.Н.);
- Инвестиции. Финансовые вложения (Иванова Т.Н.);
- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.);
- Вопросы для самопроверки (Иванова Т.Н.);
Часть вторая
- Расчёты с персоналом (Иванова Т.Н.);
- Связанные стороны (Иванова Т.Н.);
- Инвентаризация имущества и обязательств (Иванова Т.Н.);
- Непрерывность деятельности (Иванова Т.Н.);
- Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (Иванова Т.Н.);
- События после отчётной даты (Иванова Т.Н.);
- Оценочные значения (Иванова Т.Н.);
- Информация по сегментам (Иванова Т.Н.);
- Участие в совместной деятельности (Иванова Т.Н.);
- Налог на прибыль организаций (Иванова Т.Н.);
- Бухгалтерская (финансовая) отчётность (Иванова Т.Н.);
- Надёжность и безопасность информационных систем (Иванова Т.Н.);
- Учёт нормативных требований (Иванова Т.Н.);
- Вопросы для самопроверки (Иванова Т.Н.).
* Материалы лекций представлены, как они были опубликованы в печатном виде в соответствующих номерах журнала "Вестника ИПБ" ("Вестник профессиональных бухгалтеров") - свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС 77-29785 от 11 октября 2007 года.