Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Закон о противодействии коррупции (Т.Н. Иванова, Специально для системы ГАРАНТ, 2011 г.)

Закон о противодействии коррупции


Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.


Понятие коррупции


Согласно Закону N 273-ФЗ, коррупция - это:

- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

- совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.

Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупция оказывает непоправимый вред государству в связи с неэффективным распределением и расходованием государственных средств и ресурсов, потерей налогов, разорением частных предпринимателей; снижением инвестиций в производство, замедлением экономического роста; ростом социального неравенства; усилением организованной преступности, снижением общественной морали. Поэтому противодействие коррупции вышло на государственный уровень.


Противодействие коррупции: понятие, принципы


Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Следует отметить, что борьба с коррупцией не может быть эффективной без устранения ее причин. Только устранение причин коррупции может дать максимальный эффект по предупреждению коррупции. Исследования показывают, что по мере искоренения коррупции затраты на полную ее ликвидацию возрастают настолько, что наступает момент, когда с экономической точки зрения продолжение этой борьбы теряет смысл. Поэтому делать упор только на борьбу с коррупцией без ликвидации ее причин нецелесообразно и малоэффективно.

Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460 утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы. В Указе сказано, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.


Примечание. Международная организация Transparency International провела мониторинг уровня коррупции в России. По индексу уровня коррупции стран мира Россия в 2010 году заняла 154-е место из 178 возможных. В 2009 году Transparency International оценивала коррупционный рынок в России в 300 млрд. долларов. Последние исследования Transparency International, посвященные коррупции в России, фиксируют стабильный рост количества нарушений в этой области.


Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах (ст. 3 Закона N 273-ФЗ):

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Россия принимает участие в международном сотрудничестве, направленном на противодействие коррупции.

Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством РФ в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.


Профилактика коррупции


Статья 6 Закона N 273-ФЗ предусматривает меры по профилактике коррупции. Это:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы (далее - госслужащие), а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых этими гражданами;

4) установление мер для увольнения госслужащих с должности в случаях непредставления ими сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) учет длительного, безупречного и эффективного исполнения своих должностных обязанностей при назначении госслужащих на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

Сведения, представляемые государственными и муниципальными служащими, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Лица, виновные в разглашении сведений о доходах госслужащего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Сведения о доходах могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ.

Статья 8 Закона N 273-ФЗ предусматривает проверку достоверности и полноты сведений о доходах, которая осуществляется представителем нанимателя (руководителем) самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или государственные органы.

В соответствии со статьей 9 Закона N 273-ФЗ в обязанности государственных и муниципальных служащих входит уведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение этого требования является правонарушением, влекущим за собой его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Конфликт интересов


Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в Законе N 273-ФЗ понимается ситуация, при которой (ст. 10):

- личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей;

- возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов путем (ст. 11 Закона N 273-ФЗ):

- уведомления в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;

- передачи принадлежащих ему ценных бумаг, Государственный или муниципальный служащий (доли участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- самоотвода в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Представитель нанимателя обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов путем:

- изменения должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего;

- отвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Ответственность за коррупционные правонарушения


В соответствии со статьей 13 Закона N 273-ФЗ граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Немалую роль в противодействии коррупции может оказать осуществление внутреннего контроля. Сюда входят внутренние механизмы, процедуры и стимулы, существующие в самом аппарате управления: стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор над каждым служащим.


Иванова Татьяна Николаевна,

методолог Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России



Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Трансформация финансовой отчетности российских предприятий в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Начиная с этого года, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России) приступает к публикации материалов, самостоятельное изучение которых позволит Вам выполнять программу ежегодного повышения квалификации, не отвлекаясь от основной работы. Иными словами Вам предложена альтернатива семинарам.


Учебно-методические материалы включают в себя следующие пособия*:


"Интерактивный практикум: составление бухгалтерской (финансовой) отчётности коммерческой организации" (Алабушина Н. А., Панина Л. М.)


"Международные стандарты финансовой отчётности. Часть 1 (темы 1 - 10, 12, 27 - 31)


Вспомогательные материалы для подготовки по программе "Внутренний аудит", состоящие из следующих тем:


Тема 1. "Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля":

- Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля (Иванова Т.Н.).


Тема 2. "Нормативное регулирование внутреннего аудита":

- Нормативное регулирование внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);

- Международные стандарты внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);

- Стандарты аудиторской деятельности (Иванова Т.Н.);

- Профессиональная этика внутреннего аудитора (Иванова Т.Н.);

- Закон Сарбейнса-Оксли (Иванова Т.Н.);

- Закон об аудиторской деятельности (Иванова Т.Н.);

- Закон о противодействии коррупции (Иванова Т.Н.).


Тема 3. "Организация службы внутреннего аудита":

- Экономические основы создания службы внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);

- Внутренние стандарты, регулирующие работу СВА и ее специалистов (Иванова Т.Н.);

- Положение о системе внутреннего аудита (СВА) (Иванова Т.Н.);

- Внутренний аудит и ревизия: сходство и различия (Иванова Т.Н.);

- Создание службы внутреннего аудита (Иванова Т.Н.).


Вопросы для самопроверки. Темы N 1-3.

- Вопросы для самоподготовки;

- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.);

- Ответы к тестам для самопроверки (Иванова Т.Н.).


Тема 4. "Порядок проведения внутреннего аудита":

- Порядок проведения внутреннего аудита

- Предварительный контроль

- Плановый контроль

- Существенность в бухгалтерском учете и внутреннем аудите

- Документальный контроль и применяемые процедуры

- Применение выборочной проверки во внутреннем аудите

- Понятие финансового анализа

- Консультирование как составная часть внутреннего аудита

- Последующий контроль и хранение документации

- Мониторинг внутреннего аудита

- Тесты для самопроверки

- Вопросы для самоподготовки


Тема 5. "Оценка хозяйственных рисков внутренним аудитором при осуществлении деятельности организации":

- Понятие риск-менеджмента (Иванова Т.Н.)

- Классификация рисков хозяйственной деятельности (Иванова Т.Н.)

- Внутренний контроль предпринимательских рисков в организации (Иванова Т.Н.)

- Общая стратегия деятельности организации (Иванова Т.Н.)

- Оценка финансовых результатов деятельности организации (Иванова Т.Н.)

- Риски существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности (Иванова Т.Н.)

- Процесс оценки рисков в организации (Иванова Т.Н.)

- Значимые риски (Иванова Т.Н.)

- Оценка рисков системы внутреннего аудита организации (Иванова Т.Н.)

- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.)

- Вопросы для самопроверки


Тема 6. "Задачи внутреннего аудита в области бухгалтерского учёта и формирования бухгалтерской (финансовой) отчётности":


Часть первая

- Соответствие учётной политики требованиям законодательства (Иванова Т.Н.);

- Реализация продукции. Дебиторская задолженность (Иванова Т.Н.);

- Основные средства (Иванова Т.Н.);

- Денежные средства (Иванова Т.Н.);

- Система снабжения. Кредиторская задолженность (Иванова Т.Н.);

- Движение товарно-материальных ценностей (Иванова Т.Н.);

- Производство продукции (Иванова Т.Н.);

- Инвестиции. Финансовые вложения (Иванова Т.Н.);

- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.);

- Вопросы для самопроверки (Иванова Т.Н.);


Часть вторая

- Расчёты с персоналом (Иванова Т.Н.);

- Связанные стороны (Иванова Т.Н.);

- Инвентаризация имущества и обязательств (Иванова Т.Н.);

- Непрерывность деятельности (Иванова Т.Н.);

- Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (Иванова Т.Н.);

- События после отчётной даты (Иванова Т.Н.);

- Оценочные значения (Иванова Т.Н.);

- Информация по сегментам (Иванова Т.Н.);

- Участие в совместной деятельности (Иванова Т.Н.);

- Налог на прибыль организаций (Иванова Т.Н.);

- Бухгалтерская (финансовая) отчётность (Иванова Т.Н.);

- Надёжность и безопасность информационных систем (Иванова Т.Н.);

- Учёт нормативных требований (Иванова Т.Н.);

- Вопросы для самопроверки (Иванова Т.Н.).


* Материалы лекций представлены, как они были опубликованы в печатном виде в соответствующих номерах журнала "Вестника ИПБ" ("Вестник профессиональных бухгалтеров") - свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС 77-29785 от 11 октября 2007 года.