Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Закон об аудиторской деятельности (Т.Н. Иванова, Специально для системы ГАРАНТ, 2011 г.)

Закон об аудиторской деятельности


Рассмотрим отдельные положения Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), которые определяют требования как к аудиторам, так и к организациям и которые следует учитывать внутренним аудиторам.


С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 N 400-ФЗ, который внес изменения в часть 1 статьи 5 Закона N 307-ФЗ. Эти изменения относятся к критериям обязательного аудита. Закон вывел из-под обязательного аудита предприятия малого бизнеса. Расширен перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту. Статья дополнена положением, согласно которому обязательный аудит проводится в случаях, если ценные бумаги этой организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

При этом в соответствии с новой редакцией обязательному контролю не подлежат органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственные внебюджетные фонды.


Обязательный аудит


Положения части 1 статьи 5, которая регулирует вопросы обязательного аудита, в редакции Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ применяются к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 год.

Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.


Аудиторское заключение


Статья 6 Закона N 307-ФЗ дает следующее определение аудиторского заключения. Это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Контроль формирования достоверной отчетности является одним из направлений внутреннего аудита. Аудируемая бухгалтерская (финансовая) отчетность, оформленная в соответствии с требованиями законодательства, входит в состав аудиторского заключения.

Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.


Независимость аудиторских организаций, аудиторов


Рассматривая МСВА и Закон Сарбейнса-Оксли, мы увидели, что требованию независимости аудиторов и аудируемых лиц, а также внутренних аудиторов во всем мире уделяется очень пристальное внимание.

Статья 8 Закона N 307-ФЗ посвящена независимости аудиторских организаций и аудиторов. Требование независимости распространяется на:

- руководителей и иных должностных лиц аудиторской организации;

- учредителей (участников) аудируемых лиц, их должностных лиц, бухгалтеров и иных лиц, несущих ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудит не может осуществляться, если:

1) аудиторские организации, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) аудиторские организации, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) аудиторские организации являются учредителями (участниками) аудируемых лиц или аудируемые лица являются учредителями (участниками) аудиторских организаций в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

4) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы оказывали физическим и юридическим лицам в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

5) аудиторы являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6) аудиторы состоят с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

7) аудируемые лица являются страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.


Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора


Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора определяет статья 13 Закона N 307-ФЗ.

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;


Комментарий. Организация может отказать в предоставлении запрашиваемой документации только в том случае, если в ней содержатся сведения, относящиеся к государственной тайне, а аудиторская организация не имеет лицензии на работу с государственной тайной.


3) получать у должностных лиц организации разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;


Комментарий. В случае письменного запроса аудитора разъяснения и подтверждения должны быть представлены также в письменной форме.


4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления организацией всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию организации обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;


Комментарий. Информацию о членстве аудиторской организации в СРО следует обязательно проверять, так как только членство в СРО дает право заниматься аудиторской деятельностью и, соответственно, выдавать легитимное аудиторское заключение.


2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение организации, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены.


Комментарий. В соответствии с пунктом 14 ФПСАД N 2 "Документирование аудита" рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, являются собственностью аудитора.


Права и обязанности аудируемого лица


Права и обязанности аудируемого лица и лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, установлены в статье 14 Закона N 307-ФЗ.

При проведении аудита организация (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) вправе, в частности, требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов.

При проведении аудита организация (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязана:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;


Комментарий. Процедура запроса у третьих лиц так называемых внешних подтверждений проводится в соответствии с ФПСАД N 18 "Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников". Следует отметить, что в соответствии со стандартом запросы о внешнем подтверждении, подготавливаются аудитором, подписываются руководством аудируемого лица, отсылаются непосредственно самим аудитором по надлежащим адресам и содержат требование направлять ответы непосредственно аудитору.


2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении.


Иванова Татьяна Николаевна,

методолог Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Трансформация финансовой отчетности российских предприятий в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Начиная с этого года, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России) приступает к публикации материалов, самостоятельное изучение которых позволит Вам выполнять программу ежегодного повышения квалификации, не отвлекаясь от основной работы. Иными словами Вам предложена альтернатива семинарам.


Учебно-методические материалы включают в себя следующие пособия*:


"Интерактивный практикум: составление бухгалтерской (финансовой) отчётности коммерческой организации" (Алабушина Н. А., Панина Л. М.)


"Международные стандарты финансовой отчётности. Часть 1 (темы 1 - 10, 12, 27 - 31)


Вспомогательные материалы для подготовки по программе "Внутренний аудит", состоящие из следующих тем:


Тема 1. "Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля":

- Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля (Иванова Т.Н.).


Тема 2. "Нормативное регулирование внутреннего аудита":

- Нормативное регулирование внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);

- Международные стандарты внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);

- Стандарты аудиторской деятельности (Иванова Т.Н.);

- Профессиональная этика внутреннего аудитора (Иванова Т.Н.);

- Закон Сарбейнса-Оксли (Иванова Т.Н.);

- Закон об аудиторской деятельности (Иванова Т.Н.);

- Закон о противодействии коррупции (Иванова Т.Н.).


Тема 3. "Организация службы внутреннего аудита":

- Экономические основы создания службы внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);

- Внутренние стандарты, регулирующие работу СВА и ее специалистов (Иванова Т.Н.);

- Положение о системе внутреннего аудита (СВА) (Иванова Т.Н.);

- Внутренний аудит и ревизия: сходство и различия (Иванова Т.Н.);

- Создание службы внутреннего аудита (Иванова Т.Н.).


Вопросы для самопроверки. Темы N 1-3.

- Вопросы для самоподготовки;

- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.);

- Ответы к тестам для самопроверки (Иванова Т.Н.).


Тема 4. "Порядок проведения внутреннего аудита":

- Порядок проведения внутреннего аудита

- Предварительный контроль

- Плановый контроль

- Существенность в бухгалтерском учете и внутреннем аудите

- Документальный контроль и применяемые процедуры

- Применение выборочной проверки во внутреннем аудите

- Понятие финансового анализа

- Консультирование как составная часть внутреннего аудита

- Последующий контроль и хранение документации

- Мониторинг внутреннего аудита

- Тесты для самопроверки

- Вопросы для самоподготовки


Тема 5. "Оценка хозяйственных рисков внутренним аудитором при осуществлении деятельности организации":

- Понятие риск-менеджмента (Иванова Т.Н.)

- Классификация рисков хозяйственной деятельности (Иванова Т.Н.)

- Внутренний контроль предпринимательских рисков в организации (Иванова Т.Н.)

- Общая стратегия деятельности организации (Иванова Т.Н.)

- Оценка финансовых результатов деятельности организации (Иванова Т.Н.)

- Риски существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности (Иванова Т.Н.)

- Процесс оценки рисков в организации (Иванова Т.Н.)

- Значимые риски (Иванова Т.Н.)

- Оценка рисков системы внутреннего аудита организации (Иванова Т.Н.)

- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.)

- Вопросы для самопроверки


Тема 6. "Задачи внутреннего аудита в области бухгалтерского учёта и формирования бухгалтерской (финансовой) отчётности":


Часть первая

- Соответствие учётной политики требованиям законодательства (Иванова Т.Н.);

- Реализация продукции. Дебиторская задолженность (Иванова Т.Н.);

- Основные средства (Иванова Т.Н.);

- Денежные средства (Иванова Т.Н.);

- Система снабжения. Кредиторская задолженность (Иванова Т.Н.);

- Движение товарно-материальных ценностей (Иванова Т.Н.);

- Производство продукции (Иванова Т.Н.);

- Инвестиции. Финансовые вложения (Иванова Т.Н.);

- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.);

- Вопросы для самопроверки (Иванова Т.Н.);


Часть вторая

- Расчёты с персоналом (Иванова Т.Н.);

- Связанные стороны (Иванова Т.Н.);

- Инвентаризация имущества и обязательств (Иванова Т.Н.);

- Непрерывность деятельности (Иванова Т.Н.);

- Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (Иванова Т.Н.);

- События после отчётной даты (Иванова Т.Н.);

- Оценочные значения (Иванова Т.Н.);

- Информация по сегментам (Иванова Т.Н.);

- Участие в совместной деятельности (Иванова Т.Н.);

- Налог на прибыль организаций (Иванова Т.Н.);

- Бухгалтерская (финансовая) отчётность (Иванова Т.Н.);

- Надёжность и безопасность информационных систем (Иванова Т.Н.);

- Учёт нормативных требований (Иванова Т.Н.);

- Вопросы для самопроверки (Иванова Т.Н.).


* Материалы лекций представлены, как они были опубликованы в печатном виде в соответствующих номерах журнала "Вестника ИПБ" ("Вестник профессиональных бухгалтеров") - свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС 77-29785 от 11 октября 2007 года.