Закон Сарбейнса-Оксли
Закон Сарбейнса-Оксли был принят в США 30 июля 2002 года. Он изменил состав и порядок представления отчетности компаниями - эмитентами ценных бумаг, усилил контроль за отчетностью и деятельностью компаний со стороны акционеров, общественности (в лице аудиторов) и государства (в лице главного контролирующего органа - Комиссии по ценным бумагам и биржам). Как этот закон применяется в России?
Кто подпадает под действие Закона?
В целом, Закон Сарбейнса-Оксли (далее - закон) распространяется не только на публичные компании США, но и на все компании (учрежденные как в США, так и в любой другой стране), которые имеют акции или долговые ценные бумаги, зарегистрированные в Комиссии США по ценным бумагам и биржам (далее - SEC) в соответствии с Законом 1934 года о фондовых биржах (далее - Закон о биржах). Под "эмитентом" в законе понимается любая компания с зарегистрированными ценными бумагами вне зависимости от страны постоянного местопребывания, а также любая компания, обязанная подавать отчетность согласно пункту 15(г) Закона о биржах.
Закон не предусматривает никаких исключений для иностранных частных эмитентов - на них распространяются те же правила, что и на американских эмитентов.
Вопросы корпоративного управления и ответственности
Требования к комитету по аудиту. SEC обязана направить национальным фондовым биржам и ассоциациям предписание с требованием о запрете листинга каких бы то ни было эмитентов ценных бумаг, не соответствующих изложенным в законе требованиям.
Ответственность за контроль над работой аудиторов. Комитет по аудиту публичной компании несет непосредственную ответственность за назначение, оплату услуг и контроль за работой аудиторов, устанавливая их прямую подотчетность комитету.
Независимость членов комитета по аудиту. Члены комитета по аудиту должны входить в состав совета директоров компании и обязаны быть независимыми. Для обеспечения независимости членов комитета по аудиту им запрещается принимать от эмитента какую-либо плату за консультации или советы либо иные формы вознаграждения, а также иметь какие-либо взаимоотношения с эмитентом или его дочерними предприятиями, за исключением тех, что связаны с их функциями в качестве членов совета директоров или любого из его комитетов. Если компания-эмитент не имеет и не формирует независимого комитета по аудиту, то в качестве комитета по аудиту рассматривается совет директоров в полном составе, и в этом случае каждый директор должен соответствовать условию "полной независимости" и другим рассматриваемым в данном документе критериям, установленным для комитетов по аудиту.
Дополнительные обязанности комитета по аудиту. В соответствии с законом, комитет по аудиту обязан:
- ввести порядок приема и рассмотрения жалоб по вопросам бухгалтерского учета, внутреннего контроля и аудита;
- предоставить сотрудникам компании возможность выражать свои сомнения по вопросам бухгалтерского учета и аудита на конфиденциальной и анонимной основе;
- располагать полномочиями для привлечения по мере необходимости независимых юридических и иных консультантов для содействия комитету в выполнении его функций;
- иметь адекватное финансирование в качестве одного из комитетов совета директоров в определенном комитетом по аудиту размере для оплаты услуг аудитора и любых иных консультантов, привлекаемых комитетом.
Закон также устанавливает ряд дополнительных требований в отношении комитетов по аудиту.
Предоставление информации о наличии финансового эксперта в составе комитета по аудиту. Закон требует от эмитентов предоставления информации о том, имеется ли в составе комитета по аудиту как минимум один "финансовый эксперт", который должен иметь знания общепринятых норм бухгалтерского учета (GAAP) и финансовой отчетности, опыт в области подготовки или аудита финансовой отчетности и применения принципов бухгалтерского учета в компаниях-эмитентах, а также в области внутреннего контроля за бухгалтерским учетом и понимания функций комитета по аудиту.
Действующие требования стандартов листинга Нью-Йоркской фондовой биржи NYSE уже содержат требование о наличии такого опыта в области бухгалтерского учета или финансового управления у председателя комитета по аудиту.
Требование о предварительном утверждении оказываемых аудитором услуг. Комитет по аудиту публичной компании обязан в предварительном порядке утверждать все аудиторские и не связанные с аудитом услуги, оказываемые компании аудитором эмитента. Закон определяет в качестве "незаконной" практики оказание аудиторскими фирмами аудируемым клиентам из числа публичных компаний определенных не связанных с аудитом услуг по девяти конкретно оговоренным направлениям (см. далее).
Предоставление информации аудитором в комитет по аудиту. Аудитор публичной компании обязан своевременно информировать комитет по аудиту о важнейших элементах учетной политики и практики бухгалтерского учета, которые должны использоваться компанией, обо всех альтернативных вариантах учета финансовой информации в соответствии с GAAP, обсужденных с руководством, о порядке учета, который аудитор считает предпочтительным, о любых разногласиях между аудитором и руководством по вопросам бухгалтерского учета, а также о любых других существенных контактах между аудитором и руководством в письменной фирме.
Корпоративная ответственность за финансовую отчетность
Закон обязывает эмитентов прилагать к каждому отчету, подаваемому в SEC согласно пунктам 13(а) или 15(г) Закона о биржах, подтверждение, подписанное руководителем и финансовым директором компании.
Руководитель и финансовый директор компании обязаны подтвердить, что:
- заверяемый периодический отчет, содержащий финансовую отчетность, полностью отвечает требованиям пунктов 13(а) или 15(г) Закона о биржах;
- информация, содержащаяся в периодическом отчете, во всех существенных аспектах обеспечивает достоверное представление финансового положения и результатов деятельности эмитента.
Подтверждение прилагается к периодическим отчетам, содержащим первичную финансовую отчетность эмитента.
Кроме того, новые правила обязывают всех эмитентов установить и поддерживать функционирование в компании общей системы раскрытия информации и сопутствующих средств контроля, обеспечивающей соблюдение требований к отчетности, предусмотренных Законом о биржах.
Руководитель компании и ее финансовый директор обязаны указывать в подтверждении, что они провели оценку эффективности процедур раскрытия информации в компании-эмитенте и сопутствующих средств контроля в трехмесячный период, предшествующий дате отчета, и что отчет содержит их выводы в отношении эффективности процедур раскрытия информации и средств контроля по результатам проведенной оценки.
Руководитель компании и должностные лица, отвечающие за финансовые вопросы, при регистрации или подаче квартальных и годовых отчетов эмитента в соответствии с пунктами 13(а) или 15(г) Закона о биржах должны каждый подтвердить, что:
- они изучили отчет;
- отчет не содержит каких-либо недостоверных заявлений по существенным фактам либо опущений существенных фактов, которые могут вводить пользователя в заблуждение;
- финансовая отчетность и другая финансовая информация в отчете обеспечивают достоверное представление финансового положения и результатов деятельности эмитента на соответствующую дату и за периоды, представленные в отчете;
- они и другие должностные лица, подписывающие подтверждение:
несут ответственность за установление и поддержание процедур раскрытия информации и сопутствующих средств контроля;
разработали процедуры раскрытия информации и сопутствующие средства контроля, гарантирующие получение ими существенной информации;
провели оценку процедур раскрытия информации и сопутствующих средств контроля в трехмесячный период, предшествующий дате отчета; и
представили в отчете свои выводы в отношении эффективности процедур раскрытия информации и сопутствующих средств контроля по результатам проведенной обязательной оценки;
- аудиторы эмитента и комитет по аудиту проинформированы обо всех:
серьезных упущениях в структуре или функционировании средств внутреннего контроля, способных оказать отрицательное влияние на способность эмитента учитывать, обрабатывать, обобщать и представлять финансовые данные и указывающие аудиторам эмитента на наличие существенных недостатков в системе внутреннего контроля;
случаях мошеннических действий, вне зависимости от степени их существенности, с участием руководства или иных сотрудников, играющих важную роль в системе внутреннего контроля эмитента;
- в отчете указаны все имевшие место существенные изменения в системе внутреннего контроля и в иных факторах, которые способны оказать значительное влияние на систему внутреннего контроля после даты ее оценки, включая все меры по устранению серьезных упущений и существенных недостатков.
Возврат определенных видов премиальных и прибыли руководителем и финансовым директором. В случае если эмитент вынужден провести перевыпуск своей финансовой отчетности в связи с существенным несоблюдением любого из требований в отношении подготовки и представления отчетности в результате ненадлежащего выполнения должностных обязанностей, руководитель компании и ее финансовый директор теперь будут обязаны возвращать эмитенту все суммы:
- премиальных или иных поощрительных выплат либо вознаграждения на базе акций, полученные должностным лицом от эмитента в течение 12-месячного периода после исходного опубликования документа, содержавшего перевыпущенную впоследствии финансовую отчетность;
- и дохода от продажи должностным лицом ценных бумаг эмитента в течение указанного 12-месячного периода.
Запрет на предоставление должностным лицам займов на личные нужды. Закон запрещает эмитентам предоставлять займы кому-либо из директоров и должностных лиц, кроме тех, которые обычно предлагаются на открытом рынке и предоставляются на рыночных условиях.
Инсайдерские операции во время приостановки действия схемы пенсионного обеспечения. Закон запрещает директорам и должностным лицам компании совершать операции с ее ценными бумагами, приобретенными в связи с работой или выполнением должностных обязанностей в качестве директора или руководителя, в течение периода приостановки действия схемы пенсионного обеспечения.
Периодом приостановки называется запрет на приобретение, передачу или продажу ценных бумаг эмитента в течение не менее трех дней подряд, который распространяется не менее чем на 50% участников индивидуальных схем пенсионного обеспечения по закону о пенсионном обеспечении сотрудников.
Ненадлежащее влияние на проведение аудита. Закон запрещает должностным лицам или директорам эмитента, а также любым лицам, действующим по их указанию, предпринимать какие бы то ни было действия, связанные с мошенничеством и направленные на внесение существенных искажений в финансовую отчетность эмитента.
Кодекс этических норм для финансовых руководителей. Эмитенты обязаны сообщать о принятии ими кодекса этических норм для финансовых руководителей, а если он не принят - указывать причины.
Раскрытие информации в периодической отчетности. Каждый финансовый отчет, содержащий финансовые документы, который необходимо готовить по GAAP или приводить в соответствие с этими нормами, а также подавать в SEC, должен отражать все существенные корректировки, определенные аудитором согласно GAAP и действующим правилам операций с ценными бумагами.
Раскрытие сведений о сделках с участием руководства и крупных акционеров компании. Закон вносит изменения в пункт 16(a) Закона о биржах, где приводится перечень документов, которые обязаны подавать должностные лица, директора и акционеры, владеющие более чем 10% ценных бумаг любого класса.
Оценка руководством системы внутреннего контроля. Эмитенты обязаны включать отчет о системе внутреннего контроля в подаваемую годовую отчетность. Этот отчет должен содержать формулировку ответственности руководства за создание и обеспечение работоспособности соответствующей структуры внутреннего контроля и процедур подготовки финансовой отчетности, а также оценку эффективности процедур внутреннего контроля, введенных эмитентом применительно к финансовой отчетности, по состоянию на конец предыдущего финансового года.
Раскрытие информации эмитентами в режиме реального времени. Эмитенты обязаны оперативно и постоянно раскрывать дополнительную информацию о существенных изменениях в своем финансовом положении или деятельности, излагая ее простым и понятным языком.
Конфликт интересов применительно к работе аналитиков. Закон предписывает SEC принять правила, регламентирующие случаи конфликта интересов, возникающего при подготовке рекомендаций аналитиками по ценным бумагам.
Особое внимание уделяется независимости аналитиков при выполнении ими служебных обязанностей.
В целях осуществления надзора за аудитом публичных компаний, а также защиты интересов инвесторов и общественности в целом при подготовке аудиторских заключений о компаниях, ценные бумаги которых находятся в открытой продаже, обращении и владении, закон учреждает Совет по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях. Совет является некоммерческой организацией, созданной по законодательству г. Вашингтона (округ Колумбия) и поднадзорной SEC. В законе содержатся требования к аудиторам и контролю качества аудиторских услуг.
Аудиторское заключение по системе внутреннего контроля эмитента. Аудитор обязан представить (в составе аудиторского заключения или в виде отдельного отчета) результаты, полученные им в ходе тестирования, и оценку того, обеспечивает ли указанная структура и процедуры внутреннего контроля:
- ведение учета, точно, достоверно и достаточно подробно отражающего операции и распоряжение активами эмитента;
- достаточную уверенность в том, что операции учтены таким образом, который необходим для подготовки финансовой отчетности в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, и что поступления и расходование средств эмитента имеют место исключительно с санкции его руководства и директоров. Отчет также должен содержать описание существенных недостатков в системе внутреннего контроля и любых существенных фактов несоблюдения установленных правил, выявленных в ходе тестирования.
Предоставление рабочих материалов аудита. Если иностранная аудиторская фирма выпускает заключение или оказывает иные услуги существенного характера, используемые зарегистрированной аудиторской фирмой в связи с подготовкой аудиторского заключения или его части либо отдельных мнений в составе аудиторского заключения, считается, что таким образом иностранная аудиторская фирма автоматически дает согласие на предоставление рабочей документации по аудиту в распоряжение Совета или SEC в случае проведения ими любого расследования в отношении такого аудиторского заключения. При этом на фирму распространяется юрисдикция судов США в части принудительного исполнения любых требований о предоставлении указанной рабочей документации.
В соответствии с законом, если зарегистрированная аудиторская фирма использует аудиторское мнение иностранной аудиторской фирмы, то автоматически считается, что она согласна на предоставление для изучения Советом или SEC рабочей документации иностранной фирмы и предварительно получила согласие иностранной фирмы на такое предоставление в качестве условия для использования мнения этой иностранной аудиторской фирмы.
Независимость аудиторов
Не связанные с аудитом услуги, которые запрещено оказывать клиентам. Закон вносит в Закон о биржах поправки, запрещающие зарегистрированным аудиторским фирмам (и любым работающим в них лицам), которые проводят аудиторскую проверку эмитентов, оказывать им следующие не связанные с аудитом услуги:
(1) услуги по ведению бухгалтерского учета или иные услуги, связанные с ведением учета или подготовкой финансовой отчетности проверяемого клиента;
(2) разработка и внедрение финансовых информационных систем;
(3) услуги по оценке, заключения о справедливой стоимости или подтверждение имущественных вкладов в капитал;
(4) актуарные услуги;
(5) услуги по организации внутреннего аудита;
(6) управленческие или кадровые услуги;
(7) услуги в качестве брокеров, дилеров, инвестиционных консультантов или инвестиционного банка;
(8) юридические и экспертные услуги, не имеющие отношения к аудиту;
(9) любые другие услуги, которые Совет своим постановлением признает недопустимыми.
Закон не содержит определения перечисленных услуг, однако SEC в своем положении о независимости, выпущенном в декабре 2 000 года, уже наложила запрет на большинство из них.
Даже краткое рассмотрение положений закона Сарбейнса-Оксли показывает, какое большое значение придается внутреннему контролю, независимости Комитета по аудиту, корпоративной ответственности руководства за финансовую отчетность, прозрачности информации о деятельности публичных компаний.
Иванова Татьяна Николаевна,
методолог Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Трансформация финансовой отчетности российских предприятий в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Начиная с этого года, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России) приступает к публикации материалов, самостоятельное изучение которых позволит Вам выполнять программу ежегодного повышения квалификации, не отвлекаясь от основной работы. Иными словами Вам предложена альтернатива семинарам.
Учебно-методические материалы включают в себя следующие пособия*:
"Международные стандарты финансовой отчётности. Часть 1 (темы 1 - 10, 12, 27 - 31)
Вспомогательные материалы для подготовки по программе "Внутренний аудит", состоящие из следующих тем:
Тема 1. "Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля":
- Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля (Иванова Т.Н.).
Тема 2. "Нормативное регулирование внутреннего аудита":
- Нормативное регулирование внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);
- Международные стандарты внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);
- Стандарты аудиторской деятельности (Иванова Т.Н.);
- Профессиональная этика внутреннего аудитора (Иванова Т.Н.);
- Закон Сарбейнса-Оксли (Иванова Т.Н.);
- Закон об аудиторской деятельности (Иванова Т.Н.);
- Закон о противодействии коррупции (Иванова Т.Н.).
Тема 3. "Организация службы внутреннего аудита":
- Экономические основы создания службы внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);
- Внутренние стандарты, регулирующие работу СВА и ее специалистов (Иванова Т.Н.);
- Положение о системе внутреннего аудита (СВА) (Иванова Т.Н.);
- Внутренний аудит и ревизия: сходство и различия (Иванова Т.Н.);
- Создание службы внутреннего аудита (Иванова Т.Н.).
Вопросы для самопроверки. Темы N 1-3.
- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.);
- Ответы к тестам для самопроверки (Иванова Т.Н.).
Тема 4. "Порядок проведения внутреннего аудита":
- Порядок проведения внутреннего аудита
- Существенность в бухгалтерском учете и внутреннем аудите
- Документальный контроль и применяемые процедуры
- Применение выборочной проверки во внутреннем аудите
- Консультирование как составная часть внутреннего аудита
- Последующий контроль и хранение документации
- Мониторинг внутреннего аудита
Тема 5. "Оценка хозяйственных рисков внутренним аудитором при осуществлении деятельности организации":
- Понятие риск-менеджмента (Иванова Т.Н.)
- Классификация рисков хозяйственной деятельности (Иванова Т.Н.)
- Внутренний контроль предпринимательских рисков в организации (Иванова Т.Н.)
- Общая стратегия деятельности организации (Иванова Т.Н.)
- Оценка финансовых результатов деятельности организации (Иванова Т.Н.)
- Риски существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности (Иванова Т.Н.)
- Процесс оценки рисков в организации (Иванова Т.Н.)
- Значимые риски (Иванова Т.Н.)
- Оценка рисков системы внутреннего аудита организации (Иванова Т.Н.)
- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.)
Тема 6. "Задачи внутреннего аудита в области бухгалтерского учёта и формирования бухгалтерской (финансовой) отчётности":
Часть первая
- Соответствие учётной политики требованиям законодательства (Иванова Т.Н.);
- Реализация продукции. Дебиторская задолженность (Иванова Т.Н.);
- Основные средства (Иванова Т.Н.);
- Денежные средства (Иванова Т.Н.);
- Система снабжения. Кредиторская задолженность (Иванова Т.Н.);
- Движение товарно-материальных ценностей (Иванова Т.Н.);
- Производство продукции (Иванова Т.Н.);
- Инвестиции. Финансовые вложения (Иванова Т.Н.);
- Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.);
- Вопросы для самопроверки (Иванова Т.Н.);
Часть вторая
- Расчёты с персоналом (Иванова Т.Н.);
- Связанные стороны (Иванова Т.Н.);
- Инвентаризация имущества и обязательств (Иванова Т.Н.);
- Непрерывность деятельности (Иванова Т.Н.);
- Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (Иванова Т.Н.);
- События после отчётной даты (Иванова Т.Н.);
- Оценочные значения (Иванова Т.Н.);
- Информация по сегментам (Иванова Т.Н.);
- Участие в совместной деятельности (Иванова Т.Н.);
- Налог на прибыль организаций (Иванова Т.Н.);
- Бухгалтерская (финансовая) отчётность (Иванова Т.Н.);
- Надёжность и безопасность информационных систем (Иванова Т.Н.);
- Учёт нормативных требований (Иванова Т.Н.);
- Вопросы для самопроверки (Иванова Т.Н.).
* Материалы лекций представлены, как они были опубликованы в печатном виде в соответствующих номерах журнала "Вестника ИПБ" ("Вестник профессиональных бухгалтеров") - свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС 77-29785 от 11 октября 2007 года.