г. Тула |
|
7 октября 2020 г. |
Дело N А62-4071/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Волошиной Н.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаевой А.Ю., в отсутствие до и после перерыва заинтересованных лиц, участвующих по данному обособленному спору в рамках дела N А62-4071/2016, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Шумячского района Смоленской области на определение Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2020 по делу N А62-4071/2016 (судья Воронова В.В.), принятое по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего ОАО "Первомайский стекольный завод" Прудникова С.А. к администрации муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области, администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Шумячского района Смоленской области в лице администрации Первомайского сельского поселения Шумячского района Смоленской области, третьи лица: ФГУП "Почта России", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, ПАО "Сбербанк России" о понуждении органа местного самоуправления принять объекты муниципального жилищного фонда социального использования, не включаемые в конкурсную массу в рамках дела по заявлению кредитора общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Смоленск" (ОГРН 1026701424133, ИНН 6731035426) о признании открытого акционерного общества "Первомайский стекольный завод" (ИНН 6720000397, ОГРН 1026700838669) несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2018 по делу N А62-4071/2016 ОАО "Первомайский стекольный завод" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Прудников С.А.
17.07.2019 конкурсный управляющий ОАО "Первомайский стекольный завод" Прудников С.А. обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о понуждении органа местного самоуправления принять объекты муниципального жилищного фонда социального использования, не включаемые в конкурсную массу.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2020 администрация муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Шумячского района Смоленской области обязана принять в муниципальную собственность следующие объекты жилищного фонда и социального использования:
N п/п |
Наименование объекта |
Адрес объекта |
1. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., 3-й Никольский пер., д. 3 |
2. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Советская, д.5 |
3. |
Квартира N 1 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 30 |
4. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 13 |
5. |
Квартиры N N 2,3 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 17 |
6. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 1а |
7. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 1 |
8. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 2 |
9. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская д. 68а |
10. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 5а |
11. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д. 60а |
12. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 9 |
13. |
Квартиры N N 1,2 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Советская, д.19 |
14. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 7 |
15. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 1в |
16. |
Квартиры N N 1,2,4,5 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 3 |
17. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 16 |
18. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 11 |
19. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 15 |
20. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 6 |
21. |
Квартиры N N 2,3 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д. 66а |
22. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д.21 |
23. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул.Никольская, д.72а |
24. |
Квартиры N N 3, 4 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул.Ленина, д.4 |
25. |
Общежитие N 2 (семейное общежитие на 24 комнаты) |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д. 76 |
26. |
Квартира N 5 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д. 60 |
27. |
Квартира N 20 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Советская, д. 8 |
28. |
Квартира N 4 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., пер. Советский, д. 14 |
29. |
Банно-прачечный комбинат (объект соцкультбыта: бани) |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Школьная, д.4а |
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Шумячского района Смоленской области обратилась с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просила обжалуемое определение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что передача имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, противоречит определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-0-11.
Указывает, что постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 определен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, в частности должны быть представлены:
- выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении предлагаемого к передаче недвижимого имущества.
При этом до настоящего времени ТУ Росимущества так и не было принято решение о передаче объектов недвижимости федеральной собственности, находящихся в пользовании ОАО "Первомайский стеклозавод", в муниципальную собственность Первомайского сельского поселения Шумячского района Смоленской области, в отношении следующих объектов:
- общежития N 2 (семейное общежитие на 24 комнаты, расположенного по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область;
- банно-прачечного комбината, расположенного по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д.4а;
- квартиры N 5 по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Никольская, д.60;
- квартиры N 20 по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленска область, ул. Советская, д.8;
- квартиры N 4 по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, пер. Советский, д. 14.
Указывает, что собственником жилищного фонда в период рассмотрения дела и на момент вынесения определения суда являлось МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской области.
В апелляционной жалобе указывает, что по дому 5, ул. Советская, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область в материалах дела имеется письмо ОГБУ "Смоленское областное БТИ" от 28.11.2019, согласно которому в архивных материалах сведения о недвижимом имуществе по указанному адресу значится нежилое здание.
Согласно выписке из ЕГРП от 02.12.2019 об объекте недвижимости, расположенного по адресу: Смоленская область, Шумячский район, с. Первомайский, ул. Советская, д.5, находится нежилое здание почты.
Однако суд первой инстанции не принял данные обстоятельства во внимание, в связи с чем необоснованно обязал администрацию принять в муниципальную собственность данное здание, не относящееся к объектам жилищного фонда.
Указывает, что общежитие N 2 (семейное общежитие на 24 комнаты), расположенное по адресу: ул. Никольская, д.76, с. Первомайский, - в архивных материалах ОГБУ "Смоленское областное БТИ" отсутствует. Обращает внимание на то, что данный объект в настоящее время не используется для проживания граждан по договорам социального найма, а сдается конкурсным управляющим в аренду ЗАО "Рославльская швейная фабрика".
Также обращает внимание на то, что банно-прачечный комбинат, расположенный адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул.Школьная, д. 4а в архивных материалах ОГБУ "Смоленское областное БТИ" отсутствует.
Полагает, что судом первой инстанции необоснованно принято решение о передаче указанного здания исходя из того, что данное здание существует в натуре, а также с учетом предоставления в материалы дела инвентарной карточки банно-прачечного комбината от июня 1986, архитектурно-планировочного задания от 07.02.1979 и задания на проектирование.
Указывает, что судом первой инстанции оставлено без внимания письмо ОАО "Первомайский стеклозавод" в адрес начальника Департамента Смоленской области по жилищно-коммунальному хозяйству Гомонову Г.П. от 28.07.2008 г. N 933, из которого следует, что ОАО "Первомайский стеклозавод" не имеет на балансе бани. На балансе ОАО "Первомайский стеклозавод" имеется участок хозяйственно-бытового назначения для помывки работающих и стирки спецодежды (банно-прачечный комбинат).
В материалы дела от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последнее возражало против доводов апелляционной жалобы, просило обжалуемое определение оставить без изменения, одновременно просило провести судебное заседание в отсутствие своего представителя.
В дополнительных отзывах на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства в отношении дома N 5 по ул. Советской, с. Первомайский, Шумячского р-н, Смоленской области сообщило, что данное недвижимое имущество не было включено в уставной капитал ОАО "Первомайский стеклозавод", не было оно и оставлено в собственности РФ, права РФ либо хозяйственное ведение на имущество не регистрировались.
Пояснило, что Управление не располагает информацией о том, является ли дом N 5 по ул. Советской, с. Первомайский, Шумячского р-н, Смоленской области жилым помещением либо там расположены только ФГУП "Почта России" и ПАО "Сбербанк России". Ни одному из перечисленных юридических лиц управлением дом и помещения в нем в пользование, в собственность не передавались.
Поскольку на момент приватизации Государственного предприятия "Первомайский стекольный завод" на балансе предприятия числилось соответствующее приложению III к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 по своему назначению имущество, которое должно было быть передано в муниципальную собственность, имущество было передано данному обществу в безвозмездное пользование для дальнейшего решения вопроса о его передаче на уровень муниципального образования.
Считает, что обжалуемым определением суда решен вопрос о передаче на муниципальный уровень собственности имущества, которое должно находиться в собственности муниципального образования.
Сообщило, что в настоящее время в реестре федерального имущества имеется только здание общежития на 24 комнаты, к отзыву приложило соответствующую выписку из реестра федерального имущества (т. 3, л. д. 17-18), сведения о здании банно-прачечного комбината в реестре федерального имущества отсутствуют.
Конкурсный управляющий ОАО "Первомайский стекольный завод" Прудников С.А. в письменном отзыве на апелляционную жалобу, считая обжалуемое определение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В дополнительных отзывах на апелляционную жалобу от 15.07.2020, от 05.08.2020, от 09.09.2020 конкурсный управляющий пояснил, что право собственности ОАО "Первомайский стекольный завод" на переданные объекты в муниципальную собственность согласно определению Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2020 по делу N А62-4071/2019 не зарегистрировано, что подтверждается приложенной выпиской из ЕГРН от 09.06.2017 N67-00-4001/5001/2017-3622 (т.3, л.д. 99-124).
Спорные объекты находятся на балансе ОАО "Первомайский стекольный завод" на основании заключенного в сентябре 1992 года между Комитетом по управлению государственным имуществом Смоленской области и должником договора передачи объектов и имущества социальной инфраструктуры в безвозмездное пользование акционерному обществу "Первомайский стекольный завод" ( инвентаризационные описи N 22, N 23 от 26.05.2018, т.4, л. д. 44-51, справка от 05.08.2020 об учете спорного недвижимого имущества на балансе ОАО "Первомайский стекольный завод" на счете 01 "Основные средства", т.4; л. д. 42-43).
Данный договор был расторгнут на основании п. 1 ст. 699 ГК РФ, в доказательство чего приложил уведомление от 04.09.2018 (т.2, л. д. 125-127).
Поясняет, что банно-прачечный комбинат (объект соцкультбыта: бани) и общежитие N 2 (семейное общежитие на 24 комнаты) не являются собственностью должника, а собственником данных объектов является Российская Федерация, а Росимущество до настоящего времени не приняло решение о дальнейшей судьбе данных объектов недвижимости.
Считает, что при данных обстоятельствах, оснований для реализации данных объектов в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве у должника не имеется.
Сообщил, что 24 комнаты в семейном общежитии N 2 не находятся в пользовании граждан на основании договоров социального найма. С целью получения денежных средств для проведения конкурсного производства должника общежитие N 2 передано конкурсным управляющим на основании договора от 25.07.2018 во временное владение и пользование ЗАО "Рославльская швейная фабрика".
В отношении жилого дома по адресу: Смоленская область, Шумячский район, с. Первомайский, ул. Советская, д.5 пояснил, что документов, подтверждающих перевод данного жилого дома в нежилое, конкурсным управляющим не установлено. В данном доме не проживают граждане, которые пользуются жилыми помещениями на основании договоров социального найма (п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ).
До начала судебного заседания от администрации Первомайского сельского поселения Шумячского района Смоленской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, конкурсного управляющего ОАО "Первомайский стекольный завод" Прудникова С.А. поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей сторон по данному обособленному спору.
Иные заинтересованные лица, участвующие в обособленном споре, извещенные до и после перерыва надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого определения, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2018 по делу N А62-4071/2016 ОАО "Первомайский стекольный завод" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Прудников С.А.
17.07.2019 конкурсный управляющий ОАО "Первомайский стекольный завод" Прудников С.А. обратился в арбитражный суд Смоленской области с заявлением о понуждении органа местного самоуправления принять объекты муниципального жилищного фонда социального использования, не включенные в конкурсную массу.
Судом установлено, что причиной обращения конкурсного управляющего должника с настоящим заявлением, послужили разногласия с Администрацией района по вопросу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность.
Письмом от 24.07.2013 Администрация выразила отказ на принятие спорных объектов.
При рассмотрении обособленного спора по заявлению конкурсного управляющего к Администрации района об обязании принять социально значимые объекты возникли разногласия о том, какому муниципальному образованию подлежали передаче вышеуказанные объекты (муниципальному образованию Первомайское сельское поселение или муниципальному образованию "Шумячский район"). Таким образом, при наличии разногласий между конкурсным управляющим и муниципальным образованием и отказе муниципального образования принять имущество передача спорных объектов должна была осуществляться на основании определения суда.
При приятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Статьей 14 упомянутого Федерального закона к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом из содержания статьи 15 Федерального закона следует, что названные вопросы не относятся к компетенции муниципального района.
Таким образом, решение вопросов, связанных с обеспечением проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления городских и сельских поселений. Поэтому именно в собственности городских и сельских поселений должны находиться жилые помещения, необходимые для решения данных вопросов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в настоящем случае, таким органом местного самоуправления является муниципальное образование Первомайское сельское поселение.
Позиция администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение на наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-1705/02 от 07.08.2002, которым обязанность по принятию спорного жилого фонда возложена на администрацию муниципального образования "Шумячский район", обоснованно была отклонена судом первой инстанции.
Указанное решение суда принято в 2002 году, в то время как Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят 06 октября 2003 года.
При этом согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
Доказательств выдачи, предъявления исполнительного листа на принудительное исполнение решения арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-1705/02 от 07.08.2002 материалы дела по данному обособленному спору не содержат.
С истечением срока, установленного для принудительного исполнения вступившего в законную силу решения суда, у кредитора прекращается право требования принудительного исполнения судебного акта.
Суд первой инстанции правомерно указал в обжалуемом судебном акте, что в настоящем случае требование конкурсного управляющего основано на ином правовом основании, чем требование, разрешенное судом по делу N А62-1705/02 от 07.08.2002, и мотивировано специальными нормами статьи 132 Закона о банкротстве, которые и должны применяться судом при рассмотрении данного спора.
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал требования конкурсного управляющего должника о передаче объектов жилищного фонда в муниципальную собственность муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Шумячского района Смоленской области обоснованными в части.
Установив, на основании представленного в материалы дела письма ОГБУ "Смоленское областное БТИ" от 28.11.2019, что в архивных материалах не значится сведений относительно дома N 4 по ул. Школьная, с. Первомайское, Шумячского района Смоленской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку наличие по данному адресу жилого дома документально не подтверждено, то данное обстоятельство исключает возможность его передачи в муниципальную собственность.
Суд первой инстанции отклонил возражения администрации о том, что ввиду отсутствия технических паспортов в отношении здания общежития и банно-прачечного комбината, передача данных объектов в муниципальную собственность является невозможной, поскольку в материалы дела представлены доказательства, что указанные здания имеют место быть в натуре.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что представителями МТУ Росимущества в Калужской, Брянской, Смоленской области и ОАО "Первомайский стекольный завод" в сентябре 2018 года был произведен осмотр данных зданий с фотофиксацией и составлением Акта осмотра. Представлена также инвентарная карточка N 303 банно-прачечного комбината от июня 1986 года, архитектурно-планировочное задание от 07.02.1979, задание на проектирование. Факт наличия и использования здания общежития сторонами не опровергнут.
Довод ответчика о ненадлежащем состоянии жилищного фонда судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку согласно пункту 6 статьи 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 этой статьи и жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
Как следует из материалов дела в ходе инвентаризации имущества должника конкурсным управляющим было установлено, что на балансе ОАО "Первомайский стекольный завод" на основании заключенного в сентябре 1992 года между Комитетом по управлению государственным имуществом Смоленской области и должником договора передачи объектов и имущества социальной инфраструктуры в безвозмездное пользование акционерному обществу "Первомайский стекольный завод" находятся спорные объекты недвижимости согласно инвентаризационных описей N 22, N 23 от 26.05.2018, представленных в материалы настоящего обособленного спора.
Поскольку данное имущество находилось у ОАО "Первомайский стекольный завод" в безвозмездном пользовании на основании договора передачи объектов и имущества социальной инфраструктуры в безвозмездное пользование акционерному обществу "Первомайский стекольный завод" от сентября 1992 г., конкурсным управляющим в адрес МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях было направлено уведомление N 157 от 03.09.2018 об отказе от договора.
Согласно ответу Росимущества от 12.04.2019 N 2010-40.ГЕ на данное обращение спорное имущество числится в казне РФ и дополнительно совершать действия по его принятию основания отсутствуют.
Конкурсным управляющим также было установлено, что Распоряжением ТУ Росимущества по Смоленской области от 15.07.2002 N 1373-р в соответствии с вышеуказанным договором объекты жилого фонда в п. Первомайский Шумячского района Смоленской области, находящиеся на балансе ОАО "Первомайский стекольный завод" переданы в муниципальную собственность Шумячского района, за исключением следующего имущества:
Таблица N 2
N п/п |
Наименование объекта недвижимости |
Адрес объекта недвижимости |
1. |
Общежитие N 2 (семейное общежитие на 24 комнаты) |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д. 76 |
2. |
Квартира N 5 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д. 60 |
3. |
Квартира N 20 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Советская, д. 8 |
4. |
Квартира N 4 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., пер. Советский, д. 14 |
5. |
Банно-прачечный комбинат (объект соцкультбыта: бани) |
Смоленская обл., с. Первомайский, Шумячский р-н, ул. Школьная д.4а |
Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы администрации о том, что до настоящего времени квартира N 5 по адресу с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Никольская, д.60; квартира N 20 по адресу с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Советская, д.8; квартира N 4 по адресу с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, пер. Советский, д. 14 продолжают находиться в федеральной собственности судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно абз.6 ч. 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно п.6, п.10 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: 6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; 10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Квартиры N 5 в д. 60 по ул. Никольской с. Первомайского Шумячского района Смоленской области; квартиры N 20 в д. 8 по ул. Советской с. Первомайского Шумячского района Смоленской области; квартиры N4 по пер. Советский, д. 14 с. Первомайского Шумячского района Смоленской области, являются имуществом, которое по своим целям использования и по фактическому использованию, относятся с тому виду имущества, которое должно находится в собственности муниципального образования. Перечисленное имущество РФ в оборот не вовлечено, к передаче в пользование федеральных служб не предназначено и, кроме как, использование по назначению, иное использование имущества, исключено.
В силу п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
В п. 1 приложения N 3 к названному Постановлению указано, что к объектам муниципальной собственности относится и жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В связи с тем, что в момент приватизации Государственного предприятия "Первомайский стекольный завод" на балансе предприятия числилось соответствующее приложению III к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 по своему назначению имущество, которое должно было быть передано в муниципальную собственность, имущество было передано в безвозмездное пользование для дальнейшего решения вопроса о его передаче на уровень муниципального образования, то обжалуемым определением суда решен вопрос о передаче на муниципальный уровень собственности имущества, которое должно находиться в собственности муниципального образования.
Тот факт, что имущество в виде квартир N 5 по адресу с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Никольская, д. 60; N 20 по адресу с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Советская, д. 8; N 4 по адресу с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, пер. Советский, д. 14 по распоряжению N1379-р от 15.07.2002 Территориального управления по Смоленской области Министерства имущественных отношений РФ (т.1, л. д. 26) формально осталось в собственности РФ, не изменило использование и назначение указанного имущества и требование о его передаче на уровень муниципального образования, который законодателем, при разграничении собственности, определён, как надлежащий собственник.
Наличие не отмененного в настоящее время распоряжения N 1379-р от 15.07.2002 Территориального управления по Смоленской области Министерства имущественных отношений РФ (т.1, л. д. 26), согласно которому имущество в виде квартир N 5 по адресу с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Никольская, д. 60; N 20 по адресу с. Первомайский, Шумячский район, Смоленска область, ул. Советская, д. 8; N 4 по адресу с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, пер. Советский, д. 14 остается в федеральной собственности, не является препятствием для применения положений статьи 132 Закона о банкротстве, которая является специальной по отношению к общим нормам права и носит императивный характер.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 30.08.2017 по делу N А64-3513/2016.
В соответствии с пунктами 4, 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
В случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 Закона о банкротстве, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.
При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи (пункт 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (пункт 6 статьи 132 Закона о банкротстве).
Исходя из вышеприведенных норм права, социально значимые объекты в составе конкурсной массы подлежат реализации в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, а в случае не реализации такие неликвидные социально значимые объекты подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.
При этом жилищный фонд социального использования передается собственнику жилищного фонда (вне зависимости от того, является ли этот собственник муниципальным образованием, субъектом Российской Федерации, Российской Федерацией или частным лицом) минуя процедуру реализации на торгах.
Материалами дела подтверждена социальная значимость следующих объектов жилищного фонда:
N п/п |
Наименование объекта |
Адрес объекта |
1. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., 3-й Никольский пер., д. 3 |
2. |
Квартира N 1 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 30 |
3. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н. Смоленская обл., ул. Ленина, д. 13 |
4. |
Квартиры N N 2,3 |
с. Первомайский, Шумячский р-н. Смоленская обл., ул. Ленина, д. 17 |
5. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 1 а |
6. |
Жилой дом |
с. Первомайский. Шумячский р-н. Смоленская обл., ул. Ленина, д. 1 |
7. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 2 |
8. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д.68а |
9. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 5а |
10. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д. бОа |
11. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 9 |
12. |
Квартиры N N 1.2 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Советская, д.19 |
13. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н., Смоленская обл., ул. Ленина, д. 7 |
14. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 1в |
15. |
Квартиры N N 1,2,4,5 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 3 |
16. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 16 |
17. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 11 |
18. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 15 |
19. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д. 6 |
20. |
Квартиры N N 2,3 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д. 66а |
21. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д.21 |
22. |
Жилой дом |
с. Первомайский, Шумячский р-н. Смоленская обл., ул. Никольская, д.72а |
32. |
Квартиры N N 3, 4 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Ленина, д.4 |
24. |
Общежитие N 2 (семейное общежитие на 24 комнаты) |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д. 76 |
25. |
Квартира N 5 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Никольская, д. 60 |
26. |
Квартира N 20 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., ул. Советская, д. 8 |
27. |
Квартира N 4 |
с. Первомайский, Шумячский р-н, Смоленская обл., пер. Советский, д. 14 |
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает обоснованным и законным определение Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2020 в части обязания администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Шумячского района Смоленской области принять в муниципальную собственность вышеперечисленные объекты жилищного фонда.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы администрации в части невозможности отнесения к объекту жилищного фонда дома N 5, ул. Советская, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, поскольку согласно письму ОГБУ "Смоленское областное БТИ" от 28.11.2019 в архивных материалах сведения о недвижимом имуществе по указанному адресу значится нежилое здание (т.2, л. д. 135).
Согласно выписке из ЕГРП об объекте недвижимости от 02.12.2019 по адресу: Смоленская область, Шумячский район, с. Первомайский, ул. Советская, д.5, находится нежилое здание почты (т.2, л. д. 34).
Кроме того, в материалах настоящего дела имеется договор аренды нежилого помещения от 19.04.2016, заключенный между ОАО "Первомайский стекольный завод" в лице генерального директора Шугарова В.Н. и ФГУП "Почта России", акт приема-передачи от 19.04.2016, дополнительное соглашение от 21.08.2018 к договору аренды нежилого помещения от 19.04.2016, согласно которым спорное помещение передано в аренду ФГУП "Почта России" (т.2, л. д. 136-141).
В ходе судебного разбирательства стороны по данному обособленному спору не отрицали отсутствие проживания в доме N 5, ул. Советская, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область граждан и нахождение по данному адресу филиала ФГУП "Почта России".
При данных обстоятельствах, дом N 5, ул. Советская, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область не может быть отнесен к жилищному фонду социального использования, который может быть передан в муниципальную собственность, минуя процедуру реализации на торгах.
Кроме того, в отношении данного объекта недвижимого имущества суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 24 Закона N 176-ФЗ имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью, приватизации не подлежит.
До вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента РФ от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 09.08.1995 N 129-ФЗ "О почтовой связи", также являлись федеральной собственностью, находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи РФ и финансировались из федерального бюджета.
Согласно положениям пункта 1 Постановления N 3020-1, пункта 2.2.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 N 2980-1, пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи", пункта 2.1.24 Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статьи 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) не подлежат приватизации объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи.
В пункте 8 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 3.2 Устава ФГУП "Почта России" закреплено, что право хозяйственного ведения в отношении федерального имущества, принадлежащего предприятию, возникает у последнего с момента передачи имущества.
В соответствии со статьями 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ), пунктом 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если на дату принятия Постановления N 3020-1 в спорном помещении располагалось отделение почтовой связи, то право федеральной собственности на основании указанного акта и, соответственно, право хозяйственного ведения данного предприятия, считаются возникшими.
Отсутствие спорного помещения в настоящее время в реестре федерального имущества не является основным правоопределяющим обстоятельством.
С учетом изложенного, передача дома N 5, ул. Советская, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область в муниципальную собственность при данных фактических обстоятельствах является преждевременной.
Суд апелляционной инстанции не может также согласиться с судом первой инстанции в части обязания администрацию принять в собственность банно-прачечный комбинат, расположенный по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д.4а.
Данный объект не относится к объектам жилищного фонда, вместе с тем может быть отнесен к социально-значимым объектам
В отзывах на апелляционную жалобу конкурсный управляющий пояснил, что данный объект не реализовывался им на торгах.
Однако, как было указано выше социально значимые объекты в составе конкурсной массы подлежат реализации в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, и только в случае не реализации такие неликвидные социально значимые объекты подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.
Поскольку реализация конкурсным управляющим ОАО "Первомайский стекольный завод" банно-прачечного комбината, расположенного по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д.4а на открытых торгах не была осуществлена, данный объект не может быть в настоящее время быть передан в собственность муниципального образования минуя процедуру реализации данного объекта на торгах.
Доводы конкурсного управляющего ОАО "Первомайский стекольный завод" о том, что данное имущество не было им реализовано, поскольку данный объект был передан должнику в безвозмездное пользование Комитетом по управлению государственным имуществом Смоленской области в 1992 году на основании соответствующего договора, а право собственности на данный объект недвижимого имущества за ОАО "Первомайский стекольный завод" не было зарегистрировано подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Как следует из отзыва конкурсного управляющего должника от 05.08.2020 и его справки от 05.08.2020 все спорное имущество учитывалось ОАО "Первомайский стекольный завод" на балансе общества на счете 01 "Основные средства" (т.4, л. д. 34-42), в связи с чем данное имущество подлежало включению в конкурсную массу.
Из материалов дела также следует, что привлеченное к рассмотрению по данному обособленному спору Федерального агентство по управлению государственным имуществом не настаивает на том, что ранее переданное при приватизации ОАО "Первомайский стекольный завод" в безвозмездное пользование спорное имущество является федеральной собственностью и подлежит возврату в связи с банкротством предприятия.
Кроме того, согласно Приложению N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объектами, относящимися к муниципальной собственности относятся в том числе, объекты бытового обслуживания населения, каковым является банно-прачечный комбинат, расположенный по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д.4а.
С учетом изложенного, банно-прачечный комбинат, распложенный по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д.4а, который не является объектом жилищного фонда, но относится к социально значимому объекту, в составе конкурсной массы до передачи его в муниципальную собственность подлежит реализации в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, и только в случае не реализации подлежит передаче в муниципальную собственность.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы администрации о незаконности передачи в муниципальную собственность здания общежития N 2 (семейное общежитие на 24 комнаты), расположенное по адресу: с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Никольская, д. 76, поскольку данное недвижимое имущество является федеральной собственностью и в настоящее время используется конкурсным управляющим должника в коммерческих целях путем сдачи в аренду.
Как было указано выше, согласно статье 129, пунктам 1, 2 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
Спорное здание, исходя из имеющихся в материалах дела выписки из реестра федерального имущества от 19.06.2020 N 845/1 (т.3, л. д. 87-88) имеет статус "Семейного общежития на 24 комнаты", является федеральной собственностью.
С целью получения денежных средств для проведения конкурсного производства должника в настоящее время общежитие N 2 передано конкурсным управляющим на основании договора аренды от 25.07.2018 во временное владение и пользование ЗАО "Рославльская швейная фабрика" до окончания процедуры конкурсного производства в отношении ОАО "Первомайский стекольный завод".
Вместе с тем, факт вовлечения в настоящее время помещений общежития в оборот конкурсным управляющим не исключает удовлетворение требований конкурсного управляющего ОАО "Первомайский стекольный завод" о понуждении принять данное имущество в муниципальную собственность. Здание общежития является объектом социального использования, объектом жилого фонда, текущее назначение объекта не изменено и не отменено. Использование имущества жилого фонда не по назначению является временным: до окончания процедуры конкурсного производства в отношении ОАО "Первомайский стекольный завод", что следует из представленных конкурсным управляющим должника договоров аренды с ЗАО "Рославльская швейная фабрика" и не исключает в дальнейшем использование данного имущества по его прямому назначению.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в пункте 4 своего постановления от 16.05.2000 N 8-П указал, что жилищный фонд социального использования, входящий в имущество должника - собственника, используются не только в его частных интересах, но и в интересах населения, подлежащих защите со стороны государства. Поэтому отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения указанных объектов, носят публично-правовой характер. Осуществляя их регулирование, законодатель, исходя из публичных целей, вправе определять, что те или иные объекты, необходимые для жизнеобеспечения населения, в процессе конкурсного производства подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. Тем самым реализуется и распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, согласно положениям статей 19, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, отчуждение таких жилых помещений пунктом 3 статьи 93 Кодекса запрещено. Согласно статье 132 Закона о банкротстве такое имущество не входит в состав конкурсной массы.
Так, согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в том числе, на жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях.
Пунктом 3 статьи 92 установлен запрет на отчуждение, передачу в аренду, внаем специализированных жилых помещений.
Статьей 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Поскольку здание общежития относится к специализированному жилищному фонду, который полностью изъят из гражданского оборота и является оборотоспособным только в социально-жилищной сфере, оно подлежало безвозмездной передаче муниципальному образованию и не могло быть предметом сделки купли-продажи.
В отношении доводов администрации о том, что жилые помещения в общежитии не использовались в качестве жилищного фонда социального найма, а используются в настоящее время по договору аренды с юридическим лицом, на условиях возмездного пользования суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как следует из материалов дела общежитие возведено в 1986 году (Приложение N 3 к Протоколу собрания кредиторов ОАО "Первомайский стекольный завод" от 26.07.2018, т.4, л. д. 57-59) для проживания работников предприятия; т.е. общежитие изначально не подлежало приватизации.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесен жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов. Согласно положениям статей 6, 7 ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР общежития были отнесены к жилищному фонду, и жилые дома, в том числе общежития, ведомственного жилищного фонда подлежали передаче в ведение местных органов исполнительной власти (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2007 N 13917/07).
Таким образом, исключение названного объекта из конкурсной массы и передача их - в силу прямого предписания закона - муниципальному образованию осуществлено в целях защиты прав и законных интересов других лиц (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Кроме того, применительно к статье 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для общежития форма собственности не имеет какого-либо значения и оно в любом случае подлежит передаче муниципальному образованию.
При таких условиях доводы администрации о том, что общежитие не может находиться в муниципальной собственности, а также отказ от принятия общежития в муниципальную собственность по указанному основанию являются незаконными.
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2020 по делу N А62-4071/2016 подлежит отмене в части обязания администрацию муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Шумячского района Смоленской области принять в муниципальную собственность следующие объекты жилищного фонда и социального использования:
- банно-прачечного комбината по адресу с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область, ул. Школьная, д.4а;
- дома N 5, ул. Советская, с. Первомайский, Шумячский район, Смоленская область.
В остальной части определение Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2020 по делу N А62-4071/2016 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2020 по делу N А62-4071/2016 отменить в части обязания администрацию муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Шумячского района Смоленской области принять в муниципальную собственность следующие объекты жилищного фонда и социального использования:
N п/п
Наименование объекта
Адрес объекта
1.
Банно-прачечный комбинат
(объект соцкультбыта: бани)
Смоленская обл., Шумячский р-н,
с. Первомайский, ул. Школьная, д.4а
2.
Жилой дом
с. Первомайский, Шумячский р-н,
Смоленская обл., ул. Советская, д.5
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего ОАО "Первомайский стекольный завод" Прудникова С.А. в указанной части отказать.
В остальной части определение Арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2020 по делу N А62-4071/2016 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4071/2016
Должник: ОАО "Первомайский стекольный завод"
Кредитор: ООО "Газпром межрегионгаз Смоленск"
Третье лицо: Администрация Первомайского селького поселения Шумячского района Смоленской области, Администрация Смоленской области, Администрация Первомайского сельского поселения Шумячского района Смоленской области, АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт", Бояринов Геннадий Алексеевич, в/у Бояринов Г.А., Голикова Татьяна Васильевна, МИФНС РФ N 1 по Смоленской области, Некоммерческое партнерство "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "МЕРКУРИЙ", ООО "СПЕЦСТРОЙСОФТ", ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КАСКАД", Правовой департамент Смоленской области, Росреестр по Смоленской области, ФНС России Управление по Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5845/18
22.09.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4930/2021
07.10.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1493/20
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5845/18
05.09.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4659/19
28.08.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5231/19
01.04.2019 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4071/16
21.01.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5845/18
04.09.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2996/18
13.08.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2993/18
23.03.2018 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4071/16
03.08.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3989/17
25.05.2017 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4071/16
22.02.2017 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4071/16
11.01.2017 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4071/16