город Омск |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А70-9704/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зориной О.В.
судей Брежневой О.Ю., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бойченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-8990/2020) финансового управляющего Ямщикова Дмитрия Валентиновича и (регистрационный номер 08АП-9371/2020) Санникова Анатолия Юрьевича на определение Арбитражного суда Тюменской области от 31 июля 2020 года по делу N А70-9704/2018 (судья Пронина Е.В.), вынесенное по результатам рассмотрения ходатайства Санникова Анатолия Юрьевича об исключении из конкурсной массы денежных средств на личные нужды, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Санникова Анатолия Юрьевича (ИНН 720206721689, ОГРНИП 313723228800227),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Тюменской области от 18.09.2018 (резолютивная часть объявлена 11.09.2018) заявление индивидуального предпринимателя Пермякова Евгения Сергеевича признано обоснованным, в отношении индивидуального предпринимателя Санникова Анатолия Юрьевича (далее - Санников А.Ю., должник) введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Ямщиков Дмитрий Валентинович (далее - Ямщиков Д.В., финансовый управляющий).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2019 (резолютивная часть объявлена 18.01.2019) Санников А.Ю. признан несостоятельным (банкротом) с введением в отношении него процедуры реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Ямщиков Д.В.
В Арбитражный суд Тюменской области обратился Санников А.Ю. с ходатайством, в котором просил обязать финансового управляющего открыть специальный счет на имя должника и перечислять на него по 10 000 руб. Санникову А.Ю. и его сыну.
Впоследствии от Санникова А.Ю. поступили письменные уточнения требований, в которых он просил:
- обязать финансового управляющего открыть на имя Санникова А.Ю. специальный банковский счет;
- обязать финансового управляющего исключить из конкурсной массы Санникова А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Тюменской области для трудоспособного населения, с даты признания Санникова А.Ю. банкротом и открытия в отношении него процедуры реализации имущества гражданина;
- обязать финансового управляющего перечислить на специальный банковский счет денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Тюменской области для трудоспособного населения, с даты признания Санникова А.Ю. банкротом и открытия в отношении него процедуры реализации имущества гражданина по день начала исполнения судебного акта по настоящему спору; далее ежемесячно не позднее первого числа каждого месяца перечислять на специальный банковский счет Санникова А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Тюменской области для трудоспособного населения, по дату вступления в законную силу судебного акта об окончании процедуры банкротства в отношении Санникова А.Ю.
Позднее от должника поступили письменные уточнения требований, в которых он просил:
- установить право Санникова А.Ю. на получение ежемесячных выплат в размере прожиточного минимума, не превышающего ежемесячный доход, за весь период процедуры реализации имущества по делу о банкротстве;
- признать не подлежащими включению в конкурсную массу Санникова А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Тюменской области для трудоспособного населения, с даты признания Санникова А.Ю. банкротом и открытия в отношении него процедуры реализации имущества до 23.06.2019.; в размере прожиточного минимума, установленного на территории Свердловской области для трудоспособного населения с 24.06.2019 по дату окончания дела о банкротстве;
- обязать финансового управляющего исключить из конкурсной массы Санникова А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Тюменской области для трудоспособного населения, с даты признания Санникова А.Ю. банкротом и открытия в отношении него процедуры реализации имущества гражданина до 24.06.2019; в размере прожиточного минимума, установленного на территории Свердловской области для трудоспособного населения с 25.06.2019 по дату вступления в силу окончания дела о банкротстве;
- обязать финансового управляющего выплатить Санникову А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Тюменской области для трудоспособного населения, с даты признания Санникова А.Ю. банкротом и открытия в отношении него процедуры реализации имущества гражданина до 24.06.2019; в размере прожиточного минимума, установленного на территории Свердловской области для трудоспособного населения с 25.06.2019 по день начала исполнения судебного акта по настоящему спору; далее ежемесячно выплачивать Санникову А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Свердловской области для трудоспособного населения, по дату вступления в законную силу судебного акта об окончании процедуры банкротства в отношении Санникова А.Ю. путем выдачи соответствующего распоряжения в банковское учреждение, в котором открыт счет должника.
Впоследствии должник вновь уточнил пункт 4 просительной части ходатайства, просил обязать финансового управляющего выплатить Санникову А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Тюменской области для трудоспособного населения, с даты признания Санникова А.Ю. банкротом и открытия в отношении него процедуры реализации имущества гражданина - 18.01.2019 до 24.06.2019; в размере прожиточного минимума, установленного на территории Свердловской области для трудоспособного населения, с 24.06.2019 по день начала исполнения судебного акта по настоящему спору; далее ежемесячно выплачивать Санникову А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Свердловской области для трудоспособного населения, по дату вступления в законную силу судебного акта о завершении в отношении Санникова А.Ю. процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в отношении Санникова А.Ю. путем направления в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о перечислении пенсионной службой, осуществляющей выплату пенсии указанных денежных средств на лицевой счет Санникова А.Ю. в ФКУ ИК-13 на период его нахождения в данном учреждении.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 31.07.2020 ходатайство должника удовлетворено частично, разрешены разногласия между Санниковым А.Ю. и финансовым управляющим по вопросу установления Санникову А.Ю. ежемесячных выплат на личные нужды, арбитражный суд определил исключать из конкурсной массы Санникова А.Ю. ежемесячно денежные средства в размере 11 053 руб., составляющем прожиточный минимум для трудоспособного населения, установленный в Свердловской области, с учетом изменения его величины, с 01.06.2020 до завершения процедуры по настоящему делу; в удовлетворении остальной части ходатайства отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, финансовый управляющий, Санников А.Ю. обратились с апелляционными жалобами.
Финансовый управляющий в своей апелляционной жалобе просил обжалуемое определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований должника.
В обоснование своей апелляционной жалобы Ямщиков Д.В. указал следующее:
- рассмотрев настоящий спор в отсутствие в материалах дела представленных ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области сведений, истребованных арбитражным судом, суд первой инстанции нарушил закон, поскольку принял обжалуемое определение в отсутствие у него достоверной информации, не принял достаточных мер для ее истребования, кроме того, не учел размер средств, расходуемых государством на содержание Санникова А.Ю. в местах лишения свободы;
- должник преждевременно обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку ранее он не обращался к финансовому управляющему с требованием об исключении имущества из конкурсной массы, а потому у Ямщикова Д.В. отсутствовала возможность добровольно удовлетворить соответствующее требование;
- исключение денежных средств из конкурсной массы должника не имеет ни правового, ни практического смысла, поскольку Санников А.Ю. самостоятельно получает пенсию, не направляя превышающие прожиточный минимум денежные средства в конкурсную массу, определением Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2020 в возвращении соответствующих средств в конкурсную массу отказано, а потому обжалуемое определение арбитражного суда фактически допускает изъятие из конкурсной массы Санникова А.Ю. составляющих прожиточный минимум денежных средств в двойном объеме;
- поведение должника, удерживающего превышающие прожиточный минимум денежные средства, получаемые им в качестве пенсии, обращающегося в арбитражный суд с заявлениями об исключении из его конкурсной массы прожиточного минимума сверх пенсии, с жалобой на действия финансового управляющего, выразившиеся в неперечислении алиментов его несовершеннолетнему ребенку, является злоупотреблением правом.
Санников А.Ю. в своей апелляционной жалобе просил обжалуемое определение суда первой инстанции изменить, удовлетворив требования должника в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы Санников А.Ю. указал следующее:
- вывод суда первой, согласно которому суммы прожиточного минимума подлежат исключению из конкурсной массы должника с 01.06.2020, не является обоснованным; прожиточный минимум за период с даты введения в отношении должника процедуры банкротства по 31.05.2020 должен быть возмещен Санникову А.Ю.; самостоятельное перечисление должником супруге Санниковой Е.В. алиментов не может свидетельствовать о самостоятельном расходования Санниковым А.Ю. денежных средств, так как самостоятельное перечисление должником соответствующих сумм обусловлено тем, что таковые не перечисляются его супруге финансовым управлявшим;
- арбитражный суд необоснованно отказал в удовлетворении требований Санникова А.Ю. об установлении права Санникова А.Ю. на получение ежемесячных выплат в размере прожиточного минимума, не превышающего ежемесячный доход, за весь период процедуры реализации имущества по делу о банкротстве; признании не подлежащими включению в конкурсную массу Санникова А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Тюменской области для трудоспособного населения, с даты признания Санникова А.Ю. банкротом и открытия в отношении него процедуры реализации имущества до 23.06.2019.; в размере прожиточного минимума, установленного на территории Свердловской области для трудоспособного населения с 24.06.2019 по дату окончания дела о банкротстве.
До начала заседания суда апелляционной инстанции, назначенного на 08.10.2020, от Санникова А.Ю. поступили письменные возражения на апелляционную жалобу финансового управляющего.
В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 08.10.2020, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 15.10.2020, после окончания которого судебное заседание было продолжено. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
Определением суда апелляционной инстанции от 29.10.2020 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 24.11.2020. Указанным определением:
- начальнику ФКУ ИК-13 ГУФСИН по Свердловской области полковнику внутренней службы Непочатому Владимиру Леонидовичу, начальнику ГУФСИН по Свердловской области генерал-майору внутренней службы Федорову Александру Ивановичу предложено в срок не позднее 20.11.2020 представить в дело следующие сведения и информацию: сообщить, был ли трудоустроен заключенный Санников А.Ю. по месту отбытия наказания, если да, то в какой период, трудоустроен ли в настоящее время, сообщить размер полученной или получаемой заработной платы по месту работы помесячно за весь период трудоустройства, если Санников А.Ю. трудоустроен, представить выписку всех поступлений и расходования (списаний) денежных средств на имя заключенного Санникова А.Ю. с его лицевого (учетного) счета за весь период пребывания в учреждении, с указанием дат и назначений расчетных операций, сообщить размер расходов на содержание заключенного Санникова А.Ю. за счет государства ежемесячно (проживание, питание, и другое) с момента его нахождения в учреждении;
- Управлению Федерального казначейства по Свердловской области предложено в срок не позднее 20.11.2020 представить в дело следующие сведения и информацию: каким образом ФКУ ИК-13 ГУФСИН РФ по Свердловской области (лицевой счет 05621494980), получая пенсию должника на лицевой счет в Уральском ГУ Банка России г.Екатеринбург, обеспечивает учет доходов и расходов на конкретного осужденного (в данном случае Санникова А.Ю.), каким образом обеспечивается соблюдение законной очередности списания платежей по каждому конкретному осужденному при расходовании поступлений на имя этого осужденного, указать нормативный акт о порядке ведения лицевых счетов исправительных учреждений, обосновать нормативный порядок ведения учетных (лицевых) счетов конкретных осужденных, нормативную степень возможности самостоятельного распоряжения денежными средствами осужденными, в случае наличия сведений представить выписку по учетному (лицевому) счету осужденного Санникова А.Ю. в период с 24.06.2019 (момента его доставки в учреждение) и по настоящее время с указанием доходных и расходных операций (назначение платежа, дата платежа),в случае отсутствия таких сведений указать лицо, которое ведет учет операций по зачислению и списанию денежных средств на индивидуальный счет заключенного ФКУ ИК-13 ГУФСИН РФ по Свердловской области Санникова А.Ю.
Информация об отложении размещена на информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
До начала заседания суда апелляционной инстанции, назначенного на 24.11.2020, от Управления Федерального казначейства по Свердловской области, ФКУ НК-13 ГУФСИН России по Свердловской области поступили дополнительные документы.
В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 24.11.2020, в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 01.12.2020, после окончания которого судебное заседание продолжено. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
За время перерыва от УФК по Свердловской области поступили письменные пояснения, от Санникова А.Ю. - письменные пояснения, от финансового управляющего - дополнения к апелляционной жалобе.
Санников А.Ю., финансовый управляющий, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, апелляционные жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает определение Арбитражного суда Тюменской области от 31.07.2020 по настоящему делу подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются главой Х Закона о банкротстве. Согласно пункту 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
На основании пункта 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей.
Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством (статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 48) содержатся разъяснения, согласно которым по общему правилу, в конкурсную массу гражданина включается все его имущество, имеющееся на день принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества, а также имущество, выявленное или приобретенное после принятия указанного решения (пункт 1 статьи 213.25 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве)), в том числе заработная плата и иные доходы должника.
Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в том числе деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении (абзац первый пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке. В частности, реализуя соответствующие полномочия, финансовый управляющий вправе направить лицам, производящим денежные выплаты должнику (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода, в течение которого данное уведомление действует.
При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение (пункт 1 статьи 60, абзац второй пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума ВС РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" всем имуществом должника, признанного банкротом (за исключением имущества, не входящего в конкурсную массу), распоряжается финансовый управляющий (пункты 5, 6 и 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве). Финансовый управляющий в ходе процедуры реализации имущества должника от имени должника ведет в судах дела, касающиеся его имущественных прав, в том числе об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина, о взыскании задолженности третьих лиц перед гражданином (абзац пятый пункта 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В данном случае суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявление Санникова А.Ю. по существу, поскольку, как следует из позиции финансового управляющего, последний не согласен с ходатайством, то есть разногласия действительно имеются.
Доводы финансового управляющего о том, что должник преждевременно обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку ранее он не обращался к финансовому управляющему с требованием об исключении имущества из конкурсной массы, в условиях следующего из материалов дела наличия разногласий между ним и Санниковым А.Ю. по соответствующему вопросу, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Удовлетворяя требования должника частично, суд первой инстанции исходил из того, что заявление должника о необходимости исключения из конкурсной массы денежных средств в размере прожиточного минимума на должника является обоснованным, вместе с тем из материалов дела следует, что должник получает ежемесячный доход в размере, превышающем прожиточный минимум, и расходует денежные средства по своему усмотрению без участия финансового управляющего, а потому прожиточный минимум за период по 31.05.2020 не может быть возмещен Санникову А.Ю.
Суд первой инстанции установил, что должник отбывает наказание на территории Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 14.05.2020 N 299-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума за I квартал 2020 года" установлена величина прожиточного минимума за I квартал 2020 года, рассчитанная на основе потребительской корзины в Свердловской области и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен в Свердловской области: в расчете на душу населения Свердловской области - 10 376 руб. в месяц; для трудоспособного населения - 11 053 руб. в месяц; для пенсионеров - 8 486 руб. в месяц; для детей - 11 030 руб. в месяц.
В связи с этим суд первой инстанции определил исключать из конкурсной массы Санникова А.Ю. ежемесячно денежные средства в размере 11 053 руб., составляющем прожиточный минимум для трудоспособного населения, установленный в Свердловской области, с учетом изменения его величины, с 01.06.2020 до завершения процедуры по настоящему делу.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
На основании части 7 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 98 УИК РФ осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 98 УИК РФ выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.
Согласно статье 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1) выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
Правительство Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, вправе определить иные банки, осуществляющие указанные выплаты, при этом каждый такой банк должен соответствовать одновременно следующим критериям: а) банк имеет собственные средства (капитал) по состоянию на первое число отчетного месяца в размере не менее 100 миллиардов рублей; б) банк находится под контролем Российской Федерации или Центрального банка Российской Федерации (Банка России). В целях настоящего Закона под контролем Российской Федерации или Банка России понимается возможность Российской Федерации или Банка России прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые банком посредством распоряжения более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал банка, назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава наблюдательного совета (совета директоров) банка; в) банк должен иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами и банками, определенными в соответствии с настоящей статьей.
Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, путем перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи и доставка пенсий по месту жительства или месту пребывания пенсионеров осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей.
Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится за текущий месяц.
Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в сроки, устанавливаемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами по согласованию с публичным акционерным обществом "Сбербанк России" или иными банками, определенными в соответствии с настоящей статьей, либо организациями федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников, военнослужащих органов и организаций прокуратуры и членов их семей (утв. Приказом Генпрокуратуры России от 04.12.2009 N 374) (далее - Инструкция N 374) пенсии прокурорам, следователям, военнослужащим, научным и педагогическим работникам и членам их семей назначаются пенсионными службами прокуратур субъектов Российской Федерации по месту жительства или по месту увольнения.
На основании пункта 4.5 Инструкции N 374 при изменении пенсионером места жительства в течение трех дней со дня получения данных из учреждения Сберегательного банка Российской Федерации о прекращении выплаты пенсии пенсионное дело на основании письменного заявления пенсионера пересылается в пенсионную службу по новому месту жительства.
В случае осуждения пенсионера к лишению свободы пенсионная служба направляет пенсионное дело в пенсионную службу прокуратуры субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение, исполняющее наказание. После отбытия пенсионером наказания его пенсионное дело направляется в пенсионную службу прокуратуры по месту жительства (пребывания) пенсионера.
Согласно пункту 4.6 Инструкции N 374 при получении пенсионного дела из другой пенсионной службы пенсионная служба в 10-дневный срок проверяет правильность назначения пенсии и наличие всех необходимых документов, регистрирует его в книге регистрации пенсионных дел и выдачи пенсионных удостоверений, составляет заключение о постановке на учет, после чего в 7-дневный срок высылает разрешение на выплату пенсии в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации по новому месту жительства пенсионера.
Как следует из материалов дела, 23.01.2008 между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и ПАО "Сбербанк России" было заключено соглашение о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат лицам, проходившим службу в органах прокуратуры, и членам их семей в редакции дополнительного соглашения от 05.05.2014 N 6 (том 59, листы дела 65-76), согласно подпунктам 2.1.1 и 2.1.2 которого Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет перечисление денежных средств на корреспондентский счет Сбербанка в соответствии с заявкой на средства, необходимые для выплаты пенсий, представленной Сбербанком в разрезе субъектов Российской Федерации, а пенсионные органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации представляют в Центры сопровождения клиентских операций Сбербанка или в подразделения Сбербанка России, уполномоченных на прием/выдачу документов по пенсионным выплатам от пенсионных органов, расположенных в субъектах Российской Федерации, разрешения на выплату пенсий.
На основании пункта 2.2.3 соглашения ПАО "Сбербанк России" обязуется обеспечить перечисление территориальными органами Сбербанка России отделениям Сбербанка России полученных денежных средств не позднее следующего рабочего дня после поступления указанных средств на счета территориальных банков Сбербанка России; зачисление отделениями Сбербанка России, в том числе отделениями Сбербанка России г. Москвы, денежных средств на счета получателей в Сбербанке России, а также оформление переводов указанных денежных средств получателям через организации федеральной почтовой связи на основании документов, оформленных пенсионными органами, в течение трех рабочих дней со дня поступления денежных средств на счета отделений Сбербанка России.
В случае нахождения получателя в исправительном учреждении или стационарном учреждении социального обслуживания, пенсионные выплаты, причитающиеся получателю, по указанию пенсионного органа Федерального органа перечисляются на счет данного учреждения, наименование, адрес и банковские реквизиты которого указываются в строке "Условия выплаты" разрешения на выплату пенсии.
Таким образом, прокуратура направляет разрешение на выплату пенсии по месту жительства пенсионера, а непосредственно перечисление и зачисление пенсии осуществляет ПАО "Сбербанк России".
Согласно письму Прокуратуры Тюменской области исх. N 611-04-2020 от 07.04.2020 (том 56, лист дела 13 (обособленный спор по заявлению финансового управляющего вх. N СОЗ0-46811 от 01.05.2020)), письму Прокуратуры Свердловской области исх. N 10/2-100-2020 от 18.03.2020 (том 59, листы дела 52-53), письму Прокуратуры Тюменской области исх. N 10-06-2020/102 от 27.05.2020 (том 59, лист дела 29), письму Прокуратуры Тюменской области исх. N 611-03-0519 от 19.11.2019 (том 59, лист дела 39) в период с 01.05.2004 по 30.09.2019 Санников А.Ю. являлся получателем пенсии за выслугу лет в размере 38 688 руб. 79 коп. в месяц в Прокуратуре Тюменской области (том 59, лист дела 40).
Однако в связи с тем, что Санников А.Ю. осужден и направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области (том 59, листы дела 34-37), руководствуясь статьей 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 и пунктом 4.5 Инструкции N 374, Прокуратура Тюменской области с 01.10.2019 прекратила выплату пенсии за выслугу лет Санникову А.Ю. и 19.11.2019 направила пенсионное дело Санникова А.Ю. в Прокуратуру Свердловской области (письмо Прокуратуры Тюменской области исх. N 10-07-2019/3-6 от 18.09.2019, письмо Прокуратуры Тюменской области исх. N 611-03-0519 от 19.11.2019, письмо Прокуратуры Тюменской области исх. N 10/2-98-2020 от 18.03.2020 от 19.11.2019, письмо Прокуратуры Тюменской области исх. N 611-03-2020 от 25.03.2020) (том 59, листы дела 38-41, 54-57).
Прокуратура Свердловской области с октября 2019 года по январь 2020 года осуществляла выплату пенсии Санникова А.Ю. на счет ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области.
Впоследствии в Прокуратуру Свердловской области от финансового управляющего поступили сведения о признании Санникова А.В. банкротом с требованием передавать пенсию должника Ямщикову Я.В. (том 59, листы дела 42-43), в связи с чем за февраль 2020 года пенсия Санникова А.Ю. выплачена в полном объеме Ямщикову Я.В., как финансовому управляющему должника, а пенсионное дело для продолжения выплат направлено в Прокуратуру Тюменской области в связи с тем, что счет для зачисления пенсии открыт в Тюменском отделении ПАО "Сбербанк России", Санников А.Ю. зарегистрирован в г. Тюмень (том 59, листы дела 44-49, 52-55).
Вместе с тем, поскольку согласно части 2 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных, пенсионное дело Санникова А.Ю. было 25.03.2020 возвращено в Прокуратуру Свердловской области для выплаты пенсии с 01.03.2020 (том 59, листы дела 56-57, 66-67).
Из письма Прокуратуры Свердловской области исх. N 10/2-130-2020 от 03.04.2020 (том 56, лист дела 14 (обособленный спор по заявлению финансового управляющего вх. N СОЗ0-46811 от 01.05.2020)) следует, что ею на основании статей 98, 107 УИК РФ, статьи 62 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 выдано разрешение на выплату Санникову А.Ю. с 01.03.2020 пенсии по месту отбывания им наказания (ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области) (том 59, листы дела 41, 58, 66-67).
Прокуратура Тюменской области в отзыве на заявление (том 60, листы дела 1-6) на апелляционную жалобу финансового управляющего на определение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2020 по настоящему делу исх. N 8-22-2020 от 21.09.2020 указала, что в настоящее время пенсионное дело находится в Прокуратуре Свердловской области, выплата пенсии осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 98 УИК РФ, пунктом 4 Инструкции N 374 на счет исправительного учреждения.
Согласно доводам Санникова А.Ю., он имеет право на получение ежемесячных выплат в размере прожиточного минимума, не превышающего ежемесячный доход, за весь период процедуры реализации имущества по делу о банкротстве.
В связи с этим денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Тюменской области для трудоспособного населения, с даты признания Санникова А.Ю. банкротом и открытия в отношении него процедуры реализации имущества до 23.06.2019; в размере прожиточного минимума, установленного на территории Свердловской области для трудоспособного населения с 24.06.2019 по дату окончания дела о банкротстве подлежат исключению из конкурсной массы.
По мнению должника, финансовый управляющий обязан выплатить Санникову А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Тюменской области для трудоспособного населения, с даты признания Санникова А.Ю. банкротом и открытия в отношении него процедуры реализации имущества гражданина - 18.01.2019 до 24.06.2019; в размере прожиточного минимума, установленного на территории Свердловской области для трудоспособного населения, с 24.06.2019 по день начала исполнения судебного акта по настоящему спору; далее ежемесячно выплачивать Санникову А.Ю. денежные средства в размере прожиточного минимума, установленного на территории Свердловской области для трудоспособного населения, по дату вступления в законную силу судебного акта о завершении в отношении Санникова А.Ю. процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в отношении Санникова А.Ю. путем направления в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о перечислении пенсионной службой, осуществляющей выплату пенсии указанных денежных средств на лицевой счет Санникова А.Ю. в ФКУ ИК-13 на период его нахождения в данном учреждении.
Суд первой инстанции посчитал доводы должника частично обоснованными и заключил, что с учетом получения должником ежемесячного дохода в размере, превышающем прожиточный минимум, и его расходования должником по своему усмотрению без участия финансового управляющего прожиточный минимум за период по 31.05.2020 не может быть возмещен Санникову А.Ю., в то же время из конкурсной массы подлежат исключению ежемесячно денежные средства в размере 11 053 руб., составляющем прожиточный минимум для трудоспособного населения, установленный в Свердловской области, с учетом изменения его величины, с 01.06.2020 до завершения процедуры по настоящему делу.
Вместе с тем судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Закон о прожиточном минимуме) прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.
На основании части 1 статьи 4 Закона о прожиточном минимуме величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Ссылка на понятие прожиточного минимума используется в Законе о банкротстве только в целях установления усредненного размера суммы, исключаемой из конкурсной массы гражданина.
Практика применения Закона о банкротстве в этой части руководствуется понятием прожиточного минимума, содержащимся в статье 1 указанного Федерального закона, в том числе, при регулировании вопросов исключения имущества из конкурсной массы должника (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве), исходя из того, что суммы прожиточного минимума, установленные законодателем, являются усредненной суммой денежных средств, необходимых для сохранения здоровья гражданина и обеспечения его жизнедеятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о прожиточном минимуме прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.
При этом Закон о банкротстве использует институт прожиточного минимума для особой цели - определения усредненной суммы денежных средств, необходимых для сохранения здоровья гражданина-банкрота и обеспечения его жизнедеятельности, которая гарантирует обеспечение минимально необходимых расходов гражданина, потребность в которых возникает ежедневно и администрирование которых со стороны управляющего и суда является невозможным (расходы на питание, средства гигиены, лекарственные средства и препараты и тому подобное).
При этом если социальная помощь в размере прожиточного минимума не ограничивает ее получателя в получении иных доходов, то гражданин-банкрот таких источников, действуя добросовестно, иметь не может, поскольку все остальное должно поступать в конкурсную массу.
Следовательно, под прожиточным минимумом, используемым в целях применения Закона о банкротстве, понимается лишь размер денежных средств, не ниже которого может быть обеспечено нормальное существование гражданина-банкрота без дополнительных источников.
При этом предполагается, что расходование этой суммы будет осуществляться на цели, имеющие ежедневный (срочный) характер и в отношении которых невозможно осуществлять контроль за их расходованием без чрезмерного вторжения в частную жизнь должника и членов его семьи и без возложения на финансового управляющего нереального бремени такого неусыпного контроля.
В то же время, как следует из части 3 статьи 99 УИК РФ, минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Согласно части 4 статьи 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Таким образом, как следует из приведенных норм права, осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, обеспечиваются исправительным учреждением продуктами питания и предметами первой необходимости. При этом осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды.
Как усматривается из письма ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области исх. N 68/13/28-6720 от 20.11.2020 и приложенных к нему документов, представленных в суд апелляционной инстанции, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области несет ежемесячные расходы на содержание осужденного Санникова А.Ю. (питание, коммунальные расходы, средства гигиены, вещевое обеспечение) в среднем размере 5 317 руб. 87 коп. (52 172 руб. 27 коп. (расходы на питание за период с 26.06.2019 по октябрь 2020 года) + 26 633 руб. 42 коп. (коммунальные расходы за период с 26.06.2019 по октябрь 2020 года) + 1 023 руб. 70 коп. (расходы на средства гигиены за период с 26.06.2019 по октябрь 2020 года) - (423 руб. 15 коп. расходов на питание + 151 руб. 45 коп. коммунальных расходов + 57 руб. 78 коп. расходов на средства гигиены за период с 26.06.2019 по 30.06.2019, поскольку данные расходы не показательны по причине периода их несения колонией, равного пяти дням)) + 5 888 руб. 50 коп. расходов на получение вещевого обеспечения) / 16 месяцев (июль 2019 года - октябрь 2020 года).
В связи с этим, поскольку, как было указано ранее, прожиточный минимум представляет собой усредненную сумму денежных средств, необходимых для сохранения здоровья гражданина и обеспечения его жизнедеятельности, при этом Санников А.Ю. часть прожиточного минимума получает от ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области в натуральном выражении, должник не вправе претендовать на исключение из его конкурсной массы денежных средств на личные нужды (прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ) в полном объеме.
При ином подходе нарушаются принципы разумности и справедливости, а также правового и экономического равенства признанных банкротами должников-граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы и получающих сверх сумм прожиточного минимума продовольственное, бытовое и иное обеспечение от исправительного учреждения, и граждан, которые такое наказание не отбывают и соответствующее обеспечение не получают, что недопустимо.
Следовательно, вопреки выводам суда первой инстанции, исходя из обстоятельств настоящего дела, из конкурсной массы Санникова А.Ю. могут быть исключены ежемесячно суммы прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в Свердловской области, за вычетом 5 317 руб. 87 коп. (средний размер расходов ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области на содержание заключенного Санникова А.Ю.), то есть 11 053 руб. - 5 317 руб. 87 коп. = 5 735 руб. 13 коп. (с учетом дальнейшего изменения величины прожиточного минимума нормативно-правовыми актами Правительства Свердловской области), но не суммы прожиточного минимума в полном объеме.
При этом сложившаяся судебная практика предусматривает исключение прожиточного минимума из конкурсной массы должника не с даты возбуждения в отношении него дела о банкротстве и введения процедуры банкротства, как указывает Санников А.Ю., а с момента обращения должника к финансовому управляющему с требованием об исключении соответствующих сумм из конкурсной массы либо в арбитражный суд с соответствующим заявлением (в случае если должник не обращался с указанным требованием к финансовому управляющему) (например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.09.2019 N Ф04-3059/2019 по делу N А70-14532/2016).
Расходы, понесенные ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области на содержание осужденного Санникова А.Ю., по смыслу статьи 5 Закона о банкротстве, являются текущими и подлежат возмещению Санниковым А.Ю. на основании части 4 статьи 99 УИК РФ с соблюдением положений Закона о банкротстве, в частности об очередности удовлетворения текущих требований кредиторов (пункты 1, 2 статьи 213.27 Закона о банкротстве).
В то же время, повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Санников А.Ю. не вправе претендовать и на исключение из его конкурсной массы денежных средств в сумме 5 735 руб. 13 коп. ежемесячно в связи со следующим.
Из материалов настоящего дела усматривается, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по настоящему делу установлено, что с сентября 2019 года пенсия должника не поступает на основной счет Санникова А.Ю., открытый в рамках настоящего дела о банкротстве, а направляется Прокуратурой Свердловской области в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области на имя Санникова А.Ю.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 31.07.2020 по настоящему делу также установлено, что Санников А.Ю. самостоятельно распоряжается поступающими в его адрес в качестве пенсии денежными средствами, в том числе посредством уплаты алиментов на содержание его несовершеннолетнего сына Санникова А.А.
Так, согласно письменным пояснениям должника, Санников А.Ю. в феврале 2020 года перечислил своей супруге Санниковой Е.В. на содержание несовершеннолетнего сына Санникова А.А. 28 000 руб., затем в мае 2020 года Санников А.Ю. перечислил Санниковой Е.В. денежные средства в размере 113 000 руб.
Дополнительное подтверждение такого поведения со стороны должника поступило в дело от ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области на основании определения об истребовании доказательств.
При этом Санникова Е.В. является кредитором Санникова А.Ю. по текущим платежам, связанным с уплатой алиментов, которые подлежат погашению в очередности, установленной пунктом 2 статьи 213.27 Закона о банкротстве.
Так, согласно письму ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области исх. N 74/12/8-14572 от 26.11.2019 (том 33, лист дела 37) за время пребывания Санникова А.Ю. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области на лицевой счет Санникова А.Ю. поступили денежные средства в сумме 25 175 руб., списание произведено через магазин по заявлениям о приобретении товаров в магазине (20 506 руб. 60 коп., на услуги ксерокопирования листов на сумму 190 руб., на ценности (часы, 1 шт.), остаток денежных средств в размере 4 478 руб. 40 коп. перечислен на счет Санникова А.Ю. в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области по сопроводительной ведомости N 179 от 31.07.2019.
Из вкладыша к лицевому счету N 28930 Санникова А.Ю., представленного в суд апелляционной инстанции ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области 20.11.2020, следует, что Санников А.Ю. производит расходование находящихся на счете денежных средств.
Согласно представленным 20.11.2020 ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области в суд апелляционной инстанции документам Санников А.Ю. осуществляет почтовые переводы денежных средств в адрес супруги Санниковой Е.В..
Таким образом, Санников А.Ю. в настоящее время по своему усмотрению распоряжается поступающей в его распоряжение пенсией, не соблюдая требования Закона о банкротстве, в том числе в части положений об очередности удовлетворения требований кредиторов, не обеспечивая поступление пенсии в конкурсную массу и ее получение финансовым управляющим для целей надлежащего осуществления расчетов с конкурсными кредиторами.
Такое поведение должника не может быть признано законным и добросовестным.
В то же время недобросовестное поведение судебной защите не подлежит (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах Санников А.Ю. не вправе претендовать на исключение из конкурсной массы сумм прожиточного минимума (даже в размере 5 735 руб. 13 коп. (с учетом дальнейшего изменения величины прожиточного минимума нормативно-правовыми актами Правительства Свердловской области) в месяц) до тех пор, пока им не будет обеспечена передача пенсии финансовому управляющему для целей ее распределения в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Вопреки доводам апелляционной жалобы должника, как до момента обращения с настоящим требованием, так и в ходе судебного разбирательства, он самостоятельно обеспечивал и продолжает обеспечивать себе первично необходимые нужды (сверх натурального обеспечения со стороны исправительного учреждения), приобретая дополнительные продукты питания и предметы первой необходимости в магазине при исправительном учреждении.
Поэтому социальная цель механизма исключения прожиточного минимума из конкурсной массы достигалась им собственными действиями и возможностью контроля за своими доходами в виде пенсии.
Следовательно, у суда нет оснований для дополнительного применения этого механизма, так как в противном случае это будет двойным обременением конкурсной массы должника и поставит должника в неравные условия с иными должниками, находящимися в сходных обстоятельствах несостоятельности.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения ходатайства Санникова А.Ю. как полностью, так и в части.
В целях разрешения вопросов добросовестности должника, а также определения прав и обязанностей должника и финансового управляющего на будущее время суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить в резолютивной части размер денежных средств, подлежащих исключению из конкурсной массы должника в условиях получения финансовым управляющим доступа к пенсии Санникова А.Ю.
Несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, являются основаниями для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции (пункты 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8990/2020) финансового управляющего Ямщикова Дмитрия Валентиновича удовлетворить частично.
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 31 июля 2020 года по делу N А70-9704/2018 (судья Пронина Е.В.), вынесенное по результатам рассмотрения ходатайства Санникова Анатолия Юрьевича об исключении из конкурсной массы денежных средств на личные нужды, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Санникова Анатолия Юрьевича (ИНН 720206721689, ОГРНИП 313723228800227), отменить.
Принять новый судебный акт.
Ходатайство Санникова Анатолия Юрьевича удовлетворить частично.
В целях определения прав и обязанностей должника и формирования конкурсной массы считать подлежащей исключению из конкурсной массы сумму в размере разницы между среднемесячной суммой расходов на содержание осужденного Санникова Анатолия Юрьевича в размере 5 318 руб. и прожиточным минимумом, установленным на территории Свердловской области для трудоспособного населения при условии получения финансовым управляющим имуществом должника доступа к доходам должника по месту отбывания наказания, возможности распоряжения такими доходами (с момента получения указанного доступа).
В удовлетворении апелляционной жалобы (регистрационный номер 08АП-8990/2020) финансового управляющего Ямщикова Дмитрия Валентиновича в остальной части отказать.
В удовлетворении апелляционной жалобы (регистрационный номер 08АП-9371/2020) Санникова Анатолия Юрьевича отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9704/2018
Должник: Санников Анатолий Юрьевич, Финансовый управляющий индивидуального предпринимателя Санников Анатолий Юрьевич Ямщиков Дмитрий Валентинович, Финансовый управляющий индивидуального предпринимателя Санникова Анатолия Юрьевича Ямщиков Дмитрий Валентинович
Кредитор: ИП Пермякова Евгений Сергеевич
Третье лицо: Администрация Тавдинского городского округа, АО Банк "Сургутнефтегазбанк", АО Банк Русский стандарт, АО Тинькофф банк, АО Тюменский филиал БАНК "СНГБ", Ассоциация арбитражных управляющих "Солидарность", Бурков Александр Иванович, ЗАО "Тюменский строитель" к/у Астафьев Я.А., ИФНС N1 по г. Тюмени, КБ Локо банк филиал "Екатеринбургский", КБ Юниаструм банк, Комитет записи актов гражданского состояния Администрации города Тюмени, Кочегаров Антон Анатольевич, Кулик Галина Галина Анатольевна, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Свердловской области, Межрайонный отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора автомототранспортных средств Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, МИФНС N1 по г. Тюмени, МИФНС N14 по г. Тюмени, МО ГИБДД РЭР и ТН АМТС УМВД России по Тюменской области, Никитина Наталья Лазаревна, ООО "СибПроктСтрой", ООО "Страховая компания"Гелтос", ООО "Тюменская строительная компания -20", ООО "Тюменский центр геодезии и кадастра", ООО КБ Головной офис "Финанс Бизнес Банк", ООО КХ "Восход", ООО Страховая компания "Геолис", ООО УК "Единство", Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Тюменской области, отдел ЗАГС г. Камышлова, отдел ЗАГС г. Серов Свердловской области, Отдел лицензионно-разрешительной работы по г. Тюмени. Тюменском и Нижнетавдинском районе Управления Pосгвардии по Тюменской области ОЛРР УМВД России по г. Тюмени, Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, Отдела ЗАГС Администрации Кондинского района, Отделение по вопросам миграции в Калининском административном округе УМВД России по г. Тюмени, Отделение по вопросам миграции в Центральном административном округе УМВД России по г. Тюмени, Отделение по вопросам миграции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тавдинский", ПАО "Запсибкомбанк", ПАО "Почта Банк", ПАО Банк ВТБ, Банк ВТБ 24, ПАО Банк Югра ( ГК "Агенство по страхованию вкладов"), ПАО Восточный экспресс банк филиал Уральский, ПАО Московский областной банк, ПАО Плюс банк филиал Тюменский, ПАО Промсвязьбанк, ПАО РОСБАНК, ПАО Сбербанк России, РОСП Восточного административного округа г. Тюмени, РОСП по ВОА г. Тюмени, РОСП по ЛАО г. Тюмени, Савельев Александр Михайлович, Санников А.Ю. ФКУ Исправительная колония N 13 ГУФСИН России по Свердловской области, отряд 3/1, Санников Александр Анатольевич в лице законного представителя Санниковой Е.Ю., Санников Анатолий Юрьевич, Санников Анатолий Юрьевич (ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН"), Санникова Елена Викторовна, Тавдинский районный суд Свердловской области, Территориально отраслевой исполнительный го органа государственной власти Свердловской области - Туринское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Тимшанова Гульсина Мусагитовна, Тишманова Г.М., Туринское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Управление гостехнадзора Тюменской области, Управление записи актов гражданского состояния, Управление по вопросам миграции УМВД России по ХМАО-Югре, Управление ПФР в г. Тюмени, Управление Росреестра по Свердловской области, УФНС России по ТО, УФРС по ТО, УФССП Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам, УФССП по Тюменской области, УФССП по Тюменской области Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам, УФССП по Тюменскому району судебный пристав-исполнитель Никулина Вера Сергеевна, ФГБУ ФКП Росреестра по Свердловской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Филимонова Анна Никифоровны, Финансовый управляющий Ямщиков, Финансовый управляющий Ямщиков Дмитрий Валентинович, ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН", ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области", ФКУ Исправительная колония N 13 ГУФСИН России по Свердловской области, отряд 3/1, АО "ЭК"Восток", ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Дмитрий Валентинович Ямщиков, ЗАО "Консалтинговая группа "Помощь", ЗАО Конкурсный управляющий "Тюменский строитель" Астафьев Ярослав Андреевич, Зворыгин Пётр Анатольевич, ООО "МежрегионПИК", ООО Управляющая компания "Единство", Отдел опеки, попечительства и охране прав детства г. Тюмени, Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства города Тюмени и Тюменского района, ПАО МОСОБЛБАНК, ПАО Сбербанк, Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области, Управление Федеральной слежбы государственной регистрации ,кадастра и картографии по Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Межрайоный отдел по особым исполнительным производствам, Ямщиков Дмитрий Валентинович
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-896/2021
21.04.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1949/2021
19.04.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3898/19
19.02.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3898/19
07.12.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7927/20
07.12.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8990/20
03.12.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9891/20
25.11.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8988/20
25.11.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3898/19
26.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3898/19
20.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7925/20
20.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8994/20
07.09.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5866/20
17.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3898/19
15.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2265/20
15.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2347/20
04.02.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16349/19
02.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13551/19
21.11.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13157/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9704/18
09.10.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3898/19
01.10.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10745/19