г. Самара |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А72-1216/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Лихоманенко О.А., Харламова А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - директор Ризаев А.Н., паспорт,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 августа 2022 года по делу N А72-1216/2022 (судья Страдымова М.В.),
по заявлению Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (ОГРН 1187325014326, ИНН 7325161645), город Ульяновск,
к Обществу с ограниченной ответственностью "Победа" (ОГРН 1057311000372, ИНН 7311004466), с. Поника Николаевского района Ульяновской области,
с участием тетьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области (ОГРН 1047301011559, ИНН 7325049499), город Ульяновск,
о признании недействительным охотхозяйственного соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Победа" (далее - ответчик, общество), с привлечением в качестве третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области, о признании недействительным охотхозяйственного соглашения N 50/19 от 08 августа 2019 года.
Решением суда от 23.08.2022 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Министерство, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Победа" в 2009 г. была выдана Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия 73 N 8 от 10.08.2009 г., на основании Распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.02.2009 г. N 87-р, сроком с 10.08.2009 г. по 10.08.2019 г., по которой на территории площадью 8 800 га. ООО "Победа" осуществляло деятельность в видом разрешенного использования животным миром: охота.
Между Министерством и ООО "Победа" было заключено охотхозяйственное соглашение 50/19 от 08.08.2019 г. (далее - соглашение), согласно которого одна сторона "Охотпользователь" обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды обитания и создания охотничьей инфраструктуры, а другая сторона "Министерство" обязуется предоставить в аренду на срок равный срока действия соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах угодий.
Деятельность охотпользователя осуществляется на территории Николаевского района Ульяновской области (п. 2.1).
Площадь охотничьего угодья составляет 8 800 га., лесных участков 3 600 га. (п. 2.3), срок с 08.08.2019 г. по 07.08.2068 г. (п. 7.1).
Разделом 5 и 6 соглашения согласованы сторонами сроки оплаты.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что соглашение сторонами исполняется.
Вместе с тем, за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) проводилась проверка исполнения Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области переданных ему для осуществления полномочий РФ в области водных отношений, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам.
По итогам проведенной проверки, 22.07.2021 г. Росприроднадзором был составлен Акт проверки 394/А-2021 с указанием выявленных нарушений.
Одним из выявленных нарушений явилось то, что общая площадь охотничьих угодий на территории Ульяновской области составляет 3 208,2 т.га., из них общедоступные охотничьи угодья составляют 397,4 т.га., а должно составлять 641,64 т.га. (20 %), что предусмотрено ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", согласно которой, общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем 20 % от общей площади охотничьих угодий субъекта РФ.
В Ульяновской области превышение общей площади охотничьих угодий над общедоступными охотничьими угодьями составило 244,24 т.га.
По результатам вышеуказанной проверки Росприроднадзором в отношении Министерства вынесено предписание N 394/11-2021 об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Ульяновской области переданных им для осуществления полномочий РФ в области водных отношений, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам.
В соответствии с п. 10 предписания, Министерство обязано устранить допущенные нарушения Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ в срок до 01.02.2022 г.
По мнению истца, заключенное с ответчиком в 2019 г. соглашение привело к сокращению площадей общедоступных охотничьих угодий, что повлекло нарушение требований ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ, в связи с чем, оно является недействительной, ничтожной сделкой.
В связи с указанным, Министерство обратилось в суд с заявлением о признании охотхозяйственного соглашения N 50/19 от 08.08.2019 г., заключенного между Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области и ООО "Победа" недействительным на основании ст. ст. 166, 168 ГК РФ.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе Министерству в удовлетворении заявленного требования, исходя при этом из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ), общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта РФ. Указанное требование Закона N 209-ФЗ вступило в силу с 01.04.2010 г. (ч. 1 ст. 72 Закона N 209-ФЗ).
Частью 8 ст. 71 Закона N 209-ФЗ установлено, что в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона площадь охотничьих угодий общего пользования в субъекте РФ составляет менее чем 20 % общей площади охотничьих угодий в субъекте РФ, в таком субъекте РФ по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром создаются в первую очередь общедоступные охотничьи угодья, площадь которых должна достигнуть размера площади, предусмотренной ч. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона.
По утверждению ответчика, и это не оспаривается истцом, Министерство, являясь органом исполнительной власти субъекта РФ - Ульяновской области, действуя в рамках полномочий, предусмотренных ст. ст. 33, 34, 36 Закона N 209-ФЗ, обеспечивает, в том числе:
- ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории субъекта РФ и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта РФ, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов;
- осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории субъекта РФ;
- утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ.
Все вышеуказанные функции предполагают наличие у органа исполнительной власти субъекта РФ сведений о наличии/отсутствии площади, необходимой и достаточной для формирования общедоступных охотничьих угодий на территории Ульяновской области.
Как следует из Долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 10.08.2009 г., организацией выдавшей лицензию являлось Министерство сельского хозяйства Ульяновской области.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 г. N 452-П "Об утверждении Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области", было создано Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области; признано утратившим силу постановление Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 г. N 30/520 "О Министерстве сельского хозяйства Ульяновской области".
Согласно п. 1.2 Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерство являлось правопреемником Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.
Истцом представлено в материалы дела постановление Правительства Ульяновской области N 16/299-П от 06.07.2018 г. "О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области. В редакции, действовавшей на 06.07.2018 г., в п. 1.2 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утв. постановлением Правительства Ульяновской области N 16/299-П от 06.07.2018 г., было указано: "Министерство является правопреемником Министерства сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в сфере охраны окружающей среды, а также по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области".
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что истец является органом, владеющим на праве правопреемства всеми сведениями о выдаче долгосрочных лицензий, порядке и процедуре заключений охотхозяйственных соглашений и до 2018 г.
Таким образом, по мнению ответчика, начиная с 01.04.2010 г., истец не только не мог не знать, но и обязан был вести соответствующий реестр по учету площадей охотничьих угодий на территории субъекта РФ, а также проводить их государственный мониторинг.
Как следует из "Расчета для суда закрепленных и общедоступных охотничьих угодий с учетом схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области", представленного истцом 11.08.2022 г., охото-хозяйственные соглашения на территории Ульяновской области стали заключаться с 16.02.2012 г.
В связи с указанным, ответчик полагает, что органом исполнительной власти, начиная с 2012 г., были проигнорированы положения ч. 8 ст. 71 Закона 209-ФЗ в части несоздания по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром в первую очередь общедоступных охотничьих угодий, площадь которых должна достигнуть размера площади, предусмотренной ч. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона.
По утверждению ответчика, исходя из информации, представленной в "Расчете для суда закрепленных и общедоступных охотничьих угодий с учетом схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области", Министерством были допущены нарушения приказа Минприроды России от 18.05.2012 г. N 137 "Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 31 ст. 28 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, которые, несомненно повлияли на формирование площади общедоступных охотничьих угодий на территории Ульяновской области.
Также ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Так, по мнению ответчика, исполнение обязательств между истцом и ответчиком фактически началось с момента получения ООО "Победа" Долгосрочной лицензии, то есть с 2009 г., при этом не изменялись ни площадь охотничьих угодий (8 800 га.), ни их территориальное расположение (Николаевский район Ульяновской области).
Согласно ст. 33 Закона N 52-ФЗ объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным данным законом и Законом N 209-ФЗ.
В ч. 1 ст. 47 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что пользование животным миром прекращается соответственно полностью или частично, в частности, при истечении установленного срока пользования.
В соответствии с ч. 3 ст. 47 Закона N 52-ФЗ принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
В ч. 9 ст. 71 Закона N 209-ФЗ определено, что по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 данного закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным ч. 3 данной статьи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 28.06.2012 г. N 1257-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Балашовской районной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 71 Закона N 209-ФЗ", право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 ст. 71 данного Закона.
Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, подлежит прекращению при возникновении следующих обстоятельств:
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти установил в порядке ч. 3 ст. 10 этого Закона максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, когда аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения признан несостоявшимся по причине того, что в нем участвовали менее 2 участников, - в этих случаях с единственным участником аукциона в течение 30 дней со дня его проведения заключается охотхозяйственное соглашение;
- площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий; в ч. 10 ст. 71 этого Закона установлены предельные размеры охотничьих угодий, которые могут быть предоставлены на основании охотхозяйственного соглашения: максимальный размер таких угодий не может превышать максимальной площади охотничьих угодий, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- истекло 5 лет со дня установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти максимальной площади охотничьих угодий;
- лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения указанного аукциона.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4.1 постановления от 25.06.2015 Г. N 17-П, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона от 24.04.1995 Г. N 52-ФЗ "О животном мире", со дня вступления в силу Закона об охоте предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий.
В случае заключения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями охотхозяйственного соглашения они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Законом об охоте, в том числе не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий.
Кроме того, по смыслу ч. 9 ст. 71 Закона об охоте на лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, - в отличие от владельцев долгосрочных лицензий, не воспользовавшихся такой возможностью, - в случае установления максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, не распространяется требование о полном прекращении права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов по истечении пяти лет со дня ее установления, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование в соответствии с долгосрочными лицензиями, превышает установленную максимальную площадь.
Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что такое правовое регулирование согласуется с вытекающим из ст. 1 (ч. 1), 2, 15 (ч. 2), 17 (ч. 1), 18, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод.
В совместном письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.12.2012 г. N АА-03-04-27/17484 "О соблюдении требований законодательства в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов" также указывалось, что максимальные площади охотничьих угодий в субъектах РФ, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, установленные приказом N 137, применимы к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим долгосрочные лицензии на право пользования животным миром, только с мая 2017 г.
Приказом Минприроды России от 18.05.2012 г. N 137 "Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 31 ст. 28 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" установлена максимально допустимая площадь охотничьих угодий в Ульяновской области 50 т.га., которая ответчиком оспариваемым соглашением не превышена.
Согласно материалам дела, ООО "Победа" в 2009 г. была выдана Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия 73 N 8 от 10.08.2009 г., на основании Распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.02.2009 г. N 87-р, сроком с 10.08.2009 г. по 10.08.2019 г.
На момент выдачи вышеуказанной лицензии, отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (ст. 1).
В ст. 37 Закона о животном мире, регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (ст. 38 Закона о животном мире).
Таким образом, пользование животным миром было обусловлено совокупностью административно-властных отношений (связанных с лицензированием) и гражданско-правовых (путем заключения договора).
С принятием Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон об охоте) признаны утратившими силу статьи 37, 38 Закона о животном мире, вместо лицензий на пользование объектами животного мира предусмотрена выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов (объектов животного мира); предусмотрен иной порядок регулирования отношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - ФЗ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ), право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 71 ФЗ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ, юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
Частью 4 ст. 71 ФЗ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ по заключению охотхозяйственных соглашений с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в течение 3 месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как верно отмечено судом первой инстанции, с учетом вышеприведенных норм закона, истец, при обращении ООО "Победа" с соответствующим заявлением, обязан был и заключил на законных основаниях Охотхозяйственное соглашение N 50/19 от 08.08.2019 г., так как у ответчика право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия 73 N 8 от 10.08.2009 г., без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Как указал ВС РФ в определении от 28.07.2015 г. N 302-ЭС14-1917, "с принятием Закона об охоте утратили силу положения ранее действовавшего законодательства о выдаче долгосрочных лицензий. Вместо выдачи этих лицензий предусмотрено заключение на конкурсной основе охотхозяйственных соглашений. В то же время законодательство гарантировало лицам, имеющим долгосрочные лицензии на момент вступления закона в силу, право не переоформлять документально сложившиеся правоотношения или переоформить их в льготном порядке, то есть без аукциона.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии с ч. 3, 4 ст. 71, ч. 1 ст. 72 Закона об охоте юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до 01.04.2010 г., вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с этими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения.
Указанный вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией отраженной в постановлениях АС Поволжского округа от 24.04.2019 г. по делу N А12-26269/2018, АС Волго-Вятского округа от 05.09.2019 г. по делу N А17-11109/2018, Четырнадцатого ААС по делу N А66-11065/2010, а также в определениях ВС РФ от 24.07.2019 г. N 306-ЭС19-10795, от 28.10.2019 г. N 309-ЭС19-19226 по делу N А71 -1001/2018 и определении ВАС РФ от 29.02.2012 г. N 1575/12.
При этом, среди условий по заключению охотхозяйственного соглашения, согласно ч. 3, 4 ст. 71 ФЗ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ, отсутствует условие об обязательном наличии 20 % порога площади общедоступных охотничьих угодий в соответствующем регионе РФ, что препятствовало бы его заключению.
Соответственно, обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ по заключению охотхозяйственного соглашения с соответствующими лицами в течение 3 месяцев с даты их обращения законодателем не поставлена в зависимость от сопоставления с 20 % порогом площади общедоступных охотничьих угодий в соответствующем регионе РФ.
В связи с этим, доводы истца об отсутствии установленной законом обязанности у Министерства, как уполномоченного органа, заключить с ответчиком спорные охотхозяйственные соглашения и возможности такого отказа со стороны Министерства в связи с нарушением ч. 3 ст. 7 ФЗ N 209-ФЗ и отсутствием в Ульяновской области 20 % порога площади общедоступных охотничьих угодий, противоречат действующему законодательству.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 70 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I ч. 1 ГК РФ", сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (п. 5 ст. 166 ГК РФ).
Как верно отмечено судом первой инстанции, никем из сторон не оспаривается, что оспариваемое соглашение исполняется сторонами.
При этом, как указано выше, ответчиком также заявлено о пропуске срока исковой давности на дату подачи рассматриваемого искового заявления в суд, в связи с чем, ответчик просил применить положения, предусмотренные ст. 199 ГК РФ.
Рассматривая вышеуказанный довод ответчика, суд первой инстанции правильно пришел к следующим выводам.
В силу положений ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (п. 3 ст. 166 ГК РФ) составляет 3 года.
Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет 1 год.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 ч. 2 ст. 199 ГК РФ).
Суд первой инстанции с доводами ответчика о том, что истец является органом, владеющим на праве правопреемства всеми сведениями о выдаче долгосрочных лицензий, порядке и процедуре заключений охотхозяйственных соглашений и до 2018 г. согласился. Следовательно, начиная с 01.04.2010 г., истец не только не мог не знать, но и обязан был вести соответствующий реестр по учету площадей охотничьих угодий на территории субъекта РФ, а также проводить их государственный мониторинг.
Однако, как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае исковые требования о признании недействительной ничтожной сделки, исполнение которой началось 08.08.2019 г. заявлены 28.01.2022 г., в связи с чем, доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом обоснованно признаны несостоятельными.
Вместе с тем, в силу вышеуказанных выводов суда и норм материального права, судом правильно сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
В отзыве на исковое заявление, представленном в материалы дела в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ответчик указал, что согласно информации, содержащейся в Государственном докладе "О состоянии и охране окружающей среды Ульяновской области в 2019 г." Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (размещен на официальном сайте Истца www.mpr73.ru), "...по данным государственного охотхозяйственного реестра, общая площадь охотничьих угодий Ульяновской области составляет 3 208,2 тыс.га., из которых 2 594,74 тыс.га. - площадь закрепленных охотничьих угодий. Из всей площади охотничьих угодий области 19,12 % (613,46 тыс.га.) являются общедоступными".
Аналогичные показатели зафиксированы в Государственном докладе "О состоянии и охране окружающей среды Ульяновской области в 2020 г." Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Истцом же в свою очередь, указывалось, что общая площадь общедоступных охотничьих угодий составляет 397,4 тыс.га.
Согласно информации из "Расчета для суда закрепленных и общедоступных охотничьих угодий с учетом схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области", площадь общедоступных охотничьих угодий составляет 412 747,57 га. (12,86 %); площади, которой, по мнению истца, не хватает - 228 892,5 га.
Проанализировав вышеуказанные сведения, суд первой инстанции обоснованно указал о наличии противоречия, однако они не имеют значения в связи с вышеуказанными выводами суда.
При этом, апелляционный суд считает необходимым отметить, что при рассмотрении дела как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, подателем жалобы не было представлено объективно подтвержденных показателей площади общедоступных охотничьих угодий на территории Ульяновской области.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе министерству в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 августа 2022 года по делу N А72-1216/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1216/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДЫ И ЦИКЛИЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПОБЕДА"
Третье лицо: Росприроднадзор по Ульяновской области