город Омск |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А70-19465/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8533/2022) закрытого акционерного общества "Птицефабрика "Пышминская" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2022 по делу N А70-19465/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Птицефабрика "Пышминская" (ОГРН1027200796688, ИНН 7224006227, адрес: 625547, Тюменская область, Тюменский район, село Онохино) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании недействительными результатов плановой выездной проверки, проведенной в соответствии с распоряжением от 24.05.2021 N 150-р, отраженных в акте проверки от 28.06.2021 N 37 АО В3, и предписании от 28.06.2021 N 22 АОВ, об отмене предписания от 28.06.2021 N 22 АОВ в части пунктов 1, 2, 3, 4, 8, 9, 13, 14, о признании недействительным предписания от 28.06.2021 N 22АОВ в части пунктов 10, 11, 12 в части нарушения законодательства по площадке компостирования,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Птицефабрика "Пышминская" - Белоусовой Полины Николаевны по доверенности N 38 от 02.11.2021;
от Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Игнатевской Анастасии Анатольевны по доверенности N 02-9304 от 06.05.2022 сроком действия по 06.05.2023).
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Птицефабрика "Пышминская" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Птицефабрика "Пышминская") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к СевероУральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора) о признании недействительными результатов плановой выездной проверки, проведенной в соответствии с распоряжением от 24.05.2021 N 150-р, отраженных в акте проверки от 28.06.2021 N 37 АО В3, и предписании от 28.06.2021 N 22 АОВ, об отмене предписания от 28.06.2021 N 22 АОВ в части пунктов 1, 2, 3, 4, 8, 9, 13, 14, о признании недействительным предписания от 28.06.2021 N 22АОВ в части пунктов 10, 11, 12 в части нарушения законодательства по площадке компостирования.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2022 по делу N А70-19465/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции оставлены без внимания юридически значимые обстоятельства, установленные по делу N А70-6325/2021:
- общество не осуществляет сбор куриного помета от иных физических и юридических лиц. Куринный помет образуется в ходе производственной деятельности Общества;
- обществом не осуществляется деятельность в области размещения отходов, поскольку складирование куриного помета не превышает 11 месяцев. Дальнейшая изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (захоронение отходов) также не осуществляется;
- обществом обоснованно не включены в ПНООЛР объемы куриного помета, поскольку куриный помет используется обществом в качестве органического удобрения (в силу пункта 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (Приказ N 50);
- образующаяся продукция (куриный помет, ил) используется обществом в качестве органического удобрения (куриный помет) и в производственной деятельности, в т.ч. для отсыпки дорог (ил), не требует получения декларация или сертификата соответствия (в силу Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, ГОСТ Р 54651-2011);
- факт обращения общества с заявлением об утверждении ПНООЛР, по результатам рассмотрения которого Управлением Росприроднадзора сделан вывод, что представленная информация по части объектов размещения отходов недостоверна, не препятствовал Управлению произвести утверждение лимитов размещения той части отходов, по которой у него не имелось замечаний;
- процесс преобразования продуктов жизнедеятельности кур в удобрение и получение илового осадка не носит характера самостоятельных видов деятельности, не являются ни обработкой, ни обезвреживанием, ни утилизацией отходов в смысле, придаваемом этим понятиям нормами материального права (статья 1 Закона N 89-ФЗ), а представляют собой один из циклов производственных процессов, в том числе поскольку было документально подтверждено, что в ходе производственной деятельности общества образуются "куриный помет" и "иловые осадки";
- у общества разработана и действует Рабочая инструкция по безопасному обращению с пометом куриным. Поскольку использование куриного помета, ила происходит непосредственно на предприятии Заявителя, в силу пункта 5 Порядка N 50, это освобождает общество от включения их в лимиты на размещение отходов (определение Верховного суда Российской Федерации от 04.08.2021 N301-ЭС21-12197).
Податель жалобы считает, что поддержанная судом первой инстанции позиция Управления Росприроднадзора в отношении помета куриного и ила сводится к неправильному толкованию статьи 1 Закона N 89-ФЗ в части того, что помет куриный, ил рассматриваются Управлением исключительно как отход производства, в то время как общество неоднократно в рамках рассмотрения арбитражных дел N А70-420/2020 и N А70-6325/2021, и в суде общей юрисдикции по делу N 12-6/2021, доказало, что помет куриный и ил являются для общества побочными продуктами производственной деятельности.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 апелляционная жалоба ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2022 по делу N А70-19465/2021 принята к производству Восьмого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению на 23.08.2022.
Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022, 26.09.2022 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 22.09.2022, на 14.10.2022.
Судья Иванова Н.Е., участвовавшая в рассмотрении настоящего дела до отложения судебного заседания, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 03.11.2022 апелляционного суда заменена на судью Лотова А.Н. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с самого начала.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 рассмотрение апелляционной жалобы ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2022 по делу N А70-19465/2021 в судебном заседании 14.10.2022 отложено на 10.11.2022.
31.10.2022 от ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" поступили письменные пояснения по делу.
07.11.2022 Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом письменных пояснений, пояснил, что приведенная в исковом заявлении, апелляционной жалобе и письменных пояснениях нумерация пунктов оспариваемого предписания соответствует акту проверки.
Представитель Управления возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании, открытом 101.11.2022, объявлен перерыв до 16 час.30 мин. 17.11.2022.
Информация о перерыве размещена в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/) и на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.
За время перерыва в судебном заседании от общества поступили письменные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, письменные пояснения, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 24.05.2021 N 150-р в отношении ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" в период с 31.05.2021 по 28.06.2021 проведена внеплановая проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки от 28.06.2021 N 37 АОВЗ (далее - акт проверки) и вынесено предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 28.06.2021 N 22 АОВ (далее - предписание).
Согласно предписанию на общество возложена обязанность устранить следующие нарушения:
1. У ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" отсутствуют утвержденные и согласованные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для производственной площадки по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино. Срок устранения 01.03.2022.
2. ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" при осуществлении производственной деятельности по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино. В отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение плата за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за 2020 год не внесена, а также не внесена плата за превышение нормативов допустимого сброса в 3 квартале 2020 года. Срок устранения 11.10.2021.
3. ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" не осуществлен расчет платы за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления ввиду отсутствия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также за превышение нормативов допустимого сброса в 3 квартале 2020 года в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год. Срок устранения 11.10.2021.
4. ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" ненадлежаще организовано обращение с отходами производства и потребления в части организации и оборудования мест накопления отходов производства и потребления на производственной площадке, расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. Срок устранения 11.10.2022.
6. ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" не актуализированы данные об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, расположенном по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, об источниках выбросов (код объекта 71-0172-000067-П), источников загрязняющих веществ. Срок устранения 11.10.2021.
7. ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" в срок до 20.04.2021 не осуществлен производственный контроль инструментальным методом, предусмотренный планом-графиком, утвержденным в составе проекта ПДВ, а также программой ПЭК с периодичностью контроля раз в год, результаты производственного контроля отсутствуют, а именно: протоколы КХА промвыбросов, протоколы лабораторных испытаний и т.д., подтверждающие осуществление производственного контроля инструментальным методом с периодичностью на следующих источниках выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух: N 0008 (инкубационный зал) на загрязняющие вещества: пыль меховая (шерстяная, пуховая); N0009 (выводной зал) на загрязняющие вещества:. пыль меховая (шерстяная, пуховая) Срок устранения 11.10.2021.
9. ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" осуществляется эксплуатация газоочистного оборудования на производственной площадке, расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, в нарушение правил эксплуатации очистки газов. Срок устранения 11.10.2021.
- ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" не отражено образование отходов золы от сжигания биологических отходов содержания, убоя, и переработки животных (код по ФККО 7 47 821 01 40 4) и ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код по ФККО 1 12 711 01 33 3) и помета куриного перепревшего (код по ФККО 1 12 711 02 29 4) в данных учета отходов за 2020 год, за 1 квартал 2021 года, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год; в государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы). Срок устранения 11.10.2021.
- У ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" на отходы, образующиеся в процессе производственной деятельности на производственной площадке расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, а именно: зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя, и переработки животных (код по ФККО 7 47 821 01 40 4) помета куриного свежего (код ФККО 1 12 711 01 33 3) и помета куриного перепревшего (код ФККО 1 12 711 02 29 4) отсутствуют паспорта на отход. Срок устранения 01.03.2021.
- ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" сведения о неорганизованных источниках выбросов: иловых площадках возле КОС и площадки компостирования отходов, расположенных на производственной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, не отражены в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок устранения 01.03.2021.
- У ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" на выбросы от неорганизованных источников выбросов: иловых площадок возле КОС и площадки компостирования отходов, расположенных на производственной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, отсутствуют нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок устранения 01.03.2021.
- ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" на неорганизованнее источники выбросов: иловые площадки возле КОС и площадки компостирования отходов, расположенных на производственной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок устранения 01.03.2021.
- ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" не обеспечена надлежащая эксплуатация места накопления отходов помета куриного свежего (код ФККО 1 12 711 01 33 3) и помета куриного перепревшего (код ФККО 1 12 711 02 29 4), а именно: допущено размещение отхода за пределами сооружения -пометохранилища, на почве. Срок устранения 11.10.2021.
- ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" допущено складирование отхода - помета куриного на почве на площадке компостирования, эксплуатируется площадка компостирования. Срок устранения 01.03.2021.
- установлено превышение концентраций загрязняющего вещества на источнике N 0013 (цех убоя и переработки) по углерод оксиду в 1,7 раз и на источнике N 0014 (цех убоя и переработки) по углерод оксиду в 1,4 раза, на производственной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, Срок устранения 11.10.2021.
- ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" нарушены условия водопользования, предусмотренные подпунктами 10,13 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 24.014.2018 N 72-14.01.05.022-Р-РСВХ-С-2018-01367/00, а также условий разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 19.06.2018 N 15,а именно: допущено превышение минимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах в Точке Т2-место сброса сточных вод в р. Цынка, а именно: по взвешенным веществам в 12 раз; по сухому остатку в 2,6 раз; по ХПК в 2,26рпаз; по БКП поли в 9,3 раза; по аммоний иону в 74 раза; по хлорид-иону в 1, 38 раз; по фосфат-иону в 32 раза; по железу в 139 раз, по АПАВ в 4,7 раз; по нефтепродуктам в 5,57 раз. Срок устранения 01.03.2021.
В связи с тем, что приведенная в предписании нумерация пунктов не совпадает с номерами пунктов предписания, указанными обществом в поданном в суд заявлении об отмене предписания от 28.06.2021 N 22 АОВ в части пунктов 1, 2, 3, 4, 8, 9, 13, 14, о признании недействительным предписания от 28.06.2021 N 22АОВ в части пунктов 10, 11, 12 в части нарушения законодательства по площадке компостирования, суд апелляционной инстанции с учетом пояснений представителя общества считает необходимым привести нумерацию предписания в соответствие с заявленными обществом требованиями.
Так, обозначенные в пунктах с 1 по 4 предписания нарушения совпадают с нарушениями, указанными обществом в заявлении (также в апелляционной жалобе).
Из содержания предписания следует, что в нем отсутствуют 5, 8,10, 11, 12, 13, 14 пункты, а пункт 9 включает 10 нарушений, которые согласно акту проверки следует обозначить пунктами с 9-1 по 9-10.
Таким образом, пункт 8 заявления общества соответствует пункту 9-2 предписания;
- пункт 9 заявления соответствует пункту 9-3 предписания;
- пункт 10 заявления соответствует пункту 9-4 предписания;
- пункт 11 заявления соответствует пункту 9-5 предписания;
- пункт 12 заявления соответствует пункту 9-6 предписания;
- пункт 13 заявления соответствует пункту 9-7 предписания;
- пункт 14 заявления соответствует пункту 9-8 предписания;
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества и Управления подтвердили правильность такого подхода.
ЗАО "Птицефабрика "Пышминская", не согласившись с нарушениями, зафиксированными в акте и предписании в части пунктов 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13,14, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 31.05.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 69 АПК РФ, исходил из того, что законность оспариваемого предписания подтверждена вступившими в законную силу судебными актами Тюменского районного суда, предметом рассмотрения которых являлись постановления о назначении обществу административного наказания за нарушения, указанные в предписании от 28.06.2021 N 22 АОВ.
Так, за нарушение, указанное в пункте 1 предписания общество привлечено к административной ответственности постановлением от 22.09.2021 N 391 О, которое обжаловано в суд в деле N 12-426/2021;
- по пункту 2 предписания вынесено постановление от 22.09.2021 N 384 О, которое обжаловано в суд в деле N 12-429/2021;
- по пункту 3 предписания вынесено постановление от 22.09.2021 N 383 О, которое обжаловано в суд в деле N 12-430/2021;
- по пункту 4 предписания вынесено постановление от 22.09.2021 N 386 О, которое обжаловано в суд в деле N12-428/2021;
- по пункту 8 предписания вынесено постановление от 22.09.2021 N 383 О, которое обжаловано в суд в деле N 12-430/2021;
- по пункту 9 предписания вынесено постановление от 15.10.2021 N 409 О, которое обжаловано в суд в деле N12-446/2021;
- по пункту 10 предписания вынесено постановление от 22.09.2021 N 391 О, которое обжаловано в суд в деле N 12-426/2021;
- по пункту 12 предписания вынесено постановление о назначении административного наказания от 22.09.2021 N 389 А, которое обжаловано в суд в деле N 12-427/2021;
- по пункту 13 предписания вынесено постановление от 22.09.2021 N 383 О, которое обжаловано в суд в деле N 12-430/2021;
- по пункту 14 предписания вынесено постановление от 22.09.2021 N 383 О, которое обжаловано в суд в деле N 12-430/2021.
Постановления о привлечении к административной ответственности оспаривались заявителем по тем же основаниям, что и в настоящем деле оспаривается предписание.
В связи с тем, что решениями Тюменского районного суда по указанным выше делам установлены факты совершения обществом административных правонарушений, предусмотренных частям 1, 7, 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), суд первой инстанции посчитал доказанным нарушение обществом:
- положений части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в части отсутствия утвержденных согласованных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для производственной площадки по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино (пункт 1 предписания);
- положений части 1 статьи 16, части 4 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в части осуществления производственной деятельности по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, в отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при невнесении платы за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за 2020 год, за превышение нормативов допустимого сброса в 3 квартале 2020 года, неосуществления расчета платы за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления, а также за превышение нормативов допустимого сброса в 3 квартале 2020 в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (пункты 2, 3 предписания);
- положений части 1 и части 2 статьи 52 Закона N 7-ФЗ в части ненадлежащей организации и оборудования мест накопления отходов производства и потребления на производственной площадке, расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, допуска сброса отходов и потребления на почву (пункт 4 предписания);
- положений части 1 и части 2 статьи 19, части 1 и части 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, части 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ в части неотражения образования отходов золы от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных (код по ФККО 7 47 821 01 40 4) и ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код по ФККО 72220001394, помета куриного свежего (код ФККО 1 12 711 01 33 3), и помета куриного перепревшего (код ФККО 1 12 711 02 29 4) в данных учета отходов за 2020, за 1 квартал 2021 года, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год; в государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) (пункты 8, 9 предписания):
- положений части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) в части того, что сведения о неорганизованных источниках выбросов: иловых площадках возле КОС и площадки компостирования отходов, расположенных на производственной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, не отражены в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 10 предписания);
- нарушений положений части 1, части 3 статьи 22 Закона N 7-ФЗ, части 1 статьи 12 Закона N 96-ФЗ у части отсутствия у Общества нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на выбросы от неорганизованных источников выбросов иловых площадках возле КОС и площадки компостирования отходов, расположенных на производственной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино (пункт 11 предписания);
- нарушений статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации) в части неполучения обществом на неорганизованные источники выбросов: иловые площадки возле КОС и площадки компостирования отходов, расположенные на производственной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункт 12 предписания);
- нарушений части 1, части 2 статьи Закона N 7-ФЗ в части необеспечения обществом надлежащей эксплуатации места накопления отходов помета куриного свежего (код ФККО 1 12 711 0133 3) и помета куриного перепревшего (код по ФККО 1 12 711 02 29 4), а именно: допущено размещение отхода за пределами сооружения - пометохранилища, на почве", допущено складирования отхода - помета куриного на почве на площадке компостирования эксплуатируется площадка компостировании (пункты 13, 14 предписания).
Вместе с тем судебные акты по делам N 12-426/2021, N 12-429/2021, N 12-430/2021, N12-428/2021, N12-430/2021, N 12-446/2021, N 12-426/2021, N 12-427/2021 N 12-430/2021, N 12-430/2021 приняты по делам с иным предметом - об оспаривании постановлений о привлечении общества к административной ответственности. Обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела и не подлежащие доказыванию, в порядке статьи 69 АПК РФ, Тюменским районным судом не установлены, законность предписания от 28.06.2021 N22 АОВ предметом названных судебных разбирательств не являлась.
При этом сама по себе оценка Тюменским районным судом обстоятельств дела не имеет преюдициальную силу в порядке статьи 69 АПК РФ и не может быть принята арбитражным судом как доказательство по делу.
Положения данной нормы освобождают от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключают возможность их различной правовой оценки. Арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм. Правовые выводы не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, не требующих доказывания (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 11297/05, от 03.04.2007 N 13988/06, от 17.07.2007 N11974/06, от 17.07.2007 N 11974/06 от 25.07.2011 N 3318/11, от 10.06.2014 N 18357/13, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2016 N 305-ЭС16-8204, от 13.03.2019 N 306-КГ18-19998).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что законность оспариваемого предписания подтверждена вступившими в законную силу судебными актами Тюменского районного суда, основан на неправильном толковании положений статьи АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание в оспариваемой части не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы общества ввиду недоказанности Управлением факта нарушения проверяемым лицом требований Закона N 7-ФЗ, Закона N 89-ФЗ.
Согласно пункту 1 оспариваемого предписания обществу вменено нарушение части 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в части отсутствия утвержденных согласованных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для производственной площадки по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) в целях уменьшения количества образования отходов, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2).
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (часть 3).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 7).
Согласно пункту 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (действовал до 31.12.2020, далее - Порядок N 50), проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. При этом в лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для: накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; использования и/или обезвреживания (пункт 5 Порядка N 50).
В Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1029, вступившем в силу с 01.01.2021, предусмотрен пункт аналогичного содержания.
Так, согласно пункту 4 указанного Порядка в лимиты на размещение отходов не включается масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является разведение сельскохозяйственной птицы; по уставу ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" основным направлением деятельности, в числе прочих, является производство продукции птицеводства: куриного мяса и яиц (пункт 3.2. Устава).
Материалами дела подтверждается и Управлением не оспаривается, что ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" осуществляется хозяйственная деятельность на объектах I категории.
В ходе производственной деятельности общества образуется куриный помет, стадией производственного процесса предприятия является также получение илового осадка.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), в тип "отходы разведения сельскохозяйственной птицы" (112 700 00 00 0) включены отходы "помет куриный свежий" (1 12 711 01 33 3), который имеет III класс опасности, и "помет куриный перепревший" (1 12 711 02 29 4), который имеет IV класс опасности.
В соответствии с ФККО в тип "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту" включен отход "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (7 22 200 01 39 4).
Согласно пункту 2.3.1 "СП 1.2.1170-02. 1.2. Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов. Санитарные правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23.10.2002, навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 N 309-ЭС20-6698 по делу N А60-13545/2019 указано, что свежий птичий помет, являясь, в том числе, сырьем для органического удобрения, не перестает быть отходом, поскольку входит в Федеральный классификационный каталог отходов 1 12 711 01 33 3 и является отходом III класса опасности.
Таким образом, куриный помет (свежий и перепревший), ил отработанный являются отходами.
Согласно представленным в дело доказательствам 29.12.2020 ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" обратилось в Управление с заявлением о выдаче Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории (исх. N 610 от 28.12.2020 входящий N 37310-2020 от 29.12.2020). С указанным заявлением на утверждение представлен Проект нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение ЗАО "Птицефабрика "Пышминская".
16.02.2021 Управлением принято решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" (площадка по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино) (вх. N 114 от 19.02.2021). Указанное решение оформлено приказом N 262 от 16.02.2021 с Приложением к нему - Мотивированным обоснованием оспариваемого отказа (далее - Приказ от 16.02.2021 N 262).
Основанием для принятия решения об отказе в утверждении обществу нормативов образования отходов и лимитов на их размещение послужило выявление Управлением факта образования на предприятии отходов, которые не включены обществом в разработанный им ПНООЛР (куриный помет и ил отработанный).
Согласно Рабочей инструкции по безопасному обращению с помётом куриным РИ-6.10- 172-2015, утвержденной приказом Общества 26.04.2016, помёт куриный свежий образуется в результате жизнедеятельности кур, имеет 3 класс опасности. Помёт удаляется из цехов с помощью транспортеров в тракторные прицепы и транспортируется в основное пометохранилище, состоящее из 10 карт и имеющее обваловку для предотвращения смыва помёта из помётохранилища. В основном пометохранилище происходит временное складирование помёта (на срок 6-7 месяцев) путём очерёдности заполнения карт. В дальнейшем помёт вывозится в поля ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" для запахивания, как органическое удобрение, в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Соответственно, в отсутствие специальных, сооружений для обезвреживания фактически осуществляется естественное биологическое обеззараживание помета с подстилкой на участке временного накопления путем выдерживания в пометохранилище (не превышающее 11 месяцев со дня складирования).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тюменской области по делу А70-420/2020 установлено, что общество не осуществляет сбор куриного помета от иных физических и юридических лиц. Куринный помет образуется в ходе производственной деятельности Общества. Деятельность в области размещения отходов обществом также не осуществляется, поскольку складирование куриного помета не превышает 11 месяцев. Дальнейшая изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (захоронение отходов) Обществом также не осуществляется. Иловые осадки, образующиеся в деятельности предприятия, не является отходом, подлежащим размещению. Иловые осадки является товаром (продукцией) и в дальнейшем используются обществом в производственной деятельности.
На момент обращения общества с соответствующим заявлением в Управление действовал Порядок N 50, которым установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Согласно ФККО, в тип "отходы разведения сельскохозяйственной птицы" (1 12 700 00 00 0) включены отходы "помет куриный свежий" III класса опасности (1 12 711 01 33 3) и "помет куриный перепревший" IV класса опасности (1 12 711 02 29 4); в тип "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту" включен отход "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (7 22 200 01 39 4).
Пункт 3.16 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введенный в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) определяет побочный продукт как дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. При этом согласно примечанию к указанному пункту побочный продукт не является отходом.
В соответствии с официальными разъяснениями Минсельхоза России от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782, Минприроды России от 05.05.2016 N 04-12-27/9376, отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия. В случае отнесения навоза, помета и других органических веществ, и материалов, образуемых в животноводстве, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов, на них не распространяются требования природоохранного законодательства, а также требования к получению лицензий (на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности), оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на продукты животноводства (навоз и помет), органические вещества и материалы также не распространяются.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто Управлением Росприроднадзора обществом осуществляется хозяйственная деятельность на объектах I категории; в ходе производственной деятельности общества образуются "куриный помет" и "иловые осадки"; спорные отходы используются непосредственно на территории общества (куриный помет - как органическое удобрение, ил - в производственной деятельности, в том числе для отсыпки дорог); обществом разработана и утверждена Рабочая инструкция по безопасному обращению с пометом куриным РИ-6.10-172-2015.
Использование спорных отходов непосредственно на предприятии в силу прямого указания пункта 5 Порядка N 50 освобождает общество от включения их в лимиты на размещение отходов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2021 N 301-ЭС21-12197).
В рассматриваемом случае процесс преобразования продуктов жизнедеятельности кур в удобрение и получение илового осадка не носит характер самостоятельных видов деятельности, не являются ни обработкой, ни обезвреживанием, ни утилизацией отходов в смысле, придаваемом этим понятиям статьей 1 Закона N 89-ФЗ, а представляют собой один из циклов производственных процессов.
Кроме того, решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.09.2021 по делу N А70-6325/2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021, Приказ N 262 от 16.02.2021 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение признан недействительным, на Управление возложена обязанность допущенные нарушение прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах пункт 1 оспариваемого предписания следует признать незаконным.
Пунктами 2, 3 спариваемого предписания обществу вменено, что ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" при осуществлении производственной деятельности по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, в отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не внесена плата за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за 2020 год, а также не внесена плата за превышение нормативов допустимого сброса в 3 квартале 2020 года. не осуществлен расчет платы за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления ввиду отсутствия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также за превышение нормативов допустимого сброса в 3 квартале 2020 года в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7 плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Частью 4 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Согласно пункту 1 статьи 16ю3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей Закона, и суммирования полученных величин. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 1, 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Декларация о плате за плате за негативное воздействие на окружающую среду предоставляется не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта НВОС (пункт 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как указывалось ранее, ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" является объектом негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) 1-й категории (код объекта 71-0172-000067-П) и согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ обязано вносить Плату за НВОС.
Согласно акту проверки за 2019 год платежная база ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" определена по данным формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы). Аналогично была определена платежная база в 2020 году.
В соответствии с действующим в спорный период Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.12.2019 N 899 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09 января 2017 г. N 3 "Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" в марте 2020 года ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" представлена декларация о плате за НВОС за отчетный 2019 год в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, сформированного путем использования электронных сервисов, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Личный кабинет природопользователя".
За период с 01.01.2019 по 28.07.2019 исчисление платы произведено с учетом действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных для ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" Управлением Росприроднадзора по Тюменской области приказом от 28.07.2014 N 674-н.
В период с 29.07.2019 по 31.12.2019 исчисление платы произведено с применением коэффициента 5 - как за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение.
В связи с тем, что помет куриный свежий, помет куриный перепревший и ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод на ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" применялись как удобрения на собственных сельскохозяйственных полях, указанные побочные продукты производства не подлежат учету в качестве самостоятельных отходов и информация об их образовании не подлежит отображению в декларации о плате за НВОС в 2019 году.
Управлением не опровергнуто, что в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" вносило квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за предыдущий год, (платежные поручения N 978, N 976, N 1900, 1903).
В марте 2021 года ЗАО "Птицефабрика "Пышминская", в соответствии с Приказ Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899" через веб-портал приема отчетности "Личный кабинет природопользователя" направило на рассмотрение декларацию о плате за НВОС за отчетный 2020 год в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В период с 01.01.2020 по 31.12.2020 у ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" не было установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Исчисление платы за НВОС произведено без применения коэффициента 25 - как за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, поскольку обществом не осуществляется деятельность в области размещения или обезвреживания отходов. Также общество не осуществляет прием отходов от иных лиц с целью их размещения или дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату.
Учитывая, что при рассмотрении судебных дел N А70-420/2020, А70-6325/202 1 установлено, что помет куриный свежий, помет куриный перепревший и ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод не являются отходами, подлежащими размещению, следовательно сведения об их образовании не подлежат отображению в декларации о плате за НВОС в 2020 году.
За 2020 год платежная база ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" определена по данным формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) (приложение 2), а исчисление платы за НВОС было произведено без применения коэффициента 25, так как масса отходов производства и потребления, не превышала нормативы, рассчитанные в новом проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В рассматриваемом случае у общества отсутствуют правовые основания для внесения платы за превышение НДС в 3 квартал 2020 года, поскольку пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7 установлено, что отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Декларация о плате за плате за негативное воздействие на окружающую среду не предусматривает расчет платы по кварталам. Соответственно, исполнение предписания в части внесения оплаты за превышение нормативов допустимого сброса в 3 квартале 2020 года невозможно.
При таких обстоятельствах пункты 2, 3 оспариваемого предписания являются незаконными, и возлагают на общество обязанности, не предусмотренные вышеприведенным правовым регулированием.
Согласно пункту 4 оспариваемого предписания обществу вменена ненадлежащая организация обращения с отходами производства и потребления в части организации и оборудования мест накопления отходов производства и потребления на производственной площадке, расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, допущен сброс отходов производства и потребления на почву.
В силу пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац второй части 2 статьи 51).
Вместе с тем обществом не осуществляется деятельность в области размещения отходов, поскольку складирование куриного помета не превышает 11 месяцев. Дальнейшая изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (захоронение отходов) также не осуществляется.
Процесс преобразования продуктов жизнедеятельности кур в удобрение и получение илового осадка не носит характера самостоятельных видов деятельности, не являются ни обработкой, ни обезвреживанием, ни утилизацией отходов в смысле, придаваемом этим понятиям нормами материального права (статья 1 Закона N 89-ФЗ), а представляют собой один из циклов производственных процессов, в том числе поскольку документально подтверждено, что в ходе производственной деятельности общества образуются "куриный помет" и "иловые осадки"
Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами по делам А70-420/2020,А70-6325/2021).
В рассматриваемом случае общество в связи с осуществлением деятельности по разведению сельскохозяйственной птицы, в результате которой образуется птичий помет, использует два пометохранилища: основное и резервное:
- резервное пометохранилище, является объектом капитального строительства, расположено на земельном участке с кадастровым номером 72:17:1805001:59, состоит на государственном учете в качестве источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - источник выбросов с порядковым номером - 6025; включен в объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, принадлежащий предприятию, с кодом объекта НВОС 71-0172-000067-П, I категория;
- основное пометохранилище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 72:17:0000000:898 не является объектом капитального строительства, располагается в 3 км. юго-западнее с. Онохино; основное пометохранилище открытое, днище карт покрыто слоем глины в 0,5 метров и высотой обваловки 1,5 м.
Согласно рабочей инструкции РИ-6.10-172-2015, утвержденной генеральным директором ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" 26.04.2016, в соответствии с установленным технологическим процессом в основном пометохранилище происходит временное складирование помета на срок 6-7 месяцев, в период распутицы помет складируется в резервном пометохранилище на срок не более б месяцев; в дальнейшем помет используется как органическое удобрение для повышения плодородия почв на собственных сельскохозяйственных полях.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что общество не осуществляет совокупность действий по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению куриного помета, вывод Управления о нарушении заявителем положений части 1, части 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ является необоснованным.
Согласно пунктам 9-2, 9-3 предписания ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" вменено неотражение образования отходов золы от сжигания биологических отходов содержания, убоя, и переработки животных (код по ФККО 7 47 821 01 40 4), ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код по ФККО 1 12 711 01 33 3), помета куриного перепревшего (код по ФККО 1 12 711 02 29 4) в данных учета отходов за 2020 год, за 1 квартал 2021 года, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год; в государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы); отсутствие у ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" паспорта на отходы, образующиеся в процессе производственной деятельности на производственной площадке расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, а именно: золы от сжигания биологических отходов содержания, убоя, и переработки животных (код по ФККО 7 47 821 01 40 4), помета куриного свежего (код ФККО 1 12 711 01 33 3) и помета куриного перепревшего (код ФККО 1 12 711 02 29 4).
Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высоко опасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 и устанавливает процедуру подготовки юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 данного закона, не требуется (пункт 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В пункте 3 Порядка N 1026 предусмотрено, что паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в ФККО, и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
Согласно пункту 4 Порядка N 1026 индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу пункта 5 Порядка N 1026 установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.
Как указывалось выше, общество не осуществляет сбор куриного помета от иных физических и юридических лиц. Куринный помет образуется в ходе производственной деятельности Общества, является побочным продуктом (пункт 3.16 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения"). Процесс преобразования продуктов жизнедеятельности кур в удобрение и получение илового осадка не носит характер самостоятельных видов деятельности, не являются ни обработкой, ни обезвреживанием, ни утилизацией отходов в смысле, придаваемом этим понятиям статьей 1 Закона N 89-ФЗ, а представляют собой один из циклов производственных процессов. Общество не осуществляет деятельность в области размещения отходов, поскольку складирование куриного помета не превышает 11 месяцев. Дальнейшая изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (захоронение отходов) Обществом также не осуществляется.
Поскольку общество не осуществляет прием органических отходов от иных лиц с целью дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату, их размещение требования природоохранного законодательства, в частности требования к отражению отходов: ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код по ФККО 1 12 711 01 33 3), помета куриного перепревшего (код по ФККО 1 12 711 02 29 4) в данных учета отходов за 2020 год, за 1 квартал 2021 года, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год; в государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы), на него не распространяются.
Что касается неотражения образования отходов золы от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных (код по ФККО 7 47 821 01 40 4) в данных учета отходов за 2020 год, за 1 квартал 2021 года, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год; в государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы), а также отсутствия паспортов на отход:
Отход с кодом ФККО 7 47 821 01 40 4 отнесен к 4 класс опасности. При этом отход: скорлупа от куриных яиц (код ФККО 30117905295), которую по Инструкции общество сжигает в крематоре отнесен к 5 класс опасности, что отражено в ПНООЛР Общества.
В произведенной деятельности общества образуются следующие отходы согласно кодам ФККО: 1320020201005 - отходы костей птицы; 1320030399005 - отходы внутренностей птицы; 1320040001005 - отходы мяса, кожи, прочие части тушки несортированные от убоя домашней птицы; 1320050001005 - отходы мяса животных и птицы;
1320060002005 - отходы крови животных и птицы;
1320070001004 - отходы перьев и пуха;
Биологические отходы, сжигаемые обществом в крематоре, 5 класса, включены в ФККО до 2014года )
Таким образом, общество сжигает неопасные отходы 5 класса, отходы 4 класса опасности не образуются.
Согласно Банку данных, отход - 7 47 821 01 40 4 зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных - образуется при высокотемпературном сжигании биологических отходов содержания, убоя, переработки животных: отходов разведения сельскохозяйственных животных и птиц, производства готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных.
Ввиду того, что помимо сельскохозяйственной птицы (кур) общество никаких животных не содержит, то данный вид отходов у общества образовываться не может.
Зола, образованная от сжигания биологических отходов и отходов скорлупы (ФККО 3 01 179 05 29 5), является отходом под кодом ФККО 7 47 822 11 40 5 - зола от сжигания трупов сельскохозяйственной птицы (V класс опасности). Как отмечено в Банке данных, такой вид отходов образуется, например, при сжигании трупов кур в крематоре.
Таким образом, в отношении выше указанных отходов общества V класса - по коду ФККО 7 47 822 11 40 5 зола от сжигания трупов сельскохозяйственной птицы, зола от сжигания биологических отходов и отходов скорлупы, Законом N 89-ФЗ прямо предусмотрено отсутствие необходимости в подтверждении отнесения отхода к конкретному классу, поскольку эти отходы включены в ФККО (статья 20 Закона N 89-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции не принимает довод Управления о том, что в ходе проверки проведена экспертиза по определению компонентного состава, класса опасности отходов, образующихся на предприятии общества, золы, помета, поскольку такая экспертиза проводилась только в рамках дела об административном правонарушении от 09.09.2021 N 3-491/2021, после проведения проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание. Таким образом, на момент отражения в акте проверки и оспариваемом предписании выявленных нарушений, Управление не располагало всеми необходимыми сведениям и данными, которые могли бы позволить сделать вывод о нарушении обществом положений статей 9, 14 Закона N 89-ФЗ, части 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ.
При таких обстоятельствах пункты 9-2, 9-3 оспариваемого предписания следует признать незаконными.
Согласно пунктам 9-4, 9-5, 9-6 оспариваемого предписания обществу вменено следующее:
- сведения о неорганизованных источниках выбросов: иловых площадках возле КОС и площадки компостирования отходов, расположенных на производственной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, не отражены в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
- на выбросы от неорганизованных источников выбросов: иловых площадок возле КОС и площадки компостирования отходов, расположенных на производственной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, отсутствуют нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
- на неорганизованнее источники выбросов: иловые площадки возле КОС и площадки компостирования отходов, расположенных на производственной площадке по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Онохино, не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) источником выброса, является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
В силу пункта 23 части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сооружения являются объектами капитального строительства.
Как указывалось выше, общество в своей деятельности использует основное пометохранилище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 72:17:0000000:898 в 3 км. юго-западнее с. Онохино.
Указанное пометохранилище не является объектом капитального строительства, следовательно, у Общества отсутствуют правовые основания для постановки основного помётохранилища (поименовано в Акте проверки, Предписании площадкой компостирования) в качестве источника выбросов.
Согласно статье 1 Закона N 7 ФЗ под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Приведенное выше законодательное регулирования свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности ставить основное пометохранилище на учет в качестве источника выбросов, поскольку оно не отвечает критериям отнесения объекта к источнику выбросов, Общество не осуществляет совокупности действий, подпадающих под регулирование Закона N 89-ФЗ, Закона N 7-ФЗ.
При таких обстоятельствах пункты 9-4, 9-5, 9-6 оспариваемого предписание следует признать незаконными в части вменения нарушений законодательства в отношении площадки компостирования.
Пунктами 9-7, 9-8 оспариваемого предписания заявителю вменено, что ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" не обеспечена надлежащая эксплуатация места накопления отходов помета куриного свежего (код ФККО 1 12 711 01 33 3) и помета куриного перепревшего (код ФККО 1 12 711 02 29 4), а именно: допущено размещение отхода за пределами сооружения -пометохранилища, на почве; допущено складирование отхода - помета куриного на почве на площадке компостирования, эксплуатируется площадка компостирования.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что Заявителем не было допущено нарушения требований части 1, части 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ, следовательно, указанные пункты предписания незаконно возлагают на общество обязанность устранить нарушения, которые фактически обществом не допущены.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2022 по делу N А70-19465/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконным и отмене предписания от 28.06.2021 N 22 АОВ в части :
пунктов 1, 2, 3, 4, 9-2, 9-3, 9-7, 9-8, пунктов 9-4, 9-5, 9-6 в части нарушения законодательства по площадке компостирования.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением заявления и апелляционной жалобы относятся на Управление.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2022 по делу N А70-19465/2021 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление закрытого акционерного общества "Птицефабрика "Пышминская" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 22 АОВ от 28.06.2021 в части:
пунктов 1, 2, 3, 4, 9-2,9-3,9-7,9-8,
пунктов 9-4,9-5,9-6 в части нарушения законодательства по площадке компостирования.
Взыскать с Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу акционерного общества "Птицефабрика "Пышминская" судебные расходы по оплате государственной пошлины 4500 рублей.
Возвратить акционерному обществу "Птицефабрика "Пышминская" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 40010 от21.06.2022 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19465/2021
Истец: ЗАО "Птицефабрика "Пышминская"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования
Третье лицо: 8ААС, Тюменский районный суд