город Ростов-на-Дону |
|
12 декабря 2022 г. |
дело N А32-23059/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириленко А.М.,
при участии:
от истца - представитель Эсауленко А.Н. по доверенности от 01.01.2022;
от ответчика - представитель не явился, извещен;
от третьего лица - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт"на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 по делу N А32-23059/2018 по иску акционерного общества "НЭСК-электросети" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт" (ОГРН 1032304155102, ИНН 2308091759)
к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания-Краснодар" (ОГРН 1072311011431, ИНН 2311104687) при участии третьих лиц - администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799, ИНН 2310032246), акционерного общества "НЭСК-электросети" (ОГРН 1032304155102, ИНН 2308091759), общества с ограниченной ответственностью краснодарская краевая федерация бодибилдинга "Самсон" (ОГРН 1022300002504, ИНН 2308001709)
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт" (далее - истец, АО "НЭСК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания-Краснодар" (далее - ответчик, ООО "ГУК-Краснодар") задолженности за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с 01.11.2016 по 31.03.2018 в размере 684 992,64 руб., пени за период с 16.10.2017 по 16.05.2018 в размере 7 914,74 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины (уточненные требования в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 с ООО "ГУК - Краснодар" в пользу АО "НЭСК" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт" взыскана задолженность в размере 340 864,76 руб., взысканы ипени в размере 7 914,74 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 486,32 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. АО "НЭСК" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт" выдана справка на возврат уплаченной по платежному поручению N 1580 от 29.05.2018 государственной пошлины в размере 505 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "НЭСК" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что представленные в материалы дела акты технического осмотра, датированные 29.11.2021, не позволяют достоверно и однозначно установить, что в спорный период (2017-2018) нежилые помещения были запитаны после общедомового прибора учета, следовательно, оснований для вычета объема электроэнергии из общего объема электроэнергии, потребленного МКД в спорный период, у истца не имеется. Судом не дана оценка обстоятельствам дела, в котором у истца отсутствовали сведения о нежилых помещениях находящихся по адресу ул. им. Дмитрия Благоева, д. 7, ул. Новороссийская, д. 184, поскольку ответчик доказательств направления ресурсоснабжающей организации сведений о собственниках нежилых помещений с приложением АТП (АРБП), подтверждающим, что спорные нежилые помещения были запитаны в спорный период после общедомового прибора учета, в материалы дела не представлено. Ответчиком документально не подтверждено, что у спорных приборов учета истек срок межповерочного интервала, что являлось бы основанием для применения при расчетах норматива.
В судебное заседание не явился ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ГУК-Краснодар" является управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные по соответствующим адресам в г. Краснодаре Краснодарского края: ул. 2-я Пятилетка, 11;
ул. Ставропольская, 177; ул. Благоева, 46; ул. Таманская, 152; ул. Енисейская, 54; ул. Сормовская, 197; ул. Новороссийская, 184; ул. Селезнева, 140; ул. Благоева, 7; ул. Селезнева, 110; ул. Ставропольская, 135/1; ул. Бершанской, 74.
Поскольку на ответчика возложена обязанность по оплате стоимости объема электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества в МКД, истец начислил ответчику 701 168,60 руб. задолженности по оплате стоимости поставленной электроэнергии за период с 01.10.2016 по 31.03.2018.
Невыполнение ответчиком обязательств по оплате потребленной электрической энергии в досудебном порядке явилось причиной обращения истца с иском в арбитражный суд в защиту нарушенного права.
В ходе рассмотрения дела, с учетом произведенных корректировок, истец уточнил исковые требования в части основного долга до 684 992,64 руб.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются нормами параграфа 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
В соответствии с пп. 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
В соответствии со ст. 161, п. 2 и п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пп. 21, 21 (1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определяется в соответствии с пп. 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилые или в нежилые помещении, и потребляемых в процессе использования и содержания общего имущества в МКД.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386, согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при наличии предусмотренного ч. 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного ч. 17 ст. 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного п. 30 названных Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Положения пп. "а" п. 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
В случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
В соответствии со ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик относительно заявленных требований представил для приобщения к материалам дела контррасчет, с учетом истечения межповерочного интервала и излишне начисленных объемов электроэнергии, стоимости электроэнергии, потребленной нежилыми помещениями.
Изучив представленные документы в совокупности с возражениями, суд первой инстанции признал их обоснованными по следующим основаниям.
Согласно информации, имеющейся в распоряжении ответчика, в отдельных жилых помещениях в точках поставки имеются индивидуальные приборы учета, не соответствующие требованиям закона и не допускаемые к расчетам (либо приборы вообще отсутствуют), то есть в силу положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) рассчитывающиеся по нормативу потребления.
В указанных спорных квартирах установлены однофазные индукционные приборы учета с классом точности 2,5 с истекшим межповерочным интервалом.
Согласно ГОСТ 6570-96 (пункт 5.1) выпуск счетчиков класса точности 2,5 прекращен с 01.07.1997; срок эксплуатации однофазных счетчиков электроэнергии класса точности 2,5 ограничен первым межповерочным интервалом, и с 01.10.2000 запрещено производить их поверку как не соответствующих требованиям стандарта (письмо Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 N 32-05-11/21 "Об ограничении эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2,5", а также решения НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999, от 12.09.2000 протокол N 12. Нормативный срок эксплуатации однофазных индукционных электросчетчиков до очередной госповерки либо замены составляет 16 лет (ГОСТ 6570-96, пункты 6, 47, 4).
Таким образом, приборы учета электрической энергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации и исключены из государственного реестра средств измерений, а в 2013 году закончился нормативный срок эксплуатации класса точности 2,5, выпущенных в 1997 году - предельно возможный срок выпуска соответствующих приборов.
Приборы учета с истекшим сроком поверки (эксплуатации) считаются неповеренными и для расчетного учета электроэнергии не допускаются. При наличии прямых договоров на предоставление коммунальной услуги между собственниками помещений МКД и РСО именно последняя является исполнителем коммунальных услуг и именно на нее возложена обязанность проводить проверку достоверности представленных потребителем сведений о показаниях ИПУ и проверки их состояния. Наличие данных обстоятельств является основанием для начисления платы по вышеуказанным квартирам исходя из нормативов потребления.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п. 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Соответственно, исполнителем коммунальной услуги для потребителей могли считаться равным образом (по общему правилу) как управляющие, так и ресурсоснабжающие организации в зависимости от конкретных обстоятельств взаимоотношений с потребителем.
Аналогичные выводы сделаны в решениии Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N АКПИ 16-779.
В случае, когда ресурсоснабжающая организация в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления (пп 6 - 9, 14 Правил N 354, п. 30 Правил N 124), такая ресурсоснабжающая организация осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные пп. 31, 32 и 40 Правил N 354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов ресурсоснабжающей организацией.
Учитывая, что между собственниками соответствующих помещений в спорных МКД и истцом заключены прямые договоры на поставку электрической энергии, именно истец является в данном доме исполнителем коммунальной услуги, а собственники помещений - его абонентами в понимании Правил N 354.
В соответствии с пп. "з" и "и" п. 19 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать:
- сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета;
- периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей.
Согласно п. 80 Правил N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с п. 81 Правил N 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (п. 81 (10) Правил N 354).
Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абз. 3-5 настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10 (п. 81 (11) Правил N 354).
К обязанностям исполнителя в силу пп. "а" и "б" п. 82 Правил N 354 относятся: проведение проверок состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проведение проверок достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Проверки, указанные в п. 82 Правил N 354, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца (п. 83 Правил N 354).
Также соответствующая обязанность истца прямо вытекает из п. 18 е(1) Правил N 24, предусматривающего обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния, а также п. 31 Правил N 354, устанавливающего периодичность таких проверок.
Подобное законодательное регулирование направлено на предоставление, с одной стороны, исполнителю (в данном случае - ресурсоснабжающей организации) контрольных функций для обеспечения требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а с другой, на одновременное установление для него обязанностей в целях недопущения нарушения порядка расчетов с потребителями.
Согласно п. 81 (12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Прибор учета, межповерочный интервал которого закончился, считается неисправным, и его показания не принимаются для расчетов.
Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с непроведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета.
Данным положениям корреспондируют и требования постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Так, из п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков усматривается, что приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электрической энергии, за которые осуществляется расчеты, должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, а также установленным данными Основными положениями требованиям, в т.ч. по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
Кроме этого, в соответствии с п. 138 Основных положений функционирования розничных рынков для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Как следует из п. 142 Основных положений функционирования розничных рынков используемые на дату вступления в силу настоящего документа (а именно на 12.06.2012) приборы учета класса точности ниже, чем указано в п. 138 настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения, установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала.
По истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками класса точности 2,0 и выше.
Так, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом установлено, что между собственниками соответствующих помещений в МКД и истцом заключены прямые договоры на поставку электрической энергии, и именно АО "НЭСК" является в домах исполнителем коммунальной услуги, а собственники помещений - его абонентами; истцом не представлено доказательств замены в спорных жилых помещениях индивидуальных приборов учета класса точности 2,0 и выше.
Согласно ГОСТ 6570-96 (п. 5.1) выпуск счетчиков класса точности 2,5 прекращен с 01.07.1997 срок эксплуатации однофазных счетчиков электроэнергии класса точности 2,5 ограничен первым межповерочным интервалом, и с 01 октября 2000 года запрещено производить их поверку, как не соответствующих требованиям стандарта (письмо Госэнергонадзора РФ от 18 октября 2000 г. N 32-05-11/21 "Об ограничении фока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5", а также решения НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 12.09.2000 протокол N 12.
Счетчики с истекшим сроком проверки считаются непроверенными и для расчета учета электроэнергии не применяются.
Нормативный срок эксплуатации однофазных индукционных электросчетчиков до очередной госповерки либо замены составляет 16 лет (ГОСТ 6570-96, п. 6, 47, 4).
Таким образом, приборы учета электрической энергии класса точности 2,5 вышли из эксплуатации и исключены из государственного реестра средств измерений, а в 2013 году закончился нормативный срок эксплуатации счетчиков класса точности выпущенных в 1997 году - предельно возможный срок выпуска соответствующих приборов.
Согласно пункту 4.1 паспорта счетчика электрического однофазного СО-И446 (ПК2,720,000 ПС), счетчики проходят обязательную государственную поверку один раз в 8 лет.
Таким образом, сроки поверки (эксплуатации) однофазных индукционных электросчетчиков, выпущенных в 1997 году, истекли в 2005 году, и больше указанные поверке не подлежали. А сроки поверки однофазных индукционных электросчетчиков, прошедших поверку до 1 октября 2000 года (предельно возможный срок поверки), истекли 30.09.2008.
Соответственно, сроки поверки однофазных индукционных электросчетчиков, поверенных в последний возможный срок (до 01.10.2000), истекли 30.09.2008, о чем истец мог и должен был знать еще до начала спорного периода. На основании изложенного, необоснованны доводы истца о неустановлении судом сроков истечения межповерочного срока.
Факт истечения срока эксплуатации (в отсутствие доказательств своевременной поверки, а в данном случае - в связи с запретом очередной поверки) является объективным изготовления приборов и сроках их поверки, и в данном случае не зависит от выявления по результатам порученного судом совместного осмотра.
Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с непроведением в установленный срок его поверки, а также отсутствием контрольных пломб, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета.
Истец в ходе рассмотрения дела не представил достоверных доказательств, подтверждающих соответствие индивидуальных приборов учета требованиям закона и наличие достаточных оснований для их допуска к расчетам за электроэнергию.
С учетом изложенного судом правильно установлено наличие оснований для начисления платы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами N 354 не по показаниям таких приборов, а исходя из нормативов потребления услуг по электроснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Изложенная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике: постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.07.2021 по делу N А32-18852/2020, от 16.07.2020 по делу N А32-41102/2018, от 05.11.2020 по делу N А32-10864/2019, от 08.12.2020 по делу N А32-28455/2019, от 06.12.2019 по делу N А32-45267/2018 с участием тех же сторон и с аналогичными обстоятельствами.
В силу ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Согласно ст. 9 названного Закона в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Закона.
По смыслу п. 179 Основных положений N 442 и п. 59 Правил N 354 истечение срока межповерочного интервала прибора является основанием для применения расчетного способа определения потребленной энергии.
В п. 34 Правил N 354 определено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку. Согласно пункту 80 названных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. В силу п. 81 (12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Кроме того возражая относительно заявленных требований ответчик указывает, на то, что при расчете истцом не учтены подлежащие вычету из объемов коммунального ресурса, определенных по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, объемы потребленного нежилыми помещениями, расположенные по адресам: ул. Новороссийская, 184; ул. Благоева, 7. Согласно подписанными сторонами процесса схемы подключения нежилого помещения, а также акту о технологическом присоединении в перечисленных многоквартирных домах имеются нежилые помещения, подключенные по электроснабжению после общедомового прибора учета, в том числе: МКД N 184 по ул. Новороссийский - нежилое помещение N 15-20, принадлежащее на праве собственности МО г. Краснодар; МКД N 7 по ул. им. Дмитрия Благоева - нежилое помещение N10,10/1 - подвал N 1, принадлежащее на праве собственности МО г. Краснодар.
Доказательств другого способа подключения указанных нежилых помещений в материалы дела не представлены.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", вступившими в силу с 01.01.2017, внесены изменения в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), а именно п. 6 Правил дополнен абз. 6 следующего содержания: "Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией".
Таким образом, с 01.01.2017 возложена обязанность заключения договоров на предоставление коммунальных услуг между ресурсоснабжающими организациями и собственниками нежилых помещений в МКД.
Положения абз. 3 п. 6 Правил N 354 носят императивный характер и обязывают собственника нежилого помещения и ресурсоснабжающую организацию с 01.01.2017 перейти на прямые расчеты.
Согласно контррасчету ответчика, задолженность за спорный период с учетом приведенных обстоятельств составляет 340 864,76 руб.
Изучив обстоятельства дела, представленные документы и доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции согласился с контррасчетом ответчика.
Правильность представленного ответчиком контррасчета лица, участвующие в деле документально не опровергли.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу ст. 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности в размере 340 864,76 руб. В удовлетворении остальной части требования о взыскании задолженности отказано.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени в размере 7 914,74 руб., рассчитанной за период с 16.10.2017 по 16.08.2018 (с учетом уточнения).
В силу ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Учитывая, что нарушение ответчиком обязательства по своевременной оплате потребленной на общедомовые нужды электроэнергии судом установлено и подтверждено материалами дела, истец вправе требовать от ответчика уплаты неустойки (пени).
Поскольку срок оплаты коммунального ресурса установлен - до 15 числа месяца, следующего за расчетным (п. 4.4 договора, п. 81 Основных положений N 442), следовательно, право на начисление неустойки возникает у гарантирующего поставщика со следующего дня после наступления указанного срока оплаты.
Право на начисление пени возникает у гарантирующего поставщика со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты.
С учетом частичного удовлетворения требований в части задолженности, судом произведен самостоятельный расчет пени за заявленный период с 16.10.2017 по 16.08.2018.
Вместе с тем расчет штрафных санкций, представленный истцом не нарушает права и законные интересы ответчика поскольку по расчету суда истец имеет право на взыскание штрафных санкций в размере большем, нежели предъявленном ко взысканию.
С учетом изложенного, поскольку суд не вправе выходить за пределы предъявленных исковых требований, увеличивая тем самым подлежащий взысканию размер пени, с ответчика в пользу истца правомерно взысканы пени в размере 7 914,74 руб.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба истца не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 по делу N А32-23059/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23059/2018
Истец: АО "НЭСК", АО "НЭСК-электросети"
Ответчик: ООО "Городская Управляющая Компания-Краснодар", ООО "ГУК-Краснодар"
Третье лицо: Администрация муниципального образований город Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, АО "НЭСК-электросети", Краснодарская краевая федерация бодибилдинга "Самсон", ООО краснодарская краевая федерация бодибилдинга "Самсон"