г. Москва |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А40-5568/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Гажур,
судей А.Н. Григорьева, Е.А. Скворцовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.А.Зайцевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу к/у ООО "Ингеоком Бетонстрой" - Филатова Г.Б.
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2022 по делу N А40-5568/19 (30-7) о признании обоснованным и включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника требования ИФНС России N 34 по г. Москве в размере 9 653 187 руб. - основной долг, 1 051 106 руб. - пени, 4 192 063 руб. - штрафы, с учетом п. 3 ст. 137 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Ингеоком Бетонстрой"
при участии в судебном заседании:
лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2019 в отношении ООО "Ингеоком Бетонстрой" (ОГРН 5167746284019, ИНН 7734393615) введена процедура конкурсного производства по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим должника утвержден Боярский Дмитрий Русланович (является членом Союза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно- энергетического комплекса").
В Арбитражный суд г. Москвы 01.04.2021 поступило требование ИФНС России N 34 по г. Москве о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 14 896 356 руб.
Определением от 21.09.2022 Арбитражный суд города Москвы признал обоснованным и включил в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Ингеоком Бетонстрой" требование ИФНС России N 34 по г. Москве в размере 9 653 187 руб. - основной долг, 1 051 106 руб. - пени, 4 192 063 руб. - штрафы, с учетом п. 3 ст. 137 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий должника обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил определение Арбитражного суда города Москвы отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверена апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого определения, исходя из следующего.
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) разъяснено, что в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, поскольку может иметь место злонамеренное соглашение должника и конкретного кредитора с целью причинения вреда имущественным правам иных кредиторов либо с целью введения контролируемого банкротства.
Таким образом, в деле о банкротстве включение задолженности в реестр требований кредиторов должника возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами.
При рассмотрении обоснованности требований кредиторов подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, неисполненные должником.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, на дату введения процедуры банкротства в отношении ООО "Ингеоком Бетонстрой" у последнего имеются неисполненные обязательства перед бюджетом РФ в размере 14 896 356 руб., из них 9 653 187 руб. - основной долг, 1 051 106 руб. - пени, 4 192 063 руб. - штрафы.
Задолженность образовалась вследствие проведения в отношении ООО "Ингеоком Бетонстрой" выездной налоговой проверки (акт от 24.03.2020 N 19/68 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения).
В обоснование заявленных возражений конкурсный управляющий указывает, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Согласно представленному акту от 24.03.2020 N 19/68 выездная налоговая проверка проводилась на основании решения ИФНС России N 34 по г. Москве от 30.05.2019. Вместе с тем акт составлен только 24.03.2020, что, по мнению конкурсного управляющего, свидетельствует о нарушении сроков проведения выездной налоговой проверки.
Конкурсный управляющий ссылается на пропуск уполномоченным органом срока на включение требований в реестр требований кредиторов должника.
В силу положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) выносимое по результатам выездной налоговой проверки решение является ненормативным правовым актом, принятым в установленной законом процедуре компетентным должностным лицом и после своего вступления в законную силу, порождает правовые последствия для налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
В соответствии с п.1 ст. 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В силу п. 2 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 94, п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ (п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Учитывая, что в процедурах банкротства задолженность не может быть взыскана в принудительном порядке, она подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Как указано в п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от 20.12.216, вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начисление пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате до начисленных обязательных платежей как текущих.
Согласно п.1 ст. 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
При этом, в соответствии с п.4 ст. 142 Закона о банкротстве, правила настоящего пункта не применяются в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2016 в "Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченного органа в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", в восьмимесячный срок не включается сроки на проведение мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки, а также сроки апелляционного обжалования результатов налоговой проверки.
Как разъяснено в п. 12 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения налогового органа в силу.
В пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в деле о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, указано, что из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Правовая позиция, изложенная в абз. 9 п. 12 Обзора, корреспондирует и общим началам процессуального законодательства (ст. 7, 8, 9 АПК РФ) и специальным положениям Закона о банкротстве (ст. 11), предоставляющим возможность иметь равные права и нести обязанности лицам, обладающим статусом кредиторов в деле о банкротстве. Обратная позиция ставила бы налоговый орган в ущемленное положение, при котором его законное право на обращение в суд именно в двухмесячный срок было бы нарушено, поскольку на момент начала течения этого срока он не обладал вступившим в силу актом, позволяющим законно требовать включения в реестр требований кредиторов. С учетом правовой позиции, изложенной в п. 12 Обзора, срок для подачи требований должен исчисляться с момента вступления в силу акта налогового органа.
При этом, необходимо учитывать, что Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 222-ФЗ) п.4 ст. 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства. Этот специальный срок, согласно пунктам 4, 6 - 8 статьи 13 Закона N 222-ФЗ, применяется в отношении процедур конкурсного производства, введенных начиная с 01.09.2016.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу. Двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Как уже было отмечено, задолженность перед уполномоченным органом образовалась вследствие проведения выездной налоговой проверки в отношении должника.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2021 производство по требованию ИФНС России N 34 по г. Москве о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника приостановлено до вступления в законную силу решения налогового органа по результатам выездной налоговой проверки.
Решение N 24/33-Р от 24.05.2021 о привлечении ООО "Ингеоком Бетонстрой" к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в силу 01.07.2021.
Таким образом, срок для включения требований ИФНС России N 34 по г. Москве о включении задолженности в размере 9 653 187 руб. - основной долг, 1 051 106 руб. - пени, 4 192 063 руб. - штрафы в реестр требований кредиторов ООО "Ингеоком Бетонстрой" не пропущен.
В соответствии ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. На основании пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов должника уполномоченный орган обратился в пределах срока для обращения в арбитражный суд с заявлением, установленного в совокупности статьями 46, 48, 70 НК РФ, в материалы дела представлены достаточные доказательства в подтверждение обоснованности заявленных требований.
Доказательства исполнения должником обязательств по погашению задолженности перед ИФНС России N 34 по г. Москве на момент рассмотрения требования не представлены в материалы дела.
Вопреки доводам жалобы, решение налогового органа в установленном законе порядке не оспаривалось и вступило в законную силу, в то время как доводы апеллянта о сроках вынесения решения не являются предметом рассмотрения при включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Согласно ч. 3 ст. 137 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, по взысканию неустоек и иных финансовых санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов должника и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, которым судом первой инстанции дана правильная оценка, и для иной оценки апелляционный суд не усматривает.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции были установлены все существенные для спора обстоятельства и дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2022 по делу N А40-5568/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу к/у ООО "Ингеоком Бетонстрой" - Филатова Г.Б. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Гажур |
Судьи |
Е.А. Скворцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5568/2019
Должник: ООО "ИНГЕОКОМ БЕТОНСТРОЙ"
Кредитор: ЗАО "ГСП-ТРЕЙД", ООО "ВокЭкспресс", ООО ТК ЗАПАДСТРОЙ
Третье лицо: НП СРО СЭМТЭК
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-79408/2022
03.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
23.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
02.07.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5947/2021
29.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30831/2021
18.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
30.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
04.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72362/20
25.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69284/20
18.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51342/20
18.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51664/20
23.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
17.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
11.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37387/20
17.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
30.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2640/20
13.04.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1106/20
28.01.2020 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
27.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
26.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-5568/19
15.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-5568/19
08.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-5568/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
22.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57565/19
17.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55789/19
26.09.2019 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58763/19
11.09.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
22.07.2019 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42809/19
22.05.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8993/19
30.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-5568/19
18.04.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18025/19