город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2023 г. |
дело N А32-26919/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кириленко А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08 февраля 2023 года по делу N А32-26919/2021
по иску акционерного общества "НЭСК"
к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Краснодар",
при участии третьего лица: акционерного общества "НЭСК-электросети", о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Краснодар" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с 01.07.2018 по 01.11.2019 в размере 192 791 руб.38 коп., пени за период с 17.08.2018 по 31.03.2022 в размере 137 822 руб.43 коп. (требования, уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Исковые требования мотивированы не выполнением со стороны ответчика обязательств по оплате потребленной электроэнергии за период с 01.07.2018 по 01.11.2019, приобретаемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, на сумму 192 791,38 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2023 с общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Краснодар" в пользу акционерного общества "НЭСК" взыскана задолженность за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с 01.07.2018 по 01.11.2019 в размере 33 623 руб. 78 коп., пени за период с 17.08.2018 по 31.03.2022 в размере 74 133 руб.77 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 133 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что между собственниками соответствующих помещений в МКД и истцом заключены прямые договоры на поставку электрической энергии, и именно АО "НЭСК" является в домах исполнителем коммунальной услуги, а собственники помещений - его абонентами; истцом не представлено доказательств замены в спорных жилых помещениях индивидуальных приборов учета класса точности 2,0 и выше.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для начисления платы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами N 354 не по показаниям таких приборов, а исходя из нормативов потребления услуг по электроснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что расчет количества потребленной энергии в отношении квартир N 1,11,13,14,27,31,50,55,59, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. им. Гоголя, 30, квартир N 12,14,18,25 по ул. им. Кирова, 55, квартир N 1,9,19 по ул. им. Володи Головатого произведен по нормативу потребления необоснованно. Несоответствие класса точности индивидуальных приборов учета не является основанием для применения расчетного способа определения количества потребленной энергии. Индивидуальные приборы учета могут быть использованы до истечения срока их эксплуатации. Доказательств того, что данные приборы учета некорректно фиксируют показания не представлено. По мнению заявителя, истечение межповерочного интервала само по себе не ведет к искажению показаний.
С учетом положений абзаца 2 пункта 142 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442), приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 данного документа законодатель не рассматривает как неисправные. В случае использования в расчетах показаний таких приборов учета они не подпадают под положения пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Также апеллянт указывает на то, что ответчиком не представлены данные, свидетельствующие о том, что установленные в жилых помещениях индивидуальные приборы учета с классом точности 2,5 некорректно фиксируют фактически потребленный объем электроэнергии, основания для исключения из расчетов показаний индивидуальных приборов учета отсутствуют. Поскольку истечение межповерочного интервала автоматически не приводит к неисправности прибора учета и искажению его показаний, истцом правомерно приняты к расчетам представленные показания индивидуальных приборов учета. Кроме того, ссылаясь на то, что индивидуальные приборы учета электроэнергии вышли из строя в силу требований пункта 81 (12) Правил N 354, ответчик не указывает дату, когда такие приборы учета вышли из строя, равно как и показания на момент выхода приборов учета из строя.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Стороны явку судебное заседание представителей не обеспечили, будучи извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц участвующих в деле.
Судом апелляционной инстанции было одобрено ходатайство истца об участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), однако представитель истца к онлайн-заседанию надлежащим образом не подключился, со стороны суда отсутствовали технические неполадки.
От истца поступило ходатайство о приобщении доказательств уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Суд приобщил платёжное поручение, представленное истцом в подтверждение оплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между АО "НЭСК" (далее - гарантирующий поставщик, ГП) и ООО "ГУК-Краснодар" (далее - исполнитель) заключен договор энергоснабжения от 17.08.2018 N 30023, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности, в необходимом объеме, в пределах максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию, приобретаемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном (ых) доме (ах), а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии (п. 1.1 договора).
Расчетным периодом принимается 1 календарный месяц (с 00:00 ч. первого числа до 24:00 ч. последнего числа календарного месяца) (п. 4.1 договора).
В соответствии с п. 4.4 договора оплата за потребленную электроэнергию за расчетный период производится исполнителем платежными поручениями на основании ежемесячно выставляемых гарантирующим поставщиком счетов, счетов-фактур не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.
В обоснование исковых требований истец указывает, что за период с 01.07.2018 по 01.11.2019 ответчик произвел потребление электроэнергии, приобретаемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, на сумму 192 791 руб.,38 коп. (с учетом уточнения требований).
Однако ответчик свои обязательства по оплате поставленной электрической энергии не исполнил, в результате чего, за ООО "ГУК Краснодар" образовалась задолженность в размере стоимости отпущенного коммунального ресурса.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своей обязанности по оплате принятой электроэнергии в указанном размере послужило истцу основанием для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются нормами параграфа 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от N 124 (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
В соответствии с пп. 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
В соответствии со ст. 161, п. 2 и п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пп. 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определяется в соответствии с пп. 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилые или в нежилые помещении, и потребляемых в процессе использования и содержания общего имущества в МКД.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386, согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при наличии предусмотренного ч. 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного ч. 17 ст. 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного п. 30 названных Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Положения пп. "а" п. 21(1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Употр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Уодпу), не исключают перерасчет.
В случае когда величина Употр превышает объем Уодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Согласно ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик представил в суд первой инстанции контррасчет, с учетом жилых помещений, в которых установлены однофазные индукционные приборы учета с классом точности, 2,5 с истекшим межповерочным интервалом и излишне начисленных объемов электроэнергии, стоимости электроэнергии, потребленной интернет - провайдерами с которыми у истца заключены прямые договоры электроснабжения.
Согласно информации, имеющейся в распоряжении ответчика, в отдельных жилых помещениях в точках поставки имеются индивидуальные приборы учета, не соответствующие требованиям закона и не допускаемые к расчетам, то есть в силу положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) рассчитывающиеся по нормативу потребления.
В указанных спорных квартирах установлены однофазные индукционные приборы учета с классом точности 2,5 с истекшим межповерочным интервалом.
Согласно ГОСТ 6570-96 (п. 5.1) выпуск счетчиков класса точности 2,5 прекращен с 01.07.1997; срок эксплуатации однофазных счетчиков электроэнергии класса точности 2,5 ограничен первым межповерочным интервалом, и с 01.10.2000 запрещено производить их поверку как не соответствующих требованиям стандарта (письмо Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 N 32-05-11/21 "Об ограничении эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2,5", а также решения НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999, от 12.09.2000 протокол N 12.
Нормативный срок эксплуатации однофазных индукционных электросчетчиков до очередной госповерки либо замены составляет 16 лет (ГОСТ 6570-96, п. п. 6, 47, 4).
Таким образом, приборы учета электрической энергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации и исключены из государственного реестра средств измерений, а в 2013 году закончился нормативный срок эксплуатации класса точности 2,5, выпущенных в 1997 году - предельно возможный срок выпуска соответствующих приборов.
Приборы учета с истекшим сроком поверки (эксплуатации) считаются неповеренными и для расчетного учета электроэнергии не допускаются.
При наличии прямых договоров на предоставление коммунальной услуги между собственниками помещений МКД и РСО именно последняя является исполнителем коммунальных услуг и именно на нее возложена обязанность проводить проверку достоверности представленных потребителем сведений о показаниях ИПУ и проверки их состояния. Наличие данных обстоятельств является основанием для начисления платы по вышеуказанным квартирам исходя из нормативов потребления.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п. 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Соответственно, исполнителем коммунальной услуги для потребителей могли считаться равным образом (по общему правилу) как управляющие, так и ресурсоснабжающие организации в зависимости от конкретных обстоятельств, взаимоотношений с потребителем.
Указанное обстоятельство подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации изложенной в решении от 12.10.2016 N АКПИ 16-779.
В случае, когда ресурсоснабжающая организация в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления (пп 6 - 9, 14 Правил N 354, п. 30 Правил N 124), такая ресурсоснабжающая организация осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные пп. 31, 32 и 40 Правил N 354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов ресурсоснабжающей организацией.
Учитывая, что между собственниками соответствующих помещений в спорных МКД и истцом заключены прямые договоры на поставку электрической энергии, именно истец является в данном доме исполнителем коммунальной услуги, а собственники помещений - его абонентами в понимании Правил N 354.
В соответствии с пп. "з" и "и" п. 19 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать:
- сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета;
- периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей.
Согласно п. 80 Правил N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с п. 81 Правил N 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (п. 81 (10) Правил N 354).
Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абз. 3-5 настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10 (п. 81 (11) Правил N 354).
К обязанностям исполнителя в силу пп. "а" и "б" п. 82 Правил N 354 относятся: проведение проверок состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проведение проверок достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Проверки, указанные в п. 82 Правил N 354, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца (п. 83 Правил N 354).
Также соответствующая обязанность истца прямо вытекает из п. 18 е(1) Правил N 24, предусматривающего обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния, а также п. 31 Правил N 354, устанавливающего периодичность таких проверок.
Подобное законодательное регулирование направлено на предоставление, с одной стороны, исполнителю (в данном случае - ресурсоснабжающей организации) контрольных функций для обеспечения требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а с другой, на одновременное установление для него обязанностей в целях недопущения нарушения порядка расчетов с потребителями.
Согласно п. 81 (12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Прибор учета, межповерочный интервал которого закончился, считается неисправным, и его показания не принимаются для расчетов.
Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с непроведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета.
Данным положениям корреспондируют и требования постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Так, из п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков усматривается, что приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электрической энергии, за которые осуществляется расчеты, должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, а также установленным данными Основными положениями требованиям, в т.ч. по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
Кроме этого, в соответствии с п. 138 Основных положений функционирования розничных рынков для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Как следует из п. 142 Основных положений функционирования розничных рынков используемые на дату вступления в силу настоящего документа (а именно на 12.06.2012) приборы учета класса точности ниже, чем указано в п. 138 настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения, установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала.
По истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками класса точности 2,0 и выше.
Поскольку между собственниками соответствующих помещений в МКД и истцом заключены прямые договоры на поставку электрической энергии, и именно АО "НЭСК" является в домах исполнителем коммунальной услуги, а собственники помещений - его абонентами; истцом не представлено доказательств замены в спорных жилых помещениях индивидуальных приборов учета класса точности 2,0 и выше.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для начисления платы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами N 354 не по показаниям таких приборов, а исходя из нормативов потребления услуг по электроснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Изложенная правовая позиция также изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.07.2021 по делу N А32-18852/2020, от 16.07.2020 по делу N А32-41102/2018, от 05.11.2020 по делу N А32-10864/2019, от 08.12.2020 по делу N А32-28455/2019, от 06.12.2019 по делу N А32-45267/2018, А32-23059/2018, с участием тех же сторон и с аналогичными обстоятельствами.
Кроме того, в силу статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Согласно статье 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Закона. 10 А32-18852/2020 По смыслу пункта 179 Основных положений N 442, и пункта 59 Правил N 354, истечение срока межповерочного интервала прибора является основанием для применения расчетного способа определения потребленной энергии.
Пунктом 34 Правил N 354 определено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В силу пункта 81 (12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Поскольку жилищное законодательство предусматривает в этом случае при расчете объема потребляемых коммунальных услуг применение нормативов потребления, ответчик правомерно применил соответствующие нормативы.
Истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих соответствие индивидуальных приборов учета требованиям закона и наличие достаточных оснований для их допуска к расчетам за электроэнергию.
Кроме того, возражая относительно исковых требований, ответчик указал на то, что истцом при расчете размера задолженности за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 46 по ул. им. Кирова и многоквартирном доме N 168 по ул. им. Володи Головатого, применены неверные показания общедомового прибора учета, подтверждающие документы ответчиком предоставлены.
Исходя из представленных ответчиков документов, а именно: фото ОДПУ, копий актов снятия показаний ОДПУ, а также расшифровок к направленным истцом в адрес ответчика счетам-фактурам показания ОДПУ, отраженные в контррасчете, составили: по МКД ул. им. Кирова, 46 - начальные/конечные показания за сентябрь 2018 - 6700кВтч/6963кВтч; по МКД ул. им. Володи Головатого,168 - начальные/конечные показания за июль 2018 - 162378,55кВтч/164360,53кВтч; начальные/конечные показания за август 2018 - 164360,53кВтч/167924кВтч.
Также, возражая относительно заявленных требований, ответчик указал, на то, что при расчете размера задолженности за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в МКД N 30 по ул. им. Гоголя, МКД N 55 по ул. им. Кирова, истцом не был учтён отрицательный объем КР СОИ (с учетом толкования пункта 25 Правил N 124, данного в решении ВС РФ от 20.06.2018 N АКПИ18-386), образовавшийся в предыдущем периоде.
Согласно контррасчету ответчика, задолженность за спорный период с учетом приведенных обстоятельств составляет 33 623 руб., 78 коп.
В силу ст. 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Исходя из вышеизложенного с ответчика в пользу истца суд первой инстанции обоснованно взыскал задолженность в размере 33 623 руб.,78 коп.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени за период с 17.08.2018 по 31.03.2022 в размере 137 822 руб.,43 коп. (с учетом требований, уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ).
В силу ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Учитывая, что нарушение ответчиком обязательства по своевременной оплате потребленной на общедомовые нужды электроэнергии судом установлено и подтверждено материалами дела, истец вправе требовать от ответчика уплаты неустойки (пени).
Поскольку срок оплаты коммунального ресурса установлен - до 15 числа месяца, следующего за расчетным (п. 4.4 договора, п. 81 Основных положений N 442), следовательно, право на начисление неустойки возникает у гарантирующего поставщика со следующего дня после наступления указанного срока оплаты.
С учетом частичного удовлетворения требований истца в части взыскания задолженности, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца сумму пени за период с 17.08.2018 по 31.03.2022 в размере 74 133 руб.,77 коп.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08 февраля 2023 года по делу N А32-26919/2021 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26919/2021
Истец: АО "НЭСК"
Ответчик: ООО "Городская управляющая компания-Краснодар", ООО "ГУК-Краснодар"
Третье лицо: АО "НЭСК-электросети"