1. Заказчик должен размещать на Официальном сайте документацию о торгах, без ограничения для ознакомления, с возможностью поиска и копирования сведений средствами веб - обозревателя.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов установлено, что официальным сайтом Российской федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
В соответствии с частями 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ. Оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте без взимания платы.
Согласно части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положений размещаемая на официальном сайте информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470, установлено что, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб - обозревателя.
В соответствии с материалами дела, установлено, что техническая часть документации об Аукционе, размещенная Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, а именно указанные сведения размещены в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования сведений средствами веб - обозревателя, что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов, а также пункт 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470.
За размещение должностным лицом Заказчика на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.05.2013 г. по делу N П-407/12/АК731-13)
2. Требования заказчика об указании участником размещения заказа не только конкретных показателей поставляемой продукции (фактические значения), но и в графе "Конкретное предложение участника размещения заказа" ГОСТ, ТУ, ОСТ, являются дополнительными не предусмотренными частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Заказчик провел открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку рационов питания.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона Российской Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению
В соответствии с частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
Должностным лицом, уполномоченным на составление протокола установлено, что требования, установленные документацией об Аукционе, к содержанию заявки на участие в Аукционе, а именно: участник размещения заказа указывает не только конкретные показатели поставляемой продукции (фактические значения), но и в графе "Конкретное предложение участника размещения заказа" указывает ГОСТ, ТУ, ОСТ, являются дополнительными не предусмотренными частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе в допуске к участию в Аукционе отказано двум участникам размещения заказа с порядковыми номерами заявок "2785929" и "2786375" на основании части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов:
а) Заявка участника размещения заказа на участие в Аукционе с порядковым номером "2785929": "Не соответствует п. 4, п. 5, п. 6 части 2 (Технические требования) документации об открытом аукционе в электронной форме, а именно: не указана нормативно - техническая документация производителя (ГОСТ, ОСТ, ТУ, ТО) по следующим позициям:
- соус томатный острый (РПСЭВ);
- концентрат пищевой брикетированный, вода питьевая консервированная (БАР);
- упаковка (ИРП, БАР);
б) Заявка участника размещения заказа на участие в Аукционе с порядковым номером "2786375": "Не соответствует п. 4, п. 6, части 2 (Технические требования) документации об открытом аукционе в электронной форме, а именно: не указана нормативно - техническая документация производителя (ГОСТ, ОСТ, ТУ, ТО) и производители продуктов и материалов, входящих в состав рационов питания, на упаковку ИРП, БАР".
Таким образом, Аукционная комиссия, отказав участникам размещения заказа с порядковыми номерами заявок "2785929" и "2786375" в допуске к участию в Аукционе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, по основаниям несоответствия заявок дополнительным требованиям документации об Аукционе, установленным с нарушением законодательства Российской Федерации о размещении заказов, нарушила часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
За нарушение порядка отбора участников аукциона на право заключить контракт, в том числе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.05.2013 г. по делу N К-1137/12/АК721-13)
3. В конкурсной документации должен быть установлен порядок оценки и сопоставления заявок по критерию "качество работ".
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения контракта на разработку проектной и рабочей документации по объекту "Комплекс очистных сооружений шахтных вод".
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Согласно части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товара, работ, услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 утверждены "Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Правила), предусматривающие порядок оценки заявок с использованием ряда критериев, в том числе, по цене контракта, по качеству работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 26 Правил установлено, что оценка заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника Конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" может производиться в случае, если предметом Конкурса является выполнение работ, оказание услуг.
Содержание указанного критерия, в том числе его показатели, определяется в Конкурсной документации в соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Согласно части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказа конкурсная документация при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участников конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Правилами, установлено, что для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются предмет оценки и исчерпывающей перечень показателей по данному критерию, а также максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов.
Согласно пункту 18 "Информационной карты" Конкурсной документации в качестве критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, установлено в том числе, "цена контракта" с коэффициентом значимости 35; "сроки (периоды) выполнения работ" с коэффициентом значимости 45 и "качество работ" с коэффициентом значимости 20 баллов. Предмет оценки по критерию "качество работ" включает следующие показатели "технология и последовательность выполнения работ" - максимальное значение 80 баллов, "применяемая система обеспечения качества" - максимальное значение 20 баллов.
Указанный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по показателям "технология и последовательность выполнения работ", "применяемая система обеспечения качества" критерия "качество работ и квалификация участника" не содержит исчерпывающего перечня показателей по данному критерию, что не позволяет определить лучшие условия исполнения контракта, предложенные в заявках на участие в Конкурсе, а именно в Конкурсной документации отсутствуют указания на то, каким образом присваиваются баллы по показателю в рамках критерия "качество работ" в пределах указанных максимальных значений по данным показателям, что влечет за собой невозможность определения лучших условий исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, установившего порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по показателям "технология и последовательность выполнения работ", "применяемая система обеспечения качества" критерия "Качество работ и квалификация участника", не позволяющий определить лучшие условия исполнения контракта нарушают пункт 15 части 4 статьи 22, часть 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, пункт 26 Постановления и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.04.2013 г. по делу N К-1379/12/АК580-13)
4. Заказчиком должна быть обеспечена возможность участникам размещения заказа поиска, печати и копирования фрагментов текста в документации об Аукционе.
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку мебели в конференц-зал.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.
Частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов установлено, что официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Согласно части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положений, размещаемая на официальном сайте информация, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 8 Положений, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 (далее - Требования), установлено что, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающим возможность поиска и копирования фрагментов текста в документации об Аукционе средствами веб-обозревателя.
Пунктами 9 и 10 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 "Об утверждении положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требовании к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" установлено, что "программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей; указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств".
Вместе с тем, должностное лицо установило, что размещенная Заказчиком на Официальном сайте документация об Аукционе содержит ограничения для возможности ознакомления с ней участниками размещения заказа, а именно: не обеспечена возможность участникам размещения заказа поиска, печати и копирования фрагментов текста в документации об Аукционе средствами веб-обозревателя, поскольку размещена в защищенном виде.
Таким образом, размещенная Заказчиком на Официальном сайте документация об Аукционе, содержащая ограничение для возможности ознакомления с ней участниками размещения заказа, ограничивает возможность подготовки заявки участниками размещения заказа на участие в Аукционе, и влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что не соответствует пунктам 3, 8 Положения, пункту 3 Требований, и является нарушением части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.
За размещение на Официальном сайте информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 1.4 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте, документация об Аукционе от 29.05.2012 подписана электронной цифровой подписью Ш.
Таким образом, в действиях должностного лица Ш., выразившихся в размещении на Официальном сайте информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, содержится состав административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.05.2013 г. по делу N П-443/12/АК586-13)
5. Отсутствие в документации о торгах обоснования начальной (максимальной) цены контракта влечет привлечение лица, утвердившего документацию, к административной ответственности.
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку мебели в конференц-зал.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчётности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, произведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что в Конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно пункту 1.4 "Начальная цена Договора" Раздела I.2 Общие условия проведения Аукциона" документации об Аукционе "начальная цена Договора указана в Информационной карте аукциона". В соответствии с пунктом 4 "Начальная (максимальная) цена Договора" Раздела I.3 Информационная карта аукциона документации об Аукционе начальная (максимальная) цена Договора составляет 1 046 500,00 рублей с учётом НДС 18%.
Таким образом, документация об Аукционе не содержит обоснования начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.05.2013 г. по делу N П-443/12/АК585-13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.