Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55881-2016
"Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 августа 2016 г. N 907-ст)
Tourism services. General requirements for activities of ski complexes
Дата введения - 1 января 2017 г.
Введен взамен ГОСТ Р 55881-2013
Предисловие
1 Разработан Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации", Акционерным обществом "Курорты Северного Кавказа", Союзом горнолыжной индустрии, Автономной некоммерческой организацией "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" Торгово-промышленной палаты Российской Федерации при поддержке Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Российской Федерации
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 августа 2016 г. N 907-ст
4 Введен взамен ГОСТ Р 55881-2013
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к деятельности горнолыжных комплексов.
В настоящем стандарте установлены типовые пакеты базовых услуг в горнолыжных комплексах, определены технические и организационные условия оказания для каждого вида услуг, включая требования к безопасности.
Настоящий стандарт определяет общие требования к формированию структуры управления, подготовке производственной деятельности по оказанию услуг, ведению экономической, маркетинговой, коммерческой и операционной деятельности горнолыжного комплекса.
Настоящий стандарт распространяется на организации в сфере горнолыжного туризма различных форм собственности и организационно-управленческих структур.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
ГОСТ 32612 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 50681 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
ГОСТ Р 51185 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования
ГОСТ Р 52024 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования
ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей
ГОСТ Р 52301 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования
ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения
ГОСТ Р 54601 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения
ГОСТ Р 54602 Туристские услуги. Услуги инструкторов-проводников. Общие требования
ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования
ГОСТ Р 55319 Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения
ГОСТ Р 56643 Туристские услуги. Личная безопасность туриста
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32611, ГОСТ Р 52024, ГОСТ Р 54601, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 горнолыжный комплекс; ГК: Целенаправленно формируемая совокупность технических, технологических, организационных средств, а также хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих активный и пассивный отдых потребителей, связанный с катанием со склонов с использованием спортивно-развлекательного инвентаря (горные лыжи, сноуборды, тюбинги, санки и т.п.).
Примечание - Горнолыжный комплекс, расположенный на территории, обладающей туристскими и рекреационными ресурсами, является горнолыжным туристско-рекреационным комплексом (ГТРК).
3.2 туристские ресурсы: Природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
3.3 обеспечивающая туристская инфраструктура ГК: Взаимосвязанный комплекс хозяйствующих субъектов и объектов, обеспечивающих функционирование ГК.
3.4 основные услуги ГК: Основная деятельность ГК, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, связанных с различными видами всесезонного катания со склонов с использованием спортивно-развлекательного инвентаря (горные лыжи, сноуборды, тюбинги, санки и т.п.).
3.5 дополнительные услуги ГК: Деятельность ГК по предоставлению физкультурно-оздоровительных и развлекательных услуг на территории ГК.
3.6 обеспечивающие услуги ГК: Деятельность ГК по обслуживанию потребителей, необходимая для исполнения основных и дополнительных услуг (страхование, прокат и т.п.).
3.7 услуги активных видов отдыха ГК: Основные и дополнительные физкультурно-оздоровительные и развлекательные услуги ГК.
3.8 услуги пассивных видов отдыха ГК: Обеспечивающие услуги и услуги средств размещения на территории ГК.
3.9 склон: Наклонный участок поверхности земли, сформированный в результате действия рельефообразующих процессов или инженерно-хозяйственной деятельности человека.
3.10 горнолыжная трасса; ГЛТ: Плоскостное сооружение на склоне, предназначенное для спуска на лыжах, сноубордах и другом горнолыжном инвентаре, имеющее обозначенные границы и компоненты согласно проектной документации, обеспечивающие безопасное и комфортное пребывание посетителей на склоне.
3.11 уклон горнолыжной трассы (участка горнолыжной трассы): Угол наклона в градусах или в процентах.
Примечание - На практике применяют указание среднего уклона как средней величины всех участков горнолыжной трассы.
3.12 выкат горнолыжной трассы: Нижняя горизонтальная часть горнолыжной трассы, предназначенная для остановки после спуска.
3.13 спад горнолыжной трассы: Часть горнолыжной трассы, имеющая увеличенную крутизну относительно ее общего уклона.
3.14 пропускная способность: Способность трасс склона, подъемника, парка, туристских, альпинистских маршрутов и т.п. предоставить посетителям определенные виды услуг в течение определенного периода времени (в течение часа, дня, недели, сезона и т.п.).
3.15 единовременная пропускная способность; ЕПС: Максимально возможное количество человек, получающих услугу в заданную единицу времени.
Примечание - ЕПС применяют к горнолыжным трассам, горнолыжным подъемникам или иным горнолыжным объектам.
3.16 технологические и эвакуационные пути: Специально выделенные и подготовленные маршруты на горнолыжных трассах, предназначенные для перемещения технологического, строительного, спасательного оборудования и эвакуации травмированных посетителей.
3.17 горнолыжный подъемник: Вид подъемного механизма для подъема посетителей к месту начала спуска по горнолыжной трассе или вне ее.
3.18 пассажирская подвесная канатная дорога; ППКД: Техническое сооружение, предназначенное для перевозки посетителей в подвижном составе, который перемещается по несущему канату или посредством несущетягового каната.
3.19 буксировочная канатная дорога; БКД: Техническое сооружение, предназначенное для буксировки посетителей с помощью буксировочных устройств, постоянно прикрепленных к тяговому канату или с возможностью отцепления их на станции.
3.20 система искусственного оснежения: Комплекс устройств по производству искусственного (механического) снега, водонакоплению, охлаждению воды, водозабору, подаче сжатого воздуха в генераторы снега, электроснабжению, в том числе по созданию микроклимата с отрицательными температурами в замкнутых помещениях со снегом.
3.21 технические средства разравнивания и уплотнения снега: Снегоуплотнительные и выравнивающие машины с набором навесного оборудования для выравнивания и уплотнения снежного покрытия, прокладки горнолыжных трасс и технологических маршрутов.
3.22 горнолыжные объекты: Горнолыжные трассы, снежные конструкции на склонах, подъемники, стационарные и временные защитные устройства для обеспечения безопасности катания, различные виды информационных указателей об условиях катания на склонах, установленные на склонах стационарные и мобильные снежные пушки и ружья, мачты освещения и т.п.
3.23 лавинный бюллетень: Ежедневное описание состояния снежного покрова в составе детальной информации о высоте, наклоне, экспозиции склонов, структуре снега и влиянии погоды в лавиноопасных местах, местах катания горнолыжников, нахождении посетителей и прогноз схода лавин при ожидаемых погодных условиях.
3.24 пассивные средства безопасности катания на горнолыжных трассах: Стационарные и временные заграждения и конструкции на опасных участках движения горнолыжников и сноубордистов в виде сеток, матов, эстакад и др.
3.25 ски-тур: Разработанный горнолыжный туристский маршрут, предназначенный для пешеходного путешествия с использованием горных лыж, снегоступов и т.п.
3.26 фрирайд: Катание на сноуборде или на горных лыжах вне подготовленных горнолыжных трасс.
3.27 хели-ски: Спуск по снежным склонам вне подготовленных горнолыжных трасс с подъемом к началу спуска на вертолете.
3.28 тюбинг: Надувные сани (тюбы).
3.29 ледянка: Пластинка или другое плоское приспособление для катания с ледяных или снежных горок.
Примечание - Представляет собой упрощенный вид саней с ручками и тормозами.
3.30 сноу-парк: Специально оборудованная часть склона горы с установленными на ней пластиковыми, металлическими, деревянными или снежными фигурами для экстремального катания на горных лыжах и сноубордах.
3.31 зона джибинговых фигур: Зона сноу-парка с набором металлических или иных конструкций, трамплинов для экстремального катания на горных лыжах и сноубордах.
3.32 альпийский каток: Каток из естественного или искусственного льда, сооруженный в виде дорожек между различными развлекательными объектами (пещеры, ледяные или снежные фигуры, деревья и т.п.), оснащенный подсветкой и имеющий пункт проката, объекты питания и отдыха.
3.33 родельбан: Аттракцион, предназначенный для катания со склонов на рельсовой тележке по специально установленной рельсовой трассе или на санях по специальному желобу.
3.34 кайтинг: Катание на горных лыжах или сноубордах за воздушным змеем (кайтом), буксирующим потребителя данной услуги.
3.35 альпинизм: Вид активного отдыха, заключающийся в восхождении на труднодоступные вершины гор.
3.36 ледолазание: Вид альпинизма, заключающийся в преодолении крутых ледяных склонов (естественных или искусственно созданных) с помощью специального снаряжения.
3.37 скалолазание: Вид альпинизма, заключающийся в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу.
3.38 скалодром (ледодром): Искусственное сооружение, имитирующее рельеф скалы, являющееся тренажером для скалолазания (ледолазания).
3.39 обучение катанию на горных лыжах/сноуборде: Процесс овладения знаниями, умениями и навыками безопасного катания на горных лыжах/сноуборде под руководством инструкторов по горнолыжному спорту, сноуборду.
4 Деятельность по эксплуатации ГК
4.1 Деятельность по эксплуатации ГК включает:
- выбор основных целей производственной деятельности;
- разработку структуры управления производственной деятельностью;
- маркетинговую деятельность;
- экономическую деятельность;
- коммерческую деятельность;
- деятельность по подготовке к эксплуатации объектов, оборудования и разработке процессов оказания услуг;
- операционную деятельность.
Общая схема организации деятельности по эксплуатации ГК представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общая схема организации деятельности по эксплуатации ГК
4.2 Основные цели производственной деятельности по эксплуатации ГК
Основными целями производственной деятельности по эксплуатации ГК являются:
- извлечение максимального дохода и эффективности при минимальных издержках или при заданном объеме затрат;
- обеспечение финансовой устойчивости.
4.3 Организация управления производственной деятельностью ГК
Организация управления производственной деятельностью ГК включает:
- формирование основных функций и структуры управления производственной деятельностью;
- разработку или совершенствование системы оперативно-производственного планирования (планирование оказания услуг в сезонах и межсезонье, синхронизация длительности по оказанию комплексных услуг, разработка системы оперативного управления оказанием услуг и работой оборудования и т.п.).
Основные функции управления производственной деятельностью ГК приведены в приложении А.
4.4 Маркетинговая деятельность ГК
Маркетинговая деятельность ГК представляет собой организационные функции и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления услуг ГК покупателям, а также управление взаимоотношениями с ними с выгодой для ГК.
Маркетинговая деятельность ГК включает экспертизу факторов внешней среды, влияющих на деятельность ГК, оценку экономических факторов использования территории ГК, экспертизу деятельности конкурентов по определенным параметрам.
4.5 Коммерческая деятельность ГК
4.5.1 Коммерческая деятельность ГК включает:
- управление перечнем и объемами услуг по условиям сбыта;
- разработку и организацию процессов сбыта услуг;
- контроль безопасности и качества процессов оказания услуг, оценку состояния спроса на услуги.
4.5.2 Управление перечнем и объемами услуг по условиям сбыта предусматривает:
- реализацию маркетинговых предложений по доработке и совершенствованию туристских продуктов ГК на основе анализа текущего состояния рынка услуг, экспертизы факторов внешней среды и деятельности конкурентов;
- реализацию маркетинговых предложений по соотношению между объемами зимних, летних, основных, дополнительных и других услуг по результатам анализов спроса;
- корректировку пакетов базовых услуг ГК по результатам маркетинговых исследований;
- разработку туристских пакетов и путевок совместно с туроператорами;
- разработку экскурсионных программ согласно ГОСТ Р 54604.
Типовые пакеты базовых услуг приведены в приложении Б.
4.5.3 Разработка и организация процессов сбыта услуг включает:
- систему продажи услуг потребителям;
- услуги по развитию общественных и деловых связей (PR);
- стимулирование сбыта среди целевых аудиторий в сегментах рынка;
- разработку ценовой политики;
- разработку тарифов;
- предоставление различных систем оплаты услуг.
4.6 Экономическая деятельность ГК
4.6.1 Экономическая деятельность ГК включает:
- перспективное планирование и прогнозирование;
- текущее планирование;
- разработку прейскурантов на все виды услуг и систему льгот;
- учет и анализ хозяйственной деятельности;
- разработку трудовых процессов (должностные инструкции, режимы труда и отдыха с учетом сезонных и межсезонных условий труда и другие документы);
- разработку форм организации труда по зонам оказания услуг и системы оплаты труда.
4.6.2 Перспективное планирование и прогнозирование состоит из:
- разработки планов по обеспечению и/или повышению качества профильных видов услуг и видов туризма;
- оценки дохода и эффективности деятельности ГК;
- установления основных технико-экономических показателей, характеризующих деятельность ГК для достижения максимального дохода и эффективности;
- разработки планов капитального строительства, капитального и текущего ремонта объектов ГК.
4.6.3 Текущее планирование деятельности ГК осуществляется по следующим направлениям:
- совершенствование организации управления и производств по подготовке и оказанию всех видов услуг;
- постоянное повышение качества услуг;
- повышение эффективности использования производственной мощности ГК: расчетных ЕПС в сезонах и между сезонами;
- оценка продаж и реализации услуг ГК;
- материально-техническое обеспечение процессов оказания услуг;
- поддержание и развитие трудовых ресурсов;
- снижение себестоимости процессов подготовки и оказания услуг;
- прибыль, рентабельность и образование поощрительных фондов;
- обеспечение финансовой устойчивости.
4.6.4 Учет и анализ деятельности ГК ведется последующим направлениям:
- себестоимость процессов оказания услуг (текущие издержки на производство и реализацию услуг);
- издержки обращения при обслуживании потребителей;
- управление финансовым планированием;
- экспертиза финансовой устойчивости.
4.7 Деятельность по подготовке к эксплуатации объектов, оборудования и разработке процессов оказания услуг в ГК
4.7.1 Деятельность по подготовке к эксплуатации объектов, оборудования и разработке процессов оказания услуг в ГК включает:
- модернизацию проекта ГК (при необходимости);
- организационную подготовку процессов оказания услуг;
- техническую подготовку объектов и процессов оказания услуг;
- автоматизацию процессов оказания услуг;
- кадровое обеспечение ГК.
4.7.2 Модернизация проекта ГК включает:
- доработку схем расположения горнолыжных и иных объектов обеспечивающей туристской инфраструктуры на территории ГК;
- доработку проекта расположения зон оказания основных услуг, их планировки, специализации, определение потребности в площадях и оборудовании;
- обеспечение доступности эксплуатационного пакета услуг через соблюдение установленных требований.
Примечание - К эксплуатационному пакету услуг относят выбранную совокупность пассивных, активных и дополнительных услуг для каждого ГК.
4.7.3 К требованиям по обеспечению доступности услуг относят:
- отсутствие ограничений по возрасту, полу, антропологическим данным в доступе к потреблению услуги;
- дифференцированную оплату услуг (гибкая тарифная политика);
- возможность оплаты наличными средствами, банковскими и другими картами;
- предложение услуг разовых, по абонементам, индивидуальных, групповых;
- предоставление скидок различным льготным категориям потребителей;
- предоставление потребителю услуг с возможностью выбора удобного (желаемого) времени получения услуги;
- возможность получения консультации у соответствующего специалиста ГК;
- минимально возможное время ожидания в очереди в зоны предоставления услуг;
- возможность оформления предварительной заявки и бронирования на оказание услуги;
- свободный доступ к информации о ГК;
- формирование роли постоянного клиента (член клуба, накопительная скидка, бонусы и др.).
4.7.4 Организационная подготовка процессов оказания услуг предусматривает:
- расчет ЕПС и пропускных способностей зон оказания услуг и оборудования для выбранного эксплуатационного пакета услуг ГК;
- маршрутизацию и синхронизацию потоков потребителей услуг по зонам оказания услуг;
- организацию и подготовку средств проведения социальных, общественных, спортивных, корпоративных мероприятий;
- установление требований по безопасности и качеству оказания услуг на горнолыжных туристских трассах;
- установление требований по безопасности и качеству оказания услуг на туристских и альпинистских маршрутах, спортивных площадках и других зонах ГК, разработка правил поведения потребителей услуг на объектах оказания услуг;
- установление требований по безопасности и качеству оказания услуг ГК;
- установление требований к подготовке и организации проведения социальных, общественных, спортивных, корпоративных мероприятий;
- разработку процессов оказания услуг;
- разработку методов контроля процессов оказания услуг;
- разработку процессов проведения и контроля регламентных работ по видам технического обслуживания машин и оборудования на объектах оказания услуг;
- разработку плана мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) [1], [2], [3], [4];
- разработку комплекса мероприятий по профилактике чрезвычайных ситуаций [1], [2], [3], [4];
- разработку требований к обслуживающему персоналу для различных процессов оказания услуг в форме стандартов предприятия согласно [5], [6], [7];
- организацию страхования потребителей услуг при оказании активных видов отдыха в соответствии с действующим законодательством [8], [9];
- разработку средств оказания первой доврачебной помощи [10], [11], [12], [13].
4.7.5 Техническая подготовка объектов и процессов оказания услуг предусматривает:
- оценку и контроль соответствия состояния горнолыжных объектов ГК требованиям нормативных документов по безопасной эксплуатации и качеству оказания услуг на этих объектах.
Примечание - Параметры качества снежного покрытия на горнолыжных трассах приведены в приложении В;
- проведение плановых ремонтных и регламентных работ (техническое обслуживание) согласно планам ГК и нормативным документам;
- разработку процессов обеспечения безопасности и контроля безопасности технологического и спортивного оборудования и инвентаря, подъемников, технических помещений, складов, объектов электро- и водоснабжения, парковок, АСУ оказания услуг и контроля, средств ПЛАС, противола винных средств, средств связи и т.п. согласно техническим условиям и иным техническим документам объектов ГК;
- контроль обеспечения безопасности физкультурно-оздоровительных объектов для оказания услуг согласно ГОСТ Р 52025 и ГОСТ Р 54601;
- контроль состояния технических средств спасения и оказания первой доврачебной помощи согласно [13];
- контроль обеспечения безопасности и качества предоставления объектов и услуг согласно нормативным и техническим документам [13];
- организацию транспортных услуг по доставке потребителям услуг на ГК.
4.7.6 Автоматизация процессов оказания услуг включает:
- управление доступом к объектам ГК и учет услуг доступа с использованием личных (электронных и т.п.) карт посетителей;
- услуги проката и учет спортивного инвентаря и оборудования;
- услуги инструкторов;
- оплата услуг на объектах ГК;
- ведение тарифов оказания услуг, систем скидок и льгот.
4.8 Операционная деятельность ГК
Операционная деятельность ГК состоит из:
- управления процессами оказания услуг;
- контроля безопасности и качества процессов оказания услуг.
5 Требования к оказанию услуг активных видов отдыха ГК
5.1 Требования к оказанию услуг активных видов отдыха ГК (блоки 1 - 3 пакета базовых услуг) включают:
- управление процессами оказания услуг активных видов отдыха;
- информационное обеспечение процессов оказания услуг;
- технические требования к процессам оказания услуг;
- технологические требования к процессам оказания услуг;
- требования к процессам обучения потребителей услуг;
- требования по обеспечению безопасности и качества оказания услуг активных видов отдыха.
5.2 Управление процессами оказания услуг активных видов отдыха
Управление процессами оказания услуг активных видов отдыха включает:
- запуск и контроль оказания услуг катания на горнолыжных туристских трассах, горных аттракционах и в сноу-парках.
Примечание - Безопасность услуг катания следует обеспечивать посредством соответствия сложности горнолыжных трасс, альпинистских маршрутов, трасс для скалолазания и льдолазания, туристских маршрутов уровню подготовленности туристов. Классификатор сложности горнолыжных трасс приведен в приложении Г;
- оценку метеоусловий в зоне оказания услуг;
контроль разметки горнолыжных трасс согласно проектной документации и состоянию средств безопасности на склонах.
Примечание - Правила и знаки разметки горнолыжных трасс, направлений движения приведены в приложении Д, организационное обеспечение оказания услуг на горнолыжных трассах - в приложении Е;
- обучение и подготовку потребителей услуг, контроль организационной и технической готовности, контроль оказания услуг, в том числе в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54601;
- оценку технической готовности к запуску и эксплуатации горнолыжных подъемников, средств контроля и доступа на горнолыжные подъемники, штатной расстановки обслуживающего персонала;
- контроль состояния и безопасности снежных, земляных и металлических конструкций в снежных и развлекательных летних парках;
- оценку состава, состояния и готовности к работе лыжного или горного патруля (службы эксплуатации в соответствии с пунктом 9 приложения Е) по [6];
- контроль готовности службы спасения на горнолыжных трассах и оказания первой доврачебной помощи (пункт 9 приложения Е);
- контроль мобильной связи с инструкторами, центром оказания услуг, МЧС и пунктом оказания первой доврачебной помощи;
- оперативное управление работой всех технических средств и служб по сопровождению процессов оказания услуг.
5.3 Требования к информационному обеспечению процессов оказания услуг
Требования к информационному обеспечению процессов оказания услуг включают:
- разработку и размещение схемы расположения горнолыжных трасс и границ зон катания;
- размещение и обновление информационных табло или иных информационных указателей о работоспособности горнолыжных подъемников, горнолыжных трасс, снежных парков, о погодных условиях в зонах катания в текущий момент с использованием схемы их расположения;
- маркировку на информационных табло и непосредственно на трассах зон лавинной опасности с указанием рисков схода лавин с помощью специальных флагов (приложение Д);
- размещение правил поведения посетителей на территории ГК (приложение Ж);
- размещение правил пользования подъемниками в зонах посадки на подъемники (приложение И);
- размещение правил поведения на склонах, горнолыжных трассах и сноу-парках при подходе к склонам и на стартовых площадках (приложения И, К);
- доведение до потребителей услуг сведений об особенностях физических нагрузок, индивидуальном и групповом снаряжении и экипировке, включая средства индивидуальной защиты;
- доведение до потребителей услуг сведений о порядке использования прокатного спортивного инвентаря;
- информацию об условиях аренды туристских трасс, площадок и помещений, оборудования и инвентаря;
- информацию о порядке оплаты и оказания услуг, в том числе о тарифах на проведение спасательных операций вне обслуживаемых зон катания.
5.4 Технические требования к процессам оказания услуг
Технические требования к процессам оказания услуг включают:
- соблюдение требований по организационному обеспечению оказания услуг на горнолыжных туристских трассах в соответствии с приложением Е;
- страхование потребителей услуг;
- наличие порядка действий обслуживающего персонала по зонам оказания услуг;
- применение плана мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях на горнолыжных склонах и объектах и ликвидации аварийных ситуаций по ПЛАС.
5.5 Технологические требования к процессам оказания услуг
Технологические требования к процессам оказания услуг включают:
- наличие правил оказания услуг и поведения потребителей услуг;
- обеспечение достаточного количества кассовых мест (расчетно-кассовых узлов) в часы массового посещения с целью соблюдения приемлемого времени нахождения посетителя в очереди за покупкой услуги;
- обеспечение возможности покупки услуг в шаговой доступности от мест их получения;
- наличие порядка оплаты и исполнения предлагаемых услуг каждого вида;
- наличие порядка использования прокатного спортивного инвентаря;
- наличие порядка поведения потребителей услуг при посадке и высадке с горнолыжных подъемников согласно приложению И и [14];
- наличие стандартов работы предприятия с клиентами по всем оказываемым услугам.
5.6 Требования к организации процессов обучения потребителей услуг
Процесс обучения потребителей услуг в ГК должен осуществляться по методикам обучения, соответствующим нормативным правовым актам в сфере образования [15].
Каждый обучающийся перед началом занятий в целях обеспечения безопасности должен проходить тестирование на владение первичными навыками катания, в соответствии с которыми выбирают методику его обучения.
5.7 Требования по обеспечению безопасности и качества оказания активных видов услуг
5.7.1 Требования по обеспечению безопасности и качества оказания активных видов услуг (блоки услуг 1 - 3 приложения Б) должны соответствовать ГОСТ Р 52025, ГОСТ Р 54601, приложению Е и включают:
- требования по снижению травмоопасности;
- требования по снижению отрицательного воздействия биологических факторов;
- требования по предупреждению опасных воздействий окружающей среды;
- требования по снижению физических перегрузок потребителей услуг;
- специфические и иные факторы риска;
- требования к деятельности по оказанию услуг при занятиях альпинизмом, скалолазанием, ледолазанием, горным туризмом.
5.7.2 Требования по снижению травмоопасности обеспечиваются:
- достоверностью и подлинностью классификации горнолыжных трасс в конкретных ГК согласно приложению Г;
- качественной подготовкой снежного покрытия горнолыжных трасс согласно приложению В;
- безопасностью горнолыжных трасс (раздел 3 приложения Е);
- качественной подготовкой летних горных трасс для спуска на горных велосипедах, безмоторных картах, тюбингах и т.п.;
- обучением потребителей услуг умениям и навыкам катания с гор на выбранном инвентаре;
- состоянием индивидуальных средств защиты (диапазоны безопасного срабатывания горнолыжных креплений, шлемы, щитки, нагрудные панцири, наколенники, корсеты и т.п.);
- регулярным техническим освидетельствованием спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря согласно требованиям к проведению регламентных работ;
- приведением в соответствие требованиям безопасности объектов повышенной травмоопасности (туристские горнолыжные трассы, конструкции сноу-парков, трассы для экстремальных видов спорта и т.п. согласно ГОСТ 32611 и стандартам организации на объекты повышенной травмоопасности;
- размещением правил безопасного поведения на горнолыжных трассах, снежных парках, подъемниках и в других местах оказания услуг;
- информированием потребителей физкультурно-оздоровительных услуг о факторах риска и мерах по предупреждению травм и порядке оказания экстренных мер в случае получения травмы;
- исполнением потребителями услуг объявленных публично правил поведения на склонах, сноу-парках и подъемниках, типовых инструкций и правил безопасного пользования физкультурно-оздоровительными услугами в зонах оказания услуг;
- отслеживанием (поэтапным контролем) администрацией ГК исполнения потребителями услуг правил поведения на горнолыжных склонах с помощью лыжных или горных патрулей;
- оказанием первой доврачебной помощи на горнолыжных туристских трассах специалистами служб спасения;
- уровнем профессиональной подготовки обслуживающего персонала, соответствующим занимаемой должности;
- соблюдением требований личной безопасности потребителей услуг согласно ГОСТ Р 54601, ГОСТ Р 56643 и соблюдением правил безопасного катания с гор (приложения И, К).
5.7.3 Требования по снижению отрицательного воздействия биологических факторов
Требования по снижению отрицательного воздействия биологических факторов определены в ГОСТ Р 52025-2003 (пункт 4.3.3) и ГОСТ 32611-2014 (пункт 6.4).
К биологическим опасным факторам относят патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, вызывающие аллергические и другие токсические реакции.
Для снижения отрицательного воздействия биологических факторов при предоставлении услуг в ГК необходимо соблюдать санитарные нормы и правила по содержанию всех объектов; проводить работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений и объектов, удалению отходов и защиты от насекомых и грызунов, проводить предварительные и периодические медицинские осмотры обслуживающего персонала, а также выполнять другие санитарно-гигиенические мероприятия согласно требованиям надзорных органов.
5.7.4 Требования по предупреждению опасных воздействий окружающей среды
Воздействие окружающей среды на потребителей услуг обусловлено следующими параметрами микроклимата: повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и скоростью движения воздуха в зоне обслуживания или перемещения потребителей.
Предупреждение вредных воздействий окружающей среды обеспечивают:
- учет климатических особенностей района расположения объекта ГК;
- оснащение закрытых объектов ГК системами отопления, кондиционирования, вентиляции, автоматического контроля и сигнализации, а также устройствами озонирования воздуха;
- оборудование ветрозащитных стенок (ограждений) на открытых спортивных и игровых площадках.
5.7.5 Требования по снижению физических перегрузок потребителей услуг
Требования по снижению физических перегрузок потребителей услуг определены в ГОСТ Р 52025 и предусматривают:
- соответствие сложности выбранных для спуска туристских трасс уровню физической подготовки потребителей услуг и владению спортивным инвентарем;
- соответствие физических нагрузок уровню физической подготовки потребителей услуг, возрасту, полу, состоянию здоровья;
- присутствие инструктора при пользовании услугами активных видов отдыха ГК;
- обучение потребителей услуг навыкам самоконтроля при проведении занятий.
5.7.6 Специфические и иные факторы риска
Специфические и иные факторы риска определены в ГОСТ Р 52025. Специфические и иные факторы риска минимизируются при:
- соответствии состояния горнолыжных трасс и их разметки в зимнее время требованиям приложений Г и Д, а также пункту 3 приложения Е;
- соответствии горнолыжных подъемников требованиям эксплуатации;
- соответствии конструкции аттракционов требованиям технической безопасности;
- соответствии планировки и конструкции сноу-парка, трамплинов для фристайла, могула и лыжной акробатики требованиям безопасности к спортивным конструкциям и сооружениям;
- соответствии требованиям безопасности к планировке, рельефу склонов, конструкциям сооружений, трасс, площадок для зимних экстремальных видов спорта;
- обеспечении качественного технического состояния используемых объектов, материально-технической базы физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, спортивного оборудования, снаряжения, инвентаря и т.д.;
- соответствии уровня профессиональной подготовки обслуживающего персонала (в том числе инструкторов) занимаемой должности;
- предоставлении потребителям услуг достаточной информации об оказываемых услугах (основных характеристиках услуг и условиях их оказания);
- проведении инструктажа по безопасности с учетом специфики физкультурно-оздоровительных занятий и соревнований по конкретным видам занятий и спорта;
- страховании жизни и здоровья потребителей услуг от несчастных случаев при катании с гор, включая страхование его спортивного инвентаря.
5.7.7 Требования к деятельности по оказанию услуг при занятиях альпинизмом, скалолазанием, ледолазанием, горным туризмом
Деятельность по оказанию услуг при занятиях альпинизмом, скалолазанием, ледолазанием, горным туризмом (блок 3 пакета базовых услуг приложения Б) должна соответствовать ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 54601, ГОСТ Р 54602 и правилам совершения восхождений [16].
6 Требования к оказанию услуг пассивных видов отдыха ГК
6.1 Требования к оказанию услуг пассивных видов отдыха ГК (блок 4 пакета базовых услуг) включают:
- управление процессами оказания услуг пассивных видов отдыха;
- информационное обеспечение процессов оказания услуг;
- технические требования к процессам оказания услуг (экскурсионных, анимации, предоставления природно-климатических объектов, клубных, питания, СПА-услуги т.п.;
- технологические требования к процессам оказания услуг;
- требования к организационному обеспечению услуг средств размещения;
- требования по обеспечению безопасности и качества оказания услуг.
6.2 Управление процессами оказания услуг пассивных видов отдыха
Управление процессами оказания услуг пассивных видов отдыха включает:
- оценку деятельности торговых предприятий по реализации сопутствующих товаров на соответствие требованиям консалтингового или иного договора и требованиям ГК;
- оценку деятельности спортивных и иных организаций на соответствие требованиям ГК и нормативным документам;
- контроль качества и безопасности услуг, оказываемых контрагентами;
- контроль оказания услуг средств размещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51185. При наличии присвоенной категории средства размещения должны соответствовать [17].
6.3 Информационное обеспечение процессов оказания услуг
Информационное обеспечение процессов оказания услуг включает:
- схему расположения объектов предоставления услуг на территории ГК;
- информацию для каждого предлагаемого вида услуг в соответствии с ГОСТ 32612;
- памятки, инструкции и правила безопасного пользования предлагаемыми услугами;
- сведения о составе консалтинговых услуг по вопросам получения услуг оздоровления, питания и т.д.;
- сведения о перечне экскурсионных услуг;
- программы проведения спортивно-массовых и развлекательных мероприятий;
- сведения об особенностях нагрузок на организм для каждого вида услуг;
- сведения об условиях и стоимости оказания услуг проката и сервисного обслуживания всех видов спортивного инвентаря и снаряжения;
- сведения об условиях страхования и оказания первой доврачебной помощи, стоимость выполнения спасательных операций [8], [9], [13];
- правила поведения потребителей услуг на ГК (приложение Ж).
6.4 Технические требования к процессам оказания услуг
Технические требования к процессам оказания услуг включают:
- соглашение с администрацией ГК об организационных формах оказания услуг (торговли, киноконцертной деятельности, СПА-услуг и т.п.);
- порядок действий обслуживающего персонала в зонах оказания услуг в ситуациях, связанных с возможным нарушением здоровья и получением травм потребителями;
- состав и номенклатура прокатного оборудования и инвентаря в соответствии с текущим спросом;
- параметры чистоты на территориях и в помещениях, порядок уборки территории и помещений объектов ГК;
- перечень медицинских средств и спасательного оборудования служб спасения и оказания первой доврачебной помощи, порядок обеспечения расходных и иных материалов, оценку пригодности медицинских средств и спасательного оборудования (см. пункт 12 приложения Е, [11], [12]);
- инструкции по обеспечению порядка и безопасности на территории ГК.
6.5 Технологические требования к процессам оказания услуг
Требования к технологиям оказания услуг включают:
- порядок оказания услуг;
- графики работы объектов предоставления услуг и обслуживающего персонала, ответственных исполнителей и контроль его исполнения;
- порядок оплаты и исполнения каждого вида предлагаемых услуг;
- стандарты работы предприятия или инструкции по работе с клиентами на объектах предоставления услуг.
6.6 Требования к организационному обеспечению услуг средств размещения (блок 8 пакетов базовых услуг)
Организационное обеспечение услуг средств размещения должно соответствовать требованиям к правилам предоставления гостиничных услуг [18], ГОСТ Р 51185, ГОСТ Р 55319, а для средств размещения, имеющих категорию в соответствии с действующим порядком классификации объектов туристской индустрии, - [17].
6.7 Требования к обеспечению безопасности и качества оказания услуг (блок 4 пакета базовых услуг)
Требования к обеспечению безопасности и качества оказания услуг (блок 4 пакета базовых услуг) устанавливаются согласно пунктам 5.2 - 5.4 ГОСТ Р 53522.
Оказание услуг пассивных видов отдыха ГК должно осуществляться с соблюдением требований безопасности и качества, установленных нормативными и техническими документами для конкретных видов услуг.
7 Основные требования к материально-техническому обеспечению процессов оказания услуг ГК
Основные требования к материально-техническому обеспечению процессов оказания услуг ГК приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные требования к материально-техническому обеспечению процессов оказания услуг ГК
N |
Объекты ГК |
Нормативные документы по безопасной эксплуатации объектов ГК |
1 |
Горнолыжные туристские трассы общего применения |
Свод правил по проектированию и строительству [19], ведомственные строительные нормы проектирования, проектная документация, паспорта горнолыжных трасс |
2 |
Учебные горнолыжные трассы |
Свод правил по проектированию и строительству [19], паспорта горнолыжных трасс |
3 |
Спортивные любительские трассы с автоматическим хронометражем |
Свод правил по проектированию и строительству [19], Международные правила соревнований по сноуборду [20], Международные правила лыжных соревнований [21], паспорта горнолыжных трасс |
4 |
Кроссовые горнолыжные трассы |
Свод правил по проектированию и строительству [19], основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], проектная документация, паспорта горнолыжных трасс |
5 |
Сноу-парк парк для катания на сноубордах и горных лыжах по различным снежным и/или металлическим конструкциям |
Свод правил по проектированию и строительству [19], основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], проектная документация, паспорта горнолыжных трасс |
6 |
Спусковые трассы для катания на тюбингах, санках, ледянках |
Основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], паспорта горнолыжных трасс |
7 |
Трассы для спуска на горных велосипедах, самокатах и безмоторных картах |
Свод правил по проектированию и строительству [19], основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], паспорта горнолыжных трасс |
8 |
Снежный парк для катания на тюбингах, санках и т.п. |
Основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], проектная документация, паспорта горнолыжных трасс |
9 |
Лыжные беговые туристские трассы |
Свод правил по проектированию и строительству [19], основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], паспорта горнолыжных трасс |
10 |
Трамплины для акробатики на лыжах |
Свод правил по проектированию и строительству [19], основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], проектная документация, паспорта горнолыжных трасс и трамплинов |
11 |
Трассы для могула |
Свод правил по проектированию и строительству [19], основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], проектная документация, паспорта горнолыжных трасс и трамплинов |
12 |
Горные трассы для спуска на горных велосипедах, самокатах, безмоторных картах, горных лыжероллерах |
Сертификаты и эксплуатационная документация на газонокосилки и комплекты инструмента для производства земляных работ по выравниванию полотна трассы, проектная документация, акт ввода в эксплуатацию, паспорта объектов и помещений |
13 |
Тренировочный ледодром |
Правила пользования ледодромом, проектная документация, паспорт ледодрома |
14 |
Хафпайп или квадропайп |
Свод правил по проектированию и строительству [19], Международные правила соревнований по сноуборду [20], основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], проектная документация, паспорта конструкций |
15 |
Тренировочный скалодром |
Нормы и правила проектирования скалодромов, проектная документация, паспорт скалодрома |
16 |
Маркировочные и информационные указатели на горнолыжных трассах |
Свод правил по проектированию и строительству [19], ГОСТ Р 12.4.026-2001 (пункты 3.5, 7, 8, 9), |
17 |
Стойки с замками для временного хранения спортивного инвентаря посетителей в зонах катания, питания, отдыха и т.п. |
Инструкции по эксплуатации, сертификат соответствия от производителя |
18 |
Техническое оснащение проведения любительских спортивных соревнований (спортивные вешки, стартовые и финишные ворота, система хронометража, электробуры для снега и т.д.) |
Ведомственные нормы проектирования, проектная документация, свод правил по проектированию и строительству [19] |
19 |
Снегоходы |
Инструкции по эксплуатации, сертификат соответствия от производителя |
20 |
Комплекты горных лыж, сноубордов, скволов, сноускутов, монолыж, телемарков, горных велосипедов, тюбингов, санок, самокатов, безмоторных картов для проката |
Сертификат соответствия от производителя |
21 |
Родельбан |
Сертификат соответствия от производителя, инструкции по эксплуатации, основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], проектная документация, паспорта горнолыжных трасс |
22 |
Открытые площадки и помещения для досуга и развлечений детей |
Своды правил по проектированию и строительству [19], [23], паспорта площадок |
23 |
Горнолыжные подъемники |
Документы на эксплуатацию горнолыжных подъемников согласно [14], проектная документация |
24 |
Торговые автоматы, киоски, шезлонги и т.п. в зонах катания |
Свод правил по проектированию и строительству [23], сертификаты соответствия от производителя |
25 |
Информационные стенды, табло и устройства с данными об услугах и схемах трасс |
Проектная документация, сертификаты соответствия на оборудование и стенды от производителя |
26 |
Административные здания с помещениями для посетителей (менеджеры продаж, кассы, вестибюль, раздевалки с хранением вещей, детские комнаты и т.п.) |
Свод правил по проектированию и строительству [19], ведомственные нормы проектирования, проектная документация, акты ввода в эксплуатацию |
27 |
Блок помещений для инструкторских служб |
Свод правил по проектированию и строительству [19], ведомственные нормы проектирования, проектная документация, акт ввода в эксплуатацию |
28 |
Блок помещений для проката спортивного инвентаря и снаряжения с сервисом по ремонту и профилактике |
Свод правил по проектированию и строительству [19], ведомственные нормы проектирования, проектная документация, акт ввода в эксплуатацию |
29 |
Стационарные и мобильные туалеты на склонах, в местах экспресс-питания, смотровых площадках и т.п. |
Ведомственные нормы проектирования, проектная документация, акты ввода в эксплуатацию |
30 |
Стационарные или мобильные объекты питания на склонах и смотровых площадках и т.п. |
Ведомственные нормы проектирования, проектная документация, акты ввода в эксплуатацию |
31 |
Оборудование для производства и распыления искусственного снега, технические средства водонакопления и водозабора для производства искусственного снега |
Сертификаты соответствия на оборудование от производителя или поставщика, инструкции по эксплуатации оборудования и производственные инструкции на рабочих местах, планы регламентных работ по поддержанию работоспособности, правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства [24], правила технической эксплуатации электроустановок потребителей [25], проектная документация, акт разрешения Роспотребнадзора на эксплуатацию |
32 |
Снегоуплотнительные машины (СУМ) |
Сертификат соответствия от производителя или поставщика, регламенты региональных отделений Гостехнадзора по эксплуатации специального подвижного оборудования и машин, водительские удостоверения категорий С и Е с именным сертификатом от производителя |
33 |
Технические средства освещения на горнолыжных трассах и в снежных парках |
Ведомственные строительные нормы проектирования, проектная документация |
34 |
Технологические трассы для служебных перевозок грузов и транспортировки травмированных посетителей |
Проектная документация, паспорт горнолыжных трасс (пункт 2 приложения Е) |
35 |
Комплекс технических средств по спасению, оказанию первой доврачебной помощи и транспортировке травмированного посетителя |
Порядок и положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи посетителям [11], [12] |
36 |
Склад хранения оборудования для проведения соревнований |
Проектная документация |
37 |
Техническая база (гаражи) для снегоуплотнительных машин, снегоходов, автомашин и т.п. |
Проектная документация, акты ввода в эксплуатацию |
38 |
Склады ГСМ и места заправки автотранспорта |
Правила по охране труда [26], проектная документация, акт ввода в эксплуатацию |
39 |
Блок складских помещений для хранения спортивного оборудования |
Проектная документация |
40 |
Система внутренних электросетей в горах |
Проектная документация, акт ввода в эксплуатацию |
41 |
Стационарные и временные защитные и ограждающие сетки на склонах и трассах, мостки и траверсы |
Свод правил по проектированию и строительству [19], сертификаты соответствия |
42 |
Системы противолавинных устройств |
Проектная документация |
43 |
Метеостанция |
Сертификаты соответствия от производителя или поставщика |
44 |
Стационарные средства связи и ретрансляторы на трассах и в местах массового пребывания посетителей ГК |
Договоры с МЧС и МВД об условиях обеспечения безопасности на горнолыжных трассах и объектах, сертификат соответствия от производителя или поставщика, проектная документация |
45 |
Системы звукового оповещения (СЗО) посетителей на горнолыжных склонах, туристских, альпинистских маршрутах и других объектах ГК |
Нормы по установке технических средств оповещения и информирования в местах массового пребывания людей [27], ведомственные строительные нормы проектирования, сертификаты соответствия от производителя или поставщика на используемое оборудование СЗО, проектная документация, документы по эксплуатации действующей СЗО на ГК |
46 |
Автономные резервные источники питания |
Сертификаты соответствия от производителя или поставщика, проектная документация на установку и эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию |
47 |
Система канализации и ливневок, водоотводов на склонах и территориях |
Проектная документация, акт разрешения Роспотребнадзора на эксплуатацию |
48 |
Автотранспортные средства для доставки грузов и потребителей услуг на горнолыжные объекты, туристские и альпинистские маршруты |
Сертификаты соответствия от производителя или поставщика |
49 |
Автомобильные и иные дороги по доставке потребителей услуг и грузов с близлежащих магистральных дорог |
Пропускная способность в высокий сезон, проектная документация на автостоянку и подъездные пути |
50 |
Подводи подключение к внешним источникам энергии в объемах потребления в высокий сезон |
Проектная и эксплуатационная документация |
51 |
Система водоснабжения питьевой и технической водой в объемах потребления в высокий сезон |
Проектная документация |
52 |
Вертолетные площадки с системой навигации (при необходимости) |
Строительные нормы проектирования [28], проектная документация |
53 |
Спортивные площадки для игр в волейбол, стрит-болл, минифутбол, настольный теннис, детские игровые площадки и т.п. |
Ведомственные строительные нормы проектирования, свод правил по проектированию и строительству [29], ГОСТ Р 52301 |
54 |
Комплекс земляных дорог и площадок для развлекательного катания на квадроциклах на территории комплекса |
Правила проектирования трасс для снегоходов, квадроциклов, ездовых упряжек (собачьи или конные) и пр., паспорт горнолыжной трассы, правила эксплуатации квадроцикла и безопасного вождения, основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта [22], свод правил по проектированию и строительству [29] |
55 |
Дорожки для катания на велосипедах, роликовых коньках, беговых лыжероллерах и т.п. |
|
56 |
Дорожки и тропы для верховой езды |
|
57 |
Комплекты прокатного игрового инвентаря, теннисных ракеток, велосипедов, роликовых коньков, горных и беговых лыжероллеров, квадроциклов и т.п. |
Проектная документация, сертификаты соответствия |
58 |
Веревочный парк на деревьях и/или горном рельефе |
Свод правил по проектированию и строительству [30], проектная документация, акт оценки безопасности, типовые правила поведения на территории веревочного парка |
59 |
Помещения и площадки для отдыха и экспресс-питания посетителей рядом с игровыми спортивными площадками и в зонах катания на велосипедах, роликовых коньках и т.п. |
Ведомственные строительные нормы проектирования, сертификат соответствия на оборудование от производителя |
60 |
Торговые автоматы, киоски, шезлонги и т.п. в зонах игровых спортивных площадок |
|
61 |
Летние кафе и рестораны в местах массового пребывания посетителей |
|
62 |
Комплекс помещений и оборудования для оказания СПА-услуг |
Ведомственные строительные нормы проектирования, проектная документация |
63 |
Плавательный бассейн с раздевалками, вестибюлем, зоной отдыха, тренажерным залом, служебными помещениями |
Строительные и санитарные нормы и правила для бассейнов [31], [32], проектная документация, акт ввода в эксплуатацию, паспорта объектов спорта и помещений |
64 |
Блок спортивных залов для общей физической подготовки (ОФП) с комплексом специализированных тренажеров и спортивного оборудования |
Ведомственные строительные нормы проектирования, проектная документация, акт ввода в эксплуатацию, паспорта объектов спорта и помещений |
65 |
Здание или блок помещений для крытого скейтпарка |
Проектная документация, акт ввода в эксплуатацию, паспорта объектов спорта и помещений |
66 |
Комплекс или отдельные гостиницы, отели, апартаменты, пансионаты, общежития и др. |
Ведомственные строительные нормы проектирования, проектная документация, акты ввода в эксплуатацию, паспорта объектов и помещений |
67 |
Программное обеспечение бизнес-процессов оказания услуг |
Проектная документация |
8 Кадровое обеспечение оказания услуг ГК
8.1 Требования к персоналу, оказывающему услуги потребителям
К персоналу, оказывающему услуги в прямом контакте с потребителями услуги, относят:
- управляющий состав ГК (администрацию);
- службу инструкторов;
- службу лыжного и горного патруля;
- контролеров системы допуска на горнолыжные подъемники и спортивные площадки;
- сотрудников службы спасения;
- обслуживающий персонал ГК, занятый предоставлением услуг проката, питания, средств размещения и т.п.
Структура кадрового состава и нормативная численность должны соответствовать условиям эксплуатации и проектной ЕПС туристских объектов ГК.
К инструкторам по горнолыжному спорту, сноуборду и другим услугам активных видов отдыха предъявляют следующие требования:
- наличие среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области физкультуры, спорта;
- наличие навыков и умений оказания доврачебной помощи пострадавшим.
Требования к персоналу, оказывающему услуги альпинизма, горного туризма, пешеходного, вело-, конного туризма, различных видов "сафари", а также к инструкторам-проводникам в горной местности должны соответствовать ГОСТ Р 54602, [5], [6], [33].
Требования к персоналу, оказывающему услуги средств размещения, услуги питания, экскурсионные услуги, бальнеологические услуги, услуги торговли, должны соответствовать профессиональным стандартам в соответствующих областях услуг.
Конкретные функции персонала объектов инфраструктуры ГК должны быть строго регламентированы должностными инструкциями и стандартами работы персонала на рабочих местах.
8.2 Требования к техническому персоналу, связанному с эксплуатацией технических средств и оборудования
К техническому персоналу, связанному с эксплуатацией технических средств и оборудования, относят:
- персонал по техническому обслуживанию систем снегогенерации и системы водоснабжения (согласно эксплуатационной документации от производителей систем, а также согласно приложению Е);
- персонал по эксплуатации снегоуплотнительных машин (согласно приложению Е);
- технический персонал, связанный с эксплуатацией технических средств повышенной промышленной опасности (согласно приложению Е).
Примечание - Этот персонал должен проходить обучение и быть аттестованным в установленном Ростехнадзором порядке согласно [14];
- персонал по подготовке и эксплуатации альпинистских маршрутов, маршрутов горного туризма и ски-туризма;
- персонал по подготовке и эксплуатации трасс для горных велосипедов и трасс для различных видов маршрутов "сафари" согласно инструкциям, внутренним документам ГК (согласно требованиям, установленным Федерацией альпинизма России);
- персонал по эксплуатации конно-спортивных баз и баз ездовых собак согласно инструкциям и другим внутренним документам ГК;
- персонал по техническому обслуживанию спортивных площадок и спортивного оборудования согласно инструкциям, другим внутренним документам ГК;
- персонал, оказывающий услуги проката и сервисного обслуживания спортивного и развлекательного инвентаря, функционирующий согласно инструкциям и другим внутренним документам ГК;
- персонал по техническому обслуживанию и ремонту различных видов технических средств передвижения согласно приложению Е, инструкциям и другим внутренним документам ГК;
- персонал по водо- и энергоснабжению, автомобильным дорогам и парковкам, системам связи, охраны, эксплуатации зданий, сооружений и территорий согласно инструкциям и другим внутренним документам ГК.
8.3 Требования к подготовке и аттестации персонала
Инструкторы по горнолыжному спорту, сноуборду, оказывающие физкультурно-оздоровительные услуги, должны соответствовать требованиям к образованию и практическому опыту согласно профессиональному стандарту "инструктор-методист" [33].
Инструкторы по альпинизму (скалолазанию, ледолазанию) должны иметь квалификацию по начальному обучению или совершенствованию навыков альпинизма, подтвержденную документами о получении дополнительного образования спортивной направленности по профилю оказываемых услуг.
Инструкторы по горному туризму должны иметь квалификацию по начальному обучению или совершенствованию навыков горного туризма, подтвержденную документами о получении дополнительного образования спортивной направленности по профилю оказываемых услуг.
Инструкторы, оказывающие услуги на плоскостных спортивных площадках, должны иметь квалификацию по начальному обучению или совершенствованию навыков экстремальных видов спорта, подтвержденную документами о получении дополнительного образования спортивной направленности по профилю оказываемых услуг.
Состав должностных и производственных инструкций, разрабатываемый службой кадров ГК, должен соответствовать условиям оказания услуг на горнолыжных трассах, альпинистских и туристских маршрутах, условиям эксплуатации игровых площадок, беговых и прогулочных трасс и других объектов оказания услуг.
В ГК должно быть обеспечено соответствие компетентности специалистов для исполнения трудовых функций (образование, лицензии, сертификаты, допуски, опыт работы на подобной должности), наличие аттестации персонала для работы с различными видами целевой аудитории, в том числе и с туристами с ограниченными физическими возможностями.
В ГК должно быть обеспечено наличие аттестованного в установленном порядке аварийно-спасательного кадрового формирования (см. приложение Е).
Для обслуживающего персонала должен проводиться регулярный инструктаж по технике безопасности, способам оказания первой доврачебной помощи и способам связи со спасательными службами и МЧС.
Для персонала, работающего в прямом контакте с потребителями услуг, должны быть разработаны внутренние правила и стандарты ГК по процедурам обслуживания и общению с потребителями на всех этапах оказания услуг.
Кадровая служба ГК обязана разработать план проведения и контроля проведения обучения, аттестации и сертификации обслуживающего персонала в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
8.4 Требования к охране труда
В ГК должен быть разработан и выполняться план мероприятий по охране труда, а также должна проводиться специальная оценка условий труда на рабочих местах в установленном законодательством порядке [35].
9 Требования к охране окружающей среды при оказании услуг ГК
9.1 Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов ГК должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований охраны окружающей среды [36].
9.2 При проектировании горнолыжных трасс должны быть минимизированы кратко- и долгосрочные экологические последствия воздействия на окружающую среду.
Мероприятия, необходимые для обеспечения охраны окружающей среды ГК при проектировании горнолыжных трасс:
- оценка экологических проблем и потенциальных возможностей их решения;
- планирование, проектирование и размещение трасс и горнолыжных объектов с учетом охраны естественной среды и предотвращения возможности истощения уникальных природных ресурсов;
- учет уникальных природных ресурсов и учет антропогенной нагрузки на на экологическое состояние региона при планировании проекта ГК;
- использование средств симуляции или компьютерного моделирования в планировании ГК;
- разработка трасс с минимальными вырубкой деревьев и нарушением растительного покрова;
- включение принципов экологического строительства;
- использование долговечных материалов, требующих минимального обслуживания;
- минимизация дорожного строительства, где это практически возможно;
- применение рациональных практик горного строительства, в т.ч. метода транспортировки по снегу, контроль ливневых вод, разбивка мероприятий на фазы для минимизации нарушений естественной среды обитания;
- эффективное использование воды, чистых видов энергии, приоритетность эффективного использования материалов в проектировании новых и модернизации существующих объектов;
- использование принципов застройки высокой плотности или кластеризации.
9.3 При эксплуатации подъемников следует стремиться к сокращению энергопотребления и использованию экологически чистых источников энергии.
Мероприятия, необходимые для обеспечения охраны окружающей среды ГК при эксплуатации подъемников:
- использование современных двигателей с высоким КПД;
- модернизация дизельных двигателей или использование альтернативных экологически чистых методов производства энергии (топливные элементы, микротурбины или биодизельное топливо);
- использование возобновляемых источников энергии;
- покупка "зеленой электроэнергии", произведенной из возобновляемых источников.
9.4 При проведении работ по искусственному оснежению трасс ГК должны соблюдаться нормативные документы в области экологии, установленные законодательством Российской Федерации, для минимизации использования природных ресурсов и отрицательного влияния на дикую фауну. Рекомендуется применять современные технологии и оборудование для оптимизации эффективности, вести мониторинг систем, чтобы уменьшить потери воды, повторно использовать сточные воды для изготовления искусственного снега в случае необходимости.
Принципами использования энергии для изготовления искусственного снега являются сокращение энергопотребления и использование более чистых источников энергии.
Мероприятия, необходимые для обеспечения охраны окружающей среды ГК при проведении работ по искусственному оснежению трасс:
- использование современных высокоэффективных снегогенераторов и воздушных компрессоров для изготовления снега;
- модернизация дизельных двигателей или их переоборудование для альтернативных экологически чистых методов производства энергии;
- использование систем управления, датчиков и систем мониторинга, работающих в реальном времени, для оптимизации работы системы и уменьшения потребности в электроэнергии;
- использование водохранилищ и прудов для систем изготовления снега, подача воды в которых осуществляется под действием гравитации;
- использование распределенной генерации энергии на месте, чтобы предотвратить или уменьшить пиковую потребность электрической сети;
- покупка "зеленой электроэнергии", произведенной из возобновляемых источников;
- использование частотно-регулируемых приводов в насосных системах.
9.5 Требования к обезвреживанию отходов потребления и загрязняющих веществ
Объекты ГК должны быть оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими соблюдение требований охраны окружающей среды.
9.6 Требования по соблюдению допустимой антропогенной нагрузки
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду ГК устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на территории ГК, в соответствии с локальными условиями и допустимыми значениями [36].
Библиография
[1] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" |
[2] |
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в редакции федеральных законов с изменениями и дополнениями |
[3] |
Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 12 января 1998 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений, предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России", зарегистрировано в Минюсте России от 4 февраля 1998 г. N 1467 |
[4] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
[5] |
Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме в Российской Федерации, утверждено Президентом Туристско-спортивного Союза России, декабрь 2006 г. |
[6] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов" |
[7] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" |
[8] |
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в редакции федеральных законов с изменениями и дополнениями |
[9] |
Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редакции федеральных законов с изменениями и дополнениями |
[10] |
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в редакции федеральных законов с изменениями и дополнениями |
[11] |
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2010 г. N 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий" |
[12] |
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н (с изменениями от 30 сентября 2015 г.) "Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" |
[13] |
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями |
[14] |
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 февраля 2014 г. N 42 с изменениями |
[15] |
Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29444 |
[16] |
Правила соревнований и совершения восхождений, утвержденные Федерацией альпинизма России, протокол правления ФАР от 23 мая 2010 г. N 17 с изменениями, согласованными с разрядными нормативами 2010 - 2013 гг. |
[17] |
Приказ Минкульта России от 11 июля 2014 г. N 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, горнолыжных трасс и пляжей, осуществляемой аккредитованными организациями", зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2014 г. N 35473 |
[18] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 г. N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" |
[19] |
Свод правил по проектированию и строительству. СП 31-115-2008 "Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 3. Лыжные виды спорта" |
[20] |
Международные правила соревнований по сноуборду (МРЛС), принятые на 47-м международном лыжном конгрессе 2010 г. |
[21] |
Международные правила лыжных соревнований (МРЛС), принятые на 48-м международном лыжном конгрессе 2012 г. |
[22] |
Методические указания. Типологические основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта, утверждены указанием Москомархитектуры от 9 июня 2001 г. N 28 |
[23] |
Свод правил по проектированию и строительству. СП 31-112-2004 "Физкультурно-спортивные залы. Часть 1" |
[24] |
ПОТ Р М-025-200, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства |
[25] |
Приказ Минэнергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭЭП" |
[26] |
Постановление Минтруда России от 6 мая 2002 г. N 33 "Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций" ПОТ Р М-021-2002, зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2002 г. peг. N 3487 |
[27] |
Приказ МЧС РФ N 646, МВД РФ N 919, ФСБ РФ N 526 от 28 октября 2008 г. "Об утверждении требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей", зарегистрировано в Минюсте России 26 декабря 2008 г. N 13001 |
[28] |
Строительные нормы и правила СНиП 2.05.08-85* "Аэродромы" |
[29] |
Свод правил по проектированию и строительству. СП 31-115-2006 "Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 1. Плоскостные физкультурно-спортивные сооружения" |
[30] |
Свод правил по проектированию и строительству. СП 31-115-2008 "Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 4. Экстремальные виды спорта" |
[31] |
Свод правил по проектированию и строительству. СП 31-113-2004 "Бассейны для плавания" |
[32] |
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества" |
[33] |
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г. N 630н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист", зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2014 г. peг. N 34135 |
[34] |
Единая Всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ), утверждена Федерацией спортивного туризма Туристско-спортивного Союза России от 1 февраля 1995 г. |
[35] |
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в редакции федеральных законов с изменениями и дополнениями |
[36] |
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в редакции федеральных законов с изменениями и дополнениями |
[37] |
Приказ Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 12 декабря 2013 г. N 694 "Руководящий документ. Организация и проведение противолавинных работ" РД 52.37.790-2013 |
[38] |
Приказ Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 11 октября 2000 г. N 145 "Руководящий документ. Инструкция. Порядок обеспечения безопасности работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" РД 52.37.615-2000 |
[39] |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 901н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия" |
[40] |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 г. N 388н "Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" |
[41] |
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" |
[42] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" |
[43] |
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" |
[44] |
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.1294-03 "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных общественных помещений" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55881-2016 "Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 августа 2016 г. N 907-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 января 2017 г.