Рекомендации по организации и ведению органами управления РСЧС мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
(утв. МЧС России 18 февраля 2015 г. N 2-4-87-10-14)
Нормативные ссылки
1. Федеральные законы РФ
Закон РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах"
Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
Федеральный закон РФ от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
Федеральный закон РФ от 21.11.1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"
Федеральный закон РФ от 30.11.1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе РФ"
Федеральный закон РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
Федеральный закон РФ от 9.01.1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"
Федеральный закон РФ от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне"
Федеральный закон РФ от 2.05.1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия"
Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"
Федеральный закон РФ от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
Федеральный закон РФ от 19.07.1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе"
Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ"
Федеральный закон РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Федеральный закон РФ от 4.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
Федеральный закон РФ от 15.07.2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений"
Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Федеральный закон РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
Федеральный закон РФ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте РФ"
Федеральный закон РФ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"
Федеральный закон РФ от 7.07.2003 г. N 126-ФЗ "ФЗ "О связи"
Федеральный закон РФ от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Федеральный закон РФ от 6.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"
Федеральный закон РФ от 9.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"
Федеральный закон РФ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Федеральный закон РФ от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Федеральный закон РФ от 19.05.2010 г. N 100-ФЗ "О ратификации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам"
Федеральный закон РФ от 31.05.2010 г. N 103-ФЗ "О ратификации Протокола об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств - участников СНГ в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах"
Федеральный закон РФ от 11.07.2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон РФ от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. 25.06.2012 г.)
Федеральный закон РФ от 21.07.2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
2. Постановления Правительства РФ
Постановление правительства Российской Федерации от 24.03.1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства РФ от 24.02.1999 г. N 208 "Об утверждении Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия"
Постановление Правительства РФ от 21.12.1999 г. N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении"
Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ"
Постановление Правительства РФ от 22.11.2000 г. N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения"
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Постановление Правительства РФ от 23.12.2004 N 835 "Об утверждении Положения о государственной инспекции по маломерным судам ..."
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике"
Постановление Правительства РФ от 10.06.2005 г. N 370 "Об утверждении Положения о планировании космических съемок, приеме, обработке и распространении данных дистанционного зондирования Земли высокого линейного разрешения на местности с космических аппаратов типа "Ресурс-ДК"
Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 г. N 32 "Об утверждении Правил оказания услуг по передаче данных"
Постановление Правительства РФ от 2.02.2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" и Положение
Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 г. N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" и Правила
Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (ред. 30.12.2011 г.)
Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"
Постановление Правительства РФ от 28.01.2012 г. N 45 "Об утверждении Положения о военизированных горноспасательных частях, находящихся в ведении Министерства РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре"
Постановление Правительства РФ от 5.06.2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ"
Постановление Правительства РФ от 6.06.2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды"
Постановление Правительства РФ от 8.11.2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Постановление Правительства РФ от 23.07.2013 г. N 625 "О порядке формирования и ведения национального радиационно-эпидемиологического регистра" и правила формирования и ведения НРЭР
Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 734 "Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф"
3. Указы Президента РФ
Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (ред. 25.08.2010 г.)
Указ Президента РФ от 11.07.2004 г. N 868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
Указ Президента РФ от 20.08.2007 г. N 1083 "Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю"
Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. N 537 "О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года" и "Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года"
Концепция противодействия терроризму в РФ/утв. През. РФ 5.10.2009 г.
Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ" и Доктрина
Указ Президента РФ от 5.02.2010 г. N 146 "О Военной доктрине РФ" и Военная доктрина
Указ Президента РФ от 30.09.2011 г. N 1265 "О спасательных воинских формированиях МЧС России" и Положение о спасательных воинских формированиях МЧС России
4. Распоряжения Правительства РФ
Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2005 г. N 1314-р "Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов)"
Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 г. N 1285-р "Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте"
5. Кодексы РФ
Водный кодекс РФ от 3.06.2006 г. N 74-ФЗ
Воздушный кодекс РФ от 06.12.2011 г. N 409-ФЗ
Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7.03.2001 г. N 24-ФЗ
Лесной кодекс РФ/ФЗ от 4.12.2006 г. N 200-ФЗ
6. Конвенции, Протоколы
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении" от 22.03.1989 г.
Конвенция МОТ N 174 - Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий МОТ/Генеральная конференция Международной организации труда (МОТ), созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 2 июня 1993 года на свою 80-ю сессию//ратифицирована ФС (ФЗ от 30.11.2011 г. N 366-ФЗ
Международная Конвенция о спасании 1989 года (Лондон, 28.04.1989 г.) (ред. 2001 г.)/Ратифицирована ФС/ФЗ от 17.12.1998 г. N 186-ФЗ
Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 5.09.1997 г.)/ФЗ от 4.11.2005 г. N 139-ФЗ "О ратификации Объединенной конвенции..."
Международные медико-санитарные правила (ММСП-2005)/ВОЗ, Женева. 2005 г.
Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)//ратифицировано ФС [ФЗ от 14.06.2012 г. N 70-ФЗ].
7. Технические регламенты Таможенного союза
ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты"/реш. Комиссии ТС от 9.12.2011 г. N 878
ТР ТС 026/2012 "О безопасности маломерных судов"/реш. Совета ЕЭК от 15.06.2012 г. N 33
8. Государственные стандарты (ГОСТ)
ГОСТ Р 22.0.02-94* БЧС. Термины и определения основных понятий/Изм. N 1 принято и введено в действие постановлением Госстандарта РФ от 31.05.2000 г. N 148-ст. Дата введения 01.01.2001 г.
ГОСТ Р 22.0.03-95 БЧС. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.04-95 БЧС. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.05-94 БЧС. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.07-95 БЧС. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов
ГОСТ Р 22.0.08-96 БЧС. Техногенные чрезвычайные ситуации. Взрывы. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.11-99 БЧС, Предупреждение природных ЧС. Термины и определения
ГОСТ Р 22.1.01-95 БЧС. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения
ГОСТ Р 22.1.02-95 БЧС. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения
ГОСТ Р 22.1.06-99 БЧС. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования
ГОСТ Р 22.1.07-99 БЧС. Мониторинг и прогнозирование опасных атмосферных явлений и процессов. Общие требования
ГОСТ Р 22.1.08-99 БЧС. Мониторинг и прогнозирование опасных гидрологических явлений и процессов. Общие требования
ГОСТ Р 22.1.09-99 БЧС. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования
ГОСТ Р 22.1.10-2002 БЧС. Мониторинг химически опасных объектов. Общие требования
ГОСТ Р 22.1.11-2002 БЧС. Мониторинг состояния водоподпорных гидротехнических сооружений (плотин) и прогнозирование возможных последствий гидродинамических аварий на них. Общие требования
ГОСТ Р 22.1.12-2005 БЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования
ГОСТ Р 22.3.01-94 БЧС. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования
ГОСТ Р 22.3.05-96 БЧС. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
ГОСТ Р 22.7.01-99 БЧС. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения
ГОСТ Р 42.0.01-2000 Гражданская оборона. Основные положения
9. Нормы радиационной безопасности
НРБ-99/2009 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009). Санитарные правила СанПиН 2.6.1.2523-09
НП-002-04. Правила безопасности при обращении с радиоактивными отходами атомных станций
НП-053-04 Правила безопасности при транспортировании радиационных материалов
НП 061-05. Правила безопасности при хранении и транспортировании ядерного топлива на объектах использования атомной энергии
НП-063-05 Правила ядерной безопасности для объектов ядерного топливного цикла
НП-064-05 Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии
10. Рекомендации по безопасности (РБ)
РБ-045-08 Динамический мониторинг строительных конструкций объектов использования атомной энергии
РБ-046-08 Мониторинг метеорологических и аэрологических условий в районах размещения объектов использования атомной энергии
РБ-047-08 Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла
РБ-060-10 Положение об оценке пожаровзрывобезопасности технологических процессов радиохимических производств
11. Руководящие документы (РД)
РД 52.88.699-2008. Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений.
РД 01.120.00-КТН-228-06 Магистральный нефтепроводный транспорт. Термины и определения
РД 03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений
РД 03-418-01 МУ по проведению анализа риска опасных производственных объектов/Разработаны ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" (взамен РД 08-120-96)
РД 03-496-02 MP по оценке ущерба аварий на опасных производственных объектах
РД 03-626-03 Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения*/Приложение к пр. МЧС РФ и Федерального горного и промышленного надзора России от 15.08.2003 г. N 482/175а
РД 09-255-99 MP по оценке технического состояния и безопасности хранилищ производственных отходов и стоков предприятий химического комплекса/ссылка на термины по ГОСТ 12.1.007
РД 09-391-2000 Методика расчета зон затопления при гидродинамических авариях на хранилищах производственных отходов химических предприятий
РД 10-385-00 Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на подъемных сооружениях, паровых и водогрейных котлах, сосудах, работающих под давлением, трубопроводах пара и горячей воды
РД 153-34.2-002-01 Временная методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения
12. Методические документы
Временное положение о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации/утв. Министром МЧС России 16.08.2007 г.
Временные рекомендации по оценке экологической опасности производственных объектов/Госкомэкология РФ 15.03.2000 г.
Единая межведомственная методика оценки ущерба от ЧС техногенного, природного и террористического характера, а также классификация и учет ЧС/утв. Министром МЧС России 1.12.2004 г.
Методика комплексной оценки индивидуального риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера/ВНИИ ГОЧС, ЦИЭКС, СЦ ИГЭ РАН//Аттестована Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС (МВК) протокол от 29.10.2002 г. N 4
Методика определения ущерба окружающей среде при авариях на магистральных нефтепроводах/утв. Минтопэнерго РФ 1.11.1995 г.
Методика оценки последствий лесных пожаров/разработана ВНИИ ГОЧС
Методика оценки эколого-экономических последствий загрязнения земель нефтью и нефтепродуктами/А.А. Быков, В.К. Загвоздкин, И.А. Заикин и др.//Проблемы анализа риска, 2005, т. 2, N 1, с. 8-32
Методика прогнозирования последствий землетрясений/Разработчики ВНИИ ГОЧС, ЦИЭКС, СЦ ИГЭ РАН//Методика аттестована Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС (МВК) протокол от 19.01.2001 г. N 1
Методические рекомендации по определению количества пострадавших при чрезвычайных ситуациях техногенного характера/утв. первым зам. Министра МЧС России 1.09.2007 г. N 1-4-60-9-9
Руководство по оценке рисков ЧС техногенного характера, в т.ч. при эксплуатации критически важных объектов РФ/разраб. ЦСИ ГЗ; утв. первым зам. Министра РФ (МЧС РФ) 9.01.2008 г. N 1-4-60-9
13. Приказы МЧС России
Приказ МЧС России от 2 августа 1999 г. N 79 "О взаимодействии МЧС России и Росгидромета в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Приказ МЧС России от 2 августа 1999 г. N 79 "О взаимодействии МЧС России и Росгидромета в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Приказ МЧС России от 4 марта 2011 г. N 94 "Об утверждении положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Приказ МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях"
Сокращения и обозначения
АСК |
- |
Автоматизированные системы контроля |
АСКР |
- |
Автоматизированная система контроля радиационной обстановки |
АСОП |
- |
Аварийно-спасательное обеспечение полетов |
АСР |
- |
Аварийно-спасательные работы |
АХОВ |
- |
Аварийно химически опасное вещество |
БС |
- |
Биологические средства |
ВВП |
- |
Внутренние водные пути |
ВКО |
- |
Воздушно-космическая оборона |
ГЛОНАСС |
- |
Глобальная навигационная спутниковая система |
ГОНС |
- |
Государственная опорная наблюдательная сеть |
ГМСН |
- |
Государственный мониторинг состояния недр или геологической среды |
ГМССБ |
- |
Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания |
ГИС |
- |
Геоинформационная система |
ГИС МЛП |
- |
Геоинформационная система мониторинга лесных пожаров |
ГН |
- |
Гигиенические нормативы |
ГТС |
- |
Гидротехническое сооружение |
ГУ МЧС России |
- |
Главное управление МЧС России |
ГГД мониторинг |
- |
Гидрогеодеформационный мониторинг |
ГМСКЦ |
- |
Государственный морской спасательно-координационный центр |
ДДС |
- |
Дежурная диспетчерская служба |
ДЗЗ |
- |
Дистанционное зондирование Земли |
ДТП |
- |
Дорожно-транспортное происшествие |
ЕГАСМРО |
- |
Единая государственная автоматизированная система мониторинга радиационной обстановки |
ЕДДС |
- |
Единая дежурная диспетчерская служба |
ЕС АКПС |
- |
Единая система авиационно-космического поиска и спасания |
ЕСВОП |
- |
Единая система выявления и оценки последствий применения оружия массового уничтожения |
ЕСИМО |
- |
Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане |
ЕСНЛК |
- |
Единая сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения |
ЖКХ |
- |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
ИВиС ДВО РАН |
- |
Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН |
ИКИР ДВО РАН |
- |
Институт космофизических исследований и распространения радиоволн ДВО РАН |
ИКС |
- |
Инфракрасная съемка |
ИФЗ РАН |
- |
Институт физики Земли РАН |
ИСДМ |
- |
Информационная система дистанционного мониторинга |
КА |
- |
Космические аппараты |
КВО |
- |
Критически важный объект |
КФ ГС РАН |
- |
Камчатский филиал Геофизической службы РАН |
КСБЖ |
- |
Комплексная система обеспечения безопасности населения и территорий субъекта Российской Федерации |
КФ РЭС |
- |
Камчатский филиал Российского экспертного совета |
КЦПС |
- |
Координационные центры поиска и спасания |
ЛРН |
- |
Ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов |
МАЭД |
- |
Мощность амбиентного эквивалента дозы ионизирующих излучений |
МПВ |
- |
Метод преломленных волн |
МРВ |
- |
Метод рефрагированных волн |
МСКЦ |
- |
Морской спасательно-координационный центр |
НАП |
- |
Навигационная аппаратура потребителей |
НКУ |
- |
Наземный комплекс управления |
ННП |
- |
Нефть и нефтепродукты |
ОДС |
- |
Оперативная дежурная смена |
ОКСИОН |
- |
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей |
ОИВ |
- |
Органы исполнительной власти |
ОПЯ |
- |
Опасные природные явления |
ОХВ |
- |
Опасное химическое вещество |
ОВ |
- |
Опасные вещества |
ПАСОП |
- |
Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов |
ПСОП |
- |
Поисково-спасательное обеспечение полетов |
ПВОО |
- |
Пожаровзрывоопасный объект |
ПОО |
- |
Потенциально опасный объект |
ППОО |
- |
Подводный потенциально опасный объект |
ПРО |
- |
Противоракетная оборона |
ПИОН |
- |
Пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей |
ПУОН |
- |
Пункты уличного оповещения населения |
РАН |
- |
Российская академия наук |
РОО |
- |
Радиационно опасный объект |
РЛС |
- |
Радиолокационные станции |
РТС |
- |
Радиотепловая съемка |
РВ |
- |
Радиоактивные вещества |
РЭС |
- |
Российский экспертный совет |
РПСО |
- |
Региональные поисково-спасательные отряды |
СЗИОНТ |
- |
Система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте |
СВКН |
- |
Средства воздушно-космического нападения |
СМИС |
- |
Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами |
СМП ЧС |
- |
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций |
СМП ЭЗ и ФС обстановки |
- |
Система мониторинга и прогнозирования эпизоотической и фитосанитарной обстановки |
СПРН |
- |
Система предупреждения о ракетном нападении |
СПИД |
- |
Синдром приобретённого иммунного дефицита |
СИ |
- |
Международная система единиц |
ТЭК |
- |
Топливно-энергетический комплекс |
ХОО |
- |
Химически опасный объект |
ЦУКС |
- |
Центр управления в кризисных ситуациях |
ЦУП |
- |
Центр управления перевозками |
ЧС |
- |
Чрезвычайная ситуация |
ФОИВ |
- |
Федеральный орган исполнительной власти |
ФМБА России |
- |
Федеральное медико-биологическое агентство России |
ФП |
- |
Функциональная подсистема |
ФП МЛКиП ЧС |
- |
Функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС |
ФТИ РАН |
- |
Физико-технический институт РАН |
ФП РСЧС - ШТОРМ |
- |
Функциональная подсистема наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
ФП РСЧС - ЦУНАМИ |
- |
Функциональная подсистема РСЧС предупреждения о цунами |
ФП ВСМК |
- |
Функциональная подсистема Всероссийской службы медицины катастроф |
ФП ТО ЛЧС |
- |
Функциональная подсистема транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Термины и определения
Арктическая зона Российской Федерации - часть Арктики, на которую распространяется юрисдикция Российской Федерации.
В Арктическую зону включаются:
а) территории субъектов Российской Федерации:
Мурманская область;
Лоухский, Кемский и Беломорский муниципальные районы Республики Карелия;
Онежский, Приморский, Мезенский муниципальные районы и городские округа Архангельск, Северодвинск и Новодвинск Архангельской области, а также входящие в ее состав острова;
городской округ Воркута Республики Коми;
Ненецкий автономный округ;
Ямало-Ненецкий автономный округ;
Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район, городской округ Норильск, муниципальное образование г. Игарка Туруханского муниципального района Красноярского края;
Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, Верхнеколымский районы (улусы) Республики Саха (Якутия);
Чукотский автономный округ.
б) открытые и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации до Северного полюса, находящиеся в пределах границ, проходящих на западе по меридиану 32°04'35" восточной долготы (а в пределах от 74° до 81° северной широты - по меридиану 35° восточной долготы), на востоке - по меридиану 168°58'37" западной долготы;
в) внутренние воды и территориальное море Российской Федерации, прилегающие к территориям, указанным в пунктах "а" и "б";
г) исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, прилегающие к территориям, указанным в пунктах "а" и "б", в пределах суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации;
д) воздушное пространство над перечисленными в пунктах "а-г" территориями и акваториями [Проект федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации"].
Безопасность информационная:
1. защита конфиденциальности, целостности и доступности информации [ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005];
2. (information security), все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчетности, аутентичности и достоверности информации или средств ее обработки [ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-1-2006].
Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды [Пост. Пр. РФ от 6.06.2013 г. N 477].
Гидротехнические сооружения: ГТС:
1. плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" [ФЗ от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ];
2. сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов [СП 58.13330.2012];
3. плотины, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных организаций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов на окружающую среду [РД 03-626-2003];
4. плотины, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов, противофильтрационные экраны, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, водонасосные станции, и другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия жидких отходов [РД 09-255-99];
5. плотины, дамбы, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, хранилища жидких отходов промышленных организаций с системами гидротранспорта и оборотного водоснабжения; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов на окружающую среду [РД 03-268-99].
Гидротехническое сооружение (гидросооружение):
1. сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод [ГОСТ Р 22.1.11-2002];
2. сооружение, подвергающееся воздействию водной среды, предназначенное для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе, загрязненных жидкими отходами [СО 34.21.307-2005].
Источник природной чрезвычайной ситуации: опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация [ГОСТ Р 22.0.03-95].
Источник техногенной чрезвычайной ситуации: опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация [ГОСТ Р 22.0.05-94].
Критически важные объекты; КВО: объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени [Расп. Пр. РФ от 27.08.2005 г. N 1314-р].
Мониторинг: система наблюдений за процессом (явлением, фактором) природного или техногенного происхождения, состоянием окружающей среды, объекта, а также оценка и прогноз их изменений и развития [НП 064-05].
Мониторинг агрометеорологический: система непрерывных агрометеорологических наблюдений для непрерывного контроля за состоянием почвы и агрофитоценозов, параметрами природной среды и техническими процессами в сельскохозяйственном производстве [ГОСТ 17713-89].
Мониторинг атмосферного воздуха: система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения [ФЗ от 4.05.1999 г. N 96-ФЗ].
Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений: совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений и характером их воздействия на окружающую среду [ПБ 03-438-02].
Мониторинг воздействия: компонент управления риском, предусматривающий действия, предпринимаемые для динамического контроля уровней экспозиции вредного фактора [Р 2.1.10.1920-04].
Мониторинг гидросферы: система наблюдения и контроля за качеством воды, загрязнения ее радиоактивными, опасными химическими и биологическими веществами [ГОСТ Р 22.1.02-95].
Мониторинг горно-экологический: система постоянных и (или) непрерывных наблюдений, анализ и прогноз современного геодинамического состояния геологической среды, оценка негативного влияния горных работ на окружающую среду и безопасность при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей [СП 122.13330.2012].
Мониторинг динамический: систематический контроль динамических характеристик строительных конструкций, осуществляемый с целью принятия решения по условиям их дальнейшей эксплуатации [РБ-045-08].
Мониторинг (контроль) подводного потенциально опасного объекта: система наблюдений и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния объекта, водной среды и донных отложений по физическим, химическим, биологическим и другим показателям, а также оценка и прогноз его изменения [ГОСТ Р 22.0.09-95].
Мониторинг лесных пожаров (лесопожарный мониторинг): система наблюдений и контроля за пожарной опасностью в лесу по условиям погоды, состоянием лесных горючих материалов, источниками огня и лесными пожарами с целью своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению лесных пожаров и (или) снижению ущерба от них [ГОСТ Р 22.1.09-99].
Мониторинг метеорологических явлений и процессов: система регулярных наблюдений и контроля за развитием природных метеорологических явлений и процессов в окружающей среде, за обусловливающими их формирование и развитие факторами, проводимых по единой программе, определенной нормативными документами [ГОСТ Р 22.1.07-99].
Мониторинг объектов и грузов: осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма [Расп. Пр. РФ от 27.08.2005 г. N 1314-р].
Мониторинг окружающей среды: система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения [РБ-046-08].
Мониторинг опасных природных процессов и явлений: система регулярных наблюдений и контроля за развитием опасных природных процессов и явлений в окружающей среде, факторами, обусловливающими их формирование и развитие [РБ-046-08].
Мониторинг природных гидрологических процессов и явлений: система регулярных наблюдений и контроля за развитием природных гидрометеорологических явлений и процессов в окружающей среде и обусловливающими их формирование и развитие факторами, проводимых по единой программе, определенной нормативными документами [ГОСТ Р 22.1.08-99].
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды: долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения [ФЗ от 19.07.1998 г. N 113-ФЗ].
Мониторинг социально-гигиенический: государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека [Пост. Пр. РФ от 2.02.2006 г. N 60].
Мониторинг технический: систематическое наблюдение за состоянием конструкций с целью контроля их качества, оценки соответствия проектным решениям и нормативным требованиям, прогноза фактической несущей способности и прогнозирования на этой основе остаточного ресурса сооружения, принятие обоснованных решений о продлении срока безаварийной эксплуатации объекта [ГОСТ Р 54257-2010].
Мониторинг технического состояния: контроль во времени физического и напряженно-деформированного состояния сооружения, в том числе инструментальными методами, с целью поддержания необходимого уровня его потребительских свойств [СП 79.13330.2012].
Мониторинг технического состояния зданий и сооружений: система наблюдения и контроля, проводимая по определенной программе, утверждаемой заказчиком, для выявления объектов, на которых произошли значительные изменения напряженно-деформированного состояния несущих конструкций или крена, и для которых необходимо обследование их технического состояния (изменения напряженно-деформированного состояния характеризуются изменением имеющихся и возникновением новых деформаций или определяются путем инструментальных измерений) [ГОСТ Р 53778-2010].
Мониторинг фитосанитарный: прогноз и установление наиболее вероятного уровня распространения, численности, интенсивности развития и вредоносности организмов [ФЗ от 19.07.1997 г. N 109-ФЗ].
Мониторинг химически опасного объекта (мониторинг ХОО): система регулярного наблюдения и контроля за состоянием систем безопасности химически опасного объекта, химической обстановкой на его территории и санитарно-защитной и/или охранной зоны, готовностью сил и средств соответствующих служб к ликвидации последствий химических аварий и защите населения [ГОСТ Р 22.1.10-2002].
Мониторинг экологический: комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов [ГОСТ Р 53795-2010].
Мониторинг экспозиций и рисков: один из компонентов управления риском - процесс, заключающийся в принятии решений и действий по динамическому или периодическому контролю уровней экспозиций и рисков [Р 2.1.10.1920-04].
Мониторинг эпизоотологический: система непрерывного слежения за эпизоотической обстановкой, раннего выявления и оценки экстремальных ее отклонений от нормы, моделирования и прогнозирования развития во времени и пространстве, разработки вариантов рекомендаций по защите животных [ГОСТ Р 22.0.04-95].
Объект мониторинга: природный, техногенный или природно-техногенный объект или его часть, в пределах которого осуществляются по определенной программе регулярные наблюдения за окружающей средой для контроля происходящих в ней процессов с целью своевременного выявления и прогнозирования их изменений и оценки [РБ-046-08].
Объекты транспортной инфраструктуры: технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование [ФЗ от 9.02.2007 г. N 16-ФЗ].
Пожаровзрывоопасный объект; ПВОО: объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации [ГОСТ Р 22.0.05-94];
Потенциально опасный объект; ПОО:
1. объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации [ГОСТ Р 22.0.02-94*; ГОСТ Р 12.2.143-2009 по ГОСТ Р 22.0.02-94; СП 11-112-2001 по ГОСТ Р 22.0.02; СП 11-107-98; СП 11-113-2002];
2. совокупность зданий, строений, сооружений, машин, оборудования и технических средств, расположенных на определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации объекте использования атомной энергии (в том числе ядерной установке, пункте хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов), опасном производственном, особо опасном, технически сложном, уникальном объекте и гидротехническом сооружении, авария на котором может привести к чрезвычайной ситуации [ГОСТ Р 55059-2012].
Прогнозирование лесных пожаров: определение вероятности возникновения разрастания лесных пожаров во времени и пространстве на основе анализа данных мониторинга лесных пожаров [ГОСТ Р 22.1.09-99].
Прогнозирование опасных атмосферных процессов и явлений: определение вероятности возникновения и развития в определенном месте и в определенное время опасных метеорологических и агрометеорологических процессов и явлений, а также оценка возможных последствий их появления [ГОСТ Р 22.1.02-95].
Прогнозирование опасных геологических процессов и явлений: система мероприятий по определению возможности возникновения, развития опасных геологических процессов и явлений, их характера, масштабов и продолжительности, вероятности возникновения природных чрезвычайных ситуаций, а также возможных последствий в зоне их воздействия [ГОСТ Р 22.1.02-95].
Прогнозирование возникновения источников природных чрезвычайных ситуаций: заблаговременное определение вероятности возникновения источников природных ЧС и их интенсивности [ГОСТ Р 22.0.11-99].
Прогнозирование опасных гидрологических процессов и явлений: определение вероятности возникновения и динамики развития опасных гидрологических процессов и явлений, оценка их масштабов и риска возникновения чрезвычайных ситуаций [ГОСТ Р 22.1.02-95; ГОСТ Р 22.1.08-99 по ГОСТ Р 22.1.02].
Прогнозирование природных пожаров: определение вероятности возникновения и динамики развития природных пожаров с оценкой вероятных неблагоприятных последствий [ГОСТ Р 22.1.02-95].
Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций: заблаговременное определение вероятности возникновения последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население, территорию и окружающую природную среду [ГОСТ Р 22.0.11-99].
Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций: опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф [ГОСТ Р 22.1.02-95; ГОСТ Р 22.1.12-2005 по ГОСТ Р 22.1.02-95].
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций: опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер [ГОСТ Р 22.1.02-95; ГОСТ Р 22.1.12-2005 по ГОСТ Р 22.1.02-95].
Прогнозирование эпидемий: определение вероятности возникновения, масштабов развития эпидемий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней среди населения, снижению общей инфекционной заболеваемости людей и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпидемиями [ГОСТ Р 22.1.02-95].
Прогнозирование эпизоотий: определение вероятности возникновения, масштабов развития эпизоотий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней сельскохозяйственных животных, снижению общей инфекционной заболеваемости сельскохозяйственных животных и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпизоотиями [ГОСТ Р 22.1.02-95].
Прогнозирование эпифитотий: определение вероятности возникновения, масштабов развития эпифитотий и их последствий, а также появления и размножения вредителей сельскохозяйственных культур с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней и вредителей сельскохозяйственных растений и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпифитотиями [ГОСТ Р 22.1.02-95].
Радиационно опасный объект; РОО: объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей среды [ГОСТ Р 22.0.05-94];
Химически опасный объект; ХОО: объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды [ГОСТ Р 22.0.05-94; ГОСТ Р 22.9.02 по ГОСТ Р 22.0.05];
Чрезвычайная лесопожарная ситуация; ЧЛС: обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации - лесного пожара (лесных пожаров), который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и/или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [ГОСТ Р 22.1.09-99].
Чрезвычайная ситуация; ЧС: обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [ФЗ от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ].
Чрезвычайная ситуация биолого-социальная (биосоциальная ЧС): состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений [ГОСТ Р 22.0.04-95].
Чрезвычайная ситуация на акватории: состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей и мореплавания, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, морским (речным) объектам, водной флоре и (или) фауне на море или внутреннем водном бассейне [ГОСТ Р 22.0.09-95*].
Чрезвычайная ситуация природная: обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [ГОСТ Р 22.0.03-95].
Чрезвычайная ситуация техногенная: состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде [ГОСТ Р 22.0.05-94].
Введение
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях свидетельствует, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, а также техногенные аварии являются основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития Российской Федерации. В связи с этим достижение целей развития РСЧС ставит приоритетную задачу создания и совершенствования деятельности по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. Важнейшей составляющей этой деятельности является комплексное решение вопросов мониторинга и прогнозирования ЧС, своевременного выявления угроз и реагирования на опасности на региональном уровне при создании комплексных систем безопасности жизнедеятельности населения.
Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций представляется как совместное функционирование федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций. Мониторинг и прогнозирование ЧС осуществляется силами и средствами наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих различные виды мониторинга (контроля), в том числе и в рамках комплексных систем безопасности жизнедеятельности населения. При этом главные усилия должны быть направлены на создание эффективных информационно-аналитических систем наблюдения за предвестниками стихийных бедствий и контроля состояния потенциально опасных объектов.
Совершенствование деятельности в области мониторинга и прогнозирования ЧС в целях дальнейшего повышения готовности органов управления регионального уровня к ликвидации чрезвычайных ситуаций (в рамках КСБЖ) целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
внедрение современных высокоэффективных информационно-аналитических систем, обеспечивающих оперативную обработку больших объемов информации, базирующихся на технологиях интеллектуального анализа данных, в том числе для анализа и оценки риска ЧС;
внедрение современных информационно-расчетных комплексов, выполняющих функции по прогнозированию возможных ЧС, расчету сил и средств оперативного реагирования;
внедрение современных информационных технологий визуализации как реальной, так и прогнозируемой обстановки в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера с помощью интерактивных систем (карта возможных рисков и опасностей возникновения ЧС), обеспечивающих наглядное представление ситуации в единой геоинформационной системе региона;
создание единой информационно-справочной системы, обеспечивающей информационную поддержку оперативных подразделений территориальных органов МЧС России;
обеспечение информационной безопасности с использованием современных высокоэффективных систем защиты информации.
При организации деятельности по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций необходимо учитывать следующие основные особенности:
а) при ЧС природного характера:
риск чрезвычайных ситуаций природного характера определяется большим количеством факторов локального, регионального, глобального и космического характера;
суммирующий эффект взаимодействия определяющих факторов, в том числе и поражающих, характеризуется тем, что их действие существенно превосходит эффект отдельных факторов в виде их простой суммы, то есть в явном виде наблюдается явление сложно предсказуемого синергизма;
прогнозируемые опасные природные явления (ОПЯ) имеют множество предвестников, которые необходимо изучать, однако большинство из них не являются специфичными для конкретного прогнозируемого ОПЯ;
существует проблема оправдываемости прогнозов возникновения опасных природных явлений; например, для гидрометеорологических ОПЯ наибольшую точность имеют краткосрочные прогнозы, для эндогенных явлений (землетрясения, извержения вулканов) - долгосрочные.
б) при ЧС техногенного характера:
необходимость проведения вероятностного анализа безопасности ПОО, определение и уточнение показателей риска и перечня типовых аварий;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций осуществляется на объектовом, муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
проведение всестороннего анализа риска чрезвычайных ситуаций;
ежегодное представление обобщенных и проанализированных сведений о результатах прогнозирования чрезвычайных ситуаций и выполнения мероприятий по снижению риска на потенциально опасных объектах;
взаимодействие между различными органами государственной власти и функциональными подсистемами РСЧС на основе заключения соответствующих соглашений.
Рассматривая конкретную деятельность по мониторингу и прогнозированию ЧС на региональном уровне, можно провести анализ действий по ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке. Так, в аналитических материалах отмечается, что основными проблемами по обеспечению безаварийного пропуска вод являются:
недостаточно (слабо) развитая сеть гидропостов, что не позволило достоверно и заблаговременно оценивать реальную обстановку в период развития чрезвычайной ситуации;
мониторинг паводковой обстановки осуществлялся в рамках функциональной подсистемы РСЧС Росгидромета силами созданных оперативных групп на временных гидропостах, которые были организованы в муниципальных образованиях на основании соглашений с территориальными органами Росгидромета.
Тем не менее, по общему мнению экспертов, полностью предотвратить чрезвычайную ситуацию на Дальнем Востоке, связанную с крупномасштабным наводнением в августе 2013 г., не представлялось возможным "в виду сложившихся социально-экономических реалий". То есть проведенные превентивные мероприятия в рамках предупреждения такой крупномасштабной ЧС оказались недостаточными.
Таким образом, первая проблема - это проблема заблаговременного прогнозирования, так как нельзя быть постоянно и полностью готовым к реагированию на такие крупномасштабные, экстремальные чрезвычайные ситуации.
Можно привести пример. После аварии в Чернобыле в 1986 г. были проведены беспрецедентные по своему масштабу мероприятия, направленные на повышение безопасности АЭС и эффективности противоаварийных мероприятий в России и за рубежом. Специалисты уверили (и уверяют) мировое сообщество, что "такого больше не может быть, потому что не может быть никогда". Однако 11 марта 2011 г. произошла крупная авария на АЭС "Фукусима-1", вызванная воздействием на станцию огромной волны цунами.
Очевидно, в программах социально-экономического развития регионов можно и нужно предусматривать ограничение размещения крупных населенных пунктов в потенциально затапливаемых районах, а также проведение работ по расселению населения, проживающего в ежегодно подтапливаемых населенных пунктах, в безопасные районы.
Другой проблемой является оправдываемость прогнозов. В долгосрочных прогнозах центром "Антистихия" на июль-август 2013 г. прогнозировалась высокая вероятность возникновения ЧС на Дальнем Востоке до межмуниципального уровня, связанных с подтоплением населенных пунктов и объектов инфраструктуры (дороги, мосты, ЛЭП и т.п.). С начала июля 2013 г. территориальными органами Росгидромета в Дальневосточном федеральном округе составлялись предупреждения об очень сильных осадках в регионе на уровне оперативных и краткосрочных прогнозов.
В итоге: адекватное, оперативное и долгосрочное прогнозирование угрозы подтопления позволило своевременно осуществить комплекс мероприятий, существенно снизивших ущерб от катастрофического наводнения (в том числе и количество пострадавших), а также создать условия для проведения спасательных и других неотложных работ в зонах затопления.
Третья проблема - раннее предупреждение о ЧС. Опыт показывает, что среди превентивных мер одним из наиболее действенных средств для снижения ущерба является раннее предупреждение о ЧС, основой которого является отлаженная система мониторинга и прогнозирования.
Можно привести показательный пример. Сильный тропический циклон в Бангладеш в 1970 г. унес примерно 300 тыс. человеческих жизней, в то время как аналогичные циклоны в 1992 и 1994 гг., когда были в основном решены вопросы раннего предупреждения, унесли 13 тыс. и 200 человеческих жизней соответственно.
Анализ опыта реагирования МЧС России на Дальнем Востоке показал, что в практической работе руководства и органов управления различного уровня имеет место ряд системных недостатков. В частности, в области мониторинга к ним относятся:
неоднозначность разграничения ответственности между органами исполнительной власти и структурами МЧС России при ликвидации масштабных долговременных ЧС;
недостаточность нормативной правовой базы по подготовке и представлению прогнозной информации, а также по организации реагирования на эти прогнозы, особенно при лавинообразном развитии крупномасштабных ЧС;
недостаточность уровня организации единого информационного пространства в работе МЧС России и функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
На первый взгляд система информационного взаимодействия отлажена и функционирует на основе принятых двусторонних соглашений о взаимодействии, регламентов и алгоритмов взаимодействия. Вместе с тем, эти документы часто имеют общий, шаблонный характер и не учитывают специфику развития отдельных видов ЧС, их возможных особенностей, масштабов и ущерба.
В настоящее время в практическую плоскость поставлено создание системы управления рисками чрезвычайных ситуаций. Возможными направлениями деятельности в этой области являются:
совершенствование комплекса мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на основе прогностической информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти в МЧС России на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;
совершенствование комплекса мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе оперативной информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций в рамках территориальных функциональных подсистем РСЧС в составе сил наблюдения и контроля в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
совершенствование структуры и четкого распределения функций в области мониторинга и прогнозирования на длительный период;
совершенствование системы интеллектуальной поддержки принятия решений в области предупреждения и ликвидации ЧС при недостаточной и/или нечеткой информации об обстановке и высоком темпе ее изменений.
В системе управления риском ЧС упор делается не на функциональную, как в традиционных системах управления, а на организационную составляющую, когда критерием деятельности является не социально-экономические показатели, а минимизация времени на проведение экстренных мероприятий по защите населения и сведение к минимуму количества пострадавших (жертв) и ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Говоря о причинах недостаточной эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, можно отметить еще одну немаловажную проблему - проблему запаздывания ответных действий. Многочисленные примеры опыта ликвидации ЧС в России и за рубежом показывают, что даже достоверной, четкой и своевременной информации (то есть в современных формулировках - раннего предупреждения) оказывается недостаточно для экстренного реагирования на ЧС за счет эффективных оперативных действий.
Причины запаздывания ответных действий (экстренного реагирования) могут быть в инертности информационной системы, связанной с необходимостью проверки и подтверждения информации о возникновении ЧС, а также спецификой психологии управления в чрезвычайных ситуациях в целом и психическими особенностями отдельного человека (управленца) в частности.
Эти аспекты представляются объективными, так как понятна высокая ответственность руководителя за принятие важных, не терпящих отлагательства решений в сложных условиях динамичной обстановки и неопределенности данных, когда каждая последующая минута промедления может привести к дополнительным жертвам и непредсказуемым последствиям.
Другим аспектом этой проблемы сбоев при хорошей работе системы мониторинга и прогнозирования является то, что в соответствии с существующими критериями информирования о ЧС население оповещается о возможном опасном природном явлении, например, землетрясении или цунами, и необходимых действиях в этом случае, однако раз за разом случается, что предсказанного события не происходит. С одной стороны - и очень хорошо, а с другой стороны - население теряет бдительность и в дальнейшем игнорирует такие сообщения. И это неминуемо приводит к серьезным последствиям, если опасное явление все-таки происходит.
Важно отметить, что вопросы по совершенствованию организации мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций руководством МЧС России ставятся и решаются. Так, в МЧС России организована работа по повышению эффективности деятельности в области мониторинга и прогнозирования ЧС, в продвинутой стадии находится разработка и уточнение нормативной правовой базы, внедрение комплексных систем безопасности жизнедеятельности населения на региональном уровне и т.п.
Возможности мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций могут быть существенно расширены за счет использования космической системы ГЛОНАСС и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) при сборе данных об обстановке и оперативной оценке обстановки в ЧС, в том числе и о трансграничном переносе опасных веществ, на основе интеграции российской системы мониторинга и прогнозирования ЧС с аналогичной международной системой.
Заключение
При организации деятельности в области мониторинга и прогнозирования ЧС органам управления территориальной и функциональных подсистем субъекта Российской Федерации необходимо руководствоваться значениями целевых индикаторов и показателей эффективности реализации федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 555 (с изменениями).
В частности, повышение эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также населения в местах массового пребывания, в процентах к 2010 году:
повышение полноты охвата системами мониторинга на 1,85 процента;
повышение достоверности прогноза на 1,75 процента;
повышение полноты информационного обеспечения населения в местах массового пребывания при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях на 6,58 процента;
повышение полноты мониторинга состояния объектов теплоснабжения населения на 12,17 процента.
Список использованных источников
1. Шойгу, С.К. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. М.: "Дизайн, Информация, Картография", 2005.
2. Стратегические риски России: оценка и прогноз/под общей ред. Ю.Л. Воробьева; МЧС России. - М.: Деловой экспресс. - 2005.
3. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2013 году. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧ (ФЦ), 2014.
4. Современные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций/под общ. ред. В.А. Пучкова/МЧС России. - М.: ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России. - 2013. - 352.
5. Наставление по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России. - М.: МЧС России. - 2012.
6. Методические рекомендации об организации взаимодействия с органами управления и силами функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций/утв. пр. СРЦ МЧС России от 11.03.2013 N 172.
7. Р 52.18.787-2013. Методика оценки радиационных рисков на основе данных мониторинга радиационной обстановки. Обнинск: ФГБУ "ВНИИГМИ - МЦД". - 2014. - 108 с.
Заместитель Министра Российской |
А.П. Чуприян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по организации и ведению органами управления РСЧС мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (утв. МЧС России 18 февраля 2015 г. N 2-4-87-10-14)
Текст рекомендаций приводится по изданию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Москва, 2015 г.)
Методические рекомендации разработаны авторским коллективом ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России
В подготовке методических рекомендаций принимали участие Горбунов С.В., Ильков А.В., Кондратьев-Фирсов В.М., Малышев В.П., Мордвинова В.А., Пучков М.В., Ульев А.В., Фалеев М.И.
Письмом МЧС России от 30 декабря 2019 г. N 43-7134-11 настоящий документ отменен с 30 декабря 2019 г.