Представление Счетной палаты РФ от 7 апреля 2016 г. N ПР 05-33/05-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка законности, результативности и эффективности осуществления в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года филиалами федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" возложенных функций" на объектах:
Западная государственная инспекция пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (г. Калининград) (далее - Западная ГИПН);
Северо-Западная государственная инспекция пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (г. Санкт-Петербург) (далее - Северо-Западная ГИПН);
Государственная инспекция пробирного надзора по г. Москве и Московской области (г. Москва) (далее - ГИПН по г. Москве и Московской области);
Волго-Вятская государственная инспекция пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (г. Нижний Новгород) (далее - Волго-Вятская ГИПН);
Донская государственная инспекция пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (г. Ростов-на-Дону) (далее - Донская ГИПН).
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2015 году в Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" внесены изменения, касающиеся расширения полномочий ФКУ "Пробирная палата России".
Проверкой установлено, что нормативные акты Минфина России, регулирующие порядок осуществления федерального государственного пробирного надзора не приведены в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
1.1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1355 утверждены Правила осуществления федерального государственного пробирного надзора, в соответствии с пунктом 5 которых Минфин России осуществляет нормативное правовое и методическое обеспечение отношений, связанных с осуществлением федерального государственного пробирного надзора в рамках своих полномочий. Указанные правила установили в том числе, порядок осуществления федерального государственного пробирного надзора, в том числе осуществления постоянного государственного надзора, организацию и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Однако Инструкция по осуществлению пробирного надзора, утвержденная приказом Минфина России от 11 января 2009 г. N 1н, не приведена в соответствие с Правилами осуществления федерального государственного пробирного надзора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1355.
1.2. Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ в Федеральный закон N 41-ФЗ в 2015 году введена новая статья 26.1 "Федеральный государственный пробирный надзор". Согласно пункту 3 статьи 26.1 в отношении аффинажных организаций или организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, устанавливается режим постоянного государственного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Федерального закона N 41-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пробирного надзора, с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения пункта 3 статьи 26.1 Федерального закона N 41-ФЗ.
Пунктами 5 и 6 статьи 26.1 Федерального закона N 41-ФЗ определены основания для проведения внеплановой проверки, которая может быть проведена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подведомственными ему государственными учреждениями с извещением о ее проведении органов прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 11 Правил осуществления федерального государственного пробирного надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1355, сроки и последовательность административных процедур при осуществлении федерального государственного пробирного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Проверкой установлено, что в нарушение указанных нормативных правовых актов Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного пробирного надзора Минфином России до настоящего времени не утвержден.
1.3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1052 утверждены Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, согласно пункту 2 которого определены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не подлежащие постановке на специальный учет. Кроме того согласно пункту 3 указанных Правил специальный учет осуществляется посредством включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, оформляемый в порядке, утверждаемом Минфином России.
Однако Инструкция о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденная приказом Минфина России от 16 июня 2003 г. N 51н "О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями", не приведена в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1052.
1.4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 г. N 1111 внесены изменения в Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731 в части распространения действия правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, в том числе на индивидуальных предпринимателей, а также в части изменения порядка учета драгоценных металлов и драгоценных камней, который должен осуществляться на бумажных носителях или в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и др.
Проверкой установлено, что Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н, не приведена в соответствие с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 г. N 1111 в Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731.
1.5. Перечень организаций, в которых осуществляется постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 1999 г. N 64, и включал 27 организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона N 41-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1356 утверждено Положение о режиме постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней и утвержден перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора в количестве 13 организаций.
Кроме того, указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1356 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 1999 г. N 64 "Об организациях, в которых осуществляется постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней".
Следует отметить, что приказ Минфина России от 28 июля 1999 г. N 201 "Об обеспечении постоянного государственного контроля за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней" не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1356.
При этом соответствующий приказ Минфина России, касающийся обеспечения режима постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1356, до настоящего времени не разработан.
Таким образом, Минфином России необходимые меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством, в рамках полномочий, установленных подпунктом "б" пункта 5 Правил осуществления федерального государственного пробирного надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1355, не приняты.
2. Проверкой установлено, что ФКУ "Пробирная палата России" допускались нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет ГИПН, предусмотренного приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений", а также приказами Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 675 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства финансов Российской Федерации и бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации" и от 5 декабря 2013 г. N 413 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства финансов Российской Федерации и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации".
Бюджетные сметы ГИПН и изменения к ним утверждались руководителем ФКУ "Пробирная палата России" в отсутствие обоснований (расчетов), что указывает на несоблюдение ФКУ "Пробирная палата России" пункта 6 раздела II Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, согласно которому обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы. Обоснования (расчеты) направлялись ГИПН после утверждения бюджетных смет и изменений показателей бюджетных смет ФКУ "Пробирная палата России".
Так, обоснования (расчеты) к бюджетной смете на 2015 год Донской ГИПН от 16 января 2015 года на сумму 28 463,8 тыс. рублей направлены в ФКУ "Пробирная палата России" 9 апреля 2015 года, то есть почти через три месяца после утверждения сметы.
Обоснования (расчеты) к бюджетной смете на 2015 год Северо-Западной ГИПН от 16 января 2015 года на сумму 56 611,0 тыс. рублей направлены Северо-Западной ГИПН в ФКУ "Пробирная палата России" 27 апреля 2015 года, то есть более чем через 3 месяца.
Обоснования (расчеты) к бюджетной смете на 2015 год, утвержденной 16 января 2015 года, ГИПН по г. Москве и Московской области направлены в ФКУ "Пробирная палата России" 6 февраля 2015 года на 2015 год, то есть через 21 день после ее утверждения.
Кроме того, в Волго-Вятской ГИПН отсутствуют расчеты в обосновании изменений бюджетной сметы на 2013 год к 6 изменениям на общую сумму (+) 6 112,1 тыс. рублей; бюджетной сметы на 2014 год на сумму 15 415,8 тыс. рублей; изменений бюджетной сметы на 2014 год к 8 изменениям на общую сумму (+) 8 417,5 тыс. рублей; изменений бюджетной сметы на 2015 год к 6 изменениям на общую сумму (+) 6 719,6 тыс. рублей.
3. В течение 2013 - 2015 годов лимиты бюджетных обязательств доводились ФКУ "Пробирная палата России" от 12 до 24 раз в течение года по каждой ГИПН и вносились изменения в первоначально утвержденные показатели бюджетных смет.
Так, доведение лимитов бюджетных обязательств и утверждение бюджетных смет ГИПН осуществлялось ФКУ "Пробирная палата России" по виду расходов 111 "Фонд оплаты труда казенных учреждений", а также по виду расходов 112 "Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда" не в целом на финансовый год, а частями на 2, 4 и 6 месяцев.
В результате внесенных изменений первоначально утвержденные ФКУ "Пробирная палата России" лимиты бюджетных обязательств и показателей бюджетных смет ГИПН увеличились в среднем в 2 раза (за период 2013 - 2015 годов с 547 558,7 тыс. рублей до 1 109 787,3 тыс. рублей).
По виду расходов 112 "Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда" показатели расходов на командировки первоначально не были утверждены ГИПН по г. Москве и Московской области на 2015 год, Донской ГИПН на 2013 год и 2015 год, Западной ГИПН на 2013 год и 2015 год, Волго-Вятской ГИПН на 2013 год и на 2015 год, а утверждались в связи с письменными обращениями начальников ГИПН по мере необходимости выезда сотрудников ГИПН в служебные командировки.
Так, Северо-Западной ГИПН показатели по виду расходов 112 утверждались ежегодно, при этом утвержденные первоначально показатели в течение года были увеличены:
в 2013 году в 26,8 раз (с 10,0 тыс. рублей до 267,6 тыс. рублей);
в 2014 году в 1,4 раза (со 136,0 тыс. рублей до 207,2 тыс. рублей);
в 2015 году в 12,9 раз (с 50,6 тыс. рублей до 654,2 тыс. рублей).
4. В соответствии с пунктом 14.16 Положения о ФКУ "Пробирная палата России", утвержденного приказом Минфина России от 12 декабря 2015 г. N 327, для осуществления своих функций ФКУ "Пробирная палата России" имеет право приобретать и арендовать имущество, необходимое для осуществления своей деятельности, за счет средств, получаемых в установленном порядке.
Группы государственного контроля, образованные из специалистов ГИПН, обеспечивают соответствующий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. Кроме того, на предприятиях, осуществляющих деятельность в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, размещаются производственные участки по опробованию и клеймению.
Вместе с тем, в проверяемом периоде деятельности ГИПН по г. Москве и Московской области, Северо-Западной ГИПН и Донской ГИПН в рамках выполнения функции постоянного государственного контроля (постоянного пробирного надзора), а также для размещения производственных участков по опробованию и клеймению, осуществляли свою деятельность в помещениях, находящихся в собственности (в пользовании) предприятий различных форм собственности, в том числе и коммерческих, осуществляющих деятельность в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, на безвозмездной основе без оформления договорных отношений.
Так, группы постоянного контроля и сотрудники производственных участков ГИПН по г. Москве и Московской области занимали помещения на безвозмездной основе на следующих предприятиях:
в ФГУП "Московский завод по обработке специальных сплавов" (97 кв. м),
ООО "Столичный ювелирный завод" (223 кв. м),
ОАО "Алмазный мир" (338,1 кв. м),
ООО "ЮК Эстет" (305,4 кв. м),
ООО "Ювелирный завод "Адамант" (229,6 кв. м),
ООО "Приокский завод цветных металлов" (18,2 кв. м),
ОАО "Щелковский завод вторичных драгоценных металлов" (23,3 кв. м),
ОАО "Аурат" (12,8 кв. м),
ОАО "Производственное объединение "Кристалл" (32,7 кв. м),
ОАО "Алмазинструмент" (8 кв. м).
Кроме того, группа постоянного контроля Северо-Западной ГИПН занимала помещения на безвозмездной основе в ОАО "КГМК", группа постоянного контроля и сотрудники производственного участка Донской ГИПН занимали помещения в ОАО "Терек-Алмаз" и ООО "Гуриати".
По фактам нахождения групп постоянного контроля ГИПН на безвозмездной основе без оформления договорных отношений Генеральной прокуратурой Российской Федерации вынесено представление начальнику ГИПН по г. Москве и Московской области А.В. Чибисову от 8 сентября 2014 г. N 30/1-17д-п.14-2014.
В настоящее время Росимуществом и Минфином России принято решение о рассмотрении вопроса заключения долгосрочных договоров аренды на занимаемые нежилые помещения (письмо ФКУ "Пробирная палата России" от 4 марта 2016 г. N 40-03-1-05/323 в адрес Счетной палаты Российской Федерации).
5. Проверкой установлены нарушения статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и по найму жилого помещения, а также статьи 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, согласно которой работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения.
Так, при командировании в служебные командировки экспертов ГИПН для проведения экспертизы музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней, оплата проживания и транспортных расходов осуществлялась за счет учреждений культуры, в отношении предметов которых проводилась экспертиза.
В частности, в ГИПН по г. Москве и Московской области в 2014 году установлено 9 фактов оплаты за проживание в гостиницах за счет средств учреждений культуры, в которые направлялись при командировании эксперты ГИПН по г. Москве и Московской области для проведения экспертизы 2 696 музейных предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в городах Тула, Суздаль, Нижний Новгород, Переславль-Залесский, Курск, Плес.
В 2015 году в ГИПН по г. Москве и Московской области установлено 5 фактов оплаты при командировании в города Суздаль, Александров и Нижний Новгород.
По Северо-Западной ГИПН в 2014 и 2015 годах установлено 4 факта оплаты командировочных расходов на проживание и проезд из городов Псков, Новгород и Архангельск трех экспертов за счет следующих учреждений культуры (музеев): ГБУК "Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" (г. Псков), ФГБУК "Новгородский государственный музей-заповедник" (г. Новгород) (два эксперта, 5 суток, экспертиза осуществлена в отношении 599 штук предметов) и ГБУК "Архангельский краеведческий музей" (г. Архангельск) (два эксперта, 9 суток).
6. В соответствии с пунктом 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, авансовый отчет по командировке представляется работодателю в течение 3 рабочих дней по возвращении из командировки.
Проверкой выявлены случаи нарушения установленного срока и представления сотрудниками ГИПН по Москве и Московской области и Волго-Вятской ГИПН авансовых отчетов по командировкам в срок от 4 до 21 дня по возвращении из командировки.
7. При проведении проверки выявлено нарушение порядка и сроков хранения документов, установленных пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", выразившееся в отсутствии авансовых отчетов по четырем командировкам сотрудников Волго-Вятской ГИПН, подлежащих хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
В Волго-Вятской ГИПН имеется отчетность по итогам командирования в 2013 году только по пяти командировкам - в виде авансовых отчетов на общую сумму 27,1 тыс. рублей. При этом по учетным данным расходы Волго-Вятской ГИПН по возмещению командировочных расходов сотрудников (на проживание, оплату проезда и суточных) составили в 2013 году 98,5 тыс. рублей, то есть расходы на сумму 71,4 тыс. рублей не подтверждены.
Ответственность должностных лиц за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 15.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
8. ГИПН по г. Москве и Московской области, Северо-Западная ГИПН, Западная ГИПН, Донская ГИПН во исполнение части 1 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации вели реестры закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов, и направляли их в ФКУ "Пробирная палата России" для включения в общую отчетность Минфина России.
Однако в нарушение части 1 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации Волго-Вятской ГИПН в период 2013 - 2014 годов указанные реестры не велись.
9. Проверка показала, что в нарушение приказов Росстата от 30 августа 2012 г. N 473 и от 18 сентября 2013 г. N 374 форма N 1-торги и форма N 1-контракт, направленные в 2013 и 2014 годах Северо-Западной ГИПН, Донской ГИПН и ГИПН по Москве и Московской области в ФКУ "Пробирная палата России" для формирования общей отчетности, содержат недостоверную информацию и не соответствуют данным по фактическим закупкам, произведенным ГИПН, по количеству и сумме закупок малого объема.
Следует отметить, что в 2014 году в ходе контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2013 год на объекте ФКУ "Пробирная палата России" было установлено расхождение показателей отчета ФКУ "Пробирная палата России" за 2013 год с фактическими данными форм N 1-торги центрального аппарата и 18 филиалов (по малым закупкам). В этой связи Счетная палата Российской Федерации направила письмо в Росстат от 30 мая 2014 г. N 05-69/05-02, в котором проинформировала о выявленном нарушении.
ФКУ "Пробирная палата России" находится в ведении Минфина России, который является главным распорядителем средств федерального бюджета и обязан предоставлять в Росстат отчет по форме N 1-торги (N 1-контракт), сформированный с учетом сведений о торгах и других способах размещения заказов, проведенных подведомственными бюджетными учреждениями.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".
10. В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются обязанности по охране на договорной основе объектов в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1629-р, включены административные здания государственных инспекций пробирного надзора ФКУ "Пробирная палата России". Однако в ходе контрольного мероприятия выявлено, что ГИПН (за исключением Северо-Западной ГИПН) заключены договоры на их охрану с частными охранными предприятиями.
11. Проверкой установлено, что Волго-Вятской ГИПН в 2015 году оплачены за счет средств федерального бюджета подрядчикам ООО "Юнистаб" (г. Нижний Новгород) и ООО "Вектор-НН" (г. Нижний Новгород) невыполненные работы по государственным контрактам по ремонту помещений и техническому обслуживанию системы вентиляции и ремонту крыши административного здания Волго-Вятской ГИПН на общую сумму 504,3 тыс. рублей.
Государственный контракт от 10 декабря 2015 г. N 360215 заключен ФКУ "Пробирная палата России" в лице начальника Волго-Вятской ГИПН О.Б. Самарина с ООО "Юнистаб" на выполнение в срок с 10 по 25 декабря 2015 года работ по ремонту помещений и техническому обслуживанию системы вентиляции в химической лаборатории.
Согласно пункту 7.4 указанного контракта приемка работ осуществляется приемочной комиссией и оформляется актом приемки, который подписывается членами приемочной комиссии и утверждается начальником Волго-Вятской ГИПН. При несоответствии произведенных работ условиям контракта, Акт приемки не подписывается.
Согласно контракту оплате подлежали следующие работы: демонтажные работы (демонтаж вентиляторов, клапанов огнезадерживающих, фильтров воздуховодов, зонтов над шахтами, виброизолятора, пробивка проемов в конструкциях из кирпича и др.) на сумму 57,4 тыс. рублей; монтажные работы (установка вентиляторов, клапанов, фильтров, прокладка воздуховодов, установка вставок гибких к радиальным вентиляторам, монтаж флюгарка кислотостойкого и др.) на сумму 314,9 тыс. рублей, включая оборудование; пусконаладочные работы системы вентиляции на сумму 10,2 тыс. рублей.
В ходе проверки установлено, что фактически работы по ремонту не были выполнены в полном объеме, что подтверждается письмом начальника Волго-Вятской ГИПН О.Б. Самарина от 17 февраля 2016 г. б/н и является нарушением пункта 7.4 государственного контракта от 10 декабря 2015 г. N 360215, части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а также пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Государственный контракт от 26 ноября 2015 г. N 340215 на сумму 121,8 тыс. рублей заключен ФКУ "Пробирная палата России" в лице начальника Волго-Вятской ГИПН О.Б. Самарина с ООО "Вектор-НН" на выполнение в срок с 26 ноября по 15 декабря 2015 года работ по ремонту участка кровли административного здания Волго-Вятской ГИПН с утеплением.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что работы по ремонту участка кровли с утеплением не выполнены, что подтверждается письмом начальника Волго-Вятской ГИПН О.Б. Самарина от 17 февраля 2016 г. б/н.
Тем не менее, согласно платежному поручению от 29 декабря 2015 г. N 730853 оплата ООО "Вектор-НН" произведена в полном объеме как за выполненные работы - 121,8 тыс. рублей.
Согласно пункту 3.5 указанного контракта оплата выполненных работ осуществляется на основании Акта о приемке выполненных работ, акта ввода в эксплуатацию, подписанного обеими сторонами.
Акт о приемке выполненных работ по контракту подписан сторонами без указания даты, акт ввода в эксплуатацию и сведения о проведении экспертизы результатов выполненных работ отсутствуют.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении пункта 3.5 государственного контракта от 26 ноября 2015 г. N 340215, частей 1 и 3 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой заказчик обязан провести приемку выполненных работ, включая проведение экспертизы результатов работ, и оплатить выполненные работы, и пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации.
12. Первоначальные прогнозные показатели поступлений в федеральный бюджет государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора за период 2013 - 2014 годов в течение года корректировались ФКУ "Пробирная палата России" в сторону увеличения.
При этом фактическое поступление государственной пошлины ежегодно превышало прогнозные показатели, скорректированные в течение года: на 9,83% в 2013 году, на 13% в 2014 году, на 19,65% в 2015 году, в том числе: в 2014 году Западной ГИПН - на 58,8%, Волго-Вятской ГИПН - на 30%, Донской ГИПН - на 27,1%, в 2015 году ГИПН по г. Москве и Московской области - на 23,8 процента, что свидетельствует о низком качестве планирования доходов федерального бюджета по поступлению государственной пошлины ФКУ "Пробирная палата России".
13. Проверкой установлено расхождение между данными баланса и данными оборотно-сальдовых ведомостей Волго-Вятской ГИПН, которое составляло на 01.01.2013 г. 277,6 тыс. рублей, на 01.01.2014 г. - (-) 316,9 тыс. рублей, на 01.01.2015 г. - (-) 382,0 тыс. рублей, что является нарушением пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также нарушением требований пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н.
14. В ходе проверки установлено, что бюджетная отчетность Волго-Вятской ГИПН на 1 января 2016 года составлена без подтверждения данными инвентаризации, что является нарушением пункта 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, согласно которому перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств.
В соответствии с приказом начальника Волго-Вятской ГИПН О.Б. Самарина от 24 декабря 2015 г. N 18 в Волго-Вятской ГИПН должна была проводиться годовая инвентаризация драгоценных металлов во всех видах, государственных пробирных игл, государственных пробирных клейм, бланков строгой отчетности, основных средств. Материалы по результатам инвентаризации согласно указанному приказу должны быть сданы в бухгалтерию не позднее 31 декабря 2015 года.
Материалы по итогам проведения инвентаризации на 1 января 2016 года в Волго-Вятской ГИПН отсутствуют.
Таким образом, достоверность данных бюджетной отчетности Волго-Вятской ГИПН на 1 января 2016 года данными инвентаризации не подтверждена.
15. Минфином России в проверяемом периоде не осуществлялся финансовый контроль за деятельностью филиалов ФКУ "Пробирная палата России" - Западной ГИПН, Северо-Западной ГИПН, Волго-Вятской ГИПН, Донской ГИПН и ГИПН по Москве и Московской области в соответствии с приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 65н "Об утверждении Положения об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации финансового контроля деятельности подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, их филиалов и представительств".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству финансов Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Привести нормативные правовые акты Минфина России, регулирующие вопросы федерального государственного пробирного надзора, в соответствие с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и принятыми во исполнение указанного Федерального закона нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации:
инструкцию по осуществлению пробирного надзора, утвержденную приказом Минфина России от 11 января 2009 г. N 1н;
инструкцию о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденную приказом Минфина России от 16 июня 2003 г. N 51н "О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями";
инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденную приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н;
приказ Минфина России от 28 июля 1999 г. N 201 "Об обеспечении постоянного государственного контроля за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней".
2. Разработать и утвердить Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного пробирного надзора.
3. В рамках реализации полномочий по контролю за деятельностью ФКУ "Пробирная палата России" и его филиалов в соответствии с приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля" представить следующие документы:
планы о проведении контрольных мероприятий на 2016 год;
акты по результатам проверок по состоянию на 1 июля 2016 года. Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 25 марта 2016 г. N 14К (1089).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру финансов Российской Федерации А.Г. Силуанову необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 5 июля 2016 года.
Аудитор |
Т.Н. Мануйлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 апреля 2016 г. N ПР 05-33/05-02
Текст представления официально опубликован не был