Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 537/2014 от 16 апреля 2014 г.
о специальных требованиях к обязательному аудиту общественно значимых организаций и об отмене Решения 2005/909/EC Европейской Комиссии*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Исправления:
Корригендум, ОЖ N L 170, 11.6.2014, стр. 66 (537/2014)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 114 указанного Договора,
Учитывая предложение Европейской Комиссии,
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,
Принимая во внимание заключение Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(3),
Поскольку:
(1) Законодательство возлагает на аудиторов и аудиторские фирмы полномочия по проведению обязательного аудита общественно значимых организаций с целью повышения доверия общественности к годовой и консолидированной финансовой отчетности таких организаций. Публично-правовая функция обязательного аудита связана с тем, что на качество работы аудитора или аудиторской фирмы, проводящих обязательный аудит, полагается большое число представителей общественности и организаций. Высокое качество аудита вносит вклад в надлежащее функционирование рынков, подтверждая достоверность и эффективность финансовой отчетности. Таким образом, аудиторы, осуществляющие обязательный аудит, выполняют особенно важную общественную функцию.
(2) Законодательство Европейского Союза предусматривает обязательное проведение аудита финансовой отчетности (включая годовую и консолидированную финансовую отчетность) кредитных организаций, страховых организаций, эмитентов допущенных к обращению на регулируемый рынок ценных бумаг, платежных организаций, предприятий коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (UCITS), организаций, осуществляющих операции с электронными деньгами, а также фондов альтернативных инвестиций одним или несколькими лицами, имеющими право проводить такой аудит в соответствии с законодательством ЕС, в частности, Статьей 1(1) Директивы 86/635/ЕЭС*(4) Совета ЕС, Статьей 1(1) Директивы 91/674/ЕЭС*(5) Совета ЕС, Статьей 4(4) Директивы 2004/109/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(6), Статьей 15(2) Директивы 2007/64/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(7), Статьей 73 Директивы 2009/65/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(8), Статьей 3(1) Директивы 2009/110/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(9) и Статьей 22(3) Директивы 2011/61/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(10). Кроме того, пункт (1) Статьи 4(1) Директивы 2004/39/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(11) предусматривает проведение обязательного аудита финансовой отчетности инвестиционных фирм в тех случаях, когда не применяется Директива 2013/34/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС.
(3) Условия назначения лиц, отвечающих за проведение обязательного аудита, а также минимальные требования к проведению обязательного аудита установлены Директивой 2006/43/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(12).
(4) Тринадцатого октября 2010 г. Европейская Комиссия опубликовала Зеленую книгу "Политика аудита: уроки, извлеченные из кризиса", что послужило началом широкой общественной дискуссии в контексте общего реформирования нормативно-правовой базы рыночного регулирования о роли и задачах аудита, возможностях усиления функций аудита для повышения финансовой стабильности. Общественная дискуссия продемонстрировала, что имеются возможности для совершенствования правил проведения обязательного аудита годовой и консолидированной финансовой отчетности общественно значимых организаций, установленных Директивой 2006/43/ЕС. Европейский Парламент по собственной инициативе выпустил заключение по Зеленой книге 13 сентября 2011 г. Европейский комитет по экономическим и социальным вопросам также опубликовал заключение по Зеленой книге 16 июня 2011 г.
(5) Важно установить подробные правила, которые бы обеспечивали надлежащее качество обязательного аудита общественно значимых организаций, а также проведение обязательного аудита внешними аудиторами и аудиторскими фирмами при соблюдении строгих требований. Общий подход в вопросах регулирования должен обеспечить большую честность, независимость, объективность, ответственность, прозрачность и надежность внешних аудиторов и аудиторских фирм, осуществляющих обязательный аудит общественно значимых организаций, что повысит качество обязательного аудита в ЕС и, в свою очередь, будет способствовать бесперебойному функционированию внутреннего рынка, обеспечивая при этом высокий уровень защиты потребителям и инвесторам. Принятие отдельного нормативно-правового акта в отношении общественно значимых организаций должно также обеспечивать последовательную гармонизацию и единообразное применение правил и таким образом способствовать более эффективному функционированию внутреннего рынка. Такие строгие правила должны применяться к деятельности внешних аудиторов и аудиторских фирм только постольку, поскольку они осуществляют обязательный аудит общественно значимых организаций.
(6) В некоторых государствах-членах ЕС обязательный аудит кооперативов и сберегательных банков регулируется таким образом, что соответствующие организации не могут назначать аудитора или аудиторскую фирму для проведения обязательного аудита по своему выбору. Обязательный аудит проводится аудиторской ассоциацией, членом которой является соответствующий кооператив или сберегательный банк. Такие аудиторские ассоциации в соответствии со своей организационно-правовой формой являются некоммерческими и в своей деятельности не преследуют цели извлечения прибыли. Кроме того, организационные подразделения таких ассоциаций создаются вне зависимости от общности экономических интересов, что может скомпрометировать их независимость. Соответственно, государства-члены ЕС должны иметь возможность освободить кооперативы в значении пункта (14) Статьи 2 Директивы 2006/43/ЕС, сберегательные банки и аналогичные организации в значении Статьи 45 Директивы 86/635/ЕЭС, а также их дочерние организации и правопреемников от требований настоящего Регламента при условии соблюдения принципов независимости, установленных Директивой 2006/43/ЕС.
(7) Размер и структура вознаграждения, получаемая от одной аудируемой организации, могут скомпрометировать независимость аудитора или аудиторской фирмы, проводящих обязательный аудит. Поэтому важно обеспечить независимость вознаграждения от каких-либо условий, а также установление специальной процедуры с участием комитета по аудиту для проверки качества проводимого аудита в тех случаях, когда вознаграждение аудиторам от одного клиента (включая дочерние организации) является существенным. Если аудитор или аудиторская фирма, проводящие обязательный аудит, оказываются в чрезмерной зависимости от одного клиента, комитет по аудиту на основании соответствующих доказательств должен принять решение о том, могут ли аудитор или аудиторская фирма в таком случае продолжать осуществлять обязательный аудит. При принятии решения комитет по аудиту должен учитывать, inter alia, наличие угрозы для независимости и последствия своего решения.
(8) Предоставление определенных услуг иных, нежели услуги по осуществлению обязательного аудита (иные услуги) организациям, в отношении которых осуществляется обязательный аудит, аудиторами, аудиторскими фирмами или членами их ассоциаций может скомпрометировать их независимость. Таким образом, следует запретить предоставление определенных услуг, таких как некоторые налоговые и консультационные услуги организациям, в отношении которых проводится аудит, материнским компаниям таких организаций и контролируемым такими организациями компаниям на территории ЕС. Услуги, связанные с осуществлением управленческих функций или принятием решений аудируемой организацией, могут включать управление оборотным капиталом, предоставление финансовой информации, оптимизацию бизнес-процессов, управление денежными активами, трансфертное ценообразование, обеспечение эффективности системы поставок и т.д. Следует запретить предоставление услуг, связанных с финансированием, определением структуры и размещением капитала, определением инвестиционной стратегии организации, в отношении которой проводится аудит, за исключением предоставления таких услуг, как услуги комплексной проверки, выдача "комфортных писем" в отношении проспектов, выпущенных аудируемой организацией, а также услуги по предоставлению заключения в отношении финансовой информации.
(9) Государство-член ЕС должно иметь возможность принять решение о допустимости предоставления некоторых налоговых услуг и услуг по оценке аудиторами и аудиторскими фирмами, осуществляющими обязательный аудит, когда такие услуги являются несущественными либо не оказывают прямое влияние, по отдельности и все вместе на аудируемую финансовую отчетность. Если такие услуги включают агрессивное налоговое планирование, они не могут считаться несущественными. Соответственно, аудитор или аудиторская фирма, осуществляющие обязательный аудит, не могут предоставлять такие услуги организации, в отношении которой проводится аудит. Аудитор или аудиторская фирма, осуществляющие обязательный аудит, должны иметь возможность предоставлять иные услуги, не запрещенные настоящим Регламентом, если предоставление таких услуг предварительно было одобрено комитетом по аудиту и если аудитор или аудиторская фирма, осуществляющие обязательный аудит, уверены, что предоставление таких услуг не угрожает их независимости в такой степени, что эта угроза не может быть снижена до приемлемого уровня с помощью соответствующих мер.
(10) Во избежание конфликта интересов важно, чтобы аудитор или аудиторская фирма, прежде чем принять (в том числе повторно) предложение по осуществлению обязательного аудита общественно значимой организации, проводили оценку соблюдения требований независимости, в частности, в отношении наличия угроз для независимости в результате сотрудничества с данной организацией. Аудитор или аудиторская фирма, осуществляющие обязательный аудит, должны ежегодно подтверждать свою независимость комитету по аудиту организации, в отношении которой осуществляется аудит, а также обсуждать с таким комитетом любые угрозы своей независимости и меры, принимаемые для снижения этих угроз.
(11) Правила, установленные Директивой 95/46/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(13), должны применяться к обработке персональных данных на территории государств-членов ЕС в рамках настоящего Регламента, причем такая обработка персональных данных должна происходить под надзором компетентных органов государств-членов ЕС, в том числе независимых общественных организаций, уполномоченных государствами-членами ЕС. Любой обмен данными или передача данных компетентными органами должны осуществляться при соблюдении правил передачи персональных данных, установленных Директивой 95/46/ЕС.
(12) Проведение тщательной проверки качества работы по каждому заданию на осуществление обязательного аудита должно способствовать обеспечению высокого качества аудита. Соответственно аудиторы и аудиторские фирмы, осуществляющий обязательный аудит, не должны представлять аудиторское заключение до проведения такой проверки.
(13) Результаты обязательного аудита общественно значимой организации должны доводиться до соответствующих заинтересованных лиц в виде аудиторского заключения. С целью повышения доверия заинтересованных лиц к финансовой отчетности организации, в отношении которой осуществляется аудит, особенно важно обеспечить надлежащую обоснованность и наличие доказательств выводов аудиторского заключения. В дополнение к информации, предоставление которой необходимо согласно Статье 28 Директивы 2006/43/ЕС, аудиторское заключение должно также содержать, в частности, сведения, достаточные для подтверждения независимости осуществляющих обязательный аудит аудитора или аудиторской фирмы, а также сведения о том, считается ли проведенный обязательный аудит достаточным для выявления нарушений, в том числе случаев мошенничества.
(14) Ценность обязательного аудита для организации, в отношении которой он проводится, значительно повышается, если обеспечить соответствующий обмен информацией между аудитором или аудиторской фирмой, осуществляющими обязательный аудит, с одной стороны, и комитетом по аудиту - с другой. Помимо регулярного диалога во время проведения обязательного аудита важно, чтобы аудитор или аудиторская фирма представили комитету по аудиту дополнительное более подробное заключение о результатах обязательного аудита. Это дополнительное заключение должно быть представлено комитету по аудиту не позднее, чем аудиторское заключение. По соответствующему запросу аудитор или аудиторская фирма, осуществляющие обязательный аудит, должны обсуждать с комитетом по аудиту ключевые вопросы, которые были затронуты в таком дополнительном заключении. Кроме того, должна иметься возможность представить такое дополнительное заключение компетентным органам, уполномоченным в области надзора за деятельностью осуществляющих обязательный аудит аудиторов и аудиторских фирм по их запросу, а также третьим лицам в предусмотренных национальным законодательством случаях.
(15) Осуществляющие обязательный аудит аудиторы и аудиторские фирмы уже в настоящее время предоставляют компетентным органам, осуществляющим надзор за деятельностью общественно значимых организаций, сведения о фактах и решениях, которые могут являться нарушением правил деятельности соответствующей аудируемой организации либо могут представлять угрозу для непрерывного функционирования этой организации. Вместе с тем требование к органам надзора за деятельностью кредитных и страховых организаций и аудиторам и аудиторским фирмам, осуществляющим обязательный аудит таких организаций, об установлении эффективного диалога друг с другом, облегчило бы осуществление надзорных функций.
(16) В соответствии с Регламентом (ЕС) 1092/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС был создан Европейский совет по системным рискам (ESRB). Задачей ESRB является мониторинг уровня системного риска в ЕС. Учитывая, к какой информации имеют доступ аудиторы и аудиторские фирмы, осуществляющие обязательный аудит финансовых организаций системного значения, опыт таких аудиторов и аудиторских фирм мог бы оказаться полезным для деятельности ESRB. В этой связи настоящий Регламент должен способствовать созданию ежегодного форума для проведения диалога между осуществляющими обязательный аудит аудиторами и аудиторскими фирмами с одной стороны и ESRB - с другой, основанного на разделении по секторам и предоставлении информации в обобщенном виде без идентифицирующих сведений.
(17) Для повышения доверия к деятельности внешних аудиторов и аудиторских фирм, осуществляющих обязательный аудит общественно значимых организаций, а также расширения возможностей таких аудиторов и аудиторских фирм важно повысить требования относительно представления отчетности о прозрачности деятельности таких аудиторов и аудиторских фирм. Осуществляющие обязательный аудит аудиторы и аудиторские фирмы должны быть обязаны раскрывать свою финансовую информацию, в частности, общую выручку, полученную от предоставления услуг, разделенную на вознаграждение за проведение аудита, полученное от общественно значимых организаций, вознаграждение за проведение аудита, полученное от других организаций, и вознаграждение за предоставление неаудиторских услуг. Таким аудиторам и аудиторским фирмам также следует раскрывать финансовую информацию на уровне ассоциации, членами которой они являются. Осуществляющие обязательный аудит аудиторы и аудиторские фирмы должны предоставлять дополнительную информацию относительно аудиторского вознаграждения компетентным органам для облегчения осуществления последними своих надзорных функций.
(18) Важно повысить роль комитета по аудиту при выборе нового аудитора или аудиторской фирмы для осуществления обязательного аудита с целью обеспечения принятия общим собранием акционеров или членов аудируемой организации более информированного решения. В связи с этим, внося предложение общему собранию, управляющий или надзорный орган должны пояснять, соответствует ли данное предложение предпочтениям комитета по аудиту и, если не соответствует, почему. Рекомендации комитета по аудиту должны содержать как минимум две возможные кандидатуры для поручения задания по проведению обязательного аудита, а также надлежащим образом обоснованный выбор предпочтительного кандидата, чтобы обеспечить возможность реального выбора общим собранием. Чтобы предоставить надлежащие обоснования для выбора того или иного кандидата, комитет по аудиту должен использовать результаты обязательной процедуры отбора, установленной аудируемой организацией под контролем комитета по аудиту. Такая процедура отбора не должна исключать возможность подачи заявки на проведение аудита осуществляющими обязательный аудит аудиторами или аудиторскими фирмами, которым принадлежит только незначительная доля рынка. Тендерная документация должна содержать прозрачные и недискриминационные критерии отбора для оценки заявок. Учитывая, однако, что подобная процедура отбора может быть связана с непропорциональными расходами для организаций с низкой рыночной капитализацией, а также малых и средних общественно значимых организаций (исходя из размера таких организаций), представляется целесообразным освободить такие организации от требования относительно установления специальной процедуры при выборе нового аудитора или аудиторской фирмы для проведения обязательного аудита.
(19) Право общего собрания акционеров или участников организации на выбор аудитора или аудиторской фирмы для проведения обязательного аудита не может быть реализовано на практике, если аудируемая организация заключит с третьим лицом договор, содержащий положения об ограничении такого выбора. Поэтому любые условия договора между аудируемой организацией и третьим лицом относительно назначения или ограничения выбора конкретного аудитора или аудиторской фирмы должны считаться ничтожными.
(20) Назначение нескольких аудиторов или аудиторских фирм для проведения обязательного аудита способствует соблюдению принципа профессионального скептицизма и помогает повысить качество аудита. Кроме того, учитывая, что на рынке аудиторских услуг присутствуют малые организаций, такая мера будет способствовать развитию их возможностей и, соответственно, расширению выбора при назначении аудитора или аудиторской фирмы для проведения обязательного аудита общественно значимых организаций. Поэтому следует поощрять и стимулировать общественно значимые организации к назначению нескольких аудиторов или аудиторских фирм для проведения обязательного аудита.
(21) Чтобы устранить возможные негативные последствия слишком близкого знакомства и таким образом повысить независимость осуществляющих обязательный аудит аудиторов и аудиторских фирм, важно установить максимальный срок, в течение которого аудитор или аудиторская фирма имеют право осуществлять обязательный аудит конкретной организации. Кроме того, для укрепления независимости осуществляющих обязательный аудит аудиторов и аудиторских фирм, усиления принципа профессионального скептицизма и повышения качества аудита в настоящем Регламенте предусмотрены следующие возможности для продления указанного максимального срока: обязательное проведение регулярных и открытых тендеров при повторном назначении аудитора/аудиторской фирмы либо назначение нескольких аудиторов или аудиторских фирм для проведения обязательного аудита общественно значимых организаций. Кроме того, привлечение малых аудиторских организаций при осуществлении таких мер будет способствовать развитию возможностей таких организаций и, соответственно, расширению выбора при назначении аудитора или аудиторской фирмы для проведения обязательного аудита общественно значимых организаций. Кроме того, должен быть разработан надлежащий механизм ротации ключевых партнеров, которые осуществляют обязательный аудит от имени аудиторской фирмы. Важно также установить надлежащий срок, в течение которого аудитор или аудиторская фирма не имеют права осуществлять аудит определенной организации. Чтобы обеспечить беспроблемную передачу дел, аудитор, ранее осуществлявший обязательный аудит, должен передать дела аудитору, принимающему осуществление обязательного аудита.
(22) Чтобы обеспечить высокий уровень уверенности потребителей и инвесторов относительно ситуации на внутреннем рынке, исключив возможность конфликта интересов, компетентные органы должны осуществлять надзор за деятельностью осуществляющих обязательный аудит аудиторов и аудиторских фирм, причем такие органы должны быть независимыми от аудиторской профессии, а также должны обладать достаточными ресурсами, опытом и средствами. Государства-члены ЕС должны иметь возможность делегировать любые из возложенных на компетентные органы задачи либо позволять компетентным органам делегировать такие задачи другим органам или организациям, за исключением тех, которые имеют отношение к системе контроля качества, системе расследований и дисциплинарной системе. Однако государства-члены ЕС должны иметь возможность принять решение о делегировании задач, имеющих отношение к дисциплинарной системе, другим органам и организациям, при условии, что большинство руководящего состава такого органа или организации независимы от аудиторской профессии. Компетентные национальные органы должны иметь необходимые полномочия для осуществления своих задач в области надзора, в том числе возможность иметь доступ к данным, получать информацию и проводить инспекции. Они должны специализироваться на осуществлении надзора за деятельностью финансовых рынков, за соблюдением требований обязательной финансовой отчетности или в области обязательного аудита. Однако должна иметься возможность возложить надзорные функции в области соблюдения общественно значимыми организациями возлагаемых на них обязанностей на компетентные органы, уполномоченные в сфере надзора за деятельностью таких организаций. Финансирование компетентных органов должно осуществляться без какого-либо ненадлежащего влияния со стороны осуществляющих обязательный аудит аудиторов и аудиторских фирм.
(23) Качество надзора может повыситься в условиях сотрудничества между органами, уполномоченными на осуществление различных задач на национальном уровне. В этой связи органы, уполномоченные на осуществления надзора за соблюдением требований в отношении обязательного аудита общественно значимых организаций, должны сотрудничать с органами, отвечающими за выполнение задач в соответствии с Директивой 2006/43/ЕС, органами, осуществляющими надзор за общественно значимыми организациями, и подразделениями финансовой информации, указанными в Директиве 2005/60/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(14).
(24) Внешний контроль качества в отношении обязательного аудита имеет первостепенное значение для обеспечения высокого качества аудита. Он повышает доверие к опубликованной финансовой информации и предоставляет дополнительную защиту акционерам, инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным сторонам. В связи с этим в отношении осуществляющих обязательный аудит аудиторов и аудиторских фирм должна иметься система контроля качества, функционирующая в рамках полномочий компетентных органов, что обеспечит ее объективность и независимость от аудиторской профессии. Проверки в рамках контроля качества должны быть организованы таким образом, чтобы в отношении каждого аудитора или аудиторской фирмы, осуществляющих обязательный аудит общественно значимых организаций, проводились такие проверки на основании анализа рисков. В тех случаях, когда аудиторы или аудиторские фирмы осуществляют обязательный аудит общественно значимых организаций иных, нежели те, которые указаны в пунктах (17) и (18) Статьи 2 Директивы 2006/43/ЕС, такая проверка должна проводиться как минимум раз в три года, в других случаях - как минимум раз в шесть лет. Рекомендация Европейской Комиссии от 6 мая 2008 г. в отношении контроля качества деятельности аудиторов и аудиторских фирм, осуществляющих обязательный аудит общественно значимых организаций*(15), содержит информацию о том, как следует проводить инспекции. Проверки в рамках контроля качества должны быть надлежащими и пропорциональными с учетом объемов и сложности деятельности соответствующего аудитора или аудиторской фирмы.
(25) Рынок услуг обязательного аудита общественно значимых организаций развивается с течением времени, поэтому важно, чтобы компетентные органы осуществляли мониторинг изменений, происходящих на этом рынке, и особенно рисков, связанных с высокой рыночной концентрацией, в том числе в конкретных сегментах, а также деятельности комитетов по аудиту.
(26) Прозрачность деятельности компетентных органов должна позволить повысить доверие инвесторов и потребителей к внутреннему рынку. В этой связи в отношении компетентных органов должно существовать требование регулярного представления отчетности о своей деятельности и публикации информации в сводной форме о результатах проведенных инспекций либо информации о конкретных организациях, когда это предусмотрено государствами-членами ЕС.
(27) Сотрудничество между компетентными органами государств-членов ЕС может внести существенный вклад в обеспечение постоянно высокого качества обязательного аудита в ЕС, поэтому компетентные органы государств-членов ЕС должны сотрудничать друг с другом при необходимости для целей осуществления своих надзорных полномочий в области обязательного аудита. Они должны соблюдать принцип национального регулирования и надзора в государстве-члене ЕС, в котором получили разрешение соответствующий осуществляющий обязательный аудит аудитор или аудиторская фирма и где организация, в отношении которой осуществляется аудит, имеет место нахождения. Взаимодействие между компетентными органами должно быть организовано в рамках Комитета европейских надзорных органов в области аудита (CEAOB), членами которого должны являться высокопоставленные представители компетентных органов. Чтобы способствовать последовательному применению настоящего Регламента, Комитет европейских надзорных органов в области аудита должен иметь возможность принимать необязательные инструкции или заключения. Кроме того, СЕАОВ должен способствовать обмену информацией, предоставлять консультации Европейской Комиссии и участвовать в технических оценках и технических исследованиях.
Для целей осуществления технической оценки системы государственного надзора третьих стран и обеспечения международного сотрудничества между государствами-членами ЕС и третьими странами в этой области, СЕАОВ должен создать рабочую группу под председательством члена, назначенного Европейским надзорным органом (Европейским органом по ценным бумагам и рынкам - ESMA)*(16), и должен запрашивать поддержку ESMA, Европейского надзорного органа (Европейского банковского органа - EBA)*(17) или Европейского надзорного органа (Европейского органа по страхованию и профессиональному пенсионному обеспечению - EIOPA)*(18), если это необходимо в связи с международным сотрудничеством между государствами-членами ЕС и третьими странами в области обязательного аудита общественно значимых организаций, надзор за деятельностью которых осуществляется соответствующими Европейскими надзорными органами. Деятельность секретариата СЕАОВ должна обеспечиваться Европейской Комиссией, и, основываясь на программе деятельности, согласованной СЕАОВ, соответствующие расходы должны включаться в смету Европейской Комиссии на следующий год.
(28) Сотрудничество между компетентными органами государств-членов ЕС должно включать сотрудничество в отношении проверок в рамках контроля качества, а также поддержку при проведении расследований, связанных с обязательным аудитом общественно значимых организаций, в том числе в тех случаях, когда действия, в отношении которых проводится расследование, не представляют собой нарушение каких-либо законодательных или регулятивных положений, действующих в соответствующем государстве-члене ЕС. Детальные условия сотрудничества между компетентными органами государств-членов ЕС должны включать возможность создания коллегий при компетентных органах и делегирования задач друг другу. При осуществлении такого сотрудничества необходимо учитывать, в рамках каких ассоциаций осуществляют свою деятельность аудиторы и аудиторские фирмы, которые проводят обязательный аудит. Компетентные органы должны соблюдать надлежащие требования конфиденциальности и правила профессиональной тайны.
(29) Взаимозависимость рынков капитала обусловливает необходимость наделения компетентных органов полномочиями для осуществления сотрудничества с надзорными органами и организациями третьих стран в отношении обмена информацией и проверок в рамках контроля качества. Однако когда такое сотрудничество с третьими странами связано с рабочими документами по аудиту или другими документами осуществляющих обязательный аудит аудиторов или аудиторских фирм, должны применяться процедуры, установленные Директивой 2006/43/ЕС.
(30) Для обеспечения эффективного функционирования рынков капитала необходимо наличие достаточных аудиторских ресурсов и конкурентного рынка услуг обязательного аудита, предлагающего достаточный выбор аудиторов или аудиторских фирм, способных осуществлять обязательный аудит общественно значимых организаций. Компетентные органы и Европейская конкурентная сеть (ECN) должны представлять отчеты об изменениях в структуре рынка аудиторских услуг, вызванных принятием настоящего Регламента.
(31) Согласование процедур принятия актов делегированного законодательства Европейской Комиссией в соответствии с Договором о функционировании Европейского Союза, в частности, Статьями 290 и 291 указанного Договора, должно осуществляться в каждом конкретном случае. Чтобы учитывать изменения в процессе аудита и аудиторской профессии, Европейской Комиссии должны быть делегированы полномочия по принятию актов в соответствии со Статьей 290 Договора о функционировании Европейского Союза. В частности, акты делегированного законодательства необходимы для установления международных стандартов аудита в отношении аудиторской практики, независимости и внутреннего контроля осуществляющих обязательный аудит аудиторов и аудиторских фирм. Принимаемые международные стандарты аудита не могут противоречить каким-либо требованиям настоящего Регламента, а также дополнять какие-либо требования настоящего Регламента, за исключением особо оговоренных. Особенно важно, чтобы Европейская Комиссия проводила надлежащие консультации в рамках подготовительной работы, в том числе консультации на уровне экспертов.
При подготовке и составлении актов делегированного законодательства Европейская Комиссия должна обеспечить их одновременную, надлежащую и своевременную передачу Европейскому Парламенту и Совету ЕС.
(32) Для обеспечения юридической уверенности и беспроблемного перехода к установленному настоящим Регламентом режиму важно установить переходный период в отношении вступления в силу обязательств по регулярной ротации аудиторов или аудиторских фирм, осуществляющих обязательный аудит, а также по организации процедуры отбора аудиторов или аудиторских фирм, осуществляющих обязательный аудит.
(33) Ссылки на положения Директивы 2006/43/ЕС должны пониматься как ссылки на положения национального законодательства, с помощью которых осуществляется преобразование соответствующих положений Директивы 2006/43/ЕС в национальное право. Новые европейские общие правила осуществления аудита, установленные настоящим Регламентом и Директивой 2014/56/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(19), заменяют существующие требования, установленные Директивой 2006/43/ЕС, и должны толковаться вне зависимости от установленных ранее актов, таких как рекомендации Европейской Комиссии, принятые в рамках ранее действовавших правил.
(34) Поскольку цели настоящего Регламента, а именно разъяснение и более четкое определение роли обязательного аудита общественно значимых организаций, повышение качества информации, предоставляемой аудитором или аудиторской фирмой организации, в отношении которой осуществляется обязательный аудит, инвесторам и иным заинтересованным лицам, совершенствование каналов коммуникации между аудиторами и органами, осуществляющими надзор за деятельностью общественно значимых организаций, предотвращение возможного конфликта интересов в связи с предоставлением общественно значимым организациям неаудиторских услуг, снижение риска возникновения возможного конфликта интересов, связанного с существующей в настоящий момент практикой, когда аудируемая организация выбирает и назначает аудитора и оплачивает его услуги, а также риска слишком близкого знакомства, облегчение процесса замены и выбора аудитора или аудиторской фирмы для проведения обязательного аудита общественно значимой организации, расширение возможностей выбора аудитора или аудиторской фирмы для проведения обязательного аудита общественно значимой организации, а также повышение эффективности, независимости и последовательности регулирования деятельности аудитора или аудиторской фирмы, осуществляющих обязательный аудит общественно значимых организаций, и надзора за такой деятельностью, в том числе в отношении сотрудничества на уровне ЕС, не могут быть надлежащим образом выполнены на уровне государств-членов ЕС, и могут быть лучше реализованы на уровне ЕС, ЕС может принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, как он закреплен в Статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, как он закреплен в указанной Статье, настоящий Регламент не выходит за пределы того, что необходимо для достижения перечисленных целей.
(35) Настоящий Регламент принимается при уважении основных прав и соблюдении принципов, признаваемых, в частности, Хартией Европейского Союза об основных правах, особенно права на уважение к частной и семейной жизни, права на защиту персональных данных, на свободу осуществления предпринимательской деятельности, и должен применяться в соответствии с такими правами и принципами.
(36) В соответствии со Статьей 28(2) Регламента (ЕС) 45/2001 Европейского Парламента и Совета ЕС были проведены консультации с Европейским инспектором по защите данных, который опубликовал свое заключение 23 апреля 2012 г.*(20)
(37) Настоящий Регламент и Директива 2014/56/ЕС устанавливают новые нормативно-правовые требования к проведению обязательного аудита годовой и консолидированной финансовой отчетности, таким образом, Решение 2005/909/ЕС*(21) Европейской Комиссии должно быть отменено,
приняли настоящий Регламент:
Настоящий Регламент является обязательным во всей своей полноте и непосредственно применяется во всех государствах-членах ЕС.
Совершено в Страсбурге 16 апреля 2014 г.
От имени Европейского Парламента
Председатель
M. Schulz
От имени Совета ЕС
Председатель
D. Kourkoulas
------------------------------
*(1) Regulation (EU) No 537/2014 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 16 April 2014 on specific requirements regarding statutory audit of public-interest entities and repealing Commission Decision 2005/909/EC (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 158 27.5.2014 стр. 77.
*(2) ОЖ N С 191, 29.6.2012, стр. 61.
*(3) Заключение Европейского Парламента от 3 апреля 2014 г. (еще не было опубликовано в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 14 апреля 2014 г.
*(4) Директива 86/635/ЕЭС Совета ЕС от 8 декабря 1986 г. о годовой и консолидированной бухгалтерской отчетности банков и других финансовых организаций (ОЖ N L 372 31.12.1986, стр. 1).
*(5) Директива 91/674/ЕЭС Совета ЕС от 19 декабря 1991 г. о годовой и консолидированной бухгалтерской отчетности страховых организаций (ОЖ N L 374, 31.12.1991, стр. 7).
*(6) Директива 2004/109/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 декабря 2004 г. о гармонизации требований прозрачности в отношении информации об эмитентах, ценные бумаги которых допущены к регулярным торгам, и внесении изменений в Директиву 2001/34/ЕС (ОЖ N L 390, 31.12.2004, стр. 38).
*(7) Директива 2007/64/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 ноября 2007 г. о платежных услугах на внутреннем рынке, внесении поправок в Директивы 97/7/ЕС, 2002/65/ЕС, 2005/60/ЕС, 2006/48/ЕС и отмене Директивы 97/5/ЕС (ОЖ N L 319, 5.12.2007, стр. 1).
*(8) Директива 2009/65/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. о координации законодательных, регламентарных и административных положений в отношении предприятий для коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (UCITS) (ОЖ N L 302, 17.11.2009, стр. 32).
*(9) Директива 2009/110/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 сентября 2009 г. о создании, внедрении и использовании механизмов пруденциального надзора за коммерческой деятельностью организаций, осуществляющих операции с электронными деньгами, а также о внесении поправок в Директивы 2005/60/ЕС, 2006/48/ЕС и отмене Директивы 2000/46/ЕС (ОЖ N L 267, 10.10.2009, стр. 7).
*(10) Директива 2011/61/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 8 июня 2011 о менеджерах альтернативных инвестиционных фондов и внесении поправок в Директивы 2003/41/ЕС и 2009/65/ЕС, Регламенты (ЕС) 1060/2009 и (ЕС) 1095/2010 (ОЖ N L 174, 1.7.2011, стр. 1).
*(11) Директива 2004/39/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 апреля 2004 г. о рынках финансовых инструментов, внесении поправок в Директивы 85/611/ЕЭС, 93/6/ЕЭС Совета ЕС, Директиву 2000/12/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС и об отмене Директивы 93/22/ЕЭС Совета ЕС (ОЖ N L 145, 30.4.2004, стр. 1).
*(12) Директива 2006/43/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 17 мая 2006 г. об обязательном аудите годовой и консолидированной бухгалтерской отчетности, а также внесении поправок в Директивы 78/660/ЕЭС, 83/349/ЕЭС Совета ЕС, а также отмене Директивы 84/253/ЕЭС Совета ЕС (ОЖ N L 157, 9.6.2006, стр. 87).
*(13) Директива 95/46/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и свободного обращения таких данных (ОЖ N L 281, 23.11.1995, стр. 31).
*(14) Директива 2005/60/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 октября 2005 г. о предотвращении использования финансовой системы ЕС для отмывания денег и финансирования терроризма (ОЖ N L 309, 25.11.2005, стр. 15).
*(15) ОЖ N L 7.5.2008, стр. 20.
*(16) Европейский надзорный орган создан Регламентом (ЕС) 1095/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г., учреждающим Европейский надзорный орган (Европейский орган по ценным бумагам и рынкам), изменяющим Решение 716/2009/EC и отменяющим Решение 2009/77/EC Европейской Комиссии (ОЖ N L 331, 15.12.2010, стр. 84).
*(17) Европейский надзорный орган создан Регламентом (ЕС) 1093/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г., учреждающим Европейский надзорный орган (Европейский банковский орган), изменяющим Решение 716/2009/ЕС и отменяющим Решение 2009/78/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 331, 15.12.2010 стр. 12).
*(18) Европейский надзорный орган создан Регламентом (ЕС) 1094/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г., учреждающим Европейский надзорный орган (Европейский орган по страхованию и профессиональному пенсионному обеспечению), изменяющим Решение 716/2009/ЕС и отменяющим Решение 2009/79/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 331, 15.12.2010 стр. 48).
*(19) Директива 2014/56/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 апреля 2014 г. о внесении изменений в Директиву 2006/43/ЕС об обязательном аудите годовой и консолидированной бухгалтерской отчетности (см. стр. 196 настоящего ОЖ).
*(20) ОЖ N С 336,6.11.2012, стр. 4.
*(21) Решение 2005/909/ЕС Европейской Комиссии от 4 декабря 2005 г. о создании группы экспертов для предоставления консультаций Европейской Комиссии, а также облегчения сотрудничества между системами государственного надзора за деятельностью осуществляющих обязательный аудит аудиторов и аудиторских фирм (ОЖ N L 329, 16.12.2005, стр. 38).
*(22) Директива 2013/36/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 июня 2013 г. о доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за кредитными организациями и инвестиционными фирмами, а также внесении изменений в Директиву 2002/87/ЕС и отмене Директив 2006/48/ЕС и 2006/49/ЕС (ОЖ N L 176, 27.6.2013, стр. 338).
*(23) Директива 2009/138/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 ноября 2009 г. об учреждении и осуществлении бизнеса в области страхования и перестрахования (Директива о платежеспособности страховых компаний II) (ОЖ N L 335, 17.12.2009, стр. 1).
*(24) Регламент (ЕС) 575/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 июня 2013 г. о пруденциальных требованиях к кредитным организациям и инвестиционным фирмам и внесении изменений в Регламент (ЕС) 648/2012 (ОЖ N L 176, 27.6.2013, стр. 1).
*(25) Регламент (ЕС) 1093/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г., учреждающий Европейский надзорный орган (Европейский банковский орган), изменяющий Решение 716/2009/ЕС и отменяющий Решение 2009/78/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 331, 15.12.2010 стр. 12).
*(26) Регламент (ЕС) 1093/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г., учреждающий Европейский надзорный орган (Европейский орган по страхованию и профессиональному пенсионному обеспечению), изменяющий Решение 716/2009/ЕС и отменяющий Решение 2009/79/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 331, 15.12.2010 стр. 48).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 537/2014 от 16 апреля 2014 г. о специальных требованиях к обязательному аудиту общественно значимых организаций и об отмене Решения 2005/909/EC Европейской Комиссии
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза и применяется с 17 июня 2016 г., кроме статьи 16(6), которая применяется с 17 июня 2017 г.
Перевод - Шураева А.В.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 158 27.5.2014 стр. 77.