Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента труда
и социальной защиты населения
города Севастополя
от "28" апреля 2017 года N 197
Методические материалы
по формированию системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти города Севастополя
1. Общие положения
1.1. Методические материалы разработаны Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя при участие органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и которые осуществляют функции и полномочия учредителей учреждений, в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников государственных учреждений бюджетной сферы города Севастополя.
В Методических материалах обобщены и изложены требования законодательных и нормативных актов в сфере трудового законодательства.
1.2. Методические рекомендации учитываются органами исполнительной власти города Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и которые осуществляют функции и полномочия учредителей учреждений, при определении объемов финансового обеспечения деятельности подведомственных государственных учреждений и разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
1.3. Органы исполнительной власти города Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и которые осуществляют функции и полномочия учредителей учреждений, в пределах доведенной сводной бюджетной росписи распределяют по подведомственным распорядителям бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств на расходы по оплате труда в рамках утвержденной предельной штатной численности и с учетом проектов штатных расписаний.
1.4. При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти города Севастополя по вопросам организации оплаты труда работников государственных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов, отраслевым профсоюзам) органами государственной власти города Севастополя, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти города Севастополя, принимающими указанные акты.
2. Правовое регулирование оплаты труда в государственных учреждениях
2.1. Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- указами Президента Российской Федерации;
- постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти города Севастополя;
- трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
2.2. Система регулирования трудовых отношений является многоуровневой. При этом законодательные и нормативные положения актов нижестоящих уровней не должны противоречить положениям актов вышестоящих уровней, а нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах, законах города Севастополя, должны соответствовать Трудовому кодексу Российской Федерации. В случае, если между прочими федеральными законами, законами города Севастополя и Трудовым кодексом Российской Федерации имеются противоречия, применяются нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
2.3. В трудовое законодательство с октября 2006 года введен ряд новых понятий, среди которых профессиональная квалификационная группа и базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые тарифные ставки по профессиональным квалификационным группам.
Понятие "профессиональные квалификационные группы" (ПКГ) содержится в статье 144 Трудового кодекса РФ и является важным параметром формирования систем оплаты труда работников государственных учреждений.
Профессиональные квалификационные группы представляют собой группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
2.4. Нормативными актами Министерство здравоохранения и социального развития РФ утвердило состав профессиональных квалификационных групп по общеотраслевым профессиям рабочих, общеотраслевым должностям служащих, а также аналогичные по содержанию документы по отдельным отраслям:
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.08.2008 N 393н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников воздушного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2008 N 12164);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.08.2008 N 392н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников внутреннего водного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2008 N 12178);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.08.2008 N 391н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников морского транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2008 N 12172);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.08.2008 N 390н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников лесного хозяйства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2008 N 12161);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.08.2008 N 389н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, выполняющих работы по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2008 N 12146);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.07.2008 N 364н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих пробирный надзор" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.08.2008 N 12099);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.07.2008 N 342н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников печатных средств массовой информации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.07.2008 N 12046);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.07.2008 N 341н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников телевидения (радиовещания)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.07.2008 N 12047);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.07.2008 N 339н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.07.2008 N 12048);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.07.2008 N 12001)
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.06.2008 N 303н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников гидрометеорологической службы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.07.2008 N 11964);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.06.2008 N 264н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников государственных природных заповедников и национальных парков" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2008 N 11898);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.06.2008 N 262н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников геологии и разведки недр" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2008 N 11908);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.05.2008 N 242н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер на водных объектах" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2008 N 11856);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.05.2008 N 241н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, выполняющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2008 N 11815);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2008 N 225н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.05.2008 N 11764);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 217н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.05.2008 N 11725);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.05.2008 N 11731);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2008 N 201н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.05.2008 N 11765);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2008 N 149н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2008 N 11481);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.03.2008 N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.04.2008 N 11452);
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 570н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.10.2007 N 10222);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа от 31 августа 2007 г. следует читать как "N 570"
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 526н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 N 10190);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа от 6 августа 2007 г. следует читать как "N 526
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 525н "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 N 10191);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа от 6 августа 2007 г. следует читать как "N 525"
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2008 N 417н "О внесении изменений в профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 N 248н" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2008 N 12150);
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2008 N 11858);
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих" (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.06.2008 N 11861);
2.5. Для должностей руководителей, специалистов и служащих утверждены разделы Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих по отраслям:
- "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37);
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения";
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.03.2011 N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии";
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.08.2011 N 916н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта";
- другие.
2.6. Для профессий рабочих продолжают действовать тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные постановлением Минтруда от 10.11.1992 N 31, а также Единые тарифно-квалификационные справочники (ЕТКС) по отраслям. Оплата труда рабочих сохранена на основании 8-разрядной тарифной сетки в соответствии со сложностью работ, определяемой по ЕТКС.
2.7. На региональном уровне отношения, связанные с оплатой труда работников государственных учреждений города Севастополя, регулирует:
- Закон города Севастополя "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя" N 320-ЗС от 06.02.2017;
- иные нормативные правовые акты города Севастополя.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3.1. Примерный состав предполагаемых организационных мероприятий для органов исполнительной власти Севастополя по внедрению новых систем оплаты труда (НСОТ)
/-----------\ /-----------\ /------------\ /-----------------\
| Изучение | | Изучение | | Разработка | | Проведение |
|нормативной| |структурных| | Типовых | |экспериментальных|
| базы по | | штатных | | отраслевых | |расчетов, в т.ч. |
| системе |-|расписаний |-|рекомендаций|-| минимальных |
| оплаты | |учреждений | |по введению | | рекомендованных |
| труда в | | города | |установлению| | должностных |
|учреждениях| | | | НСОТ | | окладов |
| города | | | | | | |
\-----------/ \-----------/ \------------/ \-----------------/
/--------------\ /----------------\ /-----------------\
| Мониторинг | | Доработка | | Анализ |
| результатов | | утвержденных | | отклонений, |
|введения НСОТ | | Типовых | | полученных в |
| | | отраслевых |-| ходе |
| | | рекомендаций и | |экспериментальных|
| | | минимальных | | расчетов |
| | |рекомендованных | | |
| | | должностных | | |
| | | окладов | | |
\--------------/ \----------------/ \-----------------/
3.2. Установление системы оплаты труда
3.2.1. Трудовым законодательством (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации) определена следующая структура систем оплаты труда:
- размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов);
- размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- системы доплат и надбавок стимулирующего характера
3.2.2. Окончательно системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами города Севастополя, Едиными рекомендациями, утвержденными решениями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, с учетом:
- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
- единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС);
- государственных гарантий по оплате труда;
- профессиональных стандартов;
- объемов утвержденного фонда оплаты труда работников;
- мнения представительного органа работников.
3.2.3. Система локальных нормативных актов, соглашений и договоров государственного учреждения, регулирующих вопросы оплаты труда, может быть представлена следующими документами:
- Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников;
- коллективный договор;
- трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору с работником), в т. ч. в форме эффективного контракта;
- должностные инструкции.
3.2.4. При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников государственных учреждений органам исполнительной власти города Севастополя наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, установленный для федеральных государственных учреждений.
Основными из них являются:
- определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности по ПКГ, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с учетом их дифференциации в зависимости от сложности и объема выполняемой работы;
- определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе Единой тарифной сетки (тарифная система оплаты труда);
- определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе схем окладов (должностных окладов) с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от сложности труда.
3.2.5. Размер заработной платы работников государственных учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда и их изменении не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой этим работникам до введения таких систем оплаты труда и их изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
3.3. Принципы формирования системы оплаты труда
3.3.1. Системы оплаты труда работников государственных учреждений формируются на основе следующих принципов:
а) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации;
б) недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Севастополя и органов местного самоуправления;
в) установление в государственных учреждениях систем оплаты труда соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера;
г) обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
д) обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений;
е) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных учреждений;
ж) предоставление других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
3.4. Перечень обязательных норм и условий труда
3.4.1. При формировании системы оплаты труда обязательными для применения являются следующие нормы и условия оплаты труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
а) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом и Региональным соглашением о минимальной заработной плате в городе Севастополе (в случае если в Региональном соглашение отражен размер минимальной заработной платы бюджетников);
б) включение в трудовой договор с работником (дополнительное соглашение к трудовому договору) условий оплаты труда, в том числе фиксированного размера, оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленных ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) в зависимости от сложности выполняемых работ, а также размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера;
в) размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями и коллективными договорами, без проведения специальной оценки условий труда в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда";
г) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, или профессиональные стандарты, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, или профессиональные стандарты.
3.4.2. Применение указанных справочников или профессиональных стандартов направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов к определению должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.
Если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования должностей (профессий) работников государственных учреждений их квалификация должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов.
3.5. Примерный состав предполагаемых организационных мероприятий для государственных учреждений города Севастополя по установлению новых систем оплаты труда (НСОТ)
/----------\ /-----------\ /--------------\ /----------------\
| Создание | | Изучение | | Анализ | | Формирование |
| рабочей | |нормативной| | оргструктуры | | локальных |
| группы |-| базы |-| учреждения и |-| нормативных |
|учреждения| | | | штатного | |актов учреждения|
| | | | | расписания | | |
| | | | | учреждения | | |
\----------/ \-----------/ \--------------/ \----------------/
/--------------\ /---------------\ /----------------\
|Дополнительное| | Уведомление | |Разъяснительная |
| соглашение к |-| работников об |-| работа в |
| трудовому | | изменении | | коллективе |
| договору | | оплаты труда | | учреждения |
\--------------/ \---------------/ \----------------/
3.6. Системы оплаты труда работников государственных учреждений
3.6.1. Системы оплаты труда работников в государственных учреждениях Севастополя устанавливаются:
- соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;
- Законом города Севастополя "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя" N 320-ЗС от 06.02.2017;
- постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 283-ПП "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера и Порядка установления выплат компенсационного характера в государственных учреждениях города Севастополя";
- постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 282-ПП "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера и Порядка установления выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях города Севастополя";
- постановлением Правительства Севастополя об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов) работникам государственных учреждений (организаций) города Севастополя;
- иными нормативными правовыми актами органов государственной власти города Севастополя, и с учетом настоящих методических материалов.
3.6.2. Установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и учреждений осуществляются с учетом:
а) реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указы) в части оплаты труда работников бюджетной сферы, положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р и постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 973 "О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)", отраслевых и региональных планов мероприятий ("дорожных карт"), изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, образования и науки, постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г. N 1331 "Об утверждении Правил использования в 2015 - 2017 годах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников", в соответствии с плановыми показателями оплаты труда отдельных категорий работников государственных учреждений социальной сферы в городе Севастополе, установленных в соответствии с майскими Указами, "дорожными картами" по отраслям социальной сферы города Севастополя на 2016 - 2018 годы и соглашениями с профильными министерствами;
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
д) совершенствования структуры заработной платы, в том числе порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, для ее оптимизации с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда, рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности;
е) повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
ж) выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
з) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год;
и) мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации и соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
к) порядка аттестации работников государственных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
л) систем нормирования труда, определяемых работодателем государственного учреждением с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
Пересмотр норм труда допускается в порядке, установленном трудовым законодательством по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологий и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца (Приложение N 5 к данным Методическим материалам).
3.6.3. В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:
- при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет, - со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;
- при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня представления соответствующего документа;
- при установлении или присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
- при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия - со дня присвоения, награждения;
- при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук - со дня принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома.
3.6.4. При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.
3.6.5. Исполнительным органам государственной власти города Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей учреждений, рекомендуется:
а) при изменении условий оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда.
По должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда.
При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти города Севастополя наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм труда (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, обратить особое внимание на:
а) установление фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп);
б) установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям служащих, не включенным профессиональные квалификационные группы, в зависимости от сложности труда;
в) определение фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) по занимаемой работником должности.
3.6.6. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматриваются размеры выплат компенсационного характера в случае выполнения им работ в следующих условиях:
а) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом установленные работнику в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями и коллективными договорами размеры и (или) условия повышенной оплаты труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не могут быть отменены без улучшения условий труда, подтвержденных специальной оценкой условий труда.
Работодатели принимают меры по улучшению условий труда работников с учетом результатов специальной оценки условий труда;
б) в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
3.6.7. Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации содержащими нормы трудового права и в соответствии с Законом города Севастополя "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя" N 320-ЗС от 06.02.2017, соглашениями и коллективными договорами.
3.6.8. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются в соответствии с Законом города Севастополя от 06.02.2017 N 320-ЗС "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя" N 320-ЗС, соглашениями, коллективными договорам и локальными нормативными актами учреждений, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.
Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:
а) объективность - размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
б) предсказуемость - работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
в) адекватность - вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;
г) своевременность - вознаграждение должно следовать за достижением результатов;
д) прозрачность - правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
При разработке показателей и критериев эффективности работы рекомендуется учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также необходимость достижения установленных в планах мероприятий по реализации "дорожных карт" значений целевых показателей развития соответствующих отраслей на 2017 - 2018 годы.
3.6.9. В трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору - Приложение N 4 к данным Методическим материалам) с работником предусматриваются размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера.
3.6.10. Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации;
3.6.11. Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.
3.6.12. При разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти города Севастополя не вправе:
а) формировать и утверждать профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам;
б) переносить профессии рабочих и должности служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп, изменять порядок регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), в том числе вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы;
в) применять наименования должностей (профессий) работников, не соответствующие наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
г) утверждать квалификационные характеристики по должностям служащих и профессиям рабочих;
д) отступать от единого реестра ученых степеней и ученых званий и порядка присуждения ученых степеней, утверждаемых в установленном порядке;
е) устанавливать повышающие коэффициенты за наличие среднего профессионального или высшего образования при формировании размеров должностных окладов (ставок заработной платы) по должностям служащих, квалификационные характеристики которых не содержат требований о наличии среднего профессионального или высшего образования;
ж) устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различные размеры повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы.
3.6.13. При применении систем оплаты труда работников учреждений следует обращать внимание на:
а) необходимость формирования в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны только работникам данного учреждения, а также на обязательность установления в них по всем имеющимся в штате учреждения должностям работников фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп).
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы работникам государственных учреждений по профессиональным квалификационным группам работников устанавливаются Правительством Севастополя по представлению исполнительных органов государственной власти города Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей государственных учреждений.
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных учреждений устанавливаются локальными нормативными актами государственных учреждений на основе типовых положений об оплате труда работников государственных учреждений с учетом профессиональной подготовки и уровня квалификации работников государственных учреждений, сложности и объема их трудовых (должностных) обязанностей.
б) закрепление в трудовом договоре с работником (в дополнительном соглашении к трудовому договору) его конкретной трудовой функции, условий оплаты труда с указанием фиксированного размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленного ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);
в) формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения;
г) наличие критериев и показателей для стимулирования труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом;
д) применение демократических процедур при оценке эффективности работы различных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера (создание соответствующей комиссии с участием представительного органа работников);
е) необходимость внесения изменений в трудовые договоры с работниками (заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам) в случаях изменения условий и размеров оплаты труда, в том числе при переходе на новые системы оплаты труда, при установлении и изменении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, установленных работникам за исполнение ими трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера;
ж) нецелесообразность внесения в локальные нормативные акты положений, дублирующих нормы Трудового кодекса Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
3.6.14. При заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении N 2 к данным Методическим материалам и к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, и рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении "эффективного контракта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н.
3.7. Системы оплаты труда руководителей государственных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров
3.7.1. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
Порядок и размеры оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров устанавливаются исполнительными органами государственной власти Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей учреждений.
3.7.2. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
3.7.3. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве показателя оценки результативности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.
Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений в размере, не превышающем размера, который установлен для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений города Севастополя ч. 7 ст. 5 Закона города Севастополя от 06.02.2017 N 320-ЗС "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя" и постановлением Правительства Севастополя от 02.02.2017 N 54-ПП "Об установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений города Севастополя и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений";
3.7.4. Оклады (должностные оклады) заместителей руководителей государственных учреждений и главных бухгалтеров устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Условия оплаты труда указанных работников устанавливаются трудовыми договорами в соответствии с коллективными договорами, локальными актами учреждений.
Рекомендуется устанавливать соотношение средней заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.
Предельное соотношение соотношения средней заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 4.
3.7.4. Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах государственных органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений города Севастополя, может по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации, руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.
Порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений города Севастополя и представления указанными лицами данной информации установлен постановлением Правительства Севастополя от 02.02.2017 г. N 56-ПП "О Порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Севастополя".
4. Особенности формирования систем оплаты труда в социальной сфере
4.1. Особенности формирования систем оплаты труда работников образования
Исполнительным органам государственной власти города Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей учреждений и руководителям государственных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2017 году необходимо учитывать следующее.
4.1.1. Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2016 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
4.1.2. В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, выполнения в 2017 году целевых значений показателя средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, с тем, чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях составляли не ниже 70 процентов.
4.1.3. Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год, которая именуется "другая часть педагогической работы", и регулируется в порядке, установленном разделом I приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - приложение 1 к приказу N 536).
4.1.4. При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктом 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
- фактическим объемом учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) предусмотренном разделами II - V приложения 2 к приказу N 1601;
- размером ставки заработной платы, применяемым для исчисления заработной платы в зависимости от фактического объема учебной нагрузки (то есть с размером ставки заработной платы, установленным с учетом ее повышения за наличие квалификационной категории, а также о иным основаниям повышения, предусмотренным системой оплаты труда, в результате которых устанавливается ее новый размер);
- размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки;
- размерами и факторами, обуславливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы;
- размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
4.1.5. Рекомендуется также, чтобы аналогичные условия оплаты труда с учетом фактического объема педагогической работы предусматривались в трудовых договорах других педагогических работников, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктом 2.3 - 2.7 приложения 1 к приказу N 1601.
4.1.7. В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:
- для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа - путем умножения размеров ставок заработной платы за календарный месяц на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;
- для преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, а также программы профессионального обучения, для которых подпунктом 2.8.2 указанного приказа установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 720 часов в год, - путем определения среднемесячной заработной платы, для расчета которой часовая ставка преподавателя умножается на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).
4.1.8. Ставки заработной платы за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам, поименованным в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к приказу N 1601, за норму часов педагогической работы соответственно 18 часов в неделю, 720 часов в год, и являющиеся для них нормируемой частью их педагогической работы, выплачиваются указанным педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой.
4.1.8. Согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу N 1601 отдельным учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю, должна обеспечиваться выплата ставок заработной платы в полном объеме при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.
4.1.9. Согласно пункту 1.4 приложения 2 к приказу N 1601 в трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовому договору) педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам (далее - организация), должен включаться объем учебной нагрузки, установленный в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 указанного приказа, с учетом которого:
- для определения объема учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ежегодно на начало учебного года локальным нормативным актом организации по структурным подразделениям с учетом обеспечиваемых ими направлений подготовки устанавливается средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние пределы дифференцированно по должностям профессорско-преподавательского состава;
- учебная нагрузка каждого педагогического работника, замещающего должности профессорско-преподавательского состава, определяется в зависимости от занимаемой им должности, уровня квалификации и не может превышать установленных по должностям профессорско-преподавательского состава верхних пределов.
4.1.10. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктами 7.1.2 и 7.1.3 приложения 2 к приказу N 1601 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 указанного приказа, устанавливается в объеме, не превышающем соответственно 900 или 800 часов в учебном году.
4.1.11. Учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных в зависимости от образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по дополнительным профессиональным программам), утвержденных соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, поименованными в пункте 6.3 приложения 2 к приказу N 1601. За единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации соответствующих образовательных программ.
4.1.12. Нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, самостоятельно определяются организацией и утверждаются ее локальным нормативным актом.
При определении по должностям профессорско-преподавательского состава соотношения учебной нагрузки и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах продолжительности рабочего времени, составляющей 36 часов в неделю, учитываются:
- занимаемая педагогическим работником должность;
- нормы времени по видам учебной деятельности, утвержденные локальным нормативным актом организации;
- положения раздела VII приложения к приказу N 536, регулирующие режим рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы.
4.2. Особенности формирования систем оплаты труда работников здравоохранения
4.2.1. Исполнительным органам государственной власти города Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей учреждений и руководителям государственных учреждений при формировании систем оплаты труда работников здравоохранения необходимо учитывать следующее:
а) повышение оплаты труда работников учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования;
б) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутри региональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.
в) при установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников предусматривать показатели и критерии эффективности деятельности работников, с отражением в нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти города Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками учреждений;
г) при установлении выплат стимулирующего характера за квалификационную категорию предусматривать увеличение доли выплат на эти цели в общем объеме стимулирующих выплат;
д) осуществление денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях производится за счет средств обязательного медицинского страхования, учитываемых в части расходов на заработную плату в тарифах на оплату медицинской помощи, формируемых в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи. Рекомендуется размеры указанных выплат устанавливать нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, не ниже ранее установленных в рамках нацпроекта "Здоровье" и программ модернизации здравоохранения (с учетом показателей и критериев эффективности деятельности, разработанных для данных категорий специалистов);
е) повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда.
Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда, что подтверждается планом мероприятий по улучшению условий труда, актами выполненных работ, другими документами.
Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, повышение оплаты труда не производится.
Размеры компенсационных выплат медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ - инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а также непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, устанавливаются в порядке и размерах, определяемых Департаментом здравоохранения города Севастополя.
ж) в целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников медицинских учреждений устанавливать предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников учреждения в кратности от 1 до 4 с учетом сложности и объема выполняемой работы (уровень оказания медицинской помощи, коечный фонд учреждения, численность прикрепленного к учреждению населения, количество сотрудников и др.)
з) формирование штатных расписаний учреждений здравоохранения осуществляется с учетом номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н.
и) необходимо оптимизировать неэффективные расходы с целью привлечения средств на повышение заработной платы медицинским работникам, в том числе на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала. В этих целях устанавливать предельную долю расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда работников учреждений (не более 40 процентов). Также необходимо устанавливать перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу учреждений.
4.3. Особенности формирования систем оплаты труда работников культуры
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.3. Исполнительным органам государственной власти города Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей учреждений и руководителям государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:
а) в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе осуществляется с учетом повышения оплаты труда в первоочередном порядке и опережающими темпами работникам, относимым к основному персоналу.
Повышение заработной платы работников учреждений культуры осуществляется не только за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, но и за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также средств, получаемых от мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
Повышение оплаты труда прочему персоналу учреждений культуры осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и определяющими системы оплаты труда работников государственных учреждений;
б) в целях формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ и установления необходимой штатной численности персонала вводятся типовые отраслевые нормы труда, утвержденные следующими приказами Минкультуры России:
- от 30 декабря 2014 г. N 2477 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках";
- от 30 декабря 2014 г. N 2478 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа";
- от 30 декабря 2015 г. N 3448 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа".
Также используются разработанные методические рекомендации:
- по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики (приказ Минкультуры России от 30 декабря 2014 г. N 2479);
- по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа (письмо Минкультуры России от 3 июля 2015 г. N 231-01-39-НМ);
- по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики (приказ Минкультуры России от 30 декабря 2015 г. N 3453);
- по особенностям введения типовых отраслевых норм труда в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (письмо Минкультуры России от 14 июля 2016 г. N 217-01-39-НМ);
в) в целях повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры, выполнения целевых значений показателя средней заработной платы работников учреждений культуры совершенствование системы оплаты труда работников рекомендуется осуществлять путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, в структуре заработной платы работников таким образом, чтобы размеры окладов (должностных окладов) составляли не ниже 50 - 55 процентов, 10 - 15 процентов - выплаты компенсационного характера в зависимости от условий оплаты труда работников учреждений культуры и оставшаяся часть в структуре заработной платы - выплаты стимулирующего характера с учетом выполнения показателей эффективности деятельности за соответствующий период;
г) в государственных (муниципальных) учреждениях исполнительского искусства, где применяется поспектакльная оплата труда для артистического и художественного персонала рекомендуется:
- размер заработной платы рассчитывать исходя из разовой концертной ставки и месячного количества выступлений. Размер разовой концертной ставки (за спектакль, выступление, постановку) определяется путем соотношения размера должностного оклада артистического и художественного персонала к месячной норме выступлений, постановок, установленной учреждением самостоятельно;
- размер заработной платы, зависимый от нормы выступлений (постановок), при перевыполнении установленной нормы рассчитывать пропорционально ее перевыполнению;
д) работникам, занимающим должности служащих из числа художественного и артистического персонала, имеющим большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, а также работникам, принимаемым на работу для выполнения административных функций или проведения хозяйственных работ, имеющим большой опыт профессиональной работы, могут быть установлены индивидуальные условия оплаты труда;
е) объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным учреждением, утвержденных приказом Минкультуры России от 9 июня 2015 г. N 1762.
В соответствии с приказом Минкультуры России от 30 декабря 2015 г. N 3450 "Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, туризма и отраслевых корректирующих коэффициентов" при расчете базовых нормативов применяется механизм нормативно-подушевого финансирования, согласно которому затраты считаются на одного получателя услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.