Бюджетное учреждение (налогоплательщик НДС, есть также льготируемые операции) приобретает для деятельности, не облагаемой НДС, монитор и проектор, которые являются прослеживаемыми товарами.
Какую отчетность необходимо сдать в налоговый орган, если учреждение приобретает данное имущество не для реализации, а для собственных нужд? Нужно ли учитывать монитор, если он приобретается в составе единого объекта (ПК), но там не поименован?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение по вновь приобретенным прослеживаемым товарам должно представить в налоговый орган Отчет об операциях с товарами не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором осуществляется утилизация этого товара, передача на переработку или его безвозмездная передача организациям бюджетной сферы.
При обнаружении ошибок в реквизитах прослеживаемости следует запросить у поставщика исправленный/корректировочный документ.
Налогоплательщики, совершающие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны организовать их учет в составе соответствующих активов (товаров, запасов) в разрезе партий приобретенных товаров с указанием РНПТ и единицы измерения.
Также обращаем внимание, что до даты внесения изменений (до 01.07.2022) в КоАП РФ не установлены штрафы за несвоевременное представление (непредставление) отчета об операциях с прослеживаемыми товарами.
Обоснование вывода:
Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - Постановление N 1108), N 1110 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации" (далее - Перечень), N 1109 "Об утверждении критериев отбора отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации, и введении национальной системы прослеживаемости товаров на территории Российской Федерации" вступили в силу с 08.07.2021.
Для целей системы прослеживаемости товары, подлежащие прослеживаемости (далее - ТПП), - это любые когда-либо ввезенные на территорию РФ активы (независимо от их учета - на балансе или за балансом), имеющиеся в собственности у организации или ИП, код которого указан в настоящее время в Перечне, или приобретаемые организацией или ИП (независимо от цели приобретения) после 08.07.2021.
Отслеживать и отчитываться за движение прослеживаемых товаров должны все участники оборота прослеживаемых товаров: индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие операции с этими товарами, независимо от организационно-правовой формы. Также не имеет значение применяемая ими система налогообложения.
Таким образом, на бюджетное учреждение также распространяются положения о национальной системе прослеживаемости товаров.
С 8 июля 2021 года налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст. 23 НК РФ, п. 2, подп. "а", "б" п. 13 Постановления N 1108). При этом реквизиты прослеживаемости надо указывать при совершении операций с прослеживаемыми товарами в счетах-фактурах, универсальных передаточных документах (далее - УПД), декларациях по НДС, журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Счета-фактуры и УПД, а также корректировочные счета-фактуры и универсальные корректировочные документы на прослеживаемые товары необходимо передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 1.1 ст. 169 НК РФ, подп. "в", "г" п. 13 Постановления N 1108). То есть учреждению в части вновь приобретаемых прослеживаемых товаров нужно получать электронные счета-фактуры или УПД по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 1.2 ст. 169 НК РФ). Кроме того, надо удостовериться в наличии и правильности указанных в счете-фактуре (УПД) реквизитов прослеживаемости (РНПТ) - графы 11, 12, 12а, 13.
Нюансы отражения счетов-фактур в книге покупок при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, приведены в письме ФНС России от 30.09.2021 N ЕА-4-15/13856@. Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Особенности выставления счетов-фактур, ведения Книги продаж и Книги покупок в организациях бюджетной сферы.
В соответствии с письмами ФНС России от 03.09.2021 N ЕА-4-15/12520@, от 26.07.2021 N СД-4-15/10449@ при объединении товаров в комплект (набор), например, включение монитора в состав автоматизированного рабочего места не является основанием для прекращения прослеживаемости таких товаров, так как не происходит переработка товаров, не изменяются его физические характеристики, товар не становится неотъемлемой частью другого имущества.
Также разъяснено, что при последующей реализации набора (комплекта) поскольку в состав набора (комплекта) входит ТПП, счет-фактура подлежит формированию в электронной форме. При этом в графах счета-фактуры, содержащих реквизиты прослеживаемости (РНПТ и пр.), отражаются реквизиты прослеживаемости по каждому товару, подлежащему прослеживаемости, включенному в набор (комплект), в подстроках к строке с набором (комплектом).
Иными словами, к одной строке счета-фактуры формируются подстроки в количестве, равном количеству РНПТ товаров, подлежащих прослеживаемости, включенных в комплект, для отражения сведений о реквизитах прослеживаемости. Прочие сведения счета-фактуры не подлежат отражению в подстроках к строке, в которой отражен комплект, состоящий из ТПП.
Минфин разъяснил, как должна действовать организация, если в счете-фактуре, полученном от поставщика после 1 июля 2021 года, отсутствует регистрационный номер партии прослеживаемого товара (РНПТ).
В письме от 11.08.2021 N 27-01-22/64473 ведомство отмечает, что в подобном случае необходимо обратиться к поставщику с просьбой о корректном оформлении счета-фактуры и отражении в выставляемом счете-фактуре реквизитов прослеживаемости, в том числе РНПТ. При отсутствии РНПТ у поставщика на товар, подлежащий прослеживаемости, находящийся в его собственности по состоянию на 8 июля 2021 г., поставщику необходимо представить в ФНС России уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, на указанный товар, в ответ на которое будет направлена квитанция о присвоении РНПТ (п. 3 письма Минфина России от 11.08.2021 N 27-01-22/64473).
Полагаем, что эти разъяснения применимы в рассматриваемой ситуации. При обнаружении ошибок в реквизитах прослеживаемости следует запросить у поставщика исправленный/корректировочный документ. Не лишним будет предусмотреть в договоре, что поставщик берет на себя ответственность за достоверность данных по прослеживаемости.
Отметим, что учреждению надо обеспечить правильность указания регистрационного номера партии товара (РНПТ) в своих документах:
- Отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, если они приобретаются для деятельности, не являющейся объектом налогообложения или не облагаемой НДС, а также в аналитическом учете;
- сформированном УПД по итогу приемки от продавцов, применяющих спецрежимы или освобожденных от НДС.
Это позволит впоследствии без проблем списать прослеживаемые товары.
Отчет представляется в отношении операций, совершенных в отчетном периоде (квартал), в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Как указано в письме ФНС России от 30.09.2021 N ЕА-4-15/13856@, Правилами ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, не предусмотрено особенностей заполнения граф 16-19 книги покупок при регистрации счета-фактуры, полученного при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, в случае использования таких товаров как в операциях, облагаемых НДС, так и в операциях, не подлежащих налогообложению этим налогом. В этой связи при регистрации указанного счета-фактуры в книге покупок в графы 16-19 переносятся реквизиты прослеживаемости и стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, из счета-фактуры в полном объеме, независимо от суммы налога, на которую налогоплательщик заявляет право на вычет и которая определяется с учетом положений п. 4 ст. 170 НК РФ.
Как видим, налогоплательщик НДС отражает операции по приобретению прослеживаемого товара в книге покупок и в декларации по НДС, в том числе если товары используются одновременно как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях. При этом Отчет представляется участниками оборота ТПП, не являющимися плательщиками НДС (абзац второй п. 33 Постановления N 1108). Плательщики НДС вместо указанного Отчета представляют Декларацию по НДС, а Отчет представляют в случаях, определенных абзацем третьим п. 33 Постановления N 1108. Смотрите также Вопрос: Составление организацией, имеющей филиалы, отчета по товарам, подлежащим прослеживаемости (используются для собственных нужд), приобретенных до и после 08.07.2021 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.).
В этом же письме ФНС России от 30.09.2021 N ЕА-4-15/13856@ указано, что если налогоплательщик не регистрирует в книге покупок счета-фактуры на приобретенные товары и не использует право на вычеты сумм НДС или не имеет права на вычет сумм НДС, указанных в этих счетах-фактурах, то у него отсутствует обязанность отражать сведения из таких счетов-фактур в Отчете. В дальнейшем, при осуществлении операций, предусмотренных абзацем третьим п. 33 Постановления N 1108, например при утилизации этих товаров, передаче на переработку или при безвозмездной передаче организациям бюджетной сферы, то есть когда у учреждения отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур, сведения о них подлежат отражению в Отчете.
Таким образом, бюджетное учреждение, налогоплательщик НДС, по вновь приобретенному прослеживаемому товару должно представить в налоговый орган Отчет об операциях с товарами не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором осуществляются операции, предусмотренные абзацем третьим п. 33 Постановления N 1108, как то утилизация этого товара, передача на переработку или его безвозмездная передача организациям бюджетной сферы.
После приобретения учреждению следует организовать обособленный аналитический учет товаров, подлежащих прослеживаемости. Он может быть организован по группам (видам) в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 с детализацией по партиям согласно РНПТ.
Повторим, при списании товаров, подлежащих прослеживаемости (в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации), организации придется подать Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (абзац третий п. 33 Постановления N 1108, п. 4 Постановления N 1108). Также отчет подается и при возобновлении прослеживаемости (абзац третий п. 33 Постановления N 1108, п. 5 Постановления N 1108).
Отметим, что Положение о прослеживаемости не содержит каких-либо исключений для ситуации списания активов (основных средств, запасов, товаров), которые имелись в наличии на 08.07.2021, которые не предназначены для дальнейшего оборота и подлежат утилизации (иному выбытию без перехода права собственности).Смотрите подробнее в материале: Вопрос: Нужно ли подавать Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами при утилизации мониторов, числящихся на 08.07.2021 на забалансовом счете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.)
Обращаем внимание, что все вышеизложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. Рекомендуем получить персональное разъяснение Минфина России и ФНС России по вопросам порядка предоставления отчетности по прослеживаемым товарам в данной ситуации (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.
Отметим, что ФНС России установлен переходный период (не менее одного года), в течение которого налогоплательщики смогут адаптировать и доработать свои учетные системы. В этот период за некорректное применение положений законодательства о национальной системе прослеживаемости меры ответственности не предусмотрены (письма ФНС России от 19.08.2021 ЕА-4-15/11700@, от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@).
Законодательство о национальной системе прослеживаемости товаров не относится к законодательству о налогах и сборах. Поэтому непредставление отчетности и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, не может являться основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 126 и 126.1 НК РФ (письмо ФНС России от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@). Ответственность за нарушения в этой сфере будет установлена с 01.01.2022 КоАП РФ (смотрите проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минфином России 12.07.2021)).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- О прослеживаемости товаров. Памятка для бухгалтера бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Энциклопедия решений. Прослеживаемость товаров;
- Вопрос: Нужно ли применять систему прослеживаемости за импортными товарами автономному учреждению? Как в случае необходимости осуществляется ее применение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.)
- Вопрос: Надо ли учреждению, которое приобретает товары, подлежащие прослеживаемости, как за счет средств КФО 4, так и за счет средств КФО 2, сдавать отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, уведомление об остатках и включать сведения в налоговую декларацию по НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)
- Вопрос: Надо ли бюджетному учреждению сдавать отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, при приобретении холодильника и наличии остатков товаров? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)
- Вопрос: Документальное оформление и особенности учета товаров, подлежащих прослеживаемости с 01.07.2021 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
- Вопрос: Представление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и особенности учета данных товаров, приобретаемых для собственных нужд у поставщиков (плательщики НДС) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
15 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"