Бухгалтерский и налоговой учет торговли через маркетплейс
Смотрите в этом материале:
- юридические аспекты торговли через маркетплейс;
- организационные аспекты работы с маркетплейсом;
- бухучет;
- документальное оформление сделок между маркетплейсом и продавцом
В последнее время широкое распространение получила торговля товарами через маркетплейс. Действующее законодательство не дает определения этому понятию. В переводе с английского "marketplace" означает "рынок, рыночная площадь". Маркетплейс представляет собой не просто интернет-магазин, где продавцом является одно лицо, а онлайн-платформу (электронную торговую площадку), где продавать товары могут различные производители и продавцы.
Юридические аспекты торговли через маркетплейс
Отношения между продавцом и торговой площадкой регулируются договором. Как правило, это посреднический договор (агентский договор, договор комиссии или поручения).
В рамках агентского договора агент всегда совершает определенные юридические действия за счет принципала, но может действовать как от своего имени, так и от имени принципала (ст. 1005 ГК РФ).
Если агент действует от своего имени, то к агентскому договору применяются правила о договоре комиссии, если действует от имени принципала, то к такому агентскому договору применяются правила о договоре поручения (ст. 1011 ГК РФ).
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение (ст. 991 ГК РФ).
Чаще всего торговля через маркетплейсы представляет собой комиссионную торговлю, в которой продавец товаров является комитентом, а торговая площадка - комиссионером.
По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым (ст. 999 ГК РФ).
Товары, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью комитента. Комиссионер вправе в соответствии со ст. 359 ГК РФ удерживать находящиеся у него товары, которые подлежат передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом, только в обеспечение своих требований по договору комиссии (ст. 996 ГК РФ).
В силу ст. 998 ГК РФ комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.
Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы (ст. 1001 ГК РФ).
Организационные аспекты работы с маркетплейсом
Схема работы продавца с маркетплейсом может быть разной и зависит от положений заключенного посреднического договора с конкретной торговой площадкой.
Так, в договоре могут быть предусмотрены способы доставки товара продавцом до склада маркетплейса и условия его хранения там, способы доставки товара покупателям, размер и порядок взаиморасчетов межу сторонами, штрафы за нарушение условий договора и др.
В общем случае порядок работы сторон может быть следующим.
Как правило, продавец взаимодействует с торговой площадкой посредством ЭДО через сторонних операторов или непосредственно на сайте маркетплейса. Так, продавец может завести личный кабинет на сайте маркетплейса и через него оформить документы на поставку товаров на склад торговой площадки. Далее, в зависимости от условий заключенного договора, товары доставляются на склад маркетплейса самим продавцом, либо он привлекает для этих целей других лиц (в т.ч. может воспользоваться услугами маркетплейса). После получения товара маркетплейс проверяет его и оформляет документы о приеме товаров (например, акт приема товаров).
Затем, когда покупатель закажет понравившийся товар, маркетплейс организует его доставку. При этом покупатель может произвести оплату товара как при получении, так и на этапе оформления заказа.
Как правило, по итогам установленного отчетного периода (например, неделя, 10 дней или месяц) маркетплейс направляет продавцу отчет о продажах, в котором содержится информация о проданных товарах, полученных доходах, размере комиссионного вознаграждения и т.п. Расчеты между продавцом и маркетплейсом по вырученным от реализации товаров суммам, а также по причитающемуся комиссионному вознаграждению осуществляются в установленные договором сроки.
Бухгалтерский учет у продавца при осуществлении продажи товаров через маркетплейс
При передаче товара на склад маркетплейса реализации товара не происходит. В связи с этим переданный товар учитывается продавцом на счете 45 "Товары отгруженные" (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Расчеты с маркетплейсом могут вестись с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Для расчетов с маркетплейсом по перечислению денег за товары, комиссионное вознаграждение и иные услуги к счету 76 лучше открыть отдельные субсчета, например:
- субсчет "Расчеты с маркетплейсом за товары";
- субсчет "Расчеты с маркетплейсом по вознаграждению";
- субсчет "Расчеты с маркетплейсом за дополнительные услуги".
Выручка от реализации товаров признается продавцом доходом от обычных видов деятельности организации (пункты 5, 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Признание выручки производится при выполнении условий, указанных в п. 12 ПБУ 9/99, одним из которых является переход права собственности на товар к покупателю. Выручка признается организацией-продавцом на указанную в отчете торговой площадки дату продажи товара покупателю в сумме, указанной в отчете.
В случае если договором между маркетплейсом и компанией-продавцом указано, что торговая площадка не участвует в расчетах с покупателями (то есть денежные средства сразу поступают на счет продавца), то в бухгалтерском учете признание выручки от продажи продукции отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка", в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость товара списывается со счета 45 в дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" (п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Если же договором предусмотрено, что оплата товара покупателем производится на счет маркетплейса, то в бухгалтерском учете продавца признание выручки от продажи товара отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка", в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет учета расчетов с маркетплейсом.
Некоторые специалисты предлагают альтернативный вариант - составление в этой ситуации двух проводок:
Дебет |
Кредит |
Описание |
90, субсчет "Выручка" |
отражена реализация продукции покупателям |
|
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом за товары" |
сумма выручки показана как задолженность маркетплейса |
Поскольку Инструкция по применению Плана счетов не содержит конкретных указаний по данному вопросу, то организация может использовать любой из этих вариантов, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике.
Сумма комиссионного вознаграждения, причитающегося маркетплейсу, признается продавцом расходом по обычным видам деятельности на дату утверждения отчета торговой площадки и отражается по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 76, субсчет учета расчетов с маркетплейсом (пункты 5, 16 ПБУ 10/99). Указанные расходы включаются в себестоимость продаж, что отражается проводкой по дебету счета 90, субсчет "Себестоимость продаж", и кредиту счета 44.
Таким образом, в бухгалтерском учете продавца при продаже товаров через маркетплейс могут быть сделаны следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Описание |
отражена передача товара на склад маркетплейса |
||
90, субсчет "Выручка" |
отражена реализация продукции покупателям |
|
90, субсчет "Себестоимость продаж" |
списана себестоимость проданного товара |
|
90, субсчет "НДС" |
68, субсчет "Расчеты по НДС" |
начислен НДС |
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом за товары" |
сумма выручки показана как задолженность маркетплейса |
|
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом по вознаграждению" |
отражено вознаграждение маркетплейсу |
|
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом по вознаграждению" |
начислен НДС на сумму вознаграждения |
|
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом за товары" |
перечислены деньги маркетплейсом за проданные товары |
В случае если маркетплейс оказывает какие-то дополнительные услуги продавцу (рекламные услуги, доставка товара до склада и др.), то в учете продавца могут быть оформлены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Описание |
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом за дополнительные услуги" |
отражены дополнительные услуги маркетплейса |
|
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом за дополнительные услуги" |
начислен НДС на сумму дополнительных услуг |
Налоговый учет при осуществлении продажи товаров через маркетплейс
Осуществлять торговлю через маркетплейс могут организации и ИП на общей системе налогообложения, УСН и ЕСХН.
Плательщики ПСН не могут осуществлять продажу товаров через маркетплейс. Реализация товаров вне стационарной торговой сети по образцам и каталогам, размещенным на сайте в сети Интернет, в целях главы 26.5 НК РФ не относится к розничной торговле и не попадает под ПСН. В отношении этой предпринимательской деятельности применяются иные режимы налогообложения. Такой вывод сделан в письмах Минфина России от 22.11.2013 N 03-11-11/50540, ФНС России от 15.04.2013 N ЕД-3-3/1352@.
Налог на прибыль
Выручка от реализации товаров является доходом продавца (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ). При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (п. 2 ст. 249 НК РФ).
Таким образом, налогооблагаемым доходом продавца является вся выручка, полученная в результате исполнения договора, заключенного между ним и маркетплейсом (включая комиссионное вознаграждение и возмещаемые дополнительные расходы).
В соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).
Следовательно, датой получения дохода у продавца является дата реализации принадлежащих ему товаров, указанная в отчете маркетплейса о продаже товаров.
При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавших ему товаров (абз. 5 ст. 316 НК РФ).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 при реализации товаров комитент вправе уменьшить доходы на стоимость приобретения этих товаров.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ сумма комиссионного вознаграждения маркетплейса учитывается продавцом в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Комиссионное вознаграждение признается для целей налогообложения на дату утверждения продавцом отчета маркетплейса (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
НДС у продавца
Операции по реализации товаров на территории РФ признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поскольку товары, поступившие к маркетплейсу от продавца, являются собственностью последнего, то обязанность по уплате НДС при реализации товаров возникает у продавца.
Налоговая база в данном случае определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При реализации товаров по договору комиссии налоговой базой по НДС у комитента признается стоимость товаров, по которой они реализуются комиссионером покупателю (см. письмо Минфина России от 28.12.2020 N 03-07-14/114700). Таким образом, при реализации товаров через маркетплейс НДС начисляется со стоимости товара, по которой данный товар продан покупателю.
При отгрузке товаров на склад торговой площадки НДС не начисляется, так как такая операция не влечет перехода права собственности, а, следовательно, и не является реализацией товаров (см. также письмо Минфина России от 18.05.2007 N 03-07-08/120).
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат:
- день отгрузки товаров;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.
Если получение предоплаты договором не предусмотрено, то при реализации товаров через комиссионера моментом определения налоговой базы по НДС у комитента признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя товаров (см. письма Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-11/36, ФНС России от 17.01.2007 N 03-1-03/58).
Таким образом, при реализации товаров через маркетплейс обязанность исчислить НДС возникает у продавца по дате отгрузочных документов на товар, выписанных торговой площадкой конечному покупателю, а не по дате передачи товара продавцом на склад.
Вычет по НДС с вознаграждения маркетплейсу
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Оказание посреднических услуг является объектом обложения НДС, поэтому посредник (комиссионер) выставляет принципалу счет-фактуру на сумму своего вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ, письма Минфина России от 28.12.2020 N 03-07-14/114703, от 11.04.2019 N 03-07-11/25556). Полученный от посредника счет-фактуру на сумму вознаграждения принципал (продавец) регистрирует в книге покупок (п. 11 Правил ведения книги покупок).
Нормами НК РФ не предусмотрены особенности принятия к вычету НДС по агентскому вознаграждению. Вычет заявляется в общем порядке при одновременном выполнении следующих условий:
- услуги должны быть приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- услуги должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- налогоплательщик должен получить от поставщика счет-фактуру (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ.
Таким образом, сумму НДС, предъявленную маркетплейсом по своему вознаграждению, продавец вправе принять к вычету после принятия к учету оказанных торговой площадкой услуг при наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
УСН при торговле через маркет плейс
Если продавец применяет УСН с объектом налогообложения "доходы", то необходимо обратить внимание на следующие особенности.
По общим правилам при продаже товаров организацией или предпринимателем на УСН выручка от продажи товаров учитывается в доходах, в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 248 НК РФ.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме (п. 2 ст. 249 НК РФ).
Доход признается в том размере, в котором он поступил от покупателя агенту, т.е. маркетплейсу. Если посредник перевел оплату продавцу за минусом своего вознаграждения, то доход учитывается со всей суммы выручки и не уменьшается на сумму удержанного вознаграждения (пп. 1 п. 1 ст. 248, пункты 1, 2 ст. 249, п. 1 ст. 346.15 НК РФ, письма Минфина России от 03.04.2020 N 03-11-11/26872, от 18.05.2020 N 03-11-11/40176, от 01.08.2019 N 03-11-11/57877).
Кроме того, так как организации с объектом налогообложения "доходы" не учитывают расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ), то выручка от продажи товара не уменьшается на сумму вознаграждения посреднику. Следовательно, налогоплательщик на УСН с объектом налогообложения "доходы" не может уменьшить подлежащую учету выручку на сумму вознаграждения посредника. Таким образом, в доход по УСН необходимо включать всю сумму начислений, фактически поступивших от покупателей на расчетные счета агента (маркетплейса).
Сказанное применяется как к налогоплательщикам, применяющим УСН с объектом "доходы", так и к тем налогоплательщикам, которые используют объект налогообложения "доходы минус расходы". В то же время данные налогоплательщики могут учесть в расходах затраты на вознаграждение посреднику (ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17, п. 2 ст. 346.18 НК РФ, письмо Минфина России от 22.07.2019 N 03-11-11/54491).
Однако существует и другая точка зрения, поддерживаемая судебной практикой. По мнению судей, в доходах принципала сумма вознаграждения посредника не учитывается, поскольку датой получения доходов признается день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу принципала (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, с формальной точки зрения, в качестве доходов должны учитываться только те суммы, которые реально поступили к принципалу. Из этого можно сделать вывод, что удержанное посредником вознаграждение не должно включаться в состав доходов принципала, применяющего УСН (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2010 N А27-25958/2009, ФАС Уральского округа от 20.05.2008 N Ф09-9602/07-С3 и от 26.11.2007 N Ф09-9602/07-С3, Волго-Вятского округа от 05.04.2006 N А28-16053/2005-526/28, Восемнадцатого ААС от 11.01.2008 N 18АП-4909/2007).
Учитывая изложенное, считаем, что если продавец уменьшит сумму выручки от продажи товаров, полученную от маркетплейса, на сумму агентского вознаграждения, то это может привести к спорам с проверяющим ведомством.
Что касается даты признания дохода у налогоплательщика-принципала (в нашем случае - продавца), то контролирующие органы в своих письмах расходятся во мнении в отношении данного вопроса.
В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов при применении УСН признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно одной точке зрения датой получения доходов для налогоплательщика-принципала (продавца, комитента) является день поступления денежных средств на его счета в банках и (или) в кассу от посредника (комиссионера, агента). Такая позиция представлена в письмах Минфина России от 03.04.2020 N 03-11-11/26872, от 18.05.2020 N 03-11-11/40176, от 26.09.2019 N 03-11-11/74067, от 29.07.2016 N 03-11-06/2/44819, от 02.08.2011 N 03-11-11/202, УФНС России по г. Москве от 01.12.2011 N 16-15/116615@, от 28.11.2011 N 16-15/115109@, от 02.09.2010 N 20-14/2/092620@ и др.
Аналогичная позиция отражена в постановлениях АС Северо-Западного округа от 05.03.2015 N Ф07-506/2015, ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2013 N А33-17140/2012.
Однако, согласно другой точке зрения, доход у продавца отражается на дату поступления оплаты посреднику (комиссионеру, агенту) от покупателя (см. письма ФНС России от 04.08.2017 N СД-4-3/15363@, от 06.02.2012 N ЕД-4-3/1823@, от 13.10.2010 N ШС-37-3/13280).
Также в письме Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-11/28 разъясняется, что датой получения доходов для комитента (принципала) является день оплаты покупателями приобретенных товаров электронными денежными средствами.
Некоторые судьи поддерживают данную точку зрения (см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 07.12.2018 N Ф04-5078/2018, АС Волго-Вятского округа от 29.11.2017 N Ф01-5390/2017).
По нашему мнению, данная позиция является более обоснованной (т.е. датой признания дохода продавца является дата поступления оплаты за товары на счет посредника). Денежные средства, поступившие от покупателей на счет посредника, уже принадлежат продавцу (комитенту, принципалу) (п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ), и в общем случае он может распоряжаться ими. Позиция контролирующих органов в этом вопросе вполне объяснима. Неперечисление принципалу денежных средств, полученных агентом от покупателей, позволяет в некоторых случаях налогоплательщику-принципалу путем согласованных действий участников сделки искусственно создать задолженность за реализованный товар (работу, услугу) и не учитывать данную сумму в составе доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Документальное оформление сделок между маркетплейсом и продавцом
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, далее - Закон N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Обмен документами продавца с маркетплейсом, как правило, осуществляется в электронном виде. Транспортные накладные и документы по реализации зачастую можно отправлять и получать непосредственно через личный кабинет на сайте маркетплейса либо через операторов ЭДО.
По общим правилам, передача комитентом (в нашем случае - продавцом) товара комиссионеру (маркетплейсу) оформляется товарной накладной. За образец можно взять унифицированную форму N ТОРГ-12, утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, с пометкой "по агентскому договору (договору комиссии)" и товарно-транспортной накладной по унифицированной форме N 1-Т, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, - при передаче товара перевозчику для доставки на склад комиссионера. Наряду с товарно-транспортной накладной применяется форма транспортной накладной, утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200.
При передаче товара на реализацию маркетплейсу продавец не выставляет счет-фактуру, поскольку в этот момент реализации не происходит.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. Поэтому составление комиссионером, агентом, реализующим товары (работы, услуги) от своего имени, счетов-фактур необходимо для целей обеспечения механизма реализации покупателями этих товаров (работ, услуг) права на вычет НДС.
Чаще всего покупателями товаров на торговых площадках являются физические лица. При этом физические лица не являются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ) и этот налог к вычету не принимают. Соответственно, маркетплейс физическим лицам не выставляет счет-фактуру. В свою очередь, продавец также не должен ее оформлять.
Однако у продавца остается обязанность по формированию книги продаж.
Согласно п. 20 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Правила ведения книги продаж), доверители (принципалы), реализующие товары по договору поручения (агентскому договору), предусматривающему продажу товаров от имени доверителя (принципала), регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выставленные покупателю при получении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, а также счета-фактуры (в том числе корректировочные) при реализации указанных товаров.
Вместе с тем п. 1 Правил ведения книги продаж установлено, что при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению в книге продаж регистрируются показатели контрольных лент ККТ, бланков строгой отчетности (см. письма Минфина России от 27.04.2017 N 03-01-15/25767, от 23.03.2015 N 03-07-09/15737). При этом в случае невыставления счетов-фактур на основании пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в книге продаж регистрируются первичные учетные документы, документы, содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (см. письма Минфина России от 24.09.2021 N 03-07-11/77929, от 15.07.2019 N 03-07-09/52125).
Это означает, что формально отсутствуют препятствия для регистрации продавцом в книге продаж отчета маркетплейса, содержащего суммарные (сводные) данные о продажах, позволяющие определить налоговую базу, ставку налога и подлежащую уплате сумму НДС за соответствующий календарный месяц.
На наш взгляд, в условиях отсутствия конкретных правил для отражения предъявления покупателям НДС комиссионером при розничных продажах возможно составление продавцом на основе отчета посредника (маркетплейса) собственного первичного документа (например, справки бухгалтера, сводного расчета), содержащего суммарные (сводные) данные по операциям реализации товаров физическим лицам, в том числе за наличный расчет, совершенным в течение определенного периода. Такой документ, подлежащий регистрации в книге продаж, заменяет собой "отгрузочный" счет-фактуру, обязанность по составлению которого возложена на налогоплательщика-продавца.
Кроме того, маркетплейс выставляет продавцу счет-фактуру на сумму своего вознаграждения. Полученный от посредника счет-фактура на сумму вознаграждения комитент (продавец) регистрирует в книге покупок (первый абзац п. 11 Правил ведения книги покупок).
Отметим, при реализации товаров маркетплейс должен выдавать кассовый чек покупателю, так как при осуществлении расчетов с покупателями (клиентами) агент выступает в качестве продавца и, соответственно, у него возникает обязанность по применению контрольно-кассовой техники и направлению кассового чека (см. письма Минфина России от 12.03.2021 N 03-00-03/17554, ФНС России от 11.11.2019 N ЕД-4-20/22760@). О необходимости применения ККТ именно агентом неоднократно писали представители официальных органов (см. письма Минфина России от 05.09.2018 N 03-01-15/63529, от 31.08.2018 N 03-01-15/62185, от 06.04.2018 N 03-01-15/22580, ФНС России от 09.08.2018 N АС-4-20/15481@). А в случае применения ККТ агентом дополнительное ее применение принципалом не требуется (см. письмо Минфина России от 27.05.2020 N 03-01-15/44636). Другими словами, если торговая площадка выдала чек покупателю, то продавец не должен его повторно оформлять.
Организация осуществляет продажу товаров через маркетплейс. Продавец находится на общем режиме налогообложения. В феврале маркетплейсу был передан на склад товар в количестве 100 шт. по согласованной сторонами продажной стоимости 1200 руб. (в т.ч. НДС 200 руб.) за штуку (на общую сумму 120 000 руб. (в т.ч. НДС 20 000 руб.)). Себестоимость единицы товара в учете продавца составляет 800 руб.
По отчету о продажах маркетплейса весь товар в том же месяце реализован.
Комиссия маркетплейса составляет 10%. Сумма комиссионного вознаграждения составила:
120 000 руб. х 10% = 12 000 руб. (в т.ч. НДС 2000 руб.).
Расчеты с покупателями производятся через торговую площадку. При перечислении полученной выручки от реализации товара на счет продавца маркетплейс удерживает часть этой выручки в счет оплаты комиссионного вознаграждения.
В бухгалтерском учете компании-продавца сделаны следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Описание |
80 000 (800 руб./шт. х 100 шт.) |
товар передан на склад маркетплейса |
||
90, субсчет "Выручка" |
120 000 |
на основании отчета маркетплейса отражена реализация товара |
|
90, субсчет "Себестоимость продаж" |
80 000 |
списана себестоимость реализованного товара |
|
90, субсчет "НДС" |
68, субсчет "Расчеты по НДС" |
20 000 |
начислен НДС с реализации товара покупателю |
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом за товары" |
120 000 |
сумма выручки отражена, как задолженность маркетплейса |
|
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом по вознаграждению" |
10 000 |
отражено комиссионное вознаграждение маркетплейсу |
|
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом по вознаграждению" |
2000 |
отражен НДС с вознаграждения маркетплейсу |
|
68, субсчет "Расчеты по НДС" |
2000 |
предъявлен к вычету НДС по комиссионному вознаграждению |
|
76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом за товары" |
108 000 |
получены денежные средства от маркетплейса за реализованный товар (за минусом комиссионного вознаграждения) |
Тема
Бухгалтерский учет доходов от обычных видов деятельности (выручки)
Налоговый учет доходов от реализации
См. также
Бухгалтерский учет комиссионных сборов за услуги (работы) сторонних организаций
Бухгалтерский учет реализации (выбытия) товаров в соответствии с ФСБУ 5/2019
Учет у комитента при реализации товаров через комиссионера
Доходы от реализации товаров в целях налогообложения прибыли
Расходы при реализации товаров (в целях налогообложения прибыли)
Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг)
Оформление счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) от имени агента (комиссионера)
Момент определения налоговой базы по НДС
Как применяют ККТ комиссионеры (агенты)?
Отличия между агентированием, поручением и комиссией
Формы документов
Пример заполнения Товарной накладной ТОРГ-12
Пример заполнения Товарно-транспортной накладной 1-Т
Пример заполнения Транспортной накладной
Пример заполнения Счетов-фактур
Пример заполнения Книги покупок
Примеры заполнения и бланк УПД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах