Учет помощи участникам СВО и членам их семей.
Памятка для бухгалтера бюджетной сферы
Приобретение и последующая передача материальных ценностей для нужд специальной военной операции (далее - СВО) и мобилизации может осуществляться различными способами. Имущество может закупаться и передаваться организациями бюджетной сферы в казну соответствующего публично-правового образования, непосредственно конкретному органу, учреждению или фонду.
Кроме того, допускается передача как специально закупленных для целей СВО материальных ценностей, так и тех, которые ранее, в частности до принятия постановления Правительства России от 03.10.2022 N 1745, уже были приобретены учреждениями или находились в государственной (муниципальной) собственности.
Еще одним из вариантов передачи объектов НФА может быть оказание "материальной помощи" в натуральной форме при закупке имущества для своих мобилизованных сотрудников или в целях обеспечения имуществом иных граждан, принимающих участие в СВО, как за счет бюджетных средств по решению субъекта РФ, муниципального образования, так и за счет собственных средств бюджетных и автономных учреждений.
Отметим, что согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Бюджетные и автономные без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных БУ или АУ собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у таких учреждений на праве оперативного управления, они вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).
Таким образом, как уже было отмечено выше, способов передачи имущества для нужд СВО и мобилизации достаточно. Соответственно, учет расчетов по таким хозяйственным операциям также будет различаться.
То же самое можно говорить и о передаче денег. Денежные средства могут перечисляться в виде благотворительной, спонсорской помощи, передаваться по договорам дарения, пожертвования на конкретные цели или без их указания. Причем эти средства могут быть как средствами, поступающими в качестве доходов самой организации бюджетной сферы, так и личными сбережениями сотрудников (работников).
Рассмотрим на примерах варианты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете организаций бюджетной сферы помощи участникам СВО и членам их семей.
1. Закупка и передача имущества в федеральную собственность по Постановлению N 1745
1.1. Основные положения Постановления N 1745
В целях обеспечения проведения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории России, Правительством РФ могут приниматься решения о введении специальных мер в сфере экономики, предусматривающие в том числе проведение мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления и организациями, порядок финансирования и материально-технического обеспечения таких мероприятий (подп. 1 п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне").
Такая специальная мера в сфере экономики введена, в частности, постановлением Правительства России от 03.10.2022 N 1745 (далее - Постановление N 1745).
Фактически данный правовой акт разрешает субъектам РФ и муниципальным образованиям напрямую из соответствующего бюджета обеспечивать армию посредством закупки товаров для СВО и мобилизационной подготовки и передачи их в федеральную собственность.
Заказчиками в целях проведения закупок для нужд СВО и мобилизации могут являться:
- органы власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- региональные и муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения;
- ГУП/МУП.
Перечень возможных к закупке товаров, работ, услуг закреплен в п. 1 Постановления N 1745. Конечно, назначение приобретаемого имущества непосредственно связано со смыслом происходящего. К примеру, закупать можно транспортные средства и автозапчасти, "беспилотники", средства радиосвязи, электронику, приборы ночного видения, бинокли и прицелы, обмундирование, продовольствие и многое другое.
Кроме того, разрешено приобретать и товары иностранного производства. Установленный ранее запрет (см. постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616) допуска к закупкам, происходящим из иностранных государств, промышленных товаров с 11.10.2022 не применяется, в том числе при закупке товаров в целях проведения СВО, мобилизационной подготовки, мобилизации.
Закупка товаров, работ и услуг должна осуществляться на основании заявок Минобороны РФ и уполномоченных им органов, территориальных органов МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН России, Росгвардии и других уполномоченных организаций. Заявки направляются уполномоченному исполнительному органу соответствующего субъекта РФ (органу местного самоуправления) с содержанием перечня и количества объектов НФА, объемов работ (услуг).
Далее приобретенное по заявкам имущество, в том числе созданное в результате выполнения работ (оказания услуг), безвозмездно передается в федеральную собственность с оформлением актов о приеме-передаче (п. 4 Постановления N 1745).
Закупки на нужды СВО и мобилизации считаются произведенными для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд. Соответственно, и оплачивать их будут:
- органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения - за счет средств соответственно региональных и муниципальных бюджетов (кроме субвенций из вышестоящего бюджета);
- бюджетные и автономные учреждения, ГУП и МУП - за счет субсидий из соответствующего бюджета.
Отметим - согласно п. 4 Постановления N 1745 контракты (договоры) могут заключаться на условиях поставки товаров в адрес не только заказчика, но и грузополучателя.
Наряду с этим, по смыслу рассматриваемого документа допускается передача как специально закупленных для целей СВО материальных ценностей, так и тех, которые ранее, то есть до принятия Постановления N 1745, уже были приобретены учреждениями или находились в государственной (муниципальной) собственности. Главное, чтобы такие ценности были включены в соответствующую заявку, направленную в адрес уполномоченного органа соответствующего субъекта РФ, местного самоуправления. При этом для безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность учреждению достаточно заручиться согласием собственника имущества - соблюдать при передаче материальных ценностей из собственности субъекта РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность положения постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 не требуется (п. 5 Постановления N 1745).
1.2. Закупочная деятельность
Отметим, что положения Постановления N 1745 не устанавливают каких-либо особенностей осуществления процедур закупок, а также не предусматривают отдельного способа закупки. Поэтому закупки заказчиками в целях обеспечения нужд СВО следует осуществлять с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ).
Таким образом, при закупках, указанных в Постановлении N 1745 товаров, работ и услуг заказчикам следует руководствоваться всеми положениями Закона N 44-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением N 1745. Поэтому при формировании условий контракта о порядке приемки заказчик должен соблюдать, в том числе требования ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
Кроме этого, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18.11.2022 N 3514-р девять федеральных органов исполнительной власти получили право проводить закупки для нужд СВО у единственных поставщиков товаров, работ и услуг. В данный перечень вошли МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН России, Росгвардия, Росрезерв, ГУСП. Другими словами, документ позволяет быстрее закупать амуницию и другие товары для СВО, оперативно ремонтировать военную и специализированную технику, а также выполнять иные задачи, связанные с обороной и безопасностью государства.
При исполнении контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, установленных в соответствии с частями. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ, применяются положения частями. 13, 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (см. также письмо Минфина России от 22.04.2022 N 24-06-06/36748). Это означает, что заказчик в случае закупки у единственного контрагента обязан осуществлять "электронную" приемку.
1.3. Бюджетный (бухгалтерский) учет передачи имущества
Если речь идет о закупках имущества для нужд мобилизации и СВО по заявкам Минобороны РФ и его уполномоченных органов, то сначала целесообразно обратиться к понятиям "актив", "основные средства" и "материальные запасы". Так, для признания имущества в составе основных средств или запасов оно должно быть приобретено для потребления и (или) использования в деятельности учреждения.
В конкретной же ситуации материальные ценности приобретаются органом власти (местного самоуправления) или учреждением, которому делегировано осуществление закупки для передачи. Другими словами, закупаемое имущество не предназначается для использования в "собственной" деятельности заказчиков или реализации их полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан, а значит, решение об их принятии к учету в составе основных средств или материальных запасов будет противоречить нормам Инструкции N 157н, положениям Стандартов "Основные средства" и "Запасы". Поэтому даже если отгрузка осуществляется на склад учреждения - заказчика, имущество не следует отражать на счетах 0 101 00 000 "Основные средства" и 0 105 00 000 "Материальные запасы".
Для учета вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении применяется счет 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы". При этом нормой абз. 1 п. 127 Инструкции N 157н прямо предусмотрено, что данный счет применяется не только в том случае, когда впоследствии нефинансовые активы будут приняты к учету в качестве таковых непосредственно учреждением-заказчиком, но и в случаях, когда речь идет о суммах произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, безвозмездно передаваемые в целях формирования стоимости нефинансовых активов.
Соответственно, учреждение, уполномоченное на осуществление закупки нефинансовых активов, которые подлежат передаче другим организациям, в том числе организациям бюджетной сферы, формирует показатель на счете 0 106 00 000. При этом передача сформированных капитальных вложений в сумме произведенных затрат отражается в бюджетном (бухгалтерском) учете передающей стороны по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 0 106 00 000 в корреспонденции с дебетом счета учета финансового результата (см. также письмо Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66247). Соответствующие корреспонденции счетов прямо предусмотрены положениями п. 34 Инструкции N 162н, п. 53 Инструкции N 174н, п. 53 Инструкции N 183н.
Обратим внимание: если имущество поставляется непосредственно в адрес учреждения - грузополучателя или при приемке имущества, в том числе электронной, существует временной разрыв между фактом поставки и подписанием документа о приемке в ЕИС, то учреждению-заказчику необходимо создать резерв под приемку товаров. В таких случаях обязательства признаются для целей бухгалтерского (бюджетного) учета отложенными обязательствами и отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов". Одновременно с этой операцией отражаются суммы отложенного обязательства на соответствующем счете аналитического учета счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства" (пп. 302.1, 308 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 11.11.2022 N 02-06-07/110108).
Счет 0 401 60 000 "закрывается" датой размещения в ЕИС в сфере закупок документа о приемке, подписанного заказчиком. Наряду с этим у учреждения-заказчика возникает обязанность произвести оплату по контракту (договору) с ее отражением по кредиту счета 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам". При этом полномочия на подписание документа о приемке существуют исключительно у учреждения-заказчика независимо от факта получения материальных ценностей непосредственно заказчиком или же при отгрузке имущества в адрес иного грузополучателя согласно условиям контракта.
Безвозмездную передачу приобретаемого для нужд СВО и мобилизации имущества в федеральную собственность организациям бюджетной сферы субъектов РФ и муниципальных образований необходимо отражать как межбюджетные расчеты, то есть расчеты между учреждениями, созданными различными публично-правовыми образованиями. Соответственно, в бюджетном (бухгалтерском) учете передающей стороны должны использоваться счета 0 401 20 251 "Расходы на безвозмездные перечисления текущего характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" (в случае приобретения в целях передачи объектов, соответствующих критериям отнесения к материальным запасам) и 0 401 20 254 "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" (в случае приобретения в целях передачи объектов, соответствующих критериям отнесения к основным средствам).
В данном случае безвозмездные неденежные передачи нефинансовых активов должны отражаться по КБК вида ХХХХ 0000000000 80Х, где в 15 - 17 разрядах номера счета указываются следующие элементы вида расходов:
- при передаче федеральным органам власти или федеральным казенным учреждениям (иным получателям, за исключением федеральных АУ/БУ) - 806 "Безвозмездные межбюджетные неденежные передачи";
- при передаче федеральным бюджетным/автономным учреждения - 807 "Безвозмездные межбюджетные неденежные передачи бюджетным (автономным) учреждениям".
1.4. Налоговый учет
1.4.1. Налог на добавленную стоимость
В общем случае передача права собственности на товары, в том числе на безвозмездной основе, является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ). Операции, не являющиеся объектом налогообложения НДС, указаны в п. 2 ст. 146 НК РФ. Ни одно из положение п. 2 ст. 146 НК РФ прямо не может быть применено.
Однако, полагаем, что исходя из системного толкования и по совокупности указанных норм в рассматриваемой ситуации объекта налогообложения НДС не возникает. Кроме того, может быть применен подход, изложенный в письме Минфина России от 29.10.2021 N 03-07-11/88344, в котором рассматривается порядок налогообложения в случае изъятия учредителем имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления. Поскольку приобретенное для нужд СВО имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления, то при его передаче перехода права собственности не происходит, а значит и нет реализации. Следовательно, объекта налогообложения НДС не возникает.
1.4.2. Налог на прибыль
Доходы в виде средств целевого финансирования не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществленные за счет средств целевого финансирования также не признаются при расчете налога на прибыль (подп. 17 ст. 270 НК РФ).
Примеры
Пример 1. Передача закупленного для нужд СВО имущества со склада заказчика
В рамках исполнения положений постановления Правительства РФ от 03.10.2022 N 1745 на основании заявки Минобороны РФ исполнительный орган субъекта РФ закупает "беспилотники" в количестве 100 шт., взлетная масса каждого из которых составляет не более 30 кг. Общая сумма контракта, заключенного с ООО составляет 11 474 800,00 руб., оплата осуществляется по факту поставки материальных ценностей. Дата поставки "беспилотников" и дата подписания документа о приемке в ЕИС совпадают. Имущество безвозмездно передается в федеральную собственность получателю бюджетных средств со склада учреждения - заказчика. Передача сопровождается оформлением Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448).
В бюджетном учете исполнительного органа субъекта РФ - передающей стороны сформированы следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 106 31 310 |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 302 31 734 |
11 474 800,00 |
На основании документа о приемке, подписанного в ЕИС, стоимость беспилотников учтена в составе капвложений в ОС с одновременным открытием Карточки капитальных вложений (ф. 0509211) |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 302 31 834 |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 304 05 310 |
11 474 800,00 |
Отражена оплата поставщику согласно Выписке из л/с ПБС |
КРБ ХХХХ 0000000000 1 401 20 254 |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 106 31 410 |
11 474 800,00 |
Отражена передача беспилотников между ПБС разных уровней бюджетов на основании Акта (ф. 0510448) |
Пример 2. Передача закупленного для нужд СВО имущества, поставляемого непосредственно в адрес учреждения - грузополучателя
Органом местного самоуправления городского округа доведена до муниципального автономного учреждения заявка Минобороны РФ о необходимости приобретения лекарственных препаратов. Закупка осуществляется за счет средств экономии субсидии на выполнение задания прошлого года по КФО 4. Заключенный с ИП контракт на общую сумму 750 000,00 руб. содержит условие, что поставка товара осуществляется непосредственно в адрес учреждения - грузополучателя. Грузополучатель - федеральное бюджетное учреждение. Условиями контракта предусмотрена предоплата в размере 50% от стоимости контракта.
В бухгалтерском учете автономного учреждения отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
ХХХХ 0000000000 4 206 34 566 |
0000 0000000000 000 4 201 11 610 |
375 000,00 |
Отражена оплата аванса контрагенту согласно Выписке из л/с учреждения |
Увеличение 18 (244 КВР, 346 КОСГУ) | |||
ХХХХ 0000000000 4 106 34 346 |
ХХХХ 0000000000 4 401 60 346 |
750 000,00 |
Отражено поступление МЗ грузополучателю на основании документа о поставке, подписанного грузополучателем (транспортной накладной, УПД, др.) |
ХХХХ 000000000 4 401 20 251 |
ХХХХ 0000000000 4 106 34 446 |
750 000,00 |
Отражена передача лекарств на основании акта о приеме-передаче, подтверждающего факт получения такого имущества грузополучателем (форма согласована условиями контракта) |
ХХХХ 0000000000 4 401 60 346 |
ХХХХ 0000000000 4 302 34 736 |
750 000,00 |
Отражено принятие обязательств согласно подписанному заказчиком документу о приемке |
ХХХХ 0000000000 4 302 34 836 |
ХХХХ 0000000000 4 206 34 666 |
375 000,00 |
Отражен зачет аванса на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) |
ХХХХ 0000000000 4 302 34 836 |
0000 0000000000 000 4 201 11 610 |
375 000,00 |
Произведен окончательный расчет по контракту согласно Выписке из л/с учреждения |
Увеличение 18 (244 КВР, 346 КОСГУ) |
2. Закупка и передача материальных ценностей для нужд СВО организациям
Отметим, что приобретение имущества для нужд СВО и мобилизации может осуществляться не только в рамках исполнения норм Постановления N 1745. Такие хозяйственные операции могут совершаться и на основании правового акта субъекта РФ/муниципального образования. Причем передача материальных ценностей может осуществляться в учреждения новых субъектов или благотворительный фонд. В таком случае порядок передачи имущества, в том числе документальное оформление, могут быть закреплены в утвержденном нормативном документе. В частности, передача материальных ценностей может сопровождаться оформлением Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448) с дополнительным составлением Извещения (ф. 0504805) в случае передачи имущества в организацию бюджетной сферы.
Кроме того, за счет собственных средств (приносящей доход деятельности) автономные и бюджетные учреждения имеют возможность закупать материальные ценности и передавать его для нужд СВО.
Как уже отмечалось выше, для нужд СВО и мобилизации может передаваться не только специально закупаемое имущество. Также это могут быть уже бывшие в эксплуатации материальные ценности, ранее приобретенные для собственных нужд учреждения. Безвозмездная передача имущества может осуществляться как в рамках дарения или пожертвования, так и по иным основаниям (например, по распоряжению собственника (учредителя)).
Отметим, что на сегодняшний день типы государственных и муниципальных учреждений новых субъектов РФ, принятых в состав РФ в 2022 году согласно Федеральным конституционным законам (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей) еще не определены как казенные, бюджетные и автономные для всех организаций бюджетной сферы. Государственные и местные организации, функционирующие на данных территориях, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но для обособления расчетов с такими учреждениями, в том числе формирования информации о безвозмездных передачах НФА в учреждения бюджетной сферы, считаем возможным включать их в состав межбюджетных расчетов с бюджетами новых субъектов и при формировании номеров счетов 0 401 20 251 (254) указывать в 15 - 17 разрядах номера счета КВР 806 "Безвозмездные межбюджетные неденежные передачи" (см. п. 1.5 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121658, 07-04-05/02-31108).
В случае передачи имущества не в пользу организаций бюджетной сферы балансовую (фактическую) стоимость объектов учета необходимо переоценить до справедливой стоимости (п. 29 Стандарта "Основные средства", п. 29 Стандарта "Запасы", п. 28 Инструкции N 157н) с применением счета 0 401 10 176 "Доходы текущего года от оценки активов и обязательств". Подробнее о переоценке стоимости НФА см. здесь.
Если предназначенные для передачи материальные ценности учтены на забалансовых счетах, их следует "поднять" на баланс с использованием счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и одновременным уменьшением показателей на забалансовых счетах.
Кроме того, при передаче автономным или бюджетным учреждением имущества, учтенного в составе ОЦДИ, необходимо скорректировать расчеты с учредителем.
2.1. Налоговый учет
2.1.1. Налог на добавленную стоимость
Передача имущества некоммерческим организациям освобождается от налогообложения НДС (подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ, пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, оказание материальной помощи участникам СВО через некоммерческую организацию в натуральной форме не подлежит налогообложению НДС.
Однако в случае применения освобождения от налогообложения НДС операций по безвозмездной передаче имущества в рамках оказания благотворительной помощи налогоплательщик не имеет право на вычет НДС (подп. 1 п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 171 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2023 N 03-03-06/3/16345).
При осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению НДС, необходимо обеспечить раздельный учет сумм "входного" НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). Подробнее о раздельном учете см. здесь.
Если ранее "входной" НДС был принят к налоговому вычету, то при передаче имущества налог надо восстановить к уплате в бюджет. Подробнее см. здесь.
В декларации по НДС операция по передаче имущества отражается в разделе 7 с кодом 1010801 или 1010288 (благотворительность).
2.1.2. Налог на прибыль
В соответствии с подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ учреждение вправе учесть в составе внереализационных расходов затраты в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного некоммерческим организациям, при условии, что такие НКО включены в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (письма Минфина России от 10.02.2023 N 03-03-07/10942, от 04.10.2022 N 03-03-06/1/95569).
В декларации по налогу на прибыль внереализационные расходы, предусмотренные ст. 265 НК РФ, отражаются в Приложение N 2 к Листу 02 по строке 200.
Примеры
Пример 1. Передача закупленного для нужд СВО имущества, поставляемого в адрес учреждения ДНР/благотворительного фонда
На основании распорядительного документа субъекта РФ орган власти закупает приборы ночного видения в количестве 40 шт. С АО заключен контракт на общую сумму 600 000,00 руб. Поставка материальных ценностей осуществляется непосредственно в адрес грузополучателя:
- организации бюджетной сферы ДНР на сумму 450 000,00 руб. (30 шт.)
- благотворительного фонда на сумму 150 000,00 руб. (10 шт.)
В бюджетном учете органа власти отразятся следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 106 31 310 |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 401 60 310 |
600 000,00 |
Отражено поступление товаров грузополучателю на основании документов о поставке, подписанного грузополучателями (транспортной накладной, УПД, др.) |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 401 60 310 |
КРБ ХХХ ХХХХХХХХХХ 1 302 31 734 |
600 000,00 |
Приняты расчеты по обязательствам согласно подписанному документу о приемке (в том числе в ЕИС заказчиком) |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 302 31 834 |
КРБ ХХХ ХХХХХХХХХХ 1 304 05 310 |
600 000,00 |
Отражена оплата поставщику согласно Выписке из л/с ПБС |
КРБ ХХХХ 0000000000 1 401 20 254 |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 106 31 410 |
450 000,00 |
Отражена передача имущества организации бюджетной сферы ДНР на основании Акта (ф. 0510448) |
КРБ ХХХХ 0000000000 1 401 20 286 |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 106 31 410 |
150 000,00 |
Отражена передача имущества благотворительному фонду на основании Акта (ф. 0510448) |
Пример 2. Передача бывшего в эксплуатации медицинского оборудования учреждению ДНР
В 2023 году по распоряжению учредителя и согласованию с наблюдательным советом государственное автономное учреждение безвозмездно передает государственному учреждению здравоохранения ДНР медицинское оборудование - ОЦДИ, учтенное по КФО 4. Данное оборудование использовалось в деятельности ГАУ, балансовая стоимость объекта - 2 600 000,00 руб., амортизация начислена в размере 100%. Расчеты в части ОЦДИ скорректированы, в адрес учредителя направлено Извещение (ф. 0504805). Убыток от обесценения не начислялся.
В бухгалтерском учете автономного учреждения отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
ХХХХ 0000000000 4 401 20 254 |
ХХХХ 0000000000 000 4 101 24 410 |
2 600 000,00 |
Отражена безвозмездная передача оборудования учреждению ДНР на основании Акта (ф. 0510448) |
ХХХХ 0000000000 000 4 104 24 411 |
ХХХХ 0000000000 4 401 20 254 |
2 600 000,00 |
Отражена передача ранее начисленной суммы амортизации на основании Акта (ф. 0510448) |
0000 0000000000 000 4 210 06 561 |
0000 0000000000 000 4 401 10 172 |
2 600 000,00 |
Отражена корректировка показателя расчетов с учредителем (в сторону уменьшения) на сумму переданного оборудования на основании Извещения (ф. 0504805) |
Пример 3. Передача объекта НФА, ранее приобретенного для собственных нужд
В соответствии с распоряжением администрации городского округа муниципальное казенное учреждение безвозмездно передает благотворительному фонду палатку с целью последующей передачи для нужд СВО. Стоимость НФА составляет 9 900,00 руб., объект учтен на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации". В соответствии с положениями учетной политики казенного учреждения учет на счете 21 ведется по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта. В связи с тем, что отчуждение осуществляется не в пользу организации бюджетной сферы, произведена переоценка ОС до справедливой стоимости, которая определена как 7 200,00 руб.
В бюджетном учете казенного учреждения отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
|
Уменьшение 21 |
9 900,00 |
Отражен вывод ОС из эксплуатации на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) |
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 101 36 310 |
КДБ 1 14 020ХХ ХХ 0000 1 401 10 172 |
9 900,00 |
Отражено восстановление ОС на балансе на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) |
КДБ 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 176 |
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 101 36 410 |
2 700,00 |
Отражена переоценка (в сторону уменьшения) до справедливой стоимости имущества, предназначенного для передачи фонду на основании Решения об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442) |
КРБ ХХХХ 0000000000 1 401 20 286 |
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 101 36 410 |
7 200,00 |
Отражена безвозмездная передача палатки благотворительному фонду на основании Акта (ф. 0510448) |
3. Передача имущества физлицам - участникам СВО и членам их семей
Закупка и (или) передача материальных ценностей может осуществляться не только в адрес юридических лиц. Имущество может выдаваться или приобретаться для отправки сотрудников (работников) в командировку на территорию ДНР/ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, в целях их сборов для мобилизации или в виде помощи населению, к примеру, семьям мобилизованных граждан.
При этом передача имущества может отражаться в учете как выдача объектов НФА сотрудникам в личное пользование на основании коллективного/трудового договора, в других случаях - как оказание материальной помощи в натуральной форме в соответствии с нормативным документом публично-правового образования или локальным актом самого учреждения.
В ситуации, когда командируемым лицам передаются ценности в постоянное личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, предусматривающих использование полученного имущества, в том числе за пределами территории учреждения, затруднений при отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете передачи имущества в пользование сотрудникам не возникает. Для таких целей предназначен забалансовый счет 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" (п. 385 Инструкции N 157н). Подробнее об учете на забалансовом счете 27 см. здесь.
Но в случае передачи как специально закупленного, так и ранее приобретенного имущества мобилизованным сотрудникам (работникам) или населению могут возникнуть вопросы о корректном применении кодов бюджетной классификации и счетах учета.
Закупки материальных ценностей для мобилизованных лиц - работников организаций бюджетной сферы следует рассматривать как выплаты в натуральной форме. Кроме того, по нашему мнению, данные расходы не будут относиться к несоциальным выплатам. Ведь отличительной особенностью социальных пособий и компенсаций является их связь с социальными рисками для персонала. К таким рискам относятся болезнь, утрата постоянного заработка иные риски, которые могут негативно сказаться на имущественном положении работника (п. 7 Порядка N 209н, п. 2.1.2 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153). Поэтому при расчетах с мобилизованными сотрудниками корректно использование подстатьи 267 "Социальные компенсации персоналу в натуральной форме" КОСГУ (подп. 10.6.7 п. 10 Порядка N 209н). В свою очередь, с целью предоставления подобных гарантий организация бюджетной сферы осуществляет закупку имущества, а значит, должен применяться соответствующий код группы видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", а конкретнее - КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". Увязка подстатьи 267 КОСГУ с КВР 244 предусмотрена в Таблице соответствия КВР и КОСГУ (см. информацию Минфина России от 31.01.2023). Таким образом, расходы в целях закупки материальных ценностей для мобилизованных сотрудников (работников) в рамках социальных мер могут отражаться по КВР 244 и подстатье 267 КОСГУ.
В то же время, в п. 10 постановления Правительства РФ от 30.03.2022 N 511 указано, что в целях обеспечения социально-трудовых гарантий действие трудовых договоров/служебных контрактов, заключенных с гражданами РФ, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ в соответствии с указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647, приостанавливается.
Поэтому полагаем, что возможен и другой вариант отражения расходов на закупку имущества для мобилизованных сотрудников (работников). В связи с тем, что на период мобилизации трудовые отношения временно приостанавливаются, мобилизованного сотрудника (работника) возможно рассматривать уже как физическое лицо/гражданина. В этом случае использование КВР и КОСГУ для приобретения материальных ценностей может быть иным.
Расходы организаций бюджетной сферы на приобретение товаров, работ и услуг в целях социального обеспечения граждан отражаются по элементу вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ и услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" (п. 53.3.2.3 Порядка N 82н). Вместе с этим согласно Таблице соответствия КВР и КОСГУ (информация Минфина России от 31.01.2023) в части операций по оплате контрактов на приобретение материальных запасов для последующей выдачи их гражданам в рамках социального обеспечения предусмотрена увязка КВР 323 с подстатьями статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Заметим, что:
- увязка КВР 323 и подстатьи 267 КОСГУ Таблицей соответствия не предусмотрена;
- такой вариант учета возможен только в случае закупки материальных запасов.
Кроме того, расходы на закупки НФА для нужд населения в качестве мер социальной поддержки, на наш взгляд, могут отражаться по КВР 323 "Приобретение товаров, работ и услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" и подстатье 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ, на которую относятся расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования (подп. 10.6.3 п. 10 Порядка N 209н, см. также, к примеру, письмо Минфина России от 07.07.2020 N 02-05-10/59291). Другим вариантом может быть использование КВР 323 в увязке с подстатьями статьи 340 КОСГУ.
Таким образом, в виду неурегулированности данного вопроса, при закупке материальных ценностей для мобилизованных сотрудников (работников) и населения целесообразно согласовать применение КВР и КОСГУ с учредителем или финансовым органом. Во избежание разногласий с проверяющими "статус" таких расходов может быть также определен в правовом акте муниципального образования или локальном документе учреждения.
Отметим, что Инструкции по применению планов счетов не содержат типовых корреспонденций счетов по принятию к учету, в частности, материальных запасов с применением счетов 0 302 63 000 "Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме" или 0 302 67 000 "Расчеты по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме". Для этих целей предназначены счета 0 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов", 0 208 34 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов" (п. 23 Инструкции N 162н, п. 34 Инструкции N 174н, п. 34 Инструкции N 183н).
Более того, в 26 разряде номеров счетов аналитического учета счета 0 302 63 000, 0 302 67 000, - применяемых для учета расчетов в рамках социального обеспечения, может быть указан только код "7". Учитывая нормы Порядка N 209н, особенности формирования номеров счетов по расчетам, в случае приобретения материальных запасов для выдачи мобилизованным сотрудникам (работникам) или населению, считаем, что кассовые/фактические расходы могут осуществляться в рассматриваемых случаях по подстатьям 263 или 267 КОСГУ, но операции по расчетам с поставщиками следует отражать с применением счета 0 302 34 000.
При этом действующим законодательством в части ведения бюджетного (бухгалтерского) учета прямо предусмотрена возможность списания материальных запасов в дебет счетов 0 401 20 263 или 0 401 20 267 (п. 26 Инструкции N 162н, п. 37 Инструкции N 174н, п. 37 Инструкции N 183н).
Передача объектов НФА физическим лицам Инструкциями не регламентирована. Поэтому такие операции в случае их возникновения подлежат согласованию в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н, п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н.
Вместе с тем Таблицей соответствия КВР и КОСГУ при безвозмездных неденежных передачах физическим лицам предусмотрена увязка КВР 809 "Иные безвозмездные неденежные передачи" с подстатьями 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" и 298 "Иные выплаты капитального характера физическим лицам" КОСГУ. А значит, при безвозмездных передачах физическим лицам нефинансовых активов по согласованию с финорганом, учредителем возможно применение счетов 0 401 20 296 и 0 401 20 298 с указанием в 15 - 17 разрядах номера этих счетов КВР 809.
Кроме того, допустимо отражать списание основных средств, связанных с их передачей физическим лицам, с применением счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 34 Инструкции N 162н, п. 53 Инструкции N 174н, п. 53 Инструкции N 183н).
Другими словами, порядок выбытия имущества - включение операций по списанию объектов НФА в состав расходов учреждения или отражение в качестве безвозмездной передачи мобилизованным сотрудникам (работникам) или населению целесообразно урегулировать и закрепить в учетной политике. Считаем, что в случае целевой закупки для нужд граждан - участников СВО, а также членов их семей выдачу имущества населению корректно отражать в порядке списания в качестве расходов на реализацию меры соцподдержки (0 401 20 263 или 0 401 20 267). Если передается ранее закупленное имущество, которое использовалось в деятельности учреждения, допускаем применение КВР 809 и отражение выбытия в порядке безвозмездной передачи (0 401 20 296, 0 401 20 298).
Отметим, что на уровне субъекта РФ/муниципалитета приобретение имущества в целях оказания материальной помощи в натуральной форме мобилизованным сотрудникам или населению может рассматриваться в качестве мер социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам. В таких случаях вышеперечисленные варианты использования КВР и КОСГУ неприемлемы, для ПНО существуют обособленные коды бюджетной классификации.
3.1. Налоги и взносы
3.1.1 Налог на доходы физических лиц
В соответствии с п. 93 ст. 217 НК РФ не облагается НДФЛ доходы в виде имущества, безвозмездно полученного участниками СВО (как работниками, так и физическим лицами - не работниками учреждения), а также членами их семей при условии, что такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации указанных лиц и (или) с заключенными указанными лицами контрактами.
Следовательно, при передаче учреждением имущества участникам СВО, а также членам их семей у них не возникает дохода, облагаемого НДФЛ.
3.1.2. Страховые взносы
Согласно пп. 18 п. 1 ст. 422 НК РФ операции по безвозмездной передаче имущества участникам СВО - работникам не подлежат налогообложению страховыми взносами.
Пунктом 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В связи с этим при передаче имущества участникам СВО, которые не являются работниками организации, а также членам семей участников СВО нет объекта обложения страховыми взносами, так как данные выплаты произведены вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
3.1.3. Налог на добавленную стоимость
На основании пп. 40 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению операции по реализации на территории РФ имущества участникам СВО и членам их семей.
Эти нормы НК РФ применяются к указанным лицам независимо от факта наличия (отсутствия) трудовых отношений с учреждением.
В разделе 7 декларации по НДС операция по передаче имущества отражается с кодом 1011218 (письмо ФНС от 22.12.2022 N СД-4-3/17394@).
Однако в случае применения освобождения от налогообложения НДС операций по безвозмездной передаче имущества, освобожденных от НДС, налогоплательщик не имеет право на вычет НДС (подп. 1 п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 171 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2023 N 03-03-06/3/16345).
При осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению НДС, необходимо обеспечить раздельный учет сумм "входного" НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). Подробнее о раздельном учете см. здесь.
Если "входной" НДС по ранее приобретенному имуществу был принят к налоговому вычету, то при передаче этого имущества налог надо восстановить к уплате в бюджет. Подробнее см. здесь.
3.1.4. Налог на прибыль
В соответствии с пп. 19.12 п. 1 ст. 265 НК РФ учреждение вправе учесть в расходах по налогу на прибыль имущество, переданное физическим лицам - участникам СВО и/или членам их семей.
В декларации по налогу на прибыль расходы, предусмотренные ст. 265 НК РФ, отражаются в Приложение N 2 к Листу 02 по строке 200.
Примеры
Пример 1. Выдача имущества в личное пользование сотруднику при командировании на территорию ЛНР
Медицинский работник государственного бюджетного учреждения здравоохранения отправлен в командировку в ЛНР. В целях выполнения служебного задания, предусматривающего использование полученного имущества за пределами территории учреждения, в личное пользование работнику выданы:
- медицинский инструментарий, учитываемый в составе ОС, стоимостью 9 000,00 руб.;
- медицинский аппарат, учитываемый в составе ОС, стоимостью 42 000,00 руб.;
- специальная одежда, учитываемая в составе МЗ в качестве мягкого инвентаря, стоимостью 13 350,00 руб.
Все имущество было приобретено ранее за счет средств субсидии на выполнение госзадания (КФО 4).
В бухгалтерском учете ГБУЗ оформляются следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
Выдача инструментария, учтенного на забалансовом счете 21 | |||
Увеличение 21 Командируемый сотрудник |
Уменьшение 21 Лицо, ответственное за сохранность ОС |
9 000,00 |
Отражено внутреннее перемещение объекта НФА и выдача инструментария (стоимостью до 10 000,00 руб. включительно) в постоянное личное пользование работнику для выполнения им служебных обязанностей в командировке на основании Акта приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0510434) |
Увеличение 27 (310 КОСГУ) |
|
9 000,00 |
|
Выдача медицинского аппарата, учтенного в составе ОС | |||
ХХХХ 0000000000 000 4 101 34 310 Командируемый сотрудник |
ХХХХ 0000000000 000 4 101 34 310 Лицо, ответственное за сохранность ОС |
42 000,00 |
Отражено внутреннее перемещение объекта НФА и выдача аппарата в постоянное личное пользование работнику для выполнения им служебных обязанностей в командировке на основании Акта приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0510434) |
Увеличение 27 (310 КОСГУ) |
|
42 000,00 |
|
Выдача спецодежды | |||
ХХХХ 0000000000 000 4 109 Х0 272 (4 401 20 272)
|
ХХХХ 0000000000 000 4 105 35 445 |
13 350,00 |
Отражено списание спецодежды и ее выдача в постоянное личное пользование работнику для выполнения им служебных обязанностей в командировке на основании Акта приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0510434) |
Увеличение 27 (345 КОСГУ) |
|
13 350,00 |
Пример 2. Передача приобретенного имущества мобилизованному сотруднику
Автономное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобретает обмундирование для сотрудника, который будет мобилизован. Договор заключается с коммерческой организацией, общая стоимость которого составляет 126 000,00 руб. Поставка и приемка товара осуществлены одновременно.
В бухгалтерском учете АУ оформляются следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
ХХХХ 0000000000 000 2 105 35 345 |
ХХХХ 0000000000 2 302 34 734 |
126 000,00 |
Отражено принятие к учету обмундирования, приобретенного в целях соцобеспечения, на основании товарной накладной, предоставленной контрагентом |
.ХХХХ 0000000000 2 302 34 834 |
0000 0000000000 000 2 201 11 610 |
126 000,00 |
Отражена оплата поставщику согласно Выписке из л/с учреждения |
Увеличение 18 (244 КВР, 267 КОСГУ) | |||
ХХХХ 0000000000 000 2 401 20 267 |
ХХХХ 0000000000 000 2 105 35 445 |
126 000,00 |
Отражено списание обмундирования, выданного мобилизованным сотрудникам на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0510460) |
Пример 3. Передача ранее приобретенного для собственных нужд имущества мобилизованному сотруднику
В соответствии с приказом руководителя по согласованию с ГРБС мобилизованному сотруднику казенного учреждения передаются ранее приобретенные материальные ценности, а именно:
- продукты питания, учтенные в составе МЗ и закупленные для нужд столовой учреждения (счет 105 32), стоимость которых составляет 3 500,00 руб.
- хозяйственный инвентарь, учтенный в составе ОС, стоимостью 12 000,00 руб. (счет 101 36).
В учреждении принято решение о реклассификации продуктов питания в связи с изменением их целевого назначения.
В бюджетном учете казенного учреждения сформированы следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
В части продуктов питания | |||
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 105 36 349 |
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 105 32 342 |
3 500,00 |
Отражена реклассификация продуктов питания на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) |
КРБ ХХХХ 0000000000 1 401 20 296 |
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 105 36 449 |
3 500,00 |
Отражена передача МЗ мобилизованному сотруднику на основании Накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458), порядок оформления которой для таких ситуаций предусмотрен учетной политикой |
В части хозяйственного инвентаря | |||
КРБ ХХХХ 0000000000 1 401 20 298 |
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 101 36 410 |
12 000,00 |
Отражена передача ОС мобилизованному сотруднику на основании Накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458), порядок оформления которой для таких ситуаций предусмотрен учетной политикой |
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 104 36 411 |
КРБ ХХХХ 0000000000 1 401 20 298 |
12 000,00 |
Пример 4. Передача приобретенного имущества населению
На основании распоряжения администрации городского поселения подведомственное казенное учреждение осуществляет закупку дров с целью их последующей передачи семьям мобилизованных лиц (военнослужащих - не сотрудников учреждения, проходящих военную службу в зоне проведения СВО). С МУП заключен контракт, стоимость которого составляет 127 400,00 руб. Между поставкой товара и подписанием документа о приемке существует временной разрыв.
В бюджетном учете КУ отражаются следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
|||
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХ 1 106 34 346 |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХ 1 401 60 346 |
127 400,00 |
Отражено поступление МЗ для соцобеспечения населения на основании документа о поставке (транспортной накладной, УПД, др.), приемка не произведена |
|||
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХ 1 401 60 346 |
КРБ ХХХ ХХХХХХХХХХ 1 302 34 733 |
127 400,00 |
Приняты расчеты по обязательствам согласно подписанному документу о приемке (в том числе в ЕИС заказчиком) |
|||
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 105 36 346 |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХ 1 106 34 346 |
127 400,00 |
Приняты к учету МЗ согласно документу о приемке |
|||
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХ 1 302 34 833 |
КРБ ХХХ ХХХХХХХХХХ 1 304 05 263 или КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХ 1 304 05 346 |
127 400,00 |
Отражена оплата поставщику согласно Выписке из л/с ПБС |
|||
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 401 20 263 |
КРБ ХХХХ 0000000000 000 1 105 36 446 |
127 400,00 |
Отражено списание дров, переданных населению на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0510460) |
4. Помощь денежными средствами
Помощь для нужд СВО и мобилизации может оказываться не только в виде безвозмездно передаваемых материальных ценностей, но и денежными средствами. Причем предоставление денег также может принимать различные формы.
Так, к примеру, в начале 2023 года профильное ведомство направило высшим учебным заведениям рекомендации по оказанию мер поддержки студентам - детям участников специальной военной операции. В частности, рекомендовано оказывать детям участников СВО, обучающимся на платной основе, дополнительные меры поддержки в виде материальной помощи за счет средств КФО 2 (см. письмо Минобрнауки России от 19.01.2023 N МН-5/168126). Наряду с этим указом Президента РФ от 09.05.2022 N 268 субъектам РФ рекомендовано предоставить меры поддержки детям военнослужащих и сотрудников, поступающим на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Кроме этого, учреждение вправе предоставлять денежную/материальную помощь своим мобилизованным сотрудникам (работникам) или их родственникам на основании утвержденного локального документа. Выплаты могут быть предусмотрены также на уровне субъекта РФ или публично-правового образования.
Другой способ предоставления денег - безналичное перечисление средств в качестве пожертвования или благотворительности через НКО/благотворительный фонд. Денежные средства, относимые в силу ст. 128, п. 2 ст. 130 ГК РФ к вещам (движимому имуществу), могут являться предметом договора пожертвования (п. 1 ст. 582 ГК РФ). В то же время следует учитывать, что договор пожертвования представляет собой разновидность договора дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 576 ГК РФ учреждение, которому вещь принадлежит на праве оперативного управления, вправе подарить ее только с согласия собственника, если иное не установлено законом (это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости). Отметим, что такой вариант подходит для бюджетных/автономных учреждений с соблюдением определенных условий за счет средств от приносящей доход деятельности.
Таким образом, как и с безвозмездной передачей материальных ценностей вариантов предоставления помощи в виде денежных средств для нужд СВО и мобилизации много. Следовательно, применение кодов бюджетной классификации в той или иной ситуации также будет различаться. Здесь опять будет важен "статус" этих выплат - социальные или несоциальные, действующим сотрудникам или иным физлицам, в качестве мер социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам или нет.
Оказание материальной помощи студентам - детям участников СВО возможно по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" и подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ. Во-первых, такие выплаты, как правило, осуществляются вне стипендиального фонда, а во-вторых, - эти нормы достаточно четко прописаны в п. 53.3.2.1 Порядка N 82н и подп. 10.6.2 п. 10 Порядка N 209н (см. также письмо Минфина России от 09.12.2020 N 02-05-10/108034), если речь идет о социальных выплатах.
Полагаем, что тот же самый подход возможен и при отражении расходов в отношении денежной помощи семьям мобилизованных сотрудников (работников) в соответствии с нормативным документом публично-правового образования или локальным актом самого учреждения - осуществлять выплаты по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" и подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ.
Если же подобные выплаты не будут отнесены к социальным, то расходы можно отразить по КВР 360 "Иные выплаты населению" и подстатье 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" КОСГУ. Так, подп. 10.9.6 п. 10 Порядка N 209н предусмотрено отнесение расходов по осуществлению иных выплат физическим лицам несоциального характера на подстатью 296 КОСГУ. Перечень расходов, которые могут осуществляться с использованием подстатьи 296 КОСГУ, является открытым и не исключает отнесения на данную подстатью иных не упомянутых в перечне, но аналогичных по экономическому содержанию расходов.
Что касается выплаты материальной или единовременной денежной помощи мобилизованным сотрудникам (работникам), отметим следующее.
При условии, что выплата предусмотрена условиями коллективного договора / положения об оплате труда / положения о материальной помощи / трудового договора, расходы отражаются по соответствующим КВР 111, 121 в увязке с подстатьей 211 КОСГУ.
Но, как правило, подобные выплаты не включаются в фонд оплаты труда. В соответствии с пп. 51, 53 Порядка N 82н расходы организаций бюджетной сферы, не включенные в фонд оплаты труда, отражаются по элементам видов расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда", 133 "Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия", 134 "Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания" и 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда". Вместе с тем отражение расходов по КВР 112, 122 в увязке с подстатьей 212 КОСГУ, как правило, обусловлены условиями трудовых отношений и направлены в том числе на поощрение и стимулирование.
Вместе с тем считаем, что расходы на выплату материальной помощи мобилизованным сотрудникам (работникам) носят социальный характер, поскольку связаны с такими социальными рисками, как болезнь, утрата постоянного заработка и т. д. Поэтому при осуществлении таких выплат расходы целесообразно отражать по подстатье 266 "Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме" КОСГУ (подп. 10.6.6 п. 10 Порядка N 209н). Кроме того, порядок выплат материальной помощи мобилизованным сотрудникам (лицам) не предусматривает обязанность подтверждения получателем выплаты факта осуществления им соответствующих расходов. Соответственно, такие расходы вполне объективно могут быть отнесены на КВР 112 (122, 133, 134, 142) и подстатью 266 КОСГУ.
Операции по отражению государственными/муниципальными учреждениями пожертвований, благотворительной помощи действующим законодательством четко не урегулированы.
Вместе с тем перечисление добровольных пожертвований не связано с расходами на выплату персоналу, социальным обеспечением и иными выплатами в пользу юридических или физических лиц, осуществлением капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Также такие перечисления не повлекут взамен поставку на данную сумму товаров, оказание услуг, выполнение работ поставщиком. Кроме того пожертвования не являются субсидией или грантом. Соответственно, при осуществлении подобных расходов элементы видов расходов групп 100 - 700 не могут быть применены.
Расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования", отражаются по коду видов расходов 853 "Уплата иных платежей" (п. 53.8.6.3 Порядка N 82н). Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих элементов видов расходов в Порядке N 82н, в том числе и кода 853, "закрытыми" не являются, что не исключает возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций.
В свою очередь, расходы на осуществление иных выплат несоциального характера юридическим лицам, ИП, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, не являющихся субсидиями в соответствии с БК РФ, относятся на подстатью 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (подп. 10.9.7 п. 10 Порядка N 209н).
Таким образом, расходы в виде добровольных пожертвований денежных средств некоммерческим организациям, а также благотворительным фондам для нужд СВО и мобилизации могут быть отражены по КВР 853 в увязке с подстатьей 297 КОСГУ.
Полагаем, что подобные расходы целесообразно списывать в дебет счета 0 401 20 297 - их отнесение в дебет счета 0 109 00 297 может привести к искажению показателя себестоимости.
4.1. Налоги и взносы
4.1.1. Налог на доходы физических лиц
В соответствии с п. 93 ст. 217 НК РФ выплата денежных средств участникам СВО (как работникам, так и физическим лицам - не работникам организации), а также членам их семей освобождается от налогообложения НДФЛ.
Следовательно, при оказании организацией материальной помощи участникам СВО у них не возникает дохода, облагаемого НДФЛ.
4.1.2. Страховые взносы
Согласно пп. 18 п. 1 ст. 422 НК РФ операции по безвозмездной передаче денежных средств участникам СВО - работникам не подлежат налогообложению страховыми взносами.
Пунктом 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. В связи с этим при выплате денежных средств участникам СВО, которые не являются работниками учреждения, а также членам семей участников СВО, нет объекта обложения страховыми взносами, так как данные выплаты произведены вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
4.1.3. Налог на добавленную стоимость
Передача (выплата) денежных средств не признаётся реализацией в силу подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ. Поэтому при оказании материальной помощи участникам СВО в денежной форме объекта обложения НДС не возникает.
4.1.4. Налог на прибыль
В соответствии с пп. 19.12 п. 1 ст. 265 НК РФ учреждение может учесть в расходах по налогу на прибыль выплаченные денежные средства, выплаченные физическим лицам - участникам СВО и/или членам их семей.
На основании подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ учреждение вправе учесть в составе внереализационных расходов затраты в виде стоимости имущества, включая денежные средства, безвозмездно переданного некоммерческим организациям, при условии, что такие НКО включены в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (письма Минфина России от 10.02.2023 N 03-03-07/10942, от 04.10.2022 N 03-03-06/1/95569).
В декларации по налогу на прибыль внереализационные расходы, предусмотренные ст. 265 НК РФ, отражаются в Приложение N 2 к Листу 02 по строке 200.
Примеры
Пример 1. Выплата материальной помощи студенту
В рамках мер социальной поддержки федеральное бюджетное учреждение осуществляет ежемесячную выплату материальной помощи студенту в связи с призывом на военную службу его родителя на основании указа Президента РФ "Об объявлении частичной мобилизации" от 21.09.2022 года N 647. Студент обучается платно. Выплата прекращается с месяца возврата родителя с военной службы. Оплата производится за счет средств от приносящей деятельности на банковскую карту студента/из кассы в размере 10 000,00 руб.
В бухгалтерском учете ФБУ оформляются следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
ХХХХ 0000000000 2 401 20 262 (2 109 Х0 262) |
ХХХХ 0000000000 2 302 62 737 |
10 000,00 |
Отражено начисление материальной помощи студентам на основании приказа руководителя и Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401)/Расчетной ведомости (ф. 0504402) |
ХХХХ 0000000000 2 302 62 837 |
0000 0000000000 000 2 201 11 610 |
10 000,00 |
Отражено перечисление выплаты на банковскую карту студента согласно Выписке из л/с учреждения |
Увеличение 18 (321 КВР, 262 КОСГУ) | |||
или | |||
ХХХХ 0000000000 2 302 62 837 |
0000 0000000000 000 2 201 34 610 |
10 000,00 |
Отражена выплата материальной помощи студенту из кассы учреждения на основании РКО (ф. 0310002) и Платежной ведомости (ф. 0504403) |
Увеличение 18 (321 КВР, 262 КОСГУ) |
Пример 2. Выплата материальной помощи мобилизованному сотруднику
В соответствии с постановлением Правительства субъекта РФ государственный орган оказывает разовую материальную поддержку мобилизованным сотрудникам в размере 25 000,00 руб. Нормами распорядительного документа установлено, что выплата носит социальный характер. Материальная помощь перечислена на банковскую карту сотрудника.
В бюджетном учете госоргана оформляются следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 401 20 266 |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 302 66 737 |
25 000,00 |
Отражено начисление выплаты материальной помощи мобилизованному сотруднику на основании Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401) |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 302 66 837 |
КРБ ХХХХ ХХХХХХХХХХ 1 304 05 266 |
25 000,00 |
Отражено перечисление выплаты на банковскую карту сотрудника согласно Выписке из л/с ПБС |
Пример 3. Перечисление денежных средств в виде пожертвования НКО/благотворительному фонду
Муниципальное автономное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности перечисляет НКО/благотворительному фонду денежные средства в виде пожертвования для нужд СВО в размере 100 000,00 руб. Составлен договор, средства перечислены с расчетного счета АУ, открытого в коммерческом банке.
В бухгалтерском учете МАУ оформляются следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
ХХХХ 0000000000 2 401 20 297 |
ХХХХ 0000000000 2 302 97 734 |
100 000,00 |
Начислены расходы в сумме пожертвования на основании договора пожертвования |
ХХХХ 0000000000 2 302 97 834 |
0000 0000000000 000 2 201 21 610 |
100 000,00 |
Отражено перечисление средств с расчетного счета согласно Выписке из банка |
Увеличение 18 (853 КВР, 297 КОСГУ) |
Примечание: если условиями договора предусмотрен отчет (акт, иной документ), подтверждающий исполнение обязательств НКО, рекомендуем отразить перечисление средств в порядке предоставления аванса и признать расходы по факту представления НКО отчета/акта о выполнении условий договора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.