Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Где проводится обучение по охране труда руководителей и специалистов

Где проводится обучение по охране труда руководителей и специалистов

По общему правилу обучение по охране труда (далее - ОТ) руководителей и специалистов проводится непосредственно самой организацией (при условии создания в ней комиссии по проверке знаний требований ОТ) или обучающими организациями при наличии у последних лицензии на право ведения образовательной деятельности, соответствующей аккредитации на оказание образовательных услуг по охране труда, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы (абз. 1, абз. 10 п. 2.3.2 Порядка обучения).

Вместе с тем существует правовая неопределенность, какие именно руководители и специалисты должны проходить обучение в самой организации, а какие - в специализированных образовательных организациях. Так, чиновники Роструда и Минтруда России в своих письмах и разъяснениях полагают, что исчерпывающий перечень работников, которые проходят обучение исключительно в образовательных организациях, содержится в абз. 3-9 п. 2.3.2 Порядка обучения. К ним, в частности, относятся:

- руководители организации и их заместители, курирующие вопросы ОТ;

- руководители структурных подразделений, а также специалисты, ИТР, осуществляющие организацию, руководство, контроль и технический надзор за проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях;

- работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- специалисты служб ОТ, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по ОТ, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по ОТ профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

- организаторы и руководители производственной практики обучающихся;

- специалисты ОИВ различного уровня, в том числе специалисты ОИВ в области охраны труда;

- члены комиссий по проверке знаний требований ОТ организаций, в т.ч. обучающих, и т.д.

В п. 13.1 ГОСТа 12.0.004-2015 (далее - ГОСТ) уточнено, что обучение по ОТ в виде специального отдельного курса с обязательной последующей итоговой проверкой знаний проводится для отдельных категорий лиц, участвующих в управлении охраной труда:

- государственных гражданских и муниципальных служащих (руководители и специалисты);

- работодателей - индивидуальных предпринимателей;

- работников - руководителей всех рангов и специалистов, в том числе специалистов по охране труда;

- представителей работников и (или) членов комитетов (комиссий) по охране труда;

- самозанятых лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера и самостоятельно организующих охрану своего труда.

К работникам, в обязательном порядке проходящим обучение только в обучающих организациях, ГОСТ относит первых руководителей и лиц, входящих в высшее руководство организации (заместители первого руководителя, главные специалисты - главный инженер, технолог, механик, энергетик, горняк и т.п.), государственных гражданских и муниципальных служащих, работодателей - индивидуальных предпринимателей и самозанятых (п.п. 13.7-13.9 ГОСТа).

Примечание

О применении ГОСТа 12.0.004-2015 см. подробнее в материале "Обучение и проверка знаний по охране труда".

То есть, как было отмечено выше, по мнению чиновников, содержащемуся в многочисленных письмах и разъяснениях, указанные руководители и специалисты в обязательном порядке проходят обучение не у работодателя, а в обучающей организации (см., например, письма Минтруда России от 11.10.2016 N 15-2/ООГ-3609, от 07.11.2016 N 15-2/В-3571, Роструда: от 03.06.2013 N ПГ/5408-3-5, от 24.01.2013 N ТЗ/297-3-5; разъяснения, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Встречается, однако, и противоположное мнение: руководители и специалисты все-таки могут проходить обучение по ОТ в самой организации при наличии в ней комиссии по ОТ (см. консультации, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Таким образом, остальные специалисты организации, не перечисленные в абзацах 3-9 п. 2.32 Порядка обучения, вправе проходить проверку знаний требований охраны труда в самой организации при наличии в ней соответствующей комиссии по проверке знаний ОТ. К данной категории Минтруд России относит специалистов, в должностные обязанности которых не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях - например, сотрудников отдела кадров, бухгалтерии, юридической службы (см. письма Минтруда от 18.04.2017 N 15-4/ООГ-1083, от 07.11.2016 N 15-2/В-3571 и Роструда от 24.01.2013 N ТЗ/297-3-5).

Как подчеркивает Роструд в своем письме от 03.06.2013 N ПГ/5408-3-5 для проведения обучения по ОТ руководителей и специалистов следует руководствоваться характеристиками, установленными действующим трудовым законодательством РФ, а также должностными обязанностями, фактически выполняемыми конкретными работниками. Вместе с тем успешное прохождение руководителями и специалистами организации, указанными в абзацах 1-9 п. 2.3.2 Порядка обучения, обучения по охране труда в самой организации ни в коей мере не отменяет обязанность прохождения обучения по охране труда указанных лиц в обучающих организациях.

Судебная практика довольно противоречива: в большинстве решений суды разделяют позицию Роструда и Минтруда об обязательном обучении указанных руководителей и специалистов в образовательных организациях, подчеркивая, что по смыслу пункта 2.3.2 Порядка проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, могут только руководители и специалисты, по своим функциональным обязанностям не входящие в круг лиц, указанных в абзацах 3 - 9 п. 2.3.2 (см. определения Челябинского облсуда от 05.07.2016 по делу N 11-8145/2016, Хабаровского краевого суда от 19.05.2017 по делу N 33а-3566/2017, решение Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.10.2017 по делу N 21-566/2017, постановление Белгородского облсуда от 21.01.2019 по делу N 4А-17/2019). Другие суды указывают на то, что действующее законодательство не содержит императивного требования, согласно которому руководители и специалисты обязаны проходить обучение только в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и в других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при наличии в самой организации комиссии по проверке знаний требований охраны труда (см. определения Челябинского облсуда от 15.11.2011 по делу N 33-11758/2011, Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18.08.2015 по делу N 33-3942/2015,Вологодского облсуда от 13.10.2017 по делу N 33а-5485/2017, решение Московского горсуда от 16.08.2016 N 7-7321/16).

Напомним, что комиссия по проверке знаний ОТ создается в организации приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований ОТ в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.) (п. 3.4 Порядка).

Примечание

1. К обучающим организациям в области охраны труда, как было отмечено выше, предъявляются определенные требования (абз. 1 п. 2.3.2, абз. 2 п.2.3.6 Порядка обучения, п. 7.6 ГОСТа). Для них, в частности, обязательно наличие:

- лицензии на право ведения образовательной деятельности;

- штатного преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда;

- соответствующей материально-технической базы и учебно-технического обеспечения.

Кроме того, в соответствии со ст. 217 ТК РФ организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Приказом Минздравсоцразвития России от 1.04.2010 N 205н утверждены Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, а также Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Согласно п. 3 Перечня организация, предполагающая осуществлять обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, должна пройти процедуру обязательной аккредитации.

Орган исполнительной власти по труду субъекта РФ формирует банк данных всех обучающих организаций, находящихся на его территории (п. 4.1 Порядка).

Вместе с тем работодателю необходимо помнить, что существует и особое мнение Минтруда России и Роструда: если руководители и специалисты организации, перечисленные в абз. 3-9 п. 2.3.2 Порядка будут проходить обучение в организации работодателя, самому хозяйствующему субъекту необходимо пройти процедуру обязательной аккредитации на право обучения в области ОТ. Для организации и проведения обучения по ОТ остальных специалистов хозяйствующему субъекту аккредитация не требуется (см. письма Минтруда России от 18.04.2017 N 15-4/ООГ-1083, от 11.10.2016 N 15-2/ООГ-3609, от 07.11.2016 N 15-2/В-3571).

2. Существует и другой спорный момент, на который необходимо обратить внимание работодателю: как указано в действующем законодательстве, руководители и специалисты, упомянутые в абзацах 3, 4, 7, 8 п. 2.3.2 Порядка, должны проходить обучение по ОТ в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. При проведении проверок ГИТ может указать, что отсутствие такого обучения является нарушением нормативных документов по охране труда. В связи с этим нередко возникают спорные ситуации - необходимо ли указанным работникам проходить обучение именно в обучающих организациях органов власти или для этих целей подходит любая аккредитованная обучающая организация?

Как поясняют представители Роструда, нормами действующего законодательства не установлен перечень обучающих организаций ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а указанные специалисты могут проходить обучение в любой обучающей организации, аккредитованной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития N 205н (см. консультации). Отметим также, что новый проект порядка обучения работников по ОТ, разработанный Минтрудом России, не содержит требования о прохождения обучения именно в обучающих организациях ФОИВ, ОИВ субъектов РФ в области ОТ. Говорится в нем лишь о необходимости наличия у обучающей организации соответствующей аккредитации.

Судебная практика также не дает однозначный ответ на этот вопрос. Так, в рамках спора, рассматривавшегося Ульяновским областным судом, ГИТ указывала на недействительность обучения по ОТ, пройденного членами комиссии по ОТ в аккредитованной образовательной организации, а не в обучающей организации органов власти в соответствии с абз. 8 п. 2.3.2 Порядка. Однако суд, указав на наличие у соответствующей обучающей организации аккредитации, проблемы в этом не усмотрел (определение от 11.04.2017 по делу N 33а-1019/2017).

Иная практика складывается, например, в судах Камчатского края. Там судьи указывают на то, что наличия аккредитации недостаточно для того, чтобы обучающая организация могла проводить обучение по ОТ лиц, упомянутых в абзаце 3 п. 2.3.2 Порядка. Такие лица, по мнению суда, обязаны проходить обучение именно в обучающих организациях органов власти (решения Петропавловск-Камчатского горсуда Камчатского края от 16.08.2016 по делу N 12-812/2016; Елизовского райсуда Камчатского края от 27.06.2017 по делу N 12-161/2017).

Правда, в последние годы суды выносят и противоположные решения: см, например, решение того же Елизовского райсуда Камчатского края от 26.03.2018 по делу N 12-67/2018, в котором суд указывает на то, что требование административного органа о прохождении должностным лицам, осуществляющим руководство проведения работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, контроль и технический надзор за проведением работ, обучения по охране труда только в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ОТ, является неправомерным.

Таким образом, учитывая неоднозначную правовую позицию по данному вопросу и риск привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, рекомендуем работодателю направлять своих руководителей и специалистов, перечисленных в абз. 3-9 п. 2.3.2 Порядка, на обучение по охране труда в обучающие организации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (если таковые имеются) либо в обучающие организации, аккредитованные на оказание образовательных услуг по охране труда.

 

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на август 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры


При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.