Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Начисление пеней за период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога

Начисление пеней за период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. При этом НК РФ не содержит положений, прямо предписывающих начислять либо не начислять пени на период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

В свою очередь принятие уполномоченным органом решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на законных основаниях переносит срок уплаты налога на более поздний срок (п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 64). В связи с чем для начисления пеней на отсроченную (рассроченную) налоговую задолженность нет оснований (постановление ФАС Центрального округа от 11.09.2007 N А48-4283/06-6).

Однако на суммы налога (сбора), которые не были уплачены налогоплательщиком за все время со дня, установленного для уплаты налога, и до дня вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки, пени начисляются в общем порядке в соответствии со ст. 75 НК РФ. То есть начисление пеней прекращается только при принятии положительного решения по вопросу предоставления отсрочки или рассрочки. Указанные пени включаются в сумму задолженности, в отношении которой выносится решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Внимание

Одной из форм изменения срока уплаты налога является инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 66 НК РФ).

В отличие от отсрочки или рассрочки по уплате налога инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой изменение срока уплаты налога в период действия договора об ИНК, то есть текущих (будущих) платежей. Такая форма переноса срока уплаты налогов не предполагает возникновение задолженности по налогу, в отношении которого заключен договор ИНК, а значит и начисления пени, до заключения соответствующего договора. На сумму предоставленного кредита, впоследствии поэтапно погашаемую налогоплательщиком, предусмотрено начисление процентов (как и в большинстве случаев на сумму отсроченной или рассроченной задолженности).

В случае, если в предоставлении отсрочки (рассрочки) отказано, пени будут продолжать начисляться вплоть до дня уплаты налогоплательщиком соответствующего налога (сбора) (либо до дня истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, способом обеспечения уплаты которого служили пени). См. п. 11 письма ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263, письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192, постановления Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 N 1868/08, от 06.11.2007 N 8241/07.

Спорным остается вопрос начисления пеней на сумму неуплаченного налога в случае, если налоговый орган принял решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки), которое впоследствии налогоплательщик успешно оспорил.

Многие суды приходят к выводу, что факт признания отказа в предоставлении отсрочки недействительным не является безусловным основанием для неначисления пеней в связи с несвоевременной уплатой налога. Отмечается, что пока решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога не принято, обязанность по уплате пени сохраняется. А если налогоплательщик считает, что в результате неправомерного отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) ему были причинены убытки, то он вправе обратиться за защитой нарушенных интересов (ст.ст. 12, 16 ГК РФ, пп. 14 п. 1 ст. 21, ст. 35 НК РФ). См. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-7704/2008(17423-А67-37), от 24.12.2008 N Ф04-7942/2008(18143-А67-15), от 10.12.2008 N Ф04-7741/2008(17540-А67-15), от 19.11.2008 N Ф04-7186/2008(16320-А67-40). Такой подход представляется вполне логичным.

Альтернативное мнение выражено в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2011 N Ф07-13969/2010 (определением ВАС РФ от 27.06.2011 N ВАС-7193/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Судьи пришли к выводу, что при незаконном отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) период просрочки уплаты налога для целей начисления пеней следует исчислять со дня, установленного для уплаты налога, до даты вынесения налоговым органом решения об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки). Подобный вывод содержится и в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2008 N А33-3762/2008-Ф02-5391/2008. Здесь судьи отталкивались от срока, в течение которого должно было быть принято решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) - 30 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Начисление пеней признано правомерным за период просрочки уплаты налога до момента истечения срока для принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки)*(2).


______________________________

*(1) В отличие от отсрочки или рассрочки по уплате налога инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой изменение срока уплаты текущих (будущих) платежей по налогам. Такая форма изменения срока уплаты налогов не предполагает возникновение задолженности по налогу, в отношении которого заключен договор ИНК, а значит и начисления пени до заключения соответствующего договора.

*(2) Стоит отметить, что в период, рассматриваемый судами, действовали положения п. 7 ст. 64 НК РФ, ограничивающие уполномоченный орган в возможности отказа заинтересованному лицу в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога при наличии определенных оснований. Иными словами, в некоторых случаях уполномоченный орган обязан был предоставить отсрочку (рассрочку) по уплате налога и не вправе был принимать решение об отказе в изменении срока уплаты налога.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.