Энциклопедия решений. Предложения в повестку дня общего собрания акционеров АО

Предложения в повестку дня общего собрания акционеров АО

Повестка дня общего собрания акционеров акционерного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) АО (пп. 3 п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО). В некоторых, установленных законодательством случаях в формировании повестки дня могут принимать участие и другие лица.


Внеочередное общее собрание акционеров АО


Одновременно с направлением в АО требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, лица, которые требуют созыва такого собрания (п.п. 1, 4 ст. 55 Закона об АО):

- ревизионная комиссия (ревизор) АО,

- аудитор общества,

- акционеры (акционер), являющиеся владельцами не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования

формулируют в своем требовании вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. В требовании о проведении внеочередного общего собрания могут содержаться формулировки решений по каждому из этих вопросов (п. 4 ст. 55 Закона об АО).

Совет директоров АО как орган общества, к компетенции которого относится решение вопроса о созыве общего собрания акционеров, обязан включить эти вопросы в повестку дня собрания без изменения их формулировок, за исключением случаев, когда имеются основания для отказа в созыве внеочередного общего собрания, в частности, в связи с тем, что ни один из вопросов, предложенных для внесения в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров, не отнесен к его компетенции и (или) не соответствует требованиям Закона об АО и иных правовых актов РФ (абз. второй п. 4, абз. пятый п. 6 ст. 55, пп. 2 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

По общему правилу акционеры общества не вправе участвовать в формировании повестки дня внеочередного общего собрания, когда оно проводится не по их инициативе (см. постановление Девятого ААС от 04.03.2014 N 09АП-3301/14), а также предлагать кандидатуру на должность единоличного исполнительного органа (руководителя) АО, если такая возможность не предусмотрена законом (см. постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.05.2016 N Ф08-2257/16).

Исключение составляет внеочередное общее собрание с вопросом в повестке дня об избрании совета директоров, а также об избрании (либо прекращении полномочий) руководителя АО при условии, что уставом общества решение этого вопроса отнесено к компетенции совета директоров, но он не принял соответствующее решение на двух проведенных подряд заседаниях, либо в течение двух месяцев со дня прекращения (истечения срока действия) полномочий руководителя (п.п. 6, 7 ст. 69 Закона об АО). В таких случаях акционеры, обладающие не менее чем 2% голосующих акций, могут предложить кандидатов для избрания в совет директоров АО или кандидатов на должность единоличного исполнительного органа общества (п.п. 1, 2 ст. 53, абз. второй п. 8 ст. 69 Закона об АО).


Годовое общее собрание акционеров АО


Акционеры общества вправе вносить предложения о включении тех или иных вопросов в повестку дня только годового общего собрания акционеров и только при условии, что акционеру (или акционерам), который вносит (которые вносят) такое предложение принадлежит не менее 2% голосующих акций (п. 1 ст. 53 Закона об АО). При этом доля голосующих акций определяется на дату внесения такого предложения (п. 2.3 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утв. приказом ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н, далее - Требования к проведению общего собрания акционеров).

Предложения в повестку дня годового общего собрания должны поступить в АО не позднее чем через 30 дней после окончания отчетного года, если уставом общества не установлен более поздний срок (п. 1 ст. 53 Закона об АО). При этом отчетным годом следует считать календарный год (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), то есть, если более поздний срок не предусмотрен уставом АО, такие предложения должны поступить в общество не позднее 30 января года, следующего за годом, по итогам которого в АО проводится годовое общее собрание акционеров.

АО рекомендуется в своем уставе увеличить срок внесения акционерами предложений по вопросам повестки дня годового общего собрания с предусмотренных законодательством 30 дней до 60 дней после окончания календарного года (п. 13 части Б Кодекса корпоративного управления, направленного письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463, далее - Кодекс корпоративного управления).


Особенности внесения предложений через номинального держателя акций


В связи вступлением в силу с 01.07.2016 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ (далее - Закон N 210-ФЗ) была урегулирована возможность внесения предложений в повестку дня, а также предложения о кандидатах в органы управления АО через номинального держателя акций.

Акционер вправе вносить соответствующие предложения путем дачи указаний (инструкций) номинальному держателю при условии, что это предусмотрено договором с ним.

Получив указание акционера номинальный держатель, на лицевом свете которого в реестре владельцев ценных бумаг учитываются акции, принадлежащие этому акционеру, формирует в электронном виде (в форме электронного документа) сообщение, содержащее соответствующее волеизъявление акционера, и передает его регистратору. Договором с номинальным держателем должен быть предусмотрен подробный порядок дачи таких указаний (инструкций).

Волеизъявление акционера считается полученным АО в день получения упомянутого сообщения регистратором (п. 3 ст. 53 Закона об АО, пп. 1, 2 п. 2, п.п. 3 - 5, п. 8 ст. 8.9 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").


Форма и содержание предложений в повестку дня общего собрания акционеров


Предложение о внесении вопросов в повестку дня общего собрания должно быть составлено в письменной форме и подписано акционером (или акционерами), представившим такое предложение или представителем такого акционера (акционеров) (п. 3 ст. 53 Закона об АО).

Если акционер выдвигает кандидатов в органы общества, такое предложение должно содержать имя каждого такого кандидата и данные документа, удостоверяющего его личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), наименование органа, для избрания в который предлагается этот кандидат, а также иные сведения о нем, предусмотренные уставом или внутренними документами общества (п. 4 ст. 53 Закона об АО).

Если такое предложение подписано представителем акционера (акционеров), к нему должна быть приложена доверенность (или ее копия, засвидетельствованная в установленном порядке), предусматривающая полномочия представителя на внесение вопросов в повестку дня, а в необходимых случаях - на выдвижение кандидатов в органы общества. Требования к оформлению такой доверенности и перечню сведений о представляемом и представителе, которые должны в ней содержаться, аналогичны тем, которые установлены законом в отношении доверенности на голосование на общем собрании акционеров (п. 1 ст. 185, п.п. 3, 4 ст. 185.1 ГК РФ, п. 1 ст. 57 Закона об АО, п. 2.6 Требований к проведению общего собрания акционеров, постановление Шестнадцатого ААС от 19.12.2012 N 16АП-3452/12).

Законодательство не требует от акционера направлять в общество вместе с предложением о внесении вопросов в повестку дня общего собрания выписку из реестра акционеров, подтверждающую, что он является владельцем не менее 2% голосующих акций этого общества (постановления Пятого ААС от 26.02.2015 N 05АП-14987/14, АС Дальневосточного округа от 28.12.2015 N Ф03-5240/15).

Реализация права акционера выдвигать кандидатов в органы общества и вносить предложения в повестку дня общего собрания не должна быть сопряжена с неоправданными сложностями (п. 1.1.4 части Б Кодекса корпоративного управления).

Акционерное общество вправе получить такие сведения у регистратора (пп. 7.9.2 п. 7.9 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27), п. 3.119 Порядка открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов (утв.приказом ФСФР России от 30.07.2013 N 13-65/пз-н). Обязанность АО проверять наличие соответствующего права по сведениям реестра акционеров может быть закреплена в уставе АО или внутреннем положении, регламентирующем порядок созыва и проведения общего собрания акционеров. Порядок получения сведений о количестве акций, принадлежащих акционеру, может быть конкретизирован в договоре с регистратором.

Тем не менее, во избежание разногласий по вопросу о правомерности направления соответствующего предложения акционеру целесообразно все же предоставить такую выписку (постановление Девятого ААС от 07.04.2015 N 09АП-7196/15, Тринадцатого ААС от 03.02.2014 N 13АП-26314/13).

Вместе с тем, если права на акции учитываются по счету депо в депозитарии (например, открытому номинальному держателю или доверительному управляющему), к предложению о внесении вопросов в повестку дня общего собрания необходимо приложить выписку по счету депо акционера в соответствующем депозитарии (п. 2.7 Требований к проведению общего собрания акционеров). Выписка должна подтверждать наличие необходимого количества голосующих акций на дату внесения предложения (постановление ФАС Московского округа от 14.12.2009 N КГ-А40/13403-09).


Способы направления предложений в повестку дня общего собрания акционеров


Акционер вправе направить предложение о внесении вопросов в повестку дня общего собрания почтовой связью, через курьерскую службу либо вручить его лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа общества (директору, генеральному директору и т.д.), председателю совета директоров, корпоративному секретарю общества (если в обществе предусмотрена такая должность), или иному лицу, уполномоченному принимать письменную корреспонденцию, адресованную обществу. Кроме того, если это предусмотрено уставом или внутренним документом АО, который регулирует деятельность общего собрания (положением об общем собрании акционеров и т.п.), акционер может направить такое предложение иным способом (по факсу, телеграфом, электронной почтой и т.д.) (п. 2.1 Требований к проведению общего собрания акционеров). По смыслу приведенной нормы способ, которым будет представлено предложение в повестку дня, акционер выбирает по своему усмотрению.

При определении указанного порядка рекомендуется использовать современные средства связи и предусматривать обмен информацией в электронном виде (п. 15 части Б Кодекса корпоративного управления).

Если предложение вручается иному должностному лицу, помимо руководителя общества, председателя совета директоров и корпоративного секретаря, акционеру следует убедиться в наличии у него полномочий принимать соответствующую корреспонденцию (постановление Седьмого ААС от 05.05.2014 N 07АП-3030/14).

В случае учета прав на акции у номинального держателя, акционер вправе направить АО соответствующее предложение через номинального держателя в порядке, предусмотренном договором между акционером и номинальным держателем (п. 3 ст. 53 Закона об АО, подп. 1 п. 2, абз. второй п. 8 ст. 8.9 Закона о рынке ценных бумаг).


Сроки внесения и рассмотрения предложений в повестку дня общего собрания акционеров


Дата внесения предложения в повестку дня общего собрания и дата поступления в общество предложения в повестку дня определяются в зависимости от способа, которым представлено такое предложение, согласно правилам, предусмотренным п.п. 2.4 и 2.5 Требований к проведению общего собрания акционеров.

Совет директоров обязан рассмотреть поступившие предложения в повестку дня и принять решение об их включении в повестку или об отказе в таком включении не позднее 5 дней после окончания срока, установленного для их внесения (30 дней по окончании отчетного года для предложений в повестку дня годового общего собрания или срока внесения кандидатур на должности в органах общества, который оканчивается за 30 дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров) (п. 1, абзац третий п. 2, п. 5 ст. 53 Закона об АО).

В ситуации, когда последний день окончания срока внесения предложений в повестку дня годового общего собрания или срока внесения кандидатур на должности в органах общества, приходится на выходной день, возможен спор о том, продлевается ли срок подачи предложений, внесения кандидатур в силу ст. 193 ГК РФ, и подлежат ли отклонению предложения, поступившие в первый рабочий день. Во избежание в подобных ситуациях конфликта можно посоветовать закрепить в уставе АО положения аналогичные положениям ст. 193 ГК РФ*(1).


Отказ в принятии предложений в повестку дня общего собрания акционеров


Решение об отказе во внесении предложений в повестку дня может быть принято по следующим основаниям (п. 5 ст. 53 Закона об АО):

- акционерами пропущен срок, установленный для внесения таких предложений (см. также постановление Девятнадцатого ААС от 06.03.2014 N 19АП-6904/13);

- акционеры не обладают 2 или более процентами голосующих акций общества;

- вопрос, предложенный для внесения в повестку дня общего собрания, не отнесен к его компетенции и (или) не соответствует требованиям Закона об АО и иных правовых актов РФ.

Перечень этих оснований является исчерпывающим. В случае отказа во внесении вопроса в повестку дня по основаниям, не предусмотренным законом, акционер вправе обжаловать решение совета директоров (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19).

Несоответствие вопроса, предложенного к внесению в повестку дня, требованиям законодательства может проявляться, в частности, в том, что его формулировка не обеспечивает соблюдение требований закона при принятии общим собранием акционеров решения по этому вопросу. Так, акционер, предложивший внести в повестку дня общего собрания акционеров вопрос об уменьшении уставного капитала путем выкупа обществом акций, должен сформулировать предложенный вопрос таким образом, чтобы обеспечить принятие общим собранием акционеров решения, отвечающего требованиям закона. Например, отсутствие в предлагаемом вопросе сроков оплаты выкупаемых акций и сроков, в течение которых будет осуществляться приобретение акций, является достаточным основанием для отказа во включении вопроса в повестку дня (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.10.2013 N Ф08-6209/13 и от 13.09.2012 N Ф08-5145/12). Кроме того, при внесении вопросов в повестку дня должно быть соблюдено общее требование гражданского законодательства о недопустимости злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).

При наличии в предложении акционера опечаток и иных несущественных недостатков АО рекомендуется не отказывать во включении предложенного вопроса в повестку дня общего собрания, а выдвинутого кандидата - в список кандидатур для избрания в соответствующий орган общества, в случае если содержание предложения в целом позволяет определить волю акционера и подтвердить его право на направление предложения. При наличии существенных недостатков обществу рекомендуется заблаговременно сообщить о них акционеру для предоставления возможности их исправления до момента принятия советом директоров решения об утверждении повестки дня общего собрания и списка кандидатур для избрания в соответствующие органы общества (п. 14 части Б Кодекса корпоративного управления).

Незаконный отказ или уклонение от внесения в повестку дня общего собрания акционеров вопросов, а также предложений о выдвижении кандидатов на должности органы общества является основанием для привлечения АО и его должностных лиц, виновных в этом правонарушении, к административной ответственности по ст. 15.23.1 КоАП (см. также постановление АС Северо-Западного округа от 24.09.2014 N Ф07-7126/14).


_____________________________

*(1) Судебная практика по вопросу не однозначна. В некоторых случаях суды, руководствуясь ст. 193 ГК РФ, считают необходимым продлевать срок подачи предложений, внесения кандидатур (см. постановление Пятнадцатого ААС от 03.11.2011 N 15АП-11213/11, решение Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2009 по делу N А68-2589/09).

Но в большинстве случаев суды положения ст. 193 ГК РФ не применяют, указывая, что исходя из буквального толкования положений ст. 53 Закона об АО, следует, что предложения должны поступить в общество в срок, указанный в данной норме, и ст. 53 Закона об АО является специальной нормой по отношению к ст. 193 ГК РФ (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 10.10.2007 г. по делу N А82-1491/2007-4, Семнадцатого ААС от 28.06.2010 N 17АП-5852/10, решения АС Пермского края от 07.05.2010 по делу N А50-4584/10, АС Республики Коми от 21.07.2008 по делу N А29-2895/2008).

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право


При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.