Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 474
"Об утверждении Основных направлений социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год"

С изменениями и дополнениями от:

16 декабря 1994 г., 12 января, 7 марта, 20 ноября 1995 г.

 

В целях определения основных задач социальной политики на 1994 год, разработки и осуществления конкретных мер по их решению Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год и Перечень важнейших правовых и экономических мер по решению социальных проблем населения, поддержке социально-культурной сферы на 1994 год, подготовленные Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации совместно с другими министерствами и ведомствами, федеральными органами исполнительной власти, а также с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (прилагаются).

2. Федеральным органам исполнительной власти:

руководствоваться Основными направлениями социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год при подготовке мероприятий по повышению денежных доходов населения, адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся граждан, развитию отраслей социальной сферы, а также при разработке и реализации соответствующих федеральных и отраслевых программ;

своевременно осуществлять разработку нормативных документов, предусмотренных Перечнем важнейших правовых и экономических мер по решению социальных проблем населения, поддержке социально-культурной сферы на 1994 год.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке социальных мероприятий и программ на региональном уровне ориентироваться на Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год и Перечень важнейших правовых и экономических мер по решению социальных проблем населения, поддержке социально-культурной сферы на 1994 год, предусматривать приоритетное выделение материальных и финансовых ресурсов на указанные цели.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Черномырдин

 

Москва

6 мая 1994 г.

N 474

 

Основные направления
социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 474)

 

I. Итоги 1993 года и оценка ситуации

 

В 1993 году ситуация в социальной сфере оставалась достаточно сложной, что в определяющей мере обусловливалось продолжающимся падением производства товаров (услуг), сокращением бюджетных возможностей и, как следствие, недостатком финансовых ресурсов на поддержание социальных гарантий населения и материально-технического обеспечения здравоохранения, образования, культуры и других социально-культурных отраслей.

Вместе с тем в социальной сфере проявились новые элементы, присущие рыночным экономическим отношениям:

преодоление всеобщего дефицита на потребительском рынке и постепенное его наполнение;

некоторое изменение структуры доходов экономически активных граждан, связанное не только с трудом, но и с капиталом (дивидендами по акциям, паям и т. д.);

появление значительной дифференциации в доходах населения и заработной плате работников по отраслям и регионам;

высвобождение части рабочей силы и активизация процессов ее перераспределения на рынке труда;

развитие системы социального партнерства взамен административного регулирования вопросов труда;

начало процесса формирования рынка жилья, медицинских, образовательных и культурных услуг.

Население постепенно адаптируется к рыночным условиям, использует различные дополнительные источники получения доходов, включая поступления из личных подсобных хозяйств, самодеятельного предпринимательства и других форм, происходит адекватное экономической ситуации в стране изменение уровня жизни.

С учетом конкретной экономической обстановки Правительством Российской Федерации принимались меры по сохранению реального содержания доходов населения путем индексации заработков, пенсий, стипендий и пособий, проводились отдельные мероприятия помощи малоимущим.

Усилилось влияние региональных органов управления на осуществление социальной политики. В большинстве регионов разработаны и реализуются программы: социальной защиты и поддержки тех слоев населения, которые в силу объективных причин находятся в тяжелом материальном положении; обеспечения медицинской помощью; развития образования, культуры и искусства, жилищного строительства и др.

Вместе с тем общая ситуация продолжает оставаться напряженной. В течение 1993 года доходы семей с детьми и пенсионеров, работников бюджетных организаций отставали от изменения потребительских цен.

Увеличивается материальное расслоение общества. Разрыв в уровне доходов 10 процентов наиболее обеспеченных и 10 процентов наименее обеспеченных достиг 11 раз против 7,5-8 раз в конце 1992 года.

Возрастает дифференциация номинальных доходов на региональном уровне. Однако уровень номинальных денежных доходов из-за различий в потребительских ценах далеко не всегда отражает уровень жизни в регионах. Так, население Магаданской области, имеющее самые высокие номинальные доходы, по величине реальных доходов оказывается лишь на 8 месте.

Постепенно усложняется ситуация на рынке труда. В большинстве отраслей народного хозяйства снижение объемов производства пока не привело к значительному высвобождению персонала, а в некоторых отраслях численность занятых даже увеличилась. Уровень безработицы в течение 1993 года составлял примерно 1 процент численности трудоспособного населения. Фактическое высвобождение работников оказалось меньше, чем прогнозировалось.

Однако в ряде районов безработица уже стала ощутимой и достигала 7-11 процентов. Это относится прежде всего к трудоизбыточным регионам, закрытым административно-территориальным образованиям, городам и поселкам, где на одном-двух предприятиях занято практически все трудоспособное население.

При существенном спаде производства во многих отраслях накапливается скрытая и частичная безработица. В 1993 году на предприятиях и в организациях в режиме неполной занятости трудилось почти 4 млн. человек (5,3 процента активного населения). В число работников, охваченных скрытой безработицей, входят преимущественно представители рабочих массовых профессий отраслей материального производства (станочники, слесари, текстильщики, швейники, строители, транспортники). Это связано с тем, что инфляционные процессы, дотационное финансирование и низкая цена рабочей силы сдерживают реальное высвобождение работников, а медленное реформирование сферы материального производства дает возможность самостоятельного трудоустройства на базе прежних профессиональных знаний значительному числу уволившихся. Как и в прежние годы, 80 процентов увольнений было обусловлено обычными причинами, присущими текучести кадров.

В течение 1993 года имело место сокращение числа зарегистрированных безработных и обратившихся в службу занятости граждан, ищущих работу. Однако к концу года число таких лиц стало возрастать.

Продолжается начавшееся в прежние годы ухудшение демографической обстановки. Депопуляция охватывает все большее количество территорий, усиливается процесс старения населения, увеличивается смертность детей и мужчин трудоспособного возраста.

В целом положение в социальной сфере характеризуется наличием как положительных, так и негативных тенденций. Это требует корректировки социальной политики на всех уровнях - местном, региональном и федеральном, в соответствии со складывающимся экономическим положением страны.

 

II. Основные цели и приоритеты социальной политики

 

Правительство Российской Федерации исходит из того, что результативная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно-политической ситуации.

В этой связи основной целью социальной политики на 1994 год должна стать стабилизация уровня жизни граждан Российской Федерации с последующим его повышением по мере развития экономики. Такая постановка оправдает затянувшееся ожидание экономических и социальных результатов реформы.

Для обеспечения конституционных социальных гарантий населения Российской Федерации и с учетом складывающейся экономической ситуации основными целями социальной политики Правительства Российской Федерации в 1994 году являются:

создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества обеспечивать высокопроизводительным и эффективным трудом свое благосостояние и благополучие всего общества;

поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан;

усиление адресности социальной поддержки, в первую очередь, слабозащищенных групп населения с целью ограничения, а в последующие годы и сокращения масштабов бедности;

обеспечение основных социальных гарантий в области доходов населения и сохранение минимальных, не ниже действующих, гарантий медицинского и социального обслуживания, образования и культурного развития;

стабилизация положения в жилищной сфере, формирование системы поддержки слабозащищенных слоев населения в части содержания и приобретения (строительства) жилья;

сдерживание массовой безработицы;

адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.

Основные пути реформирования экономики и социальных преобразований определены программой Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 192 "О положении российской экономики и перспективах ее развития на 1994 год".

Для реализации поставленных целей в 1994 году сосредоточиваются усилия на следующих приоритетных направлениях социальной политики:

предотвращение снижения реальных денежных доходов населения.

Предусматривается обеспечить сохранение и по возможности постепенное (по мере экономической стабилизации) улучшение соотношений между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, уровнем стипендий и пособий и величиной прожиточного минимума;

обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей трех основных групп населения - наемных работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан.

Наемным работникам требуется создавать экономические, социальные и правовые условия для результативного труда, соответствующего уровня материального вознаграждения, широкого участия в прибылях предприятий путем приобретения акций и других ценных бумаг.

В отношении предпринимателей принимаются меры, направленные на стимулирование их деятельности по вложению капитала в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг и другой общественно полезной деятельности.

Нетрудоспособным гражданам определяются нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни;

реформирование социальной сферы (здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, жилищного хозяйства).

Не должно допускаться сокращение уровня обслуживания, объема и качества предоставляемых услуг в учреждениях здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры при дальнейшем расширении коммерческих и страховых начал в предоставлении социальных услуг.

Увеличение объема платных услуг в этой сфере потребует существенных изменений в политике доходов, с тем чтобы соответствующие расходы были компенсированы населению через повышение оплаты труда, пенсий и других социальных выплат, а также компенсации и субсидии;

усиление воздействия со стороны государства на занятость населения и активизация работы по переподготовке кадров.

Осуществляется комплекс мер по социальной поддержке высвобождаемых работников. В 1994 году не исключается применение особых мер, направленных на сдерживание массового высвобождения работников прежде всего в регионах, где масштабы безработицы превысят допустимые уровни.

Развивается система профессиональной подготовки и переподготовки преимущественно на производстве с максимальным использованием существующей сети учреждений профессионально-технического и высшего образования.

 

III. Общие вопросы политики доходов населения

 

Политика Правительства Российской Федерации в области доходов населения направлена на решение следующих основных задач:

обеспечение социально и экономически обоснованного уровня доходов. При этом Правительство Российской Федерации исходит из необходимости опережающего, по сравнению с другими видами доходов, роста оплаты труда как главного источника благосостояния граждан и стимула к эффективной трудовой деятельности, активизации экономического поведения людей;

обеспечение в связи с ростом потребительских цен повышения минимальных доходов на основе различных форм индексации размеров минимальных государственных социальных гарантий;

систематический пересмотр ставок и окладов работников в бюджетных отраслях в увязке с ростом потребительских цен, динамикой заработной платы во внебюджетном секторе экономики и с учетом финансовых возможностей государства;

повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в регулировании доходов по секторам экономики, отраслям, категориям работников, регионам страны;

развитие различных форм социального страхования;

содействие общественному признанию доходов от собственности и предпринимательской деятельности, создание экономических и правовых механизмов, стимулирующих использование этих доходов для приобретения государственных ценных бумаг, инвестирования и кредитования социально значимых программ;

продолжение постепенной компенсации частных сбережений граждан в учреждениях Сбербанка России, ликвидированных либерализацией цен.

Исходя из складывающейся ситуации по доходам отдельных групп населения и необходимости защиты интересов социально уязвимых слоев населения намечается усовершенствовать систему налогового регулирования доходов физических лиц. Предполагается начиная с 1995 года изменить действующую шкалу ставок подоходного налога, увеличив прогрессию ставок налога для лиц с крупными и особо крупными доходами, изменить порядок определения налогооблагаемой базы при получении некоторых видов доходов. Намечается также усовершенствовать порядок налогообложения недвижимого имущества физических лиц.

 

IV. Политика в сфере труда и трудовых отношений

 

Реформирование в сфере труда и трудовых отношений предусматривается осуществить на правовой базе, отвечающей изменившимся экономическим условиям.

Будут внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты Трудового кодекса Российской Федерации, иных законопроектов, направленных на обеспечение прав и гарантий работников наемного труда, включая нормативные акты о порядке разрешения коллективных трудовых споров и конфликтов, о правовой инспекции труда, о государственном социальном страховании и ряд других.

Для отслеживания процессов, происходящих в социально-трудовой сфере на предприятиях различных форм собственности, выявления неблагоприятных ситуаций, учета взаимосвязи экономических, социальных, психологических и других факторов труда, прогнозирования тенденций и процессов в этой области и выработки на этой основе оптимальных управленческих решений принимаются меры по организации мониторинга социально-трудовой сферы.

 

1. Политика оплаты труда

 

Реформирование оплаты труда ориентируется на решение следующих наиболее актуальных проблем:

обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда. Принятие решений, обусловливающих повышение ответственности работодателей за соблюдение законодательных гарантий в сфере оплаты, режимов и условий труда;

укрепление связи оплаты труда работников предприятий внебюджетного сектора экономики с ростом прибыли и инвестиционной активностью, усиление контроля за выдачей средств на потребление. Ослабление налоговой нагрузки на предприятия, обеспечивающие прирост прибыли за счет повышения эффективности производства и увеличение средств, направляемых на инвестиционные программы. Этим предприятиям намечается предоставить возможность увеличивать расходы на оплату труда работников. Предотвращение расходования на оплату труда работников выручки от продажи основных фондов, амортизационных отчислений, арендной платы, средств целевых кредитов;

совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы. Проработка Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в части уточнения ее основных параметров и условий применения, исходя из накопленного опыта;

упорядочение оплаты труда руководителей государственных предприятий. Принимаются меры к установлению оплаты в форме оклада, определяемого собственником предприятия, и переменной части, зависящей от результатов хозяйственно-финансовой деятельности.

 

2. Социальное партнерство

 

Принятие решений в социально-трудовой сфере требует должной опоры на социальных партнеров - представителей трудящихся и работодателей.

В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1994 год сделан акцент на стабилизацию экономики и стимулирование производства, решение социальных проблем работников и всего населения страны, разработку и дополнение действующих законодательных норм в сфере трудовых отношений, обеспечение принятых сторонами решений по социально-экономическим вопросам после обсуждения на Российской трехсторонней комиссии.

Предусматривается уточнить статус трехсторонних комиссий, повысить действенность их работы, определить механизм учета конструктивных предложений социальных партнеров при подготовке нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.

 

3. Охрана труда и социальное страхование

 

В этой сфере сложилось крайне неблагополучное положение. Предприятия сокращают (а в частном секторе нередко вообще не выделяют) средства на обеспечение безопасных условий труда. Затянулось формирование государственных органов по управлению охраной труда, обеспечению надзорных и контрольных функций.

В этой связи в кратчайшие сроки предстоит решить ряд организационных вопросов, утвердить положение о государственной инспекции надзора и контроля, положение о статусе государственного инспектора по охране труда, положение о порядке сертификации предприятий на соответствие требованиям безопасных условий труда, определить источники финансирования работ в этой области, а также разработать экономический механизм воздействия на предприятия, имеющие недостатки в профилактике и обеспечении безопасных условий труда.

Требуется разработка целевой программы охраны труда, мер по обеспечению законных прав и интересов работников в области охраны труда и совершенствованию системы предоставления им компенсаций и льгот по условиям труда, пересмотр действующих стандартов, норм и правил по охране труда, принятие мер по усилению защиты интересов работников, пострадавших на производстве.

Намечается совершенствовать систему социального страхования трудящихся, с тем чтобы обеспечить социальные гарантии граждан, работающих по найму на всех хозяйственных субъектах независимо от форм собственности, постепенно развивать формы социального страхования на договорной основе, ускорить введение персонифицированного учета плательщиков страховых взносов.

 

4. Защита трудовых прав граждан

 

Появление предприятий и организаций новых форм собственности, ослабление воздействия государственных органов управления и профессиональных союзов на руководителей предприятий и предпринимателей вызывают необходимость создания действенной системы контроля за соблюдением трудовых прав наемных работников.

Для защиты трудовых прав граждан предусматривается укрепить структуру правовых инспекций труда.

Намечается завершить формирование системы органов по разрешению коллективных трудовых конфликтов. Главными задачами этих органов являются: посредничество при урегулировании трудовых конфликтов, проверка полномочности представителей конфликтующих сторон и правомерности выдвигаемых ими требований, выявление и содействие устранению причин возникновения конфликтов, участие в подготовке законодательной и нормативной базы в целях создания механизма досудебного рассмотрения споров и урегулирования разногласий.

 

V. Политика занятости при структурной перестройке

 

Структурная перестройка экономики, конверсионные процессы, развертывание приватизации, реорганизация и ликвидация неэффективных, убыточных предприятий, включение механизмов банкротства, сокращение Вооруженных Сил могут привести к нарастанию масштабов высвобождения работников.

Безработица затрагивает в первую очередь людей, которые в силу естественных причин менее конкурентоспособны на рынке труда. К ним относятся молодежь, женщины, военнослужащие, сокращаемые из Вооруженных Сил, инвалиды и вынужденные мигранты.

Обеспечить всех трудоспособных граждан работой в прежней сфере деятельности и по имеющейся профессии в короткий временной период весьма трудно.

Особенностью текущего периода является гибкая финансово-кредитная, институциональная, структурная политика Правительства Российской Федерации, направленная на сдерживание обвальной, массовой безработицы. Предусматривается проведение упреждающих мер по предотвращению массовой безработицы, усиление социальной защиты трудовых прав граждан, расширение возможностей занятости социально уязвимых слоев населения в условиях резко возрастающей конкуренции на рынке труда.

В 1994 году намечено:

разработать и утвердить федеральную программу содействия занятости;

усовершенствовать механизм реагирования на федеральном и региональном уровнях на предстоящее массовое высвобождение работающих (региональное регулирование процессов высвобождения работников; организация переговорных процессов на предприятиях, реорганизуемых и ликвидируемых в ходе банкротств, конверсии, приватизации; принятие программ, регулирующих внутриотраслевое движение рабочей силы);

определить меры по сохранению занятости работающих в части обеспечения гарантии занятости работающих на предприятии при смене собственника, при приватизации и банкротстве предприятий и т. п.;

разработать специальные программы содействия занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, включая квотирование рабочих мест, предоставление в рамках средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации возможных компенсаций издержек работодателям по организации специальных рабочих мест для инвалидов и ученических рабочих мест для молодежи, введение субсидированной занятости;

принять дополнительные меры по поддержке доходов граждан, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, работающих неполный рабочий день, выплате стипендий и пособий на период обучения и адаптации к новому рабочему месту.

Предусматривается разработка мер, обеспечивающих изменение структуры занятости, прежде всего в пользу сферы услуг, поддержку и развитие малого (в том числе семейного) предпринимательства (вопросы финансирования, технической поддержки, консультационного и информационного обслуживания, помощи в подготовке кадров), переподготовку персонала и адаптацию работников к новым рабочим местам в условиях структурной перестройки экономики, содействие занятости специалистов в условиях конверсии и сокращения объемов научных исследований. Оказывается содействие созданию предприятиями и органами исполнительной власти Ассоциации развития персонала, деятельность которой направляется на развитие системы организации труда, производства, управления и переобучения кадров в условиях рыночной экономики.

Наряду с этим должна быть предусмотрена возможность увеличения доли средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, концентрируемых на федеральном уровне, для перераспределения в пользу тех субъектов Федерации, где ситуация с безработицей достигла или приближается к критической отметке.

 

VI. Миграционная политика

 

Целями политики Правительства Российской Федерации в области миграции являются: оказание помощи вынужденным мигрантам, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, регулирование процессов внешней трудовой миграции.

Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, введению системы иммиграционного контроля, пресечению незаконных действий в этой сфере, организации медико-эпидемиологического контроля состояния здоровья лиц, въезжающих в страну, и иные действия.

 

1. Вынужденная миграция

 

Действия Правительства Российской Федерации в отношении вынужденных мигрантов исходят из гуманных принципов, необходимости соблюдения прав человека, экономических интересов и возможностей государства, стимулирования социально-экономического развития малозаселенных и перспективных регионов России. Помощь вынужденным мигрантам предполагается оказывать по следующим направлениям:

содействие в расселении и обустройстве;

обеспечение занятости трудоспособных мигрантов, при необходимости - переобучение новым профессиям;

социальная защита нетрудоспособных граждан.

Государственная поддержка вынужденных мигрантов в 1994 году направлена на финансовую помощь территориям компактного расселения мигрантов для создания социальной инфраструктуры и повышение размеров беспроцентной долговременной ссуды вынужденным мигрантам на строительство и приобретение жилья. Предполагается также расширить сеть пунктов первичного приема, центров временного размещения вынужденных мигрантов и решить вопросы по созданию условий для обеспечения их занятости.

Намечается активизировать работу по обмену (компенсации) жилой площади между Россией и государствами, из которых выезжают мигранты, а также создать переселенцам условия для самообеспечения и самостоятельного решения проблем своего обустройства.

Для решения проблем занятости вынужденных мигрантов усиливается взаимодействие Федеральной миграционной службы Российской Федерации с органами государственной службы занятости населения и органами местного самоуправления с тем, чтобы обеспечить вновь прибывшим гражданам равные с местным населением возможности для устройства на работу или организации собственного дела.

Продолжается проведение более четкой линии в решении социальных вопросов вынужденных переселенцев из государств - республик бывшего Союза ССР при заключении межправительственных соглашений, хозяйственных и экономических межгосударственных договоров. Это касается выплат компенсации за оставляемое имущество, беспошлинного вывоза личного имущества и т. п.

 

2. Защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция

 

Предусматривается принять максимально возможные меры по защите социальных прав и интересов россиян в государствах, бывших республиками Союза ССР, на основе заключения межгосударственных соглашений.

Намечается рассмотреть комплекс вопросов политического, юридического и организационного характера, связанных с содействием реализации прав граждан России по осуществлению профессиональной деятельности за рубежом. Прежде всего по созданию надежной системы социальной защиты россиян в период их работы за рубежом и по возвращении в Россию, а также формированию механизма обеспечения законодательных прав граждан в части выезда на работу за границу.

Принимаются меры по упорядочению трудовой миграции в Россию, прекращению нелегального привлечения иностранной рабочей силы в целях приоритетного заполнения вакантных рабочих мест российскими кадрами.

В 1994 году завершится процесс лицензирования всех организаций, занимающихся вопросами внешней трудовой миграции, а также будет разработана система контроля за их деятельностью.

 

VII. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения

 

Социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения будет проводиться по двум основным направлением - социальное обеспечение и социальная помощь.

Действия Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления намечено направить на защиту материального положения престарелых граждан, оказание денежной и натуральной помощи семьям с детьми и малообеспеченным группам населения, укрепление системы социального обслуживания семей с высокой иждивенческой нагрузкой, пожилых и инвалидов.

 

1. Пенсионное обеспечение

 

В связи с тем, что действующее пенсионное законодательство несовершенно и не приспособлено к современным условиям, намечается реформировать его в направлении создания надежной системы социального обеспечения граждан с учетом трудового вклада и изменения стоимости жизни.

В целях устранения неоправданных различий в размерах трудовых пенсий в зависимости от года их назначения на первом этапе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2121 "О повышении ранее назначенных трудовых пенсий" осуществляется корректировка заработков, из которых исчислены пенсии.

В дальнейшем предусматривается:

совершенствовать механизм осовременивания заработка для исчисления и перерасчета пенсий, позволяющий более объективно учесть трудовой вклад каждого работника;

продолжить реализацию мер по повышению пенсий в связи с ростом цен на потребительские товары (услуги) и средней заработной платы в стране, имея в виду сочетать периодические индексации с компенсационными выплатами;

обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципа социального страхования, введения механизма индивидуального учета трудового вклада работающих граждан, стимулирующего заинтересованность активной части населения в "зарабатывании" пенсии;

содействовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью выплаты дополнительных пенсий за счет средств работодателей и работников.

 

2. Социальные пособия семьям с детьми и малообеспеченным гражданам

 

Предполагается принять меры по укреплению системы пособий, включающей в себя два уровня - федеральный и региональный, в каждом из которых будут решаться специфические, но взаимосвязанные задачи.

На федеральном уровне особое внимание уделяется совершенствованию системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей.

Взамен ранее выплачиваемых 14 видов социальных пособий и компенсационных выплат на детей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2122 "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" принимаются необходимые меры по организации выплат единого ежемесячного (семейного) пособия на содержание ребенка до 16 лет (учащихся общеобразовательных учреждений - до окончания ими обучения). При этом сохраняются пособия по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за больным ребенком, а также пособие, выплачиваемое в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работающим, обучающимся с отрывом от производства, проходящим службу по контракту матерям.

Размеры большинства пособий установлены в процентном отношении к минимальной оплате труда. В дальнейшем предусматривается определить более объективную базу, позволяющую учесть особенности проживания этой категории граждан.

На региональном уровне наряду с федеральной системой социальных пособий семьям с детьми рекомендуется оказывать им и другим нуждающимся группам населения дополнительную денежную помощь в виде пособия по малообеспеченности и в натуральной форме.

Систему денежной и натуральной помощи применительно к местным условиям необходимо увязывать с уровнем нуждаемости, размером регионального прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографической ситуацией в регионе. Помощь по малообеспеченности особо нуждающимся целесообразно выплачивать в основном по заявительной форме.

 

3. Социальное обслуживание населения

 

Наряду с мерами по совершенствованию систем пенсионного обеспечения и пособий семьям с детьми осуществляется работа по формированию сети специализированных социальных учреждений для обслуживания населения, нуждающегося в государственной социальной поддержке.

Важнейшей задачей предстоящего периода является дальнейшее развитие системы учреждений социального обслуживания. Подходы к решению этих вопросов различны в зависимости от потребностей соответствующих групп населения.

Для улучшения социального обслуживания семей с детьми намечается развивать территориальные социальные службы и специализированные центры социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, специализированные учреждения для безнадзорных детей и несовершеннолетних правонарушителей и др.

Для пожилых людей предусматривается развитие форм обслуживания на дому работниками отделений социальной помощи, организованных при отделах социальной защиты населения, центрах социального обслуживания, домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Для малообеспеченных пенсионеров, проживающих отдельно от родственников, актуальное значение приобретают различные виды натуральной помощи, прежде всего через предоставление бесплатного питания.

Однако имеющаяся сеть учреждений социального обслуживания не полностью отвечает потребности в них. Поэтому первоочередной задачей в этой области является обеспечение учреждений социального обслуживания необходимой материально-технической базой - помещениями, транспортом и т. п.

В нынешних условиях резко обострились проблемы инвалидов, которые оказались одной из наименее социально защищенных категорий населения. Прежде всего это касается вопросов занятости. Численность работающих инвалидов в большинстве территорий продолжает сокращаться, в том числе на специализированных предприятиях, использующих труд инвалидов.

В сложившейся ситуации возрастает необходимость проведения мер по организации профессиональной и социально-трудовой реабилитации инвалидов, укреплению материально-технической базы учебных заведений для этой категории населения.

 

VIII. Основные направления развития отраслей социальной сферы

 

Итоги 1993 года показали, что трудности с финансированием здравоохранения, образования, культуры и других отраслей социальной сферы приводят к неблагоприятным социальным последствиям.

Учитывая, что размеры бюджетов всех уровней (федеральный, субъектов Российской Федерации, местные) в сопоставимых ценовых условиях не возрастают, а численность работников отраслей социальной сферы не сокращается, что является объективным обстоятельством, в 1994-1995 годах предстоит искать решения, позволяющие обеспечить гарантированный объем социальных услуг населению. В их числе: более экономный порядок расходования государственных средств, рационализация сети учреждений этих отраслей, частичная оплата услуг потребителями сверх гарантированного минимума.

 

1. Охрана здоровья населения

 

Правительство Российской Федерации продолжит реформирование здравоохранения на основе следующих ключевых принципов:

разумная децентрализация управления;

создание рынка медицинских услуг;

введение многоканальности финансирования в системе охраны здоровья населения, финансирование лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством предоставляемых услуг;

внедрение экономических стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинской продукции и услуг с целью усиления заинтересованности и ответственности в охране здоровья граждан;

обеспечение права свободы выбора гражданами медицинского учреждения и лечащего врача.

Одним из основных механизмов реформы здравоохранения является введение обязательного медицинского страхования для всего населения России, гарантирующего получение медицинской помощи в объеме базовой программы. При этом первоочередной задачей является эффективное использование имеющихся ресурсов и изыскание новых источников финансирования.

Предстоит провести лицензирование учреждений здравоохранения для определения видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования.

Финансовая устойчивость системы обеспечивается за счет финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, целевых отчислений предприятий в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также привлечения средств населения и внебюджетных источников.

Продолжится структурная перестройка отрасли с переориентацией системы здравоохранения на оказание населению первичной медико-санитарной помощи для обеспечения профилактики и лечения заболеваний. Будет осуществляться переход к оказанию медицинской помощи по принципу семейного врача, врача общей практики.

Предстоит дальнейшее совершенствование сети больничных учреждений, создание стационаров различной интенсивности лечения (больниц, реабилитации, сестринского ухода и других), современных диагностических центров, призванных оказывать консультативные услуги.

Одним из приоритетов в деятельности органов исполнительной власти является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. На первом месте стоит задача усиления работы по профилактике и ликвидации вспышек особо опасных и острых инфекционных заболеваний (холера, чума, сибирская язва, дифтерия, дизентерия, гепатит и другие).

Соответствующими органами федеральной исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти на местах проводится комплекс дополнительных организационных и административных мер по наведению санитарно-гигиенического и экологического порядка в населенных пунктах.

Острыми проблемами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 1994 году остаются снабжение доброкачественной питьевой водой и продуктами питания, удовлетворяющими санитарно-гигиеническим требованиям, оздоровление среды обитания в населенных пунктах и приведение рабочих мест в соответствие с требованиями санитарного законодательства.

В 1994 году продолжится осуществление комплекса мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды и улучшение качества оказания медицинской помощи населению, проживающему в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию (районов чернобыльской катастрофы, Алтайского края, Челябинской области и др.), участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и гражданам из подразделений особого риска.

Намечается также повысить эффективность мер по профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний и функциональных расстройств у лиц, подвергшихся радиационному воздействию; создать банки дозиметрических, медицинских и эпидемиологических данных для текущего и последующего медицинского анализа последствий радиационных катастроф.

Накопившиеся проблемы воздействия на здоровье человека неблагоприятных факторов окружающей среды требуют разработки экономического механизма, предусматривающего заинтересованность предприятий и работающих на них в сохранении здоровья населения.

Осуществляется государственная поддержка мероприятий, направленных на производство и реализацию безопасной для здоровья населения продукции, оздоровление окружающей среды и условий жизнедеятельности.

Для улучшения лекарственного обеспечения населения в 1994 году предусматривается обеспечить финансирование закупок в первую очередь жизненно важных лекарственных средств за счет федерального, региональных и местных бюджетов, средств фондов обязательного медицинского страхования.

Предпринимаются меры к тому, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения лекарственного обеспечения населения. Будут приняты конкретные меры по реализации решений Правительства Российской Федерации о бесплатном и льготном обеспечении лекарственными средствами некоторых категорий населения.

Налаживается контроль за использованием централизованно выделяемых бюджетных средств:

валютных - на закупку лекарств и инвестиционные кредиты для строительства объектов медицинской промышленности;

средств, предусматриваемых на строительство новых производств по выпуску лекарственных препаратов и изделий медицинской техники;

финансовых средств бюджета, предназначенных для оплаты лекарств учреждениями здравоохранения и льготных рецептов.

В 1994 году предстоит более активно использовать задолженность других стран России для закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Продолжится работа по расширению производственной базы отечественной фармацевтической промышленности.

 

2. Физическая культура и спорт

 

Государственная политика в области физической культуры и спорта будет проводиться исходя из следующих приоритетных направлений: развитие детско-юношеского спорта, активизация физкультурно-оздоровительной работы среди дошкольников и учащейся молодежи, физическая реабилитация и социальная адаптация лиц с отклонением в развитии и инвалидов средствами физической культуры и спорта.

Одним из перспективных направлений явится создание физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры на базе рекреационных земель. При этом достигается сочетание оздоровительного эффекта экологически чистой природной среды и стремления людей к активному отдыху. В 1994 году необходимо осуществить работы по выделению рекреационных земель, защите их от загрязнения и от застроек хозяйственными и промышленными объектами.

Региональная политика в области физической культуры и спорта основывается на природно-климатических и культурно-исторических особенностях конкретных регионов и направляется на поддержку новаций и творчества, на поиск самобытных оригинальных форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением.

 

3. Образование

 

В сфере образования предпринимаются меры по обеспечению гарантий на получение бесплатного и общедоступного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования; бесплатного, на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования; общедоступного дошкольного образования. Важным направлением работы останется обеспечение каждого обучающегося в общеобразовательном учреждении бесплатным комплектом учебников, разработка стратегии перехода к региональным программам издания и распространения учебных книг.

Реализация прав обучающихся и родителей на образование по выбору осуществляется путем рационализации сети образовательных учреждений, разнообразием основных и дополнительных образовательных программ, расширением рынка образовательных услуг населению.

Совершенствование системы социальной защиты обучающихся и воспитанников направляется на дальнейшее развитие адресности.

Приоритетным направлением остается социальная поддержка на всех ступенях общего и профессионального образования: детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов; детей из экологически и климатически неблагоприятных территорий; одаренных детей.

Предусматривается дальнейшее реформирование структуры образования, обновление его содержания, форм и методов управления, ориентированных на повышение социальной значимости образования, его качества за счет развития многоуровневой подготовки, открытия новых специальностей, гуманизации образовательных программ повышения самостоятельности образовательных учреждений.

Сохранение основных фондов учреждений образования, совершенствование их экономического обеспечения будет проходить не только за счет средств государственного бюджета, но и за счет привлечения дополнительных источников финансирования, перехода на многоканальную модель экономического обеспечения образования.

Рассматриваются вопросы предоставления образовательным учреждениям средств на возвратной основе; освобождения образовательных учреждений от налогов, платежей и пошлин при выполнении ими уставной образовательной деятельности; возможности предоставления налоговых льгот инвесторам и спонсорам образования, финансирования учреждений и организаций образования и образовательных программ.

 

4. Наука

 

В 1993 году социальное положение работников отечественной науки было сложным. Заработная плата научных сотрудников в целом оказалась ниже, чем у специалистов в других отраслях. Резко уменьшились масштабы научной деятельности, сократилась численность занятых в науке и научном обслуживании.

В 1994 году намечается перейти к более устойчивой и дифференцированной научно-технической политике на адекватной правовой основе.

Предусматривается принять федеральные законы "О научно-технической политике" и "О научной организации", которые создадут базовые условия для решения социальных вопросов науки в комплексе с другими проблемами. Имеется потребность в корректировке и дополнении ряда действующих нормативно-правовых актов с тем, чтобы полнее учесть интересы социальной защиты научных сотрудников в ходе структурной перестройки, санации неперспективных бюджетных научно-технических организаций, трансформации части конкурентоспособных научных структур в сеть государственных научных центров, приватизации и акционирования учреждений науки. Предстоит дифференцировать и усилить адресность выделения бюджетных ресурсов на социальную поддержку науки в зависимости от особенностей протекания структурного кризиса в закрытых городах, "городах науки", столичных и провинциальных научных центрах, в прикладных и фундаментальных секторах сферы НИОКР.

В проводимой научно-технической политике Правительство Российской Федерации усилит поддержку инновационной деятельности в сфере НИОКР, уделив особое внимание проектам негосударственных фондов, общественных организаций, предпринимательских структур, направленным на создание социальной инфраструктуры научного и инновационного бизнеса.

Будет уделяться значительное внимание проблемам подготовки, переподготовки и перепрофилирования кадров науки.

Значительную роль в обеспечении занятости научных кадров призваны сыграть внебюджетные фонды финансирования общих межотраслевых НИОКР, формируемые за счет отчислений, включаемых в себестоимость продукции.

Предстоит также осуществить программу мер по регулированию интеллектуальной миграции, целью которой является сведение к минимуму ущерба обществу от отъезда за рубеж научно-технической и творческой интеллигенции.

 

5. Культура

 

Политика Правительства Российской Федерации в области культуры в 1994 году будет направлена на обеспечение выполнения Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и Федеральной государственной программы сохранения и развития культуры и искусства на 1993-1995 годы.

В этой связи предусмотрены и осуществляются меры по:

сохранению и использованию историко-культурного наследия, поддержке классических видов художественной культуры;

содействию возрождения и развития национальных культур всех народов и этнических групп Российской Федерации;

достижению должного взаимодействия с республиканскими и территориальными органами культуры в совместной работе по сохранению и развитию национальных культур народов России на основе расширения форм конструктивного взаимодействия с субъектами Федерации;

содействию возрождения и развития российской провинциальной культуры;

воссозданию и укреплению культурных связей с зарубежными странами, развитию форм взаимоотношений и поддержки русских национально-культурных обществ в государствах - республиках бывшего Союза ССР;

поддержке инноваций, обеспечивающих разнообразие форм и видов культурной деятельности, рост культурного потенциала общества.

Намечено создать эффективный механизм включения культуры в экономическую систему для использования уникального культурного потенциала России в экономических интересах общества через сочетание форм туристской и культурной деятельности, развитие бизнеса, ориентированного на развитие культурно-коммерческой сферы, с последующим использованием доходов на поддержание бесприбыльных секторов.

Предстоит разработать новые механизмы финансирования культуры с учетом изменения принципов формирования федерального, региональных и местных бюджетов; создать условия для более широкого применения нетрадиционных форм поддержки отечественной культуры и искусства, которые пока существенно сдерживаются из-за отсутствия должной нормативной и законодательной базы, несовершенства налоговой системы, замедленных темпов структурных преобразований в социально-культурной сфере.

 

6. Жилищная сфера

 

Реализация основных принципов жилищной политики, сформулированных в Государственной целевой программе "Жилище", направлена на решение следующих основных задач:

преодоление имевшегося по сравнению с ранними периодами начала экономического реформирования спада в жилищном строительстве;

изменение структуры жилищного строительства и жилищного фонда по источникам финансирования и формам собственности;

законодательное установление полноценной частной собственности на недвижимость в жилищной сфере, формирование рынка жилья.

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" предполагается поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при сохранении государственных дотаций на жилье и коммунальные услуги для отдельных низкодоходных групп населения.

Намечаются меры по стимулированию инвестиционной деятельности в жилищной сфере и привлечению средств населения на эти цели. Рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации образовать региональные и местные фонды развития жилищного строительства, средства которых направлять на строительство жилья социального использования, развитие производственной базы домостроения, обеспечение районов жилой застройки объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, выплату компенсаций (субсидий) малоимущим и некоторым другим группам населения для оплаты строительства, приобретения и содержания жилья.

Ключевой проблемой в области жилищного строительства остается создание необходимых условий для увеличения ввода жилья за счет средств населения. Для этого используются различные формы государственной поддержки.

Предстоит обеспечить реализацию решений Правительства Российской Федерации о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

В 1994 году предусматриваются меры по развитию целевых фамильных накопительных жилищных счетов, создание Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию, принятие Положения о жилищных кредитах, упорядочение процесса передачи жилья в муниципальную собственность при акционировании предприятий, формирование правовой базы для развития конкуренции в сфере эксплуатации жилищного фонда.

Предстоит разработать механизм беспрепятственной реализации права на получение или приобретение земельных участков для частного жилищного строительства и провести ряд других мероприятий, направленных на формирование реального рынка жилья в Российской Федерации.

 

IX. Социальная защита военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел

 

Уровень социальной защищенности некоторых категорий военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, опустился до критической черты. Неудовлетворительно идет выполнение государственной программы их жилищного обеспечения.

Обострились проблемы надежной реализации социальных гарантий и прав россиян - бывших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, проживающих в Прибалтике, Закавказье и в Средней Азии.

Основными направлениями социальной политики в отношении этих лиц являются:

завершение разработки новой правовой базы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, сотрудников органов внутренних дел в рамках реализации Законов Российской Федерации "О статусе военнослужащих", "О милиции", а также Положения "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации";

разработка и реализация концепции адресной социальной поддержки военнослужащих, оказавшихся в наиболее бедственном положении: бесквартирных, уволенных без гражданской профессии, проходящих службу в районах вооруженных конфликтов и в отдаленных гарнизонах, вынужденно передислоцированных в неподготовленные гарнизоны;

утверждение перечня минимальных социальных условий, без создания которых запрещается осуществление мероприятий по сокращению и передислокации войск;

разработка и реализация системы мер, обеспечивающих активное привлечение для решения жилищной проблемы военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел внебюджетных средств, земельных и других ресурсных потенциалов, недвижимости сокращаемых воинских подразделений и формирований, а также личных средств граждан;

создание условий, позволяющих регионам взять на себя обустройство и социальную адаптацию офицеров, уволенных в трудоспособном возрасте с военной службы и не имеющих жилья и гражданской профессии. Разработка и реализация комплексных региональных программ их компактного размещения и рационального трудоустройства, прежде всего в трудонедостаточных районах России;

заключение межгосударственных соглашений, обеспечивающих цивилизованные условия жизни и правовые гарантии бывшим военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел в государствах - республиках бывшего Союза ССР.

 

X. Особенности социальной политики для районов Севера

 

В связи со спецификой условий работы и жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях социальная политика в отношении этих регионов имеет некоторые особенности.

Наиболее острыми являются проблемы массового оттока кадров, недостатки в снабжении продовольствием и товарами первой необходимости, сокращение строительства и поддержание в нормальном эксплуатационном состоянии жилья и объектов социальной сферы, сложности в адаптации малочисленных народов Севера к изменяющимся экономическим условиям.

Социальная политика в этих регионах будет проводиться на основе разработки и реализации государственной программы экономического развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включающей решение следующих проблем:

развитие экономики и культуры малочисленных народов Севера;

строительство жилья для граждан, выезжающих в связи со структурной перестройкой экономики из северных регионов в другие районы страны на постоянное место жительства;

создание для детей условий физического и духовного развития (программа "Дети Севера");

поддержание нормального функционирования отраслей социальной сферы по общегосударственным мероприятиям;

обеспечение завоза продовольствия, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения.

Будут приниматься меры по социальной защите северян в случае закрытия малоэффективных производств, в том числе в виде единовременных компенсаций на приобретение жилья по вновь избранному месту жительства, оплате провоза имущества и багажа и другой материальной помощи, содействия в занятости.

Решение острых социальных проблем северян осуществляется на основе поэтапного введения Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Введение предусмотренных Законом государственных гарантий и компенсаций, превышающих ранее установленные, должно осуществляться в меру финансовых возможностей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон в части отнесения на федеральный бюджет затрат по выплатам районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников хозяйственных структур.

Будут подготовлены решения по вопросам установления единого районного коэффициента к заработной плате, учета районных коэффициентов при выплате пособий семьям, имеющим детей, и стипендий, а также совершенствования оплаты работ, выполняемых вахтовым методом в районах Севера.

 

XI. Особенности социальной политики на селе

 

В связи с реорганизацией форм собственности, спадом производства, разрывом хозяйственных связей, значительным сокращением государственного финансирования на селе резко обострилась экономическая и социальная ситуация.

Заработная плата работников сельского хозяйства более чем в 2 раза ниже, чем в народном хозяйстве. Ослабла государственная поддержка социальной сферы села.

В процессе реорганизации колхозов и совхозов обостряются проблемы занятости сельского населения, нередко прекращается социальная помощь нетрудоспособным членам бывших колхозов и совхозов. Во многих случаях прекращаются развитие, техническое обслуживание и ремонт объектов социальной инфраструктуры, что приводит к осложнению положения сельской интеллигенции. Социальная сфера села утрачивает бывшего хозяина и медленно обретает нового в лице органов местного (сельского) самоуправления.

Предусматривается преодоление накопившихся проблем, создание условий для повышения уровня жизни сельского населения.

Особенностями социальной политики на селе являются:

сохранение гарантий социальной защищенности сельского населения при смене форм собственности;

передача объектов сельской инфраструктуры местным органам самоуправления, муниципалитетам и региональным органам власти и обеспечение бесперебойного функционирования школ, домов культуры, медицинских учреждений и других социальных объектов;

формирование стабильных финансовых ресурсов, обеспечивающих содержание и развитие социальной инфраструктуры села, строительство на селе дорог, объектов связи, электрификации и газификации;

содействие механизации сельского хозяйства, внедрению передовых технологий в сельскохозяйственное производство, обеспечивающих улучшение и облегчение условий труда.

Будут рассмотрены вопросы, носящие рекомендательный характер, о сокращении разрывов в доходах работников сельского хозяйства по сравнению с отраслями промышленности, об усилении социально гарантирующей функции оплаты труда работников государственных сельскохозяйственных предприятий на базе единой тарифной сетки, тарификации работников массовых профессий, а также о льготном пенсионном обеспечении отдельных категорий работников сельского хозяйства.

 

XII. Разграничение полномочий при разработке и реализации социальной политики между федеральными и региональными органами государственной власти

 

Выработка и осуществление эффективной социальной политики требуют единства действий всех государственных структур.

В сложившейся ситуации необходимы увязка интересов федеральных и региональных органов власти, четкое разграничение полномочий между ними при проведении социальной политики.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами федеральные органы власти:

принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в Российской Федерации;

устанавливают единую систему федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры;

разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по реализации и определяют источники их финансирования;

формируют внебюджетные государственные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальной поддержки населения);

осуществляют финансирование объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральном ведении;

определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией;

оказывают методическую и организационную помощь региональным органам власти и негосударственным структурам по вопросам социальной политики, обобщают и распространяют передовой опыт решения социальных проблем.

Региональные органы власти:

с учетом местных условий и возможностей разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, изыскивают возможности повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти;

разрабатывают нормативные акты, регламентирующие порядок организации и предоставления адресной социальной помощи населению регионов;

определяют и реализуют порядок обеспечения слабозащищенных слоев населения товарами, продуктами и услугами, создают в рамках действующего законодательства необходимые условия для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов.

Важнейшими направлениями взаимодействия федеральных и региональных органов власти будут:

формирование единого рынка труда;

содействие обеспечению занятости и поддержка работников, высвобождаемых в ходе структурной перестройки экономики;

выработка механизмов регулирования внутренней и межрегиональной миграции;

нормализация демографической ситуации в стране;

реформирование организационных структур управления и источников финансирования отраслей социальной сферы.

С учетом формирующейся системы взаимодействия федеральных и региональных органов власти, разграничения полномочий между ними намечается уточнить систему материального и финансового обеспечения мероприятий социальной политики.

Успешное решение поставленных задач социальной политики во многом зависит от четкого разграничения полномочий между органами власти.

В этих целях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 192 "О положении российской экономики и перспективах ее развития на 1994 год" готовится проект Закона Российской Федерации о принципах разграничения и взаимного делегирования полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, где будут отражены соответствующие вопросы социальной политики.

 

* * *

 

Для реализации Основных направлений социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год предусматривается подготовить и принять соответствующие законопроекты и иные нормативные правовые документы, в которых будут определены конкретные пути, методы и механизмы решения важнейших социальных проблем населения.

Разработка указанных документов обусловлена необходимостью создания надежной правовой основы государства, ответственного за соблюдение основных социальных прав человека. Их принятие усилит воздействие социальной политики на эффективность общественного производства, позволит целенаправленно и комплексно решать наиболее острые проблемы нынешнего периода.

По прогнозным оценкам Министерства экономики Российской Федерации, в результате осуществления намечаемой социальной политики и реализации предлагаемых мер к концу 1994 года удастся стабилизировать уровень жизни основной части населения.

Масштабы социальных мероприятий и нормы социальных гарантий будут определяться с учетом экономической ситуации и финансовых возможностей.

Основная нагрузка по финансированию роста трудовых доходов населения, улучшению условий и охраны труда работников, повышению качества рабочей силы, совершенствованию пенсионного обеспечения и социального страхования, помощи семьям с детьми, сдерживанию массовой безработицы, помощи временно не работающим гражданам ляжет на предприятия, бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, финансовые ресурсы которых при их рациональном расходовании позволят осуществить намеченные меры.

Формирование расходов на социально-культурные программы по проекту федерального бюджета на 1994 год осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики Правительства Российской Федерации, а также планируемыми Правительством Российской Федерации важнейшими правовыми и экономическими мерами по решению социальных проблем населения, государственной поддержке социально-культурной сферы, реализации федеральных программ в условиях продолжения реформ.

Меры, предлагаемые Основными направлениями социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год, будут содействовать стабилизации ситуации в социальной сфере, усилению социальной направленности экономической политики и созданию условий для постепенного улучшения жизни россиян.

 

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. N 1603-р в настоящий Перечень внесены изменения

См. текст Перечня в предыдущей редакции

 

Перечень
важнейших правовых и экономических мер по решению социальных проблем населения, поддержке социально-культурной сферы на 1994 год
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 474)

С изменениями и дополнениями от:

16 декабря 1994 г., 12 января, 7 марта, 20 ноября 1995 г.

 

N

п/п

Содержание мероприятий

Нормативные документы, необходимые для реализации мероприятий

Форма документов

Сроки подготовки

Исполнители

I. Общие вопросы социального развития

1.

Закрепление обеспечиваемых государством размеров минимальных социальных гарантий в области доходов населения

О прожиточном минимуме*

Закон Российской Федерации

июнь 1994 г.

Минтруд России, Минфин России, Минсоцзащиты России, Минэкономики России, Минюст России

2.

Изменение минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий и стипендий в связи с ростом потребительских цен

Об индексации гарантированных минимумов доходов**

Законодательные акты

март-июнь 1994 г.

Минтруд России, Минсоцзащиты России, Минфин России, Минэкономики России, Минюст России

3.

Совершенствование системы налогообложения индивидуальных доходов

О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"

Закон Российской Федерации

III квартал 1994 г.

Минфин России, Минтруд России, Минэкономики России, Минсоцзащиты России, Госналогслужба России, Минюст России

4.

Повышение экономической заинтересованности граждан в использовании доходов от собственности и предпринимательской деятельности для приобретения ценных государственных бумаг, инвестирования и кредитования социально значимых программ

Предложения по созданию соответствующих экономических и правовых механизмов

Нормативные акты

первое полугодие 1994 г.

Минэкономики России, Минфин России, Госкомимущество России, Минтруд России, Минюст России

5.

Продолжение постепенной индексации денежных сбережений граждан

О механизме конверсии вкладов населения в учреждениях Сбербанка России**

Нормативные акты

май 1994 г.

Минфин России, Банк России, Минэкономики России, Минюст России, Минсоцзащиты России, Госкомимущество России, Минтруд России

II. Оплата труда

6.

Придание Единой тарифной сетке оплаты труда в бюджетной сфере рекомендательного характера и возложение ответственности за ее реализацию на местные органы власти

О мерах по дальнейшему совершенствованию оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки

Постановление Правительства Российской Федерации

II квартал 1994 г.

Минтруд России, Минфин России, Минэкономики России, Минсоцзащиты России, Минздравмедпром России, Минкультуры России, Минобразование России, Миннауки России, Госкомвуз России

7.

Усиление взаимосвязи оплаты труда руководителей предприятий с производственной и хозяйственной деятельностью

Об упорядочении оплаты труда руководителей государственных предприятий**

Постановление Правительства Российской Федерации (принято 21 марта 1994 г. N 210)

март 1994 г.

Минтруд России, Минэкономики России, Минфин России, Госкомимущество России

8.

Усиление контроля за использованием средств, направляемых на потребление на государственных предприятиях

О введении мер по регулированию средств, направляемых на потребление и накопление

Закон Российской Федерации

III квартал 1994 г.

Минтруд России, Минфин России, Минэкономики России, Госкомимущество России

III. Социальное партнерство

9.

Заключение соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1994 год

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1994 год

Соглашение (подписано 8 апреля 1994 г.)

март 1994 г.

Минтруд России, Минэкономики России, Минфин России, Минюст России, министерства и ведомства, общероссийские объединения профсоюзов и работодателей

10.

Совершенствование системы социального партнерства

Концепция развития системы социального партнерства в Российской Федерации

Доклад

первое полугодие 1994 г.

Минтруд России с участием объединений профсоюзов и работодателей, Совет по развитию предпринимательства при Правительстве Российской Федерации

11.

Уточнение порядка заключения коллективных договоров и соглашений

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"

Закон Российской Федерации

июнь 1994 г.

Минтруд России, Минюст России с участием общероссийских объединений профсоюзов и работодателей

12.

Определение порядка и процедуры разрешения коллективных трудовых споров и конфликтов

О разрешении коллективных трудовых споров и конфликтов*

Закон Российской Федерации

май 1994 г.

Минтруд России, Минюст России с участием общероссийских объединений профсоюзов и работодателей

IV. Охрана труда и социальное страхование

13.

Совершенствование управления, надзора и контроля за охраной труда

О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране труда

Закон Российской Федерации

II квартал 1994 г.

Минтруд России, Минэкономики России, Минфин России, Миннауки России, МВД России, Госгортехнадзор России, Госкомсанэпиднадзор России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госстандарт России, Госатомнадзор России, Минюст России

14.

Обеспечение финансирования государственных программ в области охраны труда и улучшения его условий

О финансировании работ по охране труда

Нормативный акт

июль 1994 г.

Минтруд России, Минфин России, Минэкономики России

15.

Повышение ответственности работодателей и должностных лиц за соблюдение законодательства и норм по охране труда

Об административной ответственности предприятий, учреждений и организаций, а также работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда

Законодательные акты

май 1994 г.

Минтруд России; Минфин России, Минэкономики России, Госгортехнадзор России, Госкомсанэпиднадзор России, Госстандарт России

16.

Усиление защиты интересов работников, пострадавших на производстве

Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Закон Российской Федерации

июнь 1994 г.

Минтруд России, Минфин России, Минсоцзащиты России, Росстрахнадзор, Фонд социального страхования Российской Федерации, Минюст России

17.

Преобразование системы социального страхования трудящихся

О государственном социальном страховании*

Закон Российской Федерации

май 1994 г.

Минтруд России, Минсоцзащиты России, Минфин России, Фонд социального страхования Российской федерации

18.

Пересмотр тарифов страховых взносов в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости и фонды обязательного медицинского страхования

О тарифах страховых взносов на социальное страхование**

Закон Российской Федерации

май 1994 г.

Минфин России, Минсоцзащиты России, Минздравмедпром России, Минэкономики России, Минюст России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, ФСЗ России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации

V. Занятость населения, подготовка кадров и миграция

19.

Проведение комплекса мер по предотвращению массовой безработицы

О Федеральной программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год**

Нормативный акт (рассмотрен на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 21 апреля 1994 г.)

март 1994 г.

ФСЗ России, Минэкономики России, Минтруд России, Минсоцзащиты России, министерства и ведомства

20.

Совершенствование управления средствами Государственного фонда занятости населения Российской Федерации

О порядке формирования и использования средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации

Закон Российской Федерации

II квартал 1994 г.

ФСЗ России, Минтруд России, Минфин России, Минэкономики России, Минюст России, Госналогслужба России

21.

Смягчение экономических и социальных последствий массового высвобождения работников в отдельных регионах Российской Федерации

О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации (принято 3 мая 1994 г. N 432)

май 1994 г.

Минтруд России, ФСЗ России

22.

Исключен

Информация об изменениях:

См. текст пункта 22

 

 

 

 

23.

Уточнение законодательства о занятости населения в части усиления социальных гарантий в сфере занятости

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"*

Закон Российской Федерации

II квартал 1994 г.

ФСЗ России, Минтруд России, Минюст России

24.

Изменение порядка назначения и выплаты пособий по безработице

Об уточнении порядка назначения и выплаты пособий по безработице*

Постановление Правительства Российской Федерации

май 1994 г.

ФСЗ России, Минэкономики России, Минтруд России, Минсоцзащиты России, Минюст России

25.

Повышение эффективности системы подготовки и переподготовки кадров на производстве

О программе содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве*

Постановление Правительства Российской Федерации

май 1994 г.

Минтруд России, Минобразование России, Минэкономики России

26.

Исключен

ГАРАНТ:

См. текст пункта 26

 

 

 

 

27.

Усиление работы по изучению положения дел в социально-трудовой сфере на местах

О Всероссийском мониторинге в социально-трудовой сфере

Постановление Правительства Российской Федерации

май 1994 г.

Минтруд России, Госкомстат России, Минфин России

VI. Защита трудовых прав граждан

28.

Пересмотр законодательства о труде в целях его адаптации к условиям рыночной экономики и приведения в соответствие с нормами международного права

Трудовой кодекс Российской Федерации

Закон Российской Федерации

июнь 1994 г.

Минтруд России, Минюст России, ФСЗ России

29.

Организация государственной системы защиты трудовых прав и гарантий работников наемного труда

О государственной правовой инспекции труда

Закон Российской Федерации

июнь 1994 г.

Минтруд России, Минюст России

VII. Социальная поддержка нетрудоспособного населения

30.

Повышение роли республиканского (федерального) и территориальных фондов социальной поддержки населения в осуществлении эффективной адресной социальной защиты особо нуждающихся граждан и определение постоянных источников формирования этих фондов

Об источниках формирования и порядке расходования республиканского (федерального) и территориальных фондов социальной поддержки населения

Нормативный акт

июнь 1994 г.

Минсоцзащиты России, Минэкономики России, Минтруд России, Минфин России

31.

Комплексное реформирование системы пенсионного обеспечения

Концепция реформы пенсионного обеспечения

Доклад

июль 1994 г.

Минсоцзащиты России, Минтруд России, Минфин России, Минэкономики России, Пенсионный фонд Российской Федерации

32.

Совершенствование системы пенсионного обеспечения

О внесении изменений и дополнений в действующее законодательство о государственных пенсиях

Закон Российской Федерации

IV квартал 1994 г.

Минсоцзащиты России, Минтруд России, Минфин России, Минэкономики России, ФСЗ России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Минюст России

33.

Привлечение средств граждан для целей дополнительного пенсионного обеспечения

О негосударственных пенсионных фондах**

Закон Российской Федерации

апрель 1994 г.

Минюст России, Минсоцзащиты России, Минфин России, Минэкономики России, Госкомимущество России, Пенсионный фонд Российской Федерации

34.

Создание условии для научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов

О Федеральной комплексной программе научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов на 1994-1997 годы

Закон Российской Федерации (направлен в Государственную Думу 29 марта 1994 г.)

март 1994 г.

Минсоцзащиты России, Миннауки России

35.

Совершенствование системы пособий и льгот семьям с детьми

О государственных пособиях гражданам, имеющим детей

Закон Российской Федерации

май 1994 г.

Минсоцзащиты России, Минтруд России, Минфин России, Минюст России, министерства и ведомства

36.

Закрепление прав граждан на получение социальных услуг; обеспечение правового регулирования вопросов создания и функционирования системы социального обслуживания

О социальном обслуживании населения**

Закон Российской Федерации

июнь 1994 г.

Минсоцзащиты России, Минздравмедпром России, Минфин России, Минюст России

37.

Создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, находящихся в особо сложных условиях

Об утверждении Федеральной программы "Дети России"

Закон Российской Федерации (направлен в Государственную Думу 9 марта 1994 г.)

март 1994 г.

Минсоцзащиты России, Минобразование России, МЧС России, Минсельхозпрод России, Миннац России, Минздравмедпром России, Минюст России

38.

Обеспечение организованной подготовки к летней оздоровительной кампании 1994 года

О мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1994 году

Постановление Правительства Российской Федерации (принято 4 апреля 1994 г. N 275)

апрель 1994 г.

Минсоцзащиты России, КМФТ России, Минобразование России, Миннац России, Минфин России, Фонд социального страхования Российской Федерации

39.

Создание благоприятных условий для благотворительной деятельности юридических и физических лиц

О благотворительной деятельности в Российской Федерации

Закон Российской Федерации

III квартал 1994 г.

Минсоцзащиты России, Минфин России, Минэкономики России, Госналогслужба России, Минкультуры России, Миннауки России, Минюст России

VIII. Обеспечение выполнения ранее принятых решений о социальных гарантиях населению

40.

Обеспечение льгот ветеранам войны и труда

О ветеранах

Закон Российской Федерации

первое полугодие 1994 г.

Минсоцзащиты России, Минобороны России, Минтруд России, Минздравмедпром России, Минфин России, Минюст России, министерства и ведомства

41.

Совершенствование механизма предоставления гарантий и компенсаций северянам

Изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"

Закон Российской Федерации

июнь 1994 г.

Миннац России, Минтруд России, Минсоцзащиты России, Минфин России, Пенсионный фонд Российской Федерации, ФСЗ России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Минюст России

42.

Создание единой системы и устранение противоречий в законодательных и нормативных актах по социальной защите и пенсионному обеспечению лиц, подвергшихся воздействию радиации

О социальной защите граждан Российской Федерации, пострадавших в результате радиационных загрязнений (воздействий)

Закон Российской Федерации

IV квартал 1994 г.

МЧС России, Минтруд России, Минсоцзащиты России, Минфин России, Минюст России, Минприроды России, Минатом России, Минздравмедпром России, Минсельхозпрод России, Минэкономики России, Минобороны России, МВД России, Госкомсанэпиднадзор России, Росгидромет

43.

Укрепление правовой и социальной защиты военнослужащих

О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" **

Закон Российской Федерации

апрель 1994 г.

Минобороны России, Минатом России, Минфин России, Минюст России, Минэкономики России, МВД России, Госналогслужба России, Госкомимущество России, ФСК России, СВР России

IX. Развитие отраслей социально-культурной сферы

а) Здравоохранение

44.

Упорядочение производства лекарственных средств и обеспечения ими населения

О лекарственных средствах**

Закон Российской Федерации

апрель 1994 г.

Минздравмедпром России, Госкомсанэпиднадзор России, МВЭС России, Минфин России, Минюст России

45.

Государственная поддержка предприятий медицинской промышленности

О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой**

Постановление Правительства Российской Федерации

апрель 1994 г.

Минздравмедпром России, Минэкономики России, Госкомоборонпром России, Госкомсанэпиднадзор России, Миннауки России, МВЭС России, Минфин России, ГТК России

46.

Совершенствование систем здравоохранения

О системах здравоохранения в Российской Федерации**

Закон Российской Федерации

май 1994 г.

Минздравмедпром России, Минфин России, Минюст России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

47.

Защита прав пациентов

О правах пациентов**

Закон Российской Федерации

май 1994 г.

Минздравмедпром России, Минфин России, Минюст России, Госкомсанэпиднадзор России, ГКАП России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

48.

Совершенствование системы скорой медицинской помощи

О развитии скорой медицинской помощи**

Постановление Правительства Российской Федерации

май 1994 г.

Минздравмедпром России, Госкомсанэпиднадзор России, Минэкономики России, Минфин России

49.

Организация системы защиты жизни и здоровья людей при стихийных бедствиях и катастрофах

О защите жизни и здоровья населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами**

Постановление Правительства Российской Федерации (принято 3 мая 1994 г. N 420)

март 1994 г.

Минздравмедпром России, МЧС России, Минфин России, Госкомсанэпиднадзор России

50.

Определение порядка исчисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан

Порядок исчисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан*

Постановление Правительства Российской Федерации

II квартал 1994 г.

Минздравмедпром, Минфин России, Минэкономики России, Федеральный фонд обязательного страхования, ФСЗ России

51.

Приватизация учреждений здравоохранения

Порядок приватизации государственных учреждений здравоохранения и аптечных учреждений*

Постановление Правительства Российской Федерации

июнь 1994 г.

Госкомимущество России, Минэдравмедпром России, Минэкономики России

б) Образование

52.

Исключен

ГАРАНТ:

См. текст пункта 52

 

 

 

 

53.

Реализация федеральной программы развития образования

О развитии образования**

Постановление Правительства Российской Федерации

апрель 1994 г.

Госкомвуз России, Минобразование России, Минфин России, Минэкономики России

в) Наука

54.

Подготовка законопроекта, регулирующего научную и научно-техническую деятельность

О научно-технической политике**

Закон Российской Федерации

март 1994 г.

Миннауки России, Минобразование России, Минэкономики России, Минфин России, Минюст России

г) Культура

55.

Разработка и введение новых механизмов финансирования сферы культуры

Положения о хозяйственной деятельности и финансировании учреждений культуры и искусства*

Постановление Правительства Российской Федерации

июнь 1994 г.

Минкультуры России, Роскомкино, Минфин России, Минэкономики России, Минсоцзащиты России

56.

Подготовка и приватизация организаций сферы культуры

Порядок приватизации государственных организаций культуры, искусства и кинематографии*

Постановление Правительства Российской Федерации

ноябрь 1994 г.

Госкомимущество России, Минкультуры России, Роскомкино, Минэкономики России

57.

Сохранение культурного наследия

О федеральной собственности в сфере культуры**

Постановление Правительства Российской Федерации

май 1994 г.

Госкомимущество России, Минкультуры России, Роскомкино, Росархив

д) Жилищная сфера

58.

Совершенствование нормативной базы использования и оплаты жилья и коммунальных услуг

Жилищный кодекс Российской Федерации

Закон Российской Федерации

декабрь 1994 г.

Минюст России, Госстрой России, Минфин России

59.

Внедрение схемы жилищных векселей (контрактов) для целей привлечения средств населения в сферу жилищного строительства и защиты этих сбережений от инфляции

Порядок и условия выпуска жилищных векселей (контрактов)*

Постановление Правительства Российской Федерации

II квартал 1994 г.

Госстрой России, Минфин России, Минэкономики России, Банк России

60.

Разработка механизмов беспрепятственной реализации права на получение или приобретение земельных участков для частного жилищного строительства и сооружение объектов социально-бытовой инфраструктуры

О порядке передачи и продажи земельных участков для жилищного и социально-бытового строительства*

Постановление Правительства Российской Федерации

сентябрь 1994 г.

Госкомимущество России, Госстрой России, Роскомзем, Минюст России

е) Социальная сфера села

61.

Исключен

ГАРАНТ:

См. текст пункта 61

 

 

 

 

 

* Разработка указанных документов предусмотрена планом действий Правительства Российской Федерации на 1993-1994 годы по реализации первого этапа программы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", принятым постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. N 1152.

** Разработка указанных документов предусмотрена планом первоочередных мер Правительства Российской Федерации, подлежащих реализации в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 192.