Обзор изменений налогового законодательства за 1998 год (Выпуск 1, январь 1999 г.)

Обзор изменений налогового законодательства за 1998 год


Налоговое законодательство относится к тем отраслям права, которые наиболее часто подвергаются изменениям. Ежегодно принимается большое количество нормативных актов, которые корректируют, уточняют и дополняют существующий порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Не стал исключением и 1998 год.

В настоящей статье Вашему вниманию предлагается обзор наиболее важных изменений в налоговом законодательстве за 1998 г. В статье содержатся основные моменты, на которые следует обратить внимание при проверке правильности исчисления налогов в 1998 г. в процессе составления годовой бухгалтерской отчетности.


I. Налог на прибыль


В 1998 г. были внесены значительные изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций. Были приняты Федеральные законы от 31.07.98 N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (опубликован в "Российской газете" 05.08.98) и от 31.07.98 N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (опубликован в "Российской газете" 06.08.98).

Согласно ст. 2 Федерального закона N 141-ФЗ и ст. 2 Федерального закона N 143-ФЗ данные нормативные акты вступили в силу со дня их официального опубликования.

Кроме перечисленных актов, непосредственно вносящих изменения в Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1), были также приняты Федеральный закон от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (вступил в силу с 07.08.98) и Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (вступил в силу с 06.08.98), которые в свою очередь тоже внесли определенные изменения в действующее законодательство, регулирующее порядок налогообложения прибыли.

В соответствии с указанными Законами были приняты Изменения и дополнения N 4 от 25.08.98 к инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37) (см. Приказ Госналогслужбы РФ от 25.08.98 N БФ-3-02/210).

На страницах нашего журнала мы подробно рассматривали данные изменения (см.: ФПА "Вопрос-ответ", 1998, N 21). В настоящей статье остановимся лишь на наиболее существенных моментах.

1. Прежде всего следует отметить, что произошли изменения в порядке исчисления налога на прибыль по операциям, касающимся реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов.

По-новому стал определяться сам объект налогообложения по операциям, связанным с реализацией этих видов имущества. В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 и п. 2.4 Инструкции N 37 объект для исчисления налога на прибыль от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.

Отсюда следует, что с 5 августа 1998 г. налогоплательщики при налогообложении прибыли вправе учитывать не только затраты на приобретение ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов, но и фактические затраты по их реализации.

С введением изменений и дополнений теперь для целей налогообложения по-другому учитываются убытки от реализации ценных бумаг, а также убытки по срочным сделкам.

Что касается убытков от реализации ценных бумаг, то здесь необходимо отметить следующее. Если раньше отрицательный результат от реализации ценных бумаг в целях налогообложения не уменьшал налогооблагаемую прибыль, то теперь по акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг.

В том случае, если убытки возникли от реализации ценных бумаг, не котирующихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, отрицательный результат от их реализации по-прежнему в целях налогообложения не будет уменьшать налогооблагаемую прибыль.

С 5 августа 1998 г. по операциям с биржевыми фьючерсными и опционными контрактами, заключаемыми в целях уменьшения риска изменения рыночной цены предмета сделки (базисного актива) в период торговли этими контрактами, доходы от купли-продажи указанных контрактов или осуществления расчетов по ним увеличивают, а убытки уменьшают налогооблагаемую базу по операциям с базисным активом.

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что увеличение (уменьшение) налогооблагаемой базы предусмотрено только при наличии операций с предметом сделки (базисным активом). Убытки, полученные по срочным сделкам без поставки базисного актива, не будут уменьшать прибыль для целей налогообложения.

Убытки, полученные от купли-продажи фьючерсных или опционных контрактов, заключенных не в целях уменьшения ценовых рисков, уменьшают прибыль только в пределах доходов от купли-продажи данных контрактов за отчетный период.

Доходы и убытки по фьючерсным и опционным контрактам определяются на день исполнения контракта независимо от порядка расчета между контрагентами.

2. С вступлением в силу Федерального закона N 141-ФЗ изменен порядок налогообложения операций, связанных с реализацией продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости.

В соответствии с порядком налогообложения подобных операций, действовавшим до 5 августа 1998 г., предприятия имели право при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости применить для целей налогообложения фактическую цену реализации при условии, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества (потребительских свойств), а также если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости. Кроме того, действовало правило, согласно которому, в случаях если в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактической себестоимости, предприятие реализовывало аналогичную продукцию по ценам, превышающим себестоимость, то по всем сделкам применялись цены, исчисленные из максимальных цен реализации этой продукции.

Согласно внесенным изменениям, при реализации предприятием продукции (работ, услуг) по цене ниже фактической себестоимости с 5 августа 1998 г. для целей налогообложения минимальной ценой реализации может быть только рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации.

Кроме того, следует отметить, что при осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передаче безвозмездно выручка для целей налогообложения с 5 августа 1998 г. определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц - исходя из цены последней реализации. При обмене вновь освоенной продукции или приобретенной принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию.

3. Еще одно немаловажное уточнение появилось в результате изменений, внесенных в Инструкцию N 37. Оно касается налогообложения операций, связанных с реализацией юридическим лицом-акционером полученных в результате увеличения уставного капитала в связи с переоценкой основных средств дополнительных акций (разницы между номинальной стоимостью новых акций и первоначальной номинальной стоимостью акций).

В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона N 2116-1 прибыль от указанной операции определяется как разница между ценой реализации и первоначально оплаченной стоимостью этих акций.

Учитывая, что увеличение уставного капитала может происходить как путем выпуска дополнительных акций, так и путем увеличения номинальной стоимости акций, Изменениями и дополнениями N 4 к Инструкции N 37 конкретизирован порядок налогообложения операций, связанных с их реализацией, в зависимости от способа выпуска акций:

- при реализации дополнительно полученных акций по цене выше номинала налогооблагаемая прибыль определяется с цены реализации дополнительной акции. Если реализуется не дополнительно полученная акция, а первоначально приобретенная, то с разницы между ценой реализации и первоначально оплаченной стоимостью акции;

- при реализации акций, полученных путем увеличения номинальной стоимости, налогооблагаемая база определяется в виде разницы между ценой реализации и первоначально оплаченной стоимостью акции.

4. С вступлением в силу с 7 августа 1998 г. Федерального закона от 31 07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", а также инструкции Госналогслужбы РФ от 28.08.98 N 50 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес" (зарегистрирована в Минюсте РФ 17.09.98 N 1611) прибыль, полученная от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса, будет облагаться не налогом на прибыль, а налогом на игорный бизнес. Соответственно c введением в действие этого налога плательщики налога на игорный бизнес перестают быть плательщиками налога на прибыль, о чем внесены cоответствующие изменения в Закон N 2116-1 и Инструкцию N 37, за исключением случаев осуществления игорным заведением иных видов деятельности, по которым оно должно вести раздельный учет доходов и уплачивать налог на прибыль от этих видов деятельности.

Кроме того, из числа плательщиков налога на прибыль исключены предприятия и организации, переведенные правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ.


II. Налог на добавленную стоимость


В 1998 году Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", касающиеся порядка исчисления и уплаты НДС предприятиями (организациями, учреждениями), осуществляющими реализацию продукции (товаров, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости. Однако следует заметить, что указанные изменения вступили в силу только с 1 января 1999 г. и соответственно на порядок исчисления и уплаты НДС в 1998 г. они не распространяются. Никаких других изменений в Закон РФ N 1992-1 в 1998 г. не вносилось.

7 августа 1998 г. Госналогслужбой РФ были приняты Изменения и дополнения N 6 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39) (зарегистрированы в Минюсте РФ 02.09.98 N 1602), которыми были уточнены отдельные положения Инструкции N 39. Названные Изменения и дополнения N 6 введены в действие по оборотам реализации с 1 октября 1998 г. (см. письмо Госналогслужбы РФ от 01.10.98 N ИС-6-03/674).

Указанными Изменениями и дополнениями N 6 уточнен порядок исчисления и уплаты НДС при реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, а также отменен ранее действовавший порядок исчисления НДС с применением средней расчетной ставки для предприятий розничной торговли и общественного питания.

Следует обратить внимание на следующее: если ранее предприятия розничной торговли и общественного питания, выпускающие товары, облагаемые по ставкам НДС в размерах 10 и 20 процентов, производили исчисление налога по средней расчетной ставке, то с 1 октября 1998 г. они обязаны вести раздельный учет реализации товаров и сумм налога по ним в разрезе применяемых ставок.

Соответственно были внесены и изменения в п. 41 Инструкции N 39, а именно исключены положения, устанавливающие порядок расчета средней расчетной ставки предприятиями розничной торговли и общественного питания при реализации товаров, облагаемых по различным ставкам НДС.

В соответствии с новой редакцией п. 41 Инструкции N 39 при наличии раздельного аналитического учета товаров в разрезе установленных ставок НДС вышеназванные предприятия исчисляют и уплачивают налог исходя из полученного дохода от реализации каждого вида товара по соответствующим расчетным ставкам. В связи с этим они должны в обязательном порядке обеспечивать раздельный учет покупной стоимости товаров в разрезе применяемых ставок.

В случае отсутствия аналитического учета по видам реализуемых товаров исчисление НДС с 1 октября 1998 г. производится с суммы полученного дохода по расчетной ставке в размере 16,67%.

Кроме того, с введением в действие Изменений и дополнений N 6 при реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту налог в иностранной валюте не взимается. В подобных ситуациях налог уплачивается в бюджет в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на день уплаты налога.

Зачет (возмещение) сумм налога, уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, указанные услуги) в иностранной валюте, осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на день оплаты поставщику товаров (работ, услуг), включая НДС.

Претерпел изменения и Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914 (далее - Порядок).

Остановимся на наиболее важных изменениях, внесенных в Порядок Постановлением Правительства РФ от 02.02.98 N 108 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 29.07.96 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 108 счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям с ценными бумагами (кроме брокерских и иных посреднических услуг), а также банками (кредитными организациями) и страховыми организациями по операциям (сделкам), не облагаемым НДС.

2. Уточнена редакция п. 1 Порядка в части момента составления счетов фактур. Все налогоплательщики обязаны составлять счета-фактуры по мере отгрузки товара, выполнения работы или оказания услуги независимо от метода определения выручки в целях уплаты НДС. Также следует отметить, что при направлении покупателю счета-фактуры по почте датой его представления считается дата сдачи счета-фактуры на почту.

3. Согласно изменениям, внесенным Постановлением N 108, право подписи счета-фактуры при необходимости может возлагаться на любое ответственное лицо предприятия, уполномоченное в соответствии с приказом по предприятию (организации). Кроме того, указанным Постановлением исключено требование о необходимости наличия на счете-фактуре подписи покупателя или уполномоченного представителя покупателя.

4. Претерпели изменения требования, предъявляемые к выдаваемым покупателям кассовым чекам (счетам). Требования Порядка считаются выполненными только в том случае, если в кассовом чеке (счете), помимо реквизитов, предусмотренных ранее действовавшей редакцией Порядка, указан ИНН организации-продавца (предприятия-продавца).

5. Организациям, реализующим товары (работы, услуги) непосредственно населению без использования ККМ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, предоставлено право вместо счетов-фактур с последующим отражением их в книге продаж у поставщика применять действующие бланки строгой отчетности.

Следует также отметить, что при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые непосредственно населению, через филиалы кредитных организаций, отделения связи и т.п. допускается вместо счетов-фактур с последующим отражением их в книге продаж применение действующих первичных учетных документов, служащих основанием при ведении бухгалтерского учета.

6. Изменился порядок учета счетов-фактур в книге продаж. Если раньше независимо от принятой учетной политики в целях уплаты НДС регистрация предприятиями составленных счетов-фактур должна была производиться по мере отгрузки товаров (работ, услуг), за исключением случаев получения предоплаты (аванса), то теперь регистрация счетов-фактур производится в зависимости от принятой на предприятии учетной политики в целях уплаты НДС.

Так, при учетной политике в целях уплаты НДС по отгрузке регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится сразу на всю сумму отгрузки по этим счетам-фактурам. При учетной политике в целях уплаты НДС по оплате регистрация счетов-фактур в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в счет оплаты.

7. Кроме указанных выше изменений Порядок был дополнен разделом IV "Заключительные положения", а также были утверждены новые редакции приложений 1 "Счет-фактура", 2 "Книга продаж" и 3 "Книга покупок" к Порядку.

Кроме упомянутых выше актов в отношении налога на добавленную стоимость были приняты постановления Правительства РФ от 18.02.98 N 205 "О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров (услуг), поставляемых в рамках производственной кооперации, при расчетах между хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества Независимых Государств" и от 15.10.98 N 1203, которым утвержден Перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов (вступило в силу 22 октября 1998 г.).


III. Налоги, поступающие в дорожные фонды


В соответствии с Федеральным законом РФ от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (опубликован в "Российской газете" 31.03.98) и Федеральным законом от 27.06.98 N 93-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" с 31 марта 1998 г. изменен порядок зачисления налога на пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды. Средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог зачисляются:

- в Федеральный дорожный фонд РФ - по ставке 0,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате торговой деятельности;

- в территориальные дорожные фонды субъектов РФ - по ставке 2% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате торговой деятельности.

При этом законодательные (представительные) органы cубъектов РФ с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.

Кроме того в соответствии с Федеральным законом N 42-ФЗ и Федеральным законом от 28.03.98 N 51-ФЗ "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", вступившим в силу с даты его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 02.04.98), были приняты Изменения и дополнения N 8 инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (далее - Инструкция N 30), зарегистрированные в Минюсте 01.04.98 N 1499.

Согласно указанным Изменениям и дополнениям N 8 со 2 апреля 1998 г. налог на реализацию ГСМ, ввозимых на территорию РФ, должен уплачиваться с оборота по реализации ГСМ исходя из фактических цен реализации (включая акциз) без НДС.

Таким образом, предприятия, объединения, организации и предприниматели, реализующие ввозимые на территорию РФ ГСМ, уплачивают налог на реализацию ГСМ так же, как и организации - изготовители ГСМ, т.е. налог уплачивается с оборота.

Ранее действовавшая редакция Инструкции N 30 предусматривала, что объектом налогообложения у указанных налогоплательщиков являлась сумма разницы между выручкой от реализации ГСМ (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС).

Кроме рассмотренных выше изменений и дополнений следует обратить особое внимание налогоплательщиков на следующий момент. 14 октября 1998 г. Верховный Суд РФ cвоим решением N ГКПИ 98-393 признал недействительными абзацы 4, 8 п. 2; абзацы 1, 2 п. 3; абзацы 1, 5, 6 п. 17 Инструкции N 30, которые определяли специальный порядок исчисления налога на реализацию ГСМ, при реализации товаров (работ, услуг) по ценам не выше (ниже) фактической себестоимости. Данное решение вступило в силу с момента его провозглашения, т.е. с 14 октября 1998 г.


IV. Акцизы


Значительные изменения произошли в порядке исчисления и уплаты акцизов в связи с внесением в Федеральный закон от 06.12.91 N 1993-1 "Об акцизах" (далее - Закон "Об акцизах") изменений и дополнений, предусмотренных Федеральными законами от 14.02.98 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" (вступил в силу 18.02.98) и от 23.07.98 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" (вступил в силу с 30.07.98).

На основании вышеуказанных Федеральных законов Госналогслужба РФ Приказом от 14.08.98 N БФ-3-03/185 утвердила новую инструкцию N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" (далее - Инструкция N 47). Настоящая Инструкция зарегистрирована в Минюсте РФ 06.10.98 N 1630 (комментарий опубликован: ФПА "Вопрос-ответ", 1998, N 22,). При этом действовавшая ранее инструкция Госналогслужбы РФ от 22.07.96 N 43 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" утратила свое действие.

Следует отметить, что новая Инструкция N 47 не распространяется на порядок уплаты акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ с производством их таможенного оформления, а также на порядок уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и на отдельные виды минерального сырья (п. 1.6 Инструкции N 47).

Рассмотрим наиболее существенные изменения, внесенные данными актами.

1. Прежде всего был расширен перечень плательщиков акцизов (см. п. 2.1 Инструкции N 47). К плательщикам акцизов стали относиться:

- простые товарищества и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары (в том числе из давальческого сырья);

- организации, производящие подакцизные товары, используемые для производства товаров, не облагаемых акцизами, и (или) для собственных нужд;

- организации, осуществляющие первичную реализацию (в том числе на переработку) конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;

- организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию РФ без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами), или использующие эти товары при производстве неподакцизных товаров.

2. Внесены изменения и дополнения в определение объекта налогообложения. Так, по подакцизным товарам, на которые ставки налога установлены в процентах, сумма акциза определяется исходя из отпускных цен реализованного товара без учета акциза, а по товарам, производимым на территории РФ из давальческого сырья, при натуральной оплате труда, обмене или безвозмездной передаче подакцизных товаров, а также по товарам, подлежащим первичной реализации, ставка акциза определяется исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен без учета акцизов (п. 3.1 Инструкции N 47).

3. Претерпел изменения порядок предоставления льготы по уплате акцизов по подакцизным товарам, вывозимым за пределы территории РФ (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена). Если раньше налогоплательщику предоставлялась отсрочка по уплате акцизов по отгруженным на экспорт товарам до момента представления документов, подтверждающих факт экспорта (п. 8 ныне утратившей силу Инструкции N 43), то со вступлением в действие Инструкции N 47 в подобной ситуации предоставление отсрочки должно производиться только после представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта (п. 6.1 Инструкции N 47).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона "Об акцизах" и п. 6.3 Инструкции N 47 предусматривается возможность предоставления отсрочки по уплате акцизов по отгруженным на экспорт товарам до 90 дней с даты отгрузки, но только под гарантию уполномоченного банка.

Следует заметить, что в случае отгрузки на экспорт спирта и алкогольной продукции налогоплательщики для получения льготы помимо документов, подтверждающих факт экспорта, должны представлять сведения о наличии квот (заказов-нарядов) на получение (закупку) этилового спирта (п. 6.5 Инструкции N 47).

4. Введена новая формула для расчета суммы акциза с суммы денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также со стоимости опциона и в случаях применения для исчисления акциза рыночных цен (п. 7.2 Инструкции N 47).

5. Определен порядок уменьшения сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет организациями, осуществляющими первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию РФ без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами), а также организациями, использующими такие товары при производстве неподакцизных товаров, на сумму акциза, уплаченную в стране происхождения товара.

6. Особое внимание следует обратить на следующее: отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными на территории РФ по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, включая давальческое, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам зачету (возмещению из бюджета) не подлежит, а относится на финансовые результаты (п. 7.9 Инструкции N 47).

7. Согласно п. 7.13 Инструкции N 47, под датой реализации подакцизных товаров понимается день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая товары из давальческого сырья.

Таким образом, порядок определения выручки для целей налогообложения либо по отгрузке, либо по оплате, установленный п. 13 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, для целей исчисления акцизов теперь не применяется (см. подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.09.98 N 1069). При этом в целях исполнения Закона "Об акцизах" не имеет значения, производилась передача (отгрузка) непосредственно покупателю, владельцу давальческого сырья либо по его поручению другому грузополучателю.

8. Инструкцией N 47 установлены новые сроки уплаты акцизов (п. 8.1), единые для всех плательщиков акцизов (см. п. 2 ст. 5 Закона "Об акцизах"), а также новый порядок представления отчетности.

9. Установлены новые ставки акцизов на отдельные категории подакцизных товаров в соответствии с Федеральными законами N 29-ФЗ и N 118-ФЗ.


V. Подоходный налог


Федеральным законом от 31.12.97 N 159-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 159-ФЗ) (вступил в силу с 4 января 1998 г., за исключением п. 3 ст. 1, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 01.01.98) были внесены изменения в Закон РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон о подоходном налоге).

Кроме того, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными Законом N 159-ФЗ, Госналогслужба РФ подготовила и утвердила Изменения и дополнения N 6 инструкции Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция N 35) (см. Приказ Госналогслужбы РФ от 26.02.98 N АП-3-08/28) (далее - Изменения и дополнения N 6). Изменения и дополнения N 6 были зарегистрированы в Минюсте РФ 27.03.98 N 1497.

Прежде всего необходимо отметить, что одним из наиболее важных дополнений в порядок определения объекта налогообложения является внесенное Законом N 159-ФЗ положение, определяющее дату получения дохода. До принятия указанного нормативного акта Закон о подоходном налоге не содержал положений, прямо указывающих, с какого момента следует считать доходы, подлежащие налогообложению, полученными. Налогоплательщики определяли дату получения дохода на основании п. 3 Инструкции N 35, в соответствии с которой датой получения дохода в календарном году признавалась дата начисления дохода физическому лицу.

Данное положение вызывало со стороны налогоплательщиков массу справедливых нареканий, ведь не секрет, что из-за сложной экономической ситуации начисление заработной платы не всегда означало одновременно фактическую ее выплату. Между тем подоходный налог подлежал взиманию независимо от того, получило фактически физическое лицо свои доходы или нет.

Закон N 159-ФЗ устранил указанный пробел в законодательстве и по-иному, в отличие от положений ранее действовавшей редакции Инструкции N 35, разрешил данный вопрос. Так, согласно дополненной части ст. 2 Закона о подоходном налоге, датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода (включая авансовые платежи), либо дата перечисления дохода, либо дата передачи дохода физическом лицу в натуральной форме. Аналогичные изменения были внесены и в п. 3 Инструкции N 35.

Существенные изменения внесены в положения Закона о подоходном налоге и Инструкции N 35, предусматривающие уменьшение налогооблагаемого дохода физических лиц на сумму, эквивалентную минимальному размеру месячной оплаты труда. Так, в соответствии с ранее действовавшими редакциями п. 4 ст. 3 Закона о подоходном налоге и п. 12 Инструкции N 35 налогооблагаемый доход физических лиц, за исключением отдельных категорий, подлежал уменьшению на сумму, эквивалентную минимальному размеру оплаты труда.

Начиная с 4 января 1998 г. совокупный доход таких физических лиц подлежит ежемесячному уменьшению в следующих размерах:

- у физических лиц, доход которых в течение года не превысил 5000 руб., - на сумму дохода, равную двукратному установленному законом минимальному размеру оплаты труда;

- у физических лиц, доход которых в течение года составил от 5000 руб. 1 коп. до 20 000 руб., - на сумму дохода, равную двукратному установленному законом минимальному размеру оплаты труда, до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 5000 руб., и на сумму дохода, равную одному установленному законом минимальному размеру оплаты труда, начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 5000 руб.;

- у физических лиц, доход которых в течение года превысил 20 000 руб., - на сумму дохода, равную двукратному установленному законом минимальному размеру оплаты труда, до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 5000 руб., и на сумму дохода, равную одному установленному законом минимальному размеру оплаты труда, начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 5000 руб., до месяца, в котором такой доход не превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 000 руб., уменьшение не производится (подп. 1 п. 2 ст. 1 Закона N 159-ФЗ, п. 5 Изменений и дополнений N 6).

Аналогичные изменения были внесены в Закон о подоходном налоге и Инструкцию N 35 относительно порядка поделения пределов сумм, уменьшающих налогооблагаемый доход физических лиц, связанных с ежемесячными расходами на содержание детей и иждивенцев (подп. 2 п. 2 ст. 1 Закона N 159-ФЗ, п. 7 Изменений и дополнений N 6).

У физических лиц, получающих доходы не по основному месту работы, начиная с 1998 г. в отношении таких доходов уменьшение на установленные законом вычеты будет производиться только при подаче ими налоговых деклараций в ГНИ по месту их постоянного жительства.

С 1 января 1998 г. изменились размеры ставок подоходного налога, взимаемого с совокупного дохода физических лиц (ст. 6 Закона о подоходном налоге в редакции Закона N 159-ФЗ). Следует отметить, что в Законе предусмотрен порядок округления дохода, получаемого в рублях и копейках (сумма менее 50 коп. округляется до полного рубля в сторону уменьшения, а сумма более 50 коп. - сторону увеличения).

Изменился порядок перечисления подоходного налога, удержанного с доходов физических лиц, предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими филиалы и другие обособленные подразделения. Начиная с 4 января 1998 г. все обособленные подразделения предприятий (учреждений, организаций), имеющие отдельный баланс и расчетный счет, обязаны самостоятельно перечислять суммы исчисленных и удержанных с физических лиц налогов в общеустановленные сроки (ст. 9 Закона о подоходном налоге в редакции Закона N 159-ФЗ). Исключением из этого правила являются обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, налоги за которые обязаны перечислять головные организации.

Указанные изменения затронули и вопросы декларирования физическими лицами своих доходов.

От представления в ГНИ деклараций о доходах освобождаются физические лица, получившие в отчетном календарном году доходы за выполнение ими трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основной работы на одном предприятии, а также лица, не имеющие постоянного места жительства в РФ.

С 1998 г. физические лица, получившие доходы от нескольких источников, обязаны представлять в налоговые органы декларации о доходах независимо от размера полученного в истекшем году дохода.

Изменился размер пеней, взыскиваемых с работодателей и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, за несвоевременное перечисление налога. В соответствии со ст. 22 Закона о подоходном налоге (в редакции Закона N 159-ФЗ) пени взыскиваются в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная со следующего дня после срока уплаты по день уплаты включительно.

Следует также отметить, что внесены изменения и в некоторые приложения к Инструкции N 35. Например, Справки о доходах физических лиц за 1998 год организации (предприятия, учреждения) и иные работодатели обязаны представлять в налоговые органы согласно Изменениям и дополнениям N 6 по новой форме (приложение 3 к Инструкции N 35).

Сведения о доходах физических лиц за 1998 г. должны представляться в налоговые органы на магнитных носителях в соответствии с Требованиями к составу и структуре информации о доходах физических лиц, представляемой организацией (предприятием, учреждением) и иными работодателями на магнитных носителях (приложение 14 к Инструкции N 35, введено Изменениями и дополнениями N 6).


VI. Земельный налог


Cтатьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" предусмотрена ежегодная индексация ставок земельного налога. На основании данной статьи Закона указом Президента РФ от 18.07.98 N 854 "Об индексации ставок земельного налога" c 1 сентября 1998 г. вводилась индексация действующих ставок земельного налога с коэффициентом 2 и коэффициентом 4 в зависимости от категории земель.

Впоследствии в связи с принятием Федерального закона от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" Указ Президента РФ N 854 был признан утратившим силу (см. п. 1 Указа Президента РФ от 28.10.98 N 1310 "О признании утратившим силу Указа Президента РФ от 18.07.98 "Об индексации ставок земельного налога").

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 162-ФЗ размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 г., сохраняется до 1 января 1999 г.

Таким образом, расчет земельного налога за 1998 г. должен производиться по ставкам, установленным на 1997 г. без учета индексации, предусмотренной Указом Президента РФ N 854.


В. Мешалкин

Выпуск 1, январь 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.