Договорная политика организации как инструмент расчетов с бюджетом (М.Л. Пятов, "Бухгалтерский учет", N 9, май 2000 г.)

Договорная политика организации как инструмент расчетов с бюджетом


Действующая в настоящее время система законодательства, существующие соотношения между различными его отраслями - гражданским, налоговым, бухгалтерским, таможенным и т. д. - позволяют организациям при грамотном использовании предписаний законодательства оптимизировать расчеты с бюджетом. Действенным инструментом достижения этих целей является договорная политика организации. Рассмотрим основные подходы к ее организации.

В соответствии с бухгалтерским принципом приоритета содержания перед формой для бухгалтера при отражении в учете хозяйственных операций приоритетное значение должны иметь предписания именно бухгалтерского законодательства, т. е. Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н, и др.

Бухгалтерское законодательство взаимоувязано с нормами других отраслей права.

В ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" приведено определение бухгалтерского учета, где используются такие гражданско-правовые понятия, как "имущество" и "обязательства. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" необходимо вести раздельный учет имущества, принадлежащего и не принадлежащего организации на праве собственности. Право собственности на вещи также исключительно гражданско-правовая категория.

В соответствии с инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, на счете 68 "Расчеты с бюджетом" отражаются расчеты организации с бюджетом по налоговым платежам. Основания их возникновения, порядок определения налогооблагаемой базы и исчисления суммы обязательства устанавливаются налоговым законодательством. В соответствии с Законом РФ от 13.12.91 N 2030-1 (ред. 04.05.99) "О налоге на имущество предприятий" основой для исчисления базы расчета налога на имущество служит бухгалтерская оценка имущества организации, демонстрируемая на счетах учета имущества.

Порядок бухгалтерского учета товаров организации на счетах 40 "Готовая продукция" и 41 "Товары" зависит от наличия материальной ответственности за них работников организации. Порядок установления материальной ответственности работников регулируется трудовым законодательством и т. д.

Такая же ситуация имеет место и во всех остальных отраслях законодательства. Ни в одной отрасли права не существует специальных определений всех ситуаций, регулируемых данной отраслью. Очень часто нормативные документы одной отрасли законодательства отсылают нас к предписаниям нормативных документов другой. Примером тому является налоговое законодательство, в котором в числе прочих четко прослеживается связь с гражданским правом.

Изменение трактовки каких-либо хозяйственных операций гражданским законодательством очень часто приводит к изменению их налоговых последствий.

Согласно ст. 420 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Существуют два способа регулирования договорных отношений организаций. Предписания законодательства могут носить либо императивный, либо диспозитивный характер.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).

Императивные нормы - это предписания закона, которым договор должен соответствовать в обязательном порядке. Противоречие условий договора данным предписаниям рассматривается как противоречие договора действующему законодательству. Договор, не соответствующий императивным нормам закона, недействителен (юридически ничтожен).

К императивным предписаниям законодательства, например, можно отнести установление обязательности регистрации сделок с недвижимым имуществом (ст. 131 ГК РФ), обязательной возмездности договора комиссии (ст. 991 ГК РФ), обязанности продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора купли-продажи (ст. 469 ГК РФ), и т. д.

Диспозитивные предписания законодательства относительно условий договора предлагают сторонам некий стандартный шаблон условий договора, который они по своему усмотрению могут изменить, выбрав более подходящие для них условия сделки. Закон указывает на диспозитивный характер конкретного предписания через добавление к нему формулировки "если иное не установлено договором" или подобного выражения.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: выполнив обязательные предписания закона относительно формы и содержания договора (императивные нормы), организации самостоятельно могут изменять предлагаемые законодательством шаблоны договоров, не являющиеся обязательными, и строить договорные схемы так, как того требует конкретная хозяйственная ситуация.

Гражданское законодательство, устанавливая предписания относительно порядка осуществления сделок, группирует их по отдельным видам договоров: купли-продажи, комиссии, аренды, мены, кредита и т. д.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Кроме того, согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны могут вводить в договор любые условия, не противоречащие обязательным предписаниям закона. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Необходимо помнить, что одни и те же хозяйственные операции, т. е. операции с одинаковыми финансовыми (денежными) и материальными потоками, предполагающие одинаковую прибыль, юридически могут быть оформлены совершенно по-разному, что существенно изменит их последствия как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Так, например, для организации, получающей товары для дальнейшей продажи их покупателям, договоры купли-продажи (поставки) и комиссии имеют совершенно одинаковое экономическое содержание: организация получает товары, за которые перечисляет поставщику N рублей, реализует их за N + х рублей, и х рублей составляют ее прибыль.

Однако юридическое оформление этих операций в одном случае договором поставки, а в другом - договором комиссии, меняя характер правоотношений по сделке, автоматически меняет порядок бухгалтерского учета этих хозяйственных операций и налоговые последствия их совершения для организации-продавца.

По договору купли-продажи покупатель приобретает товары в собственность (ст. 454 ГК РФ), при этом по общему правилу право собственности на товары приобретается в момент передачи их организацией продавцом (ст. 223 ГК РФ).

Товары, поступившие комиссионеру от комитента, не принадлежат ему на праве собственности. Это собственность комитента (ст. 996 ГК РФ). Комиссионер в данном случае по поручению комитента лишь совершает от своего имени сделки с принадлежащим комитенту имуществом.

Следовательно, во-первых, приобретаемые по договору поставки товары организация-покупатель в соответствии с требованием п. 2 ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" должна оприходовать на баланс, отразив их поступление на счете 41 "Товары". Статья "Готовая продукция и товары для перепродажи" (214) актива баланса в соответствии с Законом РФ "О налоге на имущество предприятий" является составляющей базы обложения данным налогом. Следовательно, с полученных по договору поставки товаров организация-покупатель будет платить налог на имущество.

Товары, полученные от комитента, в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета приходуются на забалансовый счет 004 "Товары, принятые на комиссию" и, соответственно, налогом на имущество не облагаются.

Во-вторых, на балансовых счетах бухгалтерского учета отражается имущество, принадлежащее организации на праве собственности. В инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета и письме Минфина России от 12.11.96 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" устанавливается, что при реализации товаров по договору купли-продажи как оборот по реализации по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражается полная сумма продажной стоимости товаров. При реализации товаров комиссионером по кредиту счета 46 записывается только сумма комиссионного вознаграждения.

Уменьшение оборотов реализации при ведении бухгалтерского учета операций по договору комиссии соответственно снижает сумму подлежащих уплате в бюджет налогов с реализации товаров.

Приобретение основных средств с рассрочкой платежа также может быть оформлено либо договором купли-продажи (фактически с условием коммерческого кредитования), либо договором аренды при совершенно одинаковом хозяйственном содержании операций - имущество находится у получающей по договору организации (покупателя или арендатора) и используется в хозяйственном процессе. Данная операция, оформленная различными договорами, будет иметь различные учетные и налоговые последствия для сторон сделки.

В настоящее время большинство договоров поставки заключается на условиях предварительной оплаты товаров покупателем. Данная форма расчетов за товары предусмотрена в ст. 487 ГК РФ. В бухгалтерских нормативных документах предварительная оплата товаров, остающихся до их получения в собственности продавца, определена как авансирование поставки. Расчеты по предварительной оплате товаров отражаются на счете 61 "Расчеты по авансам выданным".

Согласно Закону РФ от 06.12.91 N 1992-1 (ред. 02.01.2000) "О налоге на добавленную стоимость" цены поставщиков включают в себя суммы НДС, соответственно, суммы перечисляемых поставщикам авансов также включают в себя НДС. При этом в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и ст. 19 инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 (ред. 19.07.99) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" условиями предъявления бюджету НДС по приобретаемым товарам являются их оплата и оприходование, при этом термины "поступление (оприходование) товаров" и "принятие их к учету" приравниваются.

В трактовке бухгалтерского законодательства оприходование товаров - это отражение их на балансе организации на основании первичных документов на поступление. Согласно с п. 2 ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" приобретаемое организацией имущество приходуется на баланс с момента перехода к покупателю права собственности на него.

Таким образом, условия предъявления бюджету НДС по приобретаемым товарам - это оплата товаров, а также переход к приобретателю права собственности на товары.

Предварительно оплачивая товары до приобретения права собственности на них, покупатель дополнительно извлекает из оборота суммы НДС по данным товарам, неся потери (убытки) на временной ценности денежных средств.

Согласно п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи только в том случае, если иное условие о моменте перехода права собственности не установлено законодательством и не предусмотрено в договоре. Данное правило распространяется, соответственно, и на договор поставки. Следовательно, стороны могут указать в договоре любой иной момент перехода права собственности на товары, в том числе оплату их покупателем. В этом случае право собственности на товары перейдет к покупателю после исполнения им обязательства по их оплате.

Если в качестве момента перехода права собственности будет указан момент оплаты товаров покупателем, то после перечисления денег поставщику последний:

а) отражает получение денежных средств как факт реализации товаров;

б) списывает товары с баланса как реализованные;

в) начисляет НДС с оборота по реализации;

г) показывает финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации товаров;

д) оприходует товары как собственность покупателя, находящуюся во владении до фактической передачи (отгрузки) товаров, на забалансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

В этом случае организация-покупатель:

а) отражает перечисление денежных средств как приобретение товаров по договору поставки;

б) оприходует приобретенные у поставщика товары на баланс.

У организации-покупателя еще до фактического получения товаров на склад выполняются оба условия, необходимые для предъявления бюджету НДС по данным товарам.

Следовательно, при указании сторонами договора поставки, заключенного на условиях предварительной оплаты товаров, в качестве момента перехода права собственности момента оплаты товаров покупателем организация-покупатель в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" имеет право предъявить НДС бюджету сразу после оплаты товаров и, соответственно, перехода права собственности на них, не дожидаясь фактического получения их на склад.

Рассмотрим, как выбор условия договора поставки о моменте перехода права собственности изменяет методику бухгалтерского учета операций купли-продажи товаров и порядок расчетов с бюджетом по НДС.


Пример 1. Организация А приобретает у организации В партию готовой продукции. Цена приобретения составляет 240000 руб. (в том числе НДС - 20%). Себестоимость данной партии для организации В составляет 150000 руб. Продажа продукции производится на условиях полной предварительной оплаты.

Вариант 1. Условие о моменте перехода права собственности в договоре не оговаривается или сторонами договора указан общий момент перехода права собственности - передача товаров.

Вариант 2. Согласно договору моментом перехода права собственности на товары является их оплата.

Отразим операции по купле-продаже данной партии товаров у организаций А и В (табл. 1).

При включении в договор поставки условия о предварительной оплате товаров в сочетании с условием о переходе права собственности на товары к покупателю в момент их оплаты необходимо учитывать следующее:

1. Согласно ст. 455 ГК РФ договор купли-продажи может быть заключен относительно товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, и товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из особенностей товара. Следовательно, договор может быть заключен на поставку товаров, которых на момент заключения договора фактически еще нет у организации-поставщика. Соответственно, этого товара также может не быть и на момент предварительной оплаты.

Вместе с тем право собственности, как право владения, пользования и распоряжения имуществом, - это вещное право, которое может возникнуть только относительно имущества, существующего в натуре (ст. 209 ГК РФ).

Следовательно, для того, чтобы условие о переходе права собственности на товары по договору поставки в момент предварительной оплаты их поставщику имело юридическую силу, поставщик на момент получения денег от покупателя должен быть собственником реализуемых им товаров.

Доказательством выполнения данного условия поставщиком может служить документ (акт, накладная и т. п.) о принятии оплаченных и перешедших в собственность покупателя товаров на ответственное хранение до передачи их покупателю.

2. В соответствии с Порядком ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914 (ред. 19.01.2000), необходимым основанием для зачета (возмещения) покупателями НДС по приобретенным товарам является счет-фактура поставщика. Поэтому поставщик в этой ситуации должен выписать счет-фактуру после получения оплаты товаров.

Если в предыдущей ситуации речь шла о возможности для организации предъявить уплаченный поставщикам в сумме аванса НДС, то, рассматривая эту ситуацию с позиции организации-поставщика, остановимся на том, как через организацию договорной политики фирмы добиться хотя бы частичной отмены необходимости платить НДС с получаемых организацией авансов.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" в облагаемый НДС оборот включаются любые получаемые организациями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Данное предписание раскрывается в п. 9 инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", согласно которому в оборот, облагаемый НДС, в том числе включаются суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков либо в кассу.

Под эту норму подпадают хозяйственные операции организаций, оформляемые, как правило, договорами поставки.

Фактически операции выглядят следующим образом. Организация-поставщик получает от покупателя аванс, приобретает товары и реализует их покупателю. Если данная сделка оформляется договором купли-продажи, то с получаемого аванса организация-поставщик уплачивает в бюджет НДС, приобретаемые на полученные авансом деньги товары приходует на баланс (соответственно, они увеличивают базу обложения налогом на имущество) и при передаче их в собственность покупателя отражает в учете их реализацию.

Вместе с тем все эти операции юридически могут быть оформлены договором комиссии. Наиболее привычным для практики случаем является заключение договора комиссии, по которому комитент поручает комиссионеру продажу своих товаров. Однако в ст. 990 ГК РФ предусматривается возможность заключения договора комиссии и на покупку товаров для комитента.

Согласно ст. 990 ГК РФ по сделке на приобретение товаров для комитента, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. При этом товары, приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ).


Таблица 1




Содержание операции
Вариант 1 Вариант 2


Сумма, руб.
Корреспо-
нденция
счетов

Сумма,
руб.
Корреспон-
денция сче-
тов
Д-т К-т Д-т К-т
Организация А
1. Перечислены деньги орга-
низации В как предваритель-
ная оплата

240000

61

51

200000
40000

41
19

51
51
2. Предъявляется бюджету НДС
по приобретенным товарам

-

-

-

40000

68

19
3. Отражается фактическое
поступление товаров от орга-
низации В

200000
40000

41
19

60
60

200000
Запись
в аналити-
ческом уче-
те к счету
41 "Това-
ры"
4. Отражается зачет обяза-
тельств по расчетам с орга-
низацией В


240000


60


61


-


-


-
5. Предъявляется НДС бюджету 40000 68 19 - - -
Организация В
1. Отражается получение пре-
дварительной оплаты от орга-
низации А


240000


51


64


240000


51


46
2. Начисляется НДС с суммы
полученной предварительной
оплаты

40000

64

68

40000

46

68
3. Списываются реализованные
товары и отражается финансо-
вый результат от продажи
     
150000
50000

46
46

40
80
4. Реализованные товары от-
ражаются на забалансовом
счете учета имущества
     
240000

002
 
5. Отражается передача това-
ров организации А
240000
150000
40000 (крас-
ное сторно)
40000
50000
62
46
64

46
46
46
40
68

68
80


240000


002
 
6. Отражается зачет обяза-
тельств по расчетам с орга-
низацией А


240000


64


62
     

В случае заключения договора комиссии на приобретение товаров уже с момента покупки их для комитента товары переходят в собственность комитента, и, следовательно, при передаче их комитенту организацией поставщиком, выступающей в данном случае в роли комиссионера, не будет иметь место факт передачи права собственности на товары. Из этого следует, что у организации-комитента не будет в данном случае оборота по реализации товаров (ст. 39 НК РФ). Эта операция, с точки зрения налогового законодательства, будет трактоваться как реализация услуг по договору комиссии (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, в данном случае получение денег от комитента на приобретение товаров будет рассматриваться как полученный аванс только в части суммы комиссионного вознаграждения. При этом оборотом по реализации у организации комиссионера также будет не вся стоимость передаваемых комитенту товаров, а только получаемое по сделке вознаграждение (фактически - разница в ценах приобретения товаров и реализации их покупателю в случае заключения договора поставки).

Таким образом, оформление договором комиссии с организацией-покупателем приобретения товаров с целью последующей их перепродажи освобождает организацию-комиссионера от необходимости платить НДС с большей части получаемого от покупателя аванса, выводит приобретаемые товары из-под обложения налогом на имущество и, помимо этого, сокращает величину демонстрируемого оборота по реализации до суммы комиссионного вознаграждения.


Пример 2. Организация А приобретает партию товаров стоимостью 120000 руб. (в том числе НДС - 20000 руб.) и перепродает ее организации В за 180000 руб. (в том числе НДС - 30000 руб.). Товары реализуются на условиях предварительной оплаты.

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения данных операций в учете организации А (табл. 2).

Вариант 1. Сделка оформляется договором поставки.

Вариант 2. Сделка оформляется договором комиссии, при этом цена приобретения товаров для комитента В составляет 180000 руб. (в том числе НДС - 30000 руб.), из них 60000 руб. составляют комиссионное вознаграждение (в том числе НДС - 10000 руб.).

Федеральный закон от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" внес изменения также в систему вексельного обращения в России.

Согласно п. 5 ст. 1 данного закона при использовании в расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) векселей суммы НДС подлежат возмещению (зачету) после оплаты векселей денежными средствами.


Таблица 2




Содержание операции
Вариант 1 Вариант 2


Сумма, руб.
Корреспо-
нденция
счетов

Сумма,
руб.
Корреспон-
денция сче-
тов
Д-т К-т Д-т К-т

1. Отражается получение де-
нег от организации В

180000
30000

51
64

64
68
120000
60000
10000
51
51
64
76
64
68
2. Отражается приобретение
товаров, предназначенных для
передачи организации В

100000
20000

41
19

60
60

120000

004
 
3. Оплачиваются товары пос-
тавщику
120000
20000
60
68
51
19

120000

76

51
4. Отражается передача това-
ров организации В
180000
100000
30000 (крас-
ное сторно)



30000
50000
120000
62
46
64




46
46
64
46
41
68




68
62
80
60000
120000
10000
(крас-
ное
стор-
но)
10000
50000
60000
62

64




46
46
64
46
004
68




68
80
62

До вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ относительно зачета НДС при оплате обязательств векселями действовало предписание письма МНС РФ от 25.02.99 N 03-4-09/39 "О налоге на добавленную стоимость". Согласно данному письму организации-покупатели, которые использовали в расчетах за приобретаемые товарно-материальные ценности собственные векселя, т. е. организации-векселедатели, имели право на возмещение (зачет) сумм НДС только в момент погашения своего векселя денежными средствами. При этом организации, использовавшие для расчетов векселя третьих лиц, имели право на возмещение сумм НДС в момент передачи векселя третьего лица по индоссаменту в оплату поступивших товаров (работ, услуг) при условии, что передающийся вексель до момента индоссирования был оплачен денежными средствами.

В соответствии с гражданским законодательством как выдача поставщику (подрядчику) простого или переводного векселя, так и передача ему по индоссаменту приобретенного ранее векселя третьего лица одинаково погашают задолженность за товары (работы, услуги) в части долга, оплаченного векселем. При выдаче векселя или передаче его по индоссаменту в оплату товаров (работ, услуг) происходит новация долга - замена одного обязательства другим. Задолженность за товары (работы, услуги) по договору поставки (подряда, оказания услуг) погашается, и возникает новое, юридически обособленное от предыдущего обязательство по ценной бумаге - долг по векселю. Это правило устанавливается ст. 414 "Прекращение обязательства новацией" и ст. 815 "Вексель" ГК РФ. Более подробно гражданско-правовое значение факта выдачи и передачи векселя по индоссаменту раскрывается в соответствующих статьях Положения о переводном и простом векселе, действие которого регулируется Федеральным законом от 11.03.97 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ предписания гражданского законодательства не имеют силы при регулировании налоговых отношений организаций, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

В рассматриваемом случае трактовки факта выдачи векселя гражданским законодательством и законодательством о НДС не совпадают.

Федеральный закон РФ от 02.01.2000 N 36-ФЗ не рассматривает факт выдачи векселя или передачи его по индоссаменту как оплату товаров (работ, услуг). Организация, которая приобрела товары (работы, услуги) и расплатилась за них с поставщиком (подрядчиком) собственным векселем или векселем третьих лиц, имеет право предъявить бюджету НДС только после того, как данный вексель будет оплачен деньгами. Следовательно:

1. Если организация-покупатель расплатилась по обязательствам, выдав собственный простой или переводной вексель, то НДС может быть предъявлен бюджету, когда:

- простой вексель оплачен деньгами (погашен) организацией-покупателем;

- переводной вексель погашен акцептовавшей его организацией-плательщиком или (в случае неоплаты векселя) организацией-покупателем.

2. Если организация-покупатель расплатилась по обязательствам, передав по индоссаменту вексель третьего лица, то НДС может быть предъявлен бюджету только после оплаты векселя выдавшей или акцептовавшей его организацией.

В Федеральном законе от 02.01.2000 N 36-ФЗ говорится об оплате векселя именно денежными средствами. Следовательно, погашение векселя по дополнительному соглашению в результате каких-либо иных операций, кроме перечисления денежных средств, формально не признается оплатой для целей предъявления бюджету НДС.

Все эти новации налогового законодательства делают нерациональным использование векселей в расчетах, так как при этом огромные суммы непредъявляемого бюджету налога на длительный срок без каких-либо компенсаций изымаются из оборота.

При выборе в качестве способа погашения обязательств сделки с векселями следует также обратить внимание на прямо противоположную изложенной выше трактовку Федеральным законом от 01.02.2000 N 36-ФЗ факта получения векселя при определении облагаемого НДС оборота по реализации у организации-поставщика (подрядчика).

В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Закона НДС облагаются обороты по "замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами". Согласно определению этого факта, приведенному в ст. 414 ГК РФ, НДС облагаются обороты по новации обязательств. Как отмечалось, выдача векселя или передача его по индоссаменту - это новация долга.

В первом случае - выдача собственного векселя - факт замены обязательств между участниками сделки очевиден, во втором - индоссирование векселя третьего лица также приводит к возникновению обязательства индоссанта перед новым приобретателем векселя. В соответствии с п. 15 Положения о переводном и простом векселе, регулируемого Федеральным законом от 11.03.97 N 48-ФЗ, индоссант, поскольку не оговорено обратное, отвечает за акции и за платеж. Следовательно, у передающей вексель организации до момента его погашения существует условное обязательство перед новым приобретателем векселя на случай платежа по нему. Это обязательство в бухгалтерском учете отражается на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".

Соответственно "оборот по новации" не может облагаться НДС. Данная норма закона означает, что если обязательство по оплате реализованных товаров (работ, услуг) погашается новацией (в частности, векселем), оборот по реализации признается для целей обложения НДС. Следовательно, дата новации является моментом реализации товаров (работ, услуг) для целей обложения НДС.

Новые положения законодательства о налоге на добавленную стоимость делают в настоящее время использование векселей в расчетах нерациональным. Фактически вексель обращает в форму ценной бумаги обычный договор цессии - уступки права требования. Индоссируя вексель третьих лиц, организация по существу продает дебиторскую задолженность организации-должника по векселю. Экономический же эффект оплаты долгов путем индоссирования векселей сторонних лиц может быть достигнут посредством совершения обычной цессии.

Согласно ст. 382 ГК РФ право (требования), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). При этом, если иное не предусмотрено законом или соглашением кредитора и должника, для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника.

С экономической точки зрения, операции цессии и индоссиривания векселя совершенно аналогичны. И в первом, и во втором случаях организация-покупатель уступает поставщику право требования к своим дебиторам. Во втором случае этот долг оформлен ценной бумагой - векселем, и уступка долга - это передача по индоссаменту ценной бумаги.

Более того, согласно ст. 389 ГК РФ "Форма уступки требования" уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге.


Пример 3. Организация приобретает партию материалов стоимостью 180000 руб. (в том числе НДС - 30000 руб.). Задолженность перед поставщиком может быть погашена (табл. 3):

вариант 1: индоссированием векселя дебитора организации, номинал которого равен сумме долга (180000 руб.);

вариант 2: уступкой права требования к своему дебитору на сумму 180000 руб.

Использование вместо передачи векселя по индоссаменту обычной цессии более выгодно также с точки зрения организации, погашающей свои обязательства и снимающей дополнительную юридическую ответственность перед контрагентами по сделке.

Согласно п. 15 Положения о переводном и простом векселе организация, передающая вексель по индоссаменту, отвечает перед его приобретателем за акцепт векселя и его оплату. При осуществлении договора цессии, согласно ст. 390 ГК РФ, первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед новым кредитором (только - М. П.) за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником.


Таблица 3




Содержание операции
Вариант 1 Вариант 2


Сумма,
руб.
Корреспонденция
счетов

Сумма,
руб.
Корреспон-
денция сче-
тов
Д-т К-т Д-т К-т
1. Отражается поступление
материалов
150000
30000
10
19
60
60
150000
30000
10
19
60
60
2. Отражается погашение за-
долженности перед поставщи-
ком

180000

60
62/"Векселя
полученные"

180000

60

62
3. Предъявляется бюджету НДС - - - 30000 68 19
4. После погашения векселя
денежными средствами предъя-
вляется бюджету НДС

30000

68

19

-

-

-

Экономически нецелесообразным, с точки зрения отвлечения дополнительных средств на платежи в бюджет, является в настоящее время договор мены.

В соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, за исключением случаев, специально указанных в НК РФ, признается любой факт передачи права собственности на товары, в том числе обмен товарами.

Таким образом, меновая сделка рассматривается налоговым законодательством как реализация обмениваемых товаров, а поступление товаров от контрагента по сделке - как оплата переданных ему ценностей. Такая трактовка меновых операций налоговым законодательством определяет особенности обложения их НДС.

Согласно ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В данном случае оприходование полученного по сделке имущества является не приобретением ценностей по договору купли-продажи, а получением оплаты реализации собственных товаров по договору мены. Если из договора мены не вытекает иное, то товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными (ст. 568 ГК РФ). Следовательно, суммы оборота по реализации передаваемых по договору ценностей и цены получаемого имущества всегда будут совпадать между собой.

Таким образом, при оприходовании товаров, поступающих по договору мены, выделять НДС на счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и предъявлять его бюджету нельзя, так как это не НДС, уплаченный поставщикам, а НДС, причитающийся к уплате в бюджет с оборота по реализации товаров по договору мены.

Выделение НДС и предъявление его бюджету возможно только в части сумм, уплаченных контрагенту по меновой сделке денежными средствами, когда в соответствии с п. 2 ст. 568 ГК РФ по договоренности сторон обмениваемые товары признаются неравноценными.

Итак, товары, полученные по договору мены, приходуются без выделения НДС и предъявления его бюджету.

Однако в случае дальнейшей продажи или обмена оборот товаров вновь будет облагаться НДС.

Поэтому заключение договоров мены экономически невыгодно, так как по товарам, полученным по меновой сделке, не только нельзя предъявить бюджету НДС, но и в дальнейшем при их продаже вновь нужно платить НДС, что, если не юридически, то фактически, является двойным налогообложением.

Следовательно, в настоящее время выгоднее заключать стандартный договор поставки, предполагающий оплату товаров денежными средствами.

На практике широко распространена ситуация, когда фактически меновая сделка оформляется двумя договорами купли-продажи с последующим зачетом обязательств с целью избежать уплаты в бюджет НДС. Исходя из фактического содержания осуществляемых хозяйственных операций данная сделка может быть признана фиктивной, как фальсифицирующая договор мены, формально такие операции налоговым законодательством приравниваются к договору мены.

Дело в том, что п. 2 ст. 40 НК РФ ставит знак равенства между понятиями товарообмена и бартерной операции. Согласно Указу Президента РФ от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" под бартерными операциями понимаются любые сделки, не предусматривающие использование в расчетах денежных средств.

Следовательно, оформление обмена товарами двумя договорами купли-продажи с зачетом взаимных обязательств по ним без уплаты цены договора денежными средствами законодательство рассматривает как бартерную сделку. Поэтому данные хозяйственные операции в соответствии со п. 2 ст. 40 НК РФ подпадают под режим налогообложения, применяемый к операциям по договору мены.


М.Л. Пятов,

кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский

государственный университет


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.