Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-433/2016 по административным исковым заявлениям индивидуального предпринимателя Глазкова В.М., общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Зодиак" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП (ред. от 17.05.2016) "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности",
установил:
3 февраля 2011 года Правительством Москвы принято постановление N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", действующее в редакции постановлений Правительства Москвы от 31.05.2011 N 242-ПП, от 16.06.2011 N 269-ПП, от 05.07.2011 N 300-ПП, от 28.09.2011 N 457-ПП, от 16.02.2012 N 57-ПП, от 22.02.2012 N 65-ПП, от 26.03.2012 N 106-ПП, от 27.08.2012 N 432-ПП, от 27.09.2012 N 525-ПП, от 13.11.2012 N 636-ПП, от 04.04.2013 N 211-ПП, от 13.09.2013 N 606-ПП, от 25.12.2013 N 898-ПП, от 26.12.2013 N 908-ПП, от 25.02.2014 N 83-ПП, от 26.12.2014 N 826-ПП, от 11.03.2015 N 110-ПП, от 19.05.2015 N 279-ПП, от 09.06.2015 N 343-ПП, от 26.02.2016 N 59-ПП, от 17.05.2016 N 270-ПП с изменениями, внесенными решением Московского городского суда от 15.07.2014 N ***)
Названное постановление Правительства Москвы подписано Мэром Москвы, первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 10, 17.02.2011, "Тверская, 13", N 26-27, 03.03.2011 (постановление, приложение 1, приложение 2 (начало)), "Тверская, 13", N 29, 10.03.2011 (приложение 2 (продолжение)), "Тверская, 13", N 32-33, 17.03.2011 (приложение 2 (окончание), приложение 3).
Предметом правового регулирования постановления Правительства Москвы от 3 февраля 2011 года N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", являются отношения, связанные с организацией торговли в нестационарных торговых объектах на территории города Москвы.
Индивидуальный предприниматель Глазков В.М., общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Зодиак" обратились в Московский городской суд к Правительству Москвы с административными исковыми заявлениями, с учетом уточнений просили признать недействующим постановление Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП (ред. от 17.05.2016) "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" в части:
- пункта 2;
- пункта 2 Приложения 1;
- пункта 5 Приложения 1;
- пункта 7 Приложения 1 в части установления вида, специализации и целей разработки схемы;
- подпунктов 1, 3, 6, 7 пункта 8 Приложения 1;
- пункта 9 Приложения 1;
- пункта 10 Приложения 1;
- пункта 25-29 Приложения 1;
- подпунктов 1, 2, 3, 4, 5 пункта 33 Приложения 1;
- пунктов 33(1), 33(2) Приложения 1
- пункта 37 Приложения 1;
-пункта 38 Приложения 1;
- пункта 6 Приложения 2;
- пункта 8 Приложения 6.
В обоснование требований административные истцы ссылаются на то, что оспариваемые пункты нарушают их право на торговую деятельность, поскольку устанавливают дополнительные цели торговой деятельности, вводят дополнительные требования для размещения нестационарных торговых объектов, не предусмотренные федеральным законодательством, ограничивают права хозяйствующего субъекта при организации торговой деятельности и ее осуществлении, в том числе право самостоятельно определять специализацию, ассортимент, номенклатуру дополнительных групп товаров, противоречат положениям части 3 статьи 1, частей, 4 статьи 10, части 2 статьи 8, части 2 статьи 15, Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", частям 1,3 статьи 15 подпунктов 1, 2 части 1 статьи 15, пункту 17 статьи 4, статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подпункту "г" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. N 772-ПП "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строения и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" и другим требованиям федерального законодательства, не отвечают принципу правовой определенности.
Представители индивидуального предпринимателя Глазкова В.М., общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Зодиак" в судебное заседание не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители Правительства Москвы Аветисянц Э.Л., Маркова И.М. возражали против удовлетворения требований административного иска, представили письменные возражения, ссылаясь на то, что постановление принято в рамках компетенции Правительства Москвы, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административных истцов.
Суд, выслушав представителей Правительства Москвы, прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского Кодека Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом. При этом в силу пункта 1 статьи 3 ФЗ N 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности урегулировано Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Так, в соответствии с названным Федеральным законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности наделены полномочиями по разработке и принятию законов и иных нормативных правовых актов (пункт 2 части 1 статьи 6).
В силу предписаний, содержащихся в части 1 статьи 4 названного Закона, государственное регулирование торговой деятельности осуществляется, в частности, посредством установления требований к ее организации и осуществлению.
Таким образом, из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности, в том числе по установлению требований к организации такой деятельности.
Пунктами 5, 6 статьи 12 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет городскую политику в области сбалансированного развития потребительского рынка, содействует развитию и функционированию организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; создает условия для обеспечения жителей города Москвы услугами указанных организаций, осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей; устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Москвы, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Москвы, организует и координирует региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных правил.
Пунктами 1, 12 статьи 3 указанного Закона города Москвы предусмотрено, что систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий принимают приказы и распоряжения, представляют Правительству Москвы ежегодные отчеты о своей деятельности. Руководители органов исполнительной власти города Москвы действуют на основе единоначалия.
Частью 3 статьи 9 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Согласно статье 5 Закона города Москвы от 9 декабря 1998 года N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" органы государственной власти города Москвы в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы принимают законы и иные нормативные правовые акты города Москвы, регулирующие осуществление торговой деятельности в городе Москве.
Согласно части 1 статьи 48 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" к правовым актам органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы относятся постановления и распоряжения Правительства Москвы, распоряжения и приказы заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, распоряжения и приказы отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
Статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов, согласно частям 1, 3 которой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение предписаний указанного федерального закона и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" Правительством Москвы 3 февраля 2011 года принято постановление N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", которым утвержден порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности.
Пунктом 2 Приложения 1 постановления N 26-ПП предусмотрено:
"Размещение нестационарных торговых объектов в городе Москве на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы и муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом развития стационарной сети предприятий торговли и услуг, в том числе исключения негативного влияния нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, архитектурный облик города и достижения установленных Правительством Москвы нормативов доступности объектов торговли и услуг.
Осуществление торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта, не включенного в установленном порядке в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения), и в отсутствие действующего договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте или договора на размещение нестационарного торгового объекта не допускается".
Оспаривая указанный пункт как несоответствующий требованиям части 1 статьи 10 ФЗ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772-ПП "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", а также части 1 статьи 15 ФЗ N 135-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по причине включения дополнительных критериев при разработке схемы размещения, а именно учета развития стационарной сети предприятий торговли и услуг, в том числе исключения негативного влияния нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, архитектурный облик города, административные истцы ссылаются на то, что вышеприведенные критерии не предусмотрены федеральным законодательством, и что в конечном итоге установление данных критериев может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции в данной сфере.
С данными суждениями суд согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из положений части 1 статьи 10 Федерального Закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", пункта 3 постановления Правительства РФ N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" формирование схемы размещения объектов осуществляется в следующих целях:
а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
г) повышение доступности товаров для населения.
Исходя из полномочий предоставленных субъекту Российской Федерации и положений статей 12, 13 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", Правительство Москвы в рамках этих полномочий вправе конкретизировать критерии размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой их размещения с учетом развития стационарной сети предприятий торговли и услуг, при этом, реализуя цель по доступности товаров для населения и полномочия в сфере безопасности и развития транспортной системы города Москвы, исключив негативное влияние нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру города, а также вправе осуществлять контроль за архитектурным обликом города. Указанные критерии полностью охватываются условиями, предусмотренными статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а именно необходимостью обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, учет перечисленных в пункте 2 Приложения 1 к оспариваемому постановлению критериев при размещении нестационарного торгового объекта в Москве не находится в противоречии с целями формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов, изложенных в федеральном законодательстве, а согласуется с этими целями и обеспечивает соблюдение прав и законных интересов граждан, юридических лиц как в сфере торговой деятельности так и в иных сферах жизнедеятельности города.
Из содержания пункта 5 Приложения 1 оспариваемого постановления следует:
"При осуществлении торговой деятельности в нестационарном торговом объекте должна соблюдаться специализация нестационарного торгового объекта, минимальный ассортиментный перечень товаров, которые должны быть постоянно в продаже, и номенклатура дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией нестационарного торгового объекта. Номенклатура специализаций нестационарных торговых объектов, минимальный ассортиментный перечень и номенклатура дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией утверждаются распоряжением Департамента торговли и услуг города Москвы".
Пункт 7 Приложения 1 предусматривает:
"Схема размещения должна содержать адресные ориентиры, вид, специализацию, размер площади места размещения, период размещения нестационарного торгового объекта.
Схема размещения состоит из разделов, формируемых префектурами административных округов города Москвы и иными органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, а также органами местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве.
Схема размещения разрабатывается в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения равномерности и устойчивого развития территории города Москвы с учетом доступности объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Административные истцы полагают, что указанные положения оспариваемого постановления противоречат части 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части установления специализации при размещении нестационарных торговых объектов.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, самостоятельно определяет: вид торговли; форму торговли; способ торговли; специализацию торговли; тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности; порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе: ассортимент продаваемых товаров и иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.
Понятие специализации нестационарного торгового объекта дано в подпункте 2 пункта 4 Приложения 1 постановления Правительства Москвы от 3 февраля 2011 года N 26-ПП и представляет собой торговую деятельность, при которой восемьдесят и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества составляют товары (услуги) одной группы, за исключением деятельности по реализации печатной продукции. Специализация нестационарного торгового объекта "Печать" - торговая деятельность, при которой пятьдесят и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества составляет печатная продукция. Реализация иных дополнительных групп товаров (услуг) осуществляется в соответствии с установленной номенклатурой.
Как следует из пункта 39 приложения 1 к оспариваемому постановлению, отбор хозяйствующих субъектов для осуществления торговой деятельности (оказания услуг) в нестационарных торговых объектах в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется путем проведения Департаментом города Москвы по конкурентной политике открытого аукциона в электронной форме в соответствии с Порядком организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров, утвержденным Правительством Москвы.
Согласно пункту 16 приложения 2 к оспариваемому постановлению извещение о проведении электронного аукциона в обязательном порядке должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе, о специализации нестационарного торгового объекта.
При этом согласно пункту 4 приложения 2 к оспариваемому постановлению участником аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или индивидуальный предприниматель.
Таким образом, из содержания вышеприведенных положений следует, что любой хозяйствующий субъект имеет возможность подавать заявки на участие в тех аукционах, предметом которых является заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов (на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте) с желаемой специализацией для данного хозяйствующего субъекта.
Указанные пункты оспариваемого постановления никак не ограничивают возможность хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, самостоятельно определять специализацию торговли при организации торговой деятельности и ее осуществлении. Разграничение специализации нестационарных торговых объектов в схеме размещения нестационарных торговых объектов (и, соответственно, в заключаемых договорах на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договорах на размещение нестационарного торгового объекта) необходимо для сбалансированного развития потребительского рынка и создания условий для обеспечения жителей города Москвы различными категориями товаров и услуг.
Положения оспариваемого постановления о специализации нестационарных торговых объектов также не противоречат статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как не приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и, в том числе, не вводят ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, не устанавливают запретов и ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, не препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, напротив стимулируют её, устанавливая возможность заключения договоров на право осуществления торговой деятельность и право размещения нестационарного торгового объекта посредством проведения аукциона.
Условие о специализации нестационарных торговых объектов соответствует Правилам включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772, согласно пунктам 3, 4, 5 которых включение объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется, в том числе, в целях формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов и повышения доступности товаров для населения, а в заявлении органа местного самоуправления о включении объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов указывается цель использования данных объектов.
Указанная позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которого "органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства".
Суд считает, что в данном случае истцы не учитывают, что схема размещения торговых объектов не является персонифицированной, не возлагает на конкретного хозяйствующего субъекта обязанности осуществления торговли с определенной специализацией, поскольку лицо, желающие участвовать в аукционе на право осуществления торговой деятельности либо на право размещения нестационарного торгового объекта самостоятельно, с учетом рода своей деятельности принимает участие в аукционе на осуществление торговой деятельности при определенной специализации нестационарного торгового объекта.
Установление специализации, по мнению суда, прежде всего направлено на удовлетворение потребностей населения в определенных группах товаров и не может нарушать права административных истцов.
Отсутствие в пункте 7 приложения 1 перечисления всех целей включения объектов в схему, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 722, не нарушает требований федерального законодательства, не отменяет их и не вступает с ним в противоречие, при формировании схемы размещения нестационарных торговых объектов органы исполнительной власти г. Москвы и иные лица, названные в постановлении в качестве органов, осуществляющих разработку схемы размещения, руководствуются наряду с оспариваемым нормативным правовым актом и федеральным законодательством.
Пункт 8 Приложения 1 предусматривает:
"Не допускается включение в схему размещения следующих мест размещения и размещение в таких местах нестационарных торговых объектов:
1) в 50-метровой зоне от периметра технических сооружений и наземных вестибюлей станций метрополитена, за исключением торговых автоматов на станциях метрополитена и нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать", "Театральные билеты", "Мороженое", "Цветы", а также за исключением нестационарных торговых объектов, размещаемых Государственным унитарным предприятием города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - ГУП "Московский метрополитен") и Государственным бюджетным учреждением города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (далее - ГБУ "Гормост");
3) в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 10-метровой зоне от наземных пешеходных переходов, от входов (выходов) в подземные и надземные пешеходные переходы (за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией "Цветы", "Печать", "Мороженое", "Театральные билеты", нестационарных торговых объектов, размещаемых ГУП "Московский метрополитен" и ГБУ "Гормост");
6) на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования, а также в 10-метровой зоне от границ посадочных площадок, за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать" и киосков со специализацией "Театральные билеты", "Мороженое", "Цветы";
7) в границах транспортно-пересадочных узлов, а также зон планируемого размещения транспортно-пересадочных узлов, за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать" и киосков со специализацией "Театральные билеты", "Мороженое", "Цветы"".
По мнению административных истцов, оспариваемые положения предоставляют необоснованные преимущества торговым объектам со специализацией "Цветы", "Печать", "Мороженое", "Театральные билеты" и необоснованные преимущества субъектам, осуществляющих размещение торговых объектов и ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов.
Суд не может согласиться с данными суждениями административных истцов, поскольку предусмотренный порядок по включению в схему размещения нестационарных торговых объектов определенных мест размещения обусловлен полномочиями Правительства Москвы по разработке и осуществлению городской политики в области градостроительства и землепользования, реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, в том числе, посредством установления требований к её организации и осуществлению, с учетом исключения негативного влияния нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру и архитектурный облик города.
При этом нестационарные торговые объекты, размещаемые ГУП "Московский метрополитен" и ГБУ "Гормост", включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов в общем порядке с учетом развития стационарной сети предприятий торговли и услуг и особенностей, предусмотренных приложением 5 оспариваемого нормативного правового акта, в соответствии с разделом 2 приложения 1 к оспариваемому постановлению, а хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность в таких нестационарных торговых объектах, отбираются путем проведения открытого аукциона в соответствии с приложением 2 постановления N 26-ПП.
Согласно пункту 40 приложения 1 отбор хозяйствующих субъектов для осуществления торговой деятельности (оказания услуг) в нестационарных торговых объектах, размещаемых на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, переданных ГБУ "Гормост", осуществляется путем проведения электронного аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарных торговых объектах в порядке, установленном Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы по согласованию с Департаментом торговли и услуг города Москвы, Департаментом городского имущества города Москвы и Департаментом города Москвы по конкурентной политике, с учетом ограничений, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими эксплуатацию подземных инженерных коммуникаций и сооружений и иных инженерных сооружений.
Приложением 5 к постановлению Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП предусмотрены "Особенности размещения нестационарных торговых объектов в зданиях, строениях, сооружениях и на земельных участках, переданных Государственному унитарному предприятию города Москвы Московский метрополитен".
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территориях, переданных ГБУ "Гормост" и ГУП "Московский метрополитен", обусловлены особенностями использования и охраны подземных инженерных коммуникаций, наземных и подземных инженерных сооружений, а также статусом данных территорий как зон повышенной опасности и мест массового скопления людей.
Установление на указанных в оспариваемых пунктах постановления территориях нестационарных торговых объектов с ограниченной специализацией обусловлено и необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения на объектах улично-дорожной сети и в первую очередь тем, что указанные территории являются местами массового скопления людей, в результате чего создание очередей в непосредственной близости от указанных объектов может привести к негативным последствиям, в том числе и причинению вреда здоровью населения. Для нестационарных торговых объектов с указанной выше специализацией отсутствует необходимость подвоза крупногабаритных товаров с использованием грузового автотранспорта, что также обеспечивает безопасность дорожного движения.
Кроме того, в соответствии с Уставами данных организаций, непосредственно за ними закреплено комплексное содержание территорий, при этом какой либо хозяйственной деятельности указанные организации, в соответствии с оспариваемыми положениями, не ведут.
Исключения, предусмотренные оспариваемыми подпунктами пункта 8 приложения 1 для нестационарных торговых объектов, не противоречат положениям статьи 15 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункту 17 статьи 4, статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку размещение нестационарных торговых объектов на вышеуказанных территориях только со специализацией "Печать", "Театральные билеты", "Мороженое", "Цветы" не влечет признаков ограничения конкуренции, так как указанные нестационарные торговые объекты в силу различной специализации создают различные товарные рынки и, таким образом, конкурировать между собой не могут.
Пунктом 9 Приложения 1 предусмотрено: "Нестационарные торговые объекты должны соответствовать типовым архитектурным решениям нестационарных торговых объектов, характеристикам и требованиям, разработанным и утвержденным Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Параметры нестационарных торговых объектов не должны превышать установленные Правительством Москвы параметры объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, а характеристики нестационарных торговых объектов должны соответствовать установленным Правительством Москвы характеристикам объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство".
Согласно пункту 10 приложения 1 "Органы исполнительной власти города Москвы и организации, являющиеся стороной по договорам на размещение нестационарных торговых объектов, совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Объединением административно-технических инспекций города Москвы осуществляют приемку нестационарных торговых объектов путем составления акта о соответствии нестационарного торгового объекта типовым архитектурным решениям нестационарных торговых объектов, характеристикам и требованиям, разработанным и утвержденным Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Порядок приемки нестационарных торговых объектов устанавливается Департаментом торговли и услуг города Москвы".
Довод административным истцов о несоответствии пунктов 9 и 10 приложения 1 оспариваемого постановления Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ввиду того, что нестационарный торговый объект является видом технологического оборудования, используемого при осуществлении торговой деятельности, и установление типовыми архитектурными решениями нестационарных торговых объектов, характеристик и требований, разработанных и утвержденных Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, не относящихся к внешней стилистике объекта ограничивает права хозяйствующих субъектов, при том, что названные ограничения не предусмотрены Законом о торговле и другими Федеральными законами, является несостоятельным в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
На основании статей 14, 16, 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) отнесены к вопросам местного значения.
При этом как следует из части 3 статьи 79 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 13 Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" благоустройство территории отнесено к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N18 "О благоустройстве в городе Москве" нестационарные торговые объекты являются объектами благоустройства.
На основании частей 1, 6 статьи 7 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 г. N18 "О благоустройстве в городе Москве" порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства (некапитальные объекты), а также перечень видов некапитальных объектов, которые могут размещаться на территории города Москвы в границах земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за счет внебюджетных источников, устанавливаются Правительством Москвы. По отдельным видам некапитальных объектов, определяемых Правительством Москвы, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы устанавливаются типовые формы некапитальных объектов и (или) их элементов.
Таким образом, требование о соответствии типовым архитектурным решениям предъявляется к некапитальным объектам как к объектам благоустройства в городе Москве.
Пункты 9 и 10 приложения 1 к оспариваемому постановлению вопреки доводам административных истцов, не устанавливают каких-либо дополнительных требований к нестационарным торговым объектам в рамках осуществления хозяйствующими субъектами торговой деятельности (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров), а являются реализацией предоставленных Правительству Москвы полномочий в сфере благоустройства. При этом непосредственно сами нестационарные торговые объекты не являются технологическим оборудованием либо инвентарем, используемым при осуществлении торговой деятельности.
Довод административных истцов о нарушении принципа формальной определенности правовой нормы "в связи с отсутствием критериев приемки торговых объектов" подлежит отклонению, так как пунктом 10 приложения 1 к оспариваемому постановлению прямо предусмотрено, что приемка нестационарных торговых объектов осуществляется путем составления акта о соответствии нестационарного торгового объекта типовым архитектурным решениям, разработанным и утвержденным Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы. Из изложенного следует, что критерием приемки нестационарных торговых объектов является их соответствие требованиям и характеристикам, утвержденным правовыми актами Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Также административными истцами оспариваются следующие пункты приложения 1 оспариваемого постановления, из содержания которых следует:
"25. Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы в срок не позднее 12 календарных дней рассматривает проект схемы размещения и принимает решение об одобрении либо необходимости полной или частичной доработки проекта схемы размещения.
26. Одобренный проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципальных округов в городе Москве, в срок не позднее 5 календарных дней со дня его одобрения утверждается правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы, указанными в подпунктах 2-5 пункта 13 настоящего Порядка.
Копия правового акта в срок не позднее трех дней со дня его утверждения направляется инициатором разработки проекта схемы размещения в Департамент торговли и услуг города Москвы и совет депутатов муниципального округа.
27. Одобренный проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории городских округов и поселений в городе Москве, утверждается муниципальным правовым актом уполномоченного органа городского округа (поселения) в срок:
- не позднее 21 календарного дня, если уполномоченным органом городского округа (поселения) является совет депутатов городского округа (поселения);
- не более 10 календарных дней в ином случае.
28. Копия муниципального правового акта уполномоченного органа городского округа (поселения) в указанный срок направляется в Департамент торговли и услуг города Москвы, префектуру Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.
29. В случае если инициатором разработки схемы размещения является Департамент торговли и услуг города Москвы:
- документы, указанные в пункте 23 настоящего Порядка, в срок не позднее 14 календарных дней со дня получения всех согласований и истечения сроков, указанных в пунктах 19-21 настоящего Порядка, направляются указанным Департаментом на рассмотрение в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы;
- одобренный в соответствии с пунктом 25 настоящего Порядка проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципальных округов в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности города Москвы и предоставленных ГБУ "Гормост", на территориях, переданных Департаментом торговли и услуг города Москвы подведомственным ему учреждениям, в срок не позднее 5 календарных дней со дня его одобрения Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы утверждается правовым актом Департамента торговли и услуг города Москвы;
- копия правового акта Департамента торговли и услуг города Москвы об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов в срок не позднее трех дней со дня его утверждения направляется в совет депутатов муниципального округа".
Заявляя требования о признании недействующими указанных пунктов по основанию правовой неопределенности, истцы полагают, что указанными пунктами не установлена процедура согласования проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы в случае принятия решения о необходимости полной или частичной доработки проекта схемы размещения.
Проанализировав указанный порядок разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов, суд не может согласиться с доводами административного иска в указанной части по следующим основаниям.
Деятельность указанной комиссии регулируется распоряжением Правительства Москвы от 7 июня 2011 г. N 445-РП "О Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы".
Как видно из приложения 2 к Распоряжению Правительства Москвы от 07.06.2011 N 445-РП "О Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы" в состав Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы входят представители всех органов государственной власти города Москвы, осуществляющие разработку схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В случае принятия решения Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка о необходимости полной или частичной доработки проекта схемы размещения, что в обязательном порядке оформляется протоколом (п. 17 приложения 1 к Распоряжению Правительства Москвы от 07.06.2011 N 445-РП), проект направляется на доработку органу, осуществляющему разработку рассматриваемой схемы, для устранения недостатков и повторного вынесения его на рассмотрение в общем порядке.
С учетом изложенного, исходя из того, что деятельность Межведомственной комиссии регламентирована отдельным распоряжением, суд приходит к выводу, что пункты 25-29 Приложения 1 отвечают требованиям правовой определенности нормативного правового акта, оснований для признания их недействующими у суда не имеется.
Согласно пункта 33 "Размещение нестационарных торговых объектов вида "Киоск" и "Павильон" в городе Москве осуществляется следующими органами исполнительной власти города Москвы и организациями в отношении:
1) объектов, размещаемых на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением объектов, указанных в подпунктах 2-5 настоящего пункта, - Департаментом торговли и услуг города Москвы;
2) объектов со специализацией "Печать", размещаемых на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, - подведомственным Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы казенным предприятием (за исключением объектов на территориях, указанных в подпунктах 3-5 настоящего пункта);
3) объектов, размещаемых в зданиях, строениях, сооружениях и на земельных участках, предоставленных ГУП "Московский метрополитен", - ГУП "Московский метрополитен";
4) объектов, размещаемых в зданиях, строениях и сооружениях, предоставленных ГБУ "Гормост", - ГБУ "Гормост";
5) объектов, размещаемых на территориях, переданных подведомственным Департаменту торговли и услуг города Москвы государственным учреждениям города Москвы, - подведомственными Департаменту торговли и услуг города Москвы государственными учреждениями города Москвы".
Пункт 33(1) предусматривает, что "Размещение нестационарных торговых объектов вида "Пресс-стенд" на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется подведомственным Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы казенным предприятием (за исключением объектов, размещаемых на территориях, указанных в подпунктах 3-5 пункта 33 настоящего Порядка)".
Согласно пункту 33(2) "Размещение передвижных торговых объектов - тележек со специализацией "Мороженое" на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется префектурами административных округов города Москвы.
В соответствии с пунктом 37 приложения 1 к оспариваемому постановлению "торговая деятельность (оказание услуг) в нестационарных торговых объектах осуществляется:
а) на основании договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте - в нестационарных торговых объектах, указанных в пункте 33 приложения 1 к оспариваемому постановлению,
б) на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта - в иных видах нестационарных торговых объектов".
Административные истцы ссылаются на то, что указанные пункты противоречат части 3 статьи 15 и части 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу части 3 статьи 15 указанного закона запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
В силу статьи 4 названного закона хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Проанализировав вышеприведенные положения Федерального закона N 135-ФЗ и оспариваемые положения пунктов 33, 33(1), 33(2), суд считает, что в указанных пунктах постановления N 26-ПП Правительство Москвы, определяя органы, ответственные за размещение нестационарных торговых объектов вида "киоск" и "павильон", закупленных за счет средств бюджета города, реализуют свои полномочия по выполнению административно-распорядительных функций по управлению государственным имуществом.
Указанный порядок размещения нестационарных торговых объектов вида "киоск" и "павильон" не только не влечет устранение конкуренции среди хозяйствующих субъектов, напротив направлен на развитие конкуренции за счет привлечения большего количества желающих принять участие в аукционе, а также на обеспечение поддержки малого бизнеса за счет снятия финансовой нагрузки на покупку павильона или киоска для осуществления бизнеса.
Размещение нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой не является деятельностью приносящей доход, органы и организации, указанные в пунктах 33, 33(1), 33(2), самостоятельно не осуществляют торговую деятельность в размещенных киосках и павильонах, хозяйствующий субъект, который будет непосредственно осуществлять торговлю, определяется по итогам аукциона, а не в произвольном порядке.
В этой связи на этапе размещения нестационарного торгового объекта не возникает каких-либо гражданско-правовых отношений, или образования конкурентного рынка товаров и услуг.
Таким образом, деятельность по размещению нестационарных торговых объектов, по смыслу постановления N 26-ПП, никаким образом не связана с хозяйствующими субъектами и не затрагивает права и законные интересы административных истцов, не содержит запрета на ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Полномочия Правительства Москвы в этой с этой сфере не противоречат федеральным законам, статье 5 Закона г. Москвы от 09.12.1998 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве", Уставу города Москвы в соответствии с которыми органы государственной власти города Москвы в пределах своих полномочий определяют порядок размещения торговых объектов и требования к размещению и функционированию объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы.
Правительство Москвы, в лице своих уполномоченных органов, осуществляя вышеуказанные полномочия в сфере регулирования торговой деятельности, устанавливают требования к виду нестационарного торгового объекта на определенных территориях, обусловленных схемой размещения нестационарного торгового объекта, а также определение территорий, на которых возможно заключение договоров на размещение нестационарного торгового объекта, либо на осуществление торговой деятельности.
Таким образом, пункты 33, 33(1), 33(2) и 37 Приложения 1 к оспариваемому постановлению регулируют исключительно вопрос размещения нестационарного торгового объекта (в зависимости от его вида), торговая деятельность при этом осуществляется хозяйствующими субъектами - победителями аукционов на заключение соответствующих договоров (как договоров на осуществление торговой деятельности, так и договоров на размещение нестационарного торгового объекта). Органы исполнительной власти города Москвы и организации, указанные в этих пунктах, торговую деятельность в нестационарных торговых объектах в данном случае не осуществляют.
В этой же связи суд не находит оснований для признания недействующими положений пункта 2 постановления в соответствии с которым, "функции государственных заказчиков по осуществлению закупок нестационарных торговых объектов вида "Киоск", "Павильон", а также нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать" и работ по их размещению на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, за исключением объектов, указанных в пунктах 2(1), 2(2) настоящего постановления, возложены на Департамент торговли и услуг города Москвы; размещаемых на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, предоставленных Государственному бюджетному учреждению города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост", - на Государственное бюджетное учреждение города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост"; размещаемых на территориях, переданных подведомственным Департаменту торговли и услуг города Москвы государственным учреждениям города Москвы, - на подведомственные Департаменту торговли и услуг города Москвы государственные учреждения города Москвы; размещаемых в зданиях, строениях, сооружениях и на земельных участках, предоставленных Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" на Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина".
Доводы административных истцов о нарушении положений Бюджетного законодательства при осуществлении закупок указанных объектов торговли правового значения при рассмотрении и разрешении судом настоящего дела в порядке абстрактного нормоконтроля не имеют.
В соответствии с пунктом 38 Приложения 1 "Рекомендуемые формы договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте и договора на размещение нестационарного торгового объекта утверждаются Департаментом торговли и услуг города Москвы в соответствии с требованиями, установленными пунктом 6 Порядка организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров, утвержденного Правительством Москвы".
Пункт 6 приложения 2 устанавливает, что:
"В договор на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте и в договор на размещение нестационарного торгового объекта включаются следующие обязательные условия:
6.1. Цена договора, порядок и сроки внесения платы.
6.2. Местоположение (адресные ориентиры) и размер площади места размещения нестационарного торгового объекта.
6.3. Вид, специализация, период размещения и размеры нестационарного торгового объекта.
6.4. Срок действия договора, который составляет 5 лет.
6.5. Запрет на передачу или уступку прав по договору третьим лицам, осуществление третьими лицами торговой и иной деятельности с использованием нестационарного торгового объекта.
6.6. Возможность расторжения договора в одностороннем порядке в случае отказа инициатора проведения аукциона, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, от его исполнения в одном из следующих случаев:
6.6.1. Неисполнение хозяйствующим субъектом обязательства по соблюдению специализации нестационарного торгового объекта.
6.6.2. Неисполнение хозяйствующим субъектом обязательства по осуществлению в нестационарном торговом объекте торговой деятельности (оказанию услуг) в течение 15 календарных дней подряд.
6.6.3. Неисполнение хозяйствующим субъектом обязательств по оплате цены договора или просрочка исполнения обязательств по оплате очередных платежей по договору на срок более 30 календарных дней.
6.6.4. Неисполнение хозяйствующим субъектом запрета на передачу или уступку прав по договору третьим лицам, осуществление третьими лицами торговой и иной деятельности с использованием нестационарного торгового объекта".
Согласно пункта 8 Приложения 6 к оспариваемому постановлению "В договор на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте и в договор на размещение нестационарного торгового объекта включаются следующие обязательные условия:
8.1. Цена договора, порядок и сроки внесения платы.
8.2. Местоположение (адресные ориентиры) и размер площади места размещения нестационарного торгового объекта.
8.3. Вид, специализация, период размещения и размеры нестационарного торгового объекта.
8.4. Срок действия договора, который составляет 5 лет.
8.5. Запрет на передачу или уступку прав по договору третьим лицам, осуществление третьими лицами торговой и иной деятельности с использованием нестационарного торгового объекта.
8.6. Обязанность хозяйствующего субъекта:
8.6.1. Из числа инвалидов подтверждать наличие инвалидности в период действия договора и сообщить о факте непризнания инвалидом.
8.6.2. Из числа общественных организаций инвалидов сообщить о прекращении деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.7. Возможность расторжения договора в одностороннем порядке в случае отказа инициатора проведения аукциона, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, от его исполнения в одном из следующих случаев:
8.7.1. Неисполнение хозяйствующим субъектом обязательства по соблюдению специализации нестационарного торгового объекта.
8.7.2. Неисполнение хозяйствующим субъектом обязательства по осуществлению в нестационарном торговом объекте торговой деятельности (оказанию услуг) в течение 15 календарных дней подряд.
8.7.3. Неисполнение хозяйствующим субъектом обязательств по оплате цены договора или просрочка исполнения обязательств по оплате очередных платежей по договору на срок более 30 календарных дней.
8.7.4. Неисполнение хозяйствующим субъектом запрета на передачу или уступку прав по договору третьим лицам, осуществление третьими лицами торговой и иной деятельности с использованием нестационарного торгового объекта.
8.7.5. Непризнание лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, инвалидом.
8.7.6. Прекращение деятельности в качестве общественной организации инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Истцы полагают, что указанные нормы нарушают статью 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и в отсутствие полномочий Правительства Москвы в соответствующей сфере регулируют гражданско-правовые отношения между субъектами предпринимательской деятельности, устанавливая нормы гражданского права.
Суд не может согласиться с указанными суждения административных истцов, поскольку считает, что определение отдельных условий договоров на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте (договоров на размещение нестационарного торгового объекта) в пункте 6 приложения 2, пункте 8 приложения 6 к оспариваемому постановлению исходит из полномочий Правительства Москвы описанных выше в сфере правового регулирования отношений в области торговой деятельности, в том числе по реализации государственной политики в области торговой деятельности.
Принимая во внимание, что какого-либо нормативного правового акта Российской Федерации, устанавливающего единые условия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и торговлю в нестационарных торговых объектах нет, исходя из того, что гражданское законодательство предусматривает, что договором могут быть установлены и другие условия договора, в том числе, основания досрочного расторжения договора по требованию стороны, не предусмотренные конкретными нормами ГК РФ, а изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, суд приходит к выводу, что город Москва как собственник имущества и участник гражданско-правовых отношений вправе, при заключении соответствующих договоров предусматривать дополнительные обязательные условия таких договоров, основываясь на базовых принципах гражданского права, а именно свободы заключения договора. Единообразие существенных условий договора в данном случае позволяет обеспечить всем победителям аукциона равные права и обязанности при осуществлении торговой деятельности.
В свою очередь хозяйствующий субъект, имеющий намерение осуществлять торговую деятельность на земельных участках, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, не лишен возможности ознакомиться с условиями, на которых предполагается такое использование и согласиться с ними путем подачи заявки на участие в соответствующем аукционе или не участвовать в нем.
На основании изложенного неверен довод административного истца об установлении Правительством Москвы норм гражданского права, поскольку оспариваемые положения применяются лишь к договорам в отношении собственности города Москвы.
Кроме того, оспаривая положения пункта 8 Приложения 6, определяющего порядок организации и проведения аукциона среди инвалидов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в городе Москве, и общественных организаций инвалидов, осуществляющих деятельность в городе Москве, на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров, административные истцы не представляют доказательств, которые свидетельствовали о нарушении их прав как инвалидов, а также документов, что они относятся к данной категории предпринимателей.
Проанализировав оспариваемые правовые нормы, устанавливающие порядок размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, суд приходит к выводу о соответствии их требованиях определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, в области правового регулирования торговой деятельности.
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для признания постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП (ред. от 17.05.2016) "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" в оспариваемой части недействующим, в связи с чем, отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Глазкова В.М., общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Зодиак" о признании недействующими пункта 2 постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП (ред. от 17.05.2016) "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", пунктов 2, 5, 7, подпунктов 1, 3, 6, 7 пункта 8, пунктов 9, 10, 25, 26, 27, 28, 29, подпунктов 1, 2, 3, 4, 5 пункта 33, пунктов 33(1), 33(2), 37, 38 Приложения 1 "Порядка разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения"; пункта 6 Приложения 2 Порядка организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров, пункта 8 Приложения 6 Порядка организации и проведения аукциона среди инвалидов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в городе Москве, на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров к постановлению Правительства Москвы от 03.02.2011 N26-ПП (ред. от 17.05.2016) "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.