Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора Лазаревой Е.И, при секретаре Калашниковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1506/2019 по административному исковому заявлению Дунаевой Ольги Владимировны о признании недействующим пункта 1.8 постановления Правительства Москвы от 24 мая 2016 года N271-ПП "Об организации предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 21 декабря 2016 г. N 913-ПП, от 30 ноября 2017 г. N934-ПП, от 31 июля 2018 г. N864-ПП),
установил:
Дунаева О.В. обратилась в Московский городской суд с указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что 3 февраля 2012 года административный истец и ее семья, это трое несовершеннолетних детей были признаны нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы NУ52-9085 от 3 февраля 2012 года).
В соответствии с пунктом 1.8 жителям города Москвы, имеющим трех и более несовершеннолетних детей на момент подачи в Департамент городского имущества города Москвы заявления о предоставлении компенсационной выплаты и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условия либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании названного заявления предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Таким образом, по мнению административного истца, вышеуказанным постановлением незаконно ограничена указанная норма Федерального закона, а следовательно и ограничены права Дунаевой О.В. на предоставление дополнительных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Правительство Москвы, как считает административный истец, в указанном постановлении вышло за пределы своей компетенции и вступило в противоречие с Федеральным законом, не включив в число лиц, имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, многодетным гражданам, которые имеют основания для постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ревзин В.Л. поддержал исковые требований по изложенным в уточненном исковом заявлении основаниям (л.д. 46-48).
Представители административного ответчика Стужина Т.А, Ветохина А.П. заявили ходатайство о прекращении производства по делу, со ссылкой на то, что оспариваемыми положениями нормативного правового акта права административного истца не нарушаются.
Выслушав объяснения представителей сторон, прокурора полагавшего, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку права и законные интересы истца в указанной части не нарушаются, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из содержания пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления, если: в заявлении гражданина или организации оспаривается полностью или в части нормативный правовой акт, очевидно не затрагивающий их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части.
Из вышеприведенных положений в их системной взаимосвязи следует, что в судебном порядке не могут рассматриваться требования, которые не затрагивают права и законные интересы лица, обратившегося в суд от своего имени и в своих интересах.
Судом установлено, что семья административного истца Дунаевой О.В. из четырех человек состоит на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Согласно пункту 6 статьи 39.5 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В целях оказания дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы Правительством Москвы 24 мая 2016 г. принято постановление N 271-ПП "Об организации предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда города Москвы".
В соответствии с Законом города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" постановление Правительства Москвы от 24 мая 2016 N 271-ПП дополнено пунктом 1.8 в следующей редакции:
"1.8. Жителям города Москвы, имеющим трех и более несовершеннолетних детей на момент подачи в Департамент городского имущества города Москвы заявления о предоставлении компенсационной выплаты и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании названного заявления предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений".
Таким образом, из содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Согласно Закону города Москвы от 14 июня 2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жителями города Москвы, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий являются жители города Москвы, принятые на жилищный учет до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации; жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях являются жители города Москвы, принятые на жилищный учет после вступления в силу ЖК РФ.
Порядок рассмотрения вопроса принятия жителей города Москвы на учет нуждающихся в жилых помещениях определен Законом N 29 и административным регламентом "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных правоотношений".
В целях рассмотрения указного вопроса гражданином подается заявление и пакет документов в многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы "Мои документы" (далее - МФЦ). Исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем, определен в пункте 2.5.1.1 Регламента.
Вместе с тем, семья Дунаевой О.В. не относится к вышеперечисленным категориям граждан.
В случае если имущественная обеспеченность семьи Дунаевой О.В.
Принимая во внимание изложенное выше, исходя из того, что семья Дунаевой О.В, признанная нуждающейся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, к категориям граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, либо граждан, имеющих основания для постановки их на данный учет не относится, а соответственно не является субъектом отношений, регулируемых п. 1.8 постановления Правительства Москвы от 24 мая 2016 года N271-1111.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 214, части 3 статьи 194, пункта 3 части 1 статьи 128, предусматривает возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
При указанных обстоятельствах, производство по делу подлежит прекращению
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Прекратить производство по административному делу административное дело N 3а-1506/2019 по административному исковому заявлению Дунаевой Ольги Владимировны о признании недействующим пункта 1.8 постановления Правительства Москвы от 24 мая 2016 года N271-ПП "Об организации предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 21 декабря 2016 г. N 913-ПП, от 30 ноября 2017 г. N934-ПП, от 31 июля 2018 г. N864-ПП),
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.