Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УСТАНОВИЛ:
В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)7 и в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Мэром Москвы принят указ от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Нормативный правовой акт размещен 5 марта 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
29 марта 2020 года Мэром Москвы принят указ за N34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ". Нормативный правовой акт размещен 29 марта 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован 7 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N19.
Данным нормативным правовым актом указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ изложен в новой редакции, в частности:
"Пункт 9. Обязать:
Пункт 9.3. Граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, также не распространяются на граждан в случае наличия у них специальных пропусков, выданных в порядке, установленном Правительством Москвы".
31 марта 2020 года Мэром Москвы принят указ за N35-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ". Нормативный правовой акт размещен 31 марта 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован 7 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N19. Данным нормативным правовым актом указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ изложен в новой редакции, однако приведенная выше редакция положений пунктов 9, 9.3 указа не изменилась.
2 апреля 2020 года Мэром Москвы принят указ за N36-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ". Нормативный правовой акт размещен 2 апреля 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован 7 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N19.
Данным нормативным правовым актом указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ изложен в новой редакции, в частности:
"Пункт 10. Обязать:
Пункт 10.3. Граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности".
4 апреля 2020 года Мэром Москвы принят указ за N39-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ". Нормативный правовой акт размещен 4 апреля 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован 14 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N20. Данным нормативным правовым актом указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ изложен в новой редакции, однако приведенная выше редакция положений пунктов 10, 10.3 указа не изменилась.
9 апреля 2020 года Мэром Москвы принят указ за N41-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ". Нормативный правовой акт размещен 9 апреля 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован 14 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N20. Данным нормативным правовым актом указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ дополнен пунктом 3.6.
10 апреля 2020 года Мэром Москвы принят указ за N42-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ". Нормативный правовой акт размещен 10 апреля 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован 16 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N21.
Данным нормативным правовым актом указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ изложен в новой редакции, в частности:
"Пункт 12. Обязать:
Пункт 12.3. Граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности".
18 апреля 2020 года Мэром Москвы принят указ за N44-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ". Нормативный правовой акт размещен 18 апреля 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован 23 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N23. Данным нормативным правовым актом указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ изложен в новой редакции, однако приведенная выше редакция положений пунктов 12, 12.3 указа не изменилась.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также введением в городе Москве режима повышенной готовности 11 апреля 2020 года Мэром Москвы принят указ за N43-УМ " Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве". Нормативный правовой акт размещен 11 апреля 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован 16 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N21.
Пунктом 1 указанного нормативного правового акта утвержден Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве (приложение).
Названным Порядком, в том числе предусмотрено:
"Пункт 2. С 15 апреля 2020 г. граждане вправе находиться вне места своего проживания (пребывания) в случаях, предусмотренных указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы), при соблюдении требований, установленных настоящим Порядком.
Пункт 3. Возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств (в том числе транспорта общего пользования, включая железнодорожный транспорт и метрополитен, легковых и грузовых транспортных средств) подтверждается:
Пункт 3.1. Цифровым пропуском для передвижения по территории города Москвы (далее - цифровой пропуск), оформляемым в соответствии с настоящим Порядком, при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Цифровой пропуск может быть предъявлен как в бумажном виде, так и в электронном виде на индивидуальном техническом устройстве (мобильный телефон или иное носимое устройство).
Пункт 4. Для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта граждане обязаны иметь при себе цифровой пропуск, оформленный в соответствии с настоящим Порядком, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка:
Пункт 5. Получение цифрового пропуска осуществляется с 13 апреля 2020 г. на основании электронной заявки гражданина на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы, по телефону Единой справочной службы Правительства Москвы +7 (495) 777-77-77 или путем отправки сообщения на специальный короткий номер 7377.
Пункт 11. Установить, что:
Пункт 11.1. Требования настоящего Порядка не распространяются на лиц, не достигших возраста 14 лет.
Пункт 11.2. Передвижение по территории города Москвы без использования транспортных средств осуществляется без оформления цифрового пропуска при условии соблюдения требований и ограничений, установленных указом Мэра Москвы.
Пункт 13. Цифровой пропуск представляет собой буквенно-числовой код формата XXXX-XXXX-XXXX-XXXX, первая секция которого соответствует дате истечения срока действия цифрового пропуска, обеспечивает проверку представленных сведений и подлежит использованию для передвижения в соответствии с представленными гражданином сведениями.
Пункт 15. Порядок оформления цифрового пропуска устанавливается Департаментом информационных технологий города Москвы.
Пункт 16. За нарушение требований нормативных правовых актов, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе за представление недостоверных сведений, нарушившее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством об административных правонарушениях".
18 апреля 2020 года Мэром Москвы принят указ за N45-УМ "О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 11 апреля 2020 г. N43-УМ". Нормативный правовой акт размещен 18 апреля 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован 23 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N23. Данным нормативным правовым актом изложен в новой редакции Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве (приложение). Однако новая редакция Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, утвержденная указом Мэра Москвы от 18 апреля 2020 года за N45-УМ, не является предметом спора по настоящему административному делу, поскольку данная редакция Порядка административными истцами не оспаривается.
Федулаев В.Н. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Мэру Москвы о признании недействующими пункта 12.3 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в редакции указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N42-УМ, полностью указа Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве".
Требования мотивированы тем, что положения пункта 12.3 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ, пунктов 2, 3, 11 Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве вводят для неопределенного круга граждан ограничения и запреты, препятствующие реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23) и недопущения сбора, хранения, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24), свободное передвижения, выбор места пребывания и жительства (статья 27).
Поскольку указанные оспариваемые положения нормативных правовых актов устанавливают возможность реализации прав граждан в зависимость от целей их осуществления; устанавливают исчерпывающий перечь случаев, в которых гражданам разрешается использовать свои права; установлены пределы осуществления прав граждан на передвижение, возможность получения в течение календарной недели не более 2 пропусков для поездок; возложена обязанность заблаговременно уведомлять органы государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении воспользоваться правом на передвижение и сообщать персональные данные, цели, маршрут и другие детали поездки; предусмотрен тотальный контроль за перемещением граждан на территории города; органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлена возможность выборочного отказа гражданам в реализации права на передвижение, отказ в выдаче цифрового пропуска или аннулирование выданных пропусков; возможность неограниченного продления режима повышенной готовности и срока действия введенных ограничений; отсутствие прямой взаимосвязи вводимых ограничительных мер и запретов для граждан с предотвращением и ликвидацией угрозы распространения коронавирусной инфекции. В силу статьи 56 Конституцией Российской Федерации ограничения гражданских прав и свобод возможно исключительно в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия, при этом отдельные права и свободы, в том числе предусмотренные статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежат. Однако на территории города Москвы не введено чрезвычайное положение в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N3-ФКЗ. Вследствие этого оспариваемые указы Мэра Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Цитренко И.В. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Мэру Москвы о признании недействующими пунктов 3, 3.1 Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, утвержденного указом Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве".
Требования мотивированы тем, что положения пунктов 3, 3.1 Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве нарушают право на свободу передвижения, предусмотренное статьёй 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В силу статьи 56 Конституцией Российской Федерации, абзаца 2 статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-I ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации возможно только на основании закона. Указ Мэра Москвы не является законом, относится к числу подзаконных правовых актов. Основанием для ограничения права на свободу передвижения возможно только при введении военного положения или чрезвычайного положения на основании Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года N1-ФКЗ "О военном положении", Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". В настоящее время на территории Москвы не введены военное и чрезвычайное положение. С учетом изложенного оспариваемые положения указа Мэра Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Стадничук Ю.В. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Мэру Москвы о признании недействующим полностью указа Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве".
Требования мотивированы тем, что положения Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве нарушают право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, установленные статьёй 27 Конституции Российской Федерации. При получении и использовании "цифрового пропуска" необходимо уведомлять третьих лиц о целях, местах и времени поездок, любых перемещениях, чем нарушается право на сохранение тайны личной жизни, предусмотренные статьями 23, 24 Конституцией Российской Федерации. При принятии оспариваемого указа не выяснены основания, послужившие для введения указанных ограничительных мер, их целесообразность. Всеобщее принудительное введение "цифровых пропусков" не может повлиять на развитие коронавирусной инфекции и сдержать ее распространение. В силу статьи 56 Конституцией Российской Федерации, подпункта "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации возможно только на основании закона при введении чрезвычайного положения. В настоящее время на территории Москвы не введено чрезвычайное положение. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID -2019" на территории Российской Федерации был введен карантин. Согласно пункту 1.1 указанного постановления высшие должностные лица субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия.
Таким образом, карантин введен только для лиц, пребывающих на территорию Российской Федерации. С учетом изложенного оспариваемые положения указа Мэра Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, Мэра Москвы не наделен полномочиями на введение карантина либо иного режима, допускающего ограничение прав и свобод граждан. Полномочиями по введению особого правового режима, допускающего отдельные ограничения прав и свобод граждан, обладает Президент Российской Федерации при условии введения чрезвычайного положения на основании Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г..N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Шендерович Д.И. обратился в Московский городской суд с коллективным административным исковым заявлением к Мэру Москвы о признании недействующим полностью указа Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве". К данному коллективному административному исковому заявлению присоединились Обухов А.В, Соколова А.Н, Макарова А.В, Щербаков М.С, Богданова П.А, Головлева Ю.В, Аверин Р.Э, Шапошникова Анна Светлана Альфредовна, Буланова Е.С, Теребков И.А, Константинов И.П, Логацкая Т.М, Сидоренко М.Я, Афанасьева С.А, Байнова М.С, Кайнова А.Е, Курынина С.В, Столповская Е.А, Цукасов С.С, Горчаков Д.А, Винтер А.Б, Юкова В.В, Караваева Е.Н, Кукушкина Е.Г, Ситников В.В, Власенко А.В, Павлова В.В, Безниско О.Д, Лаврова Ю.А, Бохуленков А.Ю.
Требований мотивированы тем, что положения указа Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N43-УМ накладывают ограничения на конституционные права и свободы граждан по перемещению на территории города Москвы, а также въезда/выезда на территорию города Москвы. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права н а неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23 Конституцией Российской Федерации), на недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24 Конституцией Российской Федерации), на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (статья 27 Конституцией Российской Федерации), поскольку в нем закреплена прямая обязанность оформлять и использовать для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности цифровых пропусков, передавать персональные данные для сбора, хранения, использования такой информации, затрагивающей частную жизнь граждан. В пункте 16 указа содержится предупреждение об ответственности за неисполнение данного указания. В силу статьи 56 Конституцией Российской Федерации ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации возможно только на основании закона при введении чрезвычайного положения. В настоящее время на территории Москвы не введено чрезвычайное положение. В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый имеет право на свободу передвижения.
Согласно подпункту "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима повышенной готовности высшее должностное лицо вправе ограничить доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации. Таким образом, ограничение доступа людей и транспортных средств возможно только на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации, а не ограничение передвижения людей и транспортных средств уже находящихся на этой территории. В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г..N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) возможно только на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 года N3, от 18 марта 2020 года N7, от 2 марта 2020 года N5 не содержат указаний на необходимость введения запрета покидать места проживания (пребывания) для всех лиц, находящихся на территории Москвы, не содержат рекомендацию, предписания по введению ограничительных мер по передвижению людей и транспорта в городе Москве. Следовательно, указ принят в нарушение статьи 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ. С учетом изложенного оспариваемые положения указа Мэра Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят за пределами полномочий. В силу статьи 72 Конституцией Российской Федерации субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по регламентации прав и свобод человека и гражданина в рамках полномочий по защите прав и свобод при осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией последствий. Согласно статьи 72 Конституцией Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частей 3, 4, 5 статьи 41 Устава города Москвы, Мэр Москвы не является лицом, который обладает достаточными полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта в части регулирования прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на свободу передвижения, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Указ издан с нарушением порядка вступления в силу, предусмотренного пунктом 5 статьи 8 Федерального закона N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод граждан вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования.
Шендерович Д.И. обратился в Московский городской суд с коллективным административным исковым заявлением к Мэру Москвы о признании недействующим указа Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ" в части новой редакции пункта 9.3 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности". К данному коллективному административному исковому заявлению присоединились Обухов А.В, Соколова А.Н, Макарова А.В, Щербаков М.С, Богданова П.А, Головлева Ю.В, Аверин Р.Э, Шапошникова Анна Светлана Альфредовна, Буланова Е.С, Теребков И.А, Константинов И.П, Логацкая Т.М, Сидоренко М.Я, Афанасьева С.А, Беляев И.А, Байнова М.С, Кайнова А.Е, Халматовой Т.Д, Курынина С.В, Столповская Е.А, Павлова В.В, Мусиенко Т.В, Волочаев М.О, Самойлов И.С, Власенко А.В, Розанова Н.А, Горчаков Д.А, Комаров А.Д, Баранов Р.А, Любимова М.В, Безниско О.Д, Юкова В.В, Караваева Е.Н, Кукушкина Е.Г, Стародворцев И.В, Узловский Н.Д, Узловская К.Ю, Ревзин В.Л, Ситников В.В, Бохуленков А.Ю.
Требования мотивированы тем, что положения пункта 9.3 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ нарушают право граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (статья 27 Конституцией Российской Федерации), поскольку в нем закреплена прямая обязанность воздержаться от выхода из дома за исключением экстремальных ситуаций. Согласно статьи 56 Конституцией Российской Федерации, абзаца 2 статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-I ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации возможно только на основании закона. В силу статей 1, 8 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый имеет право на свободу передвижения, такое право может быть ограничено при определенных обстоятельствах, в частности на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. В настоящее время на территории Москвы не введено чрезвычайное положение. Кроме того, указ является подзаконным актом. Согласно подпункту "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима повышенной готовности высшее должностное лицо вправе ограничить доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.
Таким образом, ограничение доступа людей и транспортных средств возможно только на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации, а не ограничение передвижения людей и транспортных средств уже находящихся на этой территории. В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г..N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) возможно только на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 года N3, от 18 марта 2020 года N7, от 2 марта 2020 года N5 не содержат указаний на необходимость введения запрета покидать места проживания (пребывания) для всех лиц, находящихся на территории Москвы, не содержат рекомендацию, предписания по введению ограничительных мер по передвижению людей и транспорта в городе Москве. Следовательно, указ принят в нарушение статьи 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ. С учетом изложенного оспариваемые положения указа Мэра Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят за пределами полномочий. В силу статьи 72 Конституцией Российской Федерации субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по регламентации прав и свобод человека и гражданина в рамках полномочий по защите прав и свобод при осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией последствий.
Согласно статьи 72 Конституцией Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частей 3, 4, 5 статьи 41 Устава города Москвы, Мэр Москвы не является лицом, который обладает достаточными полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта в части регулирования прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на свободу передвижения, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Указа издан с нарушением порядка вступления в силу, предусмотренного пунктом 5 статьи 8 Федерального закона N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод граждан вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования.
Ашаев Д.В, Ашаева Е.Г, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ***, ***, ***, обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Мэру Москвы о признании недействующими:
- пунктов 9.3, 9 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в редакции указов Мэра Москвы от 10 марта 2020 г. N 17-УМ, от 14 марта 2020 г. N 20-УМ, от 16 марта 2020 г. N 21-УМ, от 19 марта 2020 г. N 25-УМ, от 23 марта 2020 г. N 26-УМ, от 25 марта 2020 г. N 28-УМ, от 26 марта 2020 г. N 31-УМ, от 27 марта 2020 г. N 33-УМ, от 29 марта 2020 г. N 34-УМ, от 31 марта 2020 г. N 35-УМ, от 2 апреля 2020 года N36-УМ и далее;
- пунктов 10.3, 10 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в редакции указов Мэра Москвы от 10 марта 2020 г. N 17-УМ, от 14 марта 2020 г. N 20-УМ, от 16 марта 2020 г. N 21-УМ, от 19 марта 2020 г. N 25-УМ, от 23 марта 2020 г. N 26-УМ, от 25 марта 2020 г. N 28-УМ, от 26 марта 2020 г. N 31-УМ, от 27 марта 2020 г. N 33-УМ, от 29 марта 2020 г. N 34-УМ, от 31 марта 2020 г. N 35-УМ, от 2 апреля 2020 г. N 36-УМ, от 4 апреля 2020 г. N 39-УМ;
- пунктов 12.3, 12 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в редакции указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N42-УМ, от 18 апреля 2020 года N 44-УМ;
- указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в части положений, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
- указа Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
- указа Мэра Москвы от 31 марта 2020 года N35-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
- указа Мэра Москвы от 2 апреля 2020 года N36-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
- указа Мэра Москвы от 4 апреля 2020 года N39-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
- указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N42-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания);
- указа Мэра Москвы от 18 апреля 2020 года N44-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ" в части положений новой редакции указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ, устанавливающих обязанность не покидать место проживания (пребывания).
Требования мотивированы тем, что семья административных истцов является многодетной, проживает на территории города Москвы. Оспариваемые положения указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ, в том числе в последующих редакциях, устанавливают обязанность не покидать место проживания (пребывания), что равносильно запрету покидать место проживания (пребывания) и является незаконным, нарушает право административных истцов на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, предусмотренное статьёй 27 Конституцией Российской Федерации, противоречит статьям 1 и 8 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Также о спариваемые положения указа нарушают право административных истов на передвижение, право на труд, право на достойное существование, право на заботу родителей. Отказывая в выплате положенных пособий и компенсаций, указом вводятся ограничения, запрещающие покидать место проживания. Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ введен режим повышенной готовности, который распространяется только на органы управления и силу единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно подпункту "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Вследствие этого Мэр Москвы не имел право возлагать на граждан обязанность не покидать место проживания (пребывания) и полномочий на издание указа.
Определением Московского городского суда от 22 апреля 2020 года на основании статьи 136 Кодекса административного судопроизводства РФ объединены административные дела N3а-3877/2020, N3а-3898/2020, N3а-3899/2020, N3а-3900/2020, N3а-3901/2020, N3а-3902/2020 по указанным административным исковым заявлениям о признании нормативных правовых актов недействующими в части в одно производство за N3а-3877/2020 для совместного рассмотрения и разрешения, поскольку предметом спора является оспаривание одних и тех же положений нормативных правовых актов, по одинаковым основаниям, административные исковые требования предъявлены к одному и тому же административному ответчику, заявленные требования являются однородными.
В судебном заседании административные истцы Федулаев В.Н, Цитренко И.В, Стадничук Ю.В. и её представитель Байрамов Ф.Д. оглы, административный истец Шендерович Д.И, выдвинувший требования по коллективным административным исковым заявлениям, административные истцы, присоединившиеся к коллективным административным исковым заявлениям, Обухов А.В, Соколова А.Н, Шапошникова А.С.А, Буланова Е.С, Константинов И.П, Беляев И.А, Халматова Т.Д, Столповская Е.А, Павлова В.В, Мусиенко Т.В, представители административных истцов по коллективным административным исковым заявлениям адвокаты Бирюков М.Ю, Сычева Ю.А. поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях, коллективных административных исковых заявлениях, письменных объяснениях.
В судебное заседание не явились административные истцы Ашаев Д.В, Ашаева Е.Г, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ***, ***, ***, административные истцы по коллективным административным исковым заявлениям Макарова А.В, Щербаков М.С, Богданова П.А, Головлева Ю.В, Аверин Р.Э, Теребков И.А, Логацкая Т.М, Сидоренко М.Я, Афанасьева С.А, Байнова М.С, Кайнова А.Е, Курынина С.В, Волочаев М.О, Самойлов И.С, Власенко А.В, Розанова Н.А, Цукасова С.С, Горчаков Д.А, Комаров А.Д, Баранов Р.А, Любимова М.В, Безниско О.Д, Юкова В.В, Караваева Е.Н, Кукушкина Е.Г, Винтер А.Б, Юкова В.В, Стародворцев И.В, Ситников В.В, Узловский Н.Д, Узловская К.Ю, Ревзин В.Л, Лаврова Ю.А, Бохуленков А.Ю.; представители административных истцов по коллективным административным исковым заявлениям - Щербаков М.С, Винтер А.Б, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Представители административного ответчика Мэра Москвы - Гоголь С.А, Стужина Т.А, действующие на основании доверенностей и имеющие высшее юридическое образование, административные исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
<< Вводная часть |
>> Мотивировочная часть |
|
Содержание Решение Московского городского суда от 28 апреля 2020 г. по делу N 3а-3877/2020 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.