Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ФНС России: Римаренко К.С., государственный налоговый инспектор, доверенность от 07.05.2010 б/н; от арбитражного управляющего Болдина В.А.: Паначева О.Н., представитель, доверенность от 10.02.2009 б/н; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего Болдина Владимира Анатольевича на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 по делу N А73-14618/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Федеральной налоговой службы о включении требований в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Комсомольскремстройсервис".
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 20 января 2011 г.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.04.2010 общество с ограниченной ответственностью "Комсомольскремстройсервис" (далее - ООО "Комсомольскремстройсервис", должник) признано несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден В.А.Болдин.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Комсомольскремстройсервис" Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования Фонда социального страхования Российской Федерации по уплате капитализированных платежей в размере 1093637 руб. 64 коп.
Заявление обосновано поступлением уполномоченному органу уведомления от государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.05.2010 N 01-12/02/7164 о задолженности ООО "Комсомольскремстройсервис" по капитализированным платежам для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и наличием оснований для предъявления указанных требований в рамках полномочий, определенных статьей 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве".
Определением суда от 09.08.2010 требование уполномоченного органа оставлено без удовлетворения. При этом арбитражный суд исходил из того, что правом требовать от должника - страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей застрахованным в рамках обязательного страхования лицам и выплаты капитализированной суммы обладает Фонд социального страхования в связи с чем основания для удовлетворения требования ФНС России отсутствуют.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 определение суда от 09.08.2010 отменено, требования уполномоченного органа признаны обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов ООО "Комсомольскремстройсервис" в сумме 1093637 руб. 64 коп. Судебный акт мотивирован наличием правовых оснований для предъявления требования по капитализируемым платежам для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющегося обязательным платежом, Федеральной налоговой службой.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий должника Болдин В.А. просит постановление от 28.10.2010 отменить и определение от 09.08.2010 оставить без изменения.
В обоснование жалобы заявитель привел доводы об отсутствии у ФНС России права на заявление указанных требований, поскольку данные требования основанные на нормах статьи 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.07.1998 N 125-ФЗ" (далее - Закон об обязательном социальном страховании), являются требованиями Фонда социального страхования Российской Федерации, не переходят к Российской Федерации и не подпадают под сферу регулирования Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257. При этом размер заявленных уполномоченным органом требований конкурсным управляющим должника не оспаривается.
В отзыве на кассационную жалобу ФНС России выражает несогласие с приведенными в ней доводами и просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители конкурсного управляющего должника и уполномоченного органа привели доводы, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на нее.
Проверив законность постановления апелляционного суда от 28.10.2010, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, требования ФНС России касаются включения в реестр требований кредиторов должника требований по капитализируемым ежемесячным страховым платежам Алексеевой С.И. имеющей право на их получение в связи со смертью пострадавшего в результате наступления страхового случая. Требование основано на положениях Закона об обязательном страховании и представленного расчета размера капитализируемых ежемесячных страховых платежей, произведенного отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Таким образом, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам в деле о банкротстве представляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" предусматривалось, что впредь до преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663 "О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" внесены изменения в постановление N 257. В частности, пункт 2 изложен в следующей редакции: "Установить, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей)".
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" указано, что после вступления в силу вышеназванных изменений требование Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате фонду капитализированной суммы (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим фондом.
Следовательно, с учетом изменений Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 257 интересы Фонда социального страхования Российской Федерации в деле о банкротстве (в том числе по выплате капитализированных платежей) представляет ФНС России.
Поскольку на момент обращения ФНС России в арбитражный суд с требованием по настоящему делу действовала измененная редакция Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о наличии у ФНС России правовых оснований для обращения с требованием по обязательству должника перед Фондом социального страхования Российской Федерации по капитализируемым платежам для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и рассмотрев представленные доказательства, правомерно удовлетворил заявленные уполномоченным органом требования, отменив определение суда от 09.08.2010.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у ФНС России права на заявление требований, вытекающих из норм статьи 23 Закона об обязательном социальном страховании, основаны на неверном толковании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, без учета внесенных в него изменений, поэтому подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
При принятии постановления от 28.10.2010 апелляционным судом не допущено нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права в связи с чем оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 по делу N А73-14618/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" указано, что после вступления в силу вышеназванных изменений требование Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате фонду капитализированной суммы (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим фондом.
Следовательно, с учетом изменений Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 257 интересы Фонда социального страхования Российской Федерации в деле о банкротстве (в том числе по выплате капитализированных платежей) представляет ФНС России.
Поскольку на момент обращения ФНС России в арбитражный суд с требованием по настоящему делу действовала измененная редакция Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о наличии у ФНС России правовых оснований для обращения с требованием по обязательству должника перед Фондом социального страхования Российской Федерации по капитализируемым платежам для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и рассмотрев представленные доказательства, правомерно удовлетворил заявленные уполномоченным органом требования, отменив определение суда от 09.08.2010.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у ФНС России права на заявление требований, вытекающих из норм статьи 23 Закона об обязательном социальном страховании, основаны на неверном толковании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, без учета внесенных в него изменений, поэтому подлежат отклонению судом кассационной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 января 2011 г. N Ф03-9686/2010 по делу N А73-14618/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2011 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5640/11
26.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4539/11
16.09.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3828/11
30.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4539/11
11.07.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2472/11
24.06.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1881/11
16.06.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1880/11
20.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-9686/2010