Предварительный национальный стандарт ПНСТ 858-2023
"Рекомендации по организации родительского мониторинга услуг питания в общеобразовательных организациях"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2023 г. N 43-пнст)
Recommendations on the organization of parental monitoring of nutrition services in educational organizations
УДК 006.86;006.354
ОКС 19.020
03.120
Срок действия с 15 января 2024 г.
до 15 января 2027 г.
Предисловие
1 Разработан Автономной некоммерческой организацией "Российский институт потребительских испытаний" (РИПИ)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2023 г. N 43-пнст
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по организации родительского мониторинга услуг общественного питания в общеобразовательных организациях (ОО), методы и формы участия родителей в мониторинге качества питания учащихся.
Настоящий стандарт предназначен для родителей и иных законных представителей учащихся; для родительской общественности (далее - родители), родительских советов, общеобразовательных организаций, муниципальных органов образования, учредителей общеобразовательных организаций, операторов питания, поставщиков продуктов питания.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования
ГОСТ 30390 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия
ГОСТ 31986 Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания
ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
комиссия по мониторингу качества и безопасности питания в ОО (комиссия по питанию): Комиссия, формируемая администрацией школы с целью проведения мониторинга качества и безопасности питания в общеобразовательной организации. [ПНСТ 851-2023, пункт 3.1.4] |
3.2
лабораторные испытания продуктов питания: Проверка продуктов питания (в том числе сырья) на соответствие заявленным параметрам качества и безопасности, требованиям стандартов и технических регламентов. [ПНСТ 852-2023, пункт 3.1.2] |
3.3
мониторинг качества и безопасности питания (в общеобразовательных организациях): Процесс наблюдения за качеством и безопасностью питания в общеобразовательной организации, осуществляемый участниками образовательных отношений с возможным привлечением НЭО (3.1.15), включающий, при необходимости, независимую экспертизу (3.1.14).
Примечания 1 В рамках проведения мониторинга качества и безопасности питания может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить. 2 Мониторинг качества и безопасности питания может включать в себя один или несколько этапов. Первый этап мониторинга качества и безопасности питания проводится родительской общественностью и органами самоуправления ОО, в том числе CP, ОКП, комиссией по питанию, бракеражной комиссией. В случае обнаружения несоответствий качества и безопасности питания установленным нормам участник образовательных отношений может привлекать НЭО для проведения мониторинга качества и безопасности питания, включающего в том числе независимую экспертизу. 3 Задачами мониторинга качества и безопасности питания являются повышение качества питания, снижение неудовлетворенности родителей качеством услуг ОП и ПП, установление диалога с ОП и ПП, а также повышение ответственности ОП и ПП.
[ПНСТ 851-2023, пункт 3.1.5] |
3.4
независимая экспертная организация; НЭО: Некоммерческая или иная независимая организация, общественное объединение потребителей, соответствующая требованиям, предъявляемым к организации лабораторных испытаний качества и безопасности продуктов питания, в том числе в части квалификации и опыта сотрудников. [ПНСТ 851-2023, пункт 3.1.15] |
3.5
общественная комиссия по мониторингу качества и безопасности питания в ОО; ОКП: Комиссия, формируемая родительской общественностью из среды законных представителей детей с целью проведения мониторинга качества и безопасности питания в общеобразовательной организации в рамках родительского контроля.
Примечания 1 ОКП может формироваться из членов CP, включать иных законных представителей детей, а также представителей НЭО. 2 Рекомендации по проведению мероприятий родительского контроля представлены в [3].
[ПНСТ 851-2023, пункт 3.1.8] |
3.6
оператор питания; ОП: Организация общественного питания, предоставляющая услуги по питанию в общеобразовательной организации на условиях аутсорсинга. [ПНСТ 851-2023, пункт 3.1.10] |
3.7
органолептическая оценка качества продукции общественного питания: Оценка ответной реакции органов чувств человека на свойства продукции общественного питания как исследуемого объекта, определяемая с помощью качественных и количественных методов. [ГОСТ 31986-2012, пункт 3.1.3] |
3.8
пищеблок: Производственные помещения предприятия общественного питания, расположенного на площадях общеобразовательной организации. [ПНСТ 851-2023, пункт 3.1.11] |
3.9
предприятие [объект] (общественного) питания: Имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т. ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. [ГОСТ 30389-2013, пункт 3.1] |
3.10
совет родителей; CP: Независимый выборный коллегиальный орган управления, выбираемый родительской общественностью из среды законных представителей учащихся, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и общеобразовательной организации.
Примечание - Деятельность CP регулируется локальными актами, принятыми советом родителей, такими как положение, устав.
[ПНСТ 851-2023, пункт 3.1.12] |
3.11
технологическая карта на продукцию общественного питания: Технический документ, составленный на основании сборников рецептур блюд, кулинарных изделий, хлебобулочных и кондитерских изделий или технико-технологической карты и содержащий нормы закладки сырья (рецептуры), нормы выхода полуфабрикатов и готовых блюд, кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий и описание технологического процесса изготовления. [ГОСТ 31985-2013, статья 128] |
3.12
услуга общественного питания: Деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах. [ГОСТ 31984-2012, пункт 3.1] |
4 Общие положения
4.1 В соответствии с [1] организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Родители как законные представители учащихся имеют право участвовать в мониторинге качества оказываемых услуг общественного питания.
4.2 Мониторинг услуг питания родители могут осуществлять в сопровождении представителей администрации общеобразовательной организации (далее - ОО) и/или ответственного за организацию питания, в составе группы представителей CP, в составе комиссий, созданных администрацией ОО (например, управляющий совет общеобразовательной организации, далее - УС) или учредителями. Родители могут посещать как обеденные залы предприятия питания, так и пищеблок.
4.3 Порядок посещения родителями обеденного зала предприятия питания в ОО в течение одного учебного дня, включая порядок записи на посещение, количество посещений в конкретный период времени, регламентируется локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее - ЛНА). ЛНА и иные нормативные документы по участию законных представителей учащихся в мероприятиях мониторинга рекомендуется размещать на сайте ОО согласно статье 25 [2].
4.4 Посещение родителями обеденного зала предприятия питания ОО возможно как на одной, так и на разных переменах. Родители могут выбрать для посещения любой учебный день в период работы предприятия питания, во время любой перемены.
4.4.1 Заявка на посещение обеденного зала предприятия питания может подаваться в устной, письменной, в том числе электронной, форме не позднее, чем за сутки до посещения. В случае, если родитель желает продегустировать блюда школьного меню, заявка должна быть подана не позднее, чем за три дня, с возможностью предварительной оплаты блюд для дегустации и заказа их у поставщика.
4.4.2 Заявка может быть подана ответственному за организацию питания, члену комиссии по питанию, секретарю ОО через электронную почту ОО. Заявка должна содержать: ФИО, контактные данные, желаемое время посещения, класс учащегося, в интересах которого действует родитель. Возможны и иные способы посещения обеденного зала предприятия питания, согласованные с администрацией ОО.
Пример - В одну перемену, во время которой организовано питание учащихся, в обеденном зале предприятия питания может находиться не более пяти родителей. Ограничение численности родителей, одновременно посещающих обеденный зал предприятия питания, обусловлено необходимостью соблюдения норм площади обеденного зала на одно посадочное место. Ограничение численности родителей может быть определено в ЛНА.
4.5 Мероприятия родительского мониторинга организации питания учащихся в ОО согласно пункту 3.3 [3] могут включать оценку:
- соответствия реализуемых блюд утвержденному меню;
- температуры подачи готовых блюд и напитков;
- санитарного состояния столовой посуды, приборов и сервировки столов;
- условий для соблюдения личной гигиены учащимися перед приемом пищи;
- наличия и состояния санитарной одежды у работников, осуществляющих раздачу готовых блюд;
- наличия текущих протоколов (результатов) лабораторно-инструментального исследования поступающей пищевой продукции и блюд по показателям безопасности и качества;
- организации и проведения опросов родителей по удовлетворенности ассортиментом, вкусовым предпочтениям детей;
- информирования детей и их родителей о здоровом питании.
4.6 В процессе мероприятий или проведения родительского мониторинга родители имеют право проводить фото- и видеосъемку помещений предприятия питания, продуктов питания, готовых блюд, маркировки, документации.
4.7 При посещении обеденного зала и буфета предприятия питания ОО для родителей не требуется наличие медицинской книжки. Средства индивидуальной защиты (маска/респиратор, перчатки) рекомендуется применять только в период действия противоэпидемических ограничений, вводимых в рамках карантинных мероприятий.
4.8 Для посещения пищеблока предприятия питания в составе постоянно действующих комиссий по питанию, утвержденных ЛНА ОО, родители учащихся должны иметь личную медицинскую книжку с актуальными результатами обследований и санитарную одежду. Рекомендуемая форма положения комиссии по питанию приведена в приложении А.
4.9 Выявленные при мероприятиях родительского мониторинга нарушения фиксируются в письменном виде в произвольной форме либо в форме, разработанной CP, УС или администрацией ОО. Рекомендуемые формы актов проверки и мониторинга приведены в приложениях Б и В.
5 Родительский мониторинг соблюдения требований к рациону и меню учащихся
5.1 Право учащихся на качественные и безопасные услуги общественного питания в ОО предусматривает наличие и предоставление полной и достоверной информации о пищевой ценности и составе готовых блюд в предприятиях питания ОО согласно ГОСТ 30390 и [2]. Родители имеют право оценивать оформление меню, следить за наличием меню, удобством и доступностью его расположения, наличием графика-расписания приема пищи по классам.
5.2 Анализу подлежат рационы питания учащихся - цикличное меню за 10 дней (при посещении учащимися ОО в течение пяти дней) или 12 дней (при шестидневном посещении учащимися ОО).
5.3 При анализе рационов питания и меню рассматривают следующие вопросы согласно приложениям 9 и 10 [4]:
- получение учащимися за весь цикл (10 или 12 дней) среднесуточных наборов пищевой продукции;
- достаточность массы выдаваемых порций, общего объема еды за один прием пищи;
- соответствие ежедневного меню цикличному по пищевой ценности;
- рациональность цикличного меню: выполнение принципа сбалансированности и разнообразия питания учащихся;
- выполнение замены салатов из консервированных овощей на свежие овощи с учетом сезонности;
- достаточность получаемых учащимися с пищей макро- и микронутриентов;
- соответствие питания возрастным нормам.
5.4 Родители вправе запросить у руководителя ОО технологические карты на блюда. Наименования блюд в меню должны соответствовать наименованиям, указанным в сборниках рецептур и технологических картах. Технологическая карта должна соответствовать требованиям п. 5.1.1 ГОСТ 31987-2012 и содержать информацию о пищевой ценности (содержании белков, жиров, углеводов) и калорийности.
5.5 На сайте ОО должно быть опубликовано основное двухнедельное и ежедневное меню для всех возрастных групп учащихся. Перед входом на предприятие питания или в зале должно быть вывешено ежедневное меню с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции.
5.6 Для анализа соответствия реализуемых блюд утвержденному меню родителям рекомендуется ежедневно в течение 10 (12) дней:
- осуществлять фотосъемку вывешенного в ОО ежедневного меню, а также отдельных блюд меню;
- определять объем и массу порций и их соответствие минимальным среднесуточным наборам согласно приложениям 7 и 9 [4];
- установить повторяемость в меню блюд в течение одного или двух дней;
- проводить учет процента (долю) несъеденной пищи согласно 6.7;
- проводить оценку замены блюд в соответствии с требованиями к замене пищевой продукции с учетом их пищевой ценности согласно приложению 11 [4];
- провести мониторинг наличия в рационах питания пищевых продуктов, которые не допускаются в питании детей, в соответствии с приложением 6 [4];
- установить наличие отдельного меню для учащихся, нуждающихся в лечебном (диетическом) питании с учетом ограничений в потреблении определенных пищевых продуктов, а также требований к технологии приготовления, обусловленных заболеваниями, при которых необходимо соблюдение специальной диеты.
5.7 Анализ рациона питания выдают родителям, обратившимся с запросом. Анализ может быть оформлен в виде датированной ведомости согласно [4] (приложение 13). Ведомость подписывают руководитель ОО и ответственный за организацию питания. В ведомости могут быть зафиксированы рекомендации по корректировке рациона питания.
5.8 Родители вправе обратиться в НЭО в сфере мониторинга качества и безопасности питания детей с целью анализа меню учащихся в ОО.
6 Родительский мониторинг в обеденном зале предприятия питания
6.1 Родители могут оценивать санитарно-гигиенические условия обеденного зала - предприятия питания, а именно:
- условия соблюдения правил личной гигиены учащимися, в том числе исправность, количество и санитарную чистоту раковин для мытья рук, наличие достаточного количества моющих средств, наличие электросушилок для рук или одноразовых бумажных полотенец и т.п.;
- санитарное состояние обеденного зала, в том числе помещения для приема пищи, состояние обеденной мебели, покрытия столов;
- отделку стен, потолков и полов в пищеблоке, отсутствие дефектов, чистоту оборудования, отсутствие бытовых насекомых;
- санитарно-техническое состояние столовой посуды (не рекомендуется использовать посуду со сколами, трещинами; состав материалов должен соответствовать требованиям [5]; допускается использование посуды из фарфора, фаянса, стекла, нержавеющей стали; не допускается использование посуды из алюминия, меламина);
- соблюдение санитарно-гигиенических норм работниками, осуществляющими раздачу готовых блюд, в том числе комплектность и состояние санитарной одежды, наличие головных уборов, перчаток.
6.2 Родителям рекомендуется обратить внимание на следующие факторы:
- достаточность посадочных мест в обеденном зале предприятия питания для всех учащихся;
- наличие очередей из учащихся перед входом в обеденный зал предприятия;
- наличие и расположение графиков расписания приемов пищи (на сайте ОО, на входе в обеденный зал предприятия питания);
- готовность накрытия столов перед началом приема пищи учащимися;
- присутствие сотрудника ОО, сопровождающего учащихся в обеденный зал предприятия питания;
- вежливость персонала предприятия питания при обслуживании учащихся (принуждение учащихся к приему пищи является нарушением согласно ст. 32 [2]).
6.3 Родителям рекомендуется обратить внимание на создание условий для приема пищи учащимися в соответствии с предназначенной для них диетой.
6.4 Родителям рекомендуется обратить внимание на создание условий для потребления домашних блюд, которые учащиеся приносят из дома: возможность их временного хранения и разогрева. Порядок использования оборудования для хранения и разогрева домашних блюд рекомендуется закрепить в ЛНА ОО.
6.5 Родители вправе пробовать пищу из тарелки своего ребенка или приобрести ее за свой счет. Операторам питания рекомендуется по предварительной заявке оставлять две-три порции супов, гарниров, молочных каш с целью реализации этих блюд родителям для дегустации. Право родителя приобрести готовую продукцию за свой счет может быть обеспечено при своевременной подаче заявки на покупку через ответственного за организацию питания ОО.
6.5.1 При этом рекомендуется оценить:
- внешний вид блюда: соответствие блюду подобного типа, наличие в блюдах видимых следов порчи, посторонних включений, наличие и соотношение в блюдах заявленных ингредиентов;
- сроки годности и состав продуктов питания в индивидуальной упаковке;
- эстетичность оформления блюда и сервировки;
- температуру блюд на соответствие [6], в том числе температуру, указанную в технологической карте (температуру блюда по просьбе родителей обязан измерить при помощи термощупа дежурный педагог или ответственный за организацию питания);
- соответствие вкуса и запаха заявленным в меню наименованиям готовых блюд, наличие посторонних запахов и привкусов;
- достаточность или избыточность соли, сахара, специй.
6.5.2 Оценка соблюдения технологии приготовления блюд по визуальным и органолептическим признакам проводится согласно приложению Г.
6.6 Процент несъеденной пищи рекомендуется определять в случаях, если учащиеся систематически жалуются на определенные блюда или в целом на "невкусную пищу" предприятия питания ОО.
6.6.1 Расчет количества несъеденной пищи проводят родители в ходе мероприятий родительского мониторинга. Для этого рекомендуется ежедневно в течение 20 или 24 дней (двух циклов повторяемости десятидневного или двенадцатидневного основного меню) провести подсчет количества порций, которые были предварительно накрыты на стол и по окончании приема пищи учащимися остались полностью несъеденными. Для подсчета несъеденных порций рекомендуется предупредить учащихся, чтобы они некоторое время не убирали со столов посуду с пищей.
6.6.2 Процент несъеденной пищи рекомендуется рассчитывать одним из двух способов:
- как отношение общего количества несъеденных порций к общему количеству накрытых порций;
- как отношение общей массы несъеденной пищи к общей массе накрытых порций.
6.6.3 Рекомендуется определить, какие конкретные блюда или части блюд более всего содержатся в несъеденной пище для последующей корректировки меню. При определении процента несъеденной пищи рекомендуется проводить фото/видеофиксацию.
6.6.4 Высокий процент несъеденной пищи служит основанием для замены непопулярных у учащихся блюд или дополнительных проверок соблюдения технологии приготовления блюд, соответствия закладки ингредиентов блюд.
6.6.5 Данные о высоком проценте несъеденной пищи родителям рекомендуется приложить к заявлению руководителю 00 с просьбой о пересмотре меню либо о необходимости проверок качества продуктов и соблюдения технологии приготовления блюд, в том числе с привлечением НЭО.
6.7 Родители, осуществляющие родительский мониторинг организации питания в составе группы представителей CP или комиссии по питанию, могут попросить ответственного за организацию питания или дежурного педагога определить массу порции или отдельных ингредиентов пищи учащихся.
6.7.1 Рекомендуется взвешивать по очереди все блюда, предназначенные для одного учащегося, чтобы потом можно было установить весь объем и массу блюд за конкретный прием пищи (например, на обед взвешивать первое, второе, третье блюда, салат и хлеб).
6.7.2 Общие правила вычисления среднего значения массы блюд:
- взвесить не менее трех порций;
- записать полученные массы;
- суммировать их;
- вычислить среднеарифметический показатель.
6.7.3 Целью взвешивания является проверка соответствия массы блюд возрастным нормам, для чего среднеарифметическое значение массы рекомендуется сравнивать с нормами, приведенными в приложениях 7 и 9 [4].
6.7.4 Выявленные несоответствия необходимо фиксировать. Нарушением считается несоответствие фактической массы блюд, выдаваемых учащимся, нормам, указанным в приложениях 7 и 9 [4].
6.7.5 По результатам выявленных несоответствий родители вправе запросить ведомость контроля за рационом питания согласно приложению 13 [4].
6.8 В рамках родительского мониторинга в соответствии с [3] родители могут запросить акты бракеражной комиссии в ОО.
6.8.1 Участвовать в работе бракеражной комиссии могут члены администрации ОО и родители. Такая возможность должна быть предусмотрена в ЛНА ОО.
6.8.2 Требования к качеству пищевых продуктов, поставляемых в ОО, устанавливают в технических заданиях к государственным закупкам услуг общественного питания или поставки пищевых продуктов. Техническое задание является составной частью контракта для государственной закупки.
6.8.3 Если требования к качеству готовых продуктов питания и сырья не указаны в техническом задании к контракту, то следует оценивать требования к качеству поставляемых пищевых продуктов в соответствии с пунктом 3 статьи 17 [7].
6.8.4 Родители вправе запросить программу организации производственного контроля за безопасностью пищевой продукции у руководителя предприятия питания через администрацию ОО, а также текущие результаты лабораторного контроля сырья, полуфабрикатов и продукции общественного питания.
6.8.5 Родители вправе обратиться к руководителю ОО с просьбой об организации лабораторных испытаний продукции общественного питания предприятия общественного питания с привлечением НЭО.
6.9 В ОО помимо оказания услуг общественного питания для учащихся посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячие завтраки и/или обеды, возможна организация дополнительного питания с реализацией утвержденного ассортиментного перечня пищевых продуктов через буфеты и торговые автоматы.
6.9.1 Родителям рекомендуется проверять наличие в доступных для родителей и учащихся местах (в обеденном зале предприятия питания, холле) меню дополнительного питания с указанием наименования блюда, массы и калорийности порции согласно требованиям п. 8.1.7 [4], ассортиментного перечня буфетной продукции, утвержденного руководителем ОО и руководителем организации питания.
6.9.2 Рекомендуется предварительное рассмотрение и согласование ассортиментного перечня буфетной продукции для учащихся на заседании управляющего совета ОО, в ходе которого учитывают результаты предварительного анкетирования родителей с пожеланиями к ассортименту продукции в буфете. Комиссии по питанию и ответственному за организацию питания со стороны ОО рекомендуется проверять ассортиментный перечень буфетной продукции для учащихся и не допускать включения в него пищевой продукции, которая не разрешена при организации питания учащихся согласно требованиям п. 8.1.9 и приложения 6 [4]. Родители вправе обратиться с заявлением о реализации через буфет или торговые автоматы предположительно некачественной продукции к руководителю ОО и в НЭО для проведения лабораторных испытаний образца такой продукции.
6.9.3 Родители могут использовать предварительные результаты оценки качества и состава пищевой продукции буфета, выданные по обращению родителей в НЭО, для последующего обращения к руководителю ОО с требованием замены некачественной продукции либо проведения лабораторных исследований.
7 Родительский мониторинг состояния пищеблока
7.1 Родители в составе комиссии по питанию имеют право на участие в мероприятиях по мониторингу (в том числе независимому мониторингу с участием НЭО) качества и безопасности питания (в том числе продуктов питания, организации питания и т.д.) в ОО по согласованию с оператором питания в случае привлечения предприятия общественного питания к организации питания в ОО, а также если ОО организует питание учащихся самостоятельно.
Родители в составе комиссии по питанию могут осуществлять мониторинг:
а) санитарного состояния:
- помещений и кухонной посуды для приготовления и хранения пищи, в том числе холодильного оборудования (морозильных камер);
- инвентаря и средств для уборки помещений;
б) условий производства в пищеблоке (в том числе визуальная оценка состояния рабочей одежды персонала пищеблока, соблюдения им правил личной гигиены; чистоты полов; наличия дефектов в плиточном покрытии, протечек и плесени на стенах; наличия вытяжной вентиляции в зонах приготовления пищи и посудомоечной машины);
в) наличия личных медицинских книжек у работников;
г) соблюдения мер противоэпидемиологической безопасности согласно [4], пункт 3.4.;
д) санитарного состояния туалетов персонала пищеблока, в том числе наличия туалетной бумаги, мыла для рук, бумажных полотенец, работающих электросушилок для рук, наличия и состояния средств и инвентаря для их уборки;
е) раздельного сбора мусора и утилизации пищевых отходов;
ж) наличия технологических документов в пищеблоке.
7.2 В случае, если родители считают необходимым провести лабораторные испытания пищевых продуктов и готовых блюд, поступающих на пищеблок ОО, они вправе обратиться в НЭО, к ответственному за организацию питания и директору ОО.
8 Независимое анкетирование учащихся и родителей для оценки удовлетворенности питанием в ОО
8.1 Независимое анкетирование учащихся и родителей до заключения контракта на поставку услуг общественного питания и в процессе исполнения контракта дает возможность оценить как качество оказываемых в ОО услуг общественного питания, так и достаточность деятельности администраций ОО по организации питания.
8.2 При анкетировании рекомендуется соблюдать следующие принципы:
- предупреждение возможных негативных последствий для участников анкетирования;
- проведение анкетирования независимым оператором, в том числе НЭО.
8.3 В анкету для опроса родителей рекомендуется включить пункты:
- о качестве питания;
- организации питания;
- рационах питания;
- санитарном состоянии предприятия питания;
- самочувствии учащихся после приема пищи на предприятии питания;
- возможности решения вопросов о качестве питания с администрацией ОО, УС, CP и иными органами общественного мониторинга в ОО;
- наличии необходимой информации об организации питания на сайте ОО.
9 Действия родителей при выявлении нарушений и несоответствий при мониторинге качества питания в ОО
9.1 При обнаружении нарушений, выявленных при проведении мероприятий родительского мониторинга, родители могут подать директору ОО заявление, содержащее список обоснованных претензий, в письменном виде. Рекомендуемые формы заявлений приведены в приложениях Д и Е.
9.2 Согласно [8] заявление имеет юридическую силу при наличии следующих сведений: адрес ОО и ФИО директора ОО; ФИО и адрес родителя; название документа; текст обращения; дата и подпись.
9.3 Рекомендуется сохранять все копии составленных документов (жалоб, претензий, заявлений).
9.4 Документ по установленной в ОО форме рекомендуется передать ответственному за прием документов лицу, например секретарю ОО. В журнале поступающих документов и на копии документа должны быть указаны дата и входящий номер.
9.5 Родители могут получить ответ по заявлению в установленные сроки рассмотрения документов. Срок ответа рекомендуется уточнить заранее у лица, принимающего заявление.
Примечание - ОО вправе не рассматривать документы от родителей в следующих случаях:
- если не указаны личные данные заявителя;
- в тексте употребляются ненормативная лексика и угрозы;
- текст обращения невозможно прочитать или у него неопрятный вид (зачеркнутые слова и т.п.);
- не сформулированы требования.
9.6 При выявлении нарушений в рационе питания и меню (например, меню не сбалансировано и не разнообразно; используются продукты, которые не допускаются для питания детей; масса выдаваемых порций недостаточна; замена блюд в меню на неравноценные; в обеде отсутствует жидкое/горячее блюдо) родители вправе написать заявление на имя директора ОО, где приводятся конкретные нарушения и содержится обращение к директору ОО с просьбой о приведении рациона питания учащихся в соответствие с требованиями к государственной закупке и санитарно-эпидемиологическими требованиями приложения 7 [4].
9.7 При неустранении замечаний или отсутствии ответа директора ОО на заявление родителей рекомендуется отправить жалобу в городской или муниципальный отдел образования, а в случае непринятия должных мер - в региональное министерство образования; далее - в прокуратуру.
9.8 При регулярных жалобах учащихся на самочувствие после приема пищи на предприятии питания ОО рекомендуется обследовать учащихся у педиатра или гастроэнтеролога.
9.8.1 Если учащемуся по состоянию здоровья требуется специальное диетическое питание или определенная диета, родителям рекомендуется обратиться к директору ОО с заявлением и медицинскими заключениями с рекомендациями по диете и подтверждением необходимости специализированного питания в ОО или обеспечения надлежащих условий для питания домашними диетическими блюдами.
9.8.2 В случае непринятия должных мер со стороны администрации ОО родителям рекомендуется действовать в соответствии с 9.7 настоящего стандарта.
9.9 При выявлении в ходе опроса учащихся (или родителей) большого числа жалоб на качество ингредиентов и блюд (в мясе много прожилок; картофельное пюре из порошка; нехарактерный вкус мясных блюд и т.п.) родителям рекомендуется написать заявление на имя директора ОО, на имя ответственного за организацию питания с просьбой проверить конкретные продукты или блюда.
9.9.1 В случае непринятия должных мер со стороны администрации ОО родителям рекомендуется действовать в соответствии с 9.7 настоящего стандарта.
9.9.2 Родители также вправе обратиться в НЭО для организации лабораторных исследований конкретных продуктов или блюд.
Пример - При выявлении нарушений при организации питания на предприятии питания:
- очереди;
- учащиеся не успевают поесть за время перемены;
- пища плохо приготовлена (недоваренная, каша с комочками, слипшиеся макароны и т.п.);
- не соблюдена технология приготовления пищи (отсутствуют необходимые для приготовления блюда ингредиенты и т.д.);
- пища холодная;
- какое-то одно блюдо в меню регулярно не съедается большинством детей, - родителям рекомендуется написать заявление на имя директора ОО, в котором следует указать конкретные нарушения по организации питания [9].
В случае непринятия должных мер со стороны администрации ОО родителям рекомендуется действовать в соответствии с 9.7 настоящего стандарта.
В случае выявления нарушений санитарного состояния обеденного зала предприятия питания:
- нет условий для мытья рук;
- посуда жирная, грязная, со сколами;
- в пище встречаются инородные предметы, - родителям рекомендуется составить заявление на имя директора ОО с перечнем выявленных нарушений санитарных норм.
В случае непринятия должных мер со стороны администрации ОО родителям рекомендуется действовать в соответствии с 9.7 настоящего стандарта.
В случае, если директор ОО отказывается взаимодействовать с родителями:
- ответы на жалобы родителей носят формальный характер;
- жалобы остаются без ответа;
- нет возможности корректировать меню с учетом пожеланий родителей, - родителям рекомендуется отправить жалобу в городской или муниципальный отдел образования, где необходимо указать, что именно из своих непосредственных обязанностей не выполняет директор ОО. Директор согласно [1], статья 37, пункт 1, отвечает за организацию питания учащихся. В случае непринятия должных мер со стороны городского или муниципального отдела образования родителям рекомендуется обратиться с жалобой в региональное министерство образования; далее - в прокуратуру.
9.10 Виды нарушений, при которых необходимо обращаться к директору ОО или привлекать НЭО:
- обнаружение продуктов и блюд, имеющих видимые посторонние включения;
- выявление продуктов с признаками несоответствия качеству;
- выявление продуктов с признаками нарушения заявленных свойств;
- выявление продуктов и блюд, имеющих несвойственные данному продукту органолептические свойства.
Пример - Клейкость и липкость хлебобулочных изделий; наличие посторонних привкусов в сливочном масле, таких как прогорклость, кислый вкус; наличие насыщенного вкуса у котлет, супов из-за использования запрещенных в детском питании добавок и усилителей вкуса; использование пищевых красителей для придания насыщенного цвета в компотах, киселях, не заявленных в технологических картах;
- установление нарушений санитарно-гигиенических требований при производстве, транспортировке, хранении, реализации продуктов;
- выявление нарушений технологии производства, рецептур блюд.
9.11 При наличии двух и более случаев пищевых отравлений, проявляющихся диарейным синдромом, эпидемиологическое обследование и отбор образцов продукции для лабораторных испытаний проводят специалисты в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно разделу XXIV [9].
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
|
[2] |
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" |
|
[3] |
Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 |
Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2020 г.) |
[4] |
Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения |
|
[5] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 007/2011 |
О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков |
[6] |
Методические рекомендации к организации общественного питания населения (утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 марта 2021 г.) |
|
[7] |
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" |
|
[8] |
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" |
|
[9] |
Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней |
Ключевые слова: родительский мониторинг качества питания учащихся, общеобразовательные организации, комиссия по питанию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предварительный национальный стандарт ПНСТ 858-2023 "Рекомендации по организации родительского мониторинга услуг питания в общеобразовательных организациях" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2023 г. N 43-пнст)
Текст стандарта приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2023 г.
Срок действия с 15 января 2024 г. до 15 января 2027 г.