07 августа 2018 г. |
Дело N А21-7772/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Тарасюка И.М., Троховой М.В.,
при участии от Федеральной налоговой службы Любарской Н.Ю. (доверенность от 07.06.2018),
рассмотрев 06.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Калининградской области от 26.04.2018 по делу N А21-7772/2016 (судья Скорнякова Ю.В.),
установил:
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2017 общество с ограниченной ответственностью "Напитки Балтики", место нахождения: 236029, Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, д. 38, оф. 1, ОГРН 1063906153541, ИНН 3906165173 (далее - Общество, должник), признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Пасько Владимир Петрович.
Конкурсный управляющий Пасько В.П. 06.12.2017 обратился в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения в деле о банкротстве Общества.
Определением суда первой инстанции от 26.04.2018 мировое соглашение утверждено, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Общества прекращено.
В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба, место нахождения: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152 (далее - ФНС России, уполномоченный орган), просит отменить определение от 26.04.2018, в утверждении мирового соглашения по делу о несостоятельности (банкротстве) Общества отказать.
Податель жалобы полагает, что условия утвержденного судом первой инстанции мирового соглашения, не предусматривающие наличие залога и поручительства, которые обеспечивали бы исполнение обязательств должника, а также исключающие начисление пеней и процентов на сумму задолженности, противоречат нормам Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам, нарушают права уполномоченного органа.
ФНС России указывает, что у Общества отсутствует реальная возможность погасить задолженность перед кредиторами в соответствии с графиком, в связи с чем мировое соглашение не подлежало утверждению.
До начала судебного заседания в Арбитражный суд Северо-Западного округа поступили поданные в электронном виде обществом с ограниченной ответственностью "Итар", место нахождения: 236001, Калининград, ул. Ялтинская, д. 128, ОГРН 1023900988099, ИНН 3915002880 (далее - ООО "Итар"), и обществом с ограниченной ответственностью "Вест-Алко", место нахождения: 236040, Калининград, ул. Сергеева, д. 14, оф. 132, ОГРН 1033902810413, ИНН 3906109620 (далее - ООО "Вест-Алко"), ходатайства о приостановлении производства по рассмотрению кассационной жалобы и об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ФНС России оставил принятие решение по существу заявленных ООО "Итар" и ООО "Вест-Алко" ходатайств на усмотрение суда кассационной инстанции; доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддержал.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев заявленные ООО "Итар" и ООО "Вест-Алко" ходатайства о приостановлении производства по рассмотрению кассационной жалобы и об отложении судебного разбирательства, суд кассационной инстанции не установил предусмотренных статьями 143 и 158 АПК РФ оснований для приостановления производства по рассмотрению кассационной жалобы и отложения судебного разбирательства, в связи с чем отклонил названные ходатайства.
Законность обжалуемого определения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, у Общества отсутствует задолженность перед кредиторами первой и второй очереди, общий размер требований кредиторов третьей очереди, включенных в реестр требований кредиторов должника, составляет 865 945 714,59 руб.
На состоявшемся 29.11.2017 собрании кредиторов Общества принято решение о заключении мирового соглашения, избран представитель для подписания мирового соглашения от имени кредиторов.
В указанном собрании принимали участие представители ООО "Итар", обладающего 63,58 процента голосов об общего количества голосов кредиторов Общества, ООО "Вест-Алко" (3,11 процента голосов) и ФНС России (0,2 процента голосов. Представитель ООО "Итар" и ООО "Вест-Алко" голосовал за утверждение мирового соглашения, представитель уполномоченного органа - против.
По условиям мирового соглашения кредиторы отказываются от всех требований к должнику по уплате процентов, возмещению убытков, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных имущественных и финансовых санкций, за исключением тех, которые включены в реестр требований кредиторов должника; Общество обязалось с 01.07.2018 по 01.04.2019 года произвести расчеты с кредиторами ежемесячными платежами пропорционально размеру требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.
От имени Общества мировое соглашение подписано конкурсным управляющим Пасько В.П., от имени кредиторов - представителем, избранным собранием кредиторов.
ФНС России обращалась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов от 29.11.2017 об утверждении мирового соглашения.
Определением суда от 28.03.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Рассмотрев представленное на утверждение мировое соглашение, суд первой инстанции пришел к выводу, что его условия не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, форма и содержание мирового соглашения соответствуют установленным требованиям, в связи с чем определением от 26.04.2018 утвердил данное мировое соглашение и прекратил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Общества.
Проверив законность определения от 26.04.2018 и обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе уполномоченного органа, Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Закона о банкротстве на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Согласно пункту 1 статьи 154 Закона о банкротстве в ходе процедуры конкурсного производства решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим.
В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 3 статьи 154 Закона о банкротстве установлено, что при заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, конкурсному управляющему или конкурсному кредитору, мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160 Закона о банкротстве основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения является:
нарушение установленного названным Законом порядка заключения мирового соглашения;
несоблюдение формы мирового соглашения;
нарушение прав третьих лиц;
противоречие условий мирового соглашения Закону о банкротстве, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам;
наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.
Согласно правовой позиции, сформированной в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 (далее - Обзор N 1), при утверждении мирового соглашения суд должен выяснить, соответствуют ли его условия целям этой реабилитационной процедуры банкротства и не нарушают ли они обоснованных ожиданий всех кредиторов.
Заключение мирового соглашения направлено на справедливое и соразмерное удовлетворение требований всех кредиторов путем предоставления им равных правовых возможностей для достижения законных частных экономических интересов при сохранении деятельности должника путем восстановления его платежеспособности (статьи 150 и 156 Закона о банкротстве).
Несмотря на то, что отношения, возникающие при заключении мирового соглашения, основываются на предусмотренном законом принуждении меньшинства кредиторов большинством ввиду невозможности выработки единого мнения иным образом, правила Закона о банкротстве, регулирующие принятие решения о заключении мирового соглашения, не означают, что такое решение может приниматься произвольно.
Наличие у каждого из конкурсных кредиторов требований к несостоятельному должнику определяет их правовой статус и правомерный интерес, которым является получение в результате мирового соглашения большего по сравнению с тем, на что можно было бы рассчитывать в результате незамедлительного распределения конкурсной массы. Само по себе заключение мирового соглашения не гарантирует безусловное достижение указанного результата, поскольку итог будущей хозяйственной деятельности должника зависит от многих, в том числе сложнопрогнозируемых, факторов. Однако процедура утверждения мирового соглашения в любом случае должна обеспечивать защиту меньшинства кредиторов от действий большинства в ситуации, когда уже на стадии его утверждения очевидно, что предполагаемый результат не может быть достигнут.
Основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения является противоречие условий мирового соглашения названному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам (пункт 2 статьи 160 Закона о банкротстве).
В связи с этим при утверждении мирового соглашения суду необходимо выяснить, в каких целях заключается мировое соглашение - направлено ли оно, как это определил законодатель, на возобновление платежеспособности должника, включая удовлетворение требований кредиторов, либо применяется не в соответствии с предназначением института мирового соглашения.
Не подлежит утверждению мировое соглашение, условия которого экономически необоснованны.
Из имеющегося в материалах дела отчета конкурсного управляющего Пасько В.П. о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства следует, что документы бухгалтерского учета и отчетности Общества, иная документация и имущество должника конкурсному управляющему не переданы; в конкурсную массу должника включены денежные средства в сумме 749 687,61 руб., обнаруженные на расчетном счете должника; иное движимое и недвижимое имущество, принадлежащее Обществу, конкурсным управляющим не выявлено.
Какие-либо доказательства, подтверждающие реальность поступления на расчетный счет должника денежных средств в сумме, достаточной для включенных в реестр требований кредиторов должника требований кредиторов в общем размере 865 945 714,59 руб. в материалах дела отсутствуют.
В судебном заседании по рассмотрению вопроса об утверждении мирового соглашения конкурсным управляющим Пасько В.П. приводились доводы о возможности возобновления ранее осуществлявшейся должником хозяйственной деятельности, однако указанные доводы также не подтверждены какими-либо доказательствами.
При таком положении условия утвержденного судом первой инстанции мирового соглашения не могут быть признаны экономически обоснованными, что в соответствии с правовой позицией, сформированной в пункте 17 Обзора N 1, является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что условия мирового соглашения не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, форма и содержание мирового соглашения соответствуют установленным требованиям, следует признать не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на неправильном применении приведенных норм Закона о банкротстве.
Изложенное в силу части 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого определения.
Так как условия заключенного Обществом с и его кредиторами мирового соглашения экономически не обоснованы, возможность осуществления должником хозяйственной деятельности не подтверждена, источники поступления денежных средств для расчетов с кредиторами не определены, в утверждении мирового соглашения следует отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 26.04.2018 по делу N А21-7772/2016 отменить.
В утверждении мирового соглашения отказать.
Дело направить в Арбитражный суд Калининградской области для возобновления производства по делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Напитки Балтики", место нахождения: 236029, Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, д. 38, оф. 1, ОГРН 1063906153541, ИНН 3906165173.
Председательствующий |
А.В. Яковец |
Судьи |
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения является противоречие условий мирового соглашения названному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам (пункт 2 статьи 160 Закона о банкротстве).
...
В судебном заседании по рассмотрению вопроса об утверждении мирового соглашения конкурсным управляющим Пасько В.П. приводились доводы о возможности возобновления ранее осуществлявшейся должником хозяйственной деятельности, однако указанные доводы также не подтверждены какими-либо доказательствами.
При таком положении условия утвержденного судом первой инстанции мирового соглашения не могут быть признаны экономически обоснованными, что в соответствии с правовой позицией, сформированной в пункте 17 Обзора N 1, является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что условия мирового соглашения не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, форма и содержание мирового соглашения соответствуют установленным требованиям, следует признать не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на неправильном применении приведенных норм Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 августа 2018 г. N Ф07-8342/18 по делу N А21-7772/2016
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11578/2022
05.01.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23656/2021
08.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14536/2021
17.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19489/2021
17.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12773/2021
09.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15528/2021
09.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15532/2021
28.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15775/2021
27.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7690/2021
17.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38087/20
04.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24664/20
25.09.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23092/20
16.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34771/19
16.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34766/19
23.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-240/20
19.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21071/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7772/16
28.05.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7772/16
15.03.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7772/16
07.08.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8342/18
03.07.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12816/18
29.06.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6616/18
26.04.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7772/16
26.03.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1154/18
26.03.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-669/18
12.12.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7772/16
31.05.2017 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7772/16
21.12.2016 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7772/16