Охрана труда в Российской Федерации: научно-практический комментарий к разделу Х Трудового кодекса Российской Федерации (постатейный)
Л.В. Серегина
Трудовой кодекс Российской Федерации
от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ, от 03.07.2016 N 348-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 01.05.2017 N 84-ФЗ, от 18.06.2017 N 125-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 01.07.2017 N 139-ФЗ, от 29.07.2017 N 255-ФЗ, от 29.07.2017 N 256-ФЗ, от 27.11.2017 N 359-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ, от 29.12.2017 N 461-ФЗ, от 31.12.2017 N 502-ФЗ, от 05.02.2018 N 8-ФЗ, от 19.07.2018 N 207-ФЗ, от 03.08.2018 N 304-ФЗ, от 03.08.2018 N 315-ФЗ, от 03.10.2018 N 353-ФЗ, от 11.10.2018 N 360-ФЗ, от 27.12.2018 N 542-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 26.07.2019 N 231-ФЗ, от 02.08.2019 N 292-ФЗ, от 12.11.2019 N 372-ФЗ, от 02.12.2019 N 393-ФЗ, от 16.12.2019 N 439-ФЗ, от 24.04.2020 N 127-ФЗ, от 25.05.2020 N 157-ФЗ, от 13.07.2020 N 210-ФЗ, от 31.07.2020 N 246-ФЗ, от 31.07.2020 N 261-ФЗ, от 09.11.2020 N 362-ФЗ, от 08.12.2020 N 407-ФЗ, от 29.12.2020 N 477-ФЗ, от 09.03.2021 N 34-ФЗ, от 05.04.2021 N 74-ФЗ, от 20.04.2021 N 99-ФЗ, от 30.04.2021 N 109-ФЗ, от 30.04.2021 N 110-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ, от 02.07.2021 N 311-ФЗ, от 19.11.2021 N 372-ФЗ, от 19.11.2021 N 373-ФЗ, от 22.11.2021 N 377-ФЗ, от 25.02.2022 N 27-ФЗ, от 14.07.2022 N 240-ФЗ, от 14.07.2022 N 273-ФЗ, от 14.07.2022 N 283-ФЗ, от 14.07.2022 N 349-ФЗ, от 07.10.2022 N 376-ФЗ, от 04.11.2022 N 434-ФЗ, от 19.12.2022 N 545-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П, Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О, от 03.11.2009 N 1369-О-П, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П, от 19.12.2018 N 45-П, от 14.07.2020 N 35-П, от 06.10.2021 N 43-П, от 15.07.2022 N 32-П)
Предисловие
Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой издание, в котором содержится развернутый постатейный комментарий к разд. X "Охрана труда" Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).
Положения комментария основываются на Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, закрепляется право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, уважается труд граждан и обеспечивается защита их прав (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37, ч. 5 ст. 75, ст. 75.1).
Институт охраны труда находится в постоянном развитии. Это связано прежде всего с поиском путей рациональной организации охраны труда работников, изменением подхода к пониманию и осуществлению охраны труда, в том числе к оценке условий труда, выявлению профессиональных рисков и предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также с дальнейшим расширением дифференциации трудовых отношений, проявлением которой стали нормы, регулирующие труд дистанционных работников и заемного персонала.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", вступившим в силу с 01.03.2022, разд. X "Охрана труда" изложен в новой редакции, принципиально изменившей подходы к охране труда в Российской Федерации, предусмотревшей создание единой системы управления охраной труда как на государственном уровне, так и у работодателя. Раздел объединяет пять глав - с 33 по 36.1.
В настоящем комментарии даются ссылки и приводятся выдержки из международных актов, включая конвенции и рекомендации МОТ, акты государств - участников СНГ и ЕАС, иные акты, устанавливающие международные стандарты безопасности труда.
В регулировании отношений в сфере охраны труда наряду с ТК РФ важное место занимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, постановления Правительства РФ, акты Министерства труда и социальной защиты РФ и других государственных органов исполнительной власти, акты технического характера, регулирующие отношение человека со средствами производства, технические регламенты Таможенного союза, а также национальные стандарты безопасности труда, в связи с чем при комментировании статей гл. 34 "Государственное управление охраной труда и требования охраны труда", а также иных статей разд. X ТК РФ учитываются положения указанных актов.
Исходя из того, что целями трудового законодательства являются создание благоприятных условий труда, установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, защита прав и интересов работников и работодателей и нормы об охране труда содержатся в различных главах ТК РФ, в том числе определяющих особенности регулирования труда женщин (гл. 41), работников в возрасте до 18 лет (гл. 42), дистанционных работников (гл. 49.1), работников, занятых на подземных работах (гл. 51.1), и других, в комментарии к гл. 35 "Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда" даются отсылки к статьям Кодекса, содержащимся в иных главах ТК РФ.
При комментировании норм, направленных на защиту и восстановление нарушенных прав граждан в сфере охраны труда, обращается внимание на повышение уровня защиты таких прав посредством установления запрета на работу в опасных условиях труда. В комментарии даются ссылки и приводятся положения ГК РФ, предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью гражданина (ст. 1084-1093 части второй ГК РФ), КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушение законодательства об охране труда (ст. 5.27, 5.27.1, 6.3, 6.4, 9.1, 9.6, 9.9 и др.), УК РФ, определяющие уголовную ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ст. 143), и др.
Глава 36 "Управление охраной труда" объединяет нормы, направленные на создание системы управления охраной труда у работодателя. При комментировании норм данной главы обращается внимание на структурирование основных процедур управления охраной труда у работодателя, расширение прав работодателей при построении системы управления охраной труда, включающей управление профессиональными рисками, изменение существующего подхода в осуществлении мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) работника к обеспечению его средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов.
При комментировании норм указанной главы приводятся примеры построения систем управления охраной труда в различных организациях.
Отдельную группу составляют нормы, содержащиеся в гл. 36.1 "Расследование, оформление (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев", при комментировании которых обращается внимание на совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве с целью предотвращения сокрытия даже незначительных, не представляющих опасности для здоровья повреждений и травм и даются отсылки к подзаконным актам, устанавливающим особенности расследования, оформления и учета несчастных случаев в отдельных отраслях и организациях.
Также в комментарии учтены вопросы оценки условий труда в контексте уточнения нормативных требований вследствие создания с 01.01.2023 Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (сокращенно Социальный фонд России - СФР). СФР создан на основании Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
Ведущий научный сотрудник
отдела законодательства о труде
и социальном обеспечении ИЗиСП,
к.ю.н. Л.В. Серегина
------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru.
*(2) URL: http://www.medprofsouz.ru/media/userfiles/files/mot_sout_2001.pdf.
*(3) См.: Постановление Правительства РФ от 22.09.2021 N 1603 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения" и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
*(4) См.: Концепция "нулевого травматизма" (Vision Zero), разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) в 1997 г. URL: http://visionzero.global/ru.
*(5) См.: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения".
*(6) Там же.
*(7) См.: Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
*(8) См.: Статья 18 Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
*(9) См.: Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении Правил по охране труда при работах в особых температурных условиях воздействия микроклимата и климатических опасностей" (подготовлен Минтрудом России, ID проекта 02/08/02-22/00124839). Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 21.02.2022.
*(10) См. ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
*(11) См.: Концепция "нулевого травматизма" (Vision Zero), разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) в 1997 г. URL: http://visionzero.global/ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу Х Трудового кодекса Российской Федерации (постатейный) (Серегина Л.В.). - "ООО "Юридическая фирма "Контракт", 2023 г. - 312 с.
Книга представляет собой издание, в котором содержится развернутый постатейный комментарий к разделу X "Охрана труда" ТК РФ.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" раздел "Охрана труда" изложен в новой редакции, принципиально изменившей подходы к охране труда в Российской Федерации, предусмотревшей создание единой системы управления охраной труда как на государственном уровне, так и у работодателя. В комментарии учтены вопросы оценки условий труда в контексте уточнения нормативных требований вследствие создания с 01.01.2023 Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Научно-практический комментарий рассчитан на широкий круг читателей, в том числе на специалистов в области охраны труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, работодателей, работников, их представителей, студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных организаций, а также граждан, интересующихся вопросами охраны труда.
Об авторе:
Л.В. Серегина - ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником или оригинал-макетом в электронной форме, предоставленным первоначальным печатным публикатором, литературным агентом или автором.