Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений - 2024.
Памятка бухгалтеру
Общие требования
Чем руководствоваться при составлении отчетности?
Порядок формирования бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений за 2024 год установлен Инструкцией N 33н.
Приказом Минфина России от 30.09.2024 N 143н (дата регистрации в Минюсте России 12.11.2024) уточнены положения в части представления федеральными учреждениями информации, предусмотренной соответствующими сведениями Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760), на основе размещенной в системе "Электронный бюджет" информации о финансовых и нефинансовых активах, об обязательствах, а также об операциях, их изменяющих, и о полученных финансовых результатах. Напомним - размещение данной информации федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями в ГИИС "Электронный бюджет" предусмотрено ст. 264.1-1 БК РФ. Но! новое положение применяется начиная с отчетности за 2025 год.
Отметим - приказ Минфина России от 30.09.2024 N 143н никак не влияет на порядок составления и представления годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год.
Особенности формирования бухгалтерской отчетности за 2024 год разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 29.11.2024 NN 02-06-06/120378, 07-04-05/02-35262;
- от 15.05.2024 NN 02-06-06/44344, 07-04-05/02-12968.
Справочно: особенности формирования бухгалтерской отчетности за 2023 год разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 11.01.2024 NN 02-06-06/950, 07-04-05/02-253;
- от 10.04.2023 NN 02-06-07/31750, 07-04-05/02-9612.
Со всеми системными письмами Минфина России и Федерального казначейства, касающимися формирования бухгалтерской отчетности АУ/БУ, можно ознакомиться в специальной Справке.
Подробнее с дополнительными критериями по раскрытию информации при составлении и представлении главными администраторами средств федерального бюджета и федеральными бюджетными и автономными учреждениями годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год можно ознакомиться в специальном разделе Памятки. Основные требования и подходы к формированию показателей в отчетных формах, определенные Минфином России и ФК для федерального уровня, следует применять организациям бюджетной сферы всех уровней бюджета
Справочно: с дополнительными критериями по раскрытию информации при составлении и представлении месячной и квартальной бухгалтерской отчетности АУ/БУ в 2024 году можно ознакомиться здесь.
К сведению: порядок взаимодействия главных администраторов средств федерального бюджета с Минфином России и Федеральным казначейством в части методологического сопровождения внесения уточнений в годовую отчетность - 2024 по результатам контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой РФ, доведен совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2024 NN 02-06-06/125594, 07-04-05/02-36633.
Особенности составления и представления консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений за 2024 год финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 29.11.2024 NN 02-06-06/120377, 07-04-05/02-35263;
- от 15.05.2024 NN 02-06-06/44571, 07-04-05/02-13047.
Справочно: особенности составления и представления консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений за 2023 год финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 11.01.2024 NN 02-06-06/1031, 07-04-05/02-255;
- от 10.04.2023 NN 02-06-07/31748, 07-04-05/02-9614.
|
Подробнее об общих требованиях к составлению бухгалтерской отчетности, ее составу и периодичности представления читайте в Путеводителе по бухгалтерской отчетности БУ/АУ |
Как подготовиться к составлению годового отчета?
Для корректного формирования годовой отчетности за 2024 год проанализируйте возможные причины корректировки входящих остатков на 01.01.2024, связанные в том числе с изменением кодов бюджетной классификации Российской Федерации (составных частей), применяемых при формировании номеров счетов аналитического учета Рабочего плана счетов, а также с исправлением ошибок прошлых лет (см. письмо Минфина России от 30.12.2021 N 02-06-07/108267). Обратите внимание, что под изменением показателя вступительного баланса понимается в том числе такое изменение, значение которого равно нулю. Например, при уточнении номеров счетов аналитических счетов учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности при изменении кодов бюджетной классификации в графе 9 раздела 1 Сведений (ф. 0503773) по коду причины 06 "Иные причины, предусмотренные законодательством Российской Федерации" указывается значение равное нулю (в формате 0,00) (п. 3 письма Минфина России от 30.07.2023 N 02-06-07/71391, п. 1.2 письма Минфина России от 30.12.2021 N 02-06-07/108267).
Напоминаем, что при формировании Сведений (ф. 0503773) за 2024 год не должно быть показателей в соответствующих графах с кодом причины "02 - изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов".
В рамках мероприятий по завершению финансового года сверьте расчеты с ФНС и уплатите налоги и страховые взносы за 2024 год. Рекомендации Минфина России о проведении сверки расчетов по ЕНС (ЕНП) и завершении финансового года по налоговым обязательствам были доведены письмом Минфина России от 20.12.2024 N 02-06-09/129397. Досрочная уплата страховых взносов за декабрь 2024 года и имущественных налогов за 2024 год с учетом механизма расчетов с налоговым органом с использованием ЕНП и резервированием средств на ЕНС существенно влияет на показатели годовой отчетности (письмо Минфина России от 29.12.2024 N 02-06-09/133794). Подробности - здесь.
|
Подготовиться к составлению годовой отчетности поможет наш специальный материал. Подробнее об отражении событий после отчетной даты и поступивших после отчетной даты документов отчетного года - в нашем специальном материале и Энциклопедии решений. При формировании показателей годовой отчетности не забывайте создавать и корректировать резервы предстоящих расходов. Не забудьте сформировать на годовую отчетную дату резервы "под приемку", связанные с временным разрывом между датами фактического получения имущества, результатов работ / услуг, и датой подписания заказчиком документов приемки. Подробности - здесь. Проверьте, не нужно ли сформировать на годовую отчетную дату резерв "по коммуналке" за декабрь отчетного года при отсутствии документов поставщиков. О порядке отражения операций по договорам оказания коммунальных услуг и особенностях формирования резерва под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы, см. здесь. Уточните сумму резерва на оплату отпусков на конец года - подробности здесь. |
|
Проанализируйте показатели по налоговым обязательствам с помощью специальных материалов: - ЕНП в отчетности: проблемные вопросы по налогам и взносам. |
|
Заявили потребность в остатке целевых средств? Сверьте показатели в годовой отчетности! |
|
Проанализируйте показатели задолженности, особое внимание уделите ее качественным характеристикам. Воспользуйтесь специальными памятками: - Новое! Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по расходам (выплатам); - Новое! Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по доходам (поступлениям). Проверьте расчеты по безвозмездным неденежным передачам с помощью специальной памятки "Передача активов и обязательств в секторе госуправления: проводки, КОСГУ". |
|
Смотрите также видеоуроки и семинары ГАРАНТа: - Новое! Подготовка к сдаче отчетности за 2024 год; - Новое Пояснительная записка к годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности (ф. 0503160, ф. 0503760); - Новое! Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по расходам; - Новое! Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по доходам; - Актуальные вопросы учета в госучреждениях и отчетность за полугодие 2024 года; - Годовой отчет - 2023: важные разъяснения Минфина и Казначейства; - Позднее поступление документов: когда и как формировать резерв; - Закупка товаров, работ и услуг: когда надо применять счет 401 60?; - Учет расчетов по налогам и взносам с 2023 года. Все видеоматериалы для бухгалтера бюджетной сферы доступны в любое время! - Видеоуроки по бухучету, отчетности и бюджетной методологии: коротко о главном; |
|
Достоверность показателей годовой бухгалтерской отчетности необходимо подтвердить результатами проведенной годовой инвентаризации. В чем особенности проведения инвентаризации 2024 года? Новые требования, основные моменты, важные детали - в нашем специальном обзоре. Новое! Сформировать минимальный перечень объектов, подлежащих инвентаризации перед составлением годовой отчетности, с учетом сроков инвентаризации, поможет специальная Памятка. Новое! Выбрать счета, остатки на которых могут быть проинвентаризированы, и оформить результаты инвентаризации поможет наша Памятка "Объекты инвентаризации: инвентаризационные описи и счета учета". |
|
Организовать и провести инвентаризацию помогут наши Энциклопедии решений: |
|
Смотрите также тематический видеоматериал ГАРАНТа: |
Как сверить показатели составленной отчетности?
Проверьте сформированную бухгалтерскую отчетность на соблюдение требований к ее составлению и представлению путем выверки показателей отчетности по установленным Инструкцией N 33н и субъектом консолидированной отчетности (в частности, Федеральным казначейством) контрольным соотношениям.
Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, размещенные на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Документы / Учёт и отчётность", уточняются и дополняются в процессе сдачи отчетности.
О самых важных уточнениях и новых проверках, которые содержатся в контрольных соотношениях к годовым формам бухгалтерской отчетности АУ/БУ за 2024 год - в новостной ленте.
Справочно: ознакомьтесь с наиболее значимыми изменениями, внесенными в Контрольные соотношения ФК к отчетности:
Проверьте правильность применения бюджетной классификации РФ - в отчетности должны содержаться коды бюджетной классификации (составные части КБК), актуальные на отчетную дату. О возможных случаях, когда допускается указание в отчетных формах кодов классификации доходов и расходов бюджетов, которые применяются начиная с очередного года (года, следующего за отчетным) - здесь.
Проверьте 15 - 17 разряды в номерах счетов по дебиторской и кредиторской задолженности с помощью Справочника Казначейства по счетам учета расчетов в увязке с аналитическими кодами видов расходов, подвидов доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Подробности здесь.
Проанализируйте показатель на счете 303 01 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" на начало года и конец отчетного периода - подробности здесь.
Не все коды (составные части кодов) бюджетной классификации РФ (аналитическая группа подвида доходов бюджетов, коды видов расходов, аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов), установленные Порядком N 82н, могут применяться бюджетными и автономными учреждениями, поскольку те не являются участниками бюджетного процесса.
Начиная с 2023 года вместо Порядка N 85н применяется Порядок N 82н. В части, не противоречащей Порядку N 82н, рекомендуем использовать перечни кодов АнКВД, КВР и АнКВИ (КИФ), которые вправе применять АУ и БУ, формируя с их помощью 15 - 17 разряды номера счета бухгалтерского учета (информация Минфина России от 20.02.2021):
- Перечень видов расходов, применяемых бюджетными и автономными учреждениями согласно Порядку N 85н;
Подробнее с особенностями применения КВР и АнКВД бюджетными и автономными учреждениями можно ознакомиться здесь.
|
Сверить показатели отчетности поможет следующая информация: - Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности АУ/БУ; |
|
|
Об основных нововведениях и изменениях в КБК - в обзоре "КВР и КОСГУ - 2024. Важные изменения" |
|
|
На что еще следует обратить внимание при проверке показателей отчетности - в Путеводителе по бухгалтерской отчетности БУ/АУ. |
|
|
Подробнее об исправлении ошибок прошлых лет Вы можете прочесть в Энциклопедиях решений. |
Кому представляется отчетность?
Бухгалтерская отчетность представляется органу-учредителю.
По решению финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, бухгалтерская отчетность может представляться непосредственно в указанный финансовый орган (п. 6 Инструкции N 33н).
В случае передачи учредителем полномочий по формированию консолидированной бухгалтерской отчетности подведомственных бюджетных и автономных учреждений централизованной бухгалтерии бухгалтерская отчетность представляется учреждением в централизованную бухгалтерию (п. 6 Инструкции N 33н).
В случае передачи учреждением полномочий по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности централизованной бухгалтерии отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения (предавшего полномочия субъекта отчетности) вышестоящему субъекту консолидированной отчетности (п. 5 Инструкции N 33н, п. 7 Стандарта "Учетная политика...").
Автономное учреждение представляет учредителю, иному внешнему пользователю отчетности дополнительно к годовой бухгалтерской отчетности информацию о ее рассмотрении наблюдательным советом автономного учреждения (п. 7 Инструкции N 33н).
|
Подробнее о порядке представления бухгалтерской отчетности, в том числе уточненной отчетности - в специальных разделах Путеводителя по бухгалтерской отчетности БУ / АУ |
В какой срок представить отчетность?
Конкретные сроки представления бухгалтерской отчетности устанавливаются органом (субъектом консолидированной отчетности), в который такая отчетность представляется.
Непредставление бухгалтерской отчетности в срок, установленный субъектом консолидированной отчетности - основание для привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Причем субъект консолидированной отчетности (учредитель, финорган) обязан письменно уведомить орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, о нарушении срока представления отчетности субъектом периметра консолидации (п. 11 Инструкции N 33н).
Федеральные бюджетные и автономные учреждения предоставляют бухгалтерскую отчетность средствами подсистемы "Учет и отчетность" ГИИС "Электронный бюджет" с соблюдением сроков, установленных п. 8.1 Инструкции N 33н, с учетом положений п. 8 постановления Правительства РФ от 15.02.2020 N 153.
Сроки представления годовой консолидированной бухгалтерской отчетности за 2024 год главными администраторами средств федерального бюджета в 2025 году установлены приказом Федерального казначейства от 23.10.2024 N 15н (находится на регистрации в Минюсте России, размещен на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Документы / Учет и отчетность") (см. письмо Минфина России и Федерального казначейства от 29.11.2024 NN 02-06-06/120378, 07-04-05/02-35262). Отчет (ф. 0503738-НП) об обязательствах по нацпроектам за 2024 год представляется в сроки, установленные для представления Отчета (ф. 503128-НП).
Особенности формирования годовой отчетности
Минфин России и Федеральное казначейство подготовили рекомендации по составлению и представлению годовой отчетности для главных администраторов средств федерального бюджета - дополнительные критерии по раскрытию информации при составлении и представлении федеральными субъектами отчетности годовой бухгалтерской отчетности автономных и бюджетных учреждений за 2024 год доведены совместным системным письмом от 29.11.2024 NN 02-06-06/120378, 07-04-05/02-35262 (размещено на официальных сайтах Минфина России minfin.gov.ru и Казначейства России www.roskazna.gov.ru). Основные требования и подходы к формированию показателей в отчетных формах, определенные Минфином России и ФК для федерального уровня, следует применять организациям бюджетной сферы (субъектам бухгалтерской отчетности) всех уровней бюджета.
Кроме того, Минфином России и Казначейством России определены особенности формирования отчетности за 2024 год финансовыми органами субъектов РФ и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации - дополнительные критерии доведены письмом от 29.11.2024 NN 02-06-06/120377, 07-04-05/02-35263.
Требования ведомств к годовой отчетности третий год остаются практически неизменными и в основном повторяют критерии и рекомендации к отчетности за 2022 и 2023 годы. Годовая бухгалтерская отчетность за 2024 год формируется с учетом общих положений к составлению и представлению бюджетной отчетности, а также особенностей, предусмотренных для аналогичных форм бюджетной отчетности. Как и прежде, Минфин России совместно с Федеральным казначейством обращают внимание на ряд важных позиций, которые могут существенно повлиять на показатели отчетности-2024.
Справочно: с дополнительными критериями по раскрытию информации при составлении и представлении годовой отчетности АУ/БУ за 2023 год можно ознакомиться здесь.
Остановимся на основных положениях системного письма по годовой отчетности - 2024.
1. Показатели в отчетности формируются по действующей в отчетном периоде бюджетной классификации РФ согласно Порядкам NN 82н и 209н, Приказу N 80н об утверждении КБК на 2024 год, с учетом Таблиц соответствия ВКР, АнКВД и КОСГУ, установленных для денежных потоков, а также в целях отражения в учете безвозмездных неденежных передач.
Перенос исходящих остатков на 01.01.2024 в случае уточнения/изменения КБК-2024 по сравнению с 2023 годом как всегда следовало осуществить операциями межотчетного периода (см. также п. 3 письма Минфина России от 30.07.2023 N 02-06-07/71391, п. 1.2 письма Минфина России от 30.12.2021 N 02-06-07/108267).
2. При заключении в декабре 2024 года соглашений на предоставление целевых субсидий на 2025 - 2027 гг. принятие в 2024 году обязательств на очередной финансовый год и плановый период осуществляется с применением КБК - 2025, установленных Приказом N 85н с учетом положений Порядков NN 82н и 209н.
3. В целях составления годовой отчетности обязательна инвентаризация активов и обязательств. При проведении годовой инвентаризации - 2024 субъект учета обязан руководствоваться положениями Общих требований к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденных Стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
В рамках инвентаризационных мероприятий необходимо свериться с данными государственных реестров и/или информационных систем, в частности ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, ЕИС, ГАС "Управление", ГАС "Правосудие", реестрами незавершенных объектов капстроительства, реестрами имущества ППО (федерального имущества, имущества субъекта РФ, муниципального имущества), данными иных государственных реестров и информационных систем, а также с данными реестров акционеров обществ. Это необходимо для получения актуальных данных о закрепленных за учреждением объектах недвижимости, о кадастровой стоимости земельных участков, о показателях финвложений с учетом данных реестров акционеров обществ, о судебных разбирательствах для корректного формирования Сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295).
Особое внимание следует обратить на системное требование к показателям годовой отчетности - в отчетных формах отражение контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ на отчетную дату, не допускается.
4. При формировании отчетности нельзя забывать и о событиях после отчетной даты (далее также - СПОД). Особенно о событиях после отчетной даты, подтверждающих условия деятельности, ведь их следует отразить последним днем отчетного периода. К таким событиям согласно Стандарту "События после отчетной даты" относятся, в частности:
- завершение после 31 декабря 2024 года процесса оформления госрегистрации права собственности и/или права оперативного управления, инициированного в 2024 году (подробнее см. здесь);
- изменение (актуализация) кадастровых оценок стоимости земельных участков, в том числе с 01.01.2025 (подробности - здесь).
Дополнительно к перечисленным в Стандарте СПОД в годовой отчетности следует раскрыть информацию:
- о результатах годовой инвентаризации-2024, проведенной на дату не позднее 01.01.2025, в том числе оформленной Актами о результатах инвентаризации в 2025 году, а также соответствующими решениями и актами, сформированными по итогам годовой инвентаризации и подписанными в 2025 году;
- о корректировке данных бухгалтерского учета по результатам сверки показателей финансовых вложений по состоянию на 01.01.2025 с данными соответствующих реестров акционеров обществ, полученными после отчетной даты, но до срока представления отчетности.
Кроме того, учетной политикой может быть предусмотрено отражение в качестве существенного СПОД, подтверждающего условия деятельности, признание денежных обязательств и кредиторской задолженности за счет созданных в отчетном году резервов "под приемку" на основании документов о приемке товаров/работ/услуг, подписанных после отчетной даты - после 01.01.2025 (подробнее см. здесь).
Не следует забывать, что если для соблюдения сроков представления отчетности информация о событии после отчетной даты, подтверждающем условия деятельности, не использована при формировании показателей отчетности (например, в связи с поздним поступлением документов), информация об указанных событиях раскрывается в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760). В таком случае в 2025 году необходимо отразить корректировку входящих остатков на 01.01.2025 (в межотчетный период) в порядке исправления ошибок прошлых лет.
4.1. Начиная с годовой отчетности за 2023 год основанием для отражения в учете актуализации (изменения) кадастровой оценки стоимости земельных участков, применяемой с годовой отчетной даты (для годовой отчетности-2024 с 01.01.2025), в случае изменения кадастровой стоимости по результатам государственной кадастровой оценки, проведенной согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", является утвержденный уполномоченным органом субъекта РФ Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (далее также - Акт). Отметим - сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, полученной по результатам государственной кадастровой оценки, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу Акта, а именно по истечении одного месяца после дня его официального опубликования. Данный Акт официально публикуется уполномоченным органом субъекта РФ на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и/или в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование актов органов государственной власти субъекта РФ. Конечно, сведения о переоцененной кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат включению в ЕГРН. Но проблема в том, что не всегда новая кадастровая стоимость, полученная по итогам государственной кадастровой оценки, внесена в ЕГРН своевременно, и при сдаче отчетности в прошлые годы возникало множество споров с контролирующими органами по поводу достоверности отчетности именно по причине наличия у субъекта отчетности на дату представления отчетности Выписки из ЕГРН, не учитывающей новую кадастровую стоимость. Соответственно, сведения о новой кадастровой стоимости на отчетную дату отсутствовали в годовой отчетности, поскольку сведения о переоценке земли были внесены в ЕГРН уже после сдачи годовой отчетности. Позиция Минфина России по данному вопросу уже второй год фиксируется в системном письме - НПА, вступивших в силу в отчетном году, публично объявляющих новые кадастровые оценки, с отлагательной нормой о применении кадастровой стоимости с 1 января очередного года, а именно Актов об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на 1 января очередного года, достаточно для отражения корректировки стоимости земли в учете и отчетности последним днем отчетного года. Поэтому при наличии информации о проведении в субъекте РФ в отчетном году государственной кадастровой оценки земельных участков в обязательном порядке сверьте стоимость таких объектов учета с Актом в рамках инвентаризации объектов недвижимости на годовую отчетную дату, которую в обязательном порядке необходимо провести перед составлением годовой отчетности. Если же на официальном сайте уполномоченного органа Акт не опубликован, и данные о стоимости находящегося в пользовании органа / учреждения земельного участка на 01.01.2025 в ЕГРН еще не отражены, стоит направить соответствующий запрос в уполномоченный орган (см. письмо Минфина России от 17.12.2024 N 02-07-08/127162).
Но в случае изменения кадастровых оценок по судебным решениям по-прежнему основанием для отражения новой кадастровой оценки земельных участков в учете и отчетности являются выписки из ЕГРН.
Таким образом, в зависимости от причины изменения кадастровой стоимости земельного участка документом, который подтверждает такое изменение на 01.01.2025, может выступать не только Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, но и Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, принятый уполномоченным органом субъекта РФ. Такой подход соответствует положениям Стандарта "Непроизведенные активы", определяющим два основания для отражения в учете земельных участков по новой кадастровой стоимости: проведение государственной кадастровой переоценки ИЛИ внесение изменений в ЕГРН в соответствии с законодательством РФ.
|
Как отразить в отчетности изменение кадастровой стоимости земли в разных ситуациях, на примерах расскажет специальная Памятка |
4.2. В части завершения после 31 декабря 2024 года процесса оформления госрегистрации права собственности публично-правового образования и права оперативного управления учреждения также есть особенности для включения такого факта в состав событий после отчетной даты, подтверждающих условия деятельности, при передаче имущества между правообладателями права оперативного управления, а также в случае госрегистрации права на приобретенные или созданные (построенные) объекты недвижимости.
Традиционно в случае расчетов с правообладателями права оперативного управления - субъектами бюджетной отчетности, возникающих при передаче недвижимого имущества, необходимо учитывать срок представления принимающей стороной (участником бюджетного процесса) годовой Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Если право оперативного управления до конца 2024 года прекращено у передающей стороны, при этом право оперативного управления зарегистрировано за получателем имущества (субъектом бюджетной отчетности) в 2025 году до даты представления им Справки (ф. 0503125) за 2024 год, именно такой факт признается получателем имущества существенным событием после отчетной даты и объект подлежит отражению принимающей стороной на соответствующих счетах 101 10 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения". В противном случае в целях формирования годовой отчетности принимающая сторона отражает полученный в 2024 году объект недвижимости на забалансовом счете 01, а передающая сторона оформляет расчеты с органом, уполномоченным вести учет имущества казны.
В аналогичном порядке с учетом даты представления отчетности принимающей стороной (или предельного срока, установленного финорганом ППО для завершения процесса госрегистрации права и направления документов в орган, уполномоченный на управление имуществом казны ППО в целях завершения отчетного финансового года по сопоставимым/консолидируемым расчетам) рекомендуем поступать в ситуации, когда сторонами расчетов являются субъекты бухгалтерской отчетности (при передаче недвижимого имущества между правообладателями права оперативного управления: АУ/БУ).
Если участниками расчетов являются бюджетные или автономные учреждения, или имущество получено от участника бюджетного процесса, при передаче недвижимого имущества между такими учреждениями - правообладателями права оперативного управления, необходимо учитывать срок представления принимающей стороной годовой отчетности (иной срок, установленный финорганом ППО). Дело в том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляет НФА имущества казны. Соответственно, такое имущество не должно "пропасть" из консолидированной отчетности РФ, субъекта РФ на отчетную дату, если передающая сторона, которая прекратила право оперативного управления на отчетную дату в установленном порядке, отразила выбытие объекта недвижимости, а принимающая сторона не зарегистрировала право оперативного управления до даты представления годовой отчетности.
На федеральном уровне последний день госрегистрации права получателем имущества в целях формирования годовой отчетности за 2024 год - до 28.01.2025, а предельная дата направления передающей стороной Извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих прекращение на отчетную дату права оперативного управления в отношении переданного имущества, в орган, уполномоченный на управление указанным имуществом казны Российской Федерации - до 29.01.2025.
|
Как отразить в отчетности передачу недвижимости между правообладателями права оперативного упр |
Временной разрыв в регистрации прав может возникнуть не только при передаче недвижимости, но и в случае регистрации прав на созданный (построенный) или приобретенный объект недвижимости. В ситуации, когда на 01.01.2025 года право государственной (муниципальной) собственности на приобретенный или построенный объект недвижимости зарегистрировано, но право оперативного управления в 2025 году до даты представления отчетности не зарегистрировано за правообладателем, осуществившим капвложения, данное имущество должно учитываться в составе имущества казны. Для федеральных учреждений установлена дата, до которой должно быть зарегистрировано право оперативного управления на такие объекты недвижимости для отражения в учете и отчетности-2024 события после отчетной даты и включения такого объекта недвижимости в состав основных средств - 29 января 2025 года. Если регистрация права оперативного управления до 29.01.2025 не завершена, следует оформить передачу капвложений в объект недвижимости уполномоченному на управление имуществом органу для отражения объекта недвижимого имущества на счете 108 51 "Недвижимое имущество, составляющее казну" в отчетности уполномоченного органа за 2024 год. При этом учреждение отражает приобретенный/построенный в 2024 году объект недвижимости на забалансовом счете 01 и оформляет консолидируемые расчеты с органом, уполномоченным вести учет имущества казны. Иными словами, у федеральных учреждений на 01.01.2025 не должно быть остатков на счете 106 01, если строительство/приобретение объекта недвижимого имущества на годовую отчетную дату завершено, стоимость объекта сформирована и право федеральной собственности на объект недвижимого имущества на 01.01.2025 зарегистрировано. Такой подход целесообразно применять всем уровням бюджетов.
4.3. Обратите внимание на еще одно событие после отчетной даты, которое может быть предусмотрено в учетной политике субъекта учета (единой учетной политике при централизации учета). Если на годовую отчетную дату сформирован резерв "под приемку", то есть поставка товара, выполнение работ, оказание услуг были произведены в отчетном году (до 01.01.2025), а документ о приемке подписан в начале 2025 года до даты, определенной в учетной политике, но не позднее даты представления отчетности учреждением (субъектом отчетности), субъект отчетности ВПРАВЕ (но не обязан!!!) отразить на 01.01.2025 кредиторскую задолженность и денежные обязательства, списав ранее созданный резерв и "отсторнировав" отложенные обязательства 31 декабря 2024 года. Однако таким правом воспользоваться можно при условии, что в учетной политике данный факт будет включен в перечень событий после отчетной даты, подтверждающих условия деятельности. И не забудьте установить в учетной политике предельную дату, до наступления которой должен быть подписан документ о приемке для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и в годовой отчетности. Это позволит избежать претензий по вопросу достоверности отчетности, если на 01.01.2025 в годовой отчетности-2024 не будет показателей на счетах 401 60 "Резервы предстоящих расходов" и 502 99 "Отложенные обязательства" по закупкам 2024 года, приемка по которым завершена в начале 2025 года. Отметим - такой подход не отменяет обязанности создавать резерв "под приемку", а лишь дает право его списать "досрочно". Решение о том, включать или не включать факт завершения приемки в начале очередного года в перечень событий после отчетной даты, подтверждающих условия деятельности, должен принимать субъект учета в рамках формирования учетной политики. Если конечно учредитель/ГРБС или финорган не примут решение за субъект отчетности, что данное обстоятельство является существенным событием после отчетной даты, подтверждающим условие деятельности.
|
Подробнее о резерве "под приемку" - в Энциклопедии решений, а также в Пошаговой инструкции. Закупка товаров, работ, услуг в бюджетной сфере: от А до Я. |
Если принято решение о списании созданного в отчетном году резерва "под приемку" в порядке отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты, подтверждающих условия деятельности, рекомендуем включить в перечень СПОД еще одно событие, непосредственно связанное с закупкой товаров. А именно - принятие к учету последним днем отчетного периода основных средств (движимого имущества), поставка которых состоялась в декабре отчетного года, а приемка завершена в начале 2025 года, на основании Решения о признании объектов НФА (ф. 0510441), оформленного до даты подписания отчетности в начале 2025 года. Поскольку операции в рамках одной закупки начиная от поставки товара заказчику и заканчивая работой комиссии по поступлению и выбытию активов взаимосвязаны, при отсутствии резерва "под приемку" на отчетную дату целесообразно "закрыть" показатели вложений на счете 106 01 и принять полученные в 2024 году материальные ценности, относящиеся к основным средствам - движимому имуществу, на счете 101 00. Аналогичный подход применяется, в частности, в отношении объектов недвижимого имущества в случае завершение после отчетной даты процесса оформления госрегистрации права оперативного управления, начатого в отчетном году.
5. Определены следующие критерии и некоторые важные особенности формирования показателей в отчетных формах в составе годовой отчетности бюджетных и автономных учреждений за 2024 год:
Отчетная форма |
Особенности отражения отдельных показателей |
Баланс государственного (муниципального) учреждения |
Недопустимо наличие остатков со знаком "минус" по счетам 206 00, 210 05, 301 00, 302 00, 304 00. Исключение из общего правила прямо предусмотрено порядком отражения показателей в Балансе (ф. 0503730) - в части незавершенных на отчетную дату расчетов дебетовый остаток по счетам 304 06 и 304 Т6 отражается со знаком "минус". |
На счетах 206 00 и 208 00 не отражается дебиторская задолженность по расходным операциям, в отношении которой осуществляются мероприятия по возврату учреждению ранее произведенных расходов (восстановлению расходов), в том числе: - по по авансам/предоплатам, перечисленным в рамках государственных/муниципальных контрактов, договоров и соглашений, подлежащим возврату контрагентом в случае расторжения контракта/договора/соглашения; - по суммам, подлежащим восстановлению по результатам претензионной работы, в т. ч. по возврату излишне выплаченной зарплаты, оспариваемой работником, и задолженности работников, в т. ч. уволенных, по оспариваемым подотчетным суммам. Суммы такой задолженности по состоянию на 01.01.2025 должны быть перенесены на счет XXXX 0000000000 510 Х 209 34 00Х. Как и когда это нужно сделать - смотрите здесь | |
Показатели счета 0 304 06 000 в части незавершенных расчетов по временному привлечению денежных средств (заимствованиям) между КФО и иных незавершенных расчетов, отражаются в строке 433 Баланса (ф. 0503730). Не забывайте: данные в Балансе (ф. 0503730) отражаются после проведения операций по закрытию года. Дебетовый остаток счета 0 304 06 000 следует указывать со знаком "минус". В случае, когда до представления отчетности учреждением указанные расчеты не завершены, в пояснениях раскрывается информация о планируемых мероприятиях (сроках и суммах) по завершению расчетов.
Информация о завершении расчетов по временному привлечению денежных средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемых в пределах остатка средств на лицевом счете (в кассе) учреждения, сформировавшихся на отчетную дату, является существенной. Федеральным учреждения следует раскрыть данную информацию о "закрытых" расчетах по временному привлечению денежных средств между КФО в строке 190 Таблицы N 10 Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760). | |
Сумма по счету 210 06 "Расчеты с учредителем" (строка 480) равна балансовой стоимости недвижимости, в т.ч. земельных участков, и ОЦДИ, в отношении которых учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, соответствующего критериям актива и учтенного на балансовых счетах. Показатель отражается в положительном значении! Учредитель должен сверить данные счета Х 210 06 000 у подведомственных учреждений с показателями счета 1 204 33 000 у себя в Балансе (ф. 0503130). | |
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса |
Перечень дополнительных аналитических показателей по строкам "в том числе" устанавливается с учетом требований учредителя. Вместе с тем для федеральных ГРБС (главных администраторов средств федерального бюджета) определено - при представлении в Федеральное казначейство сводной (консолидированной) Справки в составе Баланса (ф. 0503730) установленный им перечень дополнительных аналитических показателей в отчете не отражается. Напомним - отражение в Справке в составе Баланса (ф. 0503730) дополнительно введенных учреждением забалансовых счетов не предусмотрено положениями п. 21 Инструкции N 33н. |
Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года |
Финрезультат по нацпроектам (счета 401 10 и 401 20) отражается с указанием в 1 - 17 разрядах номера счета КБК, содержащего коды: - целевых статей, содержащих в 4 - 5 разрядах кода целевой статьи коды основных мероприятий, в 6 - 10 разрядах кода целевой статьи коды направлений расходов целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов; - видов расходов (для счета 401 20) или АнКВД (для счета 401 10) в структуре XX XX 000 XX ХХХХХ XXX (см. Контрольные соотношения к отчетности, п. 21.2 Инструкции N 157н)
Формат КБК в аналогичном порядке предусмотрен: - для графы 3 Отчета об обязательствах учреждения по нацпроектам (ф. 0503738-НП); - для Сведений (ф. 0503769) в части номеров счетов для учета расчетов по доходам, включая счета 401 4Х (например, счет XX XX 000 XX ХХХХХ 150 5 205 52 001 или XX XX 000 XX ХХХХХ 150 5 401 41 152), а также расчетов по расходам (включая резервы на счете 401 60) на реализацию нацпроектов |
В разделе 1 Справки (ф. 0503710), сформированной на основе данных Главной книги, по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 401 10 100 и 0 401 20 200 следует отражать в положительном значении показатели в сумме сформированного остатка на конец года - то есть "свернутое" сальдо (остаток по дебету ИЛИ кредиту) по состоянию на 31 декабря до проведения заключительных операций, а не обороты по дебету и кредиту, сформированные за отчетный год. В свою очередь по счету 0 304 06 000 отражаются обороты по дебету и кредиту счета (развернуто в сумме сформированных оборотов, подлежащих закрытию в конце года на счет 401 30) | |
Предусмотрены следующие особенности отражения 1 - 17 разрядов номера счета 0 401 10 100 "Доходы экономического субъекта" в графе 1 раздела 1 Справки (ф. 0503710) с отражением в 15 - 17 разрядах номера счета вместо АнКВД нулей по отдельным операциям: 1. Изменение кадастровой стоимости земельных участков, ранее принятых к учету, иных результатов от оценки НФА, финансовых (в т. ч. валютных монетарных) активов и обязательств - показатель финрезультата формируется по кредиту/дебету счета ХХХХ 0000000000 000 Х 401 10 176; 2. Финрезультат формируется по кредиту номера счета - НФА и финансовых активов по результатам инвентаризации; - Новое! матзапасов (материалов, комплектующих, запчастей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, асфальтовой крошки), остающихся в распоряжении учреждения для хознужд по результатам проведения ремонтных работ; - Новое! приплода, полученного от животных не классифицируемых в качестве биологических активов; 3. Признание ссудодателем доходов отчетного года от предоставления права пользования активом на льготных условиях (по договорам безвозмездного пользования) отражается: - по счету ХХХХ 0000000000 000 Х 401 10 121 при операционной аренде; - по счету ХХХХ 0000000000 000 Х 401 10 122 при неоперационной (финансовой) аренде; - по счету ХХХХ 0000000000 000 Х 401 10 123 по договору безвозмездного пользования земельными участками, иными НПА. 4. Следующие операции по НФА в корреспонденции со счетом ХХХХ 0000000000 000 Х 401 10 172: - по обособлению (реклассификации, разукомплектации) объектов НФА, являющих инвентарным (групповым инвентарным) объектом учета (ОС, НМА, НПА), с одновременным принятием полученных в результате обособления новых объектов учета - операции между аналитическими группами синтетического счета (22 разряд номера счета) и/или аналитическими видами синтетического счета учета имущества (23 разряд номера счета); - Новое! по оприходованию матзапасов, остающихся в распоряжении учреждения при ликвидации ОС; - Новое! принятие к учету возвращенных (сданных) работниками матзапасов, ранее переданных им в личное пользование для выполнения служебных обязанностей и учтенных на забалансовом счете 27; - Новое! восстановление ОС на балансовом учете с забалансового счета 21 на основании решения о прекращении их эксплуатации и безвозмездной передаче иному правообладателю | |
В графе 1 раздела 1 Справки (ф. 0503710) в 15 - 17 разрядах номера счета 401 20 вместо КВР допускается отражение нулей только в случаях, предусмотренных п. 2.1 Инструкции N 174н, п. 3 Инструкции N 183н, а также при отражении: 1. операций при предоставлении / получении права пользования активом на льготных условиях: - ссудополучателем расходов по амортизации права пользования активом, принятым к учету в качестве объектов аренды на льготных условиях (XX XX 0000000000 000 Х 401 20 224/229); - ссудодателем расходов отчетного года по предоставлению права пользования активом на льготных условиях (XX XX 0000000000 000 Х 401 20 24X/25Х); 2. операций по списанию израсходованных материальных запасов в соответствии со Стандартом "Запасы", если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества | |
При отражении операций по безвозмездным неденежным поступлениям и передачам активов и обязательств, формируя номера счетов 401 10 и 401 20, необходимо учесть положения системного письма Минфина России от 27.09.2022 N 02-07-07/93188, а также Таблиц соответствия КБК при отражении безвозмездных неденежных передач. Напоминаем, что в 15 -17 разрядах номеров счетов 401 10 и 401 20 при безвозмездных неденежных передачах отражаются соответствующие КВР 801 - 809 и АнКВД 191 - 199. Подробности - здесь. | |
Справка по консолидируемым расчетам учреждения |
Справки (ф. 0503725 по коду счет 0 304 06 000) представляются федеральными ГРБС только при изменении состава ПБС в части операций по изменению в течение отчетного года типа учреждения с АУ/БУ на казенное или казенного учреждения на АУ/БУ. Показатели выверяются Учредителем с показателями сводной Справки (ф. 0503125 по коду счета 1 304 06 000) |
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности |
Показатели поступлений средств субсидий по КФО 4, 5 и 6 в сводном Отчете (ф. 0503737) должны соответствовать данным Отчета (ф. 0503127) учредителя по соответствующим КВР (в частности: субсидии по КФО 4 - КВР 611, 621, 614, 624, по КФО 5 - КВР 612, 622, по КФО 6 - КВР 461, 462, 464, 465). Допустимые расхождения: - средства, предоставленные из бюджета ФОМС АУ и БУ на выполнение задания или на иные цели; - возмещение СФР расходов АУ/БУ на предупредительные меры, произведенных по КФО 4 и поступивших в порядке компенсации затрат от СФР соответственно также на КФО 4 (АнКВД 130, КОСГУ 139), а также иные поступления в порядке возмещения затрат, учтенные по КФО 4 и АнКВД 130. Информацию об указанных поступлениях следует отразить в разделе 3 текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760). Федеральным учреждениям сведения о таких поступлениях следует указать в строке 030 Таблицы N 9 Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) |
Неиспользованные остатки целевых субсидий, возвращенные в доход бюджета и отраженные у учреждения по стр. 592 и одновременно по стр. 910 Отчета (ф. 0503737) по КФО 5 и 6, у учредителя должны быть отражены по соответствующим КБК 2 18 00000 00 0000 150 в Отчете (ф. 0503127).
Возвращенные в бюджет неиспользованные остатки субсидии АУ/БУ на выполнение задания, учтенные по стр. 592 и одновременно по стр. 910 Отчета (ф. 0503737) по КФО 4, у учредителя в Отчете (ф. 0503127) должны быть учтены по КБК 1 13 0299Х ХХ ХХХХ 130. Подробности - здесь.
Допустимые расхождения: возвраты субсидий отдельными федеральными учреждениями науки, культуры и образования, являющимися ГРБС, но не являющимися ГлАД. Такую ситуацию требуется раскрыть в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) | |
Перечисление в бюджет средств субсидии на задание по акту проверки контролирующих органов (в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля) при условии выполнения задания отражается по КВР 853 и КОСГУ 241. Подробности - здесь. Новое! Такие расчеты с бюджетом (учредителем) отражаются на счете 0 302 41 000 (КФО 4 или 2). | |
Отчет об обязательствах учреждения |
Если условиями контрактов/договоров предусмотрена оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг за счет плановых назначений очередного финансового года, в том числе при досрочном исполнении обязательств контрагентом в отчетном году, принятые денежные обязательства отражаются в графе 8 раздела 3 Отчета (ф. 0503738, ф. 0503738-НП) |
Суммы обязательств на плановый период 2025 - 2026 гг., принятые на основании соглашений о предоставлении субсидий в 2024 - 2026 годах, отражаются в разделе 3 Отчета (ф. 0503738, ф. 0503738-НП) с учетом уточнений сумм (при необходимости) в случае заключения соглашений (доп. соглашений) в декабре 2024 года о предоставлении субсидий в 2025 - 2027 годах. | |
При заключении в декабре 2024 года соглашений о предоставлении субсидий на 2025 - 2027 гг. принятие в 2024 году обязательств на очередной финансовый год и плановый период осуществляется с применением КБК - 2025, установленных Приказом N 85н с учетом положений Порядков NN 82н и 209н. То есть в разделе 3 Отчета (ф. 0503738-НП) и в разделе 4 Сведений (ф. 0503775) допускается отражение показателей по КБК-2025, в том числе согласно Приказу N 85н, при утверждении показателей Плана ФХД (например, в части целевых субсидий на следующие годы для реализации национальных проектов/программ, региональных проектов в составе национальных проектов) с указанием составных частей КБК, которые применяются начиная с 2025 года, и осуществлении закупочных процедур за счет таких средств. | |
Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности |
При формировании графы 4 Сведений (ф. 0503766) федеральными учреждениями указываются коды целей в соответствии с Перечнем кодов целевых субсидий, приведенным в Приложении N 2 к Порядку санкционирования, утв. приказом Минфина России 13.12.2017 N 226н |
Для федеральных учреждений установлено, что в разделе 1 "Доходы учреждения" и в разделе 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Сведений (ф. 0503766) отражаются детализированные показатели, по которым исполнение плановых назначений по состоянию на годовую отчетную дату составило менее 95% от годовых показателей отчетного финансового года Плана ФХД. При этом показатели графы 8 раздела 1 и раздела 3 не заполняются, при необходимости пояснения указываются в строке 030 Таблицы N 9 Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760). | |
Сведения о движении нефинансовых активов учреждения |
Не забывайте, что по счетам 5 101 00 000, 6 101 00 000, 7 101 10 000, 7 106 10 000 показатели не формируются! Подробнее см. здесь.
Особые правила формирования вложений в НФА в зависимости от КФО необходимо учесть и при формировании Баланса (ф. 0503730). Подробности - здесь. |
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения |
Показатели по счету 401 4Х отражаются с указанием в 15 - 17 разрядах номеров счетов АнКВД. В 24 - 26 разрядах номеров счетов 401 40, 401 41 и 401 49 в обязательном порядке указывается детализированный код КОСГУ.
По доходам будущих периодов по объектам аренды на льготных условиях в части безвозмездного пользования имуществом номер счета 401 4Х отражается ссудодателями аналогично порядку, предусмотренному для формирования номера счета Х 401 10 1ХХ |
Показатели по номеру счета 401 60 отражаются в разрезе КОСГУ с учетом положений п. 2.1 Инструкции N 174н, п. 3 Инструкции N 183н. Подробнее о формировании номера счета 401 60 см. здесь.
Показатели резервов подлежат корректировке на годовую отчетную дату - уточните сумму резерва на оплату отпусков.
Не забудьте сформировать резервы "под приемку". Подробности - здесь. Определите в учетной политике, относится ли подписание документа о приемке в 2025 году по поставленным в 2024 году товарам, оказанным услугам/выполненным работам к событиям после отчетной даты, подтверждающим условия деятельности. Подробнее см. здесь.
Отразите обязательства по коммунальным услугам за декабрь 2024 года. На конец года в отчетности отражаются: - либо сформированные отложенное обязательство (502 99) и резерв (401 60); - либо принятое денежное обязательство за счет плановых назначений очередного года (502 22) и кредиторская задолженность на счете 302 23. О порядке отражения операций по договорам оказания коммунальных услуг и особенностях формирования резерва под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы, см. здесь | |
Показатели дебиторской задолженности, сформированной на конец 2024 года, должны быть перенесены на счет XXXX 0000000000 510 Х 209 34 00Х в следующих случаях: 1. Дебетовый остаток по возврату предоплаты (аванса) на счете 206 00 в случае, если поставка товаров, выполнение работ и услуг больше не предполагаются, договор/контракт расторгнут или его планируется расторгнуть (инициировано расторжение), следует перенести на счета: XXXX 0000000000 510 Х 209 34 00Х - по авансам, уплаченным до 2024 года, XXXX 0000000000 КВР Х 209 34 00Х - по авансам, уплаченным в 2024 году (в течение года). Задолженность по возврату авансов 2024 года, отраженная в 2024 году на счете XXXX 0000000000 КВР Х 209 34 00Х и неисполненная на конец года, переносится последним рабочим днем (28 декабря) на счет XXXX 0000000000 510 Х 209 34 00Х и отражается в Сведениях (ф. 0503769) в составе просроченной задолженности. Как и когда это нужно сделать - смотрите здесь. Обратите внимание - наличие остатка на начало и конец года по счету КВР Х 209 34 00Х недопустимо. Отметим - наличие текущей задолженности на счете XXXX 0000000000 510 Х 209 34 00Х возможно, если определенный соглашением сторон срок возврата на годовую отчетную дату (на 01.01.2025) не наступил. Данный факт рекомендуем отразить в разделе 4 текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760). Подробнее см. здесь. 2. Таким же образом следует поступить и с дебиторской задолженностью на счете 208 00 по уволенным сотрудникам, а также по подотчетным лицам в случае осуществления мероприятий по восстановлению средств - ведения претензионной работы, когда подотчетное лицо не согласно возвращать ранее полученные денежные средства и оспаривает требование. То есть перенести на счет ХХ ХХ 0000000000 510 Х 209 34 007 "дебиторку", подлежащую урегулированию, со счета 208 00 и отразить в Сведениях (ф. 0503769) в составе просроченной задолженности. 3. "Дебиторка" на счете XXXX 0000000000 КВР Х 209 34 001 по произведенным в 2024 году, но не возмещенным до конца года СФР пособиям на погребение и оплате дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами, 28 декабря должна быть перенесена на счет ХХХХ 0000000000 510 Х 209 34 001 как подлежащая возмещению в 2025 году по тому КФО, в рамках которого осуществлялись расходы. | |
Расчеты по возмещению СФР расходов на предупредительные меры, доходы от которых отражаются по подстатье КОСГУ 139, подлежат раскрытию в Сведениях (ф. 0503769) по счету ХХХ 0000000000 130 Х 209 39 001 по КФО, в рамках которого осуществлялись расходы. | |
Дебиторская задолженность по восстановлению (компенсации) затрат, учтенная изначально на счете ХХХ 0000000000 130 Х 209 34 00Х (доходы отражаются по подстатье КОСГУ 134 - в корреспонденции со счетом Х 401 Х0 134 по тому КФО, в рамках которого осуществлялись подлежащие компенсации/возмещению расходы), подлежит раскрытию в Сведениях (ф. 0503769) на общих основаниях, предусмотренных для "дебиторки" по доходам | |
Задолженность на счете 208 00 отражается как просроченная, если подотчетным лицом нарушен срок возврата средств (дебиторская задолженность) или субъектом учета нарушен срок перечисления / выдачи денег, установленный субъектом учета (кредиторская задолженность) | |
Кредиторская задолженность на счетах 205 7Х отражается в составе просроченной при нарушении условий реализации НФА | |
Дебиторская задолженность на счете 209 7Х, по которой виновное лицо не установлено (признана в корреспонденции со счетом 401 4Х), либо не определен срок погашения задолженности, в составе просроченной не отражается. Но если виновное лицо определено и им нарушен установленный срок погашения задолженности, ее необходимо отнести в состав просроченной.
Напомним - не относится к просроченной дебиторская задолженность, сформированная по соответствующим счетам аналитического учета счетов 205 00 "Расчеты по доходам" и 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" в объеме показателей ожидаемых доходов, числящихся по соответствующим аналитическим счетам 401 40 (401 41, 401 49) "Доходы будущих периодов" | |
Новое! На счете 0 205 81 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" отражаются расчеты по суммам, ошибочно зачисленным на лицевые счета бюджетного (автономного) учреждения, по которым не указан или указан ошибочный (несуществующий) код по бюджетной классификации, не указан или указан ошибочный номер лицевого счета, подлежащим последующему возврату плательщику или уточнению. | |
Новое! Показатели по счету 0 302 13 000 "Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда" на 01.01.2025 не допускаются. Если на указанном счете остались незавершенные расчеты с сотрудниками по больничным листкам (до перехода на прямые выплаты пособий по временной нетрудоспособности СФР с 2021 года, кроме первых трех дней за счет средств страхователя, учитываемых на счете 302 66), задолженность необходимо либо исполнить (перечислить контрагенту), либо в случае отсутствия такой возможности списать ее по итогам инвентаризации согласно решению комиссии в установленном порядке. | |
Не забудьте сформировать расчеты с учредителем по целевым средствам - суммы начисленной кредиторской задолженности отражаются на соответствующем счете 303 05 (с указанием в 15 - 17 разрядах АнКВИ 610 - остаток к возврату; или АнКВД 150 - заявлена потребность в остатке средств) на конец года (на 01.01.2025). Если заявили потребность в неиспользованных целевых средствах, проверьте показатели отчетности - подробности здесь. | |
В разделе 2 Сведений (ф. 0503769) отражение контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ на отчетную дату, не допускается | |
Не забудьте сформировать Таблицу N 11 Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) при наличии просроченной дебиторской и/или кредиторской задолженности на отчетную дату в графе 11 раздела 1 Сведений (ф. 0503769) | |
В разделе 2 Сведений (ф. 0503769) федеральным учреждениям необходимо отразить просроченную задолженность в разрезе КОДОВ счетов бухгалтерского учета и годов образования задолженности по показателям в размере 10 млн. руб. и более. При этом информация в разрезе дебиторов/кредиторов не раскрывается - показатели граф 5 - 8 в разделе 2 Сведений (ф. 0503769) не заполняются | |
В случае корректировки показателей просроченной и долгосрочной задолженности на начало года, произошедшей в результате исправления ошибок прошлых лет, не забудьте пояснить причины в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760). Подробности здесь. | |
При наличии на отчетную дату кредиторской задолженности по доходам на счетах 209 4Х поясните причины ее образования в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760) | |
Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения |
Изменения по коду причин "05 - пересчеты показателей отчетности" формируются, как правило, по согласованию с вышестоящим субъектом консолидированной отчетности (учредителем, финорганом). Напомним, что данный код причины может применяться, в частности, в случае изменения показателя долгосрочной задолженности на начало года (произошедшего в результате пересчета показателей отчетности в целях исправления ошибок прошлых лет). Подробнее см. здесь |
Если группировочная строка Сведений (ф. 0503773) осталась неизменной, но при этом в Журнале операций межотчетного периода есть операции по изменению показателей счетов, то есть по аналитическим счетам, включенным в группировочную строку, показатели изменились, в соответствующих графах/строках отражается ноль. Примеры таких ситуаций:уточнение аналитики в 1-17 разрядах номера счета ввиду изменения бюджетной классификации с 01.01.2024.
Если все показатели Сведений (ф. 0503773) с учетом изменений нулевые и/или не подлежат заполнению (сформировалась "пустая" форма), Сведения (ф. 0503773) представляются федеральными учреждениями в виде скан-копии как приложение к Пояснительной записке (ф. 0503760) | |
Обязательно поясните причины изменений, указанные в разделе 1 Сведений (ф. 0503173) по коду "06 - иные причины, предусмотренные законодательством РФ", в строке 070 Таблицы N 10 Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) в разрезе показателей отчета. Подробнее см. здесь. | |
Кроме того, дополнительно информация раскрывается в строке 080 Таблицы N 10 Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) в разрезе показателей отчета при указании кода причины "03.5" (показатели в графе 7) в разделе 4 Сведений (ф. 0503773) | |
Сведения о принятых и неисполненных обязательствах |
В разделе 3 Сведений (ф. 0503775) отражаются ВСЕ факты превышения принятых обязательств учреждения над суммой утвержденных плановых назначений.
В целях обобщения данных по графам 7, 8 раздела 3 Сведений (ф. 0503775) при формировании сводных Сведений (ф. 0503775) главный распорядитель средств бюджета (учредитель) вправе установить перечень кодов причин превышения принятых обязательств над суммой утвержденных плановых назначений, указываемых подведомственными ему АУ/БУ. Но при предоставлении органом-учредителем сводных Сведений (ф. 0503775) в финорган (ФК) установленный ГРБС перечень кодов причин превышения в отчете не отражается |
Для федеральных учреждений в части принятых и не исполненных обязательств учреждения (денежных обязательств), отраженных по соответствующим строкам в графах 10, 11 раздела 1 Отчета (ф. 0503738), размер которых составляет менее 100 млн. рублей, формирование показателей разделов 1, 2 Сведений (ф. 0503775) НЕ осуществляется. Детализируются показатели с заполнением граф 1 - 8 разделов 1, 2 Сведений (ф. 0503775) в части принятых и не исполненных обязательств учреждения (денежных обязательств), размер которых составляет 100 млн. рублей и более | |
Для федеральных ГРБС установлено: - сводные Сведения (ф. 0503775) формируются без разделения по КФО; - в разделах 1 - 4 сводных Сведений (ф. 0503775) показатели формируются по номеру счета с отражением в 1 - 14 разрядах номера счета нулей - не забудьте проверить 15 - 17 разряды. | |
Сведения об остатках денежных средств учреждения |
В Сведениях (ф. 0503779) раскрывается информация о наличии лицевых, банковских счетов учреждения, даже если на начало и конец года на них числятся нулевые остатки (включая лицевые счета 41 и 71). 0,00 на лицевом/банковском счете учреждения - это показатель! |
Номера банковских счетов в графе 1 раздела 1 отражаются в структуре "хххххххххххххххххххх". Показатели по счетам 201 23 и 210 03 отражаются в разделе 1 "Счета в кредитной организации" в структуре "00000000000000000000" (20 нулей) | |
По счетам, открытым субъекту отчетности в кредитных организациях за рубежом, остатки отражаются одной строкой с указанием в графе 1 раздела 1 значения "ZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZ" | |
Если учреждению открыт счет в банке, у которого была отозвана лицензия, остаток средств на этом банковском счете должен быть отнесен в дебет счета 209 81, а дополнительная информация об этой сумме и о самом банке раскрыта в разделе 4 текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760) | |
В графе 1 раздела 2 Сведений (ф. 0503779) учреждение отражает номер лицевого счета. В случае, если разрядность номера лицевого счета составляет менее 20-ти знаков, указывается номер счета и остальные значения, равные нулю (например, ХХХХХХХХХХХ000000000).
При этом в сводных Сведениях (ф. 0503779), формируемых главными распорядителями средств федерального бюджета, в графе 1 раздела 2 отражаются номера лицевых счетов, открытых в ТОФК, в структуре "00000000000000000000" (20 нулей) | |
Сведения (ф. 0503779) представляются федеральными учреждениями по всем КФО одновременно (в формате единого файла) | |
В разделе 4 текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760) детально опишите факторы, повлиявшие на размер остатков денежных средств на отчетную дату на счетах учреждений (в кассе) раздельно по каждому КФО | |
Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения |
Если бюджетное/автономное учреждение реализует бюджетные инвестиции в объект строительства за счет бюджетных средств на условиях софинансирования, такой объект капвложений отражается не только в Сведениях (ф. 0503190), но и в Сведениях (ф. 0503790) в составе бухгалтерской отчетности. Ситуацию необходимо описать в разделе 4 текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) |
Если объекту не присвоен кадастровый номер, в графе 4 Сведений (ф. 0503790) отражается значение "88:88:888888:8888888888". | |
При наличии по объекту незавершенного строительства нескольких кадастровых номеров объектов недвижимости, если невозможно разделить их по сметной стоимости строительства на отдельные объекты незавершенного строительства, в графе 4 Сведений (ф. 0503790) по такому объекту отражается кадастровый номер наиболее значимого для реализации инвестиционного проекта объекта недвижимости | |
Показатели, отраженные в графе 17 Сведений (ф. 0503790) за отчетный финансовый год, должны быть идентичны показателям по объектам капитальных вложений, отраженным в графе 20 Сведений (ф. 0503790) за предыдущий отчетный год в связке с показателями граф: - 1 "Наименование показателя", - 2 "ИНН учреждения"; - 5 "Учетный номер объекта на отчетную дату", - 6 "Учетный номер объекта до поступления". Расхождения допустимы при проведении реорганизации субъектов отчетности | |
Отражение данных о вложениях в один объект капитального строительства у разных балансодержателей является недопустимым, за исключением случаев проведения реорганизации учреждения, а также при приеме / передаче вложений в объекты капстроительства. Показатели по объектам капитальных вложений в случае передачи их от одного балансодержателя другому в течение отчетного финансового года подлежат отражению в Сведениях (ф. 0503790) как передающей, так и принимающей стороной | |
Капитальные вложения, с даты начала формирования которых истекло более 10 лет (начало формирования до 2014 года), требуют детального анализа, с обособленным раскрытием в разделе 4 текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) информации о предполагаемых сроках завершения капитальных вложений и (или) иных мерах по завершению капвложений - требование установлено для федеральных субъектов отчетности | |
Сведения (ф. 0503790) подписываются главным бухгалтером в части финансовых показателей, сформированных на основании данных бухгалтерского учета. Поскольку большинство показателей в Сведениях (ф. 0503790) сформированы на основании аналитической (управленческой) информации, не содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, обязательна подпись лица, ответственного за формирование такой информации и предоставившего указанные данные. Если информацию предоставляют несколько ответственных лиц (например, из разных структурных подразделений), в поле "Ответственное лицо за реализацию инвестиционного проекта" проставляется подпись руководителя учреждения либо уполномоченного им лица из числа лиц, ответственных за предоставление информации | |
Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения |
Если денежные обязательства, принятые на основании одного исполнительного листа, относятся к разным кодам КОСГУ, раскрытие информации в разделе 2 Сведений (ф. 0503295) осуществляется по каждому коду КОСГУ обособленно. При этом графа 2 "Количество" раздела 2 Сведений (ф. 0503295) в этом случае заполняется только по той строке, по которой отражается наибольшая сумма принятых денежных обязательств по исполнительному листу. По остальным суммам в графе 2 раздела 2 Сведений (ф. 0503295) проставляется "ноль" |
Таблица N 6 |
В сводной Таблице N 6 учредитель отражает информацию о результатах годовых инвентаризаций, проведенных подведомственными учреждениями. При этом наименование субъекта отчетности (АУ/БУ) отражается в графе 7 Таблицы N 6. |
Не забудьте - при отсутствии расхождений по результатам годовой инвентаризации Таблица N 6 не заполняется. Информация об отсутствии показателей в Таблице N 6 отражается в строке 020 Таблицы N 12 Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760). Факт проведения годовой инвентаризации независимо от отсутствия или наличии расхождений отражается в строке 010 Таблицы N 12 Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) |
Состав годовой бухгалтерской отчетности
Годовая отчетность - 2024 составляется и предоставляется бюджетными и автономными учреждениями в общем порядке в составе всех форм бухгалтерской отчетности, формирование которых предусмотрено п. 12 Инструкции N 33н, без каких-либо исключений.
При формировании бухгалтерской отчетности за 2024 год необходимо учесть:
- особенности формирования и отражения в отчетных формах отдельных показателей, установленные в системном письме Минфина России и ФК от 29.11.2024 NN 02-06-06/120378, 07-04-05/02-35262 по годовой отчетности-2024 (подробности - в специальном разделе Памятки);
- новый подход к отражению расчетов с ФНС при досрочной уплате налогов и страховых взносов, зарезервированных на годовую отчетную дату, установленный письмом Минфина России от 29.12.2024 N 02-06-09/133794 (подробности - здесь).
Справочно: с изменениями в Инструкцию N 33н, а именно в порядок формирования отчетности за 2023 год, можно ознакомиться здесь.
Основные положения письма Минфина России и ФК по годовой отчетности-2023 - здесь.
Основные положения письма Минфина России и ФК по промежуточной отчетности-2024 - здесь.
В случае, если ВСЕ показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, НЕ ИМЕЮТ числового значения, такая форма отчетности НЕ составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период НЕ представляется, при этом информация об отсутствии в составе бухгалтерской отчетности указанных форм подлежит отражению в строке 020 Таблицы N 12 "Прочие вопросы деятельности учреждения" Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) (п. 10 Инструкции N 33н). Подробности - здесь.
При формировании и (или) представлении бухгалтерской отчетности средствами программных комплексов автоматизации формы бухгалтерской отчетности, не имеющие числовых значений показателей и не содержащие пояснения, формируются и представляются с указанием отметки (статуса) "показатели отсутствуют" (п. 10 Инструкции N 33н).
В следующих специальных материалах, подготовленных по каждой форме, входящей в состав годового отчета, Вы найдете порядок заполнения отчетных форм с примерами, иллюстрациями и практическими советами по формированию показателей отчетности:
Соответствующий финансовый орган, учредитель вправе установить для представления в составе годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления (п. 8 Инструкции N 33н, п. 11 Стандарта "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности").
Годовая бухгалтерская отчетность АУ/БУ представляется главными администраторами средств федерального бюджета в Федеральное казначейство в составе форм, предусмотренных Инструкцией N 33н, без представления дополнительных отчетных форм, установленных главным администратором средств федерального бюджета для субъектов отчетности, входящих в периметр консолидации (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 29.11.2024 NN 02-06-06/120378, 07-04-05/02-35262).
Ответственность за нарушение правил представления бухгалтерской отчетности
При формировании бухгалтерской отчетности одной из важных задач является обеспечение правильности ее формирования и недопущение ошибок в целях предоставления достоверной информации пользователям отчетности.
|
За какие ошибки в учете и отчетности оштрафуют руководителя и (или) главного бухгалтера учреждения? |
|
Какая ответственность предусмотрена за искажение показателей отчетности? |
|
Обзоры судебной практики и практики органов финконтроля: ознакомьтесь с ошибками, которые приводят к недостоверности отчетности организаций бюджетной сферы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.