Что такое воинская часть?
Основной причиной "боевых действий" является то, что ответственность за совершение налоговых правонарушений возлагается на организации (п. 1 ст. 107 НК РФ), под которыми понимают юридические лица (п. 2 ст. 11 НК РФ). А структурные подразделения, филиалы и представительства российских юрлиц не имеют статуса налогоплательщиков (налоговых агентов) и не рассматриваются в качестве правонарушителей. Ответственность за неисполнение обязанностей несет вышестоящее юрлицо. Вся проблема с определением правового статуса воинской части заключается в том, что в ней просматриваются признаки как юрлица, так и обособленного подразделения. Причем зачастую у одной и той же части указанные признаки присутствуют "на равных".
Ситуация осложняется еще и тем, что никакой специальной правовой базы, регламентирующей порядок присвоения статуса, нет. С 1999 года Госдума пытается принять Закон "О правовом положении и финансовой деятельности воинских частей и военных организаций". Однако на дворе скоро уже 2007 год, а закон так и не принят. В результате у военчастей возникает множество споров с налоговой и контрагентами, решать которые приходится в суде. Но, к сожалению, и арбитры не могут прийти к единому мнению.
Обособленные подразделения
За последние несколько лет арбитры довольно часто не признавали военчасти юрлицами (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2003 г. по делу N Ф04/5694-1247/А03-2003, Дальневосточного округа от 27 января 2004 г. по делу N Ф03-А37/03-2/3466, Северо-Западного округа от 24 декабря 2004 г. по делам N А42-7770/04-8, А42-3714/04-26, А42-3645/04-15, от 18 апреля 2005 г. по делу N А42-3715/04-26, Московского округа от 27 июля 2006 г. по делу N КГ-А41/6749-06, от 6 сентября 2006 г. по делу N КГ-А41/6817-06). В каждом конкретном деле судьи руководствовались разными доводами, но итогом заседаний становилось одно - войсковые части не юридические лица. Итак, на что же указывали судьи, вынося свой вердикт? Некоторые арбитры шли по пути наименьшего сопротивления и подходили к делу достаточно формально. Основные доводы звучали так: часть подотчетна и подконтрольна вышестоящему органу; какого-либо общего положения о воинских частях как юрлицах не существует; согласно Закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" войсковая часть является воинским формированием Министерства обороны РФ; в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, части не названы в качестве юридических лиц; вопросы создания, реорганизации, ликвидации, придания определенного статуса федеральным госучреждениям Минобороны относятся к компетенции Министра обороны РФ. В отношении статуса воинских частей - участников процессов решения принято не было.
Другие арбитры подходили к делу "с душой" и исследовали наличие у войсковой части признаков юридического лица. Но, как правило, выяснялось, что имущество находится лишь в пользовании (значит, часть не вправе им распоряжаться по своему усмотрению), командир части не наделен полномочиями самостоятельно действовать от ее имени, учреждение находится на сметнобюджетном финансировании (и опять же не может распоряжаться такими средствами). Помимо этого многие войсковые части не значатся в ЕГРЮЛ и не имеют устава.
Обратите внимание: даже если обнаруживались явные признаки юрлица (расчетный счет, факт управления имуществом, которое находится в оперативном управлении) судьи утверждали, что "наличие отдельных признаков, характерных для юрлиц, не может служить основанием для признания войсковой части таковым".
Юридические лица
Решений, в которых служители Фемиды признавали военчасти юридическими лицами, было гораздо меньше (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2006 г. по делам N А19-42592/0540-Ф02-4204/06-С1, А19-42565/05-33-Ф02-4161/06-С1, от 11 марта 2005 г. по делу N А33-13367/04-С1-Ф02-820/05-С2). Судьи указывали, что часть поставлена на налоговый учет, зарегистрирована в качестве юрлица на основании директивы Генерального штаба, ее организационно-правовая форма определена как госучреждение, части присвоен номер в госреестре предприятий, есть расчетный счет. Все признаки юрлица, как говорится, налицо. В такой ситуации арбитров не смущает даже отсутствие ОГРН. Ведь в большинстве случаев в период создания воинской части законодательство не содержало требований о госрегистрации и соответственно требований о присвоении номера. Кроме того, судьи зачастую приходят к выводу, что правоспособность возникает вне зависимости от регистрации. Отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ сведений об учредительных документах, на основании которых создана часть, также не может служить поводом для непризнания части юрлицом. Ведь не являющиеся коммерческими предприятия могут действовать по общему положению об организации данного вида (п. 1 ст. 52 ГК РФ). А воинские части создаются на основании распорядительных актов органов госвласти, местного самоуправления и действуют на основании директив Генерального штаба. Заметим, у военчастей существуют и другие признаки юридического лица. Это и право распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, отвечать им по своим обязательствам, и наличие баланса, сметы расходов (ст. 48 ГК РФ).
Что делать с неюрлицами?
Даже если каким-то волшебным способом воинская часть и определилась со своим статусом, проблемы все равно будут. А началось все с введения в 1999 году Налогового кодекса, который обязал все организации вставать на учет в налоговой инспекции. Казалось бы, если часть не признана юрлицом, то ее нужно поставить на учет в качестве подразделения. Однако по предложению Министерства обороны был сохранен порядок постановки на учет воинских частей, в соответствии с которым ИНН присваивался независимо от правового статуса. Дальше шло по нарастающей. В 2004 году утратила силу форма справки, которую применяли для постановки на учет воинских частей по месту их нахождения. Новой подходящей формы судя по всему не нашлось. И, как говорят налоговые инспекторы, у них по сей день нет возможности осуществлять регистрацию воинских частей (созданных после 2004 года), которые не являются юридическими лицами. Об этом они сообщали еще все в том же 2004 году (письмо от 18 декабря 2004 г. N 09-3-02/4852). На эту неувязку было обращено внимание и в письме от 10 августа 2006 г. N 09-3-02/3910. Для решения сей проблемы инспекторы предлагают Министерству обороны снять с учета в налоговых органах воинские части, не являющиеся юрлицами, но при этом имеющие ИНН, и поставить их на учет по месту нахождения обособленных подразделений. Заявление о снятии с учета может быть представлено в произвольной форме одновременно с заявлением о постановке на учет по форме N 09-1-1, утвержденной приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178.
Детали
Наличие у войсковой части статуса юридического лица не является основанием для признания ее плательщиком налога на имущество. Ведь Вооруженные Силы РФ составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны Входящие в состав Вооруженных Сил войсковые части созданы для реализации поставленных перед ними задач. Это позволяет относить закрепленное за ними на праве оперативного управления и хозяйственного ведения имущество, используемое для нужд обороны, к освобождаемому от налогообложения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 июня 2006 г по делу N А56-38558/2005).
Э.А. Кипарисов,
юрист
"Бюджетный учет", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100