г. Челябинск
23 августа 2011 г. |
N 18АП-8404/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.08.2011.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,
судей Серковой З.Н., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Першиной Е.В.,
рассмотрел апелляционную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Белебеевская трикотажная фабрика" Туктарова З.И. на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.07.2011 по делу N А07-1185/2007 (судья Давлетова И.Р.).
В заседании суда приняли участие:
конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Белебеевская трикотажная фабрика" Туктарова З.И. - Раянов Наиль Мансурович (паспорт, доверенность от 01.03.2011, N 3/2);
Федеральной налоговой службы - Гузиенко Евгения Олеговна (паспорт; доверенность от 13 июля 2011).
Требования Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России, уполномоченный орган) признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества "Белебеевская трикотажная фабрика" (далее - общество "Белебеевская трикотажная фабрика") вступившим в законную силу определением суда от 20.02.2007 в процедуре наблюдения.
Решением от 07.02.2008 общество "Белебеевская трикотажная фабрика" (далее также - должник) признано несостоятельным банкротом и в отношении его имущества введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Туктаров Земфир Исмагилович (далее - конкурсный управляющий).
Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий, возникших при утверждении порядка проведения торгов по продаже имущества общества "Белебеевская трикотажная фабрика" путем публичного предложения, просил заявление удовлетворить, утвердить Изменения и дополнения к Положению о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника, предложенных конкурсным управляющим (т. 1, л.д. 8-10).
Определением суда от 14.07.2011 (резолютивная часть от 07.07.2011) в удовлетворении заявления отказано (т.1, л.д. 125-128).
С определением суда не согласилось общество "Белебеевская трикотажная фабрика" в лице конкурсного управляющего, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просило определение отменить, вынести новый судебный акт, утвердить Изменения и дополнения к Положению о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника, предложенных конкурсным управляющим (т.2, л.д. 2-6).
В обоснование доводов апелляционной жалобы податель сослался на то, что в обоснование отказа суд первой инстанции основывался на цитировании отзыва уполномоченного органа. Выводы суда противоречат материалам дела, Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). 28.03.2011 состоялось собрание кредиторов, которому было предложено внести изменения в Положение о порядке продажи имущества должника. Уполномоченный орган проголосовал за утверждение изменений в своей редакции, где не отражена минимальная цена продаваемого имущества лота N 151. Позиция уполномоченного органа противоречит пункту 7 статьи 110 Закона о банкротстве. Органами управления должника в лице конкурсного управляющего утверждена минимальная цена дебиторской задолженности в размере 200 000 руб. (3,125 % от рыночной стоимости). Утверждение Положения без минимальной цены принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов. Судом неправильно определено понятие цены отсечения, следует принимать во внимание пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549. Вывод суда о том, что Закон о банкротстве не предусматривает установление цены отсечения конкурсным управляющим, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, отзывы не представили.
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся представителей иных лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель конкурсного управляющего поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель уполномоченного органа представил отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого судом апелляционной инстанции отказано, ввиду непредставления его заблаговременно в адрес лиц, участвующих в деле (пункт 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представитель уполномоченного органа в заседании суда пояснил, что основания для удовлетворения жалобы и отмены определения отсутствуют, доводы аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции в обоснование возражений на заявление конкурсного управляющего.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, требования уполномоченного органа признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов вступившим в законную силу определением суда от 20.02.2007 в процедуре наблюдения общества "Белебеевская трикотажная фабрика".
Решением от 07.02.2008 общество "Белебеевская трикотажная фабрика" признано несостоятельным банкротом и в отношении его имущества введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Туктаров Земфир Исмагилович.
Решением собрания кредиторов общества "Белебеевская трикотажная фабрика" от 10.03.2010 утверждено Положение о порядке и условиях проведения торгов по продаже имущества посредством публичного предложения (далее - Положение, т.1, л.д. 96-114). Решение собрания кредиторов в судебном порядке не оспорено, не признано недействительным.
Указанное Положение предусматривало, что организацию продажи имущества должника путем проведения открытых торгов посредством публичного предложения осуществляет конкурсный управляющий (п.1.3.). Начальная цена продажи, выставляемого на торги имущества должника, устанавливается на основании 100 % от оценки рыночной стоимости, проведенной независимым оценщиком, утвержденной собранием кредиторов (п. 1.4.). В соответствии с п. 2.0. Положения величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения) составляет 5 % от начальной цены продажи лотов. Первый период снижения цены - 10 % от начальной стоимости имущества, второй период - 15 %, третий период - 20 %, период снижения шага 5 дней, цена отсечения - 20 % от начальной стоимости имущества. Пунктом 4.4. Положения установлено, что в случае, если имущество предприятия не было продано в порядке, установленном настоящим положением, порядок продажи имущества, устанавливается собранием кредиторов. Минимальная цена предложения, по которой может быть продано имущество, не может быть ниже минимальной цены, определенной органами управления должника (п.4.5.).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.11.2010 по делу N А07-3298/2010 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Белебеевский трикотаж" (далее - общество "Белебеевский трикотаж") введена процедура внешнего управления (т. 1, л.д. 13-16).
17.07.2010 в газете "Коммерсантъ" опубликовано сообщение о проведении торгов по продаже имущества должника - дебиторской задолженности общества "Белебеевский трикотаж" в размере 10 728 509,56 руб., рыночной стоимостью 6 400 000 руб. (т.1, л.д. 37).
Торги, назначенные на 17.08.2010, признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок (т.1, л.д. 38).
04.09.2010 в газете "Коммерсантъ" опубликовано сообщение о проведении повторных торгов по продаже имущества должника - дебиторской задолженности общества "Белебеевский трикотаж" в размере 10 728 509,56 руб., со снижением начальной стоимости на 10 % (т.1, л.д. 38).
Торги, назначенные на 04.10.2010, признаны несостоявшимися (т.1, л.д. 61).
14.02.2011 конкурсным управляющим принято решение об утверждении минимальной цены продажи имущества - дебиторской задолженности общества "Белебеевский трикотаж" в размере 10 728 509,56 руб., рыночной стоимостью 6 400 000 руб., в сумме 200 000 руб. (т.1, л.д. 11).
Конкурсным управляющим собранию кредиторов должника представлены предложения о внесении изменений в Положение о порядке, условиях проведения торгов по продаже имущества посредством публичного предложения (т.1, л.д. 12).
В соответствии с изменениями конкурсным управляющим предложено:
- исключить п. 1.4., дополнить п. 1.4. с содержанием "минимальная цена лота составляет 200 000 руб.;
- включить в таблицу N 1 строку N 151 "Дебиторская задолженность общества "Белебеевский трикотаж" на сумму 10 728 509,56 руб.", рыночная стоимость которой составила в соответствии с отчетом независимого оценщика 6 400 000 руб.;
- п.2.0. изложить в новой редакции - величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения) составляет 50 % от начальной цены продажи лотов для первого периода, 75 % для второго периода, 87,5 % для третьего периода, 92,1875 % для четвертого периода. Первый период снижения цены - 50 % от начальной стоимости имущества, второй период - 75 %, третий период - 87,5 %, четвертый - 92,1875 %, период снижения шага - 5 дней, цена отсечения - 3,125 % от рыночной стоимости в соответствии с отчетом независимого оценщика;
- исключить п.4.4., добавить п.4.4. с содержанием "Минимальная цена предложения, по которой может быть продано имущество, не может быть ниже минимальной цены, определенной решением конкурсного управляющего";
- исключить п. 4.10 Положения.
На 23.03.2011 было назначено собрание кредиторов по вопросу утверждения изменений в Положение. На собрание явился представитель уполномоченного органа, обладающего 100 % голосов, что следует из журнала регистрации (т.1, л.д. 43). В заседании собрания кредиторов по ходатайству уполномоченного органа был объявлен перерыв до 28.03.2011 (т.1, л.д. 44-46). После окончания перерыва заседание собрания кредиторов было продолжено. На собрании кредиторов было принято решение о внесении изменений в Положение с учетом предложенных уполномоченным органом изменений, изложенных в позиции уполномоченного органа (т.1, л.д. 52, 57-58).
Согласно позиции уполномоченного органа, последний выразил согласие на внесение изменений в части дополнения указанием наименования имущества - дебиторской задолженности с определением начальной стоимости - 6 400 000 руб., без указания минимальной стоимости (т.1, л.д. 49-51).
Письмом от 07.04.2011 конкурсный управляющий обратился к уполномоченному органу, в котором просил разъяснить позицию уполномоченного органа по вопросу исключения из положения, утвержденного собранием кредиторов минимальной цены (т.1, л.д. 70-72).
Письмом от 20.04.2011 уполномоченный орган сообщил, что минимальную цену продажи дебиторской задолженности следует определить в размере 80 % от рыночной стоимости данной дебиторской задолженности, поскольку цена отсечения составляет 20 % в соответствии с п. 2.0. Положения (т.1, л.д. 69).
Полагая, что между кредиторами и конкурсным управляющим возникли разногласия при утверждении порядка проведения торгов по продаже имущества должника, конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об их разрешении (т. 1, л.д. 8-10).
Определением суда от 14.07.2011 (резолютивная часть от 07.07.2011) в удовлетворении заявления отказано (т.1, л.д. 125-128).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что конкурсный управляющий не обосновал необходимость внесения изменений в Положение, а утвержденным Положением предусмотрена цена отсечения - 20 % от начальной стоимости имущества, что не противоречит статье 110 Закона о банкротстве. Кроме того, судом первой инстанции учтено, что Закон о банкротстве не предусматривает установление цены отсечения конкурсным управляющим.
Выводы суда первой инстанции являются верными, основанными на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
В силу требований статьи 223 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
С учетом даты введения процедуры конкурсного производства к правоотношениям сторон подлежат применению нормы Закона о банкротстве без учета внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ изменений.
Статья 139 Закона о банкротстве определяет порядок продажи имущества должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.
Исходя из пункта 2 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов (комитету кредиторов) предложений о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника порядок, сроки и условия продажи имущества должника не утверждены собранием кредиторов (комитетом кредиторов), собрание кредиторов (комитет кредиторов) или конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий.
По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд или утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества, или освобождает конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей.
Пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов (комитету кредиторов) соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.
Указанные нормы в совокупности с положениями статей 12, 15 Закона о банкротстве определяют, что конкурсные кредиторы реализуют свое право в отношении определения порядка продажи имущества должника через участие в собрании кредиторов, которое утверждает либо не утверждает Положение.
Порядок рассмотрения разногласий определен статьей 60 Закона о банкротстве.
В силу пункта 5 статьи 139 Закона о банкротстве начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3 - 8 статьи 110 и статьей 111 настоящего Федерального закона, с особенностями, предусмотренными настоящей главой (пункт 6 статьи 139 Закона о банкротстве).
Статья 110 Закона о банкротстве регулирует порядок продажи предприятия должника, а статья 111 этого же Закона - регулирует порядок продажи части имущества должника.
В соответствии с пунктом 5 статьи 110 Закона о банкротстве начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника.
Начальная цена продажи предприятия не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия. Порядок и условия проведения торгов определяются собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
В силу пункта 7 статьи 110 Закона о банкротстве в случае, если в указанные в сообщении о продаже предприятия сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена одна заявка (предложение), внешний управляющий (организатор торгов) признает первые торги по продаже предприятия несостоявшимися и проводит повторные торги.
Повторные торги проводятся также в случае, если предприятие не было продано на первых торгах.
В случае, если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, внешний управляющий в течение четырнадцати дней с даты подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже предприятия в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 28 настоящего Федерального закона.
Начальная цена продажи предприятия, указанная в таком сообщении, может быть снижена на десять процентов начальной цены продажи предприятия, установленной собранием кредиторов или комитетом кредиторов, но не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
В случае, если предприятие не было продано в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, порядок продажи предприятия на торгах устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 549 утверждены Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены, которым определено понятие цены отсечения как минимальной цены предложения.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что при внесении изменений не учтена определенная органами управления должника минимальная цена имущества, не состоятелен поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства в силу следующего.
Положения пункта 7 статьи 110 Закона о банкротстве, согласно которым цена продажи предприятия должника посредством публичного предложения не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника, подлежат применению только в случае продажи предприятия должника в ходе внешнего управления.
Данное утверждение следует из статьи 110 Закона, в частности пункта 2 названной нормы права, в соответствии с которым продажа предприятия должника может быть включена в план внешнего управления только на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок. При этом в названном решении должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.
Конкурсное производство имеет иные цели, нежели процедура внешнего управления, и продажа предприятия и иного имущества должника в ходе конкурсного производства должна производиться во всех случаях независимо от наличия на этот счет решения органа управления должника.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника.
Закон о банкротстве также не предусматривает обязанности конкурсного управляющего по установлению минимальной цены продажи имущества должника.
Утвержденным собранием кредиторов от 10.03.2010 Положением предусмотрена цена отсечения - 20 % от начальной стоимости имущества, что не противоречит статье 110 Закона о банкротстве, решения данного собрания кредиторов не оспорены, не признаны недействительными в установленном порядке (доказательств обратного суду не представлено, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обоснование вносимого предложения об установлении цены отсечения чуть более 3 % суду не представлено, материалы дела не содержат (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из протокола собрания кредиторов не следует, что собранию кредиторов был предложен на обсуждение вопрос утверждения минимальной цены имущества (лота N 151).
Учитывая изложенное, а также то, что Закон о банкротстве не предусматривает установление цены отсечения конкурсным управляющим, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Других доводов жалоба не содержит, в заседании суда апелляционной инстанции не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, основания для отмены обжалуемого определения, и удовлетворения апелляционной жалобы, отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.07.2011 по делу N А07-1185/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Белебеевская трикотажная фабрика" Туктарова З.И. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
Л.В. Забутырина |
Судьи |
З.Н. Серкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1185/2007
Истец: ОАО "Белебеевская трикотажная фабрика"
Ответчик: ---
Третье лицо: Якупов Вадим Минифанович, Представителю трудового коллектива Шипилевой Н.В., ООО "Тулпар", ОАО "УралСиб", ОАО "БелЗАН", ОАО "Банк УРАЛСИБ" в лице филиала в г. Белебей, НП СРО АУ "Евросиб", МУП "Электрические сети муниципального района Белебеевский район", МИФНС России N 11 по РБ, Министерство имущественных отношений по РБ, КУ Туктаров З.И., Конкурсный управляющий Туктаров З.И., ИП Фарвазутдинова Р.Х.
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5671/08
08.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6800/12
09.07.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5617/12
24.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10827/11
23.08.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8404/11
11.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14975/07
16.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14975/07
24.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5671/08-С4
24.11.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1185/07
31.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14975/07
24.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5671/08-С4
24.05.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1185/07
07.05.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1737/2008
29.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N А07-1185/2007
04.05.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1737/2008