г. Пермь |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А50-12188/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Виноградовой Л.Ф.,
судей Гребенкиной Н.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Глушенковой С.А.,
при участии:
от Росимущества: Поповой П.О. - доверенность N 70П-03/39626 от 20 декабря
2011 года, паспорт;
от истца ТУ Росимущества в Пермском крае: Подпалого Ю.В. - доверенность
N 06 от 10 января 2012 года, удостоверение;
от ответчика ООО "Жилсервис Усть-Качка" (ОГРН 1085948000775, ИНН
5948034024): Мартиросова Г.Г. - доверенность от 06 июля 2011
года, паспорт;
от третьих лиц ЗАО "Курорт Усть-Качка" (ОГРН 1025902395441, ИНН 5948001710), УФРС по Пермскому краю, ТОС "Усть-Качка" (ОГРН 1085900000020, ИНН 5948033503): не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), поданную в порядке, предусмотренном статьей 42 АПК РФ,
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 16 декабря 2011 года
об отказе в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
вынесенное судьей Гусельниковой Н.В.
по делу N А50-12188/2011
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
к ООО "Жилсервис Усть-Качка"
третьи лица: ЗАО "Курорт Усть-Качка", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Территориальное общественное самоуправление "Усть-Качка"
о признании права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее ТУ Росимущества в Пермском крае, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис Усть-Качка" (далее ООО "Жилсервис Усть-Качка", ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на объекты жилищного фонда, расположенные в с. Усть-Качка, и истребовании их из чужого незаконного владения.
Определением от 19 июля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное общественное самоуправление "Усть-Качка" (далее ТОС "Усть-Качка"), закрытое акционерное общество "Курорт Усть-Качка" (далее ЗАО "Курорт Усть-Качка"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее УФРС по Пермскому краю).
15 декабря 2011 года Росимущество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с ходатайством о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 16 декабря 2011 года, вынесенным судьей Гусельниковой Н.В. по делу N А50-12188/2011, ходатайство Росимущества о вступлении вдело в качестве третьего лица отклонено.
Росимущество, не согласившись с названным определением, обжаловало его на основании статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) в апелляционном порядке. Заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что решение по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности Росимущества, поскольку в силу пунктов 1, 4, 5.37 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Росимущество осуществляет полномочия в отношении государственного имущества и совершает от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом. При этом Росимущество действует непосредственно и через свои территориальные органы. По утверждению заявителя, законодательством не исключается возможность участия в судебном процессе Росимущества при участии в нем его территориального органа. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, Росимущество просит отменить определение Арбитражного суда Пермского края от 16 декабря 2011 года и привлечь его к участию в деле N А50-12188/2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель Росимущества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме (протокол судебного заседания от 25 января 2012 года).
Представитель истца, ТУ Росимущества в Пермском крае, доводы апелляционной жалобы поддержал (протокол судебного заседания от 25 января 2012 года).
Представитель ответчика, ООО "Жилсервис Усть-Качка", в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен. Полагает, что судебный акт по настоящему делу с учетом того, что исковые требования заявлены ТУ Росимущества в Пермском крае, не может повлиять на права и обязанности Росимущества. ООО "Жилсервис Усть-Качка" просит оставить определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (отзыв на апелляционную жалобу от 18 января 2012 года, протокол судебного заседания от 25 января 2012 года).
Третьи лица ЗАО "Курорт Усть-Качка", ТОС "Усть-Качка", УФРС по Пермскому краю, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
С исковыми требованиями по настоящему делу о признании права собственности Российской Федерации на объекты жилищного фонда, расположенные в с. Усть-Качка, и истребовании их из чужого незаконного владения обратилось ТУ Росимущества в Пермском крае.
Согласно пункту 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально - правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде.
Росимущество обратилось в арбитражный суд с ходатайством о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, до принятия решения судом первой инстанции, полагая, что данный судебный акт может повлиять на его права и обязанности.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Пунктом 5.37 названного положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом.
Таким образом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении государственного имущества на территории Российской Федерации.
При этом пунктом 4 Положения установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
С учетом изложенного, судебный акт по делу о признании права собственности Российской Федерации на объекты жилищного фонда, расположенные в с. Усть-Качка, то есть на территории Российской Федерации, и истребовании названных объектов из чужого незаконного владения может повлиять на права и обязанности Росимущества как лица, осуществляющего полномочия собственника в отношении государственного имущества.
Предъявление иска ТУ Росимущества в Пермском крае не лишает возможности Росимущества реализовать своё право на участие в судебном разбирательстве в порядке, установленном статьёй 51 АПК РФ.
Вместе с тем, 20 января 2012 года, то есть до рассмотрения Семнадцатым арбитражным апелляционным судом данной апелляционной жалобы, Арбитражным судом Пермского края принято решение по настоящему делу.
Поскольку в соответствии со статьей 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции, восстановить право Росимущества на участие в судебном разбирательстве по данному делу путем удовлетворения апелляционной жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции об отказе во вступлении в дело заявителя в качестве третьего лица отдельно от обжалования решения арбитражного суда по настоящему делу, не представляется возможным.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционная жалоба Росимущества удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Пермского края от 16 декабря 2011 года по делу N А50-12188/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ф. Виноградова |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Росимущество, не согласившись с названным определением, обжаловало его на основании статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) в апелляционном порядке. Заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что решение по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности Росимущества, поскольку в силу пунктов 1, 4, 5.37 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Росимущество осуществляет полномочия в отношении государственного имущества и совершает от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом. При этом Росимущество действует непосредственно и через свои территориальные органы. По утверждению заявителя, законодательством не исключается возможность участия в судебном процессе Росимущества при участии в нем его территориального органа. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, Росимущество просит отменить определение Арбитражного суда Пермского края от 16 декабря 2011 года и привлечь его к участию в деле N А50-12188/2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
...
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах"."
Номер дела в первой инстанции: А50-12188/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ПК
Ответчик: ООО "Жилсервис Усть-Качка"
Третье лицо: ЗАО "Курорт "Усть-Качка", СТОС "Усть-Качка", ТОС "Усть-Качка", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14954/12
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14954/12
31.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14954/12
18.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6057/2012
10.09.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6057/12
10.09.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6057/12
23.08.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6057/12
23.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6057/2012
27.07.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6057/12
24.07.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8978/11
23.05.2012 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-12188/11
24.04.2012 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-12188/11
12.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8978/11
26.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8978/11
20.01.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-12188/11
30.09.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8978/11
15.09.2011 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8978/11