г. Томск |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А67-7098/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2012.
Полный текст постановления изготовлен 30.08.2012
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терехиной И.И.,
судей Лобановой Л.Е., Нагишевой О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захаренко С.Г.,
с участием представителей:
от заявителя: Казусь Д.В. по дов. N 10 от 01.02.2012,
от должника: Микадзе В.Г. по дов. от 16.01.2012,
от иных лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска (07АП-5898/12) на определение Арбитражного суда Томской области от 25.06.2012 по делу N А67-7098/2011 (судья Какушкина Н.Н.) по заявлению Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска о включении требований в реестр требований кредиторов должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Строительное монтажное управление-21",
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Томской области от 21.03.2012 в отношении должника - ООО "Строительное монтажное управление-21" (ИНН 7017081716, ОГРН 1037000159954, далее ООО "СУ-21") введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве) - наблюдение. Временным управляющим утвержден Чайки Вадим Евгеньевич (далее Чайки В.Е.).
Сообщение о введении процедуры банкротства опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 62 от 07.04.2012.
10.05.2012 в Арбитражный суд Томской области поступило заявление Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее Департамент) о включении требований в размере 16 616 888, 27 руб. (из которых: 15 843 066, 25 руб. - задолженность по арендной плате за землю; 773 822, 02 руб. - пени) в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "СУ-21" (л.д.5-10).
Определением от 15.05.2012 суд выделил в отдельные производства требования, вытекающие из самостоятельных оснований, и принял к рассмотрению в настоящем деле требования в размере 2 153 692,96 руб., в том числе: 2 058 303,01 руб. - основной долг, 95 389,95 руб. - пеня, основанные на обстоятельствах, связанных с неисполнением обязательств по договору аренды земельного участка N О-21-16643 от 27.02.2007.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд принял определение от 25.06.2012 (резолютивная часть объявлена 20.06.2012), которым отказал в его удовлетворении (л.д.45-51).
Не согласившись с определением суда, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь, в том числе на то, что суд не применил правовые акты и применил закон, не подлежащий применению, в результате чего сделал необоснованный вывод об отсутствии у Департамента права на обращение в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника, поскольку по смыслу Закона о банкротстве не может быть отнесен к числу кредиторов. Гражданское законодательство не запрещает представление юридическим лицом интересов другого юридического, а процессуальное - регулирует их участие в процессе через граждан.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель должника в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании не согласился с доводами, изложенными в ней, указав на то, что Положение о Департаменте не предусматривает специальных положений заявителя на представительство в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Расширительное толкование компетенций муниципальных органов власти (в том числе наделение правом на делегирование полномочий независимо от закрепления этого права в положении о муниципальном органе власти) противоречит действующему законодательству.
Временный управляющий отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ без участия временного управляющего, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителей заявителя и должника, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность определения суда от 25.06.2012 в порядке ст.ст.268, 272 АПК РФ, апелляционный суд считает его подлежащим отмене.
Материалами дела установлено, что между муниципальным образованием "Город Томск" (арендодатель) и ООО "СУ-21" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N ТО-21-16643 от 27.02.2007, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок по адресу: г. Томск, пос. Просторный, площадью 8 470 кв.м., с кадастровым номером 70:21:0211001:0225 для строительства 6-квартирного, 7-квартирного жилых домов с пристроенным магазином.
Решениями Арбитражного суда Томской области от 22.08.2008 по делу N А67-2877/08, от 27.02.2009 по делу N А67-57/09, от 27.02.2009 по делу N А67-93/09, от 08.09.2009 по делу N А67-3995/09, от 24.08.2011 по делу N А67-2595/11 подтверждено наличие задолженности ООО "СУ-21" перед Департаментом по договору аренды земельного участка N ТО-21-16643 от 27.02.2007 в размере 2 058 303,01 руб. основного долга и 95 389,95 руб. пени, которая взыскана судом в пользу истца.
Ссылаясь на установленную судебными актами задолженность ООО "СУ-21", Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент не наделен полномочиями на обращение в суд с требованием о включении денежных требований перед бюджетом в реестр кредиторов должника.
Апелляционный суд не может согласить с выводами суда первой инстанции.
В силу ч.1 ст.223 АПК РФ и ст.32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Положениями ст.71 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что:
- для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов (п.1);
- возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия (п.2);
- требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле (п.5);
- требования кредиторов, предусмотренные пунктами 1 - 6 настоящей статьи, рассматриваются судьей арбитражного суда в течение месяца с даты истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока предъявления возражений относительно требований кредиторов (п.8).
Исходя из ст.2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторами являются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, а денежным обязательством, признается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.
Как следует из материалов дела сумма задолженности по арендной плате и пени установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Томской области.
Вступившие в законную силу судебные решения арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (п.1 ст.16 АПК РФ).
Таким образом, требования Департамента, как кредитора, основаны на судебных актах, которые в силу п.1 ст.16 АПК РФ, не подлежат дополнительной проверке, за исключением факта их исполнения.
Сведения о том, что судебные акты арбитражного суда исполнены, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, поскольку Департамент является надлежащим кредитором должника, основания его требований, их размер подтверждены вступившими в законную силу судебными актами, то они подлежат включению в реестр требований кредиторов ООО "СУ-21".
То обстоятельство, что настоящая задолженность возникла из договора аренды земельного участка, являющегося обязательством перед местным бюджетом и бюджетом субъекта РФ, не может свидетельствовать об ограничении у Департамента права по заявлению требований о включении в реестр требований кредиторов должника в деле о его несостоятельности (банкротстве).
Согласно п.3 ст.41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Статьями 57 и 62 Бюджетного кодекса РФ установлены нормативы распределения доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов между местным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации.
В силу ст.2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В тоже время, возникновение бюджетных правоотношений в соответствии со ст.ст.57, 62 Бюджетного кодекса РФ наступает только после выполнения арендатором договорных обязательств в части уплаты арендных платежей на счет арендодателя.
Само неисполнение обязательств по уплате арендной платы имеет гражданско-правовой характер и не относится к обязательным бюджетным платежам, защита которых в рамках дела о банкротстве отнесена к компетенции уполномоченного органа.
К тому же, Департамент финансов администрации города Томска, являющейся уполномоченным органом по участию от имени муниципального образования "город Томск" при рассмотрении дел, связанных с банкротством организаций, имеющих задолженность перед бюджетом муниципального образования "Город Томск" (п.3.44 Положения "О департаменте финансов администрации Города Томска", утвержденного Решением Думы города Томска N 1001 от 15.09.2005), уполномочил Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, на совершение всех процессуальных действий в делах о банкротстве (доверенность от 05.05.2012 - л.д.39).
С учетом изложенного, определение Арбитражного суда Томской области от 25.06.2012 подлежит отмене, а заявление Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, о включение требований в реестр требований кредиторов должника - ООО "СУ-21", удовлетворению.
Руководствуясь п.3 ч.4 ст. 272, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Томской области от 25.06.2012 по делу N А67-7098/2011 отменить.
Включить в 3-ю очередь реестра требований кредиторов ООО "Строительное управление - 21" требования Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска в сумме 2 058 303,01 руб. задолженности, 95 389,95 руб. пени.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Л.Е. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7098/2011
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 ноября 2017 г. N Ф04-4494/12 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: ООО "Строительное управление-21"
Кредитор: Акимов Александр Петрович, Антонова Светлана Федоровна, Артюшин Геннадий Павлович, Бадамханов Шухрат Ахмедович, Баимов Ринат Маратович, Белоногова Зинаида Илларионовна, Бородин Иван Семенович, Ботнарь Мария Викторовна, Ботнарь Павел Сергеевич, Брыкова Людмила Анатольевна, Булыгина Татьяна Геннадьевна, Бунакова Надежда Васильевна, Валевич Алексей Дмитриевич, Валекжанин Андрей Евгеньевич, Вахненко Элла Гекаятовна, Воронецкая Наталья Геннадьевна, Вульф Андрей Александрович, Герасимов Алексей Викторович, Гончарова Ирина Владимировна, Григорьев А А, Григорьева Марина Викторовна, Гурчиани Нина Николаевна, Деев Владимир Александрович, Деева Галина Петровна, Денисова Лариса Федоровна, Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, Департамент экономического развития и управления муниципальной собственостью Администрации г. Томска, Дикшас Иван Пронасьевич, Дикшас Светлана Ивановна, Заикин Илья Евгеньевич, Зюзина Юлия Юрьевна, ИФНС России по г. Томску, Калашников Сергей Николаевич, Калашникова Л Е, Колесов Александр Альбертович, Колесова Елена Федоровна, Кононова Татьяна Юрьевна, Коптева Валентина Антоновна, Королева Светлана Александровна, Красильникова Татьяна Александровна, Криулько Юлия Юрьевна, Лебедев Олег Александрович, Мамрукова Инна Вячеславовна, Мандракова Валентина Петровна, Матросова Анжела Юрьевна, Москвичекова Валерия Александровна, Нагорнова Ирина Петровна, ОАО "Региональное ипотечное агентство Томской области", Озашвили Илья Гивиевич, Олифиренко Александр Иванович, ООО "Легион", ООО "Лига", ООО "Специалист", Останина Татьяна Михайловна, Павлов Марат Сергеевич, Павлова Татьяна Петровна, Пономарева Ольга Леонидовна, Пушкарева Наталья Ивановна, Радюхина Ольга Викторовна, Ривкинд Илона Леонардовна, Сидоров Андрей Владимирович, Сперанская Наталия Валерьевна, Тахтабаева Евгения Андреевна, Тучин В Н, Тучина Ирина Александровна, Хинц Татьяна Юрьевна, Цикунов Сергей Владимирович, Чуйкин Владимир Геннадьевич, Шаршова Венера Маратовна, Шахова Валентина Николаевна, Шерстобитова Марина Юрьевна, Щерба Татьяна Владимировна, Янковской Тамара Михайловна
Третье лицо: НП Саморегулируемая организация "Сибирский центр экспертов антикризисного управления", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Чайка Вадим Евгеньевич, Яннаев Вячеслав Евгеньевич
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4494/12
24.07.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
07.05.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
24.11.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4494/12
11.10.2017 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
31.08.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
18.04.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
12.01.2017 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
07.07.2016 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
18.01.2016 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
19.08.2015 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
15.10.2013 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
17.09.2013 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
13.09.2013 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
06.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4494/12
09.07.2013 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
17.01.2013 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16853/12
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16853/12
14.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4494/12
07.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4494/12
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16853/12
04.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16853/12
30.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4494/12
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4494/12
20.11.2012 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
09.11.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
02.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4494/12
24.10.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
25.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4494/12
18.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
07.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
30.08.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
29.08.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
28.08.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
28.08.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
23.08.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
09.08.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5898/12
06.08.2012 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
15.06.2012 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11
20.02.2012 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7098/11