О судебной практике по соглашениям
о разделе продукции
Если соглашение о разработке месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции подписано до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон N 225-ФЗ), то на основании п. 15 ст. 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) необходимо руководствоваться условиями вышеназванного соглашения. Однако правоприменение данной нормы, как свидетельствует арбитражная практика, вызывает определенные трудности.
В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 18 НК РФ система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции относится к специальным налоговым режимам.
Согласно п. 1 ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 346.35 НК РФ глава 26.4 настоящего Кодекса устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Законом N 225-ФЗ и отвечают следующим условиям:
- соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ, и признания аукциона несостоявшимся;
- при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Закона N 225-ФЗ, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции;
- соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.
Закон N 225-ФЗ введен в действие с 11 января 1996 года. В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона N 225-ФЗ соглашения о разделе продукции, заключенные до вступления в силу этого Закона, подлежат исполнению согласно определенным в них условиям. При этом положения Закона N 225-ФЗ применяются к вышеуказанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с данными соглашениями.
Пунктом 15 ст. 346.35 НК РФ также предусмотрено, что при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены вышеуказанными соглашениями. В случае несоответствия положений НК РФ и (или) иных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям вышеуказанных соглашений применяются условия таких соглашений.
Таких соглашений о разделе продукции (СРП) три: "Сахалин-1", "Сахалин-2" и соглашение о разработке Харьягинского месторождения.
С учетом п. 15 ст. 346.35 НК РФ особенность таких соглашений заключается в том, что правила исчисления и уплаты налогов регулируются исключительно текстами этих соглашений.
Например, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2006, 18.10.2006 N Ф03-А59/06-2/3556 суд указал, что поскольку СРП "Сахалин-2" было подписано до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, то необходимо руководствоваться условиями вышеназванного Соглашения, которым установлено, что налогоплательщик освобожден от уплаты налогов, в частности, налога на добычу полезных ископаемых в отношении добытого строительного камня.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 18 СРП "Сахалин-2" права, обязанности и обязательства в отношении уплаты налогов и обязательных платежей, установленных для Сахалинского проекта какими-либо государственными органами, определяются в дополнении 1 "Налоги и обязательные платежи" приложения Е" этого соглашения.
Пунктом "a" дополнения 1 приложения "Е" к проекту СРП "Сахалин-2" установлено, что налогоплательщик, его подрядчики и субподрядчики (за исключением положений, предусмотренных п. 1) не являются плательщиками каких-либо налогов, а также любых других сборов и платежей, установленных в настоящее время или устанавливаемых в дальнейшем государственными органами либо от их имени, за исключением налога на прибыль согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"*(1) в отношении дохода от Сахалинского проекта.
Пунктом (b) дополнения 1 приложения "Е" к проекту СРП "Сахалин-2" также установлено, что за исключением платы за пользование недрами, предусмотренной п. 14 (c) этого Соглашения, налогоплательщик освобождается от уплаты любых налогов и сборов в отношении прав на разведку и разработку запасов углеводородов на лицензионных участках, включая без ограничения акцизные сборы, платежи за право поиска и разведки запасов углеводородов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предусмотренные ст. 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и плату за пользование акваториями и участка ми морского дна, предусмотренную ст. 47 этого Закона*(2).
Учитывая, что добытый на участке недр "Лунская площадь" строительный камень использовался налогоплательщиком в рамках СРП "Сахалин-2", суд пришел к выводу, что налогоплательщик не является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых; следовательно, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 122 НК РФ, в том числе в виде штрафа за неправомерную неуплату налога на добычу полезных ископаемых за вышеуказанный строительный камень, по мнению суда, неправомерно.
Аналогичные выводы относительно применения в похожих ситуациях положений п. 15 ст. 346.35 НК РФ содержатся также в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2006, 20.09.2006 N Ф03-А51/06-2/3100, N Ф03-А51/06-2/3123, от 26.07.2006, 19.07.2006 N Ф03-А59/06-2/2232, от 14.02.2007, 07.02.2007 N Ф03-А59/06-2/5244, N Ф03-А59/06-2/5236, N Ф03-А59/06-2/5231, от 22.06.2006, 15.06.2006 N Ф03-А59/06-2/1869, N Ф03-А59/06-2/1868, от 01.06.2006, 25.05.2006 N Ф03-А59/06-2/1684, от 15.02.2006 N Ф03-А59/05-2/4798 (где предметом спора было освобождение налогоплательщика от уплаты налога на имущество организаций).
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Следует иметь в виду, что упомянутый Закон РФ утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ.
*(2) Необходимо учитывать, что с 1 января 2002 года в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, в том числе изложившего Раздел 5 Закона N 2395-1 в новой редакции, ст. 44 и 47 исключены из Раздела 5 этого Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1