Налоговая инспекция...
...начисляет пени за опоздавшие пенсионные авансы
Если компания нарушит срок уплаты ежемесячного авансового платежа по пенсионным взносам, то пени ей не грозят. Теперь так считают не только служители Фемиды из Высшего Арбитражного Суда, но и специалисты главного финансового и налогового ведомств.
Обязанность начислять и уплачивать ежемесячные авансовые платежи установлена как для некоторых видов налогов (например, ЕСН и налога на прибыль), так и для взносов в ПФР. Промежуточные (авансовые) платежи по пенсионным взносам предусмотрены "своим" нормативным актом - законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"*(1).
Надо сказать, что чиновники до последнего времени одинаково подходили к начислению пени за просрочку ежемесячных авансов по налогам и пенсионным взносам. По их мнению, в обоих случаях пени начисляются, начиная со следующего дня после срока, установленного для уплаты таких авансов. Однако из Закона о пенсионном страховании такой вывод не следует.
Закон гласит...
Напомним, что расчетный период по пенсионным взносам - календарный год. А отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев. Фирмы ежемесячно уплачивают авансовые платежи по пенсионным взносам:
- в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц;
- или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников. Но в любом случае это делают не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, за который начисляется авансовый платеж.
Однако окончательную сумму страховых взносов определяют по итогам отчетного периода, а не месяца. Кроме того, срок уплаты страховых взносов связан с днем подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Что касается пеней, то они предусмотрены за несвоевременную уплату именно страховых взносов*(2).
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
2. "..." Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным "...".
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период "...".
Предыстория
Начислять пени за опоздание с уплатой взносов в ПФР правомерно именно по итогам отчетного периода, а не месяца. Такой вывод еще в 2004 году сделали высшие арбитры. При этом они основывались на нормах Закона о пенсионном страховании.
Информационное письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 11 августа 2004 г. N 79
"..."
9. Пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование могут начисляться только по итогам отчетного периода, а не по окончании месяца.
Но инспекторы на местах по-прежнему продолжали начислять пени за просрочку ежемесячных авансов, руководствуясь указаниями писем Минфина и ФНС России*(3).
С начала 2007 года в Налоговый кодекс была введена прямая норма, обязывающая начислять пени на сумму несвоевременных авансов по налогам*(4). Причем это правило применяется к любым авансовым платежам, в том числе и ежемесячным.
Финансисты, разъясняя применение нового порядка начислений пени на примере ЕСН, указали, что аналогичный подход нужно применять и к ежемесячным пенсионным авансам*(5). А ФНС России направило это письмо своим подразделениям*(6). Но так как статья 58 Налогового кодекса к страховым взносам вообще не применима (они не являются налогом или сбором), минфиновцы ссылаются в письме на Закон о пенсионном страховании, трактуя его положения*(7) в свою пользу. Таким образом, по мнению финансистов, пени за неуплату (неполную уплату) ежемесячных авансов по взносам в ПФР начисляться должны. Отсчет начинается со дня, следующего за крайним сроком уплаты авансового платежа. То есть с 16-го числа.
До последнего времени специалисты Минфина России не принимали во внимание складывающуюся не в их пользу арбитражную практику по данному вопросу (см. таблицу ниже). Не сразу они отреагировали и на не так давно вышедшее в свет постановление Пленума ВАС РФ, непосредственно посвященное рассматриваемой проблеме. В нем высшие арбитры вновь поддержали компании.
Но даже после этого финансисты опять выпустили письмо, практически игнорирующее выводы высших арбитров*(8).
Постановление Пленума ВАС
Российской Федерации от 26 июля 2007 г. N 47
"..."
3. В отличие от регулирования, установленного НК РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" "..." не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пункт 1 статьи 26 Закона о пенсионном страховании определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу статьи 24 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).
Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов.
Что же в итоге?
Однако спустя всего несколько дней финансисты пересмотрели свою позицию и рекомендовали налоговым инспекторам учитывать разъяснения высших арбитров*(9). Ведь теперь налоговым органам рекомендовано руководствоваться в работе судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями*(10).
ФНС России довело это минфиновское письмо до территориальных инспекций*(11). Именно его теперь должны использовать инспекторы на местах.
Решения федеральных арбитров о том,
что пени на ежемесячные пенсионные авансы не начисляют
ФАС Волго-Вятского округа | Постановления от 14.09.2006 N А17-1063/5-2006, от 30.09.2005 N А39-387/2005-32/11 |
ФАС Дальневосточного округа | Постановление от 16.03.2006 N Ф03-А16/06-2/357 |
ФАС Западно-Сибирского округа | Постановления от 03.07.2007 N Ф04-4378/2007(35868-А27-14), от 03.05.2006 N Ф04-2318/2006(21879-А46-25) |
ФАС Московского округа | Постановления от 05.07.2007 N КА-А41/6075-07, от 04.07.2007 N КА-А41/6074-07 |
ФАС Поволжского округа | Постановления от 20.04.2007 N А55-17153/2006, от 13.03.2007 N А55-14379/2006-34 |
ФАС Северо-Кавказского округа | Постановления от 19.04.2007 N Ф08-1303/07-790А; от 31.10.2006 N Ф08-5497/06-2315А |
ФАС Северо-Западного округа | Постановления от 12.04.2007 N А56-30549/2006, от 25.05.2006 N А05-11699/2005-28 |
ФАС Уральского округа | Постановление от 09.02.2006 N Ф09-198/06-С2 |
ФАС Центрального округа | Постановления от 31.05.2007 N А64-5767/06-22, от 23.06.2006 N А08-11699/05 |
И. Костюкова,
эксперт журнала
Олег Москвитин,
эксперт службы Правового консалтинга компании "Гарант"
Письмом от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 Минфин России рекомендовал налоговым органам руководствоваться постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47, то есть начислять пени лишь при несвоевременной уплате взносов на ОПС, а не авансовых платежей. Если разъяснения ВАС РФ - гарантия судебной защиты компаний, то это письмо должно свести к минимуму необоснованные претензии налоговиков. В силу статьи 32 НК РФ разъяснения финансового ведомства в адрес налоговых органов обязательны для последних. Это подтверждается и письмами Минфина России от 07.08.2007 г. N 03-02-07/2-138 и ФНС России от 14/09/2007 N ШС-6-18/716@. Мнение Минфина было доведено до инспекций письмом ФНС России от 31.10.07 N ШС-6-14/847@. Это дает основания надеяться, что если исполнители не последуют рекомендациям, их действия можно будет оспорить и в административном порядке.
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
*(2) п. 1 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
*(3) письма Минфина России от 31.01.2006 N 03-05-02-03/5, от 01.02.2005 N 03-05-02-03/6, ФНС России от 30.01.2006 N ГВ-6-05/91@
*(4) п. 3 ст. 58 НК РФ
*(5) письмо Минфина России от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18
*(6) письмо ФНС России от 01.06.2007 N ГВ-6-05/447@
*(7) п. 2 ст. 24, п. 2 и 4 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
*(8) письмо Минфина России от 09.10.2007 N 03-02-07/1-435
*(9) письмо Минфина России от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168
*(10) письмо ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@
*(11) письмо ФНС России от 31.10.2007 N ШС-6-14/847@
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.