Для установления повышенного размера базовой части пенсии лицам, работающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним областям, бывший сотрудник обратился с просьбой предоставить уточненный расчет в ПФ с указанием периодов работы в районах Крайнего Севера с документами, подтверждающие факт командировок в данные районы.
Просим Вас дать рекомендации о правомерности его требований.
ООО "АНТ-Консалт", сентябрь 2016 г.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)*(1) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день*(2).
Во исполнение ст.ст. 21 и 23 данного Закона, закрепляющих порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и сроки их перерасчета, утверждены в т.ч. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)*(3) (далее по тексту - Перечень документов), и Правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)*(4) (далее - Правила)*(5).
Перерасчет страховой пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения производится в заявительном порядке на основании соответствующего заявления, принятого территориальным органом Пенсионного фонда РФ (раздел V п.п. 48, 49 Правил N 884н). Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Из утвержденного Перечня документов следует, что для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы, в частности, о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пп. "и" п. 7 Перечня документов, п.п. 4, 5 ст. 17 Закона N 400-ФЗ)*(6).
В соответствии со ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ. При подсчете страхового стажа данные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета*(7). При этом ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в т.ч. о периодах деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
По нашему мнению, период выполнения служебных обязанностей во время служебных командировок в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может быть включен в подсчет "северного" стажа с учетом фактически отработанных дней (ст.ст. 166-167 ТК РФ*(8), Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516*(9)), однако прямо данный вывод из действующего законодательства не следует, и данная позиция не является бесспорной.
Некоторые суды признают за работником право на включение в "северный" стаж время нахождения работника в командировке, например, Определение Московского городского суда от 26.04.2012 N 4г/4-2591*(10), Апелляционное определение Иркутского областного суда от 01.04.2015 по делу N 33-2608/2015*(11).
Вместе с тем противоположный вывод следует, например, из Апелляционных определений Архангельского областного суда от 12.02.2015 по делу N 33-732/2015 *(12), Верховного суда Республики Карелия от 11.09.2015 по делу N 33-3605/2015, Московского областного суда от 18.06.2014 по делу N 33-12857/2014.
При этом, например, Саратовский областной суд в Апелляционном определении от 10.03.2016 по делу N 33-1589/2016 в удовлетворении требования работника отказал, поскольку истцом не представлены документы, выдаваемые в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, и документы, свидетельствующие о выплате ему заработной платы, об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование*(13).
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что требования работника о предоставлении уточненного расчета в ПФР РФ с указанием периодов работы в районах Крайнего Севера с документами, подтверждающие факт командировок в данные районы, могут быть удовлетворены, однако прямо такой обязанности из действующего законодательства не следует.
15 сентября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статьями 16, 17 указанного Закона установлена фиксированная выплата к страховой пенсии, а также повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в установленных процентах, в т.ч. лицам, проработавшим определенное количество лет в районах Крайнего Севера и имеющим соответствующий страховой стаж (п.п. 4-7, 12-13 ст. 17 Закона), при этом повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное ч. 4 и 5 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица (п. 12 ст. 17 Закона). Также ст.ст. 32, 33 Закона предусмотрено сохранение права на досрочную пенсию в т.ч. лицам, проработавшим определенное количество лет в районах Крайнего Севера и имеющим соответствующий страховой стаж.
*(2) Исходя из ч. 8 ст. 18 Закона N 400-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
*(3) Утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н.
*(4) Утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н.
*(5) При этом необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (п. 7 ст. 21 Закона N 400-ФЗ). Также ст. 23 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Закона N 400-ФЗ.
*(6) Также для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30-32 Закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным п.п. 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, в частности, о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пп. "н" п. 12 Перечня документов, ст. 32 Закона N 400-ФЗ).
*(7) Также Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015.
*(8) В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Статьей 167 ТК РФ им гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с выполнением указанных поручений.
*(9) Данными Правилами установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня в календарном порядке. При этом в п. 6 Правил предусмотрено исключение из этого общего правила и установлена возможность в отдельных случаях включать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, которая не выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, и при этом указано, что данные периоды подлежат исчислению по фактически отработанному времени. Однако в Правилах не установлено, что в стаж работы автоматически включается время командирования работников.
*(10) Суд указал, что поскольку нахождение лица в служебной командировке является выполнением возложенных на работника должностных обязанностей вне основного места работы, с оплатой по занимаемой должности, и необходимыми отчислениями, невключение в специальный стаж периодов нахождения работника в служебных командировках влечет необоснованное ограничение его пенсионных прав.
*(11) Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 30.10.2013 по делу N 33-6989/2013, Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24.10.2013 по делу N 33-5488/2013.
*(12) Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера, суд пришел к выводу, что выполнение истцом трудовых обязанностей в период командировки в городе Северодвинске, расположенном в районе Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии смешанного стажа работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
*(13) Апелляционное определение Челябинского областного суда от 23.11.2015 по делу N 11-14310/2015, Кировского областного суда от 17.04.2014 по делу N 33-1156, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.03.2014 по делу N 33-2475/2014.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "АНТ-Консалт"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "АНТ-Консалт" состоит в трудовых отношениях.
http://www.audit-nt.ru/