• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

О длящихся административных правонарушениях (А.Б. Панов, "Право. Журнал Высшей школы экономики", N 3, июль-сентябрь 2015 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Панов А.В. О длящихся административных правонарушениях

 

А.Б. Панов - помощник заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации, кандидат юридических наук

 

A.B. Panov - assistant to Deputy RF Minister of Agriculture - Head of the Federal Agency on Fishery, Candidate of Juridical Sciences

 

В статье автор на основе типичных случаев из судебной практики анализирует современное состояние разработанности проблемы квалификации административных правонарушений в качестве длящихся. На основе проанализированных подходов к понятию длящегося правонарушения формулируются критерии, которым должно удовлетворять понятие "длящееся правонарушение". Автор отмечает, что различия в понимании судьями данного термина приводят к появлению большого количества судебных постановлений, призванных исправлять ошибки в толковании норм закона нижестоящими судами. Это ведет к увеличению нагрузки на систему в целом и фактически к появлению прецедента, поскольку отсутствие в законе четкого определения данного понятия вынуждает российские суды вырабатывать в каждом деле подход к возможности отнесения правонарушений в определенной области к категории "длящихся". Подчеркивается также важность вопроса, какое правонарушение считать длящимся, поскольку ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает срок привлечения к административной ответственности в два месяца (или один год по указанным составам), который по общему правилу начинает течь со дня совершения нарушения, а в случае с длящимся правонарушением - со дня его обнаружения. Момент обнаружения длящегося правонарушения является не менее актуальным вопросом в судебной практике, так как в силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ именно с него исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности. В статье отмечается, что буквальное следование приведенным определениям в ряде случаев не в полной мере согласуется с порядком возбуждения дела об административном правонарушении, ведь в силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ возбуждение дела связано с получением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. На момент составления протокола об административном правонарушении у уполномоченного лица могут отсутствовать все необходимые документальные подтверждения. Время, необходимое для их сбора, может превышать давностный срок и в результате в возбуждении дела будет отказано по истечении срока давности. Такие ситуации возникают, например, при назначении по материалам проверки соответствующей экспертизы.

 

The paper features representative cases from judicial practice and examines the current development in the area of qualifying administrative offenses. The analyzed approaches to the concept of a continuing offence have allowed making up cut-and-dry criteria which a continuing offence should meet. The author notes that broad interpretations of this term by judges lead to a large number of court decisions, intended to correct errors in the interpretation of legal norms by lower courts. This increases the load on the system as a whole, and causes the emergence of a case, as the ambiguous definition of the concept in the legislation compels Russian courts to develop an approach on a case-to-case basis as to the possibility to attach an offence the group of continuing ones. The paper emphasizes the relevance of the issue what offence is continuing since Article 4.5 of the RF Administrative Code establishes the period of two months to start administrative liability, which as a rule begins from the date of the violation, and in the case of a continuing offence - from the date of detection. The time when a continuing offence is revealed is another topical issue in case practice as under part 2 of article 4.5 in the RF Administrative Code it is the date after which time limits starts. The paper notes that taking into account all the mentioned definitions tends to be inconsistent entirely with the process of initiating proceedings as under the RF Administrative Code 28.1, the initiation of a case requires sufficient data revealing an event of administrative offence. As of drawing up an infringement notice on an administrative offence, a person in authority may not provide the necessary supporting documents. The time required for their collection may exceed the time limits resulting in refusing to initiate proceedings after the time limits expire. Such situations arise, for example, when ordering a testing examination.

 

Ключевые слова: административная ответственность, КоАП РФ, изменения в законодательстве, длящиеся правонарушения, судебная практика, досудебное обжалование, компенсация, незаконные действия должностных лиц, претензионный порядок.

 

Keywords: Administrative liability, RF Administrative Code, amendments to legislation, continuing offences, judicial practice, pre-trial appeal, compensation, illegal actions of officials, complaint procedure.

 

"Право. Журнал Высшей школы экономики"

 

Ежеквартальный научно-аналитический журнал

Издается с 2008 г.

 

Журнал учреждается в качестве печатного органа Высшей школы экономики с целью расширения участия ВШЭ в развитии правовой науки, в совершенствовании юридического образования.

Основные задачи:

- стимулирование научных дискуссий;

- опубликование материалов по наиболее актуальным вопросам права;

- содействие реформе юридического образования, развитию образовательного процесса, в том числе разработке новых образовательных курсов;

- укрепление взаимодействия между учебными и научными подразделениями ГУ-ВШЭ;

- участие в расширении сотрудничества российских и зарубежных ученых-юристов и преподавателей;

- вовлечение молодых ученых и преподавателей в научную жизнь и профессиональное сообщество;

- организация круглых столов, конференций, чтений и иных мероприятий.